Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde). Оскар уайльд - биография, информация, личная жизнь Эссе Оскара Уайльда

Главная / Бывшие

Биографическая лента может погнаться за портретным сходством или обнародованием доселе неизвестного, может строить предположения или следить за хронологией. Что было — что стало. Почему для нас по-прежнему значима история той или иной личности. В «Уайльде» со Стивеном Фраем заглавный герой не свидетель века, и параллели между Уайльдом и упивающейся собой современной толерантностью, наверное, ни к чему. Суд, на котором Уайльда приговорили к каторге, показал его одновременно и лицемером, и идеалистом. Фильм не о том, как тернист был путь к либерализации общества. Это история о человеке с непомерным эго, сибаритствующем гении, никогда не скупившимся на поводы для осуждения, а пострадавшем в итоге за то, что было в нем лучшего. За веру в то, что «вечная любовь дается бесконечно недостойным» . Этому парадоксу религиозного для Уайльда значения публика не аплодировала.

Искусство, Красота и Любовь — это и был алтарь Уайльда. Каким бы самодостаточным ни был тот, кто утверждал, что все происходит у человека в сознании, во всяком случае, все стоящее, в тюрьме Уайльд искал утешения в вере. Роман с лордом Дугласом, подточивший творческие силы писателя, привел его в тюрьму Рединг, но не будь заключения, не было бы у нас исповеди и баллады, — самого личного в творчестве Уайльда. В основе фильма биографическое исследование Ричарда Эллмана, и, безусловно, оно проливает свет на подъемы и спады в отношениях любовников. Но все же, это перечень разного рода свидетельств, а то, чем жила их любовь, и как Уайльд умудрился ее сохранить, — это «De Profundis», письмо Уайльда к Боузи Дугласу. Фильм Брайана Гилберта с успехом комбинирует эти два источника. Пошаговое, практически журналистское расследование (Где? Сколько продолжалось?..) вплетено в канву эмоций «De Profundis».

Как в исповеди Уайльда, так и в байопике не звучат ноты раскаяния. Лишения — это опыт, а значит, материал для Художника, каковым Уайльд не переставал себя видеть. Не раскаивается он и потому, что встреча с лордом Дугласом позволила Уайльду из теоретика в поклонении Красоте перейти в практики. В своем единственном и наделавшем шуму романе ирландец показал, как идеальная наружность ослепляет и при низости ее обладателя. Лорд Дуглас — законченный образец бездуховной красоты. Он не был прототипом Дориана Грея, тогда они с Уайльдом еще не были вместе, но, как и литературный герой, лорд Дуглас, не взирая на свое беспутство, дожил до преклонных лет. Может быть, у него тоже был портрет? В определенном смысле, портретом для него был Уайльд: за долгами лорда Дугласа приходили к Уайльду, и он же, признанный главным грешником в этой истории, умирал за любимого на каторге.

Несмотря на то, что Уайльд воспевал Красоту без оговорок, в письме из тюрьмы Уайльд упрекает лорда Дугласа — за жестокость, ведь физическая красота причиняет, как выяснилось, душевную боль. Фильм откровенно демонстрирует, даже подчеркивает отталкивающее во взаимоотношениях Уайльда и юного аристократа, считавшего, что плата за секс — это отличная возможность обезопасить свои чувства от чьи-то на них покушений. Уайльд все прощал этому неблагодарному истеричному мальчишке. Дуглас стоил ему ненаписанных пьес, состояния, самоуважения. Воистину он был бесконечно недостойным, но любовь не взвешивают на аптекарских весах и не обрезают ножницами закройщика.

Не исключено, что в этой любви-искуплении, о которой Уайльд написал в «De Profundis», что это было христианское чувство, и, как грешница из Евангелия, он будет прощен за то, что много любил, — наверное, есть в этом элемент спора с собой. Вопрос о самомнении Уайльда снимается, достаточно убедиться в том, что даже в исповеди, предназначавшейся лорду Дугласу, он цитирует сам себя: едва что-то выйдет из-под его пера, это становится непреложной истиной. Уайльд не признался бы себе в том, что, будучи с Боузи и будучи выше его во всех смыслах, он не сможет «извлечь на свет дремлющую в нем красоту» . Видимо, другую, помимо броской наружной.

Факты об их отношениях, представленные во время слушания дела, не могли не шокировать викторианский суд. Уайльд действительно лжесвидетельствовал, отрицая обвинения отца Боузи. Он пытался завуалировать природу их отношений; от античной гармонии они были бесконечно далеки. Но на том суде прозвучал приговор не только Уайльду, но и каждый своим суждением об этом деле выносил его самому себе. Оставив в стороне его искусство, можно предположить, что заносчивая, пусть и при неоспоримой гениальности, личность писателя по-человечески была многим несимпатична. «В сфере страстей извращение стало для меня тем же, чем парадокс в сфере мысли» — да что вы говорите. И когда вчерашние друзья отворачивались от Уайльда в искреннем негодовании или отвращении-позе, Робби Росс, его будущий литературный душеприказчик, поднятием шляпы поприветствовал Уайльда. В то время, когда другие тянулись, чтобы плюнуть ему в лицо. Уайльд потом скажет: «Люди попадали в рай и за меньшее» . Так что суд справился с главной своей задачей — различить добро ото зла.

Оскар Фингал О"Флаэрти Уилс Уайльд – английский литератор ирландского происхождения, критик, философ, эстет; в поздний викторианский период входил в число наиболее известных драматургов. Родился в семье врача 16 октября 1854 г. в ирландском Дублине. На протяжении 1864 -1871 гг. учился неподалеку от родного города, в Эннискилленне, в Королевской школе Портора, где демонстрировал блестящее чувства юмора, проявил себя очень разговорчивым человеком с живым умом.

По окончании школы Уайльд стал обладателем золотой медали и стипендии, позволявшей продолжить обучение в Тринитиколледже в Дублине. Обучаясь здесь с 1871 по 1874 г. , Уайльд, как и в школе, демонстрировал способности к древним языкам. В стенах этого учебного заведения им впервые были прослушаны лекции по эстетике, которые в совокупности с влиянием, оказанным на будущего писателя утонченным, высококультурным профессором-куратором, во многом сформировали его будущее «фирменное» эстетствующее поведение.

Во время учебы в Оксфорде Уайльд предпринял путешествия в Грецию и Италию, и красоты и культура этих стран произвели на него сильнейшее впечатление. Будучи студентом, он становится обладателем Ньюдигейтской премии за поэму «Равенна» . Выйдя из стен университета в 1878 г. , Уайльд обосновывается в Лондоне, где становится активным участником светской жизни, быстро завоевав внимание остроумием, нетривиальной манерой поведения и талантами. Он становится революционером в области моды, его охотно приглашают в различные салоны, и посетители приходят посмотреть именно на «ирландского остроумца”

В 1881 г. выходит его сборник «Стихотворения» , сразу же замеченный публикой. Лекции Дж. Рескина превратили Уайльда в поклонника эстетического движения, считающего, что повседневная жизнь нуждается в возрождении красоты. С лекциями по эстетике в 1882 г. он предпринял турне по американским городам и был в это время объектом пристального внимания со стороны журналистов. В США Уайльд пробыл год, после чего, на короткое время вернувшись домой, уехал в Париж, где состоялось его знакомство с В. Гюго, А. Франсом, П. Верленом, Эмилем Золя и другими крупнейшими представителями французской литературы.

1890 г. публикуется роман, который приобретает невероятную популярность, «Портрет Дориана Грея» . Критики назвали его безнравственным, однако автор уже привык к критике в свой адрес. В 1890 г. существенно дополненный роман выходит еще раз, уже в виде отдельной книги (до этого его печатал журнал) и снабжается предисловием, ставшим своеобразным манифестом эстетизма. Эстетическая доктрина Оскара Уайльда была изложена и в сборнике статей «Замыслы» , опубликованном в 1891 г.

С этого года и до 1895 -го Уайльд переживает пик славы, которая была просто головокружительной. В 1891 г. произошло событие, повлиявшее на всю дальнейшую биографию популярного писателя. Судьба свела его с Альфредом Дугласом, который был младше его больше чем на полтора десятка лет, и любовь к этому человеку разрушила всю жизнь Уайльда. Их отношения не могли оставаться тайной для столичного общества. Отец Дугласа, маркиз Куинзберри, подал судебный иск, обвиняя Уайльда в уголовном наказуемом преступлении – мужеложстве. Несмотря на советы друзей уехать за границу, Уайльд остается и отстаивает свою позицию, привлекая к судебным заседаниям пристальнейшее внимание публики.

Дух писателя, получившего в 1895 г. два года каторжных работ, не выдержал испытаний. Бывшие друзья и поклонники в большинстве своем предпочли прервать с ним отношения, горячо любимый Альфред Дуглас за все время не написал ему ни строчки, не говоря уже о том, чтобы навестить. Во время пребывания Уайльда в тюрьме скончался самый близкий его человек – мать; жена, поменяв фамилию свою и детей, покинула страну. Уехал и сам Уайльд, вышедший на свободу в мае 1897 г. : это помогли ему сделать оставшиеся преданными немногочисленные друзья. Там он жил под именем Себастьяна Мельмота. В 1898 г. им была написана автобиографическая поэма, ставшая последним поэтическим достижением, «Баллада Редингской тюрьмы» .

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд – английский литератор ирландского происхождения, критик, философ, эстет; в поздний викторианский период входил в число наиболее известных драматургов. Родился в семье врача 16 октября 1854 г. в ирландском Дублине. На протяжении 1864-1871 гг. учился неподалеку от родного города, в Эннискилленне, в Королевской школе Портора, где демонстрировал блестящее чувства юмора, проявил себя очень разговорчивым человеком с живым умом.

По окончании школы Уайльд стал обладателем золотой медали и стипендии, позволявшей продолжить обучение в Тринити-колледже в Дублине. Обучаясь здесь с 1871 по 1874 г., Уайльд, как и в школе, демонстрировал способности к древним языкам. В стенах этого учебного заведения им впервые были прослушаны лекции по эстетике, которые в совокупности с влиянием, оказанным на будущего писателя утонченным, высококультурным профессором-куратором, во многом сформировали его будущее «фирменное» эстетствующее поведение.

В 1874 г. Оскару Уайльду удается получить стипендию, позволяющую учиться в колледже Магдалины в Оксфорде (классическое отделение). Здесь у него сложилась репутация человека, который, не прилагая особых усилий, умеет блистать в обществе. В эти же годы происходит формирование его особого отношения к искусству. В эту же пору с его именем стали связывать всевозможные любопытные случаи и истории, он частенько оказывался в центре внимания.

Во время учебы в Оксфорде Уайльд предпринял путешествия в Грецию и Италию, и красоты и культура этих стран произвели на него сильнейшее впечатление. Будучи студентом, он становится обладателем Ньюдигейтской премии за поэму «Равенна». Выйдя из стен университета в 1878 г., Уайльд обосновывается в Лондоне, где становится активным участником светской жизни, быстро завоевав внимание остроумием, нетривиальной манерой поведения и талантами. Он становится революционером в области моды, его охотно приглашают в различные салоны, и посетители приходят посмотреть именно на «ирландского остроумца».

В 1881 г. выходит его сборник «Стихотворения», сразу же замеченный публикой. Лекции Дж. Рескина превратили Уайльда в поклонника эстетического движения, считающего, что повседневная жизнь нуждается в возрождении красоты. С лекциями по эстетике в 1882 г. он предпринял турне по американским городам и был в это время объектом пристального внимания со стороны журналистов. В США Уайльд пробыл год, после чего, на короткое время вернувшись домой, уехал в Париж, где состоялось его знакомство с В. Гюго , А. Франсом , П. Верленом, Эмилем Золя и другими крупнейшими представителями французской литературы.

По возвращении в Англию 29-летний Оскар Уайльд женится на Констанс Ллойд, которая становится матерью их двоих сыновей. Рождение детей сподвигло писателя на сочинение сказок. Кроме того, он писал для журналов и газет. В 1887 г. увидели свет его рассказы «Сфинкс без загадки», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Кентервильское привидение» и др., вошедшие в дебютный сборник рассказов.

В 1890 г. публикуется роман, который приобретает невероятную популярность, - «Портрет Дориана Грея». Критики назвали его безнравственным, однако автор уже привык к критике в свой адрес. В 1890 г. существенно дополненный роман выходит еще раз, уже в виде отдельной книги (до этого его печатал журнал) и снабжается предисловием, ставшим своеобразным манифестом эстетизма. Эстетическая доктрина Оскара Уайльда была изложена и в сборнике статей «Замыслы», опубликованном в 1891 г.

С этого года и до 1895-го Уайльд переживает пик славы, которая была просто головокружительной. В 1891 г. произошло событие, повлиявшее на всю дальнейшую биографию популярного писателя. Судьба свела его с Альфредом Дугласом, который был младше его больше чем на полтора десятка лет, и любовь к этому человеку разрушила всю жизнь Уайльда. Их отношения не могли оставаться тайной для столичного общества. Отец Дугласа, маркиз Куинзберри, подал судебный иск, обвиняя Уайльда в уголовном наказуемом преступлении – мужеложстве. Несмотря на советы друзей уехать за границу, Уайльд остается и отстаивает свою позицию, привлекая к судебным заседаниям пристальнейшее внимание публики.

Дух писателя, получившего в 1895 г. два года каторжных работ, не выдержал испытаний. Бывшие друзья и поклонники в большинстве своем предпочли прервать с ним отношения, горячо любимый Альфред Дуглас за все время не написал ему ни строчки, не говоря уже о том, чтобы навестить. Во время пребывания Уайльда в тюрьме скончался самый близкий его человек – мать; жена, поменяв фамилию свою и детей, покинула страну. Уехал и сам Уайльд, вышедший на свободу в мае 1897 г.: это помогли ему сделать оставшиеся преданными немногочисленные друзья. Там он жил под именем Себастьяна Мельмота. В 1898 г. им была написана автобиографическая поэма, ставшая последним поэтическим достижением, - «Баллада Редингской тюрьмы». Менингит унес жизнь поэта 30 ноября 1900 г. Похоронили его на парижском кладбище Баньо, но спустя десяток лет останки были перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. На могиле выдающегося литератора, который скончался на чужбине в нищете и безвестности, установили каменного сфинкса.

Оскар Уайльд (1854–1900), английский драматург, поэт, прозаик, эссеист, критик. Яркая знаменитость позднего Викторианского периода, лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное» поведение. Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Он противостоял миру официального, давал пощёчину общественному мнению. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное – отталкивало. «Апостол эстетизма» таково было в английском обществе его официальное звание; так величали его газеты и юмористические листки. «Эстет» это было как бы его чином, его саном, его карьерой, профессией, его общественным положением», – писал о нём К. Чуковский.

Его полное имя – Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению – ирландец. Родился 16 октября 1854 года в Дублине, в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать – светская дама, писавшая стихи, считавшая свои приемы литературным салоном.

В 1874 г. Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступил в интеллектуальную цитадель Англии – Оксфорд. В Оксфорде Уайльд создал самого себя. Он приобрёл, как и хотел, репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства.

По окончании университета Оскар Уайльд переселился в Лондон. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь. Он совершил «самую необходимую» для английского общества революцию – революцию в моде. Отныне он появлялся в обществе в самолично придуманных умопомрачительных нарядах: короткие штаны-кюлоты и шёлковые чулки, лимонные перчатки в сочетании с пышным кружевным жабо, и непременный аксессуар – гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет. Гвоздика и подсолнух, наряду с лилией считались самыми совершенными цветками у прерафаэлитов (от латин. приставки prae – до, перед и имени ит. художника Рафаэля) – общества в Англии середины XIX века, проповедовавшего возврат к примитивным формам ранней итальянской живописи до Рафаэля.

Уже первый поэтический сборник Уайльда – «Стихотворения» (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса, со свойственными ему культом индивидуализма, вычурностью, мистицизмом, пессимистическими настроениями одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии – «Вера, или Нигилисты». Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам – эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам.

В течение 1882 года читал лекции по литературе в США и Канаде. В анонсе его выступлений была такая фраза: «Мне нечего вам представить, кроме своего гения».

После Америки, Уайльд побывал в Париже, где познакомился и без особых трудностей завоевал симпатии ярчайших представителей мировой литературы – Поля Верлена, Эмиля Золя, Виктора Гюго, Стефана Малларме, Анатоля Франса. В 29 лет он встретил Констанс Ллойд, влюбился, стал семьянином. У них родилось двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочинил сказки, записанные позже на бумаге – «Счастливый принц и другие сказки»,(1888) и «Гранатовый домик» (1891). Волшебный, поистине завораживающий мир этих очень красивых и грустных историй адресован на самом деле не детям, а взрослым читателям. С точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе.

В 1887 г. он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.», которые и составили первый сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум. Многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.

В 1890 году в свет вышел единственный роман, который окончательно принёс Уайльду сногсшибательный успех, – «Портрет Дориана Грея». Критика обвинила его роман в безнравственности. А в 1891 г. роман вышел со значительными дополнениями и особым предисловием, которое стало манифестом эстетизму – тому направлению и той религии, которые и создал Уайльд. Роман и сегодня привлекает внимание, он экранизировался в разных странах около пятнадцати (!) раз.

1891–1895 гг. – годы головокружительной славы Уайльда. Все пьесы Уайльда, наполненные парадоксами, афоризмами и фразами, ставшими крылатыми, написаны в начале 1890-х: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895). Они были сразу поставлены на лондонской сцене и пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь. После премьеры комедии «Веер леди Уиндермир» автор обратился к публике со словами: «Я поздравляю вас с большим успехом спектакля; это убедило меня, что вы почти столь же высокого мнения о моей пьесе, как и я сам».

Успех творчества Уайльда сопровождалось громкими скандалами. Первый из них возник при появлении «Портрета Дориана Грея», когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму «Саломея», написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю «Саломея» обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; а в России спектакль прогремел в 1917 году в постановке Александра Таирова с А. Коонен в главной роли.

Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – был Б. Шоу.

Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь «De Profundis» («Из бездны»), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма «Баллада Редингской тюрьмы», написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда – С.3.3.

Больше он ничего не писал. Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, освобождённый в мае 1897 г. Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота, героя готического романа «Мельмот Скиталец» Чарльза Мэтьюрина, двоюродного деда Уайльда.

Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. провёл последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве. Умер он совершенно неожиданно 30 ноября 1900 года от менингита, полученного через ушную инфекцию.

Мемориальная доска на доме Уайльда в Лондоне сообщает:

«Здесь жил

Оскар Уайльд

остроумец и драматург».

Большая советская энциклопедия: Уайльд, Уайлд (Wilde) Оскар Фингал О"Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин,- 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник «Стихотворения» (1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты» (1882, рус. пер. 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанская» (1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895-97), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» (1898, рус. пер. В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубликованной исповеди «De Profundis» (1905).
В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма («Душа человека при социализме», 1891). Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками «искусства для искусства». Однако творчество У. было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В «Балладе Редингской тюрьмы» декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.
Сказки («Счастливый принц», «Звездный мальчик») и «Стихотворения в прозе» У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля» - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца 19 в. - «Портрет Дориана Грея» (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признает, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии «Герцогиня Падуанская», «Саломея» (1893; первоначально на французском языке), «Флорентийская трагедия» (1895, опубликована в 1908, не закончена) - попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Как важно быть серьезным» (поставлена 1895, опубликована в 1899). Социально-критические мотивы сильны в комедии «Идеальный муж» (1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.
В критических статьях 80-х гг. (сборник «Замыслы», 1891) У. осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч.А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве О. Бальзака, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры