Умер Рудольф Нуреев чем болел почему скончался свежий материал. Детальная информация

Главная / Чувства

Рудольф Нуриев — легенда отечественного и мирового балета, самый выдающийся танцовщик прошлого столетия.

Детские годы

Родился Рудольф Нуриев 17.03.1938 года в семье Фариды и Хамета Нуриевых. Отец его был политруком Красной Армии. Во всех биографиях местом рождения будущей звезды сцены записан Иркутск, а действительное место его рождения — поезд, в котором беременная Фарида ехала вслед за мужем во Владивосток. Хамет очень обрадовался рождению сына и сам назвал его Рудольф. До этого в семье родились три девочки — Роза, Розида и Лидия.

Полтора года семья жила во Владивостоке, пока отца не перевели на новое место службы, в Москву. Здесь они селятся в небольшом деревянном доме, живут как все, небогато. Постепенно жизнь налаживается, но всем планам и задумкам сбыться не удалось — началась война. Отец уходит на фронт в первых рядах. Семья осталась в Москве, но вскоре была эвакуирована с такими же семьями военных. Они попали в Челябинск, а потом оказались в селе Щучье, недалеко от Уфы. Военные годы Рудольф вспоминает с трудом, кроме холода, голода и постоянной темноты в памяти не осталось ничего. Мальчик был нервный и часто плакал, наверное потому, что приходилось бороться за еду и выживать в жутких условиях.

Когда ему исполнилось 5 лет, он впервые увидел балет. Это была «Журавлиная песнь». Маленький Рудольф твердо решает танцевать. Фарида долго не раздумывала и разрешила сыну заниматься в танцевальном кружке детского сада. Учился мальчик с большой охотой, выступление их кружка очень нравилось раненым бойцам. При виде маленького танцующего мальчика все были в восторге и поражались его огромному таланту.

Юношеские годы

После Победы в 1945 году возвращается отец, но дети разучились видеть в нем близкого человека. Они получили комнату в коммунальной квартире, которая была теплой и светлой, и жизнь стала постепенно налаживаться. Отцу не нравилось занятие сына, в будущем он видел его инженером.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он начал заниматься в танцевальном кружке дома пионеров. Его первая учительница — А.И.Удальцова, она сразу рассмотрела в ребенке талант и посоветовала ему продолжить обучение танцу в Ленинграде.

Фото: Рудольф Нуреев

В 1955 году юноша получает от судьбы нежданный подарок. В Москве открылся фестиваль искусства Башкирии. Его танцевальной труппе предстояло выступить с балетом «Журавлиная песнь», но внезапно заболел солист. И юный Рудольф предлагает свои услуги, хоть совершенно не знает партию. Его кандидатуру утверждают, но парню приходится в сжатые сроки выучить всю партию. Он смог это сделать, но здоровье было подорвано. Восстанавливаться было некогда, молодой танцор с травмой выходит на сцену и покоряет зал. Именно в этот момент его учителям стало понятно, что в русском балете появился «неистовый татарин».

После этого судьбоносного выступления Рудольф принял решение поступать в столичную студию хореографии, но там иногородним не предоставляли общежитие. Так он попадает в Ленинград и в 1955 году поступает в Ленинградское хореографическое училище. Он не знал, что дети начинают обучаться с 12-ти летнего возраста и его однокурсники ушли далеко вперед в плане мастерства. Над ним подшучивают, он трудно сходится с другими учениками. Дальнейшее проживание в общежитии становится невозможным. Его спасает наставник — А.Пушкин, которые предложил пожить в его семье.

В 1958 году Рудольф выпускается из училища хореографии и становится членом труппы театра оперы и балета им.Кирова в Ленинграде. Настояла на этом приглашении прима-балерина этого театра Н.Дудинская.

Жизнь в балете

Первое профессиональное выступление артиста состоялось сразу после окончания учебы. Он принял участие в конкурсе, проходившем в Москве. Его партнершей была А.Сизова. Выступление дуэта было блестящим, комиссия была в восторге от сольной партии молодого таланта. Он отличался необыкновенной манерой танца, такую технику исполнения до этого не видел никто. Балет «Лоуренсия» принес им золото на этом конкурсе, но Рудольф отказался принимать награду. По возвращению в Ленинград он танцует «Гаянэ», но уже с другой партнершей — Н.Кургапкиной. После этого была «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Мариинский театр в буквальном слове кипел и в эпицентре этого кипения был Нуриев.

Он получает золотую медаль, покорив своим танцем Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Вене. После трех лет работы в театре, Рудольф занимает важное место в труппе, становится надеждой всего театра. Потом были триумфальные выступления в Болгарии, Восточной Германии, Египте. После этого Нуриев легко получает визу на поездку во Францию. И танцор поехал покорять Парижскую оперу. Но успел выступить во Франции всего несколько раз, по приказу КГБ он был снят из репертуара спектаклей и должен был отравиться домой, в Советский Союз.

Официальная версия причины такого решения — нарушение режима во время пребывания за границей. Но вероятнее всего причиной послужила нетрадиционная ориентация артиста. Рудольф не подчинился, попросил политического убежища во Франции и больше не вернулся в Советский Союз, где его ждала тюрьма. Прошло достаточно много времени, и Рудольфу разрешили въезд в Союз, но он был краткосрочным. Танцор смог приехать всего на 3 дня, чтобы похоронить мать.

Рудольф Нуриев становится членом труппы «Балет маркиза де Куэваса», но спустя 6 месяцев вынужденно покидает Францию — ему отказались предоставлять политическое убежище. Талантливого танцора с радостью приняли в Великобритании, он поселяется в Лондоне и выступает дуэтом с известной балериной Марго Фонтейн. Их знакомство произошло в 1961 году, когда Марго исполнилось 40 лет и она уже собиралась уходить со сцены. Она осталась, и дуэт просуществовал долгих 15 лет. Их партиям в «Жизели» аплодировала английская и американская публика. Их дружба длилась всю жизнь, и закончилась только после смерти Марго.

Рудольф Нуриев выступал в разных странах, много и плодотворно работал. В 60-х годах у него было до двухсот концертов за год, после 1975-го он стал давать по 300 концертов, т.е. работал практически каждый день.

Характер танцора

Несомненно, Рудольф на сцене был талантливым и самоотверженным, а вот в повседневной жизни его не очень любили. Он отличался заносчивостью и высокомерием. Детство мальчика было нелегким, это также наложило отпечаток на его судьбу.

Чувствуя свое превосходство над другими, он становился неуправляемым — грубил партнерам, игнорировал правила поведения в коллективе и нарушал дисциплину. Мог сказать коллеге, что она бездарность, причем резко, не подбирая выражений.

Став более зрелым и поднявшись на недосягаемую высоту, при своих заоблачных гонорарах, он не платил в ресторане по счету, истерил в театре, доставал всех своими дикими выходками. Зрители готовы были носить своего кумира на руках, но кто был с ним близко знаком, считали его отвратительным грубияном.

Актерская и дирижерская карьера

Его первая роль в кино была еще в СССР. Фильм «Души исполненный полет» , который сняли специально для Всесоюзного смотра училищ хореографии. Потом были другие роли в разных фильмах-балетах. Но есть и настоящие роли в художественных фильмах — биографической драме «Валентино» и в фильме «На виду» в паре с молоденькой Н.Кински.

Попробовал Рудольф себя и в роли балетмейстера, поставив классические спектакли по собственному варианту. В его постановке вышли и балеты «Танкреди» и «Манфред», отличавшиеся особой оригинальностью.

Во времена руководства труппой Гранд-опера в Париже он старается дать простор молодым артистам, продвигая их на лучшие роли, причем наперекор действующей иерархии уже известных солистов и прим. Мировая практика раньше такого не знала.

В конце жизни о танцах пришлось забыть, но расставание с театром было смерти подобно и Рудольф становится дирижером оркестра. Его даже пригласили в уже постсоветскую Россию как дирижера, когда в Казани нужно было дирижировать балет «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта».

Личная жизнь

В личной жизни Рудольфа были исключительно мужчины — известный танцовщик не скрывал свою нетрадиционную ориентацию. Хотя по свидетельству некоторых его знакомых, он в молодости заводил романтические отношения с девушками.

В разные периоды жизни рядом с великим актером были не менее знаменитые личности. Ему приписывают роман с музыкантом Фредди Меркьюри, модельером Ив Сен-Лораном, певцом Элтоном Джоном. Но любовью всей его жизни можно назвать датского танцовщика Эрика Бруна. Их связь существовала долго — целых двадцать пять лет, пока в 1986 году не стало Эрика. Их отношения складывались непросто, слишком уж разными были темпераменты у русского и датчанина.

Смерть

По официальной версии Рудольф Нуриев умер от болезни сердца, но всем известно, что такое заключение далеко от истины. В 1983 году анализ крови Рудольфа показал наличие вируса иммунодефицита, который называют чумой 20-го века. Болезнь прогрессировала, ведь танцор отказывался признавать что у него СПИД, не проходил никакие обследования и не принимал лекарства. Спустя десять лет после подтверждения диагноза, великого танцора не стало. Это случилось 06.01.1993 года в парижской клинике. Его предсмертное пожелание было исполнено в точности — местом захоронения стало русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а сверху на могилу положили яркий персидский ковер.

Творчество Рудольфа Нуриева очень высоко ценится на его Родине, даже несмотря на то, что он в свое время ее оставил. Его имя носит Башкирский колледж хореографии, улица в городе Уфе, создан музей. Каждый год в Казани проводят фестиваль классического танца, посвященного Рудольфу Нуриеву.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Нет в мире другого такого танцора, который бы оказал столько влияния на историю, развитие и восприятие балета, как Рудольф Нуриев. Он изменил взгляды людей. Мальчик из маленького уральского городка стал виновником перемен в целом искусстве", — так начинает свою биографическую статью о Нуриеве танцевальный критик и биограф мастера Джон Персивал.

Майя Плисецкая придерживатся того же мнения-до Нуриева танцевали по другому.

Первые годы жизни прошли в Москве-отца туда перевели. После начала войны папу переводят в уфу. туда переезжает и семья. Война, очень трудные годы. 2 картошины в день считались хорошей едой.

В канун нового 1945 года, мать Нуриева Фарида, всего с одним билетом на руках, провела всех четырех детей на балет "Журавлиная песня", в котором главную партию исполняла башкирская балерина Зайтуна Насретдинова. Тогда-то юный Рудольф Нуриев и решает стать танцором.

Свое желание Нуриев начал исполнять в кружке народного танца местного Дворца пионеров. Способности мальчика не остались незамеченными - Рудольфа рекомендуют в ученики к солистке балета Анне Удальцовой, которая, вместе с подругой Еленой Вайтович, убеждает Нуриева в необходимости развивать свой талант в Ленинграде, в одной из лучших балетных школ в мире.

Прежде чем оказаться в городе революции, Нуриев, которому тогда было 15 лет, танцует во втором составе Уфимского оперного театра. В один прекрасный день он выезжает с театром на 10-дневные гастроли в Москву, где находит время, чтобы попроситься на просмотр в Школу балета Большого театра. Ему дают место, но, в последний момент Рудольф решает испытать судьбу и пробует осуществить мечту: поступить в Ленинградское хореографическое училище. На последние деньги покупает билет до Ленинграда и оказывается зачисленным со словами: "Вас ждет или блестящее будущее или большое разочарование. Второе более вероятно.

Разочарования не последовало: в 1958 году, после окончания училища, Нуриева берут солистом в один из основных балетных театров страны — театр им. Кирова (в настоящее время ему возвращено название Мариинский театр).

За последующие три года работы в театре им. Кирова Нуриев исполнил 14 партий, включая главные в балетах "Дон Кихот", "Жизель", "Лебединое озеро", "Баядерка", "Спящая красавица". Своим исполнительским мастерством, пронизанным особой страстью, и собственным нестандартным прочтением каждой партии он завоевывает сердца многочисленны поклонников. У Нуриева даже образуется свой клуб поклонников, которые не пропускают ни одного выступления артиста.

Нуриев первый в советском балете появляется с обнажённым торсом и в обтягивающих лосинах. Мнение мэтров-это вызывающе. Скоро именно так танцевал весь балет мира.

В 1961 году труппа театра им.Кирова отправляется на свои первые заграничные гастроли. Нуриев едет с театром. Однако обратно в СССР театр едет без Нуриева — танцор просит политического убежища на Западе.

Считается, что решение Нуриева не возвращаться в Союз — во многом заслуга КГБ. В Париже танцор вместо покорного высиживания вечеров в гостинице и организованного посещения достопримечательностей на экскурсионном автобусе в сопровождении сотрудников органов, дни и ночи пропадал со своими новыми парижскими знакомыми в ресторанчиках и кафе. Нуриева решили наказать: когда труппа собралась в парижском аэропорту для перелета в Лондон, Нуриеву вручили билет до Москвы, объяснив это необходимостью танцевать на правительственном приеме в Кремле.

Вот как описывает Нуриев свои переживания той минуты: "Я почувствовал, как кровь отхлынула от моего лица. Танцевать в Кремле, как же... Я знал, что это повлечет: я навсегда лишусь заграничных поездок и звания солиста. Меня предадут полному забвению. Мне просто хотелось покончить с собой".

Чтобы остаться на Западе, нужно было любым способом попасть в руки французской полиции. Это было не так-то легко - за Нуриевым был приставлен персональный опекун из КГБ. Но Нуриев сумел вырваться из-под присмотра и совершить немыслимое па в сторону своих новых французских друзей, которые, узнав о намерении Рудольфа остаться, привели двух полицейских. Позднее этот прыжок западные репортеры назовут "прыжком к свободе", а у себя дома Нуриев стал изменником Родины и получил 7 лет лагерей заочно.

КАк и водится по возвращении были наказаны все непричастные к побегу-партнёрша Нуриева на 10 лет стала невыездной например.

Нуриева сразу приняли на западной сцене. В феврале 1962 года он подписывает контракт с Лондонским королевским балетом и солирует в нем вместе с партнершей Марго Фонтейн вплоть до 1970 года. А в 1977 году, когда Королевский балет искал нового директора, Нуриев рассматривался как один из основных кандидатов, но артист отказался от должности - он хотел продолжать танцевать. Впрочем, через шесть лет — в 1986 году — Нуриев занимает пост руководителя парижской Гранд-опера и руководит ею в течение шести лет.

Его популярность была огромна: однажды Нуриев в течение недели дал интервью двум журналам — "Time" и "Newsweek". Оба издания рассчитывали напечатать эксклюзивные материалы и не подозревали о подвохе, а Нуриев просто не мог отказать ни одному из них. В итоге его интервью разошлись общим тиражом в 10 млн. экземпляров.

Величайший талант на сцене сочетался с ужасным характером в жизни. Выдающийся российский танцор Игорь Моисеев рассказывал, что ему так и не удалось развить отношения с Нуриевым - они разругались в первый вечер знакомства по дороге из дома в ресторан, где собирались поужинать.Роман Виктюк так вспоминает-он был ужасный матерщинник, таких слов не знал даже я!!!

Он бывал на всех гастролях Кировского театра, но своё одобрение показывал издали и по возможности незаметно. Нуриев знал как наказали труппу и чувствовал себя виноватым.

Уже во второй половине 80 -ых он встретился с Плисецкой. Она описывает это так-мы сразу бросились в обьятия друг-друга, хотя до этого были незнакомы!!! Я даже не заметила, что рядом стояла Марго Фонтейн(очень известная балерина и возлюбленнаяНуриева!)

Другой неприятной чертой Нуриева была выраженная скупость. За выступления мастер запрашивал баснословные гонорары и при этом никогда не носил карманных денег: везде, и в ресторанах и в магазинах за него платили друзья. При этом Нуриев мог спускать десятки тысяч долларов на покупку сомнительных предметов искусства и антиквариат. Его парижская квартира была буквально забита такими вещами, особенно нравились танцору живопись и скульптура с обнаженными мужскими телами. Отдельной страстью были дома и квартиры: в Париже, в Нью-Йорке, в Лондоне..., у Нуриева был даже свой собственный остров в Средиземном море. Состояние Нуриева оценивалось в 80 млн. дол.

Нуриев был бисексуалом-ему приписывают романы и с Меркюри. с Элтоном Джоном,и с Ив Сен-Лораном. Молва связывает его с Жаном Маре.

Но самой сильной, страстной и мучительной любовью Нуриева всегда был Эрик Брун - огромного роста датчанин неземной красоты, всемирно известный танцор, считавшийся одним из самых выдающихся танцовщиков XX века и самым изысканным Альбером, когда-либо танцевавшем в "Жизели". Их роман длился до самой смерти Эрика...

Причем Нуриев сначала влюбился в его танец, а потом в него самого. Эрик был идеалом для Нуриева. Он был на 10 лет старше его, высок и красив, как бог. Он от рождения обладал теми качествами, которых Нуреев начисто был лишен: спокойствия, сдержанности, такта. А главное - он умел то, чего не умел Нуриев. Если бы не Рудик, то Эрик Брун, возможно, так и не распознал в себе скрытого гомосексуалиста. У Эрика была невеста, знаменитая красавица-балерина Мария Толчифф, чей отец был индейцем.

Брун, высокий и аристократичный блондин, напоминавший внешне греческого бога, с высоким лбом, правильным, резко очерченным профилем, тонкими чертами лица, и грусными серо-голубыми глазами, был сама утонченность. Он притягивал взоры едва ли не всех женщин…Рудольф же с горящими глазами, развевающимися волосами, диким нравом и острыми скулами, напоминал извергающийся вулкан.

Их отношения с самого начала были бурными и нескончаемо интенсивными. "Чистый Стриндберг", - оценивал их Брун через несколько лет. "Рудольф был переполнен чувствами к Эрику, - говорит Арова, - а Эрик не знал, как с ним справиться. Рудольф его выматывал". К тому же, Рудик постоянно и мучительно ревновал Эрика к женщинам, ведь Эрик в отличии от Рудика был бисексуалом, а не геем и он часто испытывал влечение к некоторым дувушкам. Виолетт Верди замечает: "Руди был таким сильным, таким новичком, таким изголодавшимся после российской пустыни. Он просто хотел того, чего хотел".

Убежав от табу и запретов социалистической родины, Нуреев жаждал вкусить от того сексуального рая, который нашел на Западе. Здесь не было комплексов или угрызений совести: увидев что-то понравившееся, Нуреев должен был это заполучить. Его желания стояли на первом месте, и он удовлетворял их при любых обстоятельствах, днем и ночью, на улицах, в барах, гей-саунах. Матросы, водители грузовиков, торговцы, проститутки были его постоянными объектами охоты. Кстати, внешность тут не имела особого значения, важны были размер и количество. Он любил, чтобы этого было много. Существует масса анекдотов, рассказывающих о сексуальной чрезмерности Нуреева.

Как-то, выйдя из служебного входа Парижской оперы и увидев толпу поклонниц, Рудольф воскликнул: "А где же мальчики?" Танцуя в "Жизели", Нуреев поразил одного из артистов своим измученным видом. "Что с вами?" - спросил его танцовщик. "Я очень устал, трахался всю ночь и все утро, до самой репетиции. У меня совсем не осталось сил". "Рудольф, - поинтересовался артист, - неужели вам никогда не бывает достаточно секса?" - "Нет. К тому же ночью трахал я сам, а утром меня".




В Британской опере Нуриев знакомится с знаменитой Марго Фонтейн и они становятся близки на 15 лет-почти до самой смерти Марго от рака от рака в 91 году.

Плисецкая выразилась о романе и совместной работе Марго и Нуриева приблизительно так-она (Марго). была очень известна.

Но знаменитой её сделал Рудольф. Именно он привнёс чувственность в балет.

Ей было сорок два года, и она решила уйти со сцены в блеске славы. Но ей предложили поработать с молодым партнером – и она осталась. Так родился один из легендарных дуэтов мирового балета: Фонтейн – Нуриев.

Когда в 1961-м в Копенгагене Нуреев встретился с Эриком, тогда же в его жизнь вошла и прославленная английская балерина Марго Фонтейн. Тут, как и в случае с Бруном, тоже сыграл свою роль телефонный звонок. Однажды Рудольф пришел в гости к своему педагогу Вере Волковой, и зазвонил телефон. Волкова сняла трубку и тут же передала ее Нуриеву: "Это вас, из Лондона". - "Из Лондона?" - удивился Рудольф. В Лондоне он никого не знал. "Это говорит Марго Фонтейн, - сказал голос в трубке. - Не хотите ли танцевать на моем гала-концерте?" В истории балета нет более элегантной, мужественной и мудрой балерины, чем Фонтейн. Легкая улыбка, горячий блеск глаз, темперамент, а еще стальная спина и железная воля - это Марго. Ее муж Роберто Тито де Ариас был из семейства видных панамских политиков и в то время занимал пост посла Панамы в Великобритании. После того как Рудольф выступил на ее гала-концерте, руководство "Ковент Гарден" предложило Фонтейн танцевать вместе с ним "Жизель". Марго сначала засомневалась. Она впервые выступила в Жизели в 1937 году, за год до рождения Нуриева, а к моменту его побега из СССР уже пятнадцать лет была звездой. Не будет ли она, сорокадвухлетняя прима, смотреться смешно рядом с двадцатичетырехлетним молодым тигром? Но наконец согласилась и победила. Их выступление привело публику в безумие. Чувственный пыл Нуриева стал идеальным контрастом выразительной чистоте Фонтейн. Они сливались в едином танцевальном порыве, и, казалось, их энергия и музыкальность имеют один источник. Когда занавес закрылся, Фонтейн и Нуриева вызывали на поклоны двадцать три раза. Под грохот аплодисментов Фонтейн вытащила из букета красную розу на длинном стебле и преподнесла ее Нуриеву, он, тронутый этим, упал на колено, схватил ее руку и стал осыпать поцелуями. Публика от этого зрелища лежала в обмороке.
........

Жаклин Кеннеди, присутствовавшая на спектакле ‘’Жизель’’ вспоминала: ‘’Такой овации Британия еще не видела. Фонтейн и Нуреева вызывали 30 раз, они кланялись более 45 минут. Руки у людей распухли от аплодисментов. Глядя на них, можно было компенсировать упущенных Нижинского и Шаляпина. Это было одно из сильнейших художественных впечатлений в моей жизни…’’


Нуриев пил жизнь как хорошее вино, не подозревая что жизнь уже начала выпивать его.

В 87 году умирает его мать. В вид исключения власти ССР позволили ему на 48 часов вернутся в СССР. Он успел. Мать не поверила что её Рудик вернулся. Это он?-спросила она у близких. Она умерла через 3 месяца после их свидания.

Когда в 1986 году Брун умирал от рака легких, Нуриев, бросив все дела, приехал к нему. Они проговорили допоздна, но, когда Рудольф вернулся к нему следующим утром, Эрик уже не мог разговаривать, а только следил глазами за Рудольфом. Рудольф тяжело переживал смерть Эрика и так никогда и не смог оправиться от этого удара. Вместе с Эриком из его жизни ушли юная бесшабашность и горячая беспечность. Он остался один на один с самим собой, наступающей старостью и смертельной болезнью. И хотя Нуреев как-то запальчиво бросил: "Что мне этот СПИД? Я татарин, я его трахну, а не он меня", - Рудольф понимал, что времени ему отпущено в обрез. Через пять лет после смерти Эрика Рудольф простился и с дамой своего сердца Марго Фонтейн. До этого Марго пережила страшную трагедию. В Панаме был расстрелян автомобиль, в котором находился ее муж. Две пули застряли в груди, еще одна пробила легкое, четвертая попала в шею сзади, близ позвоночника. По одной версии, это был политический заказ, по другой - в сорокасемилетнего Ариаса стрелял его коллега по партии за то, что тот спал с его женой. Парализованный, прикованный к инвалидной коляске Ариас стал постоянной заботой Марго. Она не допускала, чтобы он превратился в тело в коляске, поэтому возила его с собой на гастроли, на яхты к друзьям. Марго упорно зарабатывала на жизнь и на медицинское обслуживание больного мужа танцами. "Я буду танцевать до тех пор, пока на меня ходят", - говорила она журналистам. И она танцует, а вернувшись вечером после спектакля домой, прежде чем поесть, готовит еду мужу и кормит, как маленького ребенка, с ложечки. Кстати, последний раз "Маргариту и Армана" Марго и Рудольф танцевали в Маниле в августе 1977-го. А потом она уединилась с Ариасом на ферме в Панаме, где умирала от рака яичников. Об этом знал только Рудольф, который анонимно оплачивал ее медицинские счета. В 1989 году Марго похоронила Тито Ариаса, перенесла три операции и была почти прикована к постели: "Я привыкла гастролировать по театрам, а теперь гастролирую по больницам", - шутила Фонтейн. Марго умерла 21 февраля 1991 года, спустя двадцать девять лет с того дня, как она и Рудольф впервые танцевали в "Жизели". После этого он был ее партнером почти 700 раз. Говорят, узнав о ее смерти, он с горечью воскликнул: "Я должен был на ней жениться". Но, кажется, это была всего лишь фраза человека, который знал, что сам умирает от СПИДа. Рудольф пережил Марго на два года. Он умер 6 января 1993 года, накануне православного Рождества, ему было пятьдесят четыре года. Сочельник спустился на землю уже без него.

Ему довелось станцевать на сцене любимой им Мариинки в 89 году. Публика хотела аплодировать и она аплодировала так, что казалось вот-вот рухнет потолок. Но профи видели-это уже распадающаяся мумия. Это уже не Рудольф.

Кладбище Сен-Женевьев де Буа. Могила Нуриева. Это-не ковёр и не покрывало. Это-мозаика.



один из ведущих художников Парижской Опера (Paris Opera) Энцо Фриджерио (Ezio Frigerio), друг и коллега танцовщика, высказал идею оформления могилы с помощью восточного ковра. Нуриев коллекционировал старинные ковры и вообще древний текстиль разных стран, особо любимые ковры кочевали с ним по гастролям, вдохновляя на новые потрясающие танцы и представления.

Эскизы ковра, выполненные Энцо Фриджерио, точно повторяли один из любимых восточных ковров из коллекции Нуриева. Воспроизвести ковер в красках, с визуальным эффектом тканевой текстуры было решено с помощью мозаики. Мозаика решила и проблему воспроизведения изящных складок ниспадающего ковра, и обеспечила естественный вид нитям золотой бахромы. Средства на создание памятника выделили состоятельные друзья самого известного танцовщика балета.

В 1996 году надгробие было изготовлено в итальянской мозаичной мастерской Акомена Спацио Мозаико (Akomena Spacio Mosaico). Мозаика ковра выполнена из мелких преимущественно квадратной формы элементов с плотнейшим прилеганием деталей, практически без видимых швов. Но при этом поверхность мозаики оставлена шероховатой, с весьма резкими изменениями уровня мозаичных элементов. Этот прием с расстояния уже 2-3 метров создает общее впечатление ковровой текстуры. Скульптурная основа мозаики точно копирует особенности образования складок, и мозаичные элементы плавно повторяют все изгибы и волны поверхности.

Биография Рудольфа Нуриева

Артист балета, знаменитый балетмейстер таких стран как Франция, Британия, СССР.

Детство

Рождение Рудольфа произошло неожиданно для его родителей, в одном из вагонов поезда, следовавшего во Владивосток, произошло это событие 17 марта 1938 года. По отцовской линии имеет татарские корни, его отец и дед были родом из Уфимской губернии. Его отец, Хамит Нуреев в 1925 году попадает в ряды Красной Армии. В 1941 году попадает на фронт в ряды артиллерии. Прошел все годы войны, участвовал в обороне Москвы, дошел в наступлении до Берлина.

Мама его была родом из Казанской губернии, ныне Республика Татарстан. Семья имела мусульманскую веру, а предки Рудольфа были башкиры и татары.

Совсем скоро после рождения ребенка отец получил назначение и был переведен в Москву. А в 1941 году мама с маленьким Рудольфом были эвакуированы в Башкирскую АССР. В семье еще воспитывались три старшие сестры, их звали Роза, Розидия и Лида.

С детства мальчика привлекал балет, он мечтал о большой сцене, но начал он свой путь с обучения азам балетного искусства в Уфе, в детском ансамбле фольклора. Там же, в Уфе находилась в ссылке балерина Анна Удальцова из Петербурга, она и начала преподавать детям искусство балета.

В 1955 году в возрасте 17 лет молодого человека приняли хореографическое училище в Ленинграде. Жить, юноша вынужден был у своего наставника и учителя, поскольку в общежитии он терпел насмешки со стороны сверстников, которые считали его невеждой и деревенщиной.



Рудольф и его мама - Фарида Нуреева (Аглиуллова)


Маленький Нуриев с тремя старшими сестрами


Начало творческого пути

В 1958 году окончил занятия в училище и благодаря содействию балерины Наталии Дудинской остался работать в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Дебютным его выступлением стал балет «Лауренсия», где молодой балетмейстер исполнял партии Фрондосо.

Талант молодого человека рассмотрели быстро, и принял участие во Всемирном фестивале студентов и молодежи, который проходил в Вене. Там же был награжден Золотой медалью за блестящее выступление.

Всего прошло три года его работы в труппе, а он уже стал важным членом коллектива и на него возлагались большие надежды.

Молодой человек получил возможность ездить на гастроли с театром за пределы СССР. Это были такие страны как Болгария, Египет, Германия, Франция. В одной из поездок во Францию и выступлении в Парижской опере Нуреева посетили сотрудники КГБ, ему было предписано нарушение правил нахождения за границей. Они требовали снять его со всех дальнейших выступления и отправить назад на родину. Его сняли с дальнейших выступлений в Лондоне.

Но Нуреев принял решение не возвращаться больше в СССР. За что его заочно осудили за измену родины и вынесли вердикт – 7 лет заключения, однако заочного, поскольку он остался заграницей, но если бы вернулся, то мог бы рассчитывать на годы тюремного заключения. Он один из первых артистов СССР не вернулся на родину с гастролей. Однако в 1985 году ему позволили на три дня прибыть в СССР, чтобы присутствовать на похоронах своей матери.



Великий артист балета - Рудольф Нуриев

Работа в Париже

Самые первые выступления балетмейстера на Западе проходили в Театре Елисейских Полей. Балет «Спящая красавица» с партией Голубой птицы принесли Нурееву невероятный, просто ошеломляющий успех. А на закрытии сезона труппы Нуреев уже танцевал главную партию с такими примами балета как Лиан Дейде, Нина Вырубова, Розелла Хайтауэр. Однако, несмотря на большой успех, правительство Франции отказало Нурееву в политическом убежище и статусе политического беженца. После этого Нуреев принимает решение о переезде в Данию. Там он продолжает свою блестящую танцевальную деятельность в Копенгагене в Королевском балете.

В 1961 году произошло его дебютное выступление в Лондоне, вместе с Розеллой Хайтауэр он танцевал в «Лебедином озере». Больше 15 лет балетмейстер блистал в Королевском театре Лондона. Его партнершами в балете были такие знаменитые балерины как Карла Фраччи, Марго Фонтейн, Иветт Шовире.

Позже Нуреев стал премьером в Венской опере, благодаря чему удалось получить гражданство Австрии. С гастролями он ездил по всему миру. В год удавалось дать до 200 выступлений. В 1975 году он увеличил эту цифру до 300. Практически каждый день у него было выступление. А еще нужно было репетировать. Кроме балета Нуриев начал сниматься на телевидении и в кино.

С 1983 году заступил на должность директора балетной группы в парижской Гранд-опере. Прослужил на должность 6 лет, успев поставить за это время несколько спектаклей.

Также он способствовал продвижению молодых, но талантливых артистов.


Личная жизнь

Семьи у великого балетмейстера не было. А его репутация была не традиционной. Он являлся гомосексуалистом, не стеснявшимся об этом открыто заявлять.

Однако поговаривали, что в юности у него были отношения с девушками.

Также по некоторым слухам, считается, что у Рудольфа были романтические отношения с партнершей по балету – Марго Фонтейн. Балерина была старше его на 15 лет. Но другие танцовщики говорят, что связь эта была исключительно духовной. Когда Марго умирала от рака, Рудольф оплачивал все ее счета и размышлял, что если бы их отношения сложились, то жизнь могла бы пройти по-другому.

В разное время у него были отношения с известными мужчинами, это Элтон Джон, знаменитый модельер Ив Сен-Лоран, певец Фредди Меркьюри. Но самым главным его увлечение на протяжении 25 лет оставался танцовщик из Дании Эрик Брун. Отношения их было сложно назвать простыми, но они сохранялись до смерти Эрика.




Смерть

В 1983 году балетмейстер узнал о том, что он инфицирован вирусом иммунодефицита. На протяжении 10 лет болезнь прогрессировала и переросла в СПИД, от которого нет излечения до сих пор. В 1993 году Рудольф умер в пригороде Парижа. А похоронили его на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Могила стоит, накрыта цветным персидским ковром.

Так получилось, что великий танцовщик был лишен русского гражданства. Но на его родине у него остались поклонники. В его честь названы улицы и хореографический колледж в Уфе. В его честь открыт там же музей и каждый год в Казани проводится фестиваль балета его имени.





Рудольф Хаметович Нуриев (Рудольф Хамитович Нуреев; тат. Рудольф Хәмит улы Нуриев). Родился 17 марта 1938 года близ Иркутска - умер 6 января 1993 года в Париже. Советский, британский и французский артист балета и балетмейстер. Один из наиболее знаменитых танцовщиков XX века.

Рудольф Нуреев родился между Иркутском и Слюдянкой - в поезде, который направлялся во Владивосток.

По национальности татарин.

Отец - Хамит Фазлеевич Нуреев (1903-1985), родом из деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан). Достигнув совершеннолетия, принимает первую часть имени отца Нур (луч, свет) в качестве своей фамилии, а фамилию сохраняет в качестве отчества и становится Хаметом Фазлиевичем Нуриевым. С 1922 года работал в совхозе «Миловка», откуда в 1925 году призвался в Красную Армию, попал в Казань, где служил красноармейцем в «Объединённой татаро-башкирской военной школе». По окончании службы Нуреев-старший остался в Казани и в октябре 1927 года поступил на двухгодичные курсы «Реализация татарского языка» при ТатЦИКе, которые окончил в 1929 году по специальности счетовод. В 1928 году вступил в партию.

Мать - Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907-1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан).

Сам Нуриев в своей автобиографии писал, что "с обеих сторон наша родня - это татары и башкиры".

Вскоре после рождения Рудольфа отец получает назначение в Москву. С началом войны отец в звании старшего политрука отправился на фронт в артиллерийскую часть. Прошёл всю войну от участия в обороне Москвы и до Берлина. Участвовал в апреле 1945 года в форсировании реки Одер, за что получил благодарность от командования.

В 1941 году Рудольф с матерью оказались в эвакуации в Башкирской АССР.

В детстве ему пришлось познать настоящую нищету, которая, впрочем, заставила добиваться безбедного существования с чрезвычайным упорством. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, занимался в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся там в ссылке.

В 1955 году, несмотря на большое отставание по возрасту, был принят в Ленинградское хореографическое училище, учился в классе Александра Пушкина. Жил дома у своего педагога, так как не смог ужиться в интернате - другие ученики дразнили и обзывали его, считали деревенщиной.

Современники утверждали, что когда Рудольф осваивал различные движения в училище Вагановой, было видно, что у парня присутствуют значительные проблемы с техникой. Причем видел это и сам Нуреев, и это выводило его из себя. Он не стеснялся проявлять свою ярость прилюдно и часто во время репетиций убегал из зала со слезами на глазах. Но когда все уходили, он возвращался и настойчиво отрабатывал различные па в одиночестве до тех пор, пока не добивался совершенства. Так формировался танцор, о котором великая позже скажет: "До Нуриева танцевали по-другому". Ведь мужчины традиционно играли балете второстепенную роль, подчеркивая значимость и профессионализм представительниц прекрасного пола. Но танец Нуреева был настолько ярким, что на него просто невозможно было не обращать внимания.

После выпуска в 1958 году благодаря прима-балерине Наталии Дудинской остался в Ленинграде и был принят в Театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо.

Бегство Рудольфа Нуриева на Запад

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ СССР «за нарушение режима нахождения за границей» был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем» - первым среди советских артистов. В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к 7 годам заключения.

Первые выступления Рудольфа на Западе состоялись в Париже, в Театре Елисейских Полей - он исполнил партию Голубой птицы в балете «Спящая красавица» в труппе маркиза де Куэваса и сразу имел огромный успех. Французские коммунисты поставили себе целью освистать артиста - но не зная балета (pas de deux Нуреева было практически в конце спектакля), они шумели почти на каждом выходе других артистов, тем самым лишь подогрев атмосферу вечера. 29 июля, на закрытии последнего парижского сезона труппы, Нуреев исполнил главную партию в этом спектакле, станцевав по одному акту с прима-балеринами труппы Ниной Вырубовой, Розеллой Хайтауэр и Лиан Дейде.

Франция отказалась предоставить Нурееву статус политического беженца, поэтому артист переехал в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена. 2 ноября 1961 года он дебютировал в Лондоне, исполнив вместе с Розеллой Хайтауэр па-де-де из балета «Лебединое озеро» - вскоре после чего получил ангажемент в Королевском балете Великобритании. Более пятнадцати лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром английской балерины Марго Фонтейн (Margot Fonteyn). Также танцевал с Иветт Шовире, Карлой Фраччи, Ноэллой Понтуа.

В 1964 году поставил в Венской опере «Лебединое озеро», исполнив главную партию в дуэте с Марго Фонтейн. По окончании спектакля зрителями была устроена столь длительная овация, что занавес поднимался более восьмидесяти раз, что является театральный рекордом.

Будучи премьером венской труппы, получил австрийское гражданство. Выступал по всему миру, работая чрезвычайно интенсивно. Нередко давал по 200 выступлений в год, в 1975 году число его выступлений достигло трёхсот. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей.

С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Оперы, поставил там несколько спектаклей. Активно продвигал на первые позиции молодых артистов, иногда, как в случае с Сильви Гиллем, весьма условно соблюдая принятые в Париже ступени иерархии. Среди «плеяды Нуреева» - Элизабет Платель, Моник Лудьер, Изабель Герен, Манюэль Легри, Шарль Жюд, Лоран Илер.

В 1987 году смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью - виза была дана на 72 часа, причём артисту ограничили возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости.

В последние годы жизни, будучи уже не в состоянии танцевать, начал выступать как дирижёр.

В 1992 году дирижировал венским Резиденц-оркестром во время его европейского турне. Весной того же года по приглашению директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуреев посетил Казань, где дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» (главную партию исполнила Надежда Павлова).

В 1983 году в крови Нуреева был обнаружен вирус ВИЧ.

6 января 1993 года, в возрасте 54 лет, танцовщик скончался от осложнений СПИДа. Согласно желанию Нуреева, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром (автор эскиза - художник Эцио Фриджерио).

Рост Рудольфа Нуриева: 173 сантиметра.

Личная жизнь Рудольфа Нуриева:

Рудольф Нуреев был гомосексуалистом, хотя в юности имел и гетеросексуальные отношения.

После побега на Запад он жил со знаменитым датским танцовщиком-гомосексуалом Эриком Бруном (1928-1986). Эрик Брун в 1949 году был принят в трупу Американского театра балета, и каждое его выступление было настоящей сенсацией. Аристократичный блондин притягивал взоры едва ли не всех женщин. У Эрика Бруна была невеста - знаменитая красавица-балерина Мария Толчифф. Но на ней он так и не женился. По иронии судьбы двух гениев балета свела Мария Толчифф. Именно она в 1961 году попросила Нуриева сопровождать ее к Бруно, с которым она исполняла партию в балетной постановке в Копенгагене. Во время поездки она позвонила Эрику и беззаботно сказала: «Здесь есть некто, кому очень хочется с тобой познакомиться!».

Брун и Нуреев сохраняли близкие отношения в течение 25 лет, до самой смерти Бруна в 1986 году.

Рудольф Нуреев был антисемитом и антикоммунистом, почти весь период своей жизни на Западе он боялся нападения или похищения со стороны КГБ. Несчастный случай в Венской опере, когда чудом никто не пострадал, он связывал именно с этой организацией.

Зарабатывая немалые деньги, беспорядочно их тратил. Нередко он одалживал большие суммы малоизвестным людям и никогда не следил за тем, вернули ли ему долг. Он покупал элитную недвижимость в Европе и Америке, требовавшую постоянных налоговых выплат и иных расходов, но в большинстве своих домов практически не жил.

Для управления своими финансовыми делами в 1975 году он зарегистрировал в Лихтенштейне фонд Ballet Promotion Foundation со штаб-квартирой в Цюрихе.

Ему принадлежали виллы в Ла-Тюрби и на острове Сен-Бартелеми (Франция), поместье в штате Вирджиния и квартиры в Лондоне и Нью-Йорке (шестикомнатную квартиру в «Дакота-билдинг» танцовщику помогала обставлять Жаклин Кеннеди).

В 1979 году он приобрёл у наследников Леонида Мясина Ли-Галли, архипелаг из трёх островков, находящийся близ Позитано. На Галло-Лунго, самом большом из них, находились жилые виллы с бассейном и балетные залы, устроенные Мясиным в руинах сарацинской башни. Нуреев активно занимался дизайном вилл и благоустройством острова в целом, вложив сюда большие средства, так как здесь не было ни воды, ни электричества, а всё необходимое можно было доставить либо морем, либо вертолётом.

В Париже он жил в двухуровневых апартаментах на набережной Вольтера, дом № 23. Мечтой танцовщика было привезти сюда мать, что никогда не случилось. После его смерти поклонники надеялись, что здесь будет устроен музей, однако Фонд Нуреева практически сразу же организовал продажу его имущества с молотка на аукционах Christie"s. Первые намеченные торги в Лондоне и Нью-Йорке были отменены, а парижская квартира опечатана по протесту сестры Нуреева Розы и её дочери Гюзели, начавших судебную тяжбу с Фондом, по их мнению, неверно трактовавшим завещание в свою пользу. Тем не менее, торги состоялись в 1995 году - в январе в Нью-Йорке, где распродавалось американское имущество (было выручено 7,9 млн $) и в ноябре в Лондоне, где были проданы парижские вещи (главный лот, картина Теодора Жерико, остался не проданным).

Согласно завещанию, европейским имуществом распоряжался Ballet Promotion Foundation, зарегистрированный Нуреевым в Лихтенштейне в 1975 году, американским же имуществом занимался вновь созданный Rudolf Nureyev Dance Foundation со штаб-квартирой в Чикаго. Небольшая часть наследия Нуреева - костюмы, документы и личные вещи - попали на хранение в Национальную библиотеку Франции и Музей Карнавале. В 2013 году по инициативе членов совета директоров Фонда Нуреева Шарля Жюда и Тьерри Фуке оставшиеся предметы были выставлены в трёх залах Национального центра сценического костюма в Мулене (дизайн экспозиции - Эцио Фриджерио).

Фильмография Рудольфа Нуриева:

1958 - Душой исполненный полет (документальный)
1977 - Валентино (Valentino) - Рудольф Валентино
1983 - На виду (Exposed)
1991 - Рудольф Нуреев как он есть (документальный)

Репертуар Рудольфа Нуриева:

«Лауренсия» - Фрондосо
«Лебединое озеро» - принц Зигфрид, Ротбарт
«Щелкунчик» - Дроссельмейер, Принц
«Спящая красавица» - Голубая птица, принц Флоримунд (Дезире)
«Маргарита и Арман» - Арман
«Баядерка» - Солор
«Раймонда» - четвёрка кавалеров, Жан де Бриен
«Жизель» - граф Альберт
«Дон Кихот» - Базиль
«Корсар» - раб
«Ромео и Джульетта» - Ромео, Меркуцио
«Сильфида» - Джеймс
«Петрушка» - Петрушка
«Видение Розы» - Видение розы
«Шехеразада» - Золотой раб
«Послеполуденный отдых фавна» - Фавн
«Аполлон Мусагет» - Аполлон
«Юноша и смерть» - Юноша
«Блудный сын»
«Федра»
«Потерянный рай»
«Сильфиды» - Юноша
«Гамлет» - Гамлет
«Золушка» - Продюсер
«Интермедия»
«Лунный Пьеро» - Пьеро
«Люцифер» - Люцифер
«Идиот» - князь Мышкин
«Ореол»
«Песни странствующего подмастерья»
«Весна священная»
«Павана мавра» - Отелло
«Тёмный дом»
«Урок»
«Ночное путешествие» - Эдип
«Алая буква» - преподобный Димсдейл

Постановки Рудольфа Нуриева:

1964 - «Раймонда»
1964 - «Лебединое озеро», Венская опера
1966 - «Дон Кихот»
1966 - «Спящая красавица»
1966 - «Танкред»
1967 - «Щелкунчик»
1977 - «Ромео и Джульетта»
1979 - «Манфред»
1982 - «Буря»
1985 - «Вашингтон-Сквер»
1986 - Сюита Баха
1988 - «Золушка», Парижская опера
1992 - «Баядерка», Парижская опера


Может показаться, что могила знаменитого танцора Рудольфа Нуриева во Франции укрыта настоящим старинным ковром. Многие туристы даже спрашивают - не вредит ли ковру дождь... Дождь ему не страшен - ведь надгробие сделано из камня и украшено тончайшей мозаикой. Подробнее - в материале.

Нуриев Рудольф Хаметович (1938-1993) - великий русский танцовщик, эпатажная звезда, реформатор классического балета, мировая знаменитость. Все, что связано с жизнью и искусством Рудольфа Нуриева, можно в подробностях узнать на различных энциклопедических и искусствоведческих ресурсах. Мы рассмотрим его могилу как впечатляющее произведение мозаичного искусства.

Скончался Нуриев в 1993 году и был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. И примерно тогда же один из ведущих художников Парижской Опера (Paris Opera) Энцо Фриджерио (Ezio Frigerio), друг и коллега танцовщика, высказал идею оформления могилы с помощью восточного ковра. Нуриев коллекционировал старинные ковры и вообще древний текстиль разных стран, особо любимые ковры кочевали с ним по гастролям, вдохновляя на новые потрясающие танцы и представления.

Эскизы ковра, выполненные Энцо Фриджерио, точно повторяли один из любимых восточных ковров из коллекции Нуриева. Воспроизвести ковер в красках, с визуальным эффектом тканевой текстуры было решено с помощью мозаики. Мозаика решила и проблему воспроизведения изящных складок ниспадающего ковра, и обеспечила естественный вид нитям золотой бахромы. Средства на создание памятника выделили состоятельные друзья самого известного танцовщика балета.

В 1996 году надгробие было изготовлено в итальянской мозаичной мастерской Акомена Спацио Мозаико (Akomena Spacio Mosaico). Мозаика ковра выполнена из мелких преимущественно квадратной формы элементов с плотнейшим прилеганием деталей, практически без видимых швов. Но при этом поверхность мозаики оставлена шероховатой, с весьма резкими изменениями уровня мозаичных элементов. Этот прием с расстояния уже 2-3 метров создает общее впечатление ковровой текстуры. Скульптурная основа мозаики точно копирует особенности образования складок, и мозаичные элементы плавно повторяют все изгибы и волны поверхности.

Надгробие вызывает неоднозначные впечатления. Кто-то считает, что могила слишком яркая, слишком бросающаяся в глаза. Кто-то, наоборот, впадает в экстатический восторг. Несведущие туристы, посмотрев заранее фотографии получившейся композиции, подчас спрашивают, намокает ли ковер под дождем и как часто его меняют. Посетители кладбища Сен-Женевьев де Буа с экскурсиями обязательно прикасаются к мозаичному ковру, только на ощупь раскрывая визуальный обман. Но как бы кто не относился к надгробию-ковру, могила Рудольфа Нуриева определенно единственная в своем роде, достойная памяти неоднозначного и великого балетного гения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры