Граф николай шереметьев. Культура и искусство: русские имена

Главная / Чувства
«Старичок с маленькой белой бородкой, служивший в скромной должности гитариста в Художественном театре, был до революции одним из богатейших людей Москвы – владельцем нескольких десятков огромных домов в центре города… В Малом театре спокойно переживала многочисленные бури советской эпохи Луиза Федоровна Александрова – бывшая статс-дама при императрице Александре Федоровне и бывшая симпатия императора Николая Второго. После того как ее близкие отношения с императором стали явными, ей пришлось покинуть Петербург и переселиться в Москву. Здесь Луиза Федоровна поступила в Малый театр актрисой на незначительные роли, и это спасло ей жизнь. В том же Малом театре в должности помощника заведующего монтировочной частью служил некий Владимир Александрович Шрамченко. До революции он был чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе в чине статского советника и заведовал отделом иностранных паспортов в московском отделении Министерства внутренних дел».
Одним из таких «бывших» был коллега Елагина по театру им. Вахтангова – скрипач и концертмейстер Николай Шереметев. Николай Петрович родился 1903 году и был внуком Сергея Дмитриевича Шереметева, известного историка, общественного деятеля и внука знаменитого Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Жемчуговой.

Николай Петрович Шереметев

«Детство свое он провел в Шереметевском дворце в Петербурге. В гимназии он не учился, к нему на дом ходили лучшие учителя России. Знаменитый русский поэт Гумилев, расстрелянный большевиками в 1921 году, преподавал ему ассирийский язык. Его отец был большим любителем музыки и содержал даже свой собственный оркестр. Когда Николаше исполнилось семь лет, его стали учить играть на скрипке. Надо сказать, что в фамильном музее графов Шереметевых была великолепная коллекция старинных инструментов, один из которых – превосходная скрипка Амати – был подарен мальчику. Эта скрипка так и пережила годы революции и годы разрушения старой России, не расставаясь со своим хозяином, а теперь благополучно звучала в нашем оркестре. По счастливой случайности (которые так часты в бурные исторические годы), почти вся семья Шереметевых уцелела в годы революции, за исключением двух старших братьев Николая Петровича, погибших во время знаменитого Ледового похода белого генерала Корнилова на юге России».
Родные Николая Петровича эмигрировали, а он остался в Советской России. Как так получилось? Все дело было в том, что, как и его знаменитый предок, юный Николай влюбился в актрису. Однажды он попал на репетицию легендарной вахтанговской «Принцессы Турандот», увидел там исполнительницу главной роли, любимую ученицу Вахтангова Цецилию Мансурову и оказался сражен.

Цецилия Мансурова

Цецилия Львовна была замужем, да к тому же на 7 лет старше Николая, она считалась примой театра, а он был скромным скрипачом, однако настойчивость молодого человека сделала свое дело, и она стала отвечать поклоннику взаимностью. В 1924 году всей семье Шереметевых удалось получить разрешение на выезд за границу – в Париж. Николай Петрович тоже получил заграничный паспорт, но в самый последний момент… разорвал его. Семья Шереметевых уехала за границу, а Мансурова разошлась со своим первым мужем и вышла замуж за молодого графа Шереметева.

Однако только в сказках в этот момент говорится о том, что «жили они долго и счастливо». В течение последующих лет ОГПУ арестовывало Николая Петровича десять раз. И ни разу не сидел он в тюрьме более десяти дней. Его любящая жена обращалась за помощью к своим покровителям и графа освобождали из лубянских подвалов. Аресты повторялись и повторялись, но связи Цецилии Львовны были сильнее и Николай Петрович продолжал играть на скрипке в театре.

«Когда в Москве проходила паспортизация, пошел, конечно, получать паспорт и Николай Петрович. В районном паспортном отделе, куда он пришел вместе с другими вахтанговцами, сидел молодой милиционер. Проверив по списку и найдя фамилию Шереметева среди тех, кому надлежало паспорт выдать, милиционер усомнился на мгновение и, заподозрив ошибку, спросил:

– А не будете ли вы, гражданин, родственником графов Шереметевых?

– Я и есть сам граф Шереметев, – ответил Николай Петрович.

Милиционер опешил на минуту, потом сорвался с места и бросился в кабинет начальника паспортного отдела. Через довольно значительное время он возвратился обратно. Красное лицо его выражало крайнюю степень возбуждения. Он взволнованно говорил что-то своим товарищам по работе – другим милиционерам, находившимся в комнате. Все они встали из-за своих столов, подошли к барьеру, отделявшему их от посетителей, и уставились на настоящего живого графа Шереметева. Несколько секунд длилось абсолютное молчание. Потом пролетарское сердце паспортного чиновника не выдержало.

– Бери, бери паспорт, барское отродье, – прошипел он, побагровев и швыряя паспорт под ноги Шереметеву. Он прибавил еще самое сильное из всех ругательств, существующих на русском языке».

При этом в самом театре Вахтангова отношение к Николаю Петровичу было исключительно благожелательным.
«Вспоминая сейчас все его поведение, его манеру обращения с людьми и разговора, даже его характер, я не мог бы сказать о них ничего определенного. Я никогда в жизни не встречал людей, которые были бы так изменчивы, так многолики, как он – граф Николай Петрович Шереметев. Иногда он бывал простоват, даже груб, всеми манерами, разговором и даже костюмом напоминая простого рабочего. Кстати, наши рабочие сцены любили его чрезвычайно, и со многими из них он дружил. Иногда он производил впечатление человека скромного, молчаливого и незначительного. Иногда же он бывал блестящ и элегантен, выделяясь даже среди наших наиболее блестящих молодых актеров.

Когда театр принимал гостей из-за границы – писателей, артистов, режиссеров из Франции, Англии, Германии и других стран, – то Шереметева всегда выпускали вперед, так как он был единственный из всех нас, свободно говоривший на всех главных языках мира. И глядя на него, когда он – спокойный и непринужденный, в превосходно сшитом черном костюме – рассказывал главному режиссеру парижской «Comedie Franсaise» на безукоризненном французском языке о Вахтангове и об истории его театра, трудно было поверить, что это был тот же самый Николаша, который вчера в потертых брюках и в засаленной черной косоворотке обсуждал в рабочей «курилке» со своими приятелями рабочими планы будущей поездки на охоту. Охоту, теннис и водку он любил сильно. Пил много, но не пьянел. Разве что когда уж очень много выпьет, становился более разговорчивым, чем обычно. Это бывали единственные моменты, когда можно было от него услышать кое-что из его прошлого, да и то не много».

Писательница Анна Масс, дочь драматурга Владимира Масса и соседка Мансуровой и Шереметева по дому, вспоминала о своём детстве:
«Мы, дети, его обожали. Когда он выходил из подъезда с двумя своими рыжими весёлыми сеттерами, мы сбегались к нему со всех концов двора. На наших глазах дяди Колин большой палец отделялся от руки, описывал круг в воздухе, а потом снова прирастал; проглоченный шарик каким-то чудом оказывался в кармане Мишки Рапопорта или в ухе Ани Горюновой.

Его и взрослые все любили. Он был красив, элегантен, прекрасно знал этикет, свободно говорил на нескольких языках. И в то же время был прост, отзывчив и доступен как истинный аристократ. Когда в театр приезжали иностранные гости, Николая Петровича выпускали вперёд. Театр гордился своим представителем. И одновременно немного над ним подтрунивал. Копил анекдотические истории о столкновениях графа с советской действительностью - наподобие случая в милиции или, например, в керосиновой лавке, когда продавец осадил его:

Обождёшь! Не граф Шереметев!

В тридцатые годы театр получил в качестве дома отдыха бывший охотничий дом Шереметевых в Плёскове. Обслуживающий персонал, набранный из старых графских слуг, и жители окрестных деревень помнили „Николашу“ ещё ребёнком, и когда он впервые приехал в отпуск с женой, среди местных начался переполох. Повар готовил „их сиятельствам“ отдельно и подавал сам. Крестьяне являлись с подарками и отвешивали поясные поклоны. Цилюша, как истая графиня, выходила на балкон и принимала приветствия и подарки. Отдыхающие артисты наслаждались ситуацией и изощрялись в шутках».

В 1944 году Николай Петрович трагически погиб на охоте при невыясненных обстоятельствах. Цецилия Львовна, пережившая его на 32 года, больше замуж не вышла.

По материалам книги Юрия Елагина «Укрощение искусства» и

9 июля (28 июня по старому стилю) 1751 родился Николай Петрович Шереметев (Шереметьев) - представитель одного из знатнейших российских родов, сын графа Петра Борисовича Шереметева, высокообразованный придворный, фаворит Павла I, обер-гофмаршал высочайшего двора. Женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой, в память о ней построил в Москве Странноприимный дом (ныне – здание НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифософского). Вошёл в историю отечественной культуры как незаурядный театральный деятель, покровитель искусств, коллекционер, музыкант, меценат и благотворитель.

Семья и ранние годы

Отец Николая Шереметева, граф Пётр Борисович Шереметев, также славился своей любовью к искусству, музыке и театральным постановкам. У него была большая коллекция живописи и предметов искусства, свой домашний театр, который в качестве зрителей посещали и монаршие особы. Шереметев-младший с детства воспитывался при дворе Екатерины II, вместе с будущим императором Павлом I. Будучи товарищем по детским играм, он остался дружен с наследником на всю жизнь, и благодаря этому впоследствии имел много привилегий, но также и страдал от причуд этого неуравновешенного человека. Николай Шереметев одним из последних видел Павла I живым накануне убийства (разделил с ним его последний ужин в Михайловском замке) и впоследствии искренне горевал о его кончине.

С детства молодой Шереметев выступал в домашнем театре отца. В возрасте 14 лет он исполнил партию бога Гиминея, которую до этого исполнял цесаревич Павел.

В 1769 году молодой граф Шереметев отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений – Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он осваивает театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства, вращается в высших кругах европейского общества, знакомится с Моцартом и Генделем. Граф Шереметев был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов есть и ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано. Он умел читать партитуры, управлять оркестром и в юности мечтал быть дирижёром.

«Жизнь – театр…»

Екатерина II, как известно, не благоволила людям, близким наследнику Павлу Петровичу. Опасаясь нового дворцового переворота, императрица стремилась удалить от двора тех вельмож, которым Павел мог доверять и на поддержку которых мог бы рассчитывать в своём стремлении создать оппозицию державной маменьке. Поэтому, по возвращении в Россию, Николай Шереметев сразу получил должность директора Московского банка и «осел» подальше от Петербурга - в провинциальной, патриархальной Москве.

Однако графа это ничуть не огорчило. Верный поклонник Мельпомены, он тут же развернул строительство нового театра в своём подмосковном имении Кусково. Пристройка к дому Шереметевых на Никольской улице, где ранее располагался крепостной театр Петра Борисовича, оказалась мала для грандиозных планов его наследника. Первоначально представления давались на двух сценах: на Никольской и в Кусково, но вскоре Николай Петрович полностью перебрался в имение. В Кусково он создал театр, конкурировать с которым не мог ни один из известных крепостных театров того времени. Театр Шереметева отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех набранную его отцом труппу из крепостных крестьян Николай Петрович пополняет новыми «народными» талантами. Он отдаёт своих актёров на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Многие актёры проходят обучение в Москве и Петербурге, получая на деньги барина-мецената самое разностороннее образование: помимо сценического искусства, уроков вокала и музыки, они обучаются иностранным языкам, литературе, стихосложению. Сам Шереметев создаёт собственный театральный оркестр, покупает богатые декорации, заказывает костюмы, приглашает лучших музыкантов.



Усадьба Кусково. Дворец.

Новый Кусковский театр был официально открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью. На его спектакли съезжалась вся знать Москвы, а на некоторые представления специально прибывали высокопоставленные зрители из Петербурга. Содержатели частных театров жаловались городскому голове, что граф Шереметев (и без того богатый человек), ради своей забавы отбивает у них публику. Но для Шереметева театр не был забавой. Театральное дело постепенно превратилось в дело всей его жизни.

Помимо музыки и театра, Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. За два десятилетия на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр, Фонтанный дом в Петербурге и Странноприимный дом в Москве. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Поражает умение графа не гоняться за модными европейскими архитекторами и художниками, а открывать таланты в своих крепостных. Знаменитое здание театрально-дворцового комплекса в Останкино было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова.

Художник Н. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой). Кстати, одним из крепостных талантов Шереметевых был и скрипичных дел мастер И. А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари.

Дворец в Останкине был открыт уже летом 1795 года. Премьера состоялась 22 июля. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа Шереметева становится лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже знаменитый театр графа Воронцова. Оригинальная планировка зала Останкинского театра позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. На сегодняшний день, Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

В 1796 году в биографии графа Шереметева наступают значительные перемены. На престол восходит его друг детства - Павел I. Николай Петрович в мгновение ока становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. Говорят, что первым приказом новоявленного императора был приказ срочно разыскать и возвратить ко двору его наперсника – графа Николая Шереметьева. И надо сказать, такой поворот фортуны Николая Петровича не обрадовал. По характеру своему он был добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. А тут он вновь превратился в игрушку в руках своенравного и взбалмошного самодержца, оказался буквально прикован к брегам Невы, не имея возможности заниматься любимым делом, приезжать в Останкино и Кусково, ставить новые спектакли, лично контролировать свою труппу. Лишь в 1799 году Шереметева назначили директором императорских театров, а затем директором Пажеского корпуса. Милости и почести сыпались на придворного, как из рога изобилия. За свою многогранную деятельность при дворе граф не раз награждался русскими и иностранными орденами, ему жаловались звания, имения, различные привилегии. Но не почестей и славы жаждал Николай Петрович от своего государя. Как это ни парадоксально, самым горячим желанием императорского фаворита в эти годы было устроить свою личную, семейную жизнь…

Ковалёва-Жемчугова

Граф Николай Петрович Шереметев прославил своё имя также и известной всему миру любовной историей, в которой он выступил в качестве прекрасного, но несчастного принца. Ведь любовь всей его жизни – крепостная актриса Прасковья Ковалёва (по сцене - Жемчугова) - по всем параметрам, числилась в «золушках»…

Фамилию Жемчугова она получила по прихоти самого Николая Петровича. Отыскивая драгоценные таланты среди толп крепостной детворы, граф предпочитал именовать их соответствующе: Гранатова, Алмазов, Бирюзова…

На самом же деле Прасковья была дочкой горбатого кузнеца – «коваля», и в графский театр она попала семилетней Парашкой Ковалёвой. Голосистую девчушку приметила родственница Шереметева - княгиня Марфа Михайловна Долгорукая, которая взяла её в воспитанницы и дала крепостной недурное образование. Параша знала итальянский и французский языки, брала уроки пения у лучших мастеров, умела играть на арфе и клавесине. Уже в 13 лет она блистала на сцене, исполняя глубоко трогательную партию Луизы из драмы Седена «Беглый солдат». С 16-и лет Ковалёва-Жемчугова заслуженно считалась примой Шереметевского театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано. Жемчугова с лёгкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Граф Шереметев, едва увидев Прасковью на сцене, влюбился в неё до безумия.

Несмотря на протесты родственников, Николай Петрович дал обет: если он не может жениться на возлюбленной, то не женится ни на ком. После смерти отца он открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке. Все знали об их отношениях – в те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных никого не удивляли. Однако после своего неожиданного возвышения при дворе, графу Шереметеву пришлось изменить свой «деревенский» образ жизни. Вместе с Жемчуговой он переехал в столицу, и высшее общество разволновалось. Николаю Петровичу уже исполнилось 45 лет, он был холост, да к тому же баснословно богат и хорош собой. Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к бедной крепостной актрисе. Ведь такой перспективный жених уходил из их рук! Это в Кускове Прасковью Жемчугову возносили на Олимп – в расчётливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.

Граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Он не раз обращался к Павлу I с просьбой разрешить, в виде исключения, официальный брак с Жемчуговой. Император прямо не отказывал Шереметеву, но смотрел на связь своего фаворита с актриской, как на странное чудачество. Он искренне восхищался игрой Прасковьи на сцене, однако создать прецедент, поставив актёрку, дочь крепостного кузнеца, в один ряд с представительницами родовитых фамилий, так и не позволил.

Северные ветры Петербурга, постоянные переезды из столицы в Москву и обратно вскоре подорвали здоровье актрисы. Прасковья простудилась и потеряла свой великолепный голос. К тому же, у неё обострился наследственный туберкулёз. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова жила в Петербурге простой содержанкой – и горечь этого положения убивала её.

Только после смерти Павла I граф Николай Петрович решился на уловку с подделкой документов. Он сочиняет легенду о происхождении Прасковьи Ивановны Ковалёвой из рода польских шляхтичей Ковалевских, которые якобы когда-то жили в его имении Кусково. В 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получает от молодого императора Александра I воистину царский подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской. Возможно, здесь не обошлось без шантажа: граф Шереметев не мог не знать о готовящемся заговоре против Павла I, а также и об участии в нём самого наследника. Шереметев в заговоре не участвовал, но и Павла о грозящей ему опасности не предупредил, хотя был едва ли не последним, кто говорил с ним накануне убийства. Фактически предав своего государя и благодетеля, обер-гофмаршал, скорее всего, рассчитывал на благодарность Александра I. Вскоре он её получил.

Влюблённые тайно обвенчались 8 ноября 1801 года. По семейному преданию Шереметевых, обряд состоялся в московской церкви Симеона Столпника на Поварской улице. Лишь недавно нашлась запись о венчании в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там, скорее всего, и совершилось таинство сего брака.

Никому, даже своим родным братьям и сёстрам, Николай Петрович не сказал, что женат. Несмотря на императорское одобрение, Прасковью Шереметеву не приняли бы в высшем свете – звание актрисы было ничуть не лучше статуса бывшей крепостной, ведь в то время даже хоронили актёров за кладбищенской оградой.

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. «Отменный штукарь наш старший родственник», – злобно заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметева – одна из претенденток на немалое наследство графа Николая Петровича.

Своим браком Шереметев окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь. Но это его более не волновало. Через двадцать дней после рождения сына умерла и Прасковья Шереметева-Жемчугова.

Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью.

Странноприимный дом

В память о жене Шереметев основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Строить здание приюта граф начал ещё в 1792 году. Место близ Сухаревой башни называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало его матери. За постройку здания первоначально взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных, ученик Баженова. Но после смерти Прасковьи Жемчуговой довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги – большой поклонник творчества покойной актрисы. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев. Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных. Дом состоял из больницы на 50 "страждущих от недугов", богадельни на 100 "призреваемых"(50 мужчин и 50 женщин) и приюта на 25 девочек-сирот. Была также организована библиотека с читальным залом. В боковых галереях устроены палаты для немощных, а наверху - особое отделение для бедных, не имевших средств к существованию и живших здесь на иждивении этого дома.

Потратив на постройку здания огромный капитал - более полутора миллиона рублей, Шереметев положил на содержание богадельни ещё 500 тысяч рублей и завещал ей «в вечность» село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из этих средств следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось каждый год - 23 февраля, в день смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура.

Здание Странноприимного дома Шереметева считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков. Это единственное благотворительное учреждение в России, которое было построено и содержалось на средства одного частного лица.

Память и потомки

Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в своём дворце на Фонтанке (Фонтанный дом). Скончался 1 января 1809 года. Похоронили графа рядом с женой, в Шереметевской усыпальнице Александро-Невской лавры, в простом дощатом гробу – все деньги, положенные на богатые похороны высочайших особ, граф Шереметев завещал раздать бедным.

«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба», - сказано в его завещании сыну.

Сын Николая Петровича Шереметева - Дмитрий Николаевич - не просто продолжил традиции меценатства, заложенные отцом, но и многократно развил их. В его время в народе появилась поговорка «жить на шереметевский счёт», поскольку граф, являясь попечителем Странноприимного дома, тратил не только на него, но и на другие учреждения, огромные суммы. За счёт графа Шереметева существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и, отчасти, Петербургский университет. Помощь графа сыграла решающую роль в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. Дмитрий Николаевич в течение всей жизни оказывал материальную поддержку художникам, певцам и музыкантам, часто отдавая залы Фонтанного дома в Петербурге под мастерские как знаменитых, так и безвестных живописцев.

Известными меценатами стали и внуки Николая Петровича - старший сын Дмитрия Николаевича Сергей и младший - Александр. Сергей Дмитриевич Шереметев был видным государственным деятелем, коллекционером и историком, а также состоял во множестве обществ, в том числе в Российском обществе покровительства животным.

Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) основал в 1882-м году частный оркестр, с которым с 1898-го года начал давать народные (общедоступные) симфонические концерты. В 1908-м году он пожертвовал 20 тысяч золотых рублей на учреждение стипендии Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. По его инициативе в Петербурге были установлены мемориальные доски Александру Даргомыжскому, Милию Балакиреву, Александру Серову и Модесту Мусоргскому, а также проводился всероссийский сбор средств на памятник Чайковскому. С 1910 года общедоступные концерты оркестра Шереметева стали бесплатными. Их посещала преимущественно малоимущая публика - та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. Кирова, МАЛЕГОТа.

В начале XX столетия род Шереметевых по-прежнему оставался богатейшим в России, но случился 1917 год. Младший внук знаменитого мецената Н.П.Шереметева - Александр Дмитриевич - оказался в Европе, где решил переждать «смутное время», как и многие другие русские аристократы. Ожидание затянулось, в Россию он так и не вернулся. За границей представителю богатейшего рода Шереметевых не на что было жить. Внук человека, чьё богатство одно время превосходило императорское, закончил свои дни во Франции в приюте для неимущих русских эмигрантов и был похоронен в общей могиле, за неимением средств на более достойное погребение. Увы, так проходит слава мира!

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет все». Но сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события двухвековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества, помощи несчастным и обездоленным. Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться соотечественники и потомки.

Шереметев, граф Николай Петрович

Д. т. советник, обер-камергер и сенатор, род. 28 июня 1751 г.; умер 2 января 1809 г., в Москве. Рано записанный в военную службу, Николай Петрович в 1768 г. был пожалован в камер-юнкеры к Высоч. двору, где бывал и раньше, как товарищ детства цесаревича Павла Петровича, а в следующем году отправился в заграничное путешествие. Четыре года провел он за границей, посетил Голландию, где, между прочим, слушал лекции в Лейденском университете, Англию, Францию, Швейцарию и Германию и, по возвращении в Россию, снова занял придворную должность, достигнув звания обер-камергера в 1798 г. Кроме того, Николай Петрович с 1777 г. состоял главным директором московского дворянского банка; в 1786-1794 гг. присутствовал в пятом департаменте Сената в Москве; в 1796-1800 гг. - в межевом департаменте сената, а в 1798 г. участвовал в особой комиссии, состоявшей из гр. Литта, гр. Н. И. Салтыкова, сенатора В. В. Энгельгардта и ген. прокурора П. В. Лопухина, и имевшей целью установление порядка принятия русских дворян в Орден Мальтийских рыцарей, гроссмейстером которых сделался в том же году Император Павел.

С выходом в отставку в 1800 г. он поселился в Москве и здесь своими пышными и блестящими приемами и празднествами затмил даже отцовские пиры, удивлявшие Екатерининских современников.

Скромный и добрый по природе, гр. Ш. был благодетелем очень многих. Знавшие его современники, которые почти все отзываются о нем весьма сочувственно, указывают на целый ряд его благодеяний. Так, между прочим, из писем Боголюбова к кн. Куракину узнаем, что он на одни пенсии раздавал ежегодно до 260 т. p., и эта раздача продолжалась, согласно завещанию, и после его смерти до совершеннолетия сына. Но самым главным благодеянием гр. Николая Петровича, создавшим памятник всему его роду, нужно считать основанный им в Москве "Странноприимный дом". Схоронив в 1803 г. свою любимую супругу Прасковью Ивановну, урожденную Ковалевскую, известную своими благотворениями, он тотчас же и принялся за исполнение завещанной покойницей мысли о благотворении несчастных. В том же году был утвержден Имп. Александром I план и устав "Странноприимного дома", окончательно отстроенного и открытого уже по смерти его основателя, в 1810 г. По уставу "Дом" состоит из богадельни на 100 престарелых и увечных лиц обоего пола и бесплатной больницы на 50 чел.; сверх того, из него ежегодно положено выдавать: 6000 p. на приданое 25 беспомощным и осиротелым девицам, по особому завещанию покойной графини; 5000 р. на вспоможение бедным семействам; 4000 p. на поддержание бедных ремесленников; 5000 p. на вклады в обители и церкви, и 2000 р. на составление в сохранной казне предохранительного капитала в пользу "Странноприимного дома". Для обеспечения всех расходов по дому были пожертвованы Николаем Петровичем 500 тыс. р. и 8441 душа крестьян с оброком в 50 тыс. р. Общий расход его по этому учреждению достигал более 3 милл. р. Указом 25 апр. 1603 г. Имп. Александр I повелел вручить гр. Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: "в залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве", что и было исполнено в следующем году, и, кроме того, пожаловал его орденом Владимира I ст.

1) Домаш. арх. П. И. Баранова, принадл. Н. Семенову (форм. спис. придв. вед.; Выс. ук. Сен. Арх, кн. 123, л. 353; кн. 138, л. 7; кн. 140, л. 450; кн. 157, л. 561; кн. 161, л. 294 и 368, кн. 176, л. 217; кн. 177, л. 458; кн. 178, л. 436; кн. 184, л. 2; кн. 209, л. 5 и 6; кн. 210, л. 180; кн. 230, л. 45; кн. 257, л. 147-182; кн. 278, л. 344-353; кн. 278, л. 350). 2) I Полное Собр. Законов, № 20727. 3) Росс. Род. кн. Долгорукова, т. III, стр. 501-503. 4) Дневник Храповицкого, изд. 1874 г., стр. 604. 5) Словарь достопамятных людей Д. Н. Бантыш-Каменского, изд. 1836 г. 6) Списки кавалеров, изд. 1814 г. - его же. 7) Письма Боголюбова к кн. Куракину (Рус. Арх. 1893 г., т. III, стр. 303-304), 8) Письма E. P. Дашковой к гр. Н. П. Шереметеву (Русс. Стар. 1873 г., стр. 1908). 9) Архив кн. Воронцова, кн. VIII, стр. 167). 10) Петербургский Журнал - П. И. Бертенева, изд. 1883 г, стр. 149-150. 11) Цесаревич Павел Петрович - Кобеко, СПб. 1883 г. 12) Замечательные богатства частных лиц в России - Карновича, СПб. 1874. 14) Историческое описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни - арх. Леонида (Чт. М. О. Ист. и Др. Р. 1872, № 2). 14) Историческая записка о Странноприимном доме - Тарасенкова, 1860 г. 15) Статистическо-Историческое обозрение Странноприимного дома в Москве - Сергеева, 1843 г.

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Шереметев, граф Николай Петрович" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шереметев. Граф Николай П … Википедия

    - (1751 1809) граф, обер камергегер (1798). Сын П. Б. Шереметева. Владелец усадеб Кусково, Останкино. После смерти жены П. И. Жемчуговой основал в Москве Странноприимный дом … Большой Энциклопедический словарь

    - (1751 1809), граф, обер камергер (1798). Сын П. Б. Шереметева. Владелец усадеб Кусково, Останкино. После смерти жены П. И. Жемчуговой основал в Москве Странноприимный дом. * * * ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович (1751 1809),… … Энциклопедический словарь

    Н. И. Аргунов. Портрет Н. П. Шереметева Шереметев, Николай Петрович (28 июня 1751 1 января 1809) граф, покровитель искусств. Учился в Лейденском университете, в 1771 1772 годах познакомился с театральной жизнью Англии, Голландии, Швейцарии.… … Википедия

    - (Р. Lacy, Петерлесий, как подписывался он по русски) генерал фельдмаршал; род. 30 октября 1678 г., ум. 19 апреля 1751 г.; в 1697 г., служа во французской армии и участвуя в савойской войне, получил первый офицерский чин, в 1698 г. поступил в… … Большая биографическая энциклопедия

    Шереметев, Шереметьев русская фамилия. Мужчины Шереметев, Александр Дмитриевич (1859 1931) российский меценат и музыкант любитель, первый председатель Российского Пожарного общества. Шереметев, Борис Николаевич (? ?) … Википедия

июл. 14, 2008 03:38 pm Кусково. Усадьба Шереметевых. Часть 1.

Династия Романовых – это история Питера? Ничего подобного! Их судьба решалась здесь, в Кусково!

Да-да, здесь в селе Кусково, когда-то решался важнейший для любого государства вопрос – кому владеть страной.

История этой исторической местности восходит к концу XVI века, когда оно в первые упоминается «За боярином Иваном Васильевичем Шереметьевым.. .». В 1577 году деревни «Найденово, Чурилово и Вешняково были куплены этим влиятельным человеком.

А сама усадьба Кусково, сохранившееся до наших дней, в течении почти целого века переходило от одного представителя рода Шереметьевых к другому. Это прекратилось лишь в 1715 году. Тогда Владимир Петрович Шереметьев продал его за 200 (!) рублей брату, известному сподвижнику Петра Великого Борису Петровичу Шереметьеву. Именно его наследники преобразили Кусково. Этот деятельный человек прославился многими победами, даже во время Северной войны получил чин фельдмаршала (третий в России). А когда он силой подавил народное волнение в Астрахани стал первым российским графом.

Фельдмаршал Шереметьев прожил в своем любимом Кусково недолго – всего четыре года. Поэтому расцвет усадьбы историки связывают прежде всего с его сыном. Название села, по преданию, получило от "куска", которым граф Петр Борисович Шереметьев обыкновенно называл свою родовую собственность, т.е. небольшой участок земли, где были дом, главный пруд, сад и село. Почти все, что есть в Кускове, обязано своим появлением графу Петру Борисовичу Шереметьеву.

Вторая версия о происхождение такого неблагородного, на первый взгляд, названия заключается в том, что молодая супруга графа, Варвара Алексеевна, провела детство неподалеку, в Вишняках. Это в двух верстах от Кускова к югу. Она очень любила свое родовое гнездо и граф исполнил специально для этого выстроил для нее на своем куске дворец и назвал его Кусковым.

Сама мысль выстроить роскошную подмосковную усадьбу именно здесь, возникла потому, что Шереметьев хотел быть неподалеку от подмосковного дворца императрица Елизаветы Петровны в селе Перове.

Наиболее полно описал это место в 1886 году Михаил Иванович Пыляев в книге «Старая Москва»:

«Вся земля кругом принадлежала князю А. М. Черкасскому, и в сравнении с его огромным имением, которое составляли почти все ближние села и деревни, окружавшие Кусково, действительно, оно было кусочком».

Архитектором дома был выбран француз Вали. В спальне покойного графа висел неоконченный его портрет, писанный пятнадцатилетнею его дочерью. С ним тоже связана целая история. Грустная. Смерть помешала закончить портерт, и неутешный отец не хотел, чтобы чья-нибудь рука осквернила священный для него труд его милой дочери. Впрочем, в доме были и другие портреты. Например, один работы Гротта, простреленный 10-ю пулями; другой в парадной столовой и также прострелен пятью пулями; рядом с ним прорезанный портрет графини, жены его. Эти три испорченные портрета остались памятником пребывания здесь французов в 1812 году. Это изуверства связаны с тем, что граф безумно ненавидел французов.

Около усадьбы был разбит сад, который во время эпидемии чумы в 1772 году не дал пропасть голодавшему тогда народу.

Справа от усадьбы - подъемный мост. И шесть пушек - трофеи Полтавской битвы, подаренные Петром I графу Шереметьеву.

Усадьба Кусково - уникальный памятник истории и архитектуры XVIII века - расположена в Москве. В своё время она являлась летней увеселительной резиденцией графов Шереметьевых и являлась одним из образцов российской усадьбы. И по сей день она привлекает множество туристов своими живописными окрестностями, садово-парковыми ансамблями и уникальными памятниками архитектуры. Дворец, Грот, Большая Каменная Оранжерея, старинная церковь прекрасно сохранились до наших дней.

Усадьба Кусково, усадебный ансамбль XVIII в. в Подмосковье (с 1960 года в черте Москвы, ул. Юности, 2).

Впервые Кусково упоминается в конце XVI в. и уже как владение Шереметевых. В 1623-1624 гг. здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года - случай в истории усадеб довольно редкий.

Расцвет имения связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого петровского фельдмаршала. В 1750 - 1770-х гг. в Кускове была организована обширная резиденция с дворцом, многими "увеселительными затеями", большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс сооружён в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. Постройки этого стиля сохранились в основном в окрестностях Санкт - Петербурга, для Москвы и Подмосковья этот комплекс уникален.

В 1774 году по проекту французского архитектора Шарля де Вайи (по другим источникам К. Бланка?) был сооружён дворец (Большой дом), который вовсе не был призван поражать своими размерами, а поражал изысканностью и великолепием внутреннего убранства.

Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Кроме того французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы. Воистину Подмосковный Версаль!

Происхождение рода Шереметевых

Шереме́тевы - русский боярский род из которого вышло много бояр и воевод. Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла, упомянутый в летописи 1347 г., служивший при дворе московского князя Ивана II. Основателем фамилии считается правнук Фёдора Андреевича Кошки - Андрей Константинович, который получил прозвище Шеремет нерасшифрованное до сего дня. Его потомство с конца XV века и стало носить фамилию Шереметевых.

В XVI-XVII веках из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, как в силу своих личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Так правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, убитого отцом в порыве гнева в 1581 году. Пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в многочисленных сражениях XVI столетия: в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне, казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.

Значительно выросло влияние Шереметевых на государственные дела в XVII столетии. В XVII в. Шереметевы были одним из 16-ти родов, представители которого возводились в бояре, минуя чин окольничего. Боярин и воевода Пётр Никитич Шереметев стоял во главе обороны Пскова от Лжедмитрия II. Сын его Иван Петрович был знаменитым взяточником и расхитителем. Его двоюродный брат Фёдор Иванович, также боярин и воевода был видным государственным деятелем в первой половине XVII века. Он в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Фёдоровича Романова, был во главе московского правительства, был сторонником усиления роли Земского собора в вопросах управления страной.

Самым известным представителем этого рода является фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1662-1719 гг.). Который в 1706 за усмирение восстания в Астрахани был произведен в графы. От него пошла графская ветвь рода Шереметевых. Род графов Шереметевых пресекся в 1989 со смертью последнего его представителя по мужской линии В. П. Шереметева.

Википедия

Шереметев Борис Петрович

Борис Петрович Шереметев (1652–1719) - русский военный деятель и дипломат, сподвижник Петра I, основоположник графской ветви рода Шереметевых, первый русский фельдмаршал. Сын боярина Петра Васильевича Большого и первой его супруги Анны Федоровны Волынской. До 18 лет жил в Киеве при отце, посещал старую киевскую школу. С 1665 года начал службу при дворе стольником, с 1671 при дворе царя Алексея Михайловича. Неоднократно сопровождал царя в частных поездках по монастырям, исполнял обязанности рынды на торжественных приемах.

В 1681 году в должности воеводы и тамбовского наместника командовал войсками против крымских татар. В 1682, по вступлении на престол царей Иоанна и Петра, пожалован в бояре. В 1684–1686 годах участвовал в переговорах и заключении «Вечного мира» с Польшей. За успешное ведение дел получил звание ближнего боярина и наместника Вятского. С конца 1686 года руководил в Белгороде войсками, охранявшими южные границы, участвовал в Крымских походах (1687, 1689).

После падения царевны Софьи присоединился к Петру I. Во время азовский походов Петра I (1695, 1696) командовал армией, действовавшей на Днепре против крымский татар.

В 1697–1699 годах предпринял путешествие в Польшу, Австрию, Италию, на остров Мальта с дипломатическими поручениями. Вернувшись в Москву, предстал перед царем, сменив боярский опашень на немецкий кафтан. Впоследствии путевые заметки Шереметева оформились в книгу воспоминаний, опубликованную уже после смерти автора его внуком. Во время Северной войны (1700–1721) принимал участие во всех решающих сражениях со шведами. В Нарвской битве (1700) командовал дворянской конницей, затем - командующий войсками в Прибалтике.

В 1701 году за победу при Эрестфере первым в России получил звание генерал–фельдмаршала, а также портрет царя, украшенный бриллиантами.

Одержал победы при Гуммельсгофе (1702), Копорье (1703), Дерпте (1704).

В 1706 г. за подавление Астраханского восстания получил титул графа.

В Полтавском сражении (1709) командовал всей русской пехотой, в 1710 году взял Ригу. Во время Прутского похода (1711) возглавлял главные силы русской армии, в 1712–1714 годах командовал наблюдательной армией против Турции, а в 1715–1717 - корпусом в Померании и Мекленбурге. Посвятив себя служению царю и Отечеству, в старости граф утратил расположение Петра I. Не сразу возникшая неприязнь, вероятно, исходила из недружелюбного отношения к Меньшикову или тяжелого характера, коим отличались все боевые генералы, особенно оказавшиеся не у дел. К концу жизни он являлся обладателем 18 вотчин и более 18 тысяч крепостных мужского пола.

Кавалер орденов - Мальтийского (1698), св. Андрея Первозванного (1701), Польского Белого Орла (1715), прусского Черного Орла.

Борис Петрович Шереметев был женат дважды: с 1669 года на Евдокии Алексеевне Чириковой и с 1712 года на Анне Петровне Салтыковой (1686–1728), дочери боярина Петра Петровича Салтыкова и княжны Марии (Марфы) Ивановны Прозоровской. Анна Петровна в первом браке была замужем за Львом Кирилловичем Нарышкиным, дядей Петра I. Похоронена в Москве в Богоявленском монастыре. Дети от первого брака: Софья, Анна, Михаил, дослужившийся до генерал–майора. Старшая дочь Софья Борисовна Шереметева–Урусова умерла, не дожив до 24 лет. Ее сестра Анна Борисовна вышла замуж за графа Головина. Михаил был заложником в Константинополе, испытал все тяготы турецкой неволи. Скончался за 5 лет до кончины отца. Дети от второго брака: Петр, Наталья, Сергей, Вера, Екатерина.

Графская ветвь династии продолжилась по мужской линии от среднего сына Шереметевых - Петра Борисовича Шереметева, младший сын, граф Сергей Борисович, не оставил потомства. Веру Борисовну сосватали за тайного советника Лопухина; Екатерина Борисовна вышла замуж за князя Алексея Урусова.

Наталья Борисовна Шереметева обвенчалась с Иваном Долгоруким. После смерти малолетнего императора Петра II, жизнь князей Долгоруких резко изменилась к худшему. Знатное семейство ожидала Сибирь, куда юная супружеская чета отправилась тотчас после свадьбы. Родственники уговаривали Наталью отказаться от замужества, но она осталась непреклонна и сознательно приняла тяжкий жребий. В 1738 г. по указу императрицы Анны Иоанновны Иван Долгорукий был казнен. Двадцатипятилетняя Наталья осталась вдовой с малолетними детьми. С воцарением Елизаветы опальное семейство получило прощение. Княгиня вернулась в Москву, но замуж больше не вышла. Вырастив детей, Наталья Борисовна уехала в Киев, поселилась во Флоровском монастыре, приняв монашество под именем Нектария. Монахиню Нектарию похоронили в Киево–Печерской лавре, вблизи Успенского собора, где до сегодняшнего дня сохранились два чугунных надгробия: Натальи Долгорукой и ее сына Дмитрия. В литературе ее имя упоминалось в качестве синонима верности и самопожертвования:Пускай долговечнее мрамор могил,
Чем крест деревянный в пустыне,
Но мир Долгорукой еще не забыл…

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»

Внук Натальи Борисовны - Иван Михайлович Долгорукий, известный русский поэт первой половины XIX века, посвятил Кускову самые проникновенные строки:Земли лоскутик драгоценный,
Кусково, милый уголок!
Эдема сколок сокращенный,
В котором самый тяжкий рок
В воскресный день позабывался
и всякий чем–нибудь пленялся!
- Восторги новые всечасно
Менялись там как облака;
Кусково было всем запасно,
- Проси хоть птичья молока:
Куда пять пальцев не протянешь,
Везде приятности достанешь.

Шереметев Петр Борисович

Петр Борисович Шереметев (1713–1788), сын графа Бориса Петровича Шереметева и его второй жены Анны Петровны Салтыковой, по первому браку Нарышкиной. Петр Борисович младенцем был зачислен Петром I в Преображенский полк прапорщиком. Был товарищем детства императора Петра II, с которым вместе рос и учился. В 1726 году произведен Екатериной I в подпоручики, в 1728 году Петром II - в поручики и в 1729 - в капитан–поручики. Находясь в полку на действительной службе, в 1730 году произведен императрицей Анной Иоанновной в капитаны. В 1741 году пожалован камергером ко двору Анны Леопольдовны, в 1754 Елизаветой Петровной - генерал–лейтенантом, в 1760 году - генерал–аншефом и генерал–адъютантом, в 1761 году Петром III - обер–камергером. В день воцарения Екатерины II назначен присутствовать в Сенате и участвовать в Москве во всех коронационных торжествах.

В 1762 году сочинил «Устав о должностях и преимуществах обер–камергера». В 1766 году избран почетным любителем Академии художеств. В 1767 - член комиссии по составлению Нового Уложения. В 1768 году уходит в отставку и поселяется в усадьбе Кусково. В 1776 году избран начальником Уланского Московского Корпуса дворовых и господских людей, в 1780 году - В Московские губернские предводители дворянства.

Кавалер орденов - Св. Анны (1742), Св. Александра Невского (1744), польского Белого Орла (1758), Св. Андрея Первозванного (1761).

В 1743 году Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской (1711–1767), единственной дочери канцлера Алексея Михайловича Черкасского и его второй жены Марии Юрьевны, урожденной княжны Трубецкой.

С 1741 года Варвара Алексеевна - камер–фрейлина, с 1743 - статс–дама императрицы Елизаветы Петровны. Выгодный брак сделал Шереметева самым богатым помещиком России. Его имения раскинулись по 17 губерниям и включали в себя 130 сел, 1066 больших деревень, 26 слобод, 464 хутора и пустых участка. В приданое Варвары Алексеевны входили усадьбы в Останкине, Марьине и живописная местность Марьина Роща. В распоряжении графа находились собственные живописцы, архитекторы, мраморщики, лепщики, резчики, оконщики, столяры и др.

Дети: Анна, Борис–Порфирий, Алексей, Мария, Варвара, Николай. Анна Петровна принимала участие в предворных любительских спектаклях. В 1760 году назначена фрейлиной императрицы Елизаветы Петровны. В 1768 году была объявлена невестой Н. И. Панина, но заболела оспой и умерла. Варвара Петровна была замужем за графом А. К. Разумовским, человеком просвещенным, но очень вспыльчевым и деспотичным. После десяти лет замужества он вынудил графиню покинуть дом, оставив детей. Варвара Петровна поселилась отдельно в московском доме на Маросейке. Умерла в одиночестве, завещав все состояние своему лакею. Похоронена в Москве, в семейной усыпальнице Новоспасского монастыря, рядом с отцом графом П. Б. Шереметевым и дедом князем А. М. Черкасским. Внебрачные дети (воспитанники) Реметевы: Яков, капитан Преображенского полка, впоследствии действительный статский советник; Анастасия, в замужестве Кучецкая; Маргарита, в замужестве Путятина.

Обладая 140 тысячами душ крестьян, не обремененный службой, граф жил в свое удовольствие. Он выписывал из–за границы политические и философские сочинения, об собрал и издал бумаги своего отца, известен как любитель искусств, театра, собиратель. Признанием его заслуг в этой области стало избрание «почетным художеств любителем Академического собрания» в 1766 году.

Рачительный хозяин, граф лично руководил строительными работами в Кускове во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов, убранством интерьеров произведениями искусства.

Известно, что по замыслу графа Петра Борисовича Шереметьева, «Кусково» должно быть роскошнее усадеб других вельмож и не уступать царским резиденциям по своей красоте. Таким образом, территория усадьбы составила около 300 гектар, включая три парка - Французский регулярный, Английский пейзажный и Запрудный, множество прудов и каналов, архитектурно-парковых ансамблей.

Николай Петрович Шереметев.

Сын Петра Борисовича Шереметьева – Николай Петрович Шереметев.

Граф Николай Петрович Шереметев родился в Санкт-Петербурге 28 июня 1751 года. В 1759 году вступает в чине сержанта в лейб-гвардии Преображенский полк, но при этом остается с родителями для «окончания наук», предусмотренных системой домашнего воспитания.

В 1765 году произведен в поручики лейб-гвардии Преображенского полка. Был старшим товарищем великого князя, впоследствии императора Павла I. В 1768 году Н. П. Шереметев пожалован придворным чином камер-юнкера.

В 1769 году увольняется для продолжения наук «в чужих краях». Он учится в Лейденском университете, в 1771-1772 годах знакомится с театральной жизнью Англии, Голландии, Швейцарии, берет уроки музыки у парижского виолончелиста Ивара.

После смерти отца, П. Б. Шереметева, Николай Петрович становится одним из самых богатых людей России. В наследство он получил крепостной театр в Кусково (близ Москвы), где организовал обучение крепостных актеров сценическому искусству. В качестве педагогов были приглашены видные московские актеры: П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин, С. Н. Сандунов, И. Ф. Лапин. В 1792 году Шереметев основывает знаменитый останкинский театр, пожалуй, лучший в то время.

В 1774 году граф пожалован в камергеры. Принимает участие в репетициях и любительских спектаклях при «малом» дворе цесаревича Павла Петровича. В 1777 году Шереметев назначен директором Дворянского банка в Москве, в 1782 году - избирается предводителем дворянства Московского уезда, в 1796 году - переведен Екатериной II в Правительствующий Сенат и переезжает в Санкт-Петербург.

6 ноября 1796 года, с воцарением Павла I, Н. П. Шереметев произведен в должность обер-гофмаршала. В 1797 году награждается орденом Cв. Андрея Первозванного. В 1798 году граф возводится в чин в обер-камергера и становится кавалером Большого креста ордена Св. Иоанна Иерусалимского. В 1799 году назначается директором Императорских театров и Пажеского корпуса.

Шереметьев женился на своей крепостной актрисе П. И. Жемчуговой-Ковалевой, которой дал вольную. Венчание состоялось 6 ноября 1801 года. 3 февраля 1803 года у Шереметевых родился сын, граф Дмитрий Николаевич.

В 1803 году Н. П. Шереметев получает орден Св. Владимира I степени за учреждение Странноприимного дома в Москве, строительство которого началось в 1793 году.

2 января 1809 года граф Николай Петрович скончался, похоронен в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской Лавре.

Прасковье Ковалева-Жемчугова.

А причиной тому была – любовь. Любовь графа Н.П.Шереметева к своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Его чувства к Параше были настолько сильны, что граф пренебрег светскими условностями и тайно обвенчался с ней. Вот для того, чтобы избавить жену от воспоминаний о ее скромном происхождении и унизительном прошлом, граф и решил построить на другом конце Москвы дворец-театр, где ее талант мог бы раскрыться во всем своем блеске.

Жемчугова-Ковалева, Прасковья Ивановна - выдающаяся оперная певица второй половины XVIII века.

В ее репертуаре были главные партии из «серьезных комедий» Гретри, Монсиньи, Пиччини, Далейрака и «лирических трагедий» Саккини, которые в XVIII веке можно было услышать только на сценах подмосковных шереметевских театров в Кусково и Останкино, а также на домашних концертах в петербургском Фонтанном доме графа Н.П. Шереметева. Жемчугова-Ковалева первой познакомила русскую публику с реформаторскими операми Глюка.

Ее талантом восхищались императрица Екатерина II и император Павел I.

Прасковья Ивановная Ковалева (1768-1803) родилась 20 июля 1768 года в деревне Березино Ярославской губернии в семье кузнеца («коваля») Ивана Степановича Ковалева и его жены Варвары Борисовны. Ее родители были крепостными князей Черкасских. Трудно сказать, от кого Прасковья унаследовала певческий дар, но болезнь, так рано сведшая ее в могилу, досталась ей от отца. Туберкулез позвоночника сделал Ивана Степановича горбатым, за что он иногда именовался Горбуновым. Его дочь, по различным источникам, также имела несколько фамилий: Кузнецова, Горбунова, но более всего она известна как Ковалева. По сцене она значилась Жемчуговой, поскольку все крепостные актрисы и танцовщицы театра Шереметевых носили «благозвучные» имена по названиям драгоценных камней: Яхонтова, Алмазова, Гранатова и тому подобные. Перед замужеством она стала Ковалевской, так как Шереметев, дабы оправдать перед светом, а главное, перед будущими детьми свою женитьбу на крепостной, создал легенду о ее происхождении из рода польских шляхтичей. В брачном свидетельстве Прасковья Ивановна расписалась этой фамилией. Согласно легенде, ее предком был дворянин Якуб Ковалевский, в XVII веке попавший в русский плен, и потомки его якобы жили у фельдмаршала Б. П. Шереметева.

В действительности же Шереметев увидел свою будущую возлюбленную и жену в 1773 году, когда он наследник громадного состояния, красивый и образованный молодой человек, возвратился в Россию. Маленькая, худенькая и робкая девочка пяти лет, Параша была «на побегушках» в доме родственницы Шереметевых, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. За хороший голосок ее взяли в домашний театр - на воспитание. Естественно, в тот момент Николай Петрович не мог и думать о каких-либо «отношениях» с этим ребенком. К тому же у графа всегда был богатый выбор среди женской половины крепостных. Это было обычным и распространенным явлением в крепостной России. Он даже завел у себя дома обычай: днем оставлял свой платок очередной избраннице, а ночью приходил к ней, чтобы его забрать.
Прасковья обучалась светским манерам, пению, музыке, французскому и итальянскому языкам. Она училась у лучших русских актрис: Е. Сандуновой и М. Синявской. Когда Николай Петрович заинтересовался юной девушкой, он был прежде всего пленен ее необыкновенным певческим даром, благодаря которому Параша быстро завоевала его особое внимание и расположение.

В 1779 году состоялось ее первое выступление на сцене кусковского театра в комической опере «Опыт дружбы». А в следующем году она уже исполняет ведущую роль. Но подлинный успех ей принесла партия Лизы в комической опере П. Монсинье «Дезертир», поставленной в 1781 году. С этого времени молодой граф отмечает Прасковью особым вниманием, и она становится одной из его фавориток. А в 1787 году Шереметев делает окончательный выбор. С этого времени он начинает серьезно заниматься домашним театром.

Выступление в 1787 году в Кускове в опере А.-Э.-М. Гретри «Самнитские браки» стало для девятнадцатилетней Прасковьи Жемчуговой настоящим триумфом. Она становится первой актрисой театра и фавориткой Николай Шереметева. После смерти отца в 1788 году граф, которому было уже 37 лет, начинает открыто жить с ней в домике, специально построенном в кусковском парке.

Вдохновленный успехами первой певицы и охваченный желанием оградить ее от повышенного недоброжелательного внимания дворни, Шереметев решил для выступлений своей любимой построить специальный театр-дворец в Останкине, селе, полученном за отцом, в приданое за женой. Николай Петрович создает большой театр со специально оборудованной сценой и машинным отделением для грандиозных постановок.

Прасковья Ивановна оставила сцену в 1796 году в связи с переездом графа Н. П. Шереметева на постоянное жительство в Петербург и фактически закрытием театра. В 1798 году графом Николаем Петровичем Шереметевым подписана «вольная», чего прежде никогда не случалось в роду Шереметевых, в 1801 - тайно оформлен брак с ней. Для всех Шереметев оставался богатым холостяком, на чье завидное наследство рассчитывали многочисленные родственники или предполагаемые невесты. 3 февраля 1803 года у графа Шереметева родился наследник, Дмитрий. Через три недели, 23 февраля Прасковья Ивановна умерла.

Рождение сына и смерть жены уже не могли оставаться семейной тайной. Новость о кончине графини-крестьянки вызвала в высшем свете состояние шока. Особенно негодовали некоторые члены семейства, обманувшиеся в своих материальных надеждах, так как у графа оказался законный наследник.

В Москве, в церкви Симеона Столпника на Поварской, 6 ноября 1801 года венчались граф Николай Петрович Шереметев, представитель одного из самых богатых и знатных российских родов, и бывшая крепостная, талантливая актриса Прасковья Ивановна Ковалева–Жемчугова. Жениху было 50 лет, а невесте - 33 года. Служба проходила тихо и просто, присутствовали лишь два свидетеля - знаменитый архитектор Джакомо Кваренги и бывшая крепостная актриса театра Татьяна Шлыкова–Гранатова. Но счастье их длилось недолго. 23 февраля 1803 года, через три недели после рождения сына Дмитрия, Прасковья Ивановна скончалась. Чтобы увековечить память о любимой, Шереметев воздвиг памятник в парке Фонтанного дома - в виде античного саркофага с надписью на французском языке:

Я верю, что ее ускользающая тень
Блуждает вокруг и сегодня,
Я приближаюсь, но тут же этот дорогой образ
Возвращает меня к грусти, исчезая безвозвратно.

Графиня не отличалась особенной красотой; сложения она была слабого и болезненного и, выздоровев раз после тяжкой болезни, избрала себе девизом и вырезала на печати следующие слова: «Наказуя, наказа мя Господь, смерти же не предаде». Отличительными чертами характера этой умной, глубоко верующей женщины были доброта и скромность. Светлый, обаятельный образ графини–крестьянки пережил ее и надолго сохранился в памяти.

Она много жертвовала на дела благотворительности, давала богатые вклады в церковь. Вскоре после рождения сына к главной иконе петербургского храма Божией Матери Всех Скорбящих Радости за Литейным двором ею пожертвована бриллиантовая с сапфиром цепь. Чувствуя приближение смерти, она просила все собственные деньги вложить в строительство в Москве странноприимного дома с больницей, а также положить капитал на выдачу приданого бедным невестам.

Граф Николай Петрович Шереметев впоследствии писал в своем завещательном письме малолетнему сыну, что нашел в ней «украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность… привязанность ко святой Вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки. Она заставила меня попрать светское предубеждение в разсуждении знатности рода и избрать ее моею супругою».

Судьба Прасковьи Ковалевой всегда давала повод для создания легенд и домыслов. Но что никогда не было легендой, так это несомненный артистический талант первой певицы шереметевского театра. За время артистической карьеры она спела около пятидесяти партий, и театр составлял для нее смысл существования.

Была ли она счастлива? Как актриса - безусловно да. Ее репертуару могла позавидовать любая певица европейского уровня. Для нее был построен специальный театр, и это случай, пожалуй, единственный в мировой практике. Жемчугова познала славу и успех, которых хватило бы не на одно поколение исполнителей. Царствующие особы дарили певице драгоценности, поощряя ее талант. На сцене она не имела соперниц. Все было создано для актрисы одним человеком - графом Николаем Петровичем Шереметевым, чье имя всегда будет стоять рядом. Как женщина Прасковья тоже могла бы называться счастливой, ведь жизнью ей было подарено величайшее чудо - способность глубоко и преданно любить, а также быть любимой. Счастье это, правда, омрачалось тем, что влюбленные не могли открыто быть вместе. То обстоятельство, что она была крепостной освещает трагическим светом всю жизнь Прасковьи Ивановны Ковалевой–Жемчуговой, графини Шереметевой.

Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева. Хронология.

В 1775 году «определена к театру» графа П. Б. Шереметева в усадьбе Кусково. Обучалась музыкальному искусству и актерскому ремеслу вместе с Ариной Калмыковой (Яхонтовой), Анной Буяновой (Изумрудовой) и Татьяной Шлыковой (Гранатовой). Одним из ее первых учителей музыки был граф Н. П. Шереметев.

29 июня 1779 года дебютировала на сцене «домового театра» графа П. Б. Шереметева в Москве в роли служанки в комической опере А.-Э. Гретри «Опыт дружбы» (либретто Ш. Фавара). В 1779-1785 годах исполнила многие ведущие партии в спектаклях шереметевского крепостного театра. В 1785 году актриса стала первой среди фавориток графа Н. П. Шереметева.

В 1790-1796 годах певица брала уроки драматического искусства у актеров московского Петровского театра М. Синявской, Е. Сандуновой, Я. Шушерина и других. 22 июля 1795 года Прасковья Ивановна сыграла одну из главных ролей в лирической драме О. Козловского «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» (либретто П. Потемкина) - представлении, которым был открыт знаменитый театр в Останкино.

В 1796 году Жемчугова-Ковалева тяжело заболела. В 1797 году она в последний раз вышла на сцену Останкинского театра в спектакле, который был дан в честь визита в Останкино польского короля Станислава Августа Понятовского (роль Элианы в опере А.-Э. Гретри «Самнитские браки»).

В 1797 году переехала с графом в Санкт-Петербург, где жила «на тайной половине» Фонтанного дома Шереметевых. 15 декабря 1798 года Н. П. Шереметев дал «отпускную» ей и всем членам ее семьи. В 1799 году Ковалева-Жемчугова была исключена графом из штата актрис. 6 ноября 1801 года Прасковья Ивановна обвенчалась с Николаем Петровичем Шереметевым и стала графиней.

23 февраля 1803 года, после рождения сына Дмитрия, скончалась от скоротечного туберкулеза. Похоронена в фамильной усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В память о любимой жене Н. П. Шереметьев приказал строящийся в Москве дворец превратить в приют и больницу для неимущих. В 1810 году благотворительный комплекс был открыт под названием Странноприимного дома. Ныне в этом здании находится Московский институт скорой помощи им. Н. В. Склифоссовского.

Яркая личность и необычная судьба «первой» певицы крепостного театра, ее превращение из крепостной актрисы в графиню Шереметеву уже два столетия привлекает к себе внимание исследователей, писателей, художников, знатоков русской культуры.

Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова

Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова родилась в семье крепостного оружейника. С 7 лет воспитывалась в доме графа Н. П. Шереметева вместе с Прасковьей Ивановной Жемчуговой-Ковалевой, своей ближайшей подругой.

Еще девочкой выступала на сцене домашнего театра. Проявила большие способности к музыке, пению и особенно к танцам. С 1785 года выделялась как танцовщица.

Обучалась декламации, танцам и музыке у известного балетмейстера Ле Пика. Создала яркие образы в балетах «Инесса де Кастро» Чианфа-неллу (дочь короля), «Медея и Язон» Соломони (Креуза) и других. Играла роли в комедиях («Обольщенный» Екатерины II).

Татьяна Васильевна исполняла также оперные партии: «Самнитские браки» Гретри, (юная самнитянка), «Смешной поединок» Паизиелло (Кларисса).

Получив в 1803 году вольную, Т. В. Шлыкова-Гранатова до конца своих дней продолжала служить в графском доме. Прожила долгую, 90-летнюю жизнь. Вырастила сына графа Н. П. Шереметева и П. И. Жемчуговой-Ковалевой, умершей после родов, а впоследствии помогала воспитывать и их внука.

Татьяна Васильевна была образованной женщиной: она хорошо знала поэзию, литературу, владела французским и итальянским языками.

Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие национальных архитектуры, искусства, музыки. Их домашний театр считался лучшим частным театром империи, владельцы его не жалели ни денег, ни труда на постановку спектаклей и создание декораций. Шереметевский театр отличался не только профессиональными, образованными и талантливыми актерами и певцами, но и до мелочей просчитанной планировкой зала, роскошными декорациями и прекрасной акустикой. Многие, кто в те времена побывал в Кусково, отмечали, что размах представлений и профессиональность актеров ничуть не уступали самому известному дворцовому театру в Эрмитаже.

Шереметевы считали, что настоящих актеров надо растить, терпеливо обучая их с самого детства. Так, Параша Ковалева (1768— 1803), дочь крепостного кузнеца, попала вместе с другими детьми в графское поместье, когда ей едва исполнилось восемь лет. Ее сразу же отдали на воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. У княгини девочка получила образование, была обучена вокалу, актерскому мастерству, игре на арфе и клавесине, французскому и итальянскому языкам, литературе, грамоте и некоторым наукам. Для подготовки детей к театральной жизни в усадьбу приезжали известные мастера—актеры, певцы и учителя. Все чаще они отмечали прекрасные способности маленькой Параши, пророчили ей большое будущее.

В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751—1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать ее по-европейским канонам. Первое, за что взялся молодой человек — это за помещения отцовского театра, которые показались ему старыми и слишком тесными.

Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ, Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на бледном личике, а когда познакомился с ней ближе — почувствовал и необычайный талант маленькой крепостной.

В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из оперы Гретери «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметьевском театре доставались только юной Параше.

К актерам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим актерам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая жемчужина. Всем актерам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Все это удивляло знатных посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной из самых интересных тем на светских вечерах столицы.

Слухи о шереметевском театре расходились по всем поместьям, на каждое представление в Кусково съезжались знатные особы, а не попавшие на спектакль потом долго сокрушались и слушали яркие рассказы посмотревших очередную постановку.

Старый граф решил построить новое здание театра, открытие которого должно было состояться 30 июня 1787 года, в тот день, когда поместье Шереметевых намеревалась посетить сама Екатерина П. Известный театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень. Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России.

30 октября 1788 года умер Петр Борисович Шереметев. Все поместья с крепостными в двести тысяч душ достались его сыну — Николаю Петровичу. Тот после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и сочувствием и бесконечной добротой вывела его из загула. После этого Николай Петрович уже по-другому смотрел на девушку: в его сердце зародилось огромное, сильное чувство. Жемчугова же стала в театре вторым человеком, актеры теперь обращались к ней не иначе, как Прасковья Ивановна.

Вскоре влюбленные и вся труппа театра перебрались в новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулез, и врачи навсегда запретили ей петь. Нежная забота графа, его терпение и любовь помогли женщине пережить это горе, а 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную своей самой любимой крепостной актрисе. Этот смелый шаг вызвал недоумение и пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимание на наговоры. Он решил венчаться с любимой. Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника, которая сейчас расположена в Москве на Новом Арбате, состоялось скандальное бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.

Два года длился этот брак в уважении, взаимопонимании и любви. Здоровье Параши ухудшалось с каждым днем. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына. Роды были тяжелыми и мучительными, а ослабленный чахоткой организм не давал женщине даже подняться с кровати. Смертельно больная, она умоляла показать ребёнка, но его сразу же отнесли от матери из опасения, что младенец заразится и умрет. Около месяца угасала графиня. В бреду она умоляла, чтобы ей позволили услышать голос младенца, и когда его подносили к дверям спальни, Параша успокаивалась и забывалась тяжким сном.

Понимая, что кончина жены неизбежна, Николай Петрович решился открыть свою тайну и рассказать о браке с бывшей крепостной. Он обратился с письмом к императору Александру I, где умолял простить его и признать новорожденного наследником семьи Шереметевых. Император дал на это свое высочайшее согласие.

Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения ее сына. Ей было всего тридцать четыре года. Из знати на похороны никто не пришел — господа не пожелали признать покойную крепостную графиней. В последний путь Парашу провожали актеры, музыканты театра, слуги поместья, крепостные и поседевший от горя мужчина с младенцем на руках.

Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится в Александро-Невской лавре в фамильном склепе графов Шереметевых.

Все свои личные средства и драгоценности она завещала осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. В своем московском дворце он основал знаменитую Шереметевскую больницу, которая в настоящее время больше известна, как Институт скорой помощи им. Склифосовского. Николай Петрович Шереметев скончался через шесть лет после супруги.

В «Завещательном письме» сыну граф написал о Прасковье Ивановне: «...Я питал к ней чувствования самые нежные... наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества... заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою...»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры