Творчество карла брюллова краткое содержание. Фото и биография Карла Брюллова

Главная / Бывшие

11.12.2016 18:03

Карл Павлович Брюллов - известный живописец, рисовальщик, акварелист, живший в первой половине 19 века. Творчество его внесло свежесть жизненности, романтики, увлечения красотой окружающего мира в живопись современного ему академического классицизма. Мировую славу этому художнику принесла его работа "Последний день Помпеи". В нашей статье представлена биография Карла Брюллова. Кратко рассказать об этом художнике недостаточно. Безусловно, Карл Павлович заслуживает подробного рассмотрения его жизни и творчества. Этому и посвящена представленная ниже биография Карла Брюллова.

Происхождение и детство художника

Брюллов Карл Павлович появился на свет в Петербурге 23 декабря 1799 г. Отец его, Павел Иванович, - академик орнаментальной скульптуры. В связи с этим неудивительно, что все семеро детей в семье имели художественные способности. Более того, пятеро сыновей - Иван, Павел, Александр, Федор и Карл - стали художниками. Наибольшая слава, однако, выпала на долю последнего. В детстве Карл отличался болезненностью. Биография Карла Брюллова отмечена тем, что в течение семи лет он почти не вставал с постели. Карл Павлович страдал золотухой. Очень рано проявились у мальчика большие способности к живописи. Павел Иванович занимался со своим сыном с детства. Как педагог он был очень строг. Отец Карла мог даже оставить без завтрака больного сына только за то, что он не выполнил задание по рисованию.

Обучение в Академии художеств, первые работы

Когда Карлу исполнилось 10 лет, он был принят в петербургскую Академию художеств. Мальчик с самого начала обучения выделялся среди сверстников серьезной подготовкой, которую он получил под руководством отца, а также ярким талантом. Карл Павлович страстно любил рисовать. Ради этого он иногда даже имитировал приступы золотухи, отправлялся в лазарет и там писал портреты друзей.

Преподавателями мальчика в Академии были А. Егоров, А. Иванов, В. Шебуев и др. Работа "Нарцисс, смотрящийся в воду" стала первым признанным его произведением. В основе ее сюжета - греческий миф о красивом юноше, который был пленен собственным отражением в воде. В 1819 году за эту работу Брюллов был удостоен золотой медали второй степени. А спустя два года за картину под названием "Явление Аврааму трех ангелов" ему была вручена Большая золотая медаль.

Жизнь с братом

Карл Павлович в 1819 году поселился у своего брата Александра в мастерской. Брат его был помощником Монферрана на строительстве знаменитого Исаакиевского собора. Брюллов в это время зарабатывал себе на жизнь созданием портретов на заказ. В числе его заказчиков были люди, которые позже вошли в Совет Общества поощрения художников. Карл Павлович по их просьбе создал "Раскаяние Полиника" и "Эдипа и Антигону". За это ему была предоставлена возможность совершения четырехлетней пенсионерской поездки в Италию вместе со своим братом.

Поездка в Рим, работы итальянского периода

Биография Карла Брюллова продолжается тем, что он вместе с Александром в 1822 г. отправился в Рим. Здесь братья изучали искусство мастеров, относящихся к эпохе Возрождения. Карл Павлович много времени отдавал обучению, однако и светская жизнь его была достаточно насыщена. За время, проведенное в Италии, художник написал множество различных произведений. В работах "Итальянский полдень" (на фото выше) и "Итальянское утро", которые были созданы для отчета отправившего его за границу Общества поощрения художников, автор обратился к будничным сценам сбора винограда и утреннего умывания, а не к мифологическим или историческим сюжетам. Картину "Итальянское утро" оценил сам Николай I. Он подарил эту работу императрице.

Карл Брюллов в итальянский период своего творчества сосредоточился на портретной живописи. Среди его произведений нужно отметить созданный около 1832 года портрет графини Ю. Самойловой с арапчонком, в 1828 году - музыканта М. Виельгорского, в 1832 году - Джованины Паччини (знаменитая "Всадница", на фото выше), а также автопортрет, написанием которого около 1834 года была отмечена биография Карла Брюллова. Интересные факты о художнике и его выдающиеся произведения многочисленны, в чем вы убедитесь, прочитав до конца эту статью.

Возвращение в Россию

Вернувшись в Россию, художник создал в Москве несколько работ, имеющих более интимный характер. Среди них следует назвать портреты А. Толстого, А. Погорельского, а также И. Витали за работой. Несколько позже, живя уже в Петербурге, Карл Павлович создал портреты И. Крылова (в 1841 году) и В. Жуковского (в 1838 году). Примечательно, что последнюю работу он выполнил специально для лотереи, которая была организована для сбора средств для выкупа Т. Г. Шевченко из крепостной зависимости.

Встреча с Самойловой Ю. П., новая поездка в Италию

На одном из приемов, состоявшихся в 1827 году, художник познакомился с Самойловой Юлией Павловной. Эта графиня стала для Карла Павловича любовью, ближайшим другом и художественным идеалом. Вместе с ней художник отправился в Италию на развалины городов Геркуланума и Помпеи, которые погибли в 79 г. н. э. из-за извержения вулкана. Брюллов, вдохновившись описанием этой трагедии римского автора Плиния Младшего, который был ее очевидцем, понял, что это событие станет темой его следующего произведения. Художник в течение трех лет собирал материал на раскопках и в археологических музеях. Он стремился к тому, чтобы каждый предмет, представленный на его полотне, соответствовал той эпохе.

"Последний день Помпеи"

Шесть лет продолжалась работа над картиной под названием "Последний день Помпеи". В процессе ее создания автор сделал множество набросков, эскизов и этюдов, а также несколько раз изменял композицию. Когда картина была представлена публике (произошло это в 1833 году), она вызвала настоящий взрыв восторга. До этого ни одна из работ, относящихся к русской школе живописи, не была удостоена такой большой европейской славы. На выставках в Париже и Милане в 1834 году ее успех был потрясающим. Брюллов в Италии стал почетным членом сразу нескольких академий искусств, а во французской столице он был удостоен Золотой медали.

Чем же можно объяснить такой успех этой картины? Не только удачным сюжетом, который соответствовал романтическому сознанию представителей той далекой эпохи, но и тем, как автор разделил на локальные группы толпу гибнущих людей. Каждая из этих групп иллюстрирует определенный аффект - алчности, отчаяния, самопожертвования, любви. Сила стихии, которая представлена на картине, губит без разбора все вокруг, врывается в гармонию бытия. У современников художника она вызывала мысли о неосуществившихся надеждах, о кризисе иллюзий. Это полотно принесло его создателю всемирную славу. Анатолий Демидов, заказчик картины, подарил ее Николаю I.

Экспедиция и ее плоды

Брюллову сложно было создать что-то, превосходящее это полотно. После его написания он впал в творческий кризис. Карл Павлович одновременно принялся за несколько работ, однако не закончил ни одну из них. В мае 1835 г. художник отправился в экспедицию В. П. Орлова-Давыдова, которая направлялась в Турцию и Грецию. На бриге "Фемистокл" он приехал из Афин в Константинополь. Командиром этого корабля был В. А. Корнилов. Его портрет, созданный в 1835 году (на фото выше), является одной из лучших акварелей, которыми отмечена биография Карла Брюллова. Творчество его под впечатлением от экспедиции впоследствии пополнилось целой серией акварелей, картин и графических рисунков. Среди них следует отметить работы 1835 года "Раненый грек" и "Турок, садящийся на коня"; "Турчанку" (на фото ниже), созданную в период с 1837 по 1839 год; картины 1849 года "Бахчисарайский фонтан", "Сладкие воды в Константинополе" и "Гавань в Константинополе".

Торжественный прием в Одессе

Брюллов осенью 1835 г. вынужден был возвратиться в Россию по приказу царя. Первым из русских городов, куда он прибыл, была Одесса. Жители города устроили художнику торжественный прием. М. С. Воронцов, генерал-губернатор Одессы, принялся хлопотать о том, чтобы срок его пребывания в этом городе был увеличен. Однако сам художник не хотел задерживаться в этих краях.

Как Брюллов отстаивал свою независимость

25 декабря Брюллов прибыл в Москву. Знакомство с А. С. Пушкиным стало важным событием его биографии. После его прибытия в Петербург государь потребовал от Карла Павловича, чтобы тот писал портреты членов императорской фамилии. Однако он всякий раз находил причины, чтобы не выполнить работу. Придворные поражались дерзости, с какой художник относился к высокопоставленным лицам. Брюллов отстаивал творческую независимость, он сумел заставить всех уважать себя.

Преподавательская деятельность и новые работы

Карл Брюллов, биография и творчество которого были к тому времени известны многим, в 1836 году стал работать в Петербургской Академии художеств профессором, где учил молодых художников. Он создал целую "брюлловскую школу", в которую входили его последователи. Многие известные мастера, такие как Т. Шевченко, П. Федотов и др., выросли под влиянием Карла Павловича. К периоду работы в Академии относится также создание около 80 новых портретов. К числу самых известных произведений Брюллова 30-х годов относятся портреты В. А. Перовского, сестер Шишмаревых (на фото выше), Кукольников, певицы А. Я. Петровой. Кроме того, Брюлов участвовал в росписи Исаккиевского собора.

События в личной жизни художника

Следует отметить, что во второй половине 1830-х был очень одинок в личной жизни Карл Павлович Брюллов. Биография его отмечена чувством к женщине по имени Юлия Самойлова, о которой мы уже рассказывали. Однако в то время она была за границей. Карл Павлович в возрасте сорока лет познакомился с Эмилией Тимм, одаренной пианисткой. Отцом этой девушки был рижский бургомистр. У Эмилии, нужно сказать, было непростое прошлое. Она честно призналась художнику в связи со своим родным отцом. Однако жалость и любовь ослепили художника. Он понадеялся на то, что чувства преодолеют все. Так была отмечена венчанием с Эмилией биография Карла Брюллова. Личная жизнь его, однако, оказалась непростой. Спустя 2 месяца, пережив притязания отца своей избранницы и общественный скандал, он расстался с Эмилией. Графиня Самойлова вскоре вернулась в Россию. В 1841 году художник создал ее парадный портрет.

Последние годы жизни

В 1847 году ревматизм, тяжелая простуда и больное сердце приковали живописца к постели на 7 лет. Однако и в это время он продолжал работать. Примечателен его "Автопортрет", относящийся к 1848 г. (представлен в начале статьи).

По совету врачей в апреле 1849 г. Брюллов навсегда покинул Россию. Однако лечение на о. Мадейра не принесло ему облегчения. Художник создал несколько портретов. Самым известным среди них является изображение М. Ланчи, относящееся к 1851 году. Тем не менее Карл Павлович не получал удовлетворения от работы. Весной следующего года он переехал в Марчиано под Римом. Биография Карла Брюллова оканчивается 23 июня 1852 г. Именно тогда умер художник. Его мастерская была наполнена набросками с изображением сцен из итальянской народной жизни.

Карл Брюллов, краткая биография которого была нами изложена, является одним из величайших русских художников. Работы его известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Теперь вы знаете, чем примечательна такого художника, как Брюллов Карл Павлович, биография. История жизни его, согласитесь, весьма интересна.

Карл Брюллов - именитый художник, имя которого стало синонимом направлений классицизма и позднего русского романтизма в живописи. Талант, взращиваемый в Брюллове с детства, подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Голова Вакха», «Смерть Инессы де Кастро», «Вирсавия», «Гадающая Светлана». А его картина «Последний день Помпеи» до сих пор восхищает истинных ценителей искусства всего мира.

Детство и юность

Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.

Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтрака за недостаточное усердие.

Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.


Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду - малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.

Живопись

В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром - картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее - в 1822 году.


В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.


Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского - все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.


Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов - Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.


В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств - художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.


Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.


Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».


В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.


По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви и , что на Невском проспекте.

Личная жизнь

Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.


В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.


Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.

Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.


Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

Произведения

  • 1823 - «Итальянское утро»
  • 1827 - «Итальянский полдень»
  • 1827 - «Прерванное свидание»
  • 1830-1833 - «Последний день Помпеи»
  • 1831 - «Джованина Пачини»
  • 1832 - «Всадница»
  • 1835 - «Ольга Ферзен на ослике»
  • 1839 - Портрет баснописца Ивана Крылова
  • 1840 - Портрет писателя Александра Струговщикова
  • 1842 - Портрет графини Юлии Самойловой
  • 1848 - Автопортрет

Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник.

Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья. Слава пришла к нему ещё в Академии - всех изумляла его способность превращать обыкновенные этюды в законченные, совершенные картины (например, «Нарцисс», 1819 г.).

Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию на средства незадолго до того организованного Общества поощрения художеств. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.

В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд ныне хорошо известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.). Полотна наполнены солнечным светом, они воплощают безудержную радость бытия, воспевают молодость и красоту.

После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего в 79 г. н. э. при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением - «Последний день Помпеи» (1830-1833 гг.). Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности. Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и в основном чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.

В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию. Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.

После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром. Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).

На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.). На нём художник выглядит усталым и разочарованным.

Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.

Карл Павлович Брюллов — известный русский художник монументалист, акварелист, портретист и представитель школы реализма и классицизма. Родился будущий великий живописец в семье академика и преподавателя Санкт-Петербургской академии наук Павла Ивановича Брюллова и его жены Марии Ивановны Шрёдер. Карл имел немецко-французские корни, а кроме него в семье воспитывались трое братьев и две сестры. Болезненный и застенчивый, Карл до 7 лет плохо ходил, поскольку часто болел, но его отец делал все, чтобы привлечь мальчика к живописи, а в 1809 году, поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где успешно проучился до 1822 года.

Юноша сменил непривычную русскому слуху фамилию Брюлло на Брюллова. Талантливый, умный и разносторонний, Карл привычно помогал однокурсникам, развивал творческие способности и успешно закончил академию художеств, чтобы затем получить приглашение в Италию для совершенствования мастерства.

Итальянский период творчества

Произведения Карла Брюллова в итальянский период его жизни носят довольно разнообразный характер, в основном отражая романтические настроения гениального творца, лишь по возвращении в Россию и дальнейшем возмужании, Карл Брюллов стал посвящать время более серьезным работам в стиле реализма, а одними из наиболее выдающихся его художественных творений стали автопортреты. Художник увлекся портретизмом, а одну из главных тем в его живописи стали занимать женщины, благодаря которым он успешно черпал вдохновение. Можно привести сразу несколько успешных работ талантливого живописца, вот картины Карла Брюллова с названиями:




В творчестве Карла Брюллова хорошо прописано торжество жизни, красота и восторг, с которым художник делал работы. Особо отметили в России картину Брюллова «Всадница», которая удачно показала торжественность и сдержанную красоту очаровательной наездницы, а окружающий фон был удачно вписан Брюлловым, будучи продуманным до мельчайших деталей.

Создание полотна «Последний день Помпеи»

Большинство работ Карла Брюллова наполнены жизнерадостностью, легкостью и воздушностью Отлично выписывал он и акварели для русских и итальянских аристократов, занимался написанием полотен на историко-религиозную тематику, ну а ключевой работой этого периода стало знаменитое полотно художника «Последний день Помпеи». Замысел картины появился у живописца после посещения города Помпеи, который трагически погиб в результате извержения Везувия. Написанием этой монументальной картины он занимался до 1833 года, тщательно подходя к описанию эмоций и чувств людей, которые подверглись влиянию неуправляемой стихии, что вызвало повсеместное одобрения, но было отвергнуто в Париже в ходе выставки, хотя и получило там высокое место.

Заказанное купцом Демидовым творение, стало украшением Русского музея и по сей день. Тогда же художник занимается созданием картины «Вирсавия», имеющем религиозную подоплеку и оставшееся незаконченным. Графиня Юлия Самойлова — муза Карла Брюллова, познакомилась с гением именно в итальянский период его жизни и стала одним из важнейших героев его художественных произведений, где художник часто изображал и самого себя.

Петербургская карьера

Выставка Карла Брюллова в Третьяковской галерее и сейчас вызывает неподдельный восторг — все его акварельные работы создавались с помощью больших лаконичных цветовых пятен, которые делал их выразительными благодаря их выразительности и контрастности сочетаний. Тогда же сам император Николай пожелал, чтобы Брюллов стал профессором Академии художеств и занялся написанием монументальной исторической картины. Интересным сюжетом для ее создания стала история стала осада Пскова польским королем Стефаном Баторием, но довести до конца автор ее не смог.

Виртуозный портретист стал активно приглашаться в лучшие дома Петербурга для написания акварелей с самыми именитыми городскими чиновниками, что на тот период считалось особым шиком. Биография Карла Брюллова в этот период чрезвычайно насыщенна — он рисует портреты знати, разрисовывает фрески лютеранских церквей, а также начинает заниматься росписью Исаакиевского собора. Благодаря творчеству Карла Брюллова, удалось освободить из крепостничества гения украинской литературы Тараса Шевченко — чтобы предоставить ему вольную, Карлу пришлось сделать портрет Жуковского, чтобы затем успешно и довольно дорого продать на придворном аукционе. Художник Карл Брюллов в поздний период своего творчества занимается написанием автопортретов — 1843, 1848. На них он изображен усталым, серьезным и уже пожилым человеком, который успел многое повидать в жизни, а его творчество становится более зрелым и основательным.

Последний этап жизни

Годы жизни Карла Брюллова полностью охватывают первую половину 19 столетия и в конце своего творческого пути художник заново переосмысливает собственное творчество пытается запечатлеть романтическую взволнованность образов, характерных для его времени. Последняя работа Брюллова — портрет Микеланджело Ланчи, знаменитого итальянского археолога, в которой художник удивительно точно выписал психологические особенности и детали героя своего полотна.

Карл Павлович Брюллов — это удивительное явление для своего времени, его шедеврами мы и до сих пор наслаждаемся в различных картинных галереях. За свою жизнь художник успел попробовать себя в разных жанрах, а его любимыми учениками стали небезызвестные Тарас Шевченко и Петр Федотов. Живописец сумел значительно обогатить своим творчеством Россию, а по его стопам были созданы многие выдающиеся работы художников более позднего периода

Категория


Карл Павлович Брюллов (12 декабря 1799, Санкт-Петербург - 11 июня 1852, Манциана, Италия) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма. За ним закреплён негласный титул «главного русского романтика» в живописи.

К. Брюллов. Автопортрет. Около 1833 г.

Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери. Карл был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок. До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».


К. Брюллов. Автопортрет. 1823


К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника. 1823-1827


К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника.

В 1809-1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» и права продолжения обучения живописи в Италии за казённый счет.


К. Брюллов. Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского. 1821


К. Брюллов. Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с девочкой, в лодке. 1833-1835

С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи», удостоенную в Париже Гран-при. Картина была заказана русским магнатом Анатолием Николаевичем Демидовым. Брюллов работал над ней 6 лет. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принёсших ему громкую славу. Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.


К. Брюллов. Портрет А. Н. Демидова. 1831-1852

В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества, он много и с увлечением рисовал свою возлюбленную. Сохранилось два парадных портрета графини, созданных им, предполагают, что их было больше, но они утрачены. В картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал её трижды: рядом с художником (собой) с кувшином на голове, упавшей на землю и в виде матери, прижимающей к себе дочерей, в левом углу картины.


К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833



Юлия Павловна Самойлова на картине «Последний день Помпеи».


Юлия Павловна Самойлова и Карл Брюллов на картине «Последний день Помпеи».

«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - дерзко сознавалась Юлия. Она была ему верна не больше недели. И с лёгким сердцем принимала его мимолетные измены, больше похожие на попытки спастись от неё, сбежать. Но нет! Спастись от Юлии ему не удавалось. «Мой дружка Бришка... Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена. Целую тебя и, верно, буду писать тебе часто, ибо для меня счастье с тобой беседовать хотя бы пером»,- писала она ему, умчавшись куда-то с очередным любовником. На многих работах мастера можно увидеть её черты.


К. Брюллов. Вирсавия. 1832

В 1825 году Юлия (дочь генерала Палена и Марии Скавронской), будучи фрейлиной, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей. В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись, Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией весьма дружеские отношения. Современники считали виновницей случившегося Юлию Павловну. Одни говорили, что виной тому была её связь с французским послом графом Пьером Ла-Феронне, другие с Барантом-сыном.


Б.Ш. Митуар. Портрет Самойловой Ю. П. 1825

Юлия Павловна держала себя предельно независимо. Своим экстравагантным образом жизни и поведением она шокировала петербургское общество. О.С. Павлищева писала мужу в Варшаву: «Проезжала ли через Варшаву графиня Самойлова? Вытворяла ли она свои фокусы, то есть уселась ли на облучке вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и растрёпанной голове? Она презабавная и, я думаю, немного не в себе». Александр Пушкин написал о Юлии Самойловой:
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…»


К. Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842

У графини Самойловой было две приёмные дочери - младшая Амацилия (род. в 1828) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова.


К. Брюллов. «Всадница». Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой. 1832

Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание - неизвестно, но, судя по картине «Всадница», написанной в 1832 году, уже четырёхлетней она жила у нее. Вопрос с этими двумя девочками до конца не прояснён, документы свидетельствуют, что у композитора была на самом деле только одна дочь. Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины - Кармине Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой.


К. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832-1834

В 1835 году Брюллов совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Петербург. В 1836-1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843-1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге (завершены П. В. Басиным).


К. Брюллов. Портрет П.В. Басина. 1830


К. Брюллов. Профиль головы Глинки. 1843-1847


К. Брюллов. Портрет скульптора И. П. Витали. 1836-1837


К. Брюллов. Портрет писателя Н.В. Кукольника.

Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. Первая попытка выкупить Шевченко из крепостной кабалы закончилась неудачей – Энгельгардт запросил у Брюллова огромную сумму в 2500 рублей! «Самая крупная свинья в торжковских туфлях» – сказал о помещике после этого разговора Брюллов. Таких больших денег ни у кого не было. Тогда Брюллов и Жуковский придумали оригинальный ход – художник напишет портрет Василия Андреевича, который разыграют в лотерее. Требуемая сумма в 2500 рублей была собрана, и портрет был продан.


К. Брюллов. Портрет поэта В.А. Жуковского. 1837

Очень интересен вопрос, кто же участвовал в лотерее, и кто выиграл портрет?
В дневнике одной из царственных особ есть запись об этом событии: «Императрица Александра Федоровна потратила 400 рублей, будущий император Александр II и великая княгиня Елена Павловна – по 300 рублей». Известно, что царская семья выкупила все билеты, однако, как видно из записи, оплатила только 1000 рублей. Остальные деньги пришлось добавлять самим Карлу Брюллову и Василию Жуковскому.
Выиграла в лотерее императрица, которая сразу же подарила портрет наследнику.


К. Брюллов. Императрица Александра Федоровна. 1830

После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова. Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.


Крамской И. Н. Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871

Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В.А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста. Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.


К. Брюллов. Портрет баснописца И.А. Крылова. 1839

В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма, виртуозной пианисткой, и влюбился в неё до безумия. В этом же году Карл сделал официальное предложение Эмилии и она согласилась. Образ Эмилии Брюллов запечатлел в некоторых своих произведениях тех лет. Так на алтарной картине для лютеранской церкви Св. Петра и Павла «Распятие» мастер придал Марии Магдалине черты Эмилии Тимм.


К. Брюллов. Распятие. Алтарная картина церкви Св. Петра и Павла. 1838

27 января 1839 года они поженились, однако, как вспоминал Александр Брюллов, брат живописца: «...В самый день свадьбы Карл оделся, как он обыкновенно одевается, взял шляпу и, проходя через мастерскую, остановился перед копией Доменикино, уже оконченной. Долго стоял он молча, потом сел в кресла. Кроме его и меня в мастерской никого не было. Молчание длилось ещё несколько минут. Потом он, обращаясь ко мне, сказал: «Цампиери как будто говорит мне: «Не женись, погибнешь»...». Тарас Шевченко оставил тревожные воспоминания о свадьбе Карла и Эмилии: «Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы. Но в продолжение обряда Карл Павлович стоял глубоко задумавшись: он ни разу не взглянул на свою прекрасную невесту.»


К. Брюллов. Портрет молодой женщины у фортепьяно (Эмилия Тимм). 1838

«Был слух, что у жениха и невесты вышла ссора незадолго до свадьбы, вмешалась в дело родня, ссору замяли, а со свадьбой поторопились. Впрочем, что теперь думать да гадать: поселилось в мастерской очаровательное существо с тонким лицом и лёгкими движениями; всё мило в госпоже Эмилии – и весёлое с немецким выговором щебетание, и застенчивость, с какой она убегает от нескромных шуток супруга, и немецкая карточная игра по мелочи, к которой она старается приохотить посещающих мастерскую учеников. Но Великий невесел, что-то грызет его, не даёт покоя, даже в райские минуты, когда супруга его садится к фортепьяно, след озабоченности не исчезает с его лица...»,- пишет Порудоминский о начале семейной жизни Карла и Эмилии.


К. Брюллов. Портрет Эмилии Тимм. 1838

Уже спустя месяц супруги расстались навсегда. Эмилия уехала с родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс продолжался до 1841 года. Причина разрыва осталась неизвестной петербургскому обществу, которое во всём обвиняло мужа. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Исследователи утверждают, что истинной причиной разрыва стала связь Эмилии с одним из своих близких родственников, которая продолжалась и после её замужества. Вероятно, о неверности невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая всё-таки состоялась под давлением родителей Эмилии. Хотя причиной для разрыва с великим художником могло послужить и то, что Брюллов был далеко не простым человеком, да и разница в возрасте более 20 лет сделала своё дело.


Акварель К. Брюллова. Самойлова Юлия Павловна.

В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург Самойлова. Родные Юлии Павловны пытались помирить её с супругом, но 23 июля 1842 года, за несколько дней до встречи с женой, Николай Самойлов неожиданно умер. После смерти мужа графиня Самойлова окончательно покинула Россию и поселилась в Италии. Карл Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.


Акварель Д. Босси. Самойлова Юлия Павловна.

В 1845 году Юлия Павловна приняла решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 году она вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери, отличавшемся необыкновенной красотой. Выйдя замуж, Юлия Павловна лишилась подданства Российской империи. Новое семейное счастье было недолгим, синьор Пери умер в том же году в Венеции от чахотки. Потеря графского титула очень огорчала Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая большими средствами, она в 1863 году опять вышла замуж - за разорившегося французского графа, дипломата Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались, получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.
Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже и по завещанию была похоронена на кладбище , вместе со вторым мужем.


К. Брюллов. Автопортрет. 1848

Карл Брюллов в связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме. «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» - последняя работа Брюллова - стала одной из первых картин, купленных П. М. Третьяковым для своей коллекции.


К. Брюллов. Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар. 1849


К. Брюллов. Портрет археолога Микеланджело Ланчи.

Здоровье его подорвал, как принято считать, непосильный труд над росписью Исаакия: по преданию, в огромном соборе маэстро воскликнул: «Мне тесно! Я расписал бы небо!» Карл Павлович Брюллов скончался 23 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству русского представителя в Риме, смерть наступила через три часа после припадка удушья. Похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо.


Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище.


Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К.П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века. Именем Карла Брюллова названа улица в Москве. 20 сентября 2013 года на острове Мадейре (Португалия), в центральном парке города Фуншала был установлен бронзовый бюст Карлу Брюллову. В Михайловском саду, у павильона Росси (Санкт-Петербург) в 2003 году установлен бюст К.П. Брюллова (по оригиналу И.П. Витали 1837 г.)




© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры