Любэ какой жанр. «Любэ»: состав группы, история, альбомы

Главная / Бывшие

Сегодня одна из популярнейших российских групп постсоветского времени празднует свой 25-летний юбилей - именно 14 января 1989 года считается днем рождения "Любэ".

Сайт "РГ" подготовил несколько любопытных фактов из истории коллектива.

Сапоги и гимнастерка

Сценическим образом Николай Расторгуев во многом обязан Алле Пугачевой. Первой славы "Любэ" добилась после участия в "Рождественских встречах" 1989 года. Тогда Примадонна, обратив внимание на тематику песен молодого коллектива, предложила приукрасить их внешними элементами в стиле времен Глеба Жеглова и Володи Шарапова - сапогами, гимнастерками и тому подобным. Идея оказалась удачной, а соответствующие костюмы надолго стали узнаваемой деталью выступлений "Любэ".

На "Рождественских встречах" Аллы Пугачевой. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости www.ria.ru

Битломаны

К официальной дискографии "Любэ" иногда причисляют два "сольника" Николая Расторгуева - "Четыре ночи в Москве" 1996 года и его более позднее переиздание "Birthday (With Love)". Содержание этих альбомов разительно отличается от всего прочего творчества группы, хотя они и были записаны не без помощи остальных ее участников. На этих пластинках Расторгуев реализовал свою давнюю мечту - записал свои кавер-версии песен легендарных "The Beatles". Примечательно, что песни записаны с минимальными авторскими правками в аранжировках, но звучат свежо и своебразно.

Кто, если не Расторгуев?

Группа "Любэ", как известно, была продуманным концептуальным проектом Игоря Матвиенко, и именно он занимался подбором участников группы. Наиболее долгими были поиски фронтмена и вокалиста. Среди прочих на эту позицию рассматривался даже солист "Морального кодекса" Сергей Мазаев, однако в конечном счете бессменным лидером группы стал Николай Расторгуев. Значительно позже, в 2005 году, Мазаев вместе с Николаем Фоменко все-таки поучаствовал в записи трека группы - песни "Ясный сокол".


Сергей Мазаев и композитор Игорь Матвиенко. Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости www.ria.ru

Что такое "Любэ"?

Значение названия группы для многих остается неясным. Впрочем, по мнению его автора Николая Расторгуева, каждый волен видеть в нем тот смысл, который считает верным. Помимо очевидного варианта происхождения от подмосковных Люберец, у этого слова есть украинское значение - "любое", что лишний раз подтверждает слова Расторгуева.

Выпускники

Любопытно сложилась судьба некоторых бывших участников группы, игравших в ней на ранних этапах. Второй ударник "Любэ" Юрий Рипях в 1991 году решил посвятить себя продюссерской работе. Возможно, именно благодаря этому решению мы сегодня знаем популярную певицу Алену Свиридову, которую он пригласил в столицу в начале 90-х. Примерно в то же время, что и Рипях, в "Любэ" играл бас-гитарист Александр Вайнберг. В 1992 году он покинул коллектив, а сегодня занимается политикой - является членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ от законодательной власти Нижегородской области.

Приглашенные артисты

Впервые все основные музыкальные партии в студийных версиях песен были исполнены только самими участниками группы лишь в 1996 году - через семь лет после ее появления, для альбома "Комбат". До этого в процесс записи вмешивался плотнейший концертный график "Любэ", и Игорь Матвиенко был вынужден в ряде случаев привлекать сессионных музыкантов, пока группа находилась на гастролях.


Бессменный продюсер группы "Любэ" Игорь Матвиенко. Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости www.ria.ru

Любэ

биография
дата добавления: 20.06.2008

Основателем этой замечательной российской группы стал Игорь Матвиенко. Успешная работа в легендарной Студии Популярной Музыки «Рекорд» позволила в конце восьмидесятых годах прошлого века задуматься о таком проекте. Для чего он сначала подключил поэтов Александра Шаганова и Михаила Андреева, которые создали ряд отличных текстов. После чего, Матвиенко написал на эти стихи музыку, и песни будущей группы были готовы.

Правда, для такого проекта требовался еще и талантливый вокалист, он же по совместительству и лидер. И такой человек нашелся - к коллективу присоединился знаменитый Николай Расторгуев. Детство певца прошло в Люберцах, что вероятнее всего и сказалось на названии группы - «Любэ». Да и по началу, стилистика команды местами не противоречила идеям модного в те годы молодежного движения люберов, хотя и являлась в большей степени лишь частью сценического образа.

Свои первые хиты они записали на студиях компании «Звук» и Московского Дворца Молодежи. Начало работы над песнями «Люберцы» и «Батька Махно» датируется 14 февраля 1989 года. В качестве продюсера и композитора выступил сам Матвиенко, а в помощь Расторгуеву в коллектив были приняты гитарист Алексей Горбашов и умеющий играть сразу на нескольких инструментах Виктор Застров. К слову сказать, тоже проведший свое детство в Люберцах.

Однако чуть позже для более успешной концертной деятельности состав был обновлен. За бас-гитару взялся Александр Николаев, в качестве ведущего гитариста выступил Вячеслав Терешонок, ударные доверили Ринату Бахтееву, а клавишные инструменты - Александру Давыдову.

Довольно быстро группа перешла от работы в студии к живым выступлениям. И даже отправилась в свои первые гастроли по стране. Так же им повезло поучаствовать в знаменитых «Рождественских встречах», которые традиционно устраивала Алла Пугачева. В качестве своеобразной творческой заявки, «Любе» представила на мероприятии свою новую композицию «Атас». Которая после этого стала настоящим хитом.

Так же, по легенде, именно на «Рождественских встречах» Пугачева подошла к Расторгуеву и предложила выйти на сцену в… военной гимнастерке. Поскольку Николаю предстояло петь «Атас», он решил, что такая форма одежды по стилю вполне подойдет для исполнения этой песни. И сделал, как просила примадонна. Как оказалось - не зря. Певец не прогадал, поскольку публике очень понравился подобный его образ. И впоследствии, это только способствовало все большей популярности коллектива и самого Расторгуева.

После развала СССР, команда начала все больше и больше отходить от принципов и традиций старой советской эстрады. В те странные годы наиболее актуальной становилась военная тематика, и к середине девяностых годов группа очень успешно ее освоила. Перед этим успев выдать хит «Не валяй дурака, Америка», на который даже был снят неплохой клип. Который даже отправили в Канны, для участия в знаменитом фестивале рекламных фильмов. Где отметили его интересную режиссуру, в результате чего ролик получил «Гран-при».

Довольно переломный момент для группы произешел во время празднования пятидесятилетия Победы. Специально в честь праздника, 7 мая 1995 года участники группы представили широкой публике свою новую работу - песню «Комбат». Что ознаменовало собой переход команды к указанной выше военной тематике. И хотя в композиции речь идет о Великой Отечественной Войне, многие поняли ее скорее как намек на Чечню. В тот год это была весьма болезненная для общества тема.

Вместе со стилем, в группе постоянно менялся и состав. В разное время в команде побывали такие талантливые люди как ударник Юрий Рипях, басисты Александр Вайнберг и Сергей Башлыков. Оставили свой след и Сергей Перегуда, Евгений Насибулин, Олег Зенин. Неизменным участником «Любе» являлся лишь Николай Расторгуев, который за свои творческие заслуги сначала получил звание «Заслуженный артист», а после и более значимый статус «Народного артиста России»…

В 2002 году в свет вышел новый альбом коллектива, который было решено назвать «Давай за…». Диск оказался настолько удачным, что даже продолжительное время являлся лидером продаж, за что был номинирован на «Рекордъ-2003» и заслуженно стал победителем в номинации «Альбом года».

Сейчас группа «Любэ» это - певец Николай Расторгуев, басист Павел Усанов, ударник Александр Ерохин, клавишник и баянист Виталий Локтев, гитаристы Алексей Хохлов, и Юрий Рыманов. Еще с коллективом сотрудничают вокалисты Анатолий Кулешов и Алексей Тарасов…

Николай Вячеславович Расторгуев – легенда отечественной эстрады, бессменный вокалист советской, а затем и российской рок-группы «Любэ». С 2010 по 2011 год являлся депутатом Госдумы РФ. Заслуженный артист РФ (с 1997) и Народный артист России (с 2002).

Детство и юношеские годы

Малая родина Николая Растогргуева – подмосковный поселок Лыткарино, где он появился на свет 21 февраля 1957 года. Вячеслав Николаевич, отец будущего певца, был шофёром, мама Мария Александровна трудилась на швейной фабрике. Позже, когда в семье появилась дочь Лариса, она оставила работу и начала шить на дому, чтобы посвящать больше времени воспитанию детей.


Вспоминая детство, Расторгуев отмечал, что оно было самым обычным: дворовые игры, футбол, вылазки в лес, походы на окрестные стройки. За подобны приключения ему частенько влетало от строгого отца, как и за посредственную успеваемость: почти по всем предметам, в том числе и по поведению, у Коли были тройки. Хотя «бестолковым» мальчика уж точно нельзя было назвать – в свободное время он много читал, рисовал, играл на гитаре.

К увлечению музыкой Расторгуев пришел благодаря другу, чья мама была директором кинотеатра «Иллюзион» и всегда обеспечивала сына и его приятелей контрамарками. В 1974 году мальчики увидели на большом экране «Вечер трудного дня» – фильм об истории группы The Beatles. Лента стала настоящим событием в жизни юного лыткаринца.


Воодушевившись историей успеха ливерпульской четвёрки, он начал осваивать гитару, хотя был уверен, что ни слуха, ни способностей к музыке у него нет. Однако именно благодаря вокальным данным его приняли в музыкальный ансамбль, выступавший в ДК соседних Люберец. А любовь к The Beatles осталась у певца на всю жизнь. В 1996 году он даже выпустил альбом «Четыре ночи в Москве», представив слушателям свои кавер-версии на хиты ливерпульцев, а побывав однажды на концерте Пола Маккартни , не сумел сдержать чувств и расплакался.

Николай Расторгуев – Hey Jude (The Beatles cover)

Окончив школу, молодой человек стал студентом Московского технологического института легкой промышленности. Поступил он туда не по своей воле (сам он хотел продолжать музыкальную карьеру), а по настоянию родителей. Николай часто пропускал скучные лекции, и в конце концов руководство решило лишить стипендии его и других злостных прогульщиков. После этого Николай решил по-своему «разобраться» со старостой группы, который и доносил декану о пропусках занятий. Избитый староста угодил в больницу, а студент Расторгуев был отчислен. Примечательно, что мама Николая встала на сторону сына: «Он все сделал правильно. Я сама учила его, что за правду можно и врезать».


На этом получение высшего образования для Николая было окончено. Он устроился слесарем в лыткаринский институт авиационного моторостроения, а вскоре женился на Валентине, девушке, жившей в том же дворе. В 1977 году у них родился сын Павел.

Начало музыкальной карьеры

После рабочей смены Николай подрабатывал, развлекая публику в ресторанах и на танцплощадках. В 1978 году на молодого человека обратил внимание джазмен Виталий Клейнот, пригласивший Расторгуева вокалистом в ВИА «Шестеро молодых» на место покинувшего коллектив Андрея Кирисова. Пару лет спустя к составу присоединился будущий фронтмен группы «Ария» Валерий Кипелов , а в сентябре 1980 году музыканты в полном составе объединились с ВИА «Лейся, песня».


Вплоть до 1985 года Расторгуев выступал в составе ВИА «Лейся, песня», пока коллектив не был расформирован из-за критики властей (участников обвинили в невыполнении государственной программы). Оставшись без работы, Николай прослушивался в ВИА «Поющие сердца», но места вокалиста для него не нашлось. Зато его тепло встретили в музыкальной группе «Рондо» – около года он был бас-гитаристом коллектива.

Николай Расторгуев в группе «Рондо» («Алло, отбой», 1985 год)

В 1986 году Расторгуев заменил вокалиста Олега Кацуру в ВИА «Здравствуй, песня». Новое «назначение» стало для Николая судьбоносным: он познакомился с начинающим композитором и клавишником Игорем Матвиенко, который, как оказалось, уже давно вынашивал идею создания музыкального коллектива с песнями на патриотическую тематику.


Расторгуев и группа «Любэ»

14 января 1989 года в студии «Звук» началась работа над первыми песнями нового коллектива. На вокале был Николай Расторгуев, гитарные партии исполнили Алексей Горбашов из группы «Мираж» и люберчанин Виктор Застров. Так родились две первые песни: «Батька Махно» и «Любэ».


История названия «Любэ» берет начало из украинского языка – «любе», что на молодежном жаргоне тех лет означало «всякое, любое». Назвав группу таким образом, музыканты хотели подчеркнуть, что их песни будут приняты на «ура» всем любителям музыки, независимо от возраста, пола и жанровых предпочтений.

«Клетки», первый клип «Любэ» (1989 год)

Два месяца спустя песня «Батька Махно» прозвучала в радиоэфире. А на телеэкранах группа впервые появилась в 1989 году, исполнив песни «Не рубите, мужики» и «Атас» на втором новогоднем фестивале «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой . По воспоминаниям Расторгуева, именно примадонна дала «Любэ» несколько советов относительно имиджа. По ее предложению так на участниках группы появились военная форма образца 1939 года: гимнастёрка, кирзовые сапоги и галифе.


В 1990 году свет увидел демо-альбом «Любе» – «Мы будем жить теперь по-новому или рок эбаут Люберцы». Заглавная песня альбом рассказывала историю юноши, который живет в ногу со временем, занимается спортом, критикует западный образ жизни и обещает помочь начать новую жизнь родному городу. Позже пластинка легла в основу дебютного альбома «Любэ» – «Атас» (1991).


Популярность коллектива стремительно растет: призовое место на фестивале «Песня года-1990», выступления в телеэфире, включая популярное интеллектуальное шоу «Что? Где? Когда?». В 1992 году был выпущен второй полноценный альбом группы «Кто сказал, что мы плохо жили?».

«Любэ» – «Рулетка», выступление на «Что? Где? Когда?»

В 1993 году музыканты решили свести свои музыкальные клипы в художественный фильм. Так свет увидела лента «Зона Любэ» с Мариной Левтовой в главной роли. По сюжету ее героиня, журналистка, интервьюирует заключенных и охранников зоны, и каждая история – это песня группы.

«Зона Любэ»

В мае 1995 года «Любэ» представили публике песню, ставшую их хитом номер один: композицию «Комбат», которая вмиг возглавила отечественные хит-парады и была признана лучшей песней того года. А год спустя состоялся релиз одноименного альбома, куда, помимо «Комбата», вошли композиции «Скоро дембель», «Улочки московские», «Орлята», «Спят курганы темные» и другие хиты. В поддержку альбома группа устроила масштабные гастроли, позже было выступление на «Славянском базаре» в Витебске и дуэт Расторгуева с Людмилой Зыкиной («Побеседуй со мной»).

Два года спустя музыканты порадовали слушателей пятым студийным альбомом «Песни о людях», куда вошли знакомые всем поклонникам группы композиции «Там, за туманами», «Ребята с нашего двора», «Скворцы», «Течет река Волга» (дуэт с Зыкиной), «Песня о друге».

«Любэ» – «Комбат»

В 2000 году «Любэ» встретили 10-летие альбомом «Полустаночки». Почти все композиции с новой пластинки стали хитами. Так, песня «Солдат» была отмечена «Золотым граммофоном», а композицию «Прорвемся!», с которой начинался сериау «Убойная сила» с Константином Хабенским , в «нулевые» годы знал каждый телезритель.


В 2002 году Расторгуеву было присвоено звание народного артиста. В том же году Николай попробовал себя в качестве актера на сцене Театра Маяковского, приняв участие в постановке «Любовь в двух действиях».


Есть у Расторгуева и опыт работы на телевидении: в 2005 году ему довелось вести цикл документальных передач «Вещи войны».

Политическая деятельность

В 2006 году Расторгуев вошел в состав партии «Единая Россия». Свое решение он обосновал тем, что именно эта фракция, по его мнению, была единственной имеющей потенциал политической силой. В 2007 году он попытался войти в Госдуму V созыва от Ставрополья наряду с Сергеем Шойгу и Александром Карелиным , но ему не хватило места. Его занесли в резерв, и в феврале 2010 года певец получил депутатский мандат вместо Сергея Сметанюка, затем вошел в думский комитет по культуре.


На президентских выборах 2012 года Расторгуев поддерживал Владимира Путина ; был зарегистрирован как его официальное доверенное лицо.

Личная жизнь Николая Расторгуева

С первой женой Валентиной Расторгуев познакомился в 15 лет: голубоглазая блондинка была самой красивой девушкой двора, занималась танцами и готовилась к поступлению в хореографическое училище. Четыре года спустя они поженились и стали вить семейной гнездышко в 12-метровой комнате в квартире родителей Валентины.


Вскоре после рождения сына Павла в молодой семье начались трудные времена. Умер отец Валентины, оказывавший молодоженами финансовую помощь, Николай остался без работы и перебивался случайными заработками. Однако в доме царила гармония: понимающая супруга не гнала Николая на абы какую работу, веря в то, что рано или поздно его талант оценят по достоинству.


Увы, брак, выдержавший испытание трудностями и лишениями, в итоге все-таки дал трещину. Спустя 15 лет после женитьбы, в 1990 году, Николай познакомился с костюмером ВИА «Зодчие» Натальей. Долгое время они встречались тайно, а однажды Николай просто не вернулся домой с гастролей, а вскоре сыграл с возлюбленной свадьбу. В 1994 году у супругов родился сын Николай.


Особой тяги к пению у младшего Расторгуева не было, но в школьном хоре он всё-таки пел, а также озвучил Гияра, одного из главных героев, в мультфильме «Князь Владимир».

Проблемы со здоровьем

В своих интервью Расторгуев не раз отмечал, что хотел служить в армии, однако получил белый билет из-за проблем со здоровьем. Впрочем, некоторые источники приводят другие слова: якобы Николай хотел попасть в десантуру, но учился в университете, из-за чего и не вошел в ряды призывников.

В 2007 году певец серьёзно заболел. Постоянная усталость, бессонница, боли в пояснице… Сначала он грешил на сильную загруженность и возраст, однако врачи поставили ему диагноз «хроническая почечная недостаточность» в крайне запущенном состоянии.

Потребовалась пересадка почки, а пока врачи подыскивали донора, Расторгуеву приходилось ежедневно проходить процедуру гемодиализа. Из-за этого география гастролей «Любэ» серьезно сократилась, пока в 2009 году певец не перенес трансплантацию.

Николай Расторгуев: эксклюзивное интервью к 60-летию

В сентябре 2015 года Расторгуев был госпитализирован во время концерта в израильском Тель ха-Шомере. Из-за сильной жары у него упало давление; он, шатаясь, едва допел последнюю песню и чуть не рухнул на пол, после чего был помещен в местную клинику.

Николай Расторгуев сегодня

В июне 2017 года вокалиста «Любэ» экстренно увезли в больницу перед концертом в Туле, где группа должна была выступить на празднике в честь Дня России. У певца произошел сердечный приступ, однако медики заявили, что угрозы для жизни нет.


Принадлежит продюсеру и композитору Игорю Матвиенко, работавшему в то время в Студии Популярной Музыки «Рекорд». В 1987—1988 гг. он написал музыку для дебютных песен на стихи поэтов Александра Шаганова и Михаила Андреева. В те же годы был найден и бессменный лидер группы, солист Николай Расторгуев. Возможно, именно ему принадлежит идея названия группы, поскольку он был родом из подмосковных Люберец. Название группы, возможно, связано с популярным в те годы молодежным движением люберов, идеи которого отразились в раннем творчестве группы.

14 января 1989 года в студии «Звук» и в студии Московского Дворца Молодежи записаны первые песни «Любэ» — «Люберцы» и «Батька Махно». В этой работе участвовали Игорь Матвиенко, Николай Расторгуев, гитарист группы «Мираж» Алексей Горбашов и люберчанин (музыкант люберецкого ресторана) Виктор Застров. В этом же году состоялись первые гастроли группы и выступление на «Рождественских встречах» Аллы Пугачёвой, на которых Расторгуев, по совету Аллы Борисовны, для исполнения песни «Атас» надел военную гимнастёрку, и с тех пор она стала важным атрибутом его сценического образа.

В последующие годы популярность группы росла. (По данным исследовательского холдинга ROMIR Monitoring на январь 2006 года, 17 % опрошенных назвали «Любэ» лучшей поп-группой.) Постепенно корректировалась и направленность музыкального творчества группы, затронувшего в середине 1990-х годов актуальную военную рок тематику и дворовым шансоном во многом переработавшего традиции советской эстрады.

Николай Расторгуев — Заслуженный артист (1997) и Народный артист России (2002). Музыкантам группы Анатолию Кулешову, Виталию Локтеву и Александру Ерохину также были присвоены звания Заслуженного артиста (2004).

Интересные факты

Клип «Не валяй дурака, Америка» получил в Каннах Гран-при фестиваля рекламных фильмов за лучшую режиссуру.
-7 мая 1995 года в честь 50-летия Победы впервые в эфире прозвучала песня «Любэ» - «Комбат». Хотя многие до сих пор считают, что это песня про войну в Чечне.
-Группа участвовала в предвыборной компании блока «Родина» в 2003 году. Впоследствии группа не раз проводила концерты в поддержку партии «Единая Россия» и молодежного движения «Молодая Гвардия».
-На V церемонии вручения Премии российской индустрии звукозаписи «Рекордъ-2003» в ноябре 2003 года «Альбомом года» была признана пластинка «Давай за…», державшаяся на вершине чартов продаж почти весь 2002 год.
-«Любэ» — любимая группа второго президента РФ Владимира Путина.

Состав группы

Первый состав:

Вокал — Николай Расторгуев
-бас-гитара — Александр Николаев
-гитара — Вячеслав Терешонок
-ударные — Ринат Бахтеев
-клавишные — Александр Давыдов

В таком виде группа просуществовала не больше года. И уже в 1990 состав начал меняться. За период существования группы в ней успели побывать Юрий Рипях (ударные), Александр Вайнберг (бас-гитара, соло-гитара), Сергей Башлыков (бас-гитара), Евгений Насибулин, Олег Зенин, Сергей Перегуда (гитара).

Текущий состав:

Вокал, гитара — Николай Расторгуев
-бас-гитара — Павел Усанов
-ударные — Александр Ерохин
-клавишные инструменты, баян — Виталий Локтев
-гитара — Алексей Хохлов, Юрий Рыманов
-бэк-вокал — Анатолий Кулешов, Алексей Тарасов

Практически все песни группы написаны Игорем Матвиенко (музыка), Александром Шагановым (слова) и Михаилом Андреевым (слова).

Игорь Игоревич Матвиенко, создавая в конце восьмидесятых группу "Класс", не мог и предположить, во что выльются его эксперименты в музыкально-продюсерской инженерии. По сути, этим проектом он зачал свой Продюсерский центр, под крышей которого сегодня и трудятся герои этой монументальной хронологической справки - группа "Любэ" (а также их меньшие братья и сестры, трио "Иванушки интернэйшнл" и квартет "Девочки").

Обладая природной скромностью и истинным даром художника, Матвиенко никогда не стремился высвечивать свою персону на страницах газет и не скоморошничал, как некоторые его коллеги, на экранах ТВ. Поэтому для всех поклонников вышеназванных коллективов он всегда оставался как бы второстепенным и необязательным объектом, скромно присутствуя лишь в выходных данных, помещенных на полиграфических вкладышах в кассеты и компакт-диски.

Как бы то ни было, но в 1987 году именно в его голове зародилась идея создания нового музыкального коллектива с легким национально-патриотическим уклоном и мужественным вокалом. Кандидатура на роль фронтмена подыскивалась долго и мучительно до тех пор, пока окончательным вердиктом на эту должность не был назначен бывший "подчиненный" Игоря Игоревича по работе в ансамбле "Здравствуй, песня" Николай Расторгуев.

Как гласят легенды, историческое знакомство будущих партнеров произошло, когда Расторгуев, за плечами которого был опыт работы в ВИА "Шестеро молодых", "Лейся, песня" и "Рондо", пришел на прослушивание в "Здравствуй, песня". "Тогда было модно, - говорит Матвиенко, - чтобы в группе было несколько солистов, да и штат позволял. После того, как из коллектива ушел Сергей Мазаев, мы стали искать ему замену. Среди прочих пришел молодой упитанный человек по имени Николай Расторгуев, который внешне ну никак не вписывался в формат рок-бэнда. Жанр требовал худых, изможденных музыкантов, а тут - такой крепыш... Однако, он выучил песни из репертуара "Здравствуй, песня" и пришел на второе прослушивание. Я почему-то был настроен против него. Увидев это, Николай, конечно, расстроился и удивился: как это так, выучил песни, хорошо спел, а в коллектив не берут? Спел он действительно блестяще. В итоге, Коля меня убедил, что он просто необходим группе, и оказался прав. Кстати, песня "Дядя Вася" из репертуара "Здравствуй, песня" в исполнении Расторгуева вошла в первую пластинку "Любэ". Николай доказал, что он артист высочайшего класса. В этом нет сомнений".

В то время, когда эстрада была заполонена коллективами и исполнителями с приторно-сладкими голосами, "Любэ" подали "к столу", по выражению Матвиенко, эдакой селедочки с пряностями. По легкости и мелодичности вроде бы попса, а драйв и тексты как у хороших рок-н-ролльщиков. Да и первый сценический имидж группы был чрезмерно агрессивен. С глянцевых постеров на вас сурово глядели накачанные парни в майках, из-под которых четко просматривался рельеф мускулатуры. В ту пору любой житель мужского пола из подмосковного города Люберцы заставлял трепетать не только обычных обывателей, но и правоохранительные органы. В ту пору "любера", словно воинственные хазары, совершали набеги на столицу и ее окрестности и, благодаря этому, держали в страхе население чуть ли ни всей страны. Естественно, появление группы с названием "Любэ" не могло не остаться незамеченным. Пресса тут же приклеила группе ярлык выразителя мыслей "люберецкой" шпаны и чуть ли не идеолога этого хулиганского движения. Хотя, по сути, ни одна из песен коллектива не призывала к насилию и даже косвенно не воспевала ратные подвиги подмосковных героев. "Клетки, клетки, клетки - вы словно шоколадные конфетки...", "Атас! Веселей, рабочий класс..." - ни в этих строчках, ни в других внимательный слушатель не уловит даже тени идеологии люберов. Может быть, именно поэтому песни, созданные больше десяти лет назад, актуальны и сегодня.

Кстати, тексты для дебютных произведений "Любэ" уже тогда писали поэт "с есенинской грустью в глазах" Александр Шаганов, положительно зарекомендовавший себя по работе с хард-группой "Черный кофе" (в частности, "Владимирская Русь" ("Деревянные церкви Руси") и Дмитрием Маликовым ("До завтра"), и Михаил Андреев, писавший для матвиенковской группы "Класс" и ленинградской группы "Форум". Первыми записанными песнями были "Люберцы" и "Батька Махно". Работа над ними началась 14 февраля 1989 года в студии "Звук" и в студии Московского Дворца Молодежи. В работе приняли участие гитарист группы "Мираж" Алексей Горбашов, люберчанин по прописке и по убеждению Виктор Застров, сам Игорь Матвиенко и, конечно же, Николай Расторгуев. С этого дня и было решено вести летоисчисление и считать этот день официальным днем рождения "Любэ".

Успех был настолько внезапным, что, когда посыпались предложения поехать на гастроли, участники "Любэ" оказались к этому не готовы. Для поездок по стране требовался специальный гастрольный состав. Поэтому в срочном порядке стали подбирать людей. Ими стали: Александр Николаев (бас-гитара), Вячеслав Терешонок (гитара), Ринат Бахтеев (ударные), Александр Давыдов (клавишные) и, конечно, вокалист Расторгуев.

Первая гастрольная поездка случилась уже в конце марта 1989 года. Вечером вся группа с присоединившимся Олегом Кацурой (солистом легендарной группы "Класс") собралась в аэропорту Внуково чтобы отправится в Минеральные воды. "Пока шла регистрация, - вспоминает Александр Шаганов, - мы очень возбужденно говорили о предстоящей поездке, и Коля Расторгуев произнес фразу, которую я помню до сих пор: "Представляете, ребята, полтора года не был на гастролях, япона мать!..." Еще до полета у таксистов приобретается бутылочка "Русской" и, аккурат перед самой посадкой, "уговаривается".

Приземлились заполночь. Шел весенний проливной дождь... Незамысловатый автобус довез нас до Пятигорска. Гостиница в центре города, всем своим видом, как и положено, напоминающая "Дом колхозника". Собрались в номере Расторгуева. Кровать, стол, рукомойник, зеркальце, унылые занавесочки... В этом интерьере - ужин с шутками-прибаутками... Разошлись, когда начало светать. После московской слякоти начало кавказской весны просто завораживало. Уже можно было ходить в костюмах, солнышко и ветерок доверчиво обещали, что все будет хорошо. Вечером из Пятигорска выехали в Железноводск, где и случился первый выход на сцену.

Концерт проходил в обычном типовом кинотеатре, абсолютно непригодном для эстрадных выступлений. При полном отсутствии приличного звука и света - да что там говорить, гримерок даже не было. Мы переодевались просто за сценой. В первом отделении, как и положено, - Николай Расторгуев и группа "Любэ" с песнями: "Я буду жить теперь по-новому", "Клетки", "Батька Махно" и т.д.... Я, облаченный в пиджачок своего друга Димы Перышкова, в перерыве между отделениями читал свои стихи. И завершал концертную программу Олег Кацура. Зал был забит почти до отказа, но оставим иллюзии. В тот вечер песни "Любэ" нужны были только их создателям. Зрители ждали выхода на сцену Олега Кацуры. "Мы ребята просто класс", "Нетелефонный разговор" - эти и другие раскрученные хиты встречались "на ура". Короче, в Пятигорск возвращались в отвратительном настроении. Выручил, как всегда, глоток спиртного.

На следующий день, в том же видавшем виды "Рафике", по тому же маршруту - в город Железноводск. Судя по сосредоточенным лицам музыкантов "Любэ", накануне у ребят был "разбор полетов". Поэтому всю дорогу молчали, как будто зная, что нас ждет пустой кинотеатр и десять человек, сдававшие билеты. Естественно, концерт был отменен. Ради приличия мы подождали минут сорок и тронулись в обратный путь. И настроение, как ни странно, стало улучшаться.

Сколько же потом было выступлений в этих местах?.. Аншлаги, аншлаги, аншлаги!.. А в марте 89-го публика была расположена к другим исполнителям. "Девочка синеглазая" в исполнении Жени Белоусова сводила с ума все женское население Кавказских Минеральных Вод, включая и очаровательную девушку-горничную, выдававшую нам ключи. Она сама нам в этом честно призналась. В гостинице был небольшой зал, где все мы обычно встречались за утренним чаем. Перед вторым концертом в Новочеркасске к нам присоединился популярный тогда ведущий всевозможных московских программ Игорь Селиверстов. Под его конферанс выступление в здании местного Дворца культуры прошло намного веселее. В самый последний день пребывания в Пятигорске Игорь Матвиенко предложил подняться в горы и устроить пикник. Последнее, что я помню из этой поездки, это как Коля Расторгуев лихо колол дрова для шашлыка..."

Но "Любэ" в таком виде просуществовало недолго. Уже через год, в 1990 году, место за ударными инструментами занял Юрий Рипях, за клавишными - Виталий Локтев. Правда, барабанил Рипях недолго. Решив заняться собственным проектом, а именно, восходящей звездой из Минска Аленой Свиридовой, Юрий покидает коллектив. Вслед за ним по семейным обстоятельствам из "Любэ" уходит басист Саша Николаев. На его место приглашают Александра Вайнберга, который позднее переквалифицировался в соло-гитариста. А бас-гитару в составе группы стал осваивать Сергей Башлыков, ныне открывший школу игры на гитаре в Германии.

Чехарда со сменой музыкантов продолжалась долгое время. В составе "Любэ" успели засветиться Евгений Насибулин и Олег Зенин. Последний, совместно с Вайнбергом, затем создаст коллектив "Наше дело". Нынешний состав "Любэ" выглядит таким образом:

1. Николай Расторгуев - вокал

2. Анатолий Кулешов - бэк-вокал

3. Виталий Локтев - клавишные

4. Александр Ерохин - ударные

5. Павел Усанов - бас-гитара

6. Николай Цветков - звукооператор

С конца 1989 года песни в исполнении "Любэ" прочно занимают лидирующие строчки хит-парадов. "Атас", " Не рубите, мужики", "Рулетка", "Не валяй дурака, Америка" и другие шлягеры становятся не просто хитами на один день, а песнями чуть ли не народными. Притягательность этих эстрадных произведений такова, что "Любэ" с легкостью принимают в свои объятия и попсовая тусовка, и антагонистический рок-лагерь. В интервью "Аргументам и фактам" одиозный "панк-духоборец", лидер омской группы "Гражданская оборона" Егор Летов признался, что имеет все альбомы "Любэ" и считает эту группу одной из лучших. Свой пиетет к коллективу неоднократно выражал и рок-критик Артемий Троицкий, который всегда "мочил" попсу в своих язвительных заметках. Как-то он признался, что лучшим музыкальным произведением 1996 года считает песню "Комбат".

Правда, однажды многолетнее идеологическое противостояние между отечественным поп-легионом и отрядом рокеров чуть не привело к кровопролитию. На презентации последнего альбомы группы "Кино" в 1990 году, выпущенного после смерти Виктора Цоя, за одним столом оказались начальник "ДДТ" Юрий Шевчук и фронтмен "Любэ" Николай Расторгуев. Последний произнес тост за погибшего Цоя, и горячий Шевчук, не расслышав полностью текста, кинулся на Колю, мол, "ты попсовик, какое право имеешь?". Тогда молниеносное столкновение удалось пресечь. А через несколько лет лидеры двух популярных коллективов встретились вновь и обнялись, как старые друзья. Спустя годы это перемирие переросло в приятельские отношения.

К этому же периоду относится и появление легендарной гимнастерки, которую Расторгуев впервые надел на съемки "Рождественских встреч" Аллы Пугачевой. "Алла Борисовна, - вспоминает Расторгуев, - сама посоветовала мне надеть военную форму во время исполнении песни "Атас". Аргументы были такими: раз в песне упоминаются Жеглов и Шарапов, значит ты должен выглядеть, в духе того времени. Сначала думали, что это - разовый случай, но гимнастерка, по словам окружающих, пришлась мне к лицу, и меня просто уговорили закрепить за группой этот образ. К тому же, все по-настоящему важные песни у нас - на военную тематику. На их фоне складывается впечатление, что весь репертуар такой. Поэтому частенько на гастролях к нам подходят поэты и предлагают свои стихи для будущих песен - обязательно о войне, и почти всегда это вариации на тему "Комбат". Мне очень жаль, что сложился такой стереотип, поэтому хочется его разрушить".

Но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. С этой самой гимнастеркой однажды случилась беда: ее отдали в химчистку, и она села, рукава стали короткими. Теперь Расторгуев ломает голову, где взять другую - гимнастерка-то старого образца, сейчас такую днем с огнем не сыщешь.

В 1992 году группа подтверждает свой звездный статус, выпустив блестящий второй альбом "Кто сказал, что мы плохо жили". Целая обойма песен вновь становится хитами: "Давай, наяривай", " Не валяй дурака, Америка", "Тулупчик заячий", "Помилуй, Господи, нас, грешных", "Трамвай пятерочка". На "Не валяй дурака, Америка" был снят ролик с элементами анимации, который получил в Каннах приз за "лучшую режиссуру". Это был настоящий прорыв российского клипмейкерства. Кстати, если вы внимательно вглядитесь в кадры этого ролика, то сможете разглядеть "рыжего иванушку" Андрея Григорьева-Аполлонова, которого ангажировали на роль одного из танцоров.

С альбома "Зона Любэ", выпущенного в 1994 году в качестве саундтрека к одноименному фильму, начинается дружба Николая Расторгуева с кинематографом. Фильмография лидера "Любэ" на сегодняшний день состоит, помимо вышеназванного, еще из двух фильмов: "На бойком месте" и "Чек". И, кажется, это не предел. Песни "Дорога", "Младшая сестренка", "Конь", прозвучавшие в картине "Зона Любэ", также можно внести в золотой фонд группы.

Работа над следующим альбомом, озаглавленным "Комбат", началась в 1995 году, аккурат к 50-летию Дня Победы. Планировался даже военизированный клип, для чего были отсняты кадры учений Воздушно-десантной дивизии. Но не успели к сроку, хоть песня и появилась в эфире в разгар первой Чеченской военной кампании в 1995 году, сам альбом был выпушен в 96-м. Самые известные песни из альбома "Комбат" - "Улочки московские", "Самоволочка", "Главное, что есть ты у меня"...

В 1997 году вышел промежуточный сборник лучшего - "Собрание сочинений" и лирическое творение "Песни о людях". Одной из любимых песен Расторгуева, вошедших в этот альбом, является "Там, за туманами".

Один из многочисленных курьезов случился, когда снимали клип на песню "Ребята с нашего двора". "Артем Михалков, - делится воспоминаниями Расторгуев, - назначил съемки на пять утра. Нам нужно было показать утреннюю Москву, когда на улицах никого нет, только поливочные машины проезжают. Сбор назначили у ресторана "Эльдорадо", что напротив кинотеатра "Ударник", на субботу. А у меня такая проблема с днями недели, что я ход времени воспринимаю только по числам месяца. Короче, вместо субботы приезжаю в пятницу в пять утра. Никого нет, даже поливочных машин. Я злой, как собака, думаю, сейчас устрою разборки. И потом до меня доходит, что сегодня - пятница. Тема Михалков потом долго смеялся".

Завершают дискографию "Любэ" live-альбом "Песни из концертной программы", записанный 24.02.98 в столичном киноконцертном зале "Пушкинский", и самый последний альбом "Полустаночки". "Что такое "полустаночек", - поясняет Расторгуев. - Небольшая станция на пути куда-то, где поезд иногда даже не останавливается, а просто притормаживает. Станций таких разбросано по стране очень много. Мы вкладываем в это понятие иной смысл, чем просто остановка. "Полустаночки" - это наши размышления о жизни. Мы как бы останавливаемся и задумываемся о чем-то. Например, о "Дворовых друзьях" - добрая, ностальгическая песня, как бы продолжение "Ребят с нашего двора". Есть песня "После войны" на стихи Миши Андреева. Она не напрямую о военной тематике, там нет слова "Комбат", но она тоже цепляет. Романс на стихи Виктора Пеленягрэ, фрагмент которого звучит в новом сериале "Убойная сила". Веселая, бесшабашная песня про ветер, которую мы пели в "Рождественских встречах" Пугачевой. Песня про Москву и ряд других... Особо хочу выделить песню "Солдат" - она получилась сильной и по актуальности, и по энергетике, и по духу. "Ты дай им там прикурить, товарищ старший сержант, я верю в душу твою, солдат". В ней есть очень простые и несколько корявые фразы, но они достаточно точные".

Каждый период своей тридцатилетней жизни я храню в памяти под файлами, связанными с музыкой. Например, дебютный альбом "Динамика" заставил меня взять в руки гитару, первая любовь совпала с моим активным погружением в творчество "Воскресенья", под хиты "Машины Времени" я уходил в армию и т.д. В то время, когда коллектив "Любэ" выстрелил своими хитами "Клетки", "Люберцы", "Атас" и "Батька Махно", я служил в армии. Помню, как в выходные дни перед просмотром телепередачи "Служу Советскому Союзу" мы крутили до дыр магнитопленку с этими песнями. Если бы не наш упертый старшина, шлягер "Батька Махно" мог бы вполне стать нашей строевой песней, настолько нам нравились слова и мелодия. Прослушивание первых "любэшных" хитов сегодня невольно погружает меня в армейский период. Причем, песни эти обладают чудодейственной силой хоронить все неприятные воспоминания и оставлять хорошие.

Это распространяется на все творчество группы"Любэ" и вообще произведения Игоря Матвиенко. Несмотря на то, что это - успешный коммерческий проект, от всего, что делают эти люди, не пахнет деньгами. Правда, признаюсь, что военная тематика трогает меня меньше, нежели ностальгическая лирика "Любэ", типа "Дороги" или "Ребят с нашего двора". А песню "Там, за туманами" я вообще считаю лучшей отечественной песней, написанной и достойно исполненной за последние десять лет.

Профессионально копаясь в творчестве "Любэ", я не могу найти того, за что можно критиковать этот коллектив. Так же, как не могу постичь формулы их успеха. Вроде бы, нет ничего сверхоригинального в звуковой подаче, в вокальной манере исполнения Николая Расторгуева. Но, слушая расторгуевскую хрипотцу под аккомпанемент гармони и простенького дворового гитарного риффа, мороз продирает по коже.

Еще до официального выхода на носителях Расторгуев в своей машине прокрутил мне несколько песен из нового альбома "Полустаночки". Любая песня из тех, что я услышал, - потенциальный хит. Это по-прежнему привычное "Любэ". Но безо всяких реверансов моде. Группа записала еще один современный, мелодичный и, надеюсь, коммерчески удачный альбом.

Владимир Полупанов

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры