Роберт шуман биография. Лекция-концерт "роберт шуман и детская музыка"

Главная / Чувства
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шумана Роберта Александра

ШУМАН (Schumann) Роберт (1810-56), немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый музыкальный журнал», 1834). Создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», 1831; «Карнавал», 1835; «Фантастические пьесы», 1837; «Крейслериана», 1838), лирико-драматических вокальных циклов («Любовь поэта», «Круг песен», «Любовь и жизнь женщины», все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций («Симфонические этюды», 2-я редакция 1852). Опера «Геновева» (1848), оратория «Рай и Пери» (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (1849).

ШУМАН (Schumann) Роберт (полное имя Роберт Александер) (8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856, Эндених, предместье Бонна), немецкий композитор.

Победила любовь к музыке
Родился в семье книготорговца и издателя. Рано обнаружил способности пианиста и композитора, а также литературный дар (до зрелого возраста сохранил юношеское пристрастие к творчеству немецкого писателя-романтика Жана Поля, в чьем творчестве лирика причудливо переплетается с гротеском и иронией). В 1828 отправился в Лейпциг изучать право, однако значительную часть своего времени посвящал литературным занятиям и музицированию; брал уроки фортепиано у видного педагога Фридриха Вика (1785-1873), написал несколько фортепианных пьес и песен. Из Лейпцига Шуман переехал в Гейдельберг, где также вместо юриспруденции занимался главным образом музыкой. Вскоре он сумел убедить свою семью в том, что карьера пианиста больше соответствует его наклонностям, и в 1830 вернулся в Лейпциг, где поселился в доме Вика. Вскоре он повредил руку (возможно, из-за использования самодельного механизма для тренировки пальцев) и вынужденно отказался от намерения стать концертирующим пианистом. Тем не менее он продолжал сочинять музыку для фортепиано; в 1830 появился его опус 1 - «Вариации на имя ABEGG» (в теме этих вариаций зашифрована фамилия тогдашней подруги композитора).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Давидово братство
В 1834 Шуман основал в Лейпциге периодическое издание Neue Zeitschrift fur Musik («Новый музыкальный журнал») и до 1844 оставался его главным редактором и выступал в нем в качестве автора. Проявил себя как блестящий, проницательный музыкальный критик, приверженец передовых тенденций в искусстве, первооткрыватель молодых талантов. Свои статьи Шуман нередко подписывал псевдонимами Эвзебий и Флорестан, первый из которых олицетворял лирически-созерцательную, второй - импульсивную, пылкую сторону его личности. Эти герои, наряду с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Н. Паганини и будущей женой Шумана пианисткой Кларой Вик вошли в состав придуманного Шуманом фантастического «Давидова братства» (Davidsbund), противостоящего филистерским взглядам на искусство. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах молодой Шуман избрал форму фортепианного цикла, состоящего из разнообразных по настроению и фактуре характерных пьес. В течение 1830-х годов появились циклы «Бабочки», «Карнавал» (в нем фигурируют музыкальные «портреты» членов Давидова братства - давидсбюндлеров), «Танцы давидсбюндлеров», «Детские сцены», «Крейслериана» (по мотивам прозы Э. Т. А. Гофмана), «Венский карнавал», сборник миниатюр «Фантастические пьесы». «Флорестановское» и «эвзебиевское» начала прихотливо сочетаются и в многочастных непрограммных произведениях этого же периода - трех сонатах (третья из них включает обаятельные «Вариации на тему Клары Вик»), масштабной трехчастной Фантазии, «Симфонических этюдах» (в форме вариаций на тему Ф. Вика), «Юмореске».

Любовь
Сердечные дела всегда играли важную роль в жизни Шумана, влияя на его творчество. В середине 1830-х годов начался роман Шумана с Кларой, дочерью Вика, который всячески стремился воспрепятствовать их браку. Противодействие Вика было преодолено только решением суда, в 1840 признавшего за Кларой право на замужество без отцовского согласия. Период борьбы за Клару и вынужденной разлуки с ней был отмечен в жизни композитора глубокими депрессиями. Бракосочетание Шумана и Клары состоялось в сентябре 1840. Биографы композитора часто именуют этот год «годом песен». В едином творческом порыве Шуман создал свыше 100 песен для голоса с фортепиано, в том числе вокальные циклы «Любовь и жизнь женщины» (на слова А. Шамиссо, в 8 частях) и «Любовь поэта» (на слова Г. Гейне, в 16 частях). Песни, составляющие каждый из циклов, складываются в целостный сюжет с трагическим концом; оба цикла завершаются большими фортепианными «эпилогами», ностальгически воссоздающими безмятежную атмосферу начальной песни (в «Любви и жизни женщины») или одной из центральных частей (в «Любви поэта»). Изобилующий деталями, насыщенный подтекстами фортепианный аккомпанемент - отличительная черта большинства лучших вокальных миниатюр Шумана, в том числе из сборника «Мирты» (26 песен на слова разных поэтов) и тетрадей на слова Гейне (соч. 24) и Й. фон Эйхендорфа (соч. 39).

Зрелый Шуман
В 1841 Шуман писал преимущественно оркестровую музыку. Из-под его пера вышли, в частности, 1-я симфония, первая редакция 4-й симфонии и предназначенная для Клары поэтичная Фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии ставшая первой частью Фортепианного концерта ля минор (закончен в 1845). В 1842, пока Клара находилась в длительной концертной поездке, Шуман, который не любил бывать в тени собственной жены и поэтому предпочитал оставаться дома, написал несколько крупных камерно-инструментальных опусов, в том числе популярный Квинтет для фортепиано и струнных. К этому времени стиль Шумана, в значительной степени утратив прежнюю импульсивность и непосредственность, стал более уравновешенным, на смену характерной для произведений 1830-х годов многослойной, богато декорированной («арабесочной») фактуре пришли более экономные и традиционные формы изложения. Следующий, 1843 год был отмечен созданием большой симфонической кантаты (по существу, светской оратории) «Рай и Пери» (по поэме Т. Мура) и началом работы над музыкой для солистов, хора и оркестра к отдельным сценам «Фауста И. В. Гете; первой была написана музыка к заключительной сцене трагедии - одно из самых величественных и гармоничных творений композитора.

Трудные годы
Тогда же Шуман занял должность профессора только что открывшейся Лейпцигской консерватории, во главе которой стоял его друг Ф. Мендельсон. Очень скоро обнаружилось, что Шуман совершенно неспособен к преподаванию; его попытки заняться дирижированием также привели к весьма скромным результатам. В 1844 Шуман вместе с семьей переехал в Дрезден, где его продолжали преследовать депрессии, серьезно затруднявшие его деятельность. Лишь в 1847-48 композитор пережил относительный творческий подъем, сочинив несколько камерных опусов, ряд песен и хоров и оперу «Геновева» (ее премьера в Лейпциге прошла без особого успеха). В 1848 Шуман основал и возглавил дрезденское Общество хорового пения, силами которого в 1849 были впервые исполнены отрывки из его музыки к «Фаусту».
В 1850 Шуман занял пост городского музикдиректора в Дюссельдорфе. Поначалу он чувствовал себя счастливым и испытал прилив вдохновения, о чем выразительно свидетельствуют обаятельные Концерт для виолончели с оркестром и 3-я симфония, так называемая «Рейнская» (одна из ее частей навеяна впечатлениями от знаменитого Кельнского собора). Однако возможности Шумана-дирижера оказались слишком ограниченными для работы в качестве музыкального руководителя целого большого города; в 1852-53 его физическое и душевное состояние ухудшилось, и он осознал, что больше не сможет выполнять свои обязанности. Последние крупные опусы Шумана (Фантазия для скрипки с оркестром, 3-я соната для скрипки и фортепиано, Концерт для скрипки с оркестром) свидетельствуют об упадке его вдохновения. В 1854 у Шумана начались галлюцинации, и 27 февраля он совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу, где умер два года спустя. Судя по всему, душевная болезнь Шумана явилась результатом сифилиса, которым он заразился в юности. До последнего дня о нем заботились Клара и молодой И. Брамс.
У Клары и Роберта Шуман родилось восемь детей. Клара пережила своего мужа на 40 лет. До 1854 она сочиняла музыку; ее лучшие произведения (Фортепианное трио, некоторые песни) характеризуются незаурядной фантазией и мастерством. Современники ценили Шуман-пианистку не только за блестящее владение новейшим репертуаром (Шопен, Шуман, Брамс), но и за высокую культуру интерпретации и певучий тон. До конца жизни она поддерживала близкие отношения с Брамсом.

Родился 8 июня 1810 г. в немецком городе Цвиккау в семье книготорговца. С самого раннего возраста у юного Роберта проявился яркий талант и к музыке, и к литературе. Мальчик обучался игре на органе, импровизировал на фортепиано, первое свое произведение – Псалом для хора – создал в тринадцатилетнем возрасте, а в гимназии он делал большие успехи в изучении литературы. Несомненно, если бы его линия жизни ушла в эту сторону, то мы и здесь имели бы яркого и выдающегося филолога и литератора. Но музыка все же победила!

По настоянию матери юноша обучается юриспруденции в Лейпциге, затем в Гейдельберге, но это его совершенно не привлекает. Он мечтал стать пианистом, обучался у Фридриха Вика, но повредил пальцы. Недолго думая он начал писать музыку. Уже первые опубликованные произведения его – «Бабочки», «Вариации на тему Abegg» – характеризуют его как весьма самобытного композитора.

Шуман – признанный и несомненный романтик, благодаря которому сейчас в полной мере мы знаем это направление – романтизм. Натура композитора была целиком пронизана тонкостью и мечтательностью, он как будто всегда парил над землей и уходил в свои фантазии. Все противоречия окружающей реальности до предела обостряются в этой нервной и восприимчивой натуре, что приводит к уходу в свой внутренний мир. Даже фантастические образы в творчестве Шумана – это не фантастика легенд и преданий, как у многих других романтиков, а фантастика собственных видений. Пристальное внимание к каждому движению души обусловливает тяготение к жанру фортепианной миниатюры, и такие пьесы объединяются в циклы («Крейслериана», «Новелетты», «Ночные пьесы», «Лесные сцены»).

Но вместе с тем мир знает и другого Шумана – энергичного бунтаря. Его литературный талант тоже находит «точку приложения» – он издает «Новый музыкальный журнал». Его статьи приобретают разнообразные формы – диалоги, афоризмы, сцены – но все они воспевают истинное искусство, которому не свойственно ни слепое подражание, ни виртуозность как самоцель. Такое искусство Шуман видит в творениях венских классиков, Берлиоза, Паганини. Нередко он пишет свои публикации от имени вымышленных персонажей – Флорестана и Эвсебия. Это члены «Давидсбунда» («Давидова братства») – союза музыкантов, противопоставляющих себя филистерскому отношению к искусству. И пусть этот союз существовал лишь в воображении создателя – музыкальные портреты его членов включаются в фортепианные циклы «Давидсбундлеры» и «Карнавал». В число давидсбундлеров Шуман включает и Паганини, и , и – под именем Киарина – Клару Вик, дочь своего наставника, пианистку, начавшую исполнительскую карьеру в одиннадцать лет.

Привязанность к Кларе Вик Роберт ощутил уже тогда, когда она была ребенком. С годами чувство его выросло вместе с нею – но Фридрих Вик желал для своей дочери более состоятельного мужа. Борьба влюбленных за свое счастье растянулась на годы – чтобы препятствовать их встречам, отец планировал для девушки множество гастрольных поездок, запрещал переписываться с Робертом. Отчаявшийся Шуман был некоторое время обручен с другой – Эрнестиной фон Фрикен, тоже попавшей в число давидсбундлеров под именем Эстрелла, а название города, в котором она жила – Аш (Asch) – зашифровано в основной теме «Карнавала»… Но забыть Клару он не мог, в 1839 г. Шуман и Клара Вик обращаются в суд – и только таким способом им удалось добиться от Вика согласия на брак.

Свадьба состоялась в 1840 г. Примечательно, что в том году Шуманом написано множество песен на стихи Генриха Гейне, Роберта Бёрнса, Джорджа Гордона Байрона и иных поэтов. Это был брак не только счастливый, но и плодотворный в музыкальном отношении. Супруги объездили весь мир и выступали в прекрасном дуэте – он сочинял, а она играла его музыку, становясь первой исполнительницей многих произведений Роберта. До сих пор мир не знал подобных пар и не узнает, видимо, еще долго…

У Шуманов было восемь детей. В 1848 г. ко дню рождения старшей дочери композитор создает несколько фортепианных пьес. Позже появились и другие пьесы, объединенные в сборник под названием «Альбом для юношества». Сама идея создания легких фортепианных пьес для детского музицирования была не нова, но Шуман был первым, кто наполнил подобный сборник конкретными образами, близкими и понятными ребенку – «Смелый наездник», «Отзвуки театра», «Веселый крестьянин».

С 1844 г. Шуманы жили в Дрездене. Тогда же у композитора происходит обострение нервного расстройства, первые признаки которого возникли еще в 1833 г. Вернуться к сочинению музыки он смог только в 1846.

В 1850-е гг. Шуман создает довольно много произведений, среди которых – симфонии, камерные ансамбли, программные увертюры, преподает в Лейпцигской консерватории, выступает как дирижер, руководит хором в Дрездене, а затем в Дюссельдорфе.

С большим вниманием относился Шуман к молодым композиторам. Его последним публицистическим произведением становится статья «Новые пути», где он предсказывает большое будущее .

В 1854 г. после обострения душевного расстройства, приведшего к попытке самоубийства, Шуман попал в психиатрическую больницу и ушел из жизни 29 июля 1856 года.

Музыкальные Сезоны


Имя: Роберт Шуман (Robert Shuman)

Возраст: 46 лет

Место рождения: Цвиккау, Германия

Место смерти: Бонн, Германия

Деятельность: Немецкий композитор, педагог

Семейное положение: был женат

Роберт Шуман - биография

Композитор, сочинения которого были популярны не только в Германии, но и во всём мире. Шуман застал в музыке эпоху романтизма, к которой он стремился, став музыкантом, но судьба распорядилась иначе.

Детские годы, семья музыканта

В семье далеко не бедного издателя книг и писателя родился мальчик Роберт. Отец дал сыну достойное образование. Очень рано у ребёнка проявился талант к литературе и музыке, и отец нанял для него учителя, который был местным органистом. Уже в десятилетнем возрасте мальчик сочинял композиции для хора и оркестра. Как и все дети, маленький Шуман учился в гимназии, любил произведения Джорджа Байрона, который относился к романтическому направлению в литературе.


Трудно было предугадать, какой будет биография мальчика. Ведь долгое время Роберт писал статьи, которые помещались в энциклопедии. Эти научные книги выходили в издательстве Шумана – старшего. Мальчик был увлечён филологией, потому и сомневался в дальнейшем в выборе профессии. Стихи, комедии и драмы, выходящие из-под его пера, получали высокую оценку специалистов.

Обучение

Сначала Роберт обучался в университете Лейпцига, затем в Гейдельберге. Мать настаивала на приобретении профессии юриста, а сам юноша очень любил музыку. Он прекрасно играл на фортепиано и мечтал давать концерты, играя на пианино. Мать, наконец-то, сдалась и дала своё разрешение обучаться музыке. Вернувшись в родной город, будущий композитор берёт уроки игры на фортепиано. К великому сожалению родителей и его самого, у Роберта параличом были повреждены два пальца руки. Причина паралича неизвестна, но о биографии пианиста и гастролирующего музыканта пришлось забыть.


Характер юноши круто изменился: он стал молчалив, прекратил шутить, стал ранимым. Теперь сочинительство занимает всё свободное время Шумана. В пьесах композитора прослеживается не только сюжетная линия, но и психологизм ситуации. Роберт Шуман является последователем творчества Ф.Шуберта, для создания своих вокальных произведений использует стихи великого Г.Гейне. Композитор только иногда приближает свою музыку к народным немецким песням.

Давняя мечта Шумана

Роберт Шуман давно мечтал об опере, но этот жанр никак не удавался автору. Когда опера «Геновева» была завершена, она не смогла найти своего зрителя и поклонников. Композитор продолжает создавать увертюры, концерты, симфонии. Вся музыка насыщена драматизмом, лиричностью и жизнерадостностью. Шумана ценят за тот вклад, который он внёс в музыкальную критику.

Взгляды композитора разделяли и Ференц Лист, . Он тоже поддерживал их творчество, создавая статьи в основанной им «Новой музыкальной газете». У композитора много произведений, но самыми значимыми в его творчестве считаются циклы романсов «Круг песен» и «Любовь поэта». Шуман сочиняют циклы для фортепиано «Бабочки», «Крейслериана» и «Карнавал».

Роберт Шуман - биография личной жизни

Роберт женился почти в тридцать лет, взяв в жёны дочь своего учителя. Клара Вик понимала своего мужа, так как сама прекрасно играла на пианино и уже прославилась в исполнительском искусстве. Брак был единственным, и, несмотря на всю сложность характера Роберта, счастливым. Восемь детей стали продолжателями рода великого композитора. Любовь Роберта и Клары расцветала вместе с тем, как на глазах композитора взрослела и расцветала сначала девятилетняя девочка, затем подросток в 15 лет. Тогда Шуман и признался впервые Кларе. Но отец девочки был категорически против их отношений.


Спустя три года, после совершеннолетия Клары, молодые люди пришли в суд за разрешением на бракосочетание. У Шумана очень рано начались проблемы со здоровьем. В 35 лет у него стали проявляться признаки расстройства на нервной почве. Его преследовали звуки, ноты, оркестровая какофония. Иногда всё облекалось в музыку, но чаще всего это сводило с ума композитора. На два года он ушёл из профессии. Постепенно возвратясь к прежним своим обязанностям, сочиняя и воспитывая детей, он снова погружается в депрессию.


В возрасте 44 лет, Роберт совершает попытку самоубийства, прыгнув в реку Рейн с моста. Его спасли, но поместили в больницу для психически больных людей, в которой он пролежал два года. В его жизни самым близким другом был Иоганн Брамс, который чаще всего виделся с композитором и сообщал обо всех изменениях в самочувствии Шумана. Клара в этот период давала концерты и зарабатывала средства на пропитание детей. Смерть наступила в 46 лет. Биография великого композитора завершилась слишком рано.

Роберт Шуман и детская музыка.

Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Сегодня вы будете слушать музыку замечательного немецкого композитора Роберта Шумана, а исполнят её для вас ученики Детской музыкальной школы.

Роберт Шуман жил очень давно. Он родился 200 лет назад в 1810 году. С детства он проявил свою одарённость – писал стихи и пьесы, изучал иностранные языки, пытался сочинять для фортепиано. С 13 лет руководил школьным оркестром, который сам организовал из товарищей, для которого сам писал музыкальные и хоровые пьесы. Несмотря на такую одарённость, мать настояла, чтобы Роберт получил юридическое образование. Но любовь к музыке одержала победу и Шуман решил полностью посвятить себя любимому делу и стать пианистом-виртуозом. В тайне от своего учителя, он даже разработал собственную методику развития пальцевой беглости на инструменте, для чего сконструировал специальное механическое устройство, которое сыграло роковую роль в его судьбе. Такая тренировка пальцев привела к неизлечимому заболеванию правой руки. Шуману пришлось отказаться от своей мечты стать виртуозом, и он решил все свои силы отдать сочинению музыки.

Судьба распорядилась так, что лишившись возможности выступать, он стал много сочинять, а знакомила публику с этими сочинениями его жена – Клара, блестящая пианистка и дочь учителя Шумана.

Семья Шуманов очень много гастролировала. Они даже были на гастролях в нашей стране. Русские очень тепло принимали знаменитую пару. А русские композиторы пропагандировали музыку Шумана и давали ей высокую оценку.

К сожалению Роберт Шуман прожил недолгую жизнь, в конце жизни он серьезно болел, но продолжал сочинять до последних минут.

Все вы – пока ещё дети. Мир детей отличается от мира взрослых. Каждый день вам приходится сталкиваться со специальными, созданными только для вас, вещами. Это детские книжки, детские игры, детские фильмы и мультфильмы. Вы носите детскую одежду, и она отличается от взрослой, едите и пьёте из детской посуды. А как вы считаете, существует ли детская музыка? И если существует, то что же это такое?

Вы встречаетесь с детской музыкой каждый день. На музыкальных занятиях поёте песенки, которые написали детские композиторы. Вы слышите детскую музыку по радио, по телевидению в специальных детских передачах.

Детской мы называем музыку, написанную композиторами специально для вас. Чаще всего, когда взрослые начиняют сочинять что-нибудь для детей – музыку, стихи, рассказы, сказки, то они это делают для собственных сыновей или дочек, внуков или племянников.

Роберт Шуман тоже писал музыку для своих детей. У него их было пятеро, и старшие учились играть на музыкальных инструментах. В те далекие времена, когда жил Шуман, когда детская музыка только начинала создаваться, в большой моде были самые разнообразные альбомы. Их красочно оформляли, клали в гостиной на видное место. Гости записывали в альбом красивым почерком стихи, пожелания, комплименты, шутки, а также рисовали шуточные портреты и картинки.

Вот так и в альбоме Шумана под одной обложкой собраны самые разнообразные пьесы. О чём они? Жена Шумана вспоминала, что Роберт Шуман очень любил наблюдать за детскими играми, за всем происходящим вокруг, а свои наблюдения превращал в музыку. В таком альбоме были записаны пьески, которые дети могли не только слушать в исполнении мамы, но и исполнить сами, даже если только начинают обучаться игре на фортепиано. Постепенно дети подрастали и появлялись новые пьесы, более сложные для исполнения, так появилась вторая часть альбома.

Сборник пьес был издан под названием «Альбом для юношества». Он вышел в виде роскошного издания с золотыми буквами и картинками.

Давайте перелистаем страницы этого альбома и познакомимся с замечательной музыкой, а через неё и с жизнью детей той эпохи. Ведь недаром сам композитор замечал, что альбом возник «из самой гущи семейной жизни»

«Песенка»

Альбом начинается с трёх очень похожих друг на друга пьес. Это как бы варьирование одной и той же мелодии. В первоначальном подарочном сборнике одна из них называлась «Колыбельная для Людвига». Людвиг мыл самым маленьким сынишкой Шумана, ему не исполнилось ещё и года. Анне, его старшей сестричке, поручалось очень ответственное дело – убаюкивать младенца. Вот отец и написал для этого простую песенку, очень похожую на колыбельную, которую можно напевать без слов. Её светлая и спокойная мелодия мягко и неторопливо звучит на фоне мерно покачивающегося, убаюкивающего сопровождения.

«Марш»

«Марш» тоже помещён в самое начало альбома, потому что ему придаётся очень большое значение. Почему же?

Это сейчас нашу жизнь сопровождает музыка. Мы слышим её по радио и телевизору. Иногда она даже очень громко звучит на улице или из проезжающих автомобилей. А вот раньше, когда не было звукозаписывающей техники, всё было по-другому. Горожан окружала тишина, которую нарушали только цокот лошадиных копыт, да скрип проезжающей повозки, лай собаки или хлопанье дверей, крики разносчиков товаров и другие различные шумовые звуки. А вот живая звучащая музыка была большой редкостью. Её исполнение было целым событием для города. Только по праздникам или выходным дням на площади или в парке звучал военный оркестр. Да и это было лишь в тех городах, где располагался военный гарнизон. Выступление оркестра всегда ждали с большим нетерпением. Ну, а у военного оркестра главным музыкальным жанром является, конечно, марш.

«Марш» Шумана – очень энергичный, бодрый, с чётким «рубленым» ритмом. Но он не тяжеловесный, а лёгкий и прозрачный из-за большого количества пауз. Это придаёт ему оттенок «детскости». Мы как бы видим марширующих детей, которые играют в военных.

«Бедная сиротка»

Следующая пьеса называется «Бедный сиротка». Сирота – это ребёнок, оставшийся без родителей. Сиротами оставались дети и из богатых и из бедных семей. Судьба бедняков была нелёгкой. Они воспитывались в специальных приютах и лишены были родного крова и любви родителей. Детей одевали в одинаковую одежду, у них не было ни игрушек, ни сластей. Воспитатели относились к ним очень сурово. Во время своей поездки в Россию Роберт и Клара Шуман посетили такой приют в Москве. Тяжёлая сиротская доля нашла свой отклик в пьесе «Бедный сиротка». Глубоко печальная музыка проникнута жалобными, скорбящими интонациями, напоминающими всхлипывающий плач, а по скупому и размеренному ритму – траурный марш.

«Незнакомец»

Шуман приготовил своим детям, да и нам с вами, слушателям, музыкальный сюрприз: во второй части «Альбома» грустный и жалобный «Бедный сиротка» неожиданно превращается в злого «Незнакомца». Почему так произошло, объяснить трудно. Может быть это какая-нибудь сказка о колдовстве и превращениях? Ведь Шуман был большим мастером рассказывать разные волшебные истории своим детям. Но та же мелодия, которая вызывает у слушателя сострадание и скорбь, в новой пьесе звучит очень напористо, энергично, жёстко и пугающе. «Незнакомец» у Шумана – это агрессивный недружелюбный чужак. Его музыкальный портрет представлен в крайних частях пьесы, а в середине слышится испуг маленьких детей, которые застыли от страха и неожиданности и с трепетом взирают на «Незнакомца», от которого исходит явная угроза.

«Первая утрата»

Пожалуй, самая нежная и задушевно-грустная пьеса «Альбома», рассказывающая нам о детских переживаниях и огорчениях, - это «Первая утрата». Её появление было связано с реальным событием. В семье Шуманов жила в клетке птичка – чижик. Дети всегда очень радовались ей. Однажды они нашли птичку бездыханной, лежащей лапками кверху. Слово «утрата» и означает потерю какого-то близкого существа. Печально-трогательная красивая мелодия передаёт глубокое переживание и горе детей, которым впервые пришлось столкнуться с такими чувствами.

В «Альбоме для юношества» есть две пьесы, музыка которых рассказывает нам о всадниках. Но ведь верховая езда на лошади случается при разных обстоятельствах. Охотник скачет верхом, преследуя загнанного зверя. Цирковой артист скачет по арене, выполняя головокружительные трюки перед публикой. А мальчик скачет верхом на палочке, только играя в настоящего всадника. Каждый раз характер скачки и настроение у наездника будут разными. Так и у Шумана пьесы получились совсем не похожими друг на друга.

«Смелый наездник»

Первая из них «Смелый наездник». Характер музыки немного озорной: мальчишка оседлал палочку, как коня, и во весь опор скачет по комнате. Он подстёгивает свою «лошадку» прутиком, то и дело налету натыкаясь то на стол, то на дверь. Оттого в музыке мы слышим внезапные акценты.

«Всадник»

Совсем иного характера пьеса «Всадник». Перед нами разворачивается картина настоящей стремительной скачки. Вся музыка пронизана неуклонным поступательным движением с очень чётким ритмом. Она полна напряжения и тревоги. Резкие смены очень тихого и очень громкого звучания производят ощущение неожиданной опасности. В конце пьесы долго слышится затихающий топот лошадиных копыт, как будто всадник скрывается вдали.

«Дед Мороз»

Сейчас мы послушаем пьесу, название которой - «Дед Мороз». Как вы полагаете, какой должна быть музыка? Весёлая, немного шутливая и обязательно добрая. Ведь доброта – это главное качество Деда Мороза, приносящего маленьким детям целый мешок чудесных подарков и зажигающего разноцветные огоньки в Новогодний праздник. А теперь послушайте первые такты пьесы Шумана «Дед Мороз».

Что это? Ещё одни сюрприз композитора? Ведь музыка совершенно не соответствует характеру добродушного Деда Мороза. А может быть, Шуман ошибся или не сумел правильно изобразить в музыке румяного и улыбающегося старичка, с удовольствием играющего с детьми? Ведь вместо него получается сердитый и злобный старик, нагоняющий страх не только на маленьких детей. Музыка звучит очень сурово, резко, с акцентами, напоминающими хлёсткие оплеухи. Какую же загадку преподнёс нам Шуман?

Ответ таится в неточном переводе названия пьесы. В немецком языке она называется «Кнехт Рупрехт» - в буквальном переводе означает «Слуга Рупрехт», и вовсе не Дед Мороз, который назывался бы Санта Клаусом. Так кто же такой «Слуга Рупрехт» и какое отношение он имеет к Санта Клаусу?

У нас в России Дед Мороз традиционно приходит в Новый год со своей помощницей – внучкой Снегурочкой. В Чехии Дед Мороз (по-чешски Микулаш) приходит в рождество со своим помощником – чёртиком в красном плаще, который звонит в колокольчик, чтобы Микулашу открыли двери.

В Германии же, в той стране, где жил Шуман, Санта Клауса сопровождает слуга Рупрехт, сердитый и злобный персонаж, который носит с собой розги для детей, который плохо себя ведут или не слушаются родителей. Он ходит шаркающей походкой в обсыпанном снегом длиннополом тулупе мехом наружу; лицо его выпачкано сажей. Вместо подарка Рупрехт может подсунуть непослушным детям кусок угля или мороженую картофелину. Именно его и изобразил Шуман в своей пьесе. Но в коротком названии нельзя объяснить, кто такой слуга Рупрехт, а похожего персонажа в России нет. Вот переводчику и пришлось заменить его Дедом Морозом, что вовсе не соответствует замыслу Шумана.

Теперь становится понятно, почему в крайних частях пьесы, рисующих портрет Рупрехта, такая «сердитая» и угрожающая музыка. А в середине можно представить себе детей, испугавшихся его появления. И всё-таки пьеса заканчивается просветлённо. Ведь слуга Рупрехт всего лишь забавный персонаж рождественских обрядов и не может испортить чудесную атмосферу праздника.

«Весёлый крестьянин»

Пусть у вас не остаётся ощущения, что Шуман в своём «Альбоме для юношества» изображал только сердитых и злобных персонажей вроде Рупрехта и Незнакомца. Есть у него и добродушные весельчаки. Одна из пьес так и называется «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Широко льющаяся мелодия исполнена бодрости и радости. Ведь нелёгкая работа в поле закончена, и теперь крестьянину можно отдохнуть. Он поёт свою песню не слишком быстро. Ведь крестьяне всё делают не спеша, основательно, даже когда танцуют или поют. Мы слышим, как в первой части запевает песню один голос, а во второй части ему подпевает голос повыше. Голос звучит в басу и дублируется в верхнем голосе, как будто поют отец с сыном – ведь крестьянские дети часто помогали своим родителям работать в поле. Песня крестьянина удивительно тонко передаёт деревенский колорит.

Наше путешествие по «Альбому для юношества» заканчивается. Мы услышали много очень хорошей музыки. В основном это были разнообразные музыкальные портреты – и детские, и взрослые, целая галерея. Так достоверно выразить в музыке тончайшие краски человеческого настроения мог только великий композитор, имя которому – Роберт Шуман. Его портрет, как напоминание о нашей встречи пусть останется на память у каждого из вас.

Роберт Шуман

Роберт Шуман (нем. Robert Schumann; 8 июня 1810, Цвиккау - 29 июля 1856) - немецкий композитор и пианист. Один из самых известных композиторов-романтиков первой половины XIX века.
Родился Шуман в семье книгоиздателя. С детства проявились способности и литературные и музыкальные. До 16 лет Шуман не мог выбрать между музыкой и литературой. Учился в гимназии, сочинял стихи, писал комедии, драмы. Изучал Шиллера, Гете, античную литературу. Организовал литературный кружок. Очень увлекался Жаном Полем. Под его влиянием написал роман. С семи лет писал музыку. В детстве на него произвела впечатление игра пианиста Мошелеса. Первый учитель - органист Куншт. Под его руководством Шуман достиг больших успехов. Он изучал музыку Моцарта, Вебера. Писал музыкальные зарисовки (изображение человека в музыке). Он полюбил Шуберта и написал несколько песен.

В 1828 г. под влиянием матери поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. Кроме этого учится у Фридриха Вика на фортепиано - 30 год. Шуман слышит Паганини и хочет стать виртуозом. В последствии он написал этюды по каприсам Паганини и концертные этюды. Шуман сформировал кружок любителей музыки (во время учебы в университете). Пишет цикл пьес ‘Бабочки’ для фортепиано.

В 1829 г. он переводится в университет Гейдельберга, который в 1830 году бросил. Учась в университете, он побывал в Мюнхене, где познакомился с Гейне, а так же в Италии. В этот период написал Вариации на тему ‘Абегг’, токкату, обработки каприсов Паганини. После университета поселился у Вика в Лейпциге. Растягивая пальцы, повредил руку, из-за чего прекратил исполнительскую деятельность. Начал заниматься композицией и переложениями у Дорна.

30-е годы - рассвет фортепианного творчества. Написал: вариационный цикл «Симфонические этюды», фотрепианный цикл «Карнавал», фантазию, фортепианный цикл «Фантастические пьесы». Начинается публицистическая деятельность. 1-я статья о Шопене ‘Шляпы долой, господа, перед Вами гений!’. В 1834 г. основал ‘Новую музыкальную газету’. Выступал против консерватизма, мещанства, развлекательности. Там пропагандировали Берлиоза, Листа, Брамса, композиторов Польши и Скандинавии. Шуман призывал к созданию немецкого музыкального театра в традициях ‘Фиделио’ и ‘Волшебного стрелка’.

Стиль всех статей был очень эмоциональным. В 1839 г. Шуман отыскал партитуру симфонии C-dur Шуберта, а его друг Мендельсон исполнил ее. В 1840 г. женился на пианистке Кларе Вик, дочери Фридриха Вика. Написал циклы песен: ‘Мирты’, ‘Любовь и жизнь женщины’, ‘Любовь поэта’.

40-е - начало 50-х годов принесли симфонии, камерные ансамбли, концерты для фортепиано, скрипки, виолончели, оратория ‘Рай и Перри’, сцены из Фауста Гете, музыка к Манфреду Байрону. В 1843 г. Мендельсон открыл Лейпцигскую консерваторию и пригласил туда Шумана по фортепиано, композиции и чтению партитур. В 1844 г. Шуману пришлось отставить музыкальную газету и консерваторию. Ездил в Россию, где был известен как муж Клары Вик. В России был моден Мендельсон и Италия. Значение Шумана поняли не многие: Антон Рубинштейн, Чайковский, композиторы ‘Могучей Кучки’. Болезнь развивалась, и семья уехала в Дрезден. Шуман хочет получить место руководителя музыкального театра, но не получается. Встреча с Вагнером. Музыка Вагнера была чужда Шуману.

1848 г. - была революция во Франции и Германии. Написал 4 республиканских марша, 3 мужских хора на революционные тексты. Через несколько лет реагирует на революцию по-другому. В 50г. семья Шумана уезжает в Дюссельдорф. Там руководил оркестром и хоровыми обществами.

1853 г. - знакомство Шумана с Брамсом. В 1854 г. Шуман пытается покончить жизнь самоубийством. Развивалась психическая болезнь: в голове звучал звук. В то время, пока жена была на гастролях, предпринял неудавшуюся попытку утопиться в Рейне. Его отправили в клинику для душевнобольных и после 2-х лет безрезультатного лечения в 1856 г. Шуман скончался. Клара Вик смогла увидеть его только после смерти.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры