Паустовский краткая биография. Паустовский Константин Георгиевич

Главная / Развод

Паустовский Константин Георгиевич 1892-1968 известный русский писатель советских времен.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в православной мещанской семье, но детство его прошло в Киеве. Учился в Киевской классической гимназии. Ещё в гимназии начал писать стихи. После окончания гимназии молодой литератор поступил в Киевский университет. Затем перевёлся в Московский. Первый сборник рассказов «Встречные корабли» был издан в 1928 году.

Еще в последнем классе гимназии, напечатав свой первый рассказ, Паустовский решает стать писателем, но считает, что для этого надо многое пройти и увидеть в жизни. С 1913 до 1929 гг сменил множество профессий: был вожатым трамвая, санитаром на санитарном поезде, учителем, журналистом. Паустовский работал на металлургическом заводе в Брянске, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. Параллельно с работой он писал свой первый роман «Романтики» с 1916 по 1923гг., опубликовал роман был в 1935 г.

В 1932 г. выходит его повесть «Кара-Бугаз», ставшая переломной. Она делает Паусовского известным писателем и основной его деятельностью становиться писать.


Паустовский писал рассказы и повести о природе средней полосы России, очерки о других странах («Живописная Болгария», «Итальянские встречи»), удивительно лиричны его литературные портреты художников, писателей разных эпох и стран (Исаака Левитана, Ореста Кипренского, Фридриха Шиллера, Ханса Кристиана Андерсена, Александра Грина и многих других). Константин Георгиевич Паустовский был автором детских журналов «Мурзилка» и «Пионер». Много раз издавались в сборниках и отдельными книжками сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб», «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша» и другие.

Во время Великой Отечественной Войны Паустовский был военным корреспондентом, при этом писал не только для газет, но свои литературные произведения.

В середине 50-х гг. Константин Георгиевич Паустовский становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы России. Он совершает рядпоездок по странам зарубежья, в Польшу, Болгарию, Турцию, Чехословакию, Грецию, Швецию и др. В 1965 г. довольно длительный срок проживал на острове Капри.

Константин Паустовский был награжден большим количеством медалей и премий.

В последние годы жизни работал над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни».
Паустовский умер 14 июля 1968 в Тарусе (город в Калужской области России), где и похоронен.

Друзья эти - книги.

Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) стал классиком русской литературы ещё при жизни. Его произведения были включены в школьную программу по литературе как образцы пейзажной прозы. Романы, повести и рассказы Паустовского пользовались огромной популярностью в Советском Союзе и были переведены на многие иностранные языки. Только во Франции было издано больше десятка произведений писателя. В 1963 году по опросу одной из газет К. Паустовский был признан самым популярным писателем СССР.

Поколение Паустовского прошло тяжелейший естественный отбор. В трёх революциях и двух войнах выжили только самые крепкие и сильные. В автобиографической «Повести о жизни» писатель как бы вскользь и даже с какой-то меланхолией пишет о расстрелах, голоде и бытовых лишениях. Он и попытке своего расстрела в Киеве уделил едва две страницы. Уж в таких условиях, казалось бы, не до лирики и природных красот.

Однако Паустовский видел и ценил красоту природы с детства. А уж познакомившись со Средней полосой России, он прикипел к ней душой. В истории русской литературы хватает мастеров пейзажа, однако для многих из них пейзаж — лишь средство для создания у читателя нужное настроение. Пейзажи же Паустовского самостоятельны, в них природа живёт собственной жизнью.

В биографии К. Г. Паустовского есть лишь одна, но очень большая неясность — отсутствие премий. Писателя весьма охотно издавали, он был награждён орденом Ленина, но вот ни Ленинской, ни Сталинской, ни Государственной премий Паустовский удостоен не был. Объяснить это идеологическими гонениями сложно — рядом жили писатели, вынужденные заниматься переводами, чтобы хоть на кусок хлеба заработать. Талант и популярность Паустовского признавали все. Возможно, дело в чрезвычайной порядочности писателя. Союз писателей был той ещё клоакой. Нужно было интриговать, вступать в какие-то группы, кого-то подсидеть, кому-то льстить, что для Константина Георгиевича было неприемлемо. Впрочем, он никогда не высказывал никаких сожалений. В истинном призвании писателя, писал Паустовский, «нет ни ложного пафоса, ни напыщенного осознания писателем своей исключительной роли».

Марлен Дитрих целовала руки своему любимому писателю

1. К. Г. Паустовский родился в семье железнодорожного статистика в Москве. Когда мальчику было 6 лет, семья переехала в Киев. Затем уже самостоятельно Паустовский объездил почти весь юг тогдашней России: Одессу, Батуми, Брянск, Таганрог, Юзовку, Сухуми, Тбилиси, Ереван, Баку и даже побывал в Персии.

Москва конца XIX века

2. В 1923 году Паустовский окончательно осел в Москве — Рувим Фраерман, с которым они познакомились в Батуми, устроился работать редактором в РОСТА (Российское Телеграфное Агентство, предшественник ТАСС), и замолвил словечко за друга. Написанная во время работы редактором одноактная юмористическая пьеса «День в Росте» была, скорее всего, дебютом Паустовского в драматургии.

Рувим Фраерман не только написал «Дикую собаку Динго», но и привёз Паустовского в Москву

3. У Паустовского были двое братьев, в один день погибших на фронтах Первой мировой войны, и сестра. Сам Паустовский также побывал на фронте — он служил санитаром, но после гибели братьев был демобилизован.

4. В 1906 году семья Паустовских распалась. Отец поссорился с начальством, наделал долгов и сбежал. Семья жила тем, что распродавала вещи, но потом иссяк и этот источник дохода — имущество описали за долги. Отец тайком передал сыну письмо, в котором призывал того быть сильным и не пытаться понять того, чего тот понять пока не может.

5. Первым напечатанным произведением Паустовского был рассказ, опубликованный в Киевском журнале «Рыцарь».

6. Когда Костя Паустовский учился в выпускном классе Киевской гимназии, ей как раз исполнялось 100 лет. По этому случаю гимназию посетил Николай II. Он пожал Константину, стоявшему на левом фланге строя, руку, и спросил его фамилию. Присутствовал Паустовский и в театре в тот вечер, когда там на глазах Николая убили Столыпина.

7. Самостоятельные заработки Паустовского начались с уроков, которые он давал, будучи гимназистом. Он также работал кондуктором и водителем трамвая, браковщиком снарядов, подручным рыбака, корректором, и, конечно же, журналистом.

8. В октябре 1917 года 25-летний Паустовский был в Москве. В ходе боёв он и другие жильцы его дома в центре города отсиживались в дворницкой. Когда Константин выбрался в свою квартиру за сухарями, его схватили революционные рабочие. От расстрела молодого человека спас только их командир, накануне видевший Паустовского в доме.

9. Первым литературным наставником и советником Паустовского был Исаак Бабель. Именно у него Паустовский научился безжалостно «отжимать» из текста лишние слова. Бабель сразу писал короткими, будто топором вырубленными фразами, а затем долго мучился, убирая лишнее. Паустовскому, с его поэтичностью, сокращать тексты было легче.

Исаака Бабеля за пристрастие к краткости называли скупым рыцарем литературы

10. Первый сборник рассказов писателя «Встречные корабли» вышел в 1928 году. Первый роман «Блистающие облака» — в 1929. Всего из-под пера К. Г. Паустовского вышли десятки произведений. Полное собрание сочинений опубликовано в 9 томах.

11. Паустовский был страстным любителем рыбалки и большим знатоком рыбной ловли и всего, что с ней связано. Он считался первым рыбаком среди писателей, а рыболовы признавали его вторым после Сергея Аксакова писателем среди рыболовов. Однажды Константин Георгиевич долго слонялся с удочкой по Мещёре — не клевало нигде, даже там, где по всем приметам рыба была. Неожиданно писатель обнаружил, что вокруг одного из небольших озёр сидят десятки рыбаков. Паустовский не любил вмешиваться в процесс, но тут не выдержал и сказал, что рыбы в этом озерце быть не может. Его подняли на смех — о том, что здесь рыба должна быть, писал

Сам Паустовский

12. Писал К. Г. Паустовский только от руки. Причём делал он это не по старой привычке, а потому, что считал творчество делом интимным, а машинка для него была как бы свидетелем или посредником. Перепечатывали рукописи секретари. При этом писал Паустовский очень быстро — солидного объёма повести «Колхида» была написана всего за месяц. Когда в редакции спросили, как долго писатель работал над произведением, этот срок показался ему несолидным, и он ответил, что работал пять месяцев.

13. В Литературном институте сразу после войны шли семинары Паустовского — он набрал группу из вчерашних фронтовиков или побывавших в оккупации. Из этой группы вышла целая плеяда известных писателей: Юрий Трифонов, Владимир Тендряков, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов и. др. По воспоминаниям студентов, Константин Георгиевич был идеальным модератором. Когда молодёжь начинала яростно обсуждать произведения своих товарищей, он не прерывал дискуссию, даже если критика становилась чересчур острой. Но стоило автору или критикующим его коллегам перейти на личности, как дискуссия безжалостно прерывалась, а нарушитель вполне мог покинуть аудиторию.

14. Писатель чрезвычайно любил порядок во всех его проявлениях. Одевался всегда опрятно, иногда с неким шиком. Идеальный порядок всегда царил и на его рабочем месте, и в его доме. Один из знакомых Паустовского попал в его новую квартиру в доме на Котельнической набережной в день переезда. Мебель была уже расставлена, но огромная груда бумаг валялась посередине одной из комнат. Уже на следующий день в комнате стояли специальные шкафы, а все бумаги были разобраны и рассортированы. Даже в последние годы жизни, когда Константин Георгиевич тяжело болел, он всегда выходил к людям чисто выбритым.

15. Все свои произведения К. Паустовский читал вслух, в основном, самому себе или членам семьи. Причём читал он практически абсолютно без всякого выражения, довольно неторопливо и монотонно, ещё и замедляясь в ключевых местах. Соответственно, ему никогда не нравилось чтение его произведений актёрами на радио. А уж голосовую экзальтацию актрис писатель и вовсе не переносил.

16. Паустовский был прекрасным рассказчиком. Многие из знакомых, слушавших его рассказы, впоследствии жалели, что не записывали их. Они ожидали, что Константин Георгиевич скоро издаст их в печатном виде. Часть из таких рассказов-баек (Паустовский никогда не делал акцент на их правдивости) действительно появилась в произведениях писателя. Однако большая часть устного творчества Константина Георгиевича потеряна безвозвратно.

17. Писатель не хранил свои рукописи, особенно ранние. Когда кто-то из поклонников в связи с намечавшимся изданием очередного сборника раздобыл рукопись одного из гимназических рассказов, Паустовский внимательно перечитал своё произведение и отказался включать его в сборник. Рассказ показался ему слишком слабым.

18. После одного случая на заре своей карьеры Паустовский никогда не сотрудничал с кинематографистами. Когда было принято решение экранизировать «Кара-Бугаз», киношники настолько исказили смысл повести своими вставками, что автор пришёл в ужас. Благо, из-за каких-то неурядиц фильм на экраны так и не попал. С тех пор Паустовский категорически отказывался от экранизаций своих произведений.

19. Кинематографисты, впрочем, на Паустовского не обижались, и в их среде он пользовался большим уважением. Когда в конце 1930-х годов Паустовский и Лев Кассиль узнали о бедственном материальном положении Аркадия Гайдара, они решили помочь ему. К тому времени авторских отчислений за свои книги Гайдар не получал. Единственным способом быстро и серьёзно поправить материальное положение писателя была экранизация его произведения. На клич Паустовского и Кассиля откликнулся режиссёр Александр Разумный. Он заказал Гайдару сценарий и снял фильм «Тимур и его команда». Гайдар получил деньги как сценарист, а затем ещё и написал одноимённую повесть, окончательно решившую его материальные проблемы.

С А. Гайдаром на рыбалке

20. Взаимоотношения Паустовского с театром были не столь острыми, как с кино, но идеальными их тоже назвать сложно. Заказанную Малым театром пьесу о Пушкине («Наш современник») Константин Георгиевич в 1948 году написал достаточно быстро. В театре она прошла с успехом, но Паустовский был недоволен тем, что режиссёр постарался сделать постановку динамичнее в ущерб глубокой прорисовке характеров.

21. У писателя было три жены. С первой, Екатериной, он встретился в санитарном поезде. Обвенчались они в 1916 году, расстались в 1936, когда Паустовский встретил Валерию, ставшую его второй супругой. Сын Паустовского от первого брака Вадим посвятил всю жизнь сбору и хранению материалов об отце, которые впоследствии передал в Музей-центр К. Г. Паустовского. Брак с Валерией, длившийся 14 лет, был бездетным. Третьей женой Константина Георгиевича стала известная актриса Татьяна Арбузова, которая ухаживала за писателем до самой смерти. Сын от этого брака Сергей прожил всего 26 лет, а дочь Арбузовой Галина работает хранительницей Дома-музея писателя в Тарусе.

С Екатериной

С Татьяной Арбузовой

22. Константин Паустовский скончался в Москве 14 июля 1968 года в Москве. Последние годы его жизни прошли очень тяжело. Он давно страдал астмой, с которой привык бороться с помощью самодельных полукустарных ингаляторов. Да ещё и стало серьёзно шалить сердце — три инфаркта и куча менее серьёзных приступов. Тем не менее, до конца жизни писатель оставался в строю, по мере сил продолжая профессиональную деятельность.

23. Всенародную любовь к Паустовскому демонстрировали не миллионные тиражи его книг, не очереди на подписку, в которых люди стояли ночами (да, такие очереди появились не вместе с Айфонами), и не государственные награды (два ордена Трудового Красного Знамени и Орден Ленина). В небольшой городок Таруса, в котором Паустовский прожил много лет, для того, чтобы проводить великого писателя в последний путь, съехались десятки, а то и сотни тысяч человек.

24. Так называемая «демократическая интеллигенция» уже после смерти К. Г. Паустовского поднялась сделать из него икону оттепели. Согласно катехизису адептов «оттепели», с 14 февраля 1966 года по 21 июня 1968 года писатель занимался только тем, что подписывал разного рода петиции, воззвания, характеристики и писал ходатайства. Перенёсший три инфаркта, страдающий тяжелейшей формой астмы Паустовский в последние два года жизни, оказывается, был озабочен московской квартирой А. Солженицына — — Паустовский подписал ходатайство о предоставлении такой квартиры. Кроме того, великий певец русской природы дал положительную характеристику творчеству А. Синявского и Ю. Даниэля. Очень волновала Константина Георгиевича также возможная реабилитация Сталина (подписал «Письмо 25»). Также он переживал о сохранении места за главным режиссёром Театра на Таганке Ю. Любимовым. За всё это Советская власть не давала ему своих премий и заблокировала присуждение премии Нобелевской. Выглядит всё это очень логично, но налицо типичное передёргивание фактов: на Нобелевскую премию польские писатели выдвинули Паустовского ещё в 1964 году, а советские премии можно было присудить и раньше. Но для них нашлись, видимо, более ушлые коллеги. Больше всего это «подписанство» похоже на использование авторитета смертельно больного человека — ему всё равно уже ничего не сделают, а на Западе подпись писателя имела вес.

25. Кочевая жизнь К. Г. Паустовского наложила отпечаток и на увековечение его памяти. Дома-музеи писателя действуют в Москве, Киеве, Крыму, Тарусе, Одессе и посёлке Солотча Рязанской области, где также жил Паустовский. В Одессе и Тарусе установлены памятники писателю. В 2017 году было широко отмечено 125-летие со дня рождения К. Г. Паустовского, по всей России было проведено более 100 мероприятий.

Константин Георгиевич Паустовский – русский советский писатель; современные читатели в большей степени знают такую грань его творчества, как повести и рассказы о природе для детской аудитории.

Родился Паустовский 31 мая (19 мая по ст. ст.) в Москве, его отец был потомком казацкого рода, работал железнодорожным статистиком. Их семья была довольно творческой, здесь музицировали на рояле, часто пели, любили театральные постановки. Как говорил сам Паустовский, отец был неисправимым мечтателем, поэтому места его работы, и соответственно, проживания все время менялись

В 1898 г. семья Паустовских оседает в Киеве. Себя писатель называл «киевлянином по душе», с этим городом были связаны многие годы его биографии, именно в Киеве он состоялся как литератор. Местом учебы Константина была 1-ая киевская классическая гимназия. Будучи учеником последнего класса, он написал свой первый рассказ, который был напечатан. Еще тогда к нему пришло решение быть писателем, но он не мыслил себя в этой профессии без того, чтобы накопить жизненный опыт, «уйти в жизнь». Это пришлось ему сделать еще и потому, что отец бросил семью, когда Константин учился в шестом классе, подросток был вынужден заботиться о поддержании родных.

В 1911 г. Паустовский - студент историко-филологического факультета Киевского университета, где он проучился до 1913 г. Затем он перевелся в Москву, в университет, но уже на юридический факультет, хотя не доучился до конца: учеба была прервана Первой мировой войной. Его, как младшего сына в семье, не призвали в армию, но он работал вагоновожатым на трамвае, на санитарном поезде. В один день, находясь на разных фронтах, погибли два его брата, и из-за этого Паустовский приехал к матери в Москву, но пробыл там лишь некоторое время. В тот период у него были самые разные места работы: Новороссийский и Брянский металлургические заводы, котельный завод в Таганроге, рыбацкая артель на Азове и др. В часы досуга Паустовский работал над первой своей повестью, «Романтики», на протяжении 1916-1923 гг. (опубликована она будет в Москве лишь в 1935 г.).

Когда началась Февральская революция, Паустовский вернулся в Москву, сотрудничал с газетами в качестве репортера. Здесь же встретил Октябрьскую революцию. В послереволюционные годы он совершил большое количество поездок по стране. В гражданскую войну писатель оказался на Украине, где его призвали служить в петлюровскую, а затем в Красную армию. Затем на протяжении двух лет Паустовский жил в Одессе, работая в редакции газеты «Моряк». Оттуда, увлекаемый жаждой дальних странствий, он отправился на Кавказ, жил в Батуми, Сухуми, Ереване, Баку.

Возвращение в Москву состоялось в 1923 г. Здесь он работал редактором РОСТА, а в 1928 г. вышел его первый сборник рассказов, хотя раньше публиковались некоторые рассказы и очерки по отдельности. В этом же году он написал первый роман - «Блистающие облака». В 30-ые гг. Паустовский - журналист сразу нескольких изданий, в частности, газеты «Правда», журналов «Наше достижение» и др. Эти годы также наполнены многочисленными путешествиями по стране, которые дали материал для многих художественных произведений.

В 1932 г. выходит его повесть «Кара-Бугаз», ставшая переломной. Она делает писателя известным, кроме того, с этого момента Паустовский решает стать профессиональным писателем и оставляет работу. Как и прежде, писатель много путешествует, за свою жизнь он объездил практически весь СССР. Его излюбленным уголком стала Мещера, которой он посвятил немало вдохновенных строк.

Когда началась Великая Отечественная война, Константину Георгиевичу также довелось побывать во многих местах. На Южном фронте он работал военным корреспондентом, не оставляя занятий литературой. В 50-ые гг. местом жительства Паустовского были Москва и Тарус на Оке. Послевоенные годы его творческого пути ознаменованы обращением к теме писательского труда. На протяжении 1945-1963 гг. Паустовский работал над автобиографической «Повестью о жизни», и эти 6 книг были главным произведением всей его жизни.

В середине 50-х гг. Константин Георгиевич становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы родной страны. Писатель получает возможность отправиться в путешествие по всему континенту, и он с удовольствием ею пользуется, съездив в Польшу, Турцию, Болгарию, Чехословакию, Швецию, Грецию и др. В 1965 г. довольно длительный срок проживал на острове Капри.

В 1965 году он был номинантом на получение Нобелевской премии по литературе, но по требованию советского правительства был заменен на М. Шолохова. Паустовский - кавалер орденов «Ленин» и Трудового Красного знамени, был награжден большим количеством медалей.

Советская литература

Константин Гелргиевич Паустовский

Биография

ПАУСТОВСКИЙ, КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892−1968), русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

В автобиографическом очерке Несколько отрывочных мыслей (1967) Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А.Грин.

Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни».

По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман Романтики (1916−1923, опубл. 1935). Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основной мотив Романтиков - судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, - впоследствии встречался во многих произведениях Паустовского.

Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писателя вновь «завертело»: он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей - И. Ильфа, И. Бабеля, Э. Багрицкого, Г. Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.

В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли. В том же году был написан роман Блистающие облака. В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали А.С.Новиков-Прибой, М. А. Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В. Катаев и др.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов Подводные ветры стал прототипом главного героя повести Кара-Бугаз (1932). История создания Кара-Бугаза подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского Золотая роза (1955) - одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В Кара-Бугазе Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях.

Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть Колхида (1934). Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Н.Пиросмани.

После выхода в свет Кара-Бугаза Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями - А. Гайдаром, Р. Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: Мещерская сторона, Исаак Левитан, Повесть о лесах, цикл рассказов Летние дни, Старый челн, Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый рассвет, Кордон 273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут» (речь идет о рассказах, написанных в 1930-1960-е годы). Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим - а возможно, и физическим - спасением в период сталинских репрессий. В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления Литературная Москва (1956) и Тарусские страницы (1961). В годы «оттепели» активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей - Бабеля, Ю. Олеши, Булгакова, Грина, Н. Заболоцкого и др. В 1945-1963 Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: Далекие годы (1946), Беспокойная юность (1954), Начало неведомого века (1956), Время больших ожиданий (1958), Бросок на юг (1959−1960), Книга скитаний (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов Итальянские встречи, Мимолетный Париж, Огни Ла-Манша и др. Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», - Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др. Умер Паустовский в Москве 14 июля 1968.

Родился Паустовский, Константин Георгиевич 19 (31) мая 1892 года в Москве. Работа отца Константина на должности статистика на железной дороге была связана с постоянной сменой места работы, поэтому семья постоянно переезжала. Поселившись в Киеве, юный Паустовский получал образование в Первой классической гимназии. Отец ушел из семьи, когда Константин был в 6-ом классе. Он начинает подрабатывать репетитором для обеспечения жизни и учебы. Первый рассказ «На воде» был написан в последнем классе в гимназии и в 1912 году опубликован в альманахе «Огни».

Поступил в Киевский университет, но потом перевелся в Москву, где не смог окончить образование из-за Первой мировой войны. Паустовский устраивается в Москве вожатым на трамвай, служит на санитарном поезде. Вместе с русской армии в составе санитарного отряда отступал в 1915 году по землях Польши и Белоруссии.

Когда на войне погибли 2 старших брата Пустовского, он ненадолго возвратился к матери в Москву. Затем уезжает работать в Екатеринославль, а затем в Юзовск на металлургические заводы, после трудится на Таганрогском котельном заводе. В 1916 году на Азовском море устраивается в рыболовецкую артель. Через год стал работать журналистом в Москве. Вслед за матерью перебрался в Киев, затем 2 года проживал в Одессе, посещал Сухум, Батум, путешествовал по Кавказу, Армении и Персию.

С 1923 года Паустовский работал редактором московского РОСТА и активно публиковался. В 1928 году напечатан первый сборник рассказов «Встречные корабли» и роман «Блистающие облака». В 30-е гг. активно сотрудничает с периодическими изданиями «Правда», «Наши достижения», «30 дней» и др. и продолжает путешествовать, а впечатления описывать в своих произведениях. Во время Второй мировой войны писатель был военным корреспондентом. В послевоенные годы участвовал в формировании коллективных сборников «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). В 1950-ые гг. его произведения становятся популярны в мировом сообществе, Паустовский начинает путешествовать по Европе и художественно описывать свои поездки. Довольно длительное время в 1965 находился на острове Капри.

Произведения

Телеграмма Дым отечества

Удивительное сочетание тонкости, породы, благородства и озорства. Таким виделся Константин Паустовский, студент Многие люди знают его как выдающегося писателя, написавшего большое количество произведений не только для взрослых, но и для детей. В каком году родился Константин Паустовский? Как он стал писателем? Какие темы для своих книг выбирал Константин Паустовский? Биография известного русского писателя изложена в статье. Начнем с самого рождения.

Константин Паустовский: биография

Основы личности закладываются ещё в детстве. От того, чему и как учат ребенка, зависит его последующая жизнь. Она у Паустовского была весьма увлекательной. В ней оказалось много странствий, войн, разочарований и любви. Да и могло ли быть иначе, если Константин Паустовский родился в конце 19 века, в 1892 году. Так что испытаний на долю этого человека хватило сполна.

Место рождения Константина Паустовского - Москва. Всего в семье было четверо детей. Отец работал на железной дороге. Его предками были запорожские казаки. Отец был мечтателем, а мать властной и суровой. Несмотря на то что родители были простыми рабочими, в семье очень любили искусство. Пели песни, играли на рояле, любили театральные постановки.

В детстве, как и многие ровесники, мальчик мечтал о далеких странах и синих морях. Любил путешествовать, семье часто приходилось переезжать с места на место. Учился Паустовский в гимназии города Киева. Когда из семьи ушел отец, беззаботное детство закончилось. Костя, как и два его старших брата, вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством. Оно занимало все его свободное время, несмотря на это, он начинает писать.

Дальнейшее образование он получил в Киевском университете, на факультете истории и филологии. Затем учился в Москве, на юридическом. С началом Первой мировой войны учебу пришлось бросить и пойти работать кондуктором на трамвае, затем санитаром. Здесь он познакомился со своей первой женой Екатериной Степановной Загорской.

Любимые женщины

Константин Паустовский был женат трижды. Со своей первой женой он прожил около двадцати лет, родился сын Вадим. Они прошли вместе суровые испытания, но в какой-то момент времени просто устали друг от друга и приняли решение расстаться, сохранив при этом дружеские отношения.

Вторая жена - Валерия, была сестрой известного польского художника. Прожили вместе не один год, но тоже расстались.

Третьей женой стала известная актриса Татьяна Евтеева. Константин Паустовский влюбился в красавицу, она родила ему сына Алексея.

Трудовая деятельность

За свою жизнь Константин Паустовский сменил множество профессий. Кем он только не был и чем только не занимался. В юности репетиторством, позднее: кондуктором трамвая, санитаром, рабочим, металлургом, рыбаком, журналистом. Чем бы он ни занимался, старался всегда приносить пользу людям и обществу. Одна из его первых повестей "Романтики" писалась около двадцати лет. Это своего рода лирический дневник, в котором Паустовский описывает основные этапы своей трудовой деятельности. В годы Второй Мировой войны писатель работал военным корреспондентом.

Любимые увлечения

С раннего возраста Константин Паустовский любил мечтать и фантазировать. Он хотел стать капитаном дальнего плавания. Узнавать о новых странах - было самым увлекательным занятием мальчика, не случайно его любимым предметом в гимназии была география.

Константин Паустовский: творчество

Его первое произведение - небольшой рассказ - было опубликовано в литературном журнале. После этого он долгое время нигде не печатался. Создается впечатление, что он накапливал жизненный опыт, набирался впечатлений и знаний, чтобы создать серьезное произведение. Он писал на самые разные темы: любовь, война, путешествия, биографии знаменитых людей, о природе, о секретах писательского мастерства.

Но любимая тема была - описание жизни человека. У него есть много очерков и рассказов, посвященных великим личностям: Пушкину, Левитану, Блоку, Мопассану и многим другим. Но чаще всего Паустовский писал об обычных людях, тех, которые жили с ним рядом. У многих поклонников творчества писателя очень часто возникает вопрос: писал ли Константин Паустовский стихи? Ответ можно найти в его книге "Золотая роза". В ней он говорит, что писал большое количество стихов в школьном возрасте. Они нежные и романтичные.

Самые известные рассказы

Паустовский известен и любим многими читателями, в первую очередь, за его произведения для детей. Он писал для них сказки и рассказы. Какие самые известные? Константин Паустовский, рассказы и сказки (список):

  • "Стальное колечко". Удивительно нежно и трогательно в этой сказке описываются переживания маленькой девочки. Герои этого небольшого произведения - бедные деревенские люди, которые умеют видеть красоту окружающей природы и человеческих взаимоотношений. Прочитав эту сказку, на душе становится тепло и радостно.
  • "Теплый хлеб". Действие рассказа происходит во время войны. Основная тема - отношения человека и лошади. Писатель легким и доступным языком, без излишнего морализаторства, объясняет, что только от нас зависит, в каком мире мы живем и будем жить. Совершая добрые поступки, мы делаем нашу жизнь ярче и радостнее.
  • "Растрёпанный воробей". Этот рассказ изучают по школьной программе. Почему? Он удивительно добрый и светлый, как и многие произведения, которые написал Константин Паустовский.
  • "Телеграмма". О чем этот рассказ? Одинокая женщина доживает последние дни своей жизни, а её дочка живет в другом городе и не торопится навестить свою старенькую мать. Тогда один из соседей отправляет телеграмму дочери с известием о том, что мать умирает. К сожалению, долгожданная встреча не состоялась. Дочь приехала слишком поздно. Этот небольшой рассказ заставляет нас задуматься о бренности бытия, а также о том, что необходимо беречь и ценить наших близких, пока не стало слишком поздно.

Простые, обычные вещи и события, как какое-то чудо описывает для читателя Константин Паустовский. Рассказы погружают нас в волшебный мир природы и человеческих взаимоотношений.

Повести Константина Паустовского

В своей жизни писатель много путешествовал и общался с разными людьми. Его впечатления от поездок и встреч станут основой многих его книг. В 1931 году он написал повесть "Кара-Бугаз". Она стала одной из любимых книг писателя. О чем она? В чем причина её успеха?

В том, что от неё невозможно оторваться, пока не перелистнешь последнюю страницу. Кара-Бугаз - это залив в Каспийском море. Русские ученые исследуют это место. В ней приводятся интересные научные факты и сведения. А самое главное, что это книга о силе человеческого духа и о терпении.

"Золотая роза" - это произведение стоит прочесть каждому, любящему творчество Паустовского. Здесь он щедро делится секретами писательского мастерства.

"Повесть жизни"

Паустовский прожил большую и нелегкую жизнь, многие факты которой он отразил в автобиографическом романе "Повесть жизни". Вместе со страной он переносил все тяжелые испытания, выпавшие на её долю. Не раз рисковал своей жизнью, терял близких людей. Но самым главным для него было сочинительство. Ради возможности писать он жертвовал многим. Его характер был неоднозначным, Константин Паустовский мог быть и жестким, и нетерпимым. А мог быть нежным, добрым и романтичным.

Книга "Повесть жизни" состоит из шести повестей. В каждой из них описывается определенный период в жизни писателя. Сколько времени он работал над этим произведением? Константин Паустовский "Повесть о жизни" писал в течение двадцати лет. Перед самой смертью он начал работать над седьмой книгой, но, к сожалению, закончить её так и не успел. Для многих почитателей творчества писателя это невосполнимая утрата.

Основные принципы

Он считал, что самый счастливый человек - это тот, кто не видел войны.

С высочайшим уважением относился к русскому языку. Считал его самым богатым во всем мире.

Он всегда служил своей стране и своему народу.

Любил природу и старался своим читателям передать эту любовь.

Он умел видеть красоту и романтику даже в повседневной жизни.

Любопытные факты

Константин Паустовский мог быть лауреатом Нобелевской премии. Он номинировался вместе с Михаилом Шолоховым, который её и получил.

Фильм по книге Паустовского "Кара-Бугаз" был запрещен к показу по политическим мотивам.

Любимым писателем в детские годы у Паустовского был Александр Грин. Благодаря ему, творчество писателя овеяно духом романтики.

В знак признательности и уважения, великая актриса Марлен Дитрих, вставала перед Константином Паустовским на колени.

В городе Одессе Паустовскому установлен памятник, в котором он изображен в виде сфинкса.

У писателя было большое количество орденов и медалей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры