Про "белый расизм" - Warrax's Fence. Белый и черный расизм

Главная / Чувства
Бремя белых. Необыкновенный расизм Буровский Андрей Михайлович

Расизм белый и черный

Расизм белый и черный

Вообще когда говорят о расизме, обычно подразумевается именно белый расизм. Был ли он? Был. Было законодательное ограничение прав негров по сравнению с белыми, апартеид, сегрегация, суды Линча, ку-клукс-клан, вывески «Только для белых» на скамейках и при входе в рестораны. Все было. Но в сегодняшнем мире этого практически нет. Причем отрицание этого белого расизма последовательнее всего в странах, где он был сильнее всего и продолжался дольше всего.

В Париже я своими глазами видел ресторанчик с названием «У веселого негра». В США такое название абсолютно невозможно - в той же степени, в какой невозможен в России ресторан с названием «У веселого жидка» или «У веселого армяшки». А во Франции расизма практически и не было, потому и название такое вполне возможно.

В 1973 году Генеральная Ассамблея ООН официально назвала «преступным» режим апартеида в ЮАР и приняла Международную конвенцию «О пресечении преступления апартеида и наказании за него».

В мировой прессе так громко стонали по поводу расизма в ЮАР, что эта несчастная страна сделалась мрачным символом - покруче Третьего рейха.

При этом от широких кругов общественности тщательно скрывались факты, весьма неудобные для «борцов с дискриминацией». При апартеиде в ЮАР каждый год колледжи выпускали гигантское, по африканским меркам, количество чернокожих учащихся: в три раза больше, чем все чернокожие студенты всех стран Африки, вместе взятые. В ЮАР каждый негр был обязан закончить начальную школу.

В самой большой «черной» больнице ЮАР - самой большой больнице Африки - каждый год выполнялось больше 1800 сложных операций.

Никогда ни слова не говорилось о том, что одна из наиболее острых проблем ЮАР состояла в нелегальной иммиграции чернокожих из остальных африканских государств: негры толпами бежали в расистскую ЮАР из счастливых независимых стран.

А как быть с проявлениями черного расизма? В ЮАР и Зимбабве проявлений этого расизма очень много, вплоть до изнасилований и убийств белых. Белых фермеров убивали и убивают именно по расовому признаку - как белых. Официальные «черные» власти в этих странах не пропагандируют расизм, но и ничего не делают для защиты белых. Примерно как в США в Южных штатах власти смотрели сквозь пальцы на бытовой расизм и даже на деятельность судов Линча.

Попытка «белого» митинга протеста пресекается просто: полиция открывает огонь на поражение. Не разгоняет митинг, а истребляет. И «прогрессивная международная общественность» не бьет тревогу.

Более того… В Анголе в 1960–1970 годы черный расизм сделался официальной идеологией различных повстанческих движений. В 1961 году лидер Союза народов Анголы Холден Роберто отдал своим боевикам такой приказ: «Убивайте всех, кто белого цвета». Убивали и мулатов, как «предателей» и «ненастоящих» негров. Погромы шли под лозунгами в стиле «Бей мулатов и белых, спасай Анголу!».

Может быть, это негры мстили за века унижений колониализма?

Но точно так же в Африке резали и режут друг друга. Скажем, народ хауса в Нигерии резал народ ибо - так лихо резал, что за несколько недель истребил до миллиона человек.

Точно так же хуту резали тутси - с тем же успехом, убили до миллиона человек.

В общем, в Африке происходит совершенно то же самое, что и в Европе: вечно все считают себя лучше других. При племенном делении, когда и не очень знают о существовании разных рас, режут по племенному принципу. При некотором, хотя бы слабеньком, образовании эта ксенофобия принимает форму расизма: «Мы лучше, потому что у нас раса более правильная!»

Впрочем, существует и черная расовая теория, ничем не хуже, чем у Чемберлена.

Из книги Не кысь [сборник] автора Толстая Татьяна Никитична

Черный воротник и белый снег Сюжет, давший название альбому, состоит из серии фотографий, снятых с интервалом в несколько секунд фотографом Леонидовым 7 ноября 1919 года на Красной площади. Как всегда в этот день, идет снег. Шапки, воротники, фуражки – все в мокром снегу. У

Из книги К барьеру! 2009 № 02 автора Газета Дуэль

РАСИЗМ В ООН? ВОТ ГДЕ РАСИЗМ!Текст речи иранского президента Махмуда Ахмадинежадана Конференции «Дурбан-2», посвящённой проблемам расизма,20 апреля в ЖеневеГосподин председатель, уважаемый Генеральный Секретарь Организации Объединённых Наций, уважаемый Верховный

Из книги Газета Завтра 268 (3 1999) автора Завтра Газета

ОБЫКНОВЕННЫЙ РАСИЗМ Русские в Латвии превращены в бесправных рабов. Это известно всем правительствам и парламентам мира и всем международным организациям. Но ООН не подвергает санкциям расистское латвийское государство, правозащитники в европейских столицах не

Из книги Апология капитализма автора Рэнд Айн

Расизм Расизм - это самая низкая, самая грубая и примитивная форма коллективизма. Он являет собой принцип, по которому нравственная, социальная или политическая значимость человека приписывается его происхождению; принцип, гласящий, что интеллектуальные свойства и

Из книги Бремя белых. Необыкновенный расизм автора Буровский Андрей Михайлович

Расизм? Или что-то другое? Первобытные племена и древние народы вовсе не были расистами. Конечно, все они очень хорошо знали, как выглядят «свои». Ведь долгое время все «свои» жили и размножались в полной изоляции от «других». В отдельных поселках все были даже внешне

Из книги Газета Завтра 955 (9 2012) автора Завтра Газета

Чей расизм «круче»? Не будем делать вид, будто в XVII, XVIII или XIX веках на земле жили только злые европейские расисты и жертвы их ужасного расизма. Мягко говоря, все намного сложнее.Для ВСЕХ людей, вовсе не только для европейцев, типично считать себя лучше остальных. Более того

Из книги Финансовый кризис 2009. Как выжить автора Попов Александр

Американский черный расизм В США быть белым расистом совершенно немыслимо: допустить самые мягкие высказывания не только о неравенстве рас, а даже о том, что расы не одинаковы, будет актом политического и профессионального самоубийства.А вот черный расизм - явление

Из книги Неистовый Лимонов [Большой поход на Кремль] автора Додолев Евгений Юрьевич

Расизм жив… Что означает все сказанное? Да сущую «мелочь»! Всего-навсего то, что расизм никуда не делся. В США белый расизм частью ушел в подполье, частью приспособился к новым условиям. Черный расизм получил государственную и общественную поддержку, но ведь и он никуда не

Из книги Литературная Газета 6432 (№ 39 2013) автора Литературная Газета

Из книги Первая мировая война (август 2007) автора Русская жизнь журнал

Глава 7. Наш «черный вторник» и «черный четверг» Чем опасны «токсичные»

Из книги Странная цивилизация автора Цаплин Владимир Сергеевич

Мой личный расизм «Элвис был героем для большинства, Никогда не значил ни х… для меня. Законченный расист был этот х…сос в натуре. Мать его е… и Джона Вэйна туда же, Потому что я Черный, и Я горд». Из песни «Борись с силой» группы «Враг народа» Никто, разумеется, не помнит о

Расизм Расы отличаются объективными внешними признаками в цвете кожи, чертах лица и тела. Но эти черты не имеют никакого отношения к формированию мышления, которое у всех людей планеты потенциально одинаково. Происхождение рас, возможно, объясняется тем, что люди

Из книги автора

Черный воздух, белый снег 5 марта 2012 у оппозиции первые признаки усталости. Что делать дальше? Отчаянная попытка Удальцова У входа на Пушкинскую площадь, сразу за рамками металлоискателей, стоят парень и девушка с огромными букетами белых гвоздик. Они раздают цветы

Из книги автора

Белый человек, белый ад Анастасия Белокурова21 января 20160Культурао фильме "Выживший""Выживший" (США, 2015, режиссёр - Алехандро Гонсалес Иньяритту, в ролях: Леонардо Ди Каприо, Том Харди, Марк Хриско, Уилл Поултер, Донал Глисон)В начале ХIХ века местность в районе реки Миссури

«Французы - педики», «Женщины, наденьте вуаль», «АнтиФранция победит», «Смерть белым», «Нет ничего лучше горящей полицейской машины», «Мочи полицию» и т.д. С 30 января стены корпуса А Университета Париж-8 стали местом выражения крайней агрессии по отношению к белым, к Франции, к полицейским, к Израилю и гомосексуалистам. Полтора месяца назад в здании университета (ему традиционно свойственны левые настроения) обосновался ультралевый коллектив с группой мигрантов. Руководство университета сообщило «Фигаро», что «категорически осуждает обнаруженные 8 марта на стенах надписи» и собирается обратиться в правоохранительные органы.

«Я очень устала от этого, - говорит пожелавшая сохранить анонимность преподаватель. - Некоторым коллегам уже грозили расправой». Некоторые преподаватели юридического факультета, которые проводят занятия в захваченном коллективом и мигрантами корпусе А, хотят вернуть свои помещения, чтобы продолжить работу. «Фигаро» удалось ознакомиться с перепиской руководства университета, которое вот уже полтора месяца безуспешно пытается договориться с оккупантами. В ней оно в частности выражает «поддержку сотрудникам, которым приходится каждый день сталкиваться с нападками и оскорблениями». «Теперь дело дошло до расистских граффити на стенах, - продолжает преподаватель. - Это не бедные мигранты. Они не говорят по-французски. Скорее всего, это члены ультралевого коллектива». Представители коллектива «Отвергнутые занимают Париж-8» оставили без ответа вопросы «Фигаро».

Поврежденные помещения

Надписи легко позволяют получить представление об их идеологической направленности. Первая категория нацелена против Франции и белых. Среди десятка стоит отметить «АнтиФранция победит», «Fuck White People of FN», «Я слишком белый», «ассимиляция = этноцид». Другие призывают к агрессии против сил правопорядка: «Нет ничего лучше горящей полицейской машины» или «Мочи полицию». Некоторым свойственна открытая гомофобская окраска: «Французы - педики». В некоторых также прослеживается исламизм («Женщины, носите вуаль!»), антиколониализм («Скажи своему учителю истории, что он рассказывает тебе сказки, потому что величайшая цивилизация зародилась в Черной Африке») и антирасизм («Мир или ничего», «Все для наших», «Мочи расистов», «Сожги грязного ублюдка»). В университетской электронной переписке также отмечаются антисемитские «твиты». «Фигаро» же удалось найти лишь сообщения антиизраильского и пропалестнинского характера («Поддержите интифаду» и «Бойкот расистскому Израилю»).

Одному старшекурснику (он тоже попросил не называть его имени) удалось сделать фото расистских и агрессивных надписей. «Они отражают идеи ультралевых групп, которые давно процветают в Университете Париж-8, - говорит он. - Симпатия к Палестине, происламские левацкие взгляды и марксизм - все это уже настоящий стереотип». Придерживающийся правых взглядов студенческий профсоюз «Кокарда» выложил в «Твиттере» видео того, как был занят корпус А.

Активисты этой ультралевой группы (в нее входит часть преподавателей и сотрудников) разместили порядка 80 мигрантов в здании 30 января. С тех пор коллектив ведет противостояние с руководством университета, которое, кстати, проявляет благожелательность в электронной переписке. Оно называет университет «открытым миру» и напоминает о его «верности идеалам радушия и гостеприимства». В частности, оно предложило «предоставить мигрантам и их сторонникам полки и настилы, чтобы они смогли принять участие в благотворительной ярмарке». Кроме того, университет вот уже несколько недель предлагает коллективу перебраться в большой зал со столовой, общими помещениями и душевыми (всего 500 квадратных метров), чтобы освободить корпус А и возобновить занятия.

Обвинения в использовании мигрантов

Как бы то ни было, представители коллектива ответили руководству университета категорическим отказом. Здание уже получило повреждения. «Оккупанты» сломали замки и заменили их на другие, ключи от которых есть только у них. Они нарушили электропроводку, подключившись напрямую к сети, и выломали противопожарные двери. «Мы можем лишь сожалеть о совершенных правонарушениях», - дипломатично говорят в руководстве Университета Париж-8, очень тщательно подбирая слова. Сделать ничего не удается. «Мы находимся в тупике, несмотря на сделанные коллективу предложения», - продолжают они.

Как сообщила «Фигаро» преподаватель университета, коллектив «пользуется мигрантами». «Мы считаем, что мигранты хотели бы принять предложения университета, однако активисты не дают им этого сделать», - продолжает она. Она недовольна молчанием Министерства образования и науки, а также не скрывает расстройства из-за кризиса: «Заблокировав корпус А, они не дают учиться находящимся в трудном положении студентам, большинство из которых родом из скромных семей. Диплом для них - единственный шанс подняться вверх по социальной лестнице». «Здание находится в плачевном состоянии. Пахнет «травкой» и мочой. Я ни разу не видел там ни одного полицейского, а вход в здание практически не охраняется. Весь факультет настолько левый, что лишь меньшинство считает все это возмутительным», - добавляет студент.

Поправка: Размещенная нами фотография демонстрировала надпись «Fuck White People». На самом деле сейчас она выглядит «Fuck White people of FN», причем «FN» (Нацфронт) написано буквами меньшего размера и неровно по отношению к первой части фразы. Автор переданного «Фигаро» снимка утверждает, что приписка появилась позднее. Кроме того, там имеются и другие надписи того же рода, например, «Смерть белым» и «Я слишком белый».

Алексис Феерчак (Alexis Feertchak)

Богемик написал текст, который меня уже даже и не удивил, так как представил пример логического развития его взглядов.

Хотя нет, - удивил, но совсем не упорством, с которым автор отстаивает свою "антирасистскую" концепцию, но скорее тем, что Богемик все более и более ввязывается в упорную и ожесточенную борьбу с призраками, беспощадный бой против ветряных мельниц.

Богемик упрямо пишет про то, что белый расизм это очень и очень плохо. Ну не смешно ли? Ведь "белого расизма" уже давно не существует. Сейчас нет ни одного белого расистского государства, нет белых расистских партий, расизм как таковой белым народам совсем не свойственен. Именно белые народы сделали все возможное для того, чтобы предоставить всем расам равные возможности. Именно белые предприняли максимум усилий для уничтожения идеологии построенной на идее неравенства. Именно белые тратят свои силы и средства для того, чтобы эта система, принятая современной цивилизацией, продолжала существовать, так как без подпитки извне, она самоподдерживаться не способна. Как можно упрямо твердить сейчас о белом расизме? Что это, глупость, или осознанное желание?

Зато расизм является обязательной частью для черной расы, для латиноамериканской смешанной расы и для желтой расы. Вот именно там и находится современное место жительства расизма, который Богемик с упорством, достойным лучшей цели ищет у белых народов. Ищет и не находит. Но найти то надо хочется, поэтому появляются многословные тексты, в которых сложный словесный узор умело маскирует заданные автором смыслы.

Расизм в современном мире - это абсолютное табу, вроде канибализма. ... Расизм принято считать злом на всех мыслимых уровнях, от международной политики до массовой культуры. Пишет Богемик. При этом забывая добавить очень важную деталь, которая в корне меняет весь смысл его утверждений. Да, расизм преследуем современной цивилизацией. Но преследуем лишь один расизм - белый. Который кстати уже успел благополучно исчезнуть и превратиться в миф, в старое пугало, которым все еще пытаются пугать, хотя его давно уже никто не боится.

В то же время, автор старательно не замечает того факта, что расизм в мире жив и процветает, являясь неотъемлемой частью мышления большей части не-белых народов мира. Негры, латиноамериканцы, азиаты - все они инстинктивные расисты, безусловно считающие, что их раса самая выдающаяся, что она превосходит все остальные и что уже по самому факту своего происхождения они заслуживают безусловных привилегий. Само существование народов и государств за пределами Европы и Северной Америки, основано на неоспоримом расовом чувстве общности и единства интересов. Расизм приходит в США вместе с иммигрантами из Мексики, а в Европу вместе с иммигрантами из Нигерии. Не надо искать расизм под кроватью европейца, он живет в палатке араба и хижине малайца.

Не стану приводит здесь примеры этому, так как они слишком обширны и всеобъемлющи, чтобы писать о них в небольшой заметке. Скажу лишь, что данный вопрос был подробно изучен на Западе и нашел свое рассмотрение в совсем недавно вышедшей в России книге Дж. Тэйлора . Причем эта работа лишь одна из множества посвященных указанной проблеме. Но, пожалуй, одна из лучших, поэтому - всячески ее рекомендую.

А что же белые народы? А у них то как раз никакого расизма нет, есть только расовый реализм - необходимость всегда учитывать то, что люди, народы и расы - разные . Это даже не культурно-цивилизационный, это биологический фактор, игнорировать который не просто глупо, но бессмысленно.

Однако же пытаются. Зачем?

В США действуют различные организации белых расистов: «Ку-Клукс-Клан», «Белое арийское сопротивление», «Арийское братство», «Арийская республиканская армия», «Христианская идентичность», «Мировая Церковь Создателя», «Арийский конгресс наций», «Националистическая правая партия», «Национал-социалистическая партия США», «Национал-социалистическая партия белых людей» и др. Всего по сведениям разведывательных служб США в стране действовало по крайней мере 67 различных расистских и неофашистских организаций.

Из неоязыческих групп интерес представляют вооруженные служители культа Одина: «White House Network» («Сеть белых домов») и «Votan’s Volk» («Народ Одина») под руководством Дэвида Лэйна. Сейчас «White House Network» пропагандирует одинистское мировосприятие среди молодежи и белого населения Америки. Организация издает журнал, который посвящен исследованиям в области кельтики и руники. «Votan’s Volk» имеет свое издательство, в котором издаются книги под девизом: «Мы должны защищать само существование нашего народа и сохранить будущее для наших белых детей». Можно выделить следующие основные принципы одинизма, разделяемые активистами: «1) Мы признаем Одина (Вотана) как Всеотца белой расы и движущую силу арийцев в мире. 2) Белое человечество движется вперед как индивидуально, так и коллективно. 3) Наша жизнь состоит не только из радостей, но и из борьбы. Мы признаем и то, и другое. 4) Расовое и культурное наследие нашей расы - самое священное, чем мы обладаем, и что мы обязаны оберегать и хранить во имя будущего. 5) Общность расы - наша высшая ценность. 6) Самосовершенствование белых людей - гарантия белого будущего. 7) Приобщение к мудрости - высшая добродетель для белого человека. 8) Любовь к истине, самопожертвование, смелость, верность, служение правде и красоте - обязательные требования к белому человеку».

«Ку-Клукс-Клан» (ККК), возникший еще в 1865 г., в настоящее время раздроблен на множество мелких маловлиятельных организаций, которые взаимодействуют с нацистами и скинхедами, не превышая численности в 10-17 тысяч человек. Члены движения – преимущественно рабочие средних лет. Есть группы кланистов в Англии и Канаде. «Новый Ку-Клукс-Клан» оформился в 70-е - 80-е гг. ХХ в. В это время он пережил свое третье возрождение. В период между 1975 и 1979 гг. число членов организации увеличилось с 6,5 тыс. человек до 10 тыс. человек. Количество же потенциальных сторонников - тех, кто читал издаваемую Кланом литературу и посещал его митинги, но не являлся официально зарегистрированным членом, оценивалось в 75 тыс. человек.

Идеологическая программа ККК основывается на трех центральных понятиях: патриотизм, американизм и превосходство белой расы. Наиболее известные группы куклуксклановцев: «Рыцари Ку-Клукс-Клана Каролины», «Рыцари Конфедерации», «Порядок», «Партия белых патриотов», «Союз белых рыцарей Ку-Клукс-Клана».



«Арийские нации» (АН, Aryan Nations; Church of Christian Aryan Nations; Church of Jesus Christ Christian; США) - крупнейшая организация белых расистов. Создана в 1974 г. Объединяет многочисленные расистские группировки, которые рассматривают представителей европейских народов в качестве потерянного израилева колена; резко негативно относятся к евреям (обвиняя в сатанизме) и чернокожим (как неспособным к самостоятельному

управлению). Федеральное правительство США расценивает как сионистское оккупационное правительство, управляемое Израилем. Ориентируются на христианский фундаментализм. В качестве политической цели АН выдвигает необходимость изгнания всех представителей национальных меньшинств и создание на территории пяти северо-западных штатов арийского государства. Основатель АН - Ричард Гирнт Батлер, идеолог - доктор Уэсли Свифт (умер в 1970 г.). Другие лидеры: Карл Фрэнклин, Луи Бэм, Брюс Бедсвурт, Флойд Кохран. Штаб-квартира находится в Айдахо. Организация объединяет 500 активистов и от 6 до 15 тыс. сторонников. АН организует ограбления банков, взрывы, убийства и т.д. Арестованные активисты АН агитируют в тюрьмах, стремятся завербовать новых членов, заявляют о необходимости уничтожения членов правительства, разрабатывают тактику городской партизанской войны. В 1987 г. в штате Айдахо боевики провели 5 взрывов, причинив незначительный ущерб. Ряд лидеров обвинялись в антиправительственном заговоре: пытались получать финансирование и вооружение от иностранных государств. АН осуществляет контакты с праворадикальными, неофашистскими и христианско-фундаменталистскими организациями: Ку-Клукс-Кланом и минитменами («Милиция штата Монтана», «Добровольцы штата Невада»), группировками «Горная церковь», «Тевтонское единство», «Евро-американский союз», «Арийское братство», иностранной организацией - Национальной социалистической немецкой рабочей партией, Христианской лигой защиты. С «Нацией ислама» Луи Фаррахана АН организует обсуждения вопроса о наилучшем способе создания двух расово чистых государств. Идеологические принципы АН опубликованы в книгах: «Calling Our Nation», «National Chronicle», «The Way». Финансирование осуществляется за счет собственных средств.

«Арийские Нации» связаны с другими группами белых расистов, носящими общее название – «Христиане Идентичности». Христианская идея в широком смысле переживает период упадка среди сторонников правого движения, но это не касается Христиан Идентичности. Пасторы Христиан Идентичности разносят по всему Американскому континенту семена расовой сегрегации и ненависти, иной раз, не акцентируя, кого они сами больше ненавидят. Основной свой идеологический базис они видят в Библии. Но что в ней могли найти американские расисты? Расологи дали Библии «второе дыхание». Христиане Идентичности отождествляют себя с первыми белыми людьми, господствовавшими в давние времена. Мир делится на детей Адама - Белых Адамитов и его потомков - Белых людей, или как их называют «истинные Израэлиты» (просьба не путать с евреями и иудеями). Некогда белые предки восстали против греховно падших соседей и детей Дьявола - евреев и их бога, а затем, скрываясь от преследования евреев, расселились в странах Европы (главное колено поселилось в Англии). Слуги сатаны захватили их землю и начали преследовать белых потомков Адама повсюду. Отсюда и следует физиологическая юдофобия этой христианской конфессии. Вот некоторые идеологические пункты Церкви Христиан Идентичности, объединившихся в союз «Арийские Нации»: 1) АН - это белое расовое геополитическое и геополитическое движение, борющееся за восстановление белой арийской власти в полном объеме; 2) АН - это расово и национально, поскольку наша раса - это наша нация, каждый белый человек является членом Арийской Расы, где бы он не находился; 3) АН - исповедует позитивное христианство, и придерживается естественных законов жизни, данных Богом: 4) АН - прогрессивно, поскольку борется за восстановление прав Белой Расы и исполнение ее миссии; 5) АН - это надежда, что смертный приговор нашей расе будет отменен, и законы Бога исцелят народ; 6) АН - признает, что раса создает государство, а не государство расу; 7) АН - признает, что культура расы может существовать только через чистую кровь.

Философия союза «Арийские Нации» выражается в следующих тезисах: «Нация - это расовая, культурная, духовная общность людей. Раса - кровь и душа нации. Каждый индивид - часть нации. Индивид живет не для себя, но для своего потомства и своей расы. Мужчина - мозг и семя нации. Женщина - сердце и земля. Старики - мудрость нации. Семья - основа рода, без которой нет будущего. Дети - залог процветания расы, они смысл и цель ее существования. Природа - неписанный закон Бога. Социальная справедливость - структура арийского права, происходит от заповедей Бога. Раса и кровь вечны».

В настоящее время «Арийскими Нациями» руководит пастор Ричард Батлер, бывший участник террористической группы «ТНЕ ORDER» («Порядок»). Эта организация слилась с вооруженными «группами ненависти» из числа ККК и неонацистов. Арийские Нации являются жесткими сторонниками войны и агрессии во всех областях человеческой деятельности. Они имеют вооруженные группы по всей Америке, ждущих приказа преследовать и убивать слуг сатаны и расовых противников. Христос в понимании Христиан Идентичности - не безобидный спаситель всех и вся, а расовый инквизитор. Последователи пастора Батлера ждут, как манны небесной, Апокалипсиса, в ходе которого они с оружием в руках отвоюют свой расово-чистый рай. Христиане Идентичности взаимодействуют с правыми радикалами других стран. Они распространили свое влияние на Европу и Австралию.

Другие радикальные организации белых: - Группы, имеющие активистов по всей стране и утверждающие, что белые англосаксы являются истинными наследниками «потерянного колена» израилевого, что они будут единственными, кто сумеет пережить грядущую войну между расами. - Националисты (Национал-демократический фронт Гарри Галло), которые выступают за полное разделение двух рас, и в этом нередко объединяются с разделяющими подобные же идеи националистами-неграми. - Национал-социалисты, такие, как Том Мецгер, - лидер «Белого арийского сопротивления», которые отвергают капитализм и считают себя защитниками белого рабочего класса. - Бритоголовые - неонацистские группы подростков, которых ультраправые идеологи называют «передовыми отрядами борьбы за идеалы расы». - Сторонники Христианской патриотической лиги защиты, которые постоянно занимаются военной и политической подготовкой своих членов. - Члены Комитета за независимость штатов, которые считают, что реальная власть должна находиться в руках местных руководителей, а представителей Федерального правительства они рассматривают как своих смертельных врагов.

Таким образом, как вышеперечисленные, так и другие, подобные им организации не стремятся к резкому увеличению числа своих членов, ибо считают, что успех любой революции зависит в первую очередь от деятельности небольшой группы искренне преданных ей людей и грамотно проведенной пропагандистской работы в средствах массовой информации. При этом расисты не избегают привлекать в свои ряды представителей самых разных слоев населения. Так, наиболее активными членами группы «Арийские нации» являются заключенные. В специально издаваемой для них газете «Путь» они называются не иначе, как «политические заключенные сионистского оккупационного правительства». Эти люди, общее число которых приближается к 2 тыс. человек, являются идеальными кандидатами в члены подобных радикальных групп. Во-первых, они уже один раз продемонстрировали готовность действовать вопреки запретам и гонениям, а, во-вторых, после своего освобождения они охотно становятся самыми преданными членами организаций, которые оказывали им моральную, идеологическую и финансовую поддержку во время тюремного заключения.

Другими, наиболее желанными членами подобных организаций, традиционно являются подростки («Арийское молодежное движение»). Лидеры неонацистского движения также регулярно посещают университетские городки, пытаясь заинтересовать молодых людей идеологией нацизма.

В большинстве случаев американских белых ультра, исповедующих идею расового превосходства, отличает хорошая вооруженность, идеологическая подготовка и крайне отрицательное отношение к государственной системе. В негативном отношении к государству отразились старые идеи вольницы Дикого Запада, которые получили продолжение в гангстерских традициях. Эта особенность отличает американских белых ультра от европейских неонацистов. Правительство США ведет целенаправленную борьбу с экстремизмом. Еще в 1988 г. в 17 штатах США были приняты законы, запрещающие любую военную подготовку, кроме проводимой официальными властями, поскольку такая деятельность способствует нарушению порядка и законности.

МОСКВА, 9 окт — РИА Новости, Игорь Гашков. Столкновения на расовой почве не сходят в США с повестки дня. Федеральное бюро расследований (ФБР) представило отчет, в котором среди девяти непосредственно угрожающих Америке "подрывных угроз" впервые упоминается "экстремизм, основанный на расовом самосознании черных". Сотрудники спецслужбы проанализировали случаи нападения темнокожих террористов-одиночек на белых и выявили новую тенденцию. Жертвами преступлений, мотивированных ненавистью черных к белым, становятся полицейские, чего не происходило даже на пике расовых волнений в 1970-е годы.

© AP Photo / Gerald Herbert

© AP Photo / Gerald Herbert

Новые экстремисты атакуют США

Появление доклада ФБР, посвященного участию черных экстремистов в нарушении межобщинного мира, совпало по времени с волнениями в американском городе Шарлоттсвилле в августе 2017 года, однако опубликована аналитическая записка была только сейчас. Накануне столкновений, разделивших сторонников и противников демонтажа статуи генерала XIX века Роберта Ли, выступавшего за сохранение рабства, аналитики спецслужбы сочли необходимым предупредить свое руководство об опасности, исходящей от черных радикалов. Тогда же впервые в американской практике в оборот было введено само понятие "экстремизм, основанный на черной расовой принадлежности" (BIE — black identity extremism). До середины 2017 года в США подобная аббревиатура была неизвестна.

Изменение языка, которым пользуются спецслужбы, само по себе знаковое событие. Авторы доклада предприняли попытку объяснить, почему введение нового термина отвечает изменившимся реалиям США. "ФБР рассматривало альтернативную гипотезу, что мотивированное местью ответное насилие не имело идеологической подоплеки, а вызывалось просто-напросто враждебностью к полиции, тогда как расовая напряженность использовалась в качестве оправдания, но нашло эту версию неправдоподобной", — говорится в тексте. Там же авторы признают, что случаи расово мотивированного насилия черных случались в США и ранее, однако в период с 1994 по 2014 год ощутимо шли на спад и возобновились только в последние три года. Явился новый черный экстремизм, который носит продуманный характер и находит выражение в рассчитанных актах мести, жертвами которых становятся преимущественно правоохранители.

В качестве типичного примера преступления, мотивированного расовой ненавистью, эксперты спецслужбы называют массовое убийство, совершенное в 2016 году бывшим военнослужащим Микой Джонсоном, расстрелявшим пятерых полицейских, все из которых оказались белыми. Джонсон, заявлявший, что мстил правоохранителям за их преступления, "находился под влиянием идеологии черного экстремизма, подтолкнувшей его к действиям", — говорится в тексте доклада. Сам Джонсон открыто говорил о ненависти к белым. В ФБР, таким образом, признали, что в убеждениях темнокожего преступника содержались элементы антибелого расизма.

© AP Photo / Noah Berger


© AP Photo / Noah Berger

Черные и белые: есть ли равенство между видами расизма

Ученые: афроамериканцы чаще попадают под розги учителей в школах США Учителя и воспитатели в школах США, где разрешены телесные наказания, чаще "выписывают" их детям афроамериканского происхождения и детям, отстающим в развитии или имеющих инвалидность.

Публикация доклада, призванного информировать американцев о появлении новой угрозы, была критически воспринята СМИ Соединенных Штатов и экспертным сообществом. Несогласные с ФБР комментаторы отмечают расхождения, существующие между радикализовавшимися черными, и ставят под сомнение необходимость введения отдельного нового термина, обозначающего нетерпимость афроамериканцев к своим белым соотечественникам. Новый поворот в деятельности ФБР к расследованию "черной угрозы" сторонники леволиберальных ценностей увязывают с рецидивами расизма. Получила распространение точка зрения, что, подсвечивая опасность темнокожих экстремистов, ФБР якобы пробует отвлечь внимание от белых радикалов, которые, как утверждается, идут на преступления чаще, чем их черные антагонисты.

Избрание в 2016 году президентом США Дональда Трампа привело к изменениям во внутреннем распорядке спецслужбы. Новый хозяин Белого дома предписал ФБР сменить приоритеты — так, чтобы вместо преимущественного противодействия "белому экстремизу" сосредоточиться на борьбе с исламским. Несмотря на то что отношения спецслужбы с хозяином Белого дома остаются прохладными — весной 2017 года Трамп уволил главу ФБР Джемса Коми, — критики президента утверждают, что при нем бдительность по отношению к актам белого расизма снизилась.

Масла в огонь подлили высказывания Трампа во время волнений в Шарлоттсвилле в августе 2017-го: президент заявил об опасности различных типов радикализма, отказавшихся возложить ответственность за межрасовое напряжение на одних только белых. Ответом президенту США стала массированная кампания демократов и сочувствующих им в прессе.

Публикация доклада ФБР о "черной угрозе" совпала по времени с усилением напряженности в Шарлоттсвилле, где конфликт, как становится теперь понятно, полностью не исчерпан. Восьмого октября белые активисты, обвиняемые в расизме, прошли с зажженными факелами к статуе генерала Роберта Ли. Монумент предназначен к сносу, но во имя умиротворения страстей временно принято компромиссное решение: статуя остается на месте, но ее затянули покрывалом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры