Русская культура XVIII в. Развитие русской культуры в XVIII веке

Главная / Чувства

Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Все низкий и высокий штиль сосуществовали в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.

Просвещение, наука, техника.

Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.

Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.

В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов "норманистов" о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы "диком" состоянии древних славян.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Продолжался процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа полагались на приглашённых мастеров и на обучаемых заграницей русских людей. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, однако долго сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

Нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. Освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство, совмещало в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли привели к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная, как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Город был создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.). Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).

Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Художником одного творения можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.

Во второй половине XVIII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины-II, ее многочисленных внуков, министра финансов А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.

XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX в. и продолжается по сей день.

У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку, восторг и восхищение, другие же, напротив, оценивали их весьма критически . усматривая в них истоки всех последующих бед и несчастий России. В частности, русский религиозный философ П.Я. Чаадаев дает резко отрицательную оценку деяниям Петра, считая, что тот «вырыл пропасть между нашим прошлым и нашим настоящим».

Столь же критически смотрит на Петра французский философ- просветитель Д. Дидро, полагая, что своей слишком поспешной и форсированной европеизацией он нанес России непоправимый вред, лишив ее возможности и в будущем успешно осваивать западные достижения. Некоторые авторы укоряют Петра за то, что он разрушил прежнюю целостность русской культуры, сделал ее разорванной, противоречивой и больной, расколол на две части, одна из которых — культура высших слоев общества — утратила самобытность русской культуры, стала чужеродной для основной массы народа.

Сторонники петровских преобразований придерживаются иной точки зрения. Так, авторитетный историк С.М. Соловьев полагает, что европеизация оказалась вполне совместимой с культурно-историческим развитием России. По его мнению. Петр своими реформами осуществлял то, что на Западе имело место в эпоху Возрождения. Примерно такого же мнения придерживался историк К.Д. Кавелин.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они имели двойственный характер. Прежде всего сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе с этим — к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию — за счет присоединения Крыма. Северного Причерноморья, Северного

Кавказа и западных земель, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В ней возникли новые крупные города — Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России позволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой истории. В то же время грандиозные преобразования стати тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладай невероятной силой воли, неистощимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покоилась не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновременно двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой — перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства — внутренняя и внешняя безопасность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительства новых храмов, в особом почитании дела Александра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в специально построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха «просвещенного абсолютизма» в России связывается с Екатериной II, наделе именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по отношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие «просвещенного абсолютизма» обычно относят к ней. Петра по праву называли «северным исполином». Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пушкин отмечал, что Петр «один есть целая всемирная история».

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начина! без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимыми выражениями были «не мешкать», «учинить по сему немедленно». Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отношению к его близким, в частности к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все области общественной жизни — государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, т.е. обмирщение. ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре. а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 190 человек) Петр I учреждает Сенат . состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступат как высший орган по делам законодательства и государственного управления.

Ранее существовавшие приказы были заменены 12 коллегиями (министерствами ), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губернии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство достигало высшей степени централизации и превращалось в абсолютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви , которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной церкви — упразднение патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший синод , во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло сс экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создана благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по производству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х гг. XVIII в. вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И.П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив английского изобретателя Д. Уат- та. Механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел многие механизмы — часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I придавал большое значение торговле, называя ее «верховной обладательницей судьбы человеческой», и всячески содействовал ее развитию. По его инициативе устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строительство Волго- Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии , что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

Русская наука XVIII в.

XVIII век стал временем создания в России системы светского образования и науки, которые раньше практически отсутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъема культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведений. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ — Инженерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специальных школах для подьячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах — на Урале и других местах — открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия , созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России. Многие из них имели мировую известность: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, ботаник П. Паллас. Первыми русскими академиками были географ С.Г1. Крашенинников, натуралист и путешественник И.И. Лепехин, астроном С.Я. Румовский и др.

В отличие от западных Российская академия не занималась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было организовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и мировой науки сыграл великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только великим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпохи Возрождения. Подчеркивая универсальный характер его личности, А.С. Пушкин отмечал, что «Ломоносов обнял все отрасли просвещения», что «он все испытал и во все проник».

Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: философский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова. Академия также сыграла огромную роль в развитии отечественной науки. Первым ее крупным научным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содержавший толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании , значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и . Одна из важных черт происходящих в общественном сознании изменений — ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта — стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом национального самосознания.

Крупным русским мыслителем XVIII в. был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович. будучи почитателем Петра, всячески прославлял его деяния и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подч и нения государству.

Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И.Т. Посошков, автор «Книги о скудости и богатстве». Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ремесленников.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Татищева — первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

— писатель и философ — занимает особое место в духовной жизни России. Он разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего положения крепостного крестьянства, в котором увидел глубинные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический характер и включали освобождение крестьян.

Русская литература XVIII в.

Художественная культура России XVIII в. также переживает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм и барокко.

В литературе классицизм представляют А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский и М.В.Ломоносов. Первый из них добился литературной славы своими сатирами. Из-за содержавшихся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе, что задержало их публикацию на три десятилетия.

Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида». Он также внес значительный вклад в теорию литературы, разработав принципы русского стихосложения, оказал влияние на поэзию В.А. Жуковского. А.А. Дельвига, Н.И. Гнедича. Многие его последующие произведения были также написаны в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. Некоторые его произведения по стилю близки к барокко.

Русская архитектура XVIII в.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург — представляла собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой плакировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург считался настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней». Некоторые почитатели красавца-Петербурга предлагали называть его «восьмым чудом света» — в дополнение к известным «семи чудесам».

Только сегодня, в связи с появлением архитектуры постмодернизма, вызвавшей переоценку ценностей, Москва по своей архитектурной значимости вновь возвысилась над Петербургом.

Русский классицизм в архитектуре XVIII в. представляли И.Е. Сгаров, Д. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму — старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и В.В. Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй — Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

Русская живопись XVIII в.

XVIII век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются A.M. Матвеев и И.Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго — «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе».

Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В.Е. Новосильцова». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М.А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М.И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А.П. Лосенко. написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета.

В XVIII в. в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты

A.M. Голицына, M.P. Паниной, М.В.Ломоносова. В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе.

В XVIII в. заметные изменения происходят и в музыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент - балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая. хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Особого выделения заслуживает творчество Д.С. Бортнянского, создававшего прекрасные хоровые произведения, а также оперы «Сокол», «Сын-соперник».

В XVIII в. рождается первый профессиональный русский театр. Его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчисления и календаря. По указу Петра вместо прежнего счета годам от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова. т.е. с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда. Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась и новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей — ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит также традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы — французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том. что дамы дворянского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные преобразования и нововведения XVIII в. касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

Общая оценка русской культуры 18 века

О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства.

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

Первая четверть века, связанная с реформами Петра;

Эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

Последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

Просвещение

На грани XIX в. в России числилось 550 учеб­ных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее от­ставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах бо­лее 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем учи­лось лишь два человека из тысячи.

Социальный состав учащихся в общеобразовательных шко­лах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобла­дали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матро­сов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были аз­бука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Ариф­метика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это - наиболее рано воз­никшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе - вспом­ним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цыфирной муд­рости». Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдат­ских принадлежали также национальные военные школы, от­крытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в.- это закрытые дворян­ские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпу­са, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерий­ской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились первые русские актеры братья Вол­ковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектак­лях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы - частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпус­калось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «обще­ственного призрения» - больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками гра­мотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурман­ские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учеб­ных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. чело­век, они играли важную роль в подготовке специалистов, в ко­торых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через универси­теты - Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который фор­мально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского уни­верситета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости»,имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и на­учные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

Необходимо трезво оценивать результаты развития просве­щения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а кре­стьянский и мастеровой люд страны в массе оставался негра­мотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афиширован­ная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе» . Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это осо­бенно наглядно видно на примере М. В. Ломоносова.

В конце 18 века процесс развития русской культуры вступает в новую стадию развития. Формируется национальная культура, многовековой процесс накопления знаний входит в стадию формирования наук, складывается литературный русский язык, появляется национальная литература, увеличивается количество печатных изданий, строятся шедевры зодчества, развивается живопись и скульптура.

Старые церковные и сословные школы перестали удовлетворять потребность в количестве и качестве образованных граждан. С 80-х годов правительство начинает создание общеобразовательных учебных заведений. В 1786 г. согласно «Уставу народных училищ» учреждались главные народные училища с четырьмя классами в губернских городах, а в уездных городах - малые народные училища с двумя классами. Увеличилось число сословных школ для образования дворян. Выдающимся деятелем в сфере образования был И.И. Бецкий. Кроме народных училищ, он создал училище при Академии художеств, Коммерческое училище, медсестринское отделение при Смольном институте благородных девиц.

Главным центром научной деятельности была Академия наук. В целях развития высшего образования в России, 12 января 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями, который стал центром русского просвещения. В отличие от европейских университетов, образование в нем было бесплатным для всех сословий (кроме крепостных крестьян). В 1773 г. открывается Горное училище в Петербурге. Создание сети высших учебных заведений потребовало издания новых учебников. Их разработкой занимались Академия наук и Московский университет. Выдающуюся роль в развитии отечественной науки сыграл М.В. Ломоносов - разносторонне одаренный ученый, поэт, историк и естествоиспытатель.

Особое развитие в 18 в. получили естественные науки. В 20-50 гг. 18 в. Академия наук организовала Великую Северную экспедицию для исследования северо-востока Азии, Северного Ледовитого океана, и северо-запада Америки.

В 60-80 гг. выполнено комплексное исследование Севера европейской части России. Важнейшие географические открытия были сделаны С.И. Челюскиным, С.Г. Мапыгиным, братьями Лаптевыми. В. Беринг и А.И. Чириков прошли между Чукоткой и Аляской, открыв пролив между Америкой и Азией.

Во второй половине 18 в. наблюдается взлет технической мысли. И.П. Кулибин создал проект одноарочного моста через Неву, изобрел прожектор, лифт, протезы для инвалидов. И.И. Ползунов впервые разработал проект универсального парового двигателя.

Литература этого периода представлена тремя направлениями. Классицизм представляет творчество А.П. Сумарокова (трагедия «Дмитрий Самозванец», комедия «Опекун»). В романтическом стиле пишет Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»). Художественно-реалистическое направление представлено Д.И. Фонвизиным (комедии «Бригадир» и «Недоросль»).

В 1790 г. была издана книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», содержавшая протест против крепостного права.

В архитектуре господствовал стиль русского барокко, отличавшийся особой роскошью. Это был сплав европейского классицизма и отечественных архитектурных традиций. культура россия научный юлианский

Крупнейшими зодчими этого направления были В.В. Растрелли в Петербурге и Д.В. Ухтомский в Москве. Стиль классицизма в Петербурге представляли Д. Кваренги, Н.А. Львов и Ч. Камерон. В Москве в стиле классицизма строили В.И. Баженов и М.Ф. Казаков.

Русская живопись совершенствуется в традиционном портретизме (работы Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского). М. Шибанов положил начало жанровой живописи. Родоначальники пейзажной живописи - С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. Первые картины в историческом жанре были созданы А.П. Лосенко.

Замечательные творения создают скульпторы Ф.И. Шубин - мастер скульптурного портрета и М.И. Козловский, который стал родоначальником русского классицизма в скульптуре.

В эпоху Петра I ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами.

Важным нововведением петровской эпохи стало принятие в России юлианского календаря. С 1700 г. началом года стало считаться не 1 сентября, а 1 января, а счет лет стал вестись от Рождества Христова, а не от Сотворения мира, как было до этого принято в России.

Екатерина II, считая себя " просвещенным монархом", задумала создать «новую породу людей». Основываясь на идеях французских просветителей, в те времена считали, что изолированный от семьи и переданный на попечение воспитателей ребенок может вырасти идеальным человеком.

Проектом было создание закрытых учебных заведений интернатского типа, принимающих детей в 5-6 летнем возрасте и выпускающем их в жизнь к 18-20 годам.

Итоги развития русской культуры в 18 веке.

  • Культура России развивалась под влиянием петровской реформации и идей Просвещения, в эту эпоху носила светский характер.
  • Культурное развитие достигло высокого уровня.
  • Культура России отличалась демократизмом и гуманизмом.
  • В эту эпоху были заложены основы современной системы просвещения.

XVIII столетие в мировой истории - это время больших изменений в социально-общественном устройстве и мировоззрении. Неслучайно его называют «веком просвещения». Идеи Дидро, Руссо, Радищева и Вольтера способствовали утверждению духа свободолюбия, побуждали к борьбе с религиозной косностью и догматизмом.

Новые веяния стали ощутимы в культурной жизни всех европейских стран. Образование, наука, философия, искусство несли на себе отпечаток идей просветителей. Культура России 18 века также переживала небывалый подъем, обусловленный несколькими факторами.

Этапы развития

В исторической науке культуру Московского царства принято называть «древней» или «средневековой». Петровские реформы и создание Российской империи коренным образом изменили не только общественно-политическое устройство русского государства, но и его культурную жизнь.

На рубеже XVII-XVIII веков ослабло влияние православной церкви, до этого старавшейся оградить страну от «еретического» воздействия Запада. Поэтому развитие культуры 18 века в России шло уже по общеевропейскому пути. Одним из самых больших достижение этого периода стало появление светского искусства, никак не связанного с церковным мировоззрением.

В целом же можно выделить три этапа развития культурной сферы Российского государства:

  1. Первая четверть XVIII столетия (время Петровских реформ).
  2. 30-60 годы (достижения в области искусства, литературы и науки).
  3. Последняя четверть века (рост демократизации культуры и просветительства).

Таким образом, реформы Петра Великого имели двоякие последствия. С одной стороны, они заложили фундамент для обновляющих перемен в русском искусстве, а с другой, способствовали разрушению культурных традиций и ценностей Московской Руси.

Достижения в сфере просвещения

На развитие культуры России в 18 веке огромное влияние оказали перемены в области образования, заботу о котором Петр I возвел в ранг государственной политики. С этой целью в годы его правления были открыты новые учебные заведения:

  • навигацкая школа;
  • артиллерийская;
  • медицинская;
  • инженерная;
  • горнозаводские училища на Урале;
  • цифирные школы, где обучались дети подьячих и дворян.

Приемники царя-реформатора продолжили его дело, учредив таким образом Шляхетский и Пажеский корпуса, Смольный институт, Академию наук и Московский университет. К концу столетия в России уже насчитывалось 550 учебных заведений. Свой вклад в дело просвещения внесла и первая газета «Куранты», а затем «Ведомости». Кроме того, в стране возникло книгоиздательское дело, и благодаря просветителю Новикову Н. появились первые библиотеки и книжные лавки.

Научная деятельность и изобретательство

Среди российских ученых поначалу преобладали приглашенные из-за рубежа специалисты. Однако уже в 1745 г. на должность профессора Академии наук был избран Ломоносов, а в последующие годы ряды русских академиков пополнили Крашенинников С., Лепехин И., Румовский С. и др. Эти ученые оставили заметный след в развитии:

  • химии;
  • географии;
  • биологии;
  • истории;
  • картографии;
  • физики и других отраслей научных знаний.

Изобретатели также внесли огромный вклад в историю культуры России 18 века. Например, Никонов Е. создал водолазный костюм и примитивную подводную лодку. Нартов А. разработал новую технологию чеканки монет и изобрел токарный станок, а также машину для сверления пушечных дул.

От барокко до реализма

В произведениях русских авторов XVIII века сохранились старые формы изложения. Тем не менее в их содержании заметно уже влияние гуманистических идей. Так, популярные «истории» о героях учили читателей тому, что успех в жизни зависит не от происхождения, а от личных качеств и добродетелей.

Литература, как часть культуры России 18 века, находилась под влиянием сначала стиля барокко, а затем классицизма. Первый из них особенно заметен в поэзии, переводных пьесах, любовной лирике. Классицизм, воспевающий национальную государственность и абсолютную монархию, достиг апогея в одах Ломоносова. Помимо него, тот же литературный стиль характерен для творчества Княжнина Я., Сумарокова А., Хераскова М., Майкова В. и других авторов.

К достижениям в области литературы следует отнести:

  • появление нового стихосложения, ставшего основой современной русской поэзии (Тредиаковский В.);
  • упорядочивание лексических языковых норм (Ломоносов М.);
  • написание первых русских трагедий и комедий (Сумароков А.).

В конце столетия на смену классицизму в литературе пришел сентиментализм, присущий творчеству Карамзина Н. В написанной им «Бедой Лизе» отражены глубокие переживания и чувства простой девушки, которая умеет так же горячо любить, как и выросшая в неге благородная девица.

Фонвизин Д. и Радищев А. в своих произведениях затрагивали острые социальные проблемы, по этой причине литературоведы усматривают в них черты реализма - стиля, получившего развитие в следующем столетии.

На смену иконописи

До XVIII в. главными и, по сути, единственными живописцами в России были богомазы, писавшие иконы. С развитием светского искусства появляются новые жанры. Основоположником русской живописи считается Лосенко А. Хотя его полотна были всего лишь подражанием западноевропейским образцам, все же они ознаменовали разрыв культуры России в первой половине 18 века с церковным искусством, диктовавшим как формы, так и сюжеты.

В последующие десятилетия в русской живописи стал лидировать портретный жанр. Камерные, парадные и интимные полотна на долгое время затмили создание бытовых сценок. Самыми известными художниками-портретистами той поры были:

  • Левицкий Д.
  • Боровиковский В.
  • Антропов А.
  • Рокотов Ф.

В конце века картины западноевропейских живописцев, приобретенные императрицей Екатериной, легли в основу художественной коллекции Эрмитажа.

В камне и металле

Отход изобразительного искусства от церковного догматизма дал невероятный толчок развитию ваяния. В этой области культура России 18-19 веков достигла высот мирового уровня. Античные статуи украшали парки и сады Петербурга, фонтаны - дворцовые комплексы, лепнины и рельефы - рациональную простоту фасадов.

Именно в России полностью проявился многогранный талант Растрелли К. Среди его творений, дошедших до нас, стоит упомянуть парадные бюсты, статую Анны Иоанновны и памятник Петру Первому, установленный перед Михайловским замком. Наряду с Растрелли творил и русский скульптор Зарудный Иван.

Со второй половины 18 столетия ваяние в России стало еще более востребованным, как того и требовал стиль барокко. Скульптурами изобиловали фасады дворцов, общественных зданий, а рельефы активно использовались для украшения их интерьеров. Как и в живописи, в ваянии того периода активно развивался портретный жанр, в который внесли большой вклад почти все талантливые русские скульпторы:

  • Шубин Ф.
  • Гордеев Ф.
  • Прокофьев И.
  • Козловский М.
  • Щедрин Ф.
  • Мартос И.

Разумеется, одним из самых выдающихся достижений русской скульптуры 18 века стало создание «Медного всадника» по поручению императрицы Екатерины Второй.

Театральные подмостки

Культура России 18 века немыслима без театра и музыки. В это время были заложены основания, позволившие в следующем столетии ярко проявиться национальным дарованиям в этих областях искусства.

При Петре впервые стали проводиться музыкальные вечера - ассамблеи, на которых придворные и дворяне могли танцевать. Тогда же вошло в моду обучение игре на виоле, клавесине, флейте, арфе, а также обучение салонному пению.

С музыкой связано появление театра и русской оперы, первая из которых «Цефал и Прокрис» была поставлена в 1755 г. Но самым выдающимся произведением той эпохи искусствоведы считают оперу «Орфей и Эвридика» композитора Фомина Е. Кроме него, музыку сочиняли:

  • Березовский М.
  • Хандошкин И.
  • Бортнянский Д.
  • Пашкевич В. и др.

В царствование Екатерины особенной популярностью пользовался крепостной театр, в котором был собственный оркестр. Эти коллективы нередко активно гастролировали, пробуждая тем самым интерес к данному виду искусства. Говоря о культурных достижениях той поры, нельзя обойти стороной открытие в 1776 г. в Москве Петровского театра - предшественника известного на весь мир Большого театра.

Русское барокко и классицизм

В архитектуре России XVIII века господствовали два стиля. До середины столетия это было русское барокко, сменившееся классицизмом. Для первого стиля были характерны черты, заимствованные у голландских, немецких и шведских архитекторов. Примером тому может служить Петропавловский собор.

Однако, невзирая на приглашенных в Россию иностранных зодчих, вскоре в рамках барокко стали формироваться национальные архитектурные особенности. Русский стиль уже заметен в творениях Ухтомского Д., Земцова М., Мичурина И. Ну а бесспорными достижениями барокко были и остаются архитектурные шедевры Растрелли Б.: Петергоф, Екатерининский и Зимний дворцы.

Во второй половине 18 века в культуре России стали появляться черты нового стиля - классицизма, окончательно сложившегося в 80-х годах. Типичным примером архитектуры этого периода можно считать Таврический дворец, возведенный в Петербурге Старовым И. По его же проектам были созданы:

  • Троицкий и Князь-Владимирский соборы.
  • Здания Академии наук и Смольного института.
  • Александровский и Пеллинский дворцы.

Итоги

Конечно, кратко о культуре России в 18 веке и ее достижениях очень сложно говорить, настолько они многогранны и многочисленны. Но все-таки невозможно спорить с тем, что это было время великого перелома, чему в немалой степени способствовали петровские реформы. Влияние западного искусства, позволившего русской культуре стать светской, расширив сферу духовной деятельности, предопределило направления ее развития в следующем веке.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры