Краткая биография моцарта. Вольфганг амадей моцарт - биография, фото, произведения, личная жизнь композитора

Главная / Бывшие

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.


Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.


Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.


К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).


Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной . Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет
  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МБОУ ГРАХОВСКАЯ СОШ ИМ. А.В. МАРЧЕНКО

Жизнь и творчество В.А. Моцарта

Грахова Диана 9В класс

Грахово, 2015

Оглавление

  • Введение
  • Обзор литературы
  • Детство и семья
  • Венский период (1781-1791)
  • Свадьба и брак
  • Пик творчества
  • "Свадьба Фигаро"
  • Поездка в Прагу. "Дон Жуан"
  • Поездка в Северную Германию
  • Болезнь и смерть
  • Похороны

Введение

Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт - символ самой музыки.

Борис Асафьев

Цель работы - познакомиться с биографией Моцарта и изучить его произведения.

Задачи :

1. Изучить биографию В.А. Моцарта

2. Познакомиться с произведениями В.А. Моцарта

3. Изучить литературу

Обзор литературы

Во м льфганг Теофи м л Мо м царт - австрийский композитор и исполнитель-виртуоз, проявивший свои феноменальные способности в четырёхлетнем возрасте. Моцарт является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Обстоятельства неоднозначной жизни Моцарта, а также его ранней смерти были предметом многочисленных спекуляций и споров, которые стали основой многочисленных мифов

Детство и семья

Ранние годы (1756-1763)

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его отец Леопольд Моцарт был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа зальцбургского, графа Сигизмунда фон Штрака-ттенбаха. Мать - Анна Мария Моцарт (урожденная Пертль), дочь комиссара-попечителя богадельни в Санкт - Гильгене. Обоих считали красивейшей супружеской парой в Зальцбурге, и сохранившиеся портреты подтверждают это. Из семерых детей от брака Моцартов выжили только двое: дочь Мария Анна, которую друзья и родственники звали Наннерль, и сын Вольфганг. Его рождение едва не стоило матери жизни. Лишь спустя некоторое время она смогла избавиться от слабости, внушавшей опасение за её жизнь. На второй день после рождения Вольфганг был крещён в Зальцбургском соборе Святого Руперта.

Музыкальные способности детей проявились в очень раннем возрасте. Занятия Наннерль на клавесине оказали воздействие на маленького Вольфганга, которому было всего около трёх лет: он садился за инструмент и мог подолгу развлекаться подбором созвучий. Кроме того, он запоминал отдельные места музыкальных пьес, которые слышал, и мог проиграть их на клавесине. Это произвело большое впечатление на отца, Леопольда. В 4 года отец начал разучивать с ним на клавесине небольшие пьесы и менуэты. Почти сразу же Вольфганг хорошо научился играть их. Вскоре у него возникло стремление к самостоятельному творчеству: уже в пять лет он сочинял маленькие пьесы, которые отец записывал на бумаге. Самыми первыми сочинениями Вольфганга стали Анданте До мажор и Аллегро До мажор для клавира. Около них стоит пометка Леопольда, из которой следует, что они были сочинены между концом января и апрелем 1761 года.

Картина XIX века, изображающая Вольфганга и его отца Леопольда за занятием музыкой. Художник - Эбенейзер Кроуфорд

Леопольд завёл для своих детей нотные тетради, в которые он сам или его друзья - музыканты записывали разные сочинения для клавира. Нотная тетрадь Наннерль содержит менуэты и подобные им небольшие пьесы. К настоящему времени, тетрадь сохранилась в сильно поврежденном и неполном виде. По этой тетради учился также и маленький Вольфганг; сюда же записаны его первые сочинения. Нотная тетрадь самого Вольфганга, напротив, сохранилась полностью. В ней встречаются сочинения Телемана,Баха, Киркгофа и многих других композиторов. Музыкальные способности Вольфганга были удивительны: помимо клавесина, он практически самостоятельно выучился играть на скрипке.

Интересен факт, говорящий о нежности и тонкости его слуха: согласно письму друга семьи Моцартов, придворному трубачу Андреасу Шахтнеру, которое было написано по просьбе Марии Анны после смерти Моцарта, маленький Вольфганг почти до десятилетнего возраста боялся трубы, если играли только на ней одной без сопровождения других инструментов. Даже сам вид трубы действовал на Вольфганга так, будто бы в него направлен пистолет. Шахтнер писал: "Папб желал подавить в нём этот детский страх, и приказал мне, несмотря на сопротивление Вольфганга, трубнуть ему в лицо; но мой бог! Лучше бы я не подчинился. Едва Вольфгангерль услышал оглушительный звук, он побледнел и стал опускаться на землю, и если бы я продолжал дольше, у него наверняка начались бы судороги".

Отца Вольфганг любил необыкновенно нежно: по вечерам, перед тем, как ложиться спать, отец ставил его на кресло, и должен был вместе с ним петь придуманную Вольфгангом песню с бессмысленным текстом: "Oragnia figa tafa". После этого сын целовал отца в кончик носа и обещал ему, что когда тот состарится, хранить его у себя в стеклянном футляре и уважать его. Затем он, довольный, ложился в постель. Отец был для сына лучшим преподавателем и воспитателем: он дал Вольфгангу прекрасное домашнее образование. Мальчик всегда настолько отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всём, даже о музыке. Например, когда учился считать, то стулья, стены и даже пол, были покрыты цифрами, написанными мелом.

Венский период (1781-1791)

29 января 1781 года в Мюнхене с большим успехом состоялась премьера оперы Моцарта Идоменей.

В конце июля 1781 года Моцарт начинает писать оперу "Похищение из сераля", премьера которой состоялась 16 июля 1782 года. Опера была восторженно принята в Вене, и вскоре получила широкое распространение по всей Германии. Однако опера не очень понравилась императору, и поэтому новых оперных заказов Моцарт пока не получал.

Стремясь получить должность при дворе, Моцарт надеялся при помощи прежнего покровителя по Зальцбургу - младшего брата императора, эрцгерцога Максимилиана, стать учителем музыки принцессы Вюртембергской Элизабет, заботу об образовании которой взял на себя Иосиф II. Эрцгерцог горячо рекомендовал Моцарта принцессе, однако император назначил на этот пост Антонио Сальери, как лучшего преподавателя пения. Между тем, было совершенно естественно, что император предпочёл Сальери, которого он ценил в первую очередь как вокального композитора. Как и большинство венцев, император знал Моцарта только как хорошего пианиста, не более. В этом качестве Иосиф II признавал за ним "решительный талант". Так, например, 24 декабря 1781 года император, любивший устраивать состязания между музыкантами, повелел Моцарту явиться во дворец, чтобы вступить в соревнования с прибывшим тогда в Вену итальянским виртуозом Муцио Клементи. Согласно присутствовавшему там композитору Карлу Диттерсдорфу, император позже отмечал, что в игре Клементи господствует только искусство, а в игре Моцарта - искусство и вкус. Победу в состязании одержал Моцарт. После этого император послал ему 50 дукатов, в которых Моцарт тогда действительно нуждался. Несмотря на это, учителем игры на клавире для принцессы Иосиф II (как считает Герман Аберт, по рекомендации Сальери) выбрал не Моцарта, а обычного венского музыканта Георга Зуммера.

К зиме 1782 года возросло число учениц Моцарта, среди которых следует отметить Терезу фон Траттнер - возлюбленную Моцарта. Позже он посвятит Терезе сонату До минор и фантазию До минор.

Свадьба и брак

Ещё живя у Веберов, Моцарт стал оказывать знаки внимания средней дочери - Констанции. Очевидно, это и дало почву для слухов, которые Моцарт отвергал. Тем не менее 15 декабря 1781 года он написал отцу письмо, в котором он признавался о своей любви к Констанции Вебер и сообщал, что собирается жениться на ней. Однако Леопольд знал больше, чем было написано в письме, а именно то, что Вольфганг должен был дать письменное обязательство жениться на Констанции в течение трёх лет, иначе выплачивать ежегодно по 300 флоринов в её пользу.

Главную роль в истории с письменным обязательством сыграл опекун Констанции и её сестёр - Иоганн Торварт, придворный чиновник, пользовавшийся авторитетом у графа Розенберга. Торварт попросил мать запретить Моцарту общаться с Констанцией до того, как "это дело не будет закончено письменно". Из-за сильно развитого чувства чести, Моцарт не смог оставить возлюбленную и подписал заявление. Однако позже, когда опекун ушёл, Констанция потребовала у матери обязательство, и сказав: "Дорогой Моцарт! Мне не нужно от Вас никаких письменных обязательств, я и так верю Вашим словам", разорвала заявление. Этот поступок Констанции сделал её ещё дороже Моцарт. Несмотря на такое мнимое благородство Констанции, исследователи не сомневаются, что все эти брачные прения, в том числе и разрыв контракта - ни что иное, как хорошо разыгранный Веберами спектакль, целью которого было как бы организовать сближение Моцарта с Констанцией.

Несмотря на многочисленные письма сына, Леопольд был непреклонен. К тому же он не без оснований полагал, что фрау Вебер ведёт с его сыном "некрасивую игру" - она хочет использовать Вольфганга как кошелёк, ведь как раз в то время перед ним открывались огромные перспективы: он писал "Похищение из Сераля", проводил множество концертов по подписке и то и дело получал заказы на различные сочинения от венской знати. В сильном смятении Вольфганг взывал к помощи сестры, доверяя её старой доброй дружбе. По просьбе Вольфганга Констанция писала его сестре письма и посылала различные подарки.

моцарт австрийский композитор реквием

Несмотря на то, что Мария Анна дружественно приняла эти подарки, отец упорствовал. Без надежд на обеспеченное будущее свадьба казалась ему невозможной.

Между тем сплетни становились всё более нестерпимыми: 27 июля 1782 года Моцарт в полном отчаянии писал отцу, что большинство людей принимают его уже за женатого и что фрау Вебер крайне возмущена этим и до смерти замучила его и Констанцию. На помощь Моцарту и его возлюбленной пришла покровительница Моцарта, баронесса фон Вальдштедтен. Она предложила Констанции переселиться в свою квартиру в Леопольдштадте, на что Констанция охотно согласилась. Из-за этого фрау Вебер теперь была разгневана и намеревалась в конце концов силой вернуть дочь обратно в свой дом. Чтобы сохранить честь Констанции, Моцарт должен был скорее жениться на ней. В том же письме он самым настойчивым образом молил отца о разрешении на женитьбу, несколько дней спустя повторив свою просьбу. Однако желанного согласия опять не последовало. В это время Моцарт дал себе обет написать мессу, если он удачно женится на Констанции.

Наконец, 4 августа 1782 года в венском кафедральном соборе Святого Стефана состоялось обручение, на котором присутствовали только фрау Вебер с младшей дочерью Софи, господин фон Торварт в качестве опекуна и свидетеля обоих, господин фон Цетто, свидетель невесты, и Франц Ксавер Гиловски в качестве свидетеля Моцарта. Свадебный пир устроила баронесса, при этом сыграли серенаду для тринадцати инструментов. Символично, что только днём позже пришло долгожданное согласие отца. За время брака у супружеской пары Моцартов родилось 6 детей, из которых выжили только двое.

Пик творчества

Находясь в зените своей славы, Моцарт получает огромные гонорары за свои академии и издание своих сочинений, он обучает множество учеников. В сентябре 1784 года семья композитора поселяется в шикарной квартире по адресу Гроссе Шулерштрассе 846 с годовой арендой в 460 флоринов. В это время Моцартом написаны лучшие из его сочинений. Доходы позволяли Моцарту держать дома прислугу: парикмахера, служанку и повариху; он покупает у венского мастера Антона Вальтера фортепиано за 900 флоринов и бильярдный стол за 300 флоринов. В 1783 году Моцарт знакомится с Йозефом Гайдном, вскоре у них начинается сердечная дружба. Моцарт даже посвящает Гайдну свой сборник из 6 квартетов, написанных в 1783-1785 годах. Эти квартеты, столь смелые и новые для своего времени, вызвали недоумение и споры среди венских любителей. К этому периоду относится также и другое важное событие в жизни Моцарта: 14 декабря 1784 года он вступил в масонскую ложу "К благотворительности".

С 11 февраля по 25 апреля 1785 года Леопольд Моцарт нанёс сыну визит. Хотя их личные отношения не изменились, Леопольд очень гордился творческими успехами сына. В первый же день своего пребывания в Вене, 11 февраля, он посетил академию Вольфганга в казино Мельгрубе, на которой присутствовал также и император. Там состоялась премьера нового концерта для фортепиано Ре минор, первого в серии так называемых "пятничных" концертов. Большую радость Леопольду доставил также его второй внук Карл, - первый из двух выживших детей Моцарта, - который родился 21 сентября предыдущего года. Важно отметить, что Вольфганг склонил отца к вступлению в масонскую ложу. Это произошло 6 апреля, а уже 16 апреля его возвели в степень мастера.

"Свадьба Фигаро"

Моцарт получил от императора заказ на новую оперу. За помощью в написании либретто Моцарт обратился к знакомому либреттисту, придворному поэту Лоренцо да Понте, с которым он познакомился на своей квартире у Барона Ветцлара ещё в 1783 году. В качестве материала для либретто Моцарт предложил комедию Пьера Бомарше "Женитьба Фигаро". Несмотря на то, Иосиф II запретил постановку комедии в Национальном театре, Моцарт и да Понте всё же приступили к работе, и, благодаря нехватке новых опер, выиграли положение.

В самый разгар работы над "Свадьбой Фигаро" Моцарт получил от императора ещё один заказ на оперу. Причиной такого неожиданного заказа являлось намерение Иосифа II провести между своими любимцами - Моцартом и Сальери состязание на сочинение одноактной комической оперы на тему "театрального закулисья". Причём Моцарт должен был сочинить оперу на немецкое либретто Готлиба Штефани-младшего, а Сальери - на итальянское либретто Джованни Баттисты Касти. Фактически, это было соревнование двух оперных жанров - зингшпиля и оперы-буффа. Новая опера Моцарта получила название "Директор театра". Вместе с оперой Сальери "Сначала музыка, а потом слова" она была поставлена 7 февраля 1786 года в оранжерее Шёнбрунна по случаю "Увеселительного праздника в честь генерал-губернатора Нидерландов". Победа в состязании была присуждена Сальери. Его опера была более ёмкой, чем опера Моцарта, отчего и имела значительно больший успех. Вероятно, причиной неудачи Моцарта являлась его занятость в связи с завершением "Свадьбы Фигаро". Тем не менее, Моцарт получил от императора гонорар за оперу - 50 дукатов, а Сальери - 100 дукатов.

Тем временем, работа над "Свадьбой Фигаро" продолжалась. В некоторых источниках утверждается, что опера в целом была написана за 6 недель, то есть к концу ноября 1785 года, однако, это маловероятно: попутно с её написанием, Моцарт занимался также работой над фортепианными концертами и оперой "Директор театра". Следовательно, время работы над "Свадьбой Фигаро" растягивалось. Однако, написав оперу, Моцарт столкнулся с чрезвычайно сильными интригами, связанными с её предстоящими репетициями: дело в том, что почти одновременно со "Свадьбой Фигаро" Моцарта были закончены оперы Сальери и Ригини. Каждый композитор претендовал на то, чтобы сначала была исполнена его опера. Майкл Келли, друг Моцарта и исполнитель ролей Дона Курцио и Дона Базилио в "Свадьбе Фигаро" рассказывал, что Моцарт, вспылив, клялся, что если его опера не пойдет на сцене первой, то он бросит партитуру своей оперы в огонь. Наконец, спор был разрешен императором, который приказал приступить к репетициям оперы Моцарта. Премьера "Свадьбы Фигаро" состоялась 1 мая 1786 года в венском Бургтеатре. Опера имела хороший приём, некоторые номера и арии многократно пелись на "бис". Однако всего лишь после девяти повторений опера была снята и не ставилась до 1789 года, когда постановку возобновил Антонио Сальери, считавший "Свадьбу Фигаро" лучшей оперой Моцарта.

Поездка в Прагу. "Дон Жуан"

Всего через несколько месяцев после венской премьеры, в декабре 1786 года, "Свадьба Фигаро" в исполнении труппы Пасквале Бондини прошла в Праге, имея при этом ошеломляющий успех: вся Прага буквально помешалась на опере, мелодии из неё распевали на улице и даже играли в трактирах. Благодаря этому успеху, на рождество 1786 года Моцарт получил приглашение приехать в Прагу. Вместе с Констанцией он выехал туда 8 января и прибыл уже 11 января 1787 года. Супруги пробыли В Праге до 8 февраля. Моцарта с Констанцией регулярно приглашали на обеды, балы и оперные спектакли. Особенно Моцарт был польщен всеобщей любовью к "Свадьбе Фигаро". 14 января 1787 года он писал своему другу Готфриду фон Жакину, сыну известного венского учёного-ботаника Йозефа фон Жакина.

Моцарт несколько раз присутствовал на представлениях "Свадьбы Фигаро", а 20 января он сам, сидя за клавесином, дирижировал оперой. За день до этого,19 января, Моцарт дал концерт, который был принятый публикой с бурными овациями. Наконец, он заключил с Бондини контракт на 100 дукатов на сочинение новой оперы.

По возвращению в Вену в феврале 1787 года, Моцарт принялся за работу над оперой. Благодаря успеху "Свадьбы Фигаро", Моцарт считал да Понте идеальной кандидатурой либреттиста. В качестве сюжета для либретто да Понте предложил пьесу "Дон Жуан", и она пришлась Моцарту по душе. 7 апреля 1787 года в Вену приезжает юный Бетховен. Согласно широко распространённому мнению, Моцарт, послушав импровизации Бетховена, якобы воскликнул: "Он всех заставит говорить о себе!", и даже взял Бетховена к себе в ученики. Однако, никаких прямых доказательств тому не существует. Так или иначе, Бетховен, получив письмо о тяжелой болезни матери, был вынужден вернуться в Бонн, проведя в Вене всего две недели.

В самый разгар работы над оперой, 28 мая 1787 года, умирает Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея. Это событие настолько омрачило его, что некоторые музыковеды связывают мрачность музыки из "Дон Жуана" с пережитым Моцартом потрясением. В начале октября Моцарт прибыл в Прагу во второй раз, чтобы руководить репетициями оперы. Моцарт любил бывать на вилле Бертрамка пражского композитора Франца Душека. Премьера оперы "Дон Жуан" состоялась 29 октября 1787 года вСословном Театре в Праге. Успех премьеры был блистательным, опера, по выражению самого Моцарта, прошла с "самым громким успехом".

Моцарт вернулся в Вену 15 ноября. В конце 1787 года, 1 декабря, Моцарты переезжают в новую квартиру на углу Шультерштрассе и Тухлаубен, а 7 декабря, после смерти Кристофа Виллибальда Глюка, Моцарт получил должность "императорского и королевского камерного музыканта" с годовым жалованием в 800 флоринов, однако его обязанности сводились в основном к сочинению танцев для маскарадов. Опера - комическая, на сюжет из светской жизни, была заказана Моцарту лишь однажды, и ею стала "Так поступают все", 1790 год. Подобная оплата примерно равнялась гонорару за две оперы, который мог получить Моцарт. Учитывая прежние доходы Моцарта, это было довольно таки немного, однако такая оплата была нормой для Вены того времени. Известный музыковед Джон Райс утверждает, с момента прибытия Моцарта в Вену, император оказывал ему больше покровительства, чем любому другому венскому музыканту, за исключением Сальери.

Постановке "Дон Жуана" в Вене, о которой помышляли Моцарт и да Понте, мешал всё более возрастающий успех новой оперы Сальери "Аксур, царь Ормуза", премьера которой состоялась 8 января 1788 года. Наконец, благодаря предписанию императора Иосифа II, заинтересованного пражским успехом "Дон Жуана", опера была исполнена 7 мая 1788 года в Бургтеатре. Венская премьера провалилась: публика, со времён "Фигаро" вообще охладевшая к творчеству Моцарта, не смогла свыкнуться со столь новым и необычным произведением, и в целом осталась равнодушна. От императора Моцарт получил за "Дон Жуана" 50 дукатов, и, как утверждает Дж. Райс, в течение 1782-1792 годов это был единственный случай, когда композитор получал плату за оперу, заказанную не в Вене.

С 1787 года резко снизилось количество "академий" Моцарта, а в 1788 году они вовсе прекратились - ему не удавалось собрать достаточное количество подписчиков. "Дон Жуан" на венской сцене провалился, и почти ничего не принёс. Из-за этого финансовое положение Моцарта резко ухудшилось. Очевидно, уже в это время у него начали накапливаться долги, усугубляемые затратами на лечение болеющей из-за частых родов жены. В июне 1788 года Моцарт поселяется в доме по адресу Варингергассе "У трёх звёзд" в венском пригороде Альзергрунд. Новый переезд был очередным свидетельством тяжелейших денежных проблем: арендная плата за дом в пригороде была значительно ниже, нежели чем в городе. С этого времени начинается череда многочисленных душераздирающих писем Моцарта с просьбами о финансовой помощи к своему другу и брату по масонской ложе, богатому венскому коммерсанту Михаэлю Пухбергу.

Несмотря на столь плачевное положение, в течение полутора месяцев лета 1788 года Моцарт пишет три, ныне - самые знаменитые, симфонии: № 39 Ми-бемоль мажор № 40 Соль минор (и № 41 До мажор "Юпитер". Причины, побудившие написать Моцарта эти симфонии, неизвестны. По всей вероятности, они были написаны для новых концертов по подписке, однако Моцарту так и не удалось организовать их исполнения. Только одна симфония - № 40 Соль минор, по всей вероятности, была исполнена на концертах под управлением Антонио Сальери в 1791 году.

Поездка в Северную Германию

К 1789 году материальное положение Моцарта по-прежнему оставалось печальным. Академии, которые хотел провести Моцарт, не собирали достаточное количество подписчиков. Хорошей возможностью заработать денег стало предложение поехать на гастроли в Северную Германию, в том числе в Берлин. Повод к поездке исходил от друга и ученика Моцарта, князя Карла Лихновского, который весной 1789 года, собираясь по делам в Берлин, предложил Моцарту место в своём экипаже, на что Моцарт с радостью согласился. Прусский король Фридрих Вильгельм II был большим любителем музыки, и его возможное покровительство пробудило в Моцарте надежду заработать достаточно денег, чтобы расплатиться с долгами, столь тяготящими его. У Моцарта не было денег даже на дорожные расходы: он был вынужден просить взаймы 100 флоринов у своего друга Франца Хофдемеля. Путешествие длилось без малого три месяца: с 8 апреля по 4 июня 1789 года. В ходе поездки Моцарт посетил Прагу, Лейпциг, Дрезден, Потсдам и Берлин. Вопреки надеждам Моцарта, путешествие в финансовом плане оказалось неудачным: денег, вырученных от поездки было катастрофически мало.

Историю о том, как в Берлине Моцарт получил приглашение стать во главе придворной капеллы короля Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, Альфред Эйнштейн относит к области фантазии, как и сентиментальную причину отказа - будто бы из уважения к Иосифу II. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для себя самого.

Финансовые трудности. "Так поступают все"

Почти сразу после возвращения Моцарт приступил к созданию квартетов для Фридриха Вильгельма II. Уже в июне 1789 года был готов первый из них - квартет Ре мажор. Денег едва хватало на жизнь, тем более, что попытка устроить у себя на дому концерты по подписке так и не удалась. Лечение его тяжело больной беременной жены Констанции также сильно истощало его кошелёк. Моцарт был вынужден отправить жену на курорт в Бадене, что ещё сильнее увеличило его расходы.

Благодаря лечению на курорте, уже к августу Констанция поправилась. Пока она находилась там, Моцарт периодически её навещал. Тем временем, на венской сцене была восстановлена "Свадьба Фигаро". Благодаря успеху возобновлённой постановки император Иосиф II поручил Моцарту написать новую оперу ё"Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" на либретто Лоренцо да Понте. Считается, что в основу текста положено действительное событие, на сценическом воплощении которого настаивал император. За этот заказ Моцарту было заплачено 200 дукатов. Премьера оперы со средним успехом состоялась 26 января 1790 года в Бургтеатре.

В феврале 1790 года император Иосиф II умер. С восшествием на престол Леопольда II Моцарт поначалу связывал большие надежды, однако новый император не был особым любителем музыки, и к нему музыканты доступа не имели. В мае 1790 года Моцарт писал его сыну, эрцгерцогу Францу, надеясь зарекомендовать себя: "Жажда славы, любовь к деятельности и уверенность в своих познаниях заставляют меня осмелиться просить о месте второго капельмейстера, особенно потому, что весьма умелый капельмейстер Сальери никогда не занимался церковным стилем, я же с самой юности в совершенстве освоил этот стиль". Однако, прошение Моцарта было проигнорировано, что сильно его разочаровало. Моцарт был обойдён вниманием и во время визита в Вену 14 сентября 1790 года короля Фердинанда и королевы Неаполитанской Каролины - был дан концерт под управлением Сальери, в котором участвовали братья Штадлеры и Йозеф Гайдн; Моцарта ни разу не пригласили играть перед королём, что его оскорбило.

Осенью 1790 года Констанция в очередной раз проходила лечение в Бадене. В свете этого, материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов, чтобы артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела: 9 октября 1790 года во Франкфурте-на-Майне должна была состояться коронация Леопольда II, но Моцарта опять не пригласили, и он решил ехать за собственный счёт. Моцарт выехал из Вены 23 сентября, а уже 28 сентября прибыл во Франкфурт. Несмотря на то, что там Моцарта хотели "заполучить всюду", он был разочарован - сборы с концертов были ничтожно малы. В отсутствии Моцарта Констанция переехала в дом на Рауэнштайнгассе 970. Этот дом стал последним жилищем Моцарта. Возвращаясь в Вену, Моцарт заехал в Майнц, Мангейм и Мюнхен. Вскоре после его возвращения, Вену посетил приехавший из Лондона немецкий скрипач и импресарио Иоганн Саломон. Он привлёк Гайдна к написанию концертов для себя и сделал ему предложение поехать в Лондон. С Моцартом было обговорено, что после возвращения Гайдна, он тоже должен будет поехать в Англию на похожих условиях, однако, из-за смерти Моцарта этого так и не произошло. Друзья Моцарт и Гайдн в последний раз в жизни виделись в день отъезда Гайдна, 15 декабря 1790 года. Смерть Моцарта глубоко поразила Гайдна, и он долго не мог освободиться от вызванного ею потрясения.

Последний год. "Волшебная флейта" и "Милосердие Тита"

После неудавшейся попытки получить назначение на должность второго капельмейстера - заместителя Сальери, Моцарт сделал шаг в другом направлении: в начале мая 1791 года он направил в венский магистрат ходатайство с просьбой назначить его на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана. Эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана, однако Хофман пережил Моцарта.

Представленная в сентябре 1791 года в Праге, по случаю коронации Леопольда II чешским королём, опера "Милосердие Тита" была принята холодно; "Волшебная флейта", поставленная в том же месяце в Вене в пригородном театре, напротив, имела такой успех, какого Моцарт в австрийской столице не знал уже много лет. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта эта опера-сказка занимает особое место.

В мае 1791 года Моцарт был зачислен на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана; эта должность предоставляла ему право стать капельмейстером после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, пережил Моцарта.

Моцарт, как и большинство его современников, немало внимания уделял и духовной музыке, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме"Misericordias Domini" - "Ave verum corpus), написанный в совершенно не характерном для Моцарта стиле, и величественно-горестный Реквием, над которым Моцарт работал последние месяцы своей жизни. Интересна история написания "Реквиема". В июле 1791 года Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в сером и заказал ему "Реквием" (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был посланец графа Франца фон Вальзегг-Штуппаха, музицирующего дилетанта, любившего исполнять у себя во дворце силами своей капеллы чужие произведения, покупая у композиторов авторство; реквиемом он хотел почтить память своей покойной жены. Работу над незавершённым "Реквиемом", потрясающим своим скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита".

Болезнь и смерть

Возможно, самый последний прижизненный портрет Моцарта, написанный в 1790 году в Мюнхене. Художник Иоганн Георг Эдлингер

В связи с премьерой оперы "Милосердие Тита", Моцарт приехал в Прагу уже больным, и с этих пор его состояние ухудшалось. Ещё во время завершения "Волшебной Флейты" у Моцарта начались обмороки, он сильно пал духом. Как только "Волшебная флейта" была исполнена, Моцарт с энтузиазмом занялся работой над Реквиемом. Эта работа настолько сильно занимала его, что он собирался даже, до тех пор пока Реквием не будет закончен, не принимать больше учеников. По возвращении из Бадена Констанция сделала всё, чтобы удержать его от работы; в конце концов она забрала у мужа партитуру Реквиема и вызвала лучшего в Вене врача, доктора Николауса Клоссе.

Действительно, благодаря этому состояние Моцарта настолько улучшилось, что он смог 15 ноября завершить свою масонскую кантату и продирижировать её исполнением. Он велел Констанции вернуть ему Реквием и работал над ним дальше. Однако улучшение продолжалось недолго: 20 ноября Моцарт слёг.28 ноября состояние Моцарта ухудшилось настолько, что Клоссе пригласил на консилиум доктора М. фон Саллаба. В течение двух недель, проведенных Моцартом в постели, он оставался в полном сознании; он постоянно помнил о смерти и готовился встретить её с полным самообладанием. Всё это время за лежачим Моцартом ухаживала его свояченица Софи Хайбль

Клоссе и Саллаба диагностировали у Моцарта "острую просовидную лихорадку" (такой диагноз был указан и в свидетельстве о смерти); доктор Э. Гульднер фон Лобес, впоследствии главный врач Вены, называл эту болезнь "ревматической воспалительной лихорадкой". По свидетельству Гульднера, Клоссе с самого начала опасался смертельного исхода и доктору Саллаба говорил: "Моцарта не спасти, уже невозможно сдержать осложнение". "Болезнь, - писал Гульднер в 1824 году, - приняла свой обычный оборот и имела свою обычную продолжительность. Клоссе столь правильно наблюдал и постиг её, что предсказал её исход с точностью до часа. Подобное заболевание атаковало в то время большое количество жителей Вены и для многих из них имело столь же фатальный исход и при тех же симптомах, что и у Моцарта". В любом случае, считал Г. Аберт, болезнь Моцарта была осложнена общей ослабленностью организма - следствием тяжелых заболеваний, перенесённых в детстве и юности и в большинстве своём связанных с чрезмерным напряжением, с трудом, не знавшим отдыха. Впоследствии многие учёные-медики пытались уточнить диагноз, поставленный лечащими врачами Моцарта, и всё более склонялись к тому, что причиной смерти композитора стала хроническая болезнь (суставный ревматизм, почечная недостаточность, болезнь Шёнлейна-Геноха), осложнённая острым инфекционным заболеванием, каковым, помимо "ревматической воспалительной лихорадки", могла быть стрептококковая инфекция или инфекция верхних дыхательных путей. Многие врачи считают, что пагубными для пациентов, не только для Моцарта, могли оказаться и принятые в те времена методы лечения.

Как считают современные исследователи, более точно установить причины смерти композитора уже невозможно. 4 декабря состояние Моцарта стало критическим. По свидетельству Софи, он чувствовал приближение смерти и даже просил Констанцию сообщить И. Альбрехтсбергеру о его смерти прежде, чем о ней узнают другие, чтобы тот успел занять его место в Соборе Святого Стефана: Моцарт всегда считал Альбрехтсбергера прирожденным органистом и полагал, что должность помощника капельмейстера по праву должна быть его. 5 декабря Моцарт скончался.

Похороны

Кенотаф Моцарта - наиболее известное "захоронение" кладбища Святого Марка

Александр Кругер из различных остатков прежних надгробий соорудил маленький памятник. Для венцев смерть Моцарта прошла практически незаметно, однако в Праге при большом стечении народа (около 4000 человек) в память о Моцарте спустя 9 дней после его смерти 120 музыкантов исполнили со специальными дополнениями написанный ещё в 1776 году "Реквием" Антонио Розетти.

Точное место погребения Моцарта доподлинно неизвестно: в его времена могилы оставались необозначенными, надгробные камни разрешалось ставить не на месте самого захоронения, а у стены кладбища. Могилу Моцарта много лет подряд навещала супруга его друга Иоганна Георга Альбрехтсбергера, которая брала с собой сына. Он точно помнил место захоронения композитора и, когда, по случаю пятидесятилетия со дня смерти Моцарта, стали разыскивать его захоронение, смог его показать.

Один простой портной посадил на могиле иву, а потом, в 1859 году, там соорудили памятник по проекту фон Гассера - знаменитого Плачущего Ангела.

В связи со столетием со дня смерти композитора памятник перенесли в "музыкальный уголок"Центрального кладбища Вены, из-за чего снова возникла опасность потерять настоящую могилу. Тогда надзиратель кладбища Святого Марка настоящее время, Плачущий Ангел возвращен на свое прежнее место.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография В.А. Моцарта - австрийского композитора и исполнителя-виртуоза, представителя Венской классической школы. Первые шаги в Вене, свадьба, пик творчества, финансовые трудности, болезнь. Оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта".

    презентация , добавлен 14.02.2015

    Сведения о родителях В.А. Моцарта, его творческие достижения в детском возрасте. Особенности характера австрийского композитора. Знаменитые оперы: "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". "Реквием" - последнее музыкальное произведение Моцарта.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Подробная биография Вольфганга Амадея Моцарта и его первые "шаги" к музыке, легенды о причинах смерти, анализ творчества и тематики произведений. Характерные особенности камерной, клавирной и церковной музыки Моцарта, а также его искусства импровизации.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Семья, детские годы Вольфганга Амадея Моцарта, раннее проявление таланта маленького виртуоза. Начальный период жизни в Вене. Семейная жизнь Моцарта. Работа над произведением Реквием. Творческое наследие композитора. Последняя опера "Волшебна флейта".

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Биографический очерк жизни и творческой деятельности В.А. Моцарта - великого австрийского композитора, капельмейстера, скрипача-виртуоза, клавесиниста, органиста. Сочетание австрийской, немецкой и итальянской народной песенности в творчестве Моцарта.

    презентация , добавлен 02.05.2012

    Биография Моцарта, философско-эстетический анализ его творчества. Сочетание романтического, сентиментального характера сочинений композитора с их внутренней сложностью и глубиной. Вокально-хоровой анализ и дирижерское воплощение мессы Brevis D-dur.

    реферат , добавлен 24.04.2016

    Листування Моцарта з батьком. Видатні здібності Вольфганга Амадея Моцарт. Висловлювання сучасників про велику значущість творів Моцарта. Лікувальний ефект, яким володіють всі твори Моцарта. Використання мінору, хроматизмів, перерваних оборотів у сонатах.

    презентация , добавлен 23.11.2017

    Биография жизни и уникального творчества Вольфганга Амадея Моцарта. Музыкальные способности великого австрийского композитора. Связь его музыки с разными национальными культурами (особенно итальянской). Популярность пушкинской трагедии "Моцарт и Сальери".

    презентация , добавлен 22.12.2013

    Біографічні відомості про життя В. Моцарта - австрійського композитора, піаніста. Створення опери "Безумний день, или Женитьба Фигаро". Музичний портрет героя. Симфонія соль-мінор, її головні партії, ідея та тема. Прем’єра "Чарівної флейти" Моцарта.

    доклад , добавлен 28.01.2014

    Одаренная семья Моцартов, выдающиеся таланты детей в этой семье. Детство Вольфганга Амадея, ранние произведения и обучение у лучших композиторов Европы. Самостоятельная деятельность, финансовое состояние. Инструментальное творчество Моцарта и оперы.

ГЕНИЙ И ВУНДЕРКИНД ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

Моцарту удалось покорить все музыкальные высоты, которые были доступны в то время, но успеха ему это при жизни не принесло. К сожалению, всю глубину его таланта смогли оценить лишь единицы современников, а он достоин был наивысшей степени славы.

Возможно, гению не повезло с эпохой, в которой он жил, но кто знает, наслаждались бы мы сейчас его произведениями, родись он в другое время или в другом месте.

Маленькое дарование

Будущий музыкальный вундеркинд родился в семье помощника капельмейстера Леопольда Моцарта и его жены Анны-Марии 1756 года в Зальцбурге. Мать долго не могла оправиться после родов, появление на свет сына едва не стоило ей жизни. На следующий день мальчика крестили и нарекли именем Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. У четы Моцартов было семеро детей, но пятеро умерли в раннем детстве, остались старшая сестра Мария-Анна и Вольфганг .

Отец Моцарта был талантливым музыкантом и прекрасным педагогом, работы которого многие годы были учебными пособиями. Незаурядные музыкальные способности стала проявлять и его дочь. Занятия отца с сестрой на клавире неимоверно интересовали трехлетнего Вольфганга – он мог часами сидеть и подбирать на инструменте терции, получая наслаждение от поиска верных созвучий. Еще через год Леопольд начал разучивать с сыном небольшие пьесы, а потом он и сам стал сочинять короткие мелодии, вот только записать свои старания в нотную тетрадь ребенок еще не мог.

Сначала Вольфганг просил отца записывать его творения, а однажды и сам попытался передать сочиненную музыку нотами, которые стояли вперемешку с кляксами. Эти пробы пера обнаружил отец и поинтересовался, что же ребенок изобразил. Мальчик уверенно заявил, что это концерт для клавира. Леопольд с удивлением обнаружил среди чернильных пятен ноты и пришел в восторг, когда понял, что сын грамотно и по всем правилам записал придуманную музыку. Отец похвалил свое чадо, но сказал, что такое трудное произведение исполнить практически невозможно. Мальчик возразил, отметив, что нужно хорошо упражняться, тогда все выйдет. Спустя какое-то время ему удалось сыграть этот концерт.

Первые гастроли Вольфганга Моцарта

Дети Моцарта-отца были необычайно талантливы, поэтому Леопольд старался продемонстрировать это миру. Он организовал в начале 1762 года настоящее европейское турне, во время которого семейство побывало в столицах и крупнейших городах, где дети играли даже перед самой высокой публикой – императорами и герцогами. Маленький Вольфганг будто в сказке оказался – он бывал на приемах во дворцах и светских салонах, пообщался с выдающимися людьми своей эпохи, снискал похвалу и неизменно слышал в свой адрес бурю оваций. Но это требовало от ребенка ежедневного труда, такой насыщенный график мог выдержать не каждый взрослый.

Чудо-мальчик, по отзывам тех, перед кем он играл, безупречно исполнял сложнейшие пьесы и целыми часами импровизировал, соблюдая при этом строгие правила искусства. Его познания были выше, чем у многих опытных музыкантов.

Не смотря на вращение в кругах вельмож, Вольфганг Моцарт сохранил детскую непосредственность, открытость и легкость. Он не писал угрюмой музыки и не был замкнутым гением. С ним связанна масса забавных историй и курьезных случаев.

Чудо XVIII века

В Лондоне Моцарты прожили больше года, где Вольфганг познакомился с сыном – Иоганном Христианом, с которым он импровизировал и играл в четыре руки. Затем еще почти год семья провела в разных городах Голландии. За этот период музыкальная сокровищница Моцарта пополнилась симфонией, шестью сонатами и сборником каприччио.

Программа его выступлений всегда поражала слушателей сложностью и разнообразием. Его виртуозная игра на скрипке, клавесине и органе завораживала публику, которая прозвала мальчика «Чудом столетия». Тогда он по-настоящему покорил Европу. После долгого и изнурительного путешествия семья в 1766 году вернулась в родной Зальцбург.

Отец не дал Вольфгангу расслабляться и стал усиленно заниматься с ним композицией и репетициями концертных программ, чтобы новыми выступлениями закрепить успех. Он хотел сделать сына не просто знаменитым, а и состоятельным, чтобы тот не зависел от прихотей властных особ.

Моцарт стал получать заказы на произведения. Для венского театра он написал «Мнимую простушку», успешно освоив новый сложный жанр. Но по каким-то причинам на сцене комическую оперу не поставили. Эту неудачу Вольфганг переживал очень тяжело.

Это были первые проявления недоброжелательности соперников к своему 12-летнему коллеге, ведь теперь он был не просто чудо-ребенком, а серьезным и знаменитым композитором. В лучах его славы было легко померкнуть.

Юный академик Вольфганг Моцарт

Тогда Леопольд решил отвезти сына на родину опер – в Италию. Три года юному Моцарту рукоплескали Милан, Флоренция, Рим, Венеция и Неаполь. Его выступления собирали огромные толпы поклонников, он играл на органе в соборах и церквях, был дирижером и певцом.

И вот долгожданный заказ от Миланского оперного театра. За полгода он написал оперу «Митридат, царь Понтийский», которая 26 раз подряд собирала аншлаги. Ему заказали еще несколько произведений, в том числе и оперу «Люций Сулла».

Гениальная память и фантастический слух Моцарта поражали искушенных знатоков музыки – итальянцев. Однажды он услышал в Сикстинской капелле многоголосое хоровое произведение, пришел домой и записал его полностью. Оказалось, что нотами владела только церковь, выносить или переписывать их было строго запрещено, а Моцарт сделал это просто по памяти.

Еще большее обсуждение вызвало у общественности избрание Вольфганга членом Болонской академии в столь юном возрасте. Это случилось впервые в истории именитого заведения.

Такие успехи Моцарта в Италии дали надежду на осуществлении мечты его отца. Он был уверен, что теперь сын не будет обычным провинциальным музыкантом, но найти работу в Италии молодому Моцарту не удалось. Важные персоны вовремя не распознали в нем гения, и он вернулся на родину.

В опале у графа

Зальцбург встретил знаменитое семейство совсем неприветливо. Новый граф назначил Вольфганга Моцарта дирижером своего придворного оркестра, требовал полного подчинения и всячески старался его унизить. Положение слуги Моцарта не устраивало, он не хотел писать исключительно церковную музыку и короткие развлекательные произведения. Вольфганг мечтал о серьезной работе – сочинении опер.

Ему с большим трудом удалось получить отпуск, вместе с матерью Моцарт отправился в Париж, попытать счастья там, где им восхищались в детстве. Талантливому музыканту, у которого за плечами уже было почти триста разножанровых произведений, не нашлось места в столице Франции – ни заказов, ни концертов не последовало. Пришлось зарабатывать на жизнь уроками музыки, но этого едва хватало, чтобы оплатить скромный номер в гостинице. С матерью Вольфганга в Париже случился приступ, и она скончалась. Череда неудач и эта трагедия заставили его вернуться в Зальцбург.

Там граф с новым задором приступил к унижениям Моцарта – не разрешал ему организовывать концерты, заставлял обедать вместе с прислугой в то время, когда его опера «Идоменей, царь Крита» с успехом шла на сцене Мюнхенского театра.

Избавление от рабства

Моцарт принял твердое решение покончить с такой службой и подал заявление об отставке. Ни первый, ни второй раз оно подписано не было, более того, на композитора полился поток оскорблений. Вольфганг от такой несправедливости чуть не лишился рассудка. Но он собрался с силами и навсегда покинул родной город, поселившись в Вене в 1781 году.

В 26 лет Вольфганг обвенчался с Констанцией Вебер вопреки воле отца и матери невесты, но молодожены были счастливы. Тогда же Моцарту заказали написать комическую оперу «Похищение из сераля». Он мечтал сочинить оперу на родном языке, тем более произведение было превосходно принято слушателями, лишь император посчитал его слишком сложным.

Успех этой оперы помог композитору познакомиться с известными меценатами и музыкантами, в том числе и с , которому посвятил шесть квартетов. Только Гайдн смог понять и оценить глубину таланта Вольфганга .

Восторженно встретила публика в 1786 году и новую оперу Моцарта – «Свадьба Фигаро». Впрочем, успех длился недолго. Император и весь двор постоянно выказывали свое недовольство новшествами композитора, это сказалось и на отношении к его произведениям публики. Зато ария Фигаро звучала во всех ресторанах, парках и улицах Вены, это было народное признание. По его собственному выражению, он писал музыку для ушей разной длины.

Реквием

В жизни композитора снова наступили нелегкие времена безденежья. Средства поступали только из Праги, где его «Свадьба Фигаро» была включена в репертуар театра. В этом городе любили и ценили творчество Моцарта , и он там с удовольствием работал над «Дон Жуаном», премьера которого состоялась осенью 1787 года.

Возвращение в Вену снова принесло разочарование и финансовую нужду, но там Вольфганг написал три последних симфонии – ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор, которые считают величайшими. Кроме этого, незадолго до кончины Моцарта состоялась премьера его оперы «Волшебная флейта».

Параллельно с работой над этой оперой он торопился завершить заказ Реквиема. Незадолго до этого к нему пришел неизвестный человек в черном одеянии и заказал заупокойную мессу. Моцарт был подавлен и угнетен после этого визита. Возможно, его давно проявившееся плохое самочувствие просто совпало с этим событием, но сам Вольфганг воспринял Реквием как предречение собственной смерти. Закончить мессу Моцарт не успел (это позже сделал его ученик Франц Ксавер Зюсмайер), он умер в ночь на 1791 года. О причинах его преждевременного ухода из жизни до сих пор ходят слухи, как о любом знаменитом человеке. Самый известный миф говорит о том, что его отравил композитор Сальери. Этому никогда не было никаких подтверждений.

Поскольку денег у семьи Моцарта не было, его похоронили без всяких почестей, да еще и в общей могиле, поэтому точного места его погребения никто не знает.

ФАКТЫ

Странным посетителем Моцарта , который заказал ему Реквием, был слуга графа Вальзегг-Штуппаха, который часто покупал за бесценок у бедных композиторов произведения и выдавал за свои творения.

Младший сын Моцарта Франц Ксавер в начале XIX века двадцать лет жил и работал во Львове. Он преподавал музыку детям знатных галицких родов и был одним из основателей первого музыкального общества Львова под названием «Цецилия». Именно на его базе впоследствии была организована Львовская филармония. А в 1826 году скрипач Липинский и хор под управлением Франца Ксавера даже давали в городе концерт памяти Вольфганга Амадея Моцарта .

Обновлено: Июль 29, 2017 автором: Елена

Для творчества Моцарта характерны жанровая многогранность, органическое сочетание австрийской народно-национальной основы музыки с особенностями других национальных музыкальных культур (больше всего итальянской), единство глубокого идейного содержания и совершенной художественной формы.

Австрийская народная песенность -- основа музыки Моцарта. Музыка Моцарта, как и Гайдна, своими корнями уходит в австрийскую народную песенность; но у Моцарта эти связи с народнопесенными истоками, может быть, не столь прямые и непосредственные, как у Гайдна, сложнее и тоньше. Произведения Моцарта отличаются душевной чуткостью, поэтичностью, тонким изяществом, филигранной отточенностью.

Мелодика Моцарта. Моцарт -- один из величайших мелодистов. Простые, легко запоминаемые мелодии Моцарта, сочетающие черты австрийской и немецкой народной песенности и танцевальности с певучестью итальянской оперной кантилены, отличаются богатством внутреннего содержания. Для многих мелодий Моцарта характерны изысканные хроматизмы, задержания при ясной мажорной или минорной ладовой основе и простоте гармонических функций.

Но в музыке Моцарта часто встречаются и мелодии мужественного характера, насыщенные большим драматическим пафосом, заключающие в себе контрастные элементы. Источник мелодического вдохновения Моцарта неиссякаем. Это многократно отмечали выдающиеся музыканты. Н. А. Римский-Корсаков писал в 1897 году своему другу, московскому музыкальному критику С. Н. Кругликову: >.

Роль полифонии. Большое значение в музыке Моцарта имеет полифония, развивающая некоторые стороны баховской полифонии, но на основе новых стилистических принципов венской классической школы -- с господством в ней гомофонно-гармонического типа мышления. Новое в полифонии Моцарта, по сравнению с Бахом, связано, главным образом, с характером самих тем, подвергающихся полифонической разработке. Тема любой баховской фуги сама в себе таит необходимость полифонического, имитационного развития. Тема Моцарта (в его симфониях, квартетах, сонатах) большей частью гомофонна по своей природе и представляет собой мелодическую основу музыки гомофонно-гармонического склада. Но в процессе развития тематического материала (большей частью в сонатно-симфонических разработках) Моцарт широко пользуется и полифоническими приемами. В тех случаях, когда произведение или его отрывок задуманы в полифоническом стиле, тема по своему характеру приближается к баховской. Примером может служить знаменитая двойная фуга (Kyrie eleison) из >.

Гармонический стиль. Гармонии Моцарта еще больше оттеняют выразительность и красоту мелодического образа. Как это было свойственно всей музыке XVIII века, они основаны на взаимосвязи главных функций: тоники, субдоминанты и доминанты. Но эти функции используются в музыке Моцарта разнообразно, -- с употреблением побочных ступеней лада, внутритональных отклонений, сложных для своего времени модуляций. Смелые модуляции и далекие тональные сопоставления в музыке Моцарта неоднократно приводили в смущение его современников и казались им музыкальной дерзостью. При этом гармоническое новаторство Моцарта нигде не сопровождается разрушением основ мажорного или минорного лада; напротив, оно обогащает лад, расширяет его выразительные возможности. Но и самые простые гармонии, основанные на функциях I, IV, V ступеней, кажутся в творчестве Моцарта свежими и получают новую жизнь благодаря красивым и изящным мелодиям.

Фактура. Красота музыки Моцарта в огромной степени связана с фактурой его произведений, всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безупречность и чистота голосоведения, совершенство формы, каждая деталь которой глубоко содержательна,-- все эти свойства музыки Моцарта, наряду с ее высоким артистизмом и поэтической одухотворенностью, придают ей чарующую силу.

Музыкального гения, которого можно сравнить с Моцартом в истории, отыскать невероятно трудно, и нет сомнений в том, что он является одним из величайших музыкантов на планете Земля. Интересные факты о Моцарте вызывают интерес у множества людей, ведь он человек мирового масштаба.

1.Моцарт начал демонстрировать свои феноменальные музыкальные таланты еще в возрасте трех лет.

2.Первое собственное произведение Моцарт написал в шесть лет.

3.Моцарт панически боялся звучания музыкальной трубы.

4.В семье Моцарта было семь детей, и выжили только двое.

5.Вольфган Амадей в возрасте восьми лет играл с сыном Баха.

6.Моцарт был награжден Орденом Рыцаря золотой шпоры из рук Папы Римского.

7.Жену Моцарта звали Констанция.

8.Сыну Моцарта — Францу Ксаверу Моцарту довелось около 30 лет прожить во Львове.

9.За один гонорар после выступлений Моцарта можно было прокормить семью из пяти человек на протяжении месяца.

10.Вольфган Амадей очень любил играть в бильярд и не жалел на него денег.

11.Google выработал отдельный логотип в честь 250-ти летия Моцарта.

12.Считалось, что Моцарта отравил композитор Антонио Сальери.

13.Спустя 200 лет после смерти Моцарта суд признал Антонио Сальери невиновным в смерти великого творца.

14.Моцарт считался ребенком-вундеркиндом.

15.В Лондоне маленький Моцарт был объектом для научных исследований.

16.Даже в малолетнем возрасте Моцарт умел играть на клавире с завязанными глазами.

17.Однажды во Франкфурте к Моцарту подбежал юноша и выразил восторг от музыки композитора. Этим юношей был Иоганн Вольфганг Гёте.

18.Моцарт обладал феноменальной памятью.

19.Отец Моцарта занимался его музыкальным образованием.

20.Моцарт с женой жили богато и ни в чем себе не отказывали.

21.Моцарт родился в Зальцбурге в музыкальной семье.

22.Сочинения Моцарта впервые издали в Париже.

23.Некоторое время великий композитор жил в Италии, где впервые начали ставиться его оперы.

24.К семнадцати лет в послужном списке Моцарта насчитывалось около сорока произведений.

25.В 1779 году Моцарт занимал должность придворного органиста.

26.Некоторые оперы, к сожалению, композитору так и не удалось закончить.

27.Моцарт отлично владел искусством импровизации.

28.Вольфган Амадей являлся самым молодым членом Болонской Филармонической академии.

29.Отец Моцарта был композитором и скрипачом.

30.Моцарт был крещен в Зальцбургском соборе святого Руперта.

31.В 1784 году композитор стал масоном.

32.За всю свою жизнь величайшему композитору удалось написать около 800 произведений.

33.Весной 1791 года Моцарт дал свой последний публичный концерт.

34.У Моцарта было шестеро детей, четверо из которых умерли в младенческом возрасте.

35.Биографию Моцарта написал новый муж жены композитора.

36.В 1842 году был возведен первый памятник в честь Моцарта.

37.Самый известный памятник великому композитору построили в Севилье из бронзы.

38.В честь Моцарта в Зальцбурге был основан университет.

39.В Зальцбурге есть музеи Моцарта: а именно в доме, где он родился, и в квартире, где он проживал позже.

40.Моцарт был азартным человеком.

41.Композитор был нежадным человеком, и всегда давал деньги попрошайкам.

42.Моцарт был в шаге от приезда в Россию, но так ни разу здесь не был.

43.Существует несколько причин смерти композитора, но истинную так никто и не знает.

44.Сословный театр в Праге – это единственное место, оставшееся в первозданном виде, в котором выступал Моцарт.

45.Моцарт очень любил жестикулировать руками и топать ногой.

46.Современики Моцарта говорили, что он мог очень точно охарактеризировать людей.

47.Вольфган Амадей любил юмор и был ироническим человеком.

48.Моцарт был неплохим танцором, а особенно хорошо у него получалось танцевать менуэт.

49.Великий композитор хорошо относился к животным, а особенно он любил птиц - канареек и скворцов.

50.На монете эквивалентом два шиллинга есть изображение Моцарта.

51.Моцарт был изображен на почтовых марках СССР и Молдовы.

52.Композитор стал героем многих книг и кинофильмов.

53.Музыка Моцарта связывает в себе разные национальные культуры.

54.Вольфгана Амадея хоронили как бедного человека — в общую могилу.

55.Похоронен Моцарт в Вене на кладбище Святого Марка.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры