Vi фестиваль молодежи и студентов. Русская служба Би-би-си – Информационные услуги

Главная / Бывшие

РГАНТД продолжает публиковать любительские фотографии Бориса Евсеевича Чертока из его уникальной коллекции фотодокументов, первые фотографии которой датируются 1930-ми гг. XX века. Часть фотодокументов архива Б.Е. Чертока (Фонд № 36) публиковалась ранее:

Черток Борис Евсеевич (01.03.1912, Лодзь (Польша) - 14.12.2011, Москва) - один из основоположников теории и практики создания систем управления ракетами и космическими аппаратами, основатель научной школы, академик Российской академии наук, доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии астронавтики, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской (1957) и Государственной премий (1976), награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени». При его непосредственном участии были создаваны первые баллистические ракеты, первые искусственные спутники Земли, автоматические аппараты к Луне, Марсу и Венере, спутники связи «Молния», спутники зондирования Земли, пилотируемые космические корабли и орбитальные станции. и другие объекты.

В ноябре 1945 г. представители 63 государств приняли решение о проведении Всемирных фестивалей молодежи и студентов. Первый фестиваль прошел в Праге в 1947 г., в нем участвовали 17 тысяч человек из 71 страны, затем фестивали проходили в Будапеште (1949 г.), Берлине (1951 г.), Бухаресте (1953 г.), Варшаве (1955 г.). И, наконец, в июле 1957 г. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов приняла Москва.

Фестиваль, проходивший с 28 июля по 11 августа 1957 г. оказался самым масштабным по количеству людей и мероприятий - в Москву прибыли 34 тысячи человек из 131 страны мира.

К 60-летию VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве впервые публикуются фотографии первого дня фестиваля, а именно прохода и проезда иностранных делегаций по Москве 28 июля 1957 г. Особый интерес представляют фотографии не только участников фестиваля, но и виды той Москвы конца 1950-х гг., которой уже нет.

Количество участников фестиваля было столь значительным, что для перевозки всех единовременно не хватало автобусов. Тогда было принято решение использовать и грузовики (ГАЗ-51А, ЗИЛ-150, ЗИЛ-121), декорированные основным символом фестиваля - ромашкой, ее изображение можно рассмотреть на фотоснимке Главного входа Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. В центре ромашки - изображение земного шара с надписью «За мир и дружбу», а по краям пять разноцветных лепестков, символизировавших пять континентов: красный лепесток - Европу, жёлтый - Азию, голубой - Америку, фиолетовый - Африку, а зелёный - Австралию. В эти же цвета покрасили машины целиком, борта зашили щитами, на щиты и кабину нанесли наиболее узнаваемые символы государств - участников фестиваля. К сожалению, Б.Е. Черток использовал для съемки черно-белую пленку, не передающую всю цветовую гамму. Машины закреплялись конкретно за каждой делегацией в соответствии с цветом их континента и символом страны. Шествие участников фестиваля проходило от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки по улице Б. Галушкина прилегающей к проспекту Мира, до Лужников, где состоялось его торжественное открытие.

Публикацию подготовила Л. Успенская при участии студентки РГГУ О. Березовской .

Сканирование и описание фотодокументов А. Ионов.

Перекресток между улицами Моховая и Воздвиженка. На заднем плане - здание Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина с эмблемой VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве над главным входом. На переднем плане - автомобили - «Москвич-401», такси «ГАЗ-51», автобусы «ЗИЛ». Москва. Июль 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 208.
Перекресток между улицами
Моховая и Воздвиженка.
На заднем плане - здание Государственной библиотеки СССР
им. В.И. Ленина с эмблемой
VI Всемирного фестиваля молодежи
и студентов в Москве над главным входом.
На переднем плане - автомобили - «Москвич-401»,
такси «ГАЗ-51», автобусы «ЗИЛ».
Москва. Июль 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 208.

Здание Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина, где проходила Международная филателистическая выставка, на ней было представлено более 400 стендов с марками разных стран - участниц фестиваля. Москва. Июль 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 210.
Здание Государственной библиотеки СССР
им. В.И. Ленина, где проходила
Международная филателистическая выставка,
на ней было представлено более 400 стендов
с марками разных стран - участниц фестиваля.
Москва. Июль 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 210.

Ул. Бориса Галушкина в сторону проспекта Мира. Москва. Июль 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 246.
Ул. Бориса Галушкина
в сторону проспекта Мира.
Москва. Июль 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 246.

Делегация Иордании с приветственным транспарантом на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 212.
Делегация Иордании
с приветственным транспарантом
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 212.

Колонны представителей Туниса и Мадагаскара на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 214.
Колонны представителей
Туниса и Мадагаскара
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 214.

Представители Туниса на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 216.
Представители Туниса
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 216.

Представители Португалии на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 220.
Представители Португалии
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 220.

Колонна представителей княжества Монако на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 221.
Колонна представителей
княжества Монако
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 221.

Делегации Югославии, Египта, Омана и Кувейта на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 222.
Делегации Югославии,
Египта, Омана и Кувейта
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 222.

Колонна представителей Дании на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 224.
Колонна представителей Дании
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 224.

Представители делегации Дании, на втором плане представители вьетнамской делегации в автобусах ЗИС-155. Москва. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 227.
Представители делегации Дании,
на втором плане представители вьетнамской
делегации в автобусах ЗИС-155.
Москва. 28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 227.

Представители Румынии на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, на втором плане - представители Международной федерации мусульманской молодежи. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 229.
Представители Румынии
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве, на втором
плане - представители Международной
федерации мусульманской молодежи.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 229.

Представители Румынии в национальных костюмах на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 230.
Представители Румынии
в национальных костюмах
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 230.

Делегация Вьетнама в автобусах ЗИС-155 на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 236.
Делегация Вьетнама
в автобусах ЗИС-155
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 236.

Колонна представителей Франции на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 237.
Колонна представителей Франции
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 237.

Колонны представителей Югославии и Египта на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 238.
Колонны представителей
Югославии и Египта
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 238.

Колонны представителей Эфиопии, Уганды и Сомали на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 241.
Колонны представителей
Эфиопии, Уганды и Сомали
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 241.

Колонна представителей Сомали на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 244.
Колонна представителей Сомали
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 244.

Автобус итальянской делегации движется по ул. Бориса Галушкина в сторону проспекта Мира. Москва. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 245.
Автобус итальянской делегации
движется по ул. Бориса Галушкина
в сторону проспекта Мира.
Москва. 28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 245.

Автомобильная колонна с представителями африканских государств («Африка черная») на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 250.
Автомобильная колонна
с представителями африканских
государств («Африка черная»)
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 250.

Иностранные участники VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в специально оборудованном грузовике. Москва. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 252.
Иностранные участники
VI Всемирного фестиваля молодёжи и
студентов в Москве
в специально оборудованном грузовике.
Москва. 28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 252.

Представители Вьетнама в специально оборудованных грузовиках на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 258.
Представители Вьетнама
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 258.

Проезд по улицам Москвы мотоциклистов и колонны автомобилей с участниками VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 259.
Проезд по улицам Москвы
мотоциклистов и колонны автомобилей
с участниками VI Всемирного фестиваля
молодежи и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 259.

Мотоцикл, возглавляющий автомобильную колонну с делегатами из Венесуэлы, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 261.
Мотоцикл, возглавляющий
автомобильную колонну
с делегатами из Венесуэлы,
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 261.

Представители Дании в специально оборудованных грузовиках на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 262.
Представители Дании
в специально оборудованных грузовиках
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 262.

Мотоциклы, возглавляющие автомобильные колонны с делегатами из Гватемалы и Гвианы Французской, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 264.
Мотоциклы, возглавляющие
автомобильные колонны с делегатами
из Гватемалы и Гвианы Французской,
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 264.

Представители Западноафриканского студенческого союза (WestAfricanStudents’ Union, основан в 1925 году в Лондоне) в специально оборудованных грузовиках на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 265.
Представители Западноафриканского
студенческого союза
(WestAfricanStudents’ Union,
основан в 1925 году в Лондоне)
в специально оборудованных грузовиках
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 265.

Мотоцикл, возглавляющий автомобильную колонну с делегатами из Гавайских островов, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 266.
Мотоцикл, возглавляющий
автомобильную колонну с делегатами
из Гавайских островов,
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 266.

Представители Великобритании в специально оборудованных грузовиках на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 267.
Представители Великобритании
в специально оборудованных грузовиках
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 267.

Мотоцикл, возглавляющий автомобильную колонну с делегатами из Бирмы, на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 271.
Мотоцикл, возглавляющий
автомобильную колонну
с делегатами из Бирмы,
на VI Всемирном фестивале молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957 г.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 271.

Мотоциклы с гимнастками на специальных постаментах, возглавляющие автомобильную колонну с иностранными участниками VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. 28 июля 1957 г. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 272.
Мотоциклы с гимнастками
на специальных постаментах,
возглавляющие автомобильную колонну
с иностранными участниками
VI Всемирного фестиваля молодёжи
и студентов в Москве.
28 июля 1957.
РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 272.

Полвека назад, 28 июля 1957 года, открылся Московский фестиваль молодежи и студентов - апофеоз хрущевской оттепели.

Никогда прежде советская столица не видала такого количества иностранцев и такой свободы.

Мой знакомый, которому тогда было пять лет, впервые увидел на улицах людей с другим цветом кожи. Впечатление осталось на всю жизнь.

Еще ему запомнились ряженые на ходулях, которые расхаживали по парку Горького, выкрикивая: "Веселись, народ, фестиваль идет!".

"Люди доброй воли"

Московский фестиваль был шестым по счету. Первый состоялся в Праге в 1947 году. Советский Союз являлся главным организатором и спонсором встреч "прогрессивной молодежи", однако предпочитал проводить их в столицах "стран народной демократии".

О том, как принималось решение приподнять "железный занавес", какие велись дискуссии в советском руководстве, достоверной информации нет. Однако известно, что подготовка к Московскому фестивалю началась за два года, иными словами, тогда, когда Никита Хрущев еще не был единоличным лидером.

В 50-е годы коммунистическая страна решила научиться улыбаться. Советское общество пыталось избавиться от имиджа закрытости, угрюмости и воинственности.

При Сталине любой иностранец, даже коммунист, считался в СССР потенциальным шпионом. Вступать с ним в контакт по собственной инициативе советским людям категорически не рекомендовалось. Общаться с иностранцами должны были только те, кому положено.

"Оттепель" принесла с собой новые принципы: иностранцы делятся на плохих и хороших, и последних неизмеримо больше; все трудящиеся - друзья СССР; если они пока и не готовы строить социализм, то уж точно хотят мира во всем мире, и на этой почве мы с ними столкуемся.

Прежде Россию полагалось считать "родиной слонов", а "их" науку и культуру - сплошь продажными и растленными. Теперь все западное перестали отвергать чохом и подняли на щит Пикассо, Феллини и Ван Клиберна. Чтобы чиcлиться в СССР "прогрессивным", членства в компартии от зарубежного писателя или режиссера уже не требовалось.

Появился специальный термин: "люди доброй воли". Не стопроцентно наши, но и не враги.

Они-то и съехались в Москву, причем в небывалом количестве - 34 тысячи человек из 131 страны!

Самые многочисленные делегации - по две тысячи человек - прибыли из Франции и Финляндии.

В фаворе у хозяев были представители "третьего мира", особенно насеровского Египта и только что получившей независимость Ганы.

Ряд делегаций представляли не государства, а национально-освободительные движения. "Героев", ненадолго вырвавшихся в Москву, старались принять особенно сердечно. Пресса расписывала трудности и опасности, которые им пришлось для этого преодолеть. В СССР никого не волновало, что у себя на родине они считались членами незаконных вооруженных формирований.

Советский размах

Советский Союз подготовился к мероприятию так, как умеют только в тоталитарных странах.

К фестивалю построили стадион "Лужники", расширили проспект Мира и впервые закупили венгерские "Икарусы".

Прежде всего, гостей старались поразить масштабами.

На церемонии открытия в тех самых Лужниках танцевально-спортивный номер исполняли 3200 физкультурников, а с восточной трибуны выпустили 25 тысяч голубей.

Белого голубя сделал символом борьбы за мир Пабло Пикассо. На предыдущем фестивале в Варшаве получился конфуз: голуби жались к ногам выпускающих и отказывались лететь.

В Москве голубятников-любителей специально освобождали от работы. К фестивалю вырастили сто тысяч птиц и отобрали самых здоровых и подвижных.

В главном мероприятии - митинге "За мир и дружбу!" на Манежной площади и прилегающих улицах участвовало полмиллиона человек. Больше москвичей собралось только на митинг и рок-концерт в честь победы над ГКЧП 24 августа 1991 года.

Всего с 28 июля по 11 августа состоялось больше 800 мероприятий, среди которых были такие экзотические, как бал в Грановитой палате и массовый заплыв с факелами по Москве-реке.

На фестивале были аккредитованы две тысячи журналистов. Для них и для гостей ввели 2800 новых телефонных номеров - очень много по меркам того времени.

Официальной песней фестиваля был "Гимн демократической молодежи" ("Песню дружбы запевает молодежь, эту песню не задушишь, не убьешь!"), но его подлинной музыкальной темой стали "Подмосковные вечера", звучавшие буквально всюду. Эта светлая и щемящая мелодия на несколько лет сделалась в СССР культовой.

Многое в те две недели произошло в стране впервые: прямые телетрансляции, ночная подсветка Кремля и Большого театра, фейерверк не в честь революционного праздника или военной победы.

Ветер перемен

Советская молодежь в суровые и скудные послевоенные годы не была избалована впечатлениями и удовольствиями, она кинулась в фестивальный вихрь с энтузиазмом, который в наши дни трудно понять и вообразить.

При огромном количестве гостей контролировать общение было невозможно, да никто особо и не пытался.

Две недели на улицах и в парках шло массовое братание. Нарушались заранее расписанные регламенты, мероприятия затягивались за полночь и плавно перетекали в гуляние до рассвета.

Знавшие языки радовались возможности блеснуть эрудицией и поговорить о еще недавно запрещенных импрессионистах, Хемингуэе и Ремарке. Гости бывали потрясены эрудицией собеседников, выросших за "железным занавесом", а молодые советские интеллектуалы - тем, что иностранцы не ценят счастья свободно читать любых авторов и ничего о них не знают.

Кто-то обходился минимумом слов. Через год в Москве появилось множество темнокожих ребятишек, которых так и называли: "дети фестиваля". Их матерей не отправляли в лагеря "за связь с иностранцем", как случилось бы еще недавно.

Конечно, кого попало, в Москву не приглашали. Подавляющее большинство зарубежных участников были "друзьями СССР", "борцами против колониализма", "людьми прогрессивных взглядов". Другие и не поехали бы на фестиваль меньше чем через год после венгерских событий. Но гости принесли совершенно непривычную для советских людей интеллектуальную и поведенческую свободу.

Все понимали, что праздник не может длиться вечно. Но очевидцы вспоминают: это было не просто грандиозное веселье, казалось, что навсегда наступает какая-то совершенно новая, лучшая жизнь.

Чуда не произошло. Но именно после Московского фестиваля в СССР появились джинсы, КВН, игра в бадминтон и абстрактная живопись, а Кремль был открыт для публики. Начались новые веяния в литературе и кино, "фарцовка" и диссидентское движение.

В одну реку дважды не войдешь

Летом 1985 года Москва опять принимала Всемирный фестиваль молодежи - двенадцатый по счету. Как и в первый раз, отпустили немалые средства, подготовили программу, привели в порядок город.

Однако ничего похожего на фестиваль 1957 года не получилось, и никому "сиквел" особо не запомнился.

С одной стороны, к середине 80-х для советских граждан иностранцы давно перестали быть невидалью.

С другой - политика советских властей была жестче, чем во времена "оттепели". У власти уже находился Михаил Горбачев, но слова "гласность" и "перестройка" еще не прозвучали, а отношения с Западом были близки к точке замерзания.

Гостей фестиваля старались плотно занять и держать подальше от москвичей. Общались с ними главным образом специально подобранные комсомольцы.

Нынешним летом московская мэрия и общественная организация "Федерация мира и согласия", которую возглавляет ветеран советской международной журналистики Валентин Зорин, провели в Москве "круглый стол" и шествие по проспекту Мира в честь 50-летия фестиваля 1957 года.

О степени общественного внимания к мероприятию свидетельствует красноречивый факт: организаторы перенесли его с конца июля, когда, собственно, отмечается юбилей, на 30 июня, чтобы потенциальные участники не разъехались на дачи и каникулы.

Самих же фестивалей больше не устраивают. Советская эпоха ушла в прошлое вместе со всем плохим и хорошим, что в ней было.



VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов открылся 28 июля 1957 года в Москве.

Гостями фестиваля стали 34 000 человек из 131 страны мира.

Фестиваль проходил две недели и стал во всех смыслах значимым и взрывным событием для советских юношей и девушек - и самым массовым за свою историю. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели и запомнился своей открытостью.

Фестиваль готовился в течение двух лет. Это была запланированная властями акция по «освобождению» народа от сталинской идеологии. Заграница прибывала в шоке: приоткрывается железный занавес!

Идею московского фестиваля поддержали многие государственные деятели Запада - даже королева Бельгии Елизавета, политики Греции, Италии, Финляндии, Франции, не говоря уж о просоветски настроенных президентах Египта, Индонезии, Сирии, руководителях Афганистана, Бирмы, Непала и Цейлона.

На Московский фестиваль молодежи и студентов приехали 34 тысячи гостей из 131 страны, в пресс-центре были аккредитованы две тысячи журналистов. В то время в СССР слово «иностранец» было синонимом слов «враг», «шпион», за исключением разве что представителей стран соцлагеря, но даже и к ним относились с подозрением. Любой иностранец сразу становился экзотикой. И вдруг на улицах Москвы появились тысячи людей со всех концов света, всех цветов и оттенков.

Благодаря фестивалю, в столице появились парк «Дружба» в Химках, гостиничный комплекс «Турист», стадион в Лужниках и автобусы «Икарус». Кремль, день и ночь охраняемый от врагов и друзей, стал совершенно свободным для посещений, в Грановитой палате устроены были молодежные балы. Центральный парк культуры и отдыха имени Горького вдруг отменил плату за вход.

Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий и неорганизованного и неподконтрольного общения людей. В особом фаворе была черная Африка. К чернокожим посланцам Ганы, Эфиопии, Либерии (тогда эти страны только что освободились от колониальной зависимости) устремлялись журналисты, к ним «в интернациональном порыве» спешили и московские девушки. Выделяли и арабов, поскольку Египет только что обрел национальную свободу после войны.

Благодаря фестивалю возник КВН, трансформировавшись из специально придуманной передачи «Вечер веселых вопросов ТВ-редакции «Фестивальная». Дискутировали о еще недавно запрещенных импрессионистах, о Чюрленисе, Хемингуэе и Ремарке, Есенине и Зощенко, о входившем в моду Илье Глазунове с его иллюстрациями к произведениям не совсем желательного в СССР Достоевского. Фестиваль перевернул взгляды советских людей на моду, манеру поведения, образ жизни и ускорил ход перемен. Хрущевская «оттепель», диссидентское движение, прорыв в литературе и живописи - все это началось вскоре после фестиваля.

В 1985 году Москва вновь принимала у себя участников и гостей Фестиваля молодежи, уже двенадцатого. Фестиваль стал одной из первых громких международных акций времен перестройки. С его помощью советские власти надеялись изменить к лучшему мрачный образ СССР - «империи зла». На проведение мероприятия отпустили немалые средства. Москву очистили от неблагожелательных элементов, привели в порядок дороги и улицы. Но гостей фестиваля старались держать подальше от москвичей: общаться с гостями разрешалось только людям, прошедшим комсомольскую и партийную проверку. Того единения, какое было в 1957 году во время первого московского фестиваля, уже не получилось.

“БРЕШЬ В ЖЕЛЕЗНОМ ЗАНВЕСЕ”

Бывают события, не выцветающие в эмоциональной памяти, не поддающиеся горькой и язвительной переоценке, согревающие душу в самые промозглые "окаянные" дни. Вспоминая о которых, завидуешь сам себе - неужели это было в твоей жизни?! Те, что принадлежали истории и, одновременно, навсегда определили твою частную, мало кому интересную судьбу.

50 лет назад, июльским вечером 1957 года, ощутив укол неведомого, но пронзительного шила, я выскочил из дому на Пушкинскую улицу. Через три минуты оказался на улице Горького, прозванной нашим поколением "Бродвеем", но от этого не менее советской, помпезной и чинной. В этот почти уже ночной час в ее незыблемо державной атмосфере сквозило нечто непривычное - радостная взвинченность, какое-то волнение. От Манежной площади прямо по мостовой, пренебрегая гудками машин и милицейскими трелями, подымалась толпа, никогда на московских улицах невиданная. Пестрая, почти карнавально разодетая, непочтительная, веселая, звенящая гитарами, бьющая в барабаны, дующая в дудки, орущая, поющая, танцующая на ходу, хмельная не от вина, а от свободы и самых чистых и лучших чувств, незнакомая, неизвестная, разноязыкая - и до озноба, до боли родная. В тот момент я и понял, что мечты действительно сбываются, что моя послевоенная, дворовая юность совпала с юностью века. В Москву пришел всемирный фестиваль молодежи и студентов "За мир и дружбу между народами".

(…)

Жить в закрытой стране - значит воспринимать географическую карту Земли как нечто подобное карте звездного неба, сознавая, что поехать в Париж столь же несбыточно, как полететь на Марс. Это значит - смотреть на случайно встреченного на улице иностранца и впрямь как на марсианина - со смешанным чувством любопытства и страха. Это значит, что о родственниках и даже знакомых, проживающих не в конкретной стране, а в некоей обобщенной, подозрительной "загранице", надо забыть, словно о неприличном сне. И, наконец, что за берет или клетчатую рубашку тебя на улице вполне могут отлупить как стилягу, носителя чуждой идеологии, чуждых манер и нравов и просто за сходство с персонажами из журнала "Крокодил". Кстати, он был едва ли не единственным источником знакомства с зарубежной жизнью. Не считая "Иностранной кинохроники", где позволялось на несколько секунд увидеть Эйфелеву башню, нью-йоркский небоскреб или мадридскую корриду. Знаю людей, которые по пятнадцать раз смотрели каждый выпуск этого киножурнала. По сути, они в замочную скважину имели возможность заглянуть за "железный занавес".

И вот в этом самом "железном занавесе" и была проделана огромная брешь, название которой - фестиваль молодежи и студентов. Я видел это собственными глазами уже в то самое утро, что наступило после небывалого вечера. Неслыханное утро!

Фестиваль ехал по Москве в автобусах и в открытых грузовиках (на всех гостей автобусов не хватало). Он плыл по Садовому кольцу, которое представляло собой бескрайнее человеческое море. Вся Москва, простецкая, только-только пришедшая в себя после военных карточек и очередей, еще не забывшая о борьбе с космополитизмом и низкопоклонством, кое-как приодевшаяся, едва начавшая выбираться из подвалов и коммуналок, стояла на мостовой, тротуарах, крышах домов и тянула к проезжающим гостям руки, истосковавшиеся по пожатию таких же теплых человеческих рук. Географическая карта обрела конкретное воплощение. Мир действительно оказался потрясающе разнообразен. И в этом многообразии рас, характеров, языков, обычаев, одежд, мелодий и ритмов - поразительно един в желании жить, общаться и узнавать друг друга. Теперь такие слова и намерения кажутся банальностью. Тогда, в разгар "холодной войны" они воспринимались как необычайное личное открытие. Наша страна открывала мир, приобщаясь ко всему роду человеческому. А мир открывал нашу страну... Не помню, ел ли я что-то в те дни и ложился ли спать. Я просто был счастлив. Все 14 дней, с утра и до вечера.

О днажды вечером компанию французов мы привели в гости к нашему однокласснику, в огромную московскую коммуналку, переделанную из бывших номеров. Каким-то образом весь старый двор узнал, что в квартире на втором этаже принимают молодых парижан, и народ повалил к нам с пирогами, с вареньем, естественно, с бутылками и прочими дарами простого русского сердца. Француженки ревели в голос. Между прочим происходило все это на Пушечной улице, в ста метрах от знаменитого здания, мимо которого москвичи в те годы проходили, рефлекторно опуская глаза и ускоряя шаг.

Теперь я думаю, что летом 57-го железобетонная регламентация советского бытия бесповоротно пошатнулась. Невозможно сделалось контролировать все на свете: вкусы, моду, будничные привычки, музыку в эфире. На идеях, эмоциях, на песнях и танцах фестиваля мое поколение преобразилось в течение считанных дней. Все советские вольнодумцы, все знатоки джаза и современного искусства, модники и полиглоты имеют своим происхождением лето 57-го.

Никакие последующие обострения политических отношений между Востоком и Западом, идейные проработки и гонения так и не смогли заглушить независимый дух фестиваля. А ведь задуман он был как сугубо идеологическое мероприятие: под прикрытием борьбы за мир и дружбу между народами подрывались буржуазные устои, разрывались цепи колониализма, утверждались коммунистические идеалы. Но, во-первых, борьба за мир действительно объединяла. А во-вторых, как известно, живая жизнь всегда шире и ярче идеологии. И американский борец за мир в техасских джинсах, и французский коммунист, похожий на фланера с Больших бульваров, и токарь с ФИАТа, неотличимый от всех персонажей неореализма, - безотчетно пробивали в "железном занавесе" дыры. Залатать их у сусловских идеологов не хватило сил.

Из воспоминаний писателя Анатолий Макарова

ГОЛУБИ ДЛЯ ФЕСТИВАЛЯ

Среди тех, кто непосредственно готовил фестиваль, – Владлен КРИВОШЕЕВ, ныне – ученый, кандидат экономических наук, а тогда – инструктор орготдела Московского горкома комсомола. Владлену Михайловичу была поручена самая, может быть, экзотическая задача…

В 1955 году (за два года до фестиваля) инструктора Кривошеева вызвал тогдашний первый секретарь МГК комсомола Михаил Давыдов: «С сегодняшнего дня освобождаешься от всех дел. Займешься голубями». Голубями?

В кабинете сидел еще мужчина, как выяснилось, – Иосиф Туманов (потом –

народный артист СССР, известный постановщик массовых народных зрелищ). «Важнейшая задача! – продолжал Давыдов. – Через два года нам нужны 100 тысяч голубей!» А Туманов достал что-то вроде брошюры с печатями и визами –

сценарий мероприятий фестиваля.

…В 1949 году в Париже проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Требовалась эмблема. Знаменитый Пабло Пикассо, вспомнив, очевидно, древние легенды, изобразил голубку с оливковой веточкой в клюве. Так голубь стал символом мира. Фестивали молодежи и студентов (не только наш) проходили под девизом «За мир и дружбу между народами!». Церемония открытия традиционно начиналась с торжественного прохода по стадиону делегаций стран-участниц. И традиционно же проход этот предварял взлет голубиной стаи: голуби как бы начинали весь праздник.

Но Туманову стаи было мало. По его задумке одна за другой над Лужниками (которые к фестивалю спешно строились) должны были взмыть три волны голубей – белые, за ними красные, следом сизые. Поскольку «в верхах» все уже было утверждено, Давыдов подчеркнул: «Сценарий для нас закон».

Эти три волны Кривошееву и надлежало подготовить.

– И смотри, чтобы не было, как в Варшаве! – строго предупредил «первый».

Варшавский фестиваль только что закончился. Голуби там подгадили – в прямом и переносном смыслах. Поляки вынесли на центр стадиона огромный ларец, распахнули крышку, полагая, что птицы рванут в небо белым факелом. Но они не рванули, а выползли и стали бродить по стадиону, мешая движению колонн... Позор, одним словом.

Прежде всего было решено: всякие изысканные чеграши, дутыши, турманы – побоку. Ставим на обычных почтовых – они способны в нужный момент обеспечить нужный полет. Просто их за два года требуется вывести потребное количество. Кстати, сколько? Цифра 100 тысяч явно была взята с потолка, но, как ни странно, оказалась уместной. Нам ведь нужна гарантированно сильная и выносливая птица? Следовательно, если выведем 100 тысяч, то из этого количества за счет отбраковки получим к нужному сроку тысяч 40 именно таких – молодых, крепких. И срок в два года – тоже нормально. Если начать работу сейчас, то к 1957 году как раз станет на крыло третье поколение: экземпляры, гарантированно подходящие к операции.

По заводам пошли разнарядки: «Московский горком комсомола... во исполнение... просим оказать содействие...». На предприятиях возводили голубятни. Мособлисполком обязали поставлять фураж…

И все-таки они взлетели – 40 000 голубей!

Правда накануне была целая операция по свозу птиц на подмосковную птицефабрику, отсортировке – слабые в сторону! – рассадке по специально сконструированным коробкам (4000 коробок по 10 гнезд в каждой), в которых крылатые бедолаги должны были выдержать 6 часов (!), сохранив силы для полета. Потом две колонны грузовиков в сопровождении машин ГАИ двинулись в четыре утра к Москве, чтобы за 2 часа до старта быть на стадионе. А там 4000 выпускающих (участники «живого фона» на восточной трибуне) ждали сигнала... В общем, тут рассказывать можно много... Но если вы никогда не видели, как взмывают одновременно десятки тысяч голубей – причем снизу они все смотрелись белыми, и потому показалось, что в небо плеснула кипенно-снежная лава, – знайте, вы многое потеряли в жизни. Кадры кинохроники сохранили этот момент. Трибуны ахнули, зрители повскакивали с мест, аплодировали...

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов - нерегулярный фестиваль левых молодёжных организаций, проводящийся с 1947 года . Организаторы - Всемирная федерация демократической молодёжи (ВФДМ) и Международный союз студентов (МСС). С 1947 фестивали проходили под лозунгом «За мир и дружбу», с 1968 - под лозунгом «За солидарность, мир и дружбу»

Для подготовки к фестивалю создаётся Международный подготовительный комитет и национальные подготовительные комитеты в странах-участницах. В программу фестивалей входят спортивные соревнования по различным видам спорта, политические семинары и дискуссии, концерты, массовые празднества, а также - обязательное красочное шествие делегаций. [ ]

История

После окончания второй мировой войны (октябрь-ноябрь 1945) в Лондоне прошла всемирная конференция молодёжи за мир . На ней было принято решение создать Всемирную федерацию демократической молодёжи и начать проведение всемирных фестивалей молодёжи и студентов.

Первый всемирный фестиваль молодёжи и студентов состоялся в 1947 году в Праге. В нём приняли участие 17 тысяч человек из 71 страны . Затем последовали фестивали в столицах стран Восточной Европы: Будапеште (1949), Берлине (1951), Бухаресте (1953) и Варшаве (1955). Первые фестивали проводились с периодичностью раз в два года. В конце 40-х - начале 50-х годов наблюдался рост числа участников и число стран, которые они представляли. Численность участников к середине 50-х годов возросла до 30 тысяч. Они представляли уже более чем 100 стран.

Первоначальными задачами фестиваля были борьба за мир, за права молодёжи, за независимость народов, пропаганда интернационализма . Активное участие в фестивалях принимали коммунистические, социалистические и религиозные организации. На фестиваль приезжали представители широкого круга молодёжных организаций, выступающих против фашизма и военных диктатур. К участию допускались представители радикальных левых организаций, в том числе находящихся вне закона в своих странах. Особое внимание уделялась вопросу недопустимости возрождения фашизма и разжигания новой мировой войны.

Фестивали молодёжи и студентов предоставляли гражданам принимающей страны возможность живьём пообщаться с иностранцами и узнать, что на самом деле интересует молодёжь за рубежом. Это не всегда соответствовало задачам организаторов, а иногда - даже противоречило им. Например, после VI фестиваля 1957 года в СССР появились стиляги , фарцовщики и возникла мода давать детям иностранные имена.

VI всемирный фестиваль 1957 года, прошедший в Москве, стал самым массовым за всю историю фестивального движения. В нём участвовало 34 тысячи человек. Они представляли 131 страну мира , что в то время стало рекордом. На последующих фестивалях число участников было меньшим, однако рекорд по числу стран, которые были представлены на фестивале, был побит.

Фестивали проводились не только на территории соцстран и программа зачастую была настолько неформальной, что результат фестиваля был противоположен ожиданиям глав социалистических делегаций. В 1959 году VII фестиваль молодёжи и студентов впервые прошёл в капиталистической стране , в столице Австрии городе Вене. Затем фестиваль принимали Хельсинки (1962) и София (1968).

С 1960-х годов перерыв между фестивалями начал увеличиваться до нескольких лет.

Перерыв в 6 лет между фестивалями 1962 и 1968 годов , ранее проводившимися каждые 2-3 года, объясняется тем, что в 1965 году IX фестиваль было намечено провести в Алжире , в 1962 году получившем независимость от Франции. Были проведены все подготовительные мероприятия, но в 1965 году в Алжире произошёл военный переворот, к власти пришёл Хуари Бумедьен , провозгласивший курс на строительство прагматичной экономико-политической системы, с учётом алжирской специфики и без ориентации на какие-либо образцы. В стране установилась однопартийная система. IX фестиваль был отменён. Состоялся он только через три года, в 1968 году, в столице Болгарии - Софии.

На фестивалях в дружеской обстановке могли общаться делегаты из стран капитализма и социалистического лагеря, в том числе вступивших в военное противостояние. Например, из США и Северной Кореи.

В 1940-х - 1960-х годах каждый новый фестиваль проходил в новой стране. В 1973 году X всемирный фестиваль молодёжи и студентов вторично был проведён в Берлине. В 1970-х годах фестивальное движение приобрело ярко выраженную прокоммунистическую окраску.

В 1978 году XI фестиваль впервые был проведён на Американском континенте - в столице Кубы Гаване .

К 1980-м годам фестиваль, задуманный для свободного общения, стал сильно формализованным мероприятием. На прошедшем в Москве в 1985 году XII всемирном фестивале молодёжи и студентов советским гражданам, не входившим в состав делегаций, не разрешалось общение с гостями фестиваля, а программа была рассчитана на то, чтобы минимизировать общение иностранцев со случайными, непроверенными людьми.

В 1989 году XIII всемирный фестиваль молодёжи и студентов побил два рекорда. Во-первых, он впервые прошёл в Азии . Принимала гостей фестиваля столица КНДР Пхеньян. Во-вторых, этот фестиваль стал самым представительным - в нём участвовали гости из 177 стран мира. Специально для фестиваля был построен грандиозный стадион Первого мая на 150 000 человек, который и по сей день остается самым вместительным стадионом Земли.

В результате крушения социализма в странах Восточной Европы и Советском Союзе в конце 1980-х - начале 1990-х годов между фестивалями произошёл самый длительный перерыв - около 8 лет. Благодаря настойчивости организаций - членов ВФДМ и поддержке кубинского правительства во второй половине 1990-х годов фестивальное движение было возрождено. В 1997 году состоялся XIV фестиваль в Гаване . Исчез формализм, фестиваль вернулся к первоначальным целям.

В 2001 году прошёл XV фестиваль в Алжире . Этот фестиваль стал первым, прошедшим в Африке . В этом фестивале приняло участие наименьшее число участников за всю историю фестивального движения - 6500 человек.

XVI всемирный фестиваль молодёжи и студентов прошёл в Каракасе (Венесуэла) в 2005 году. В нём приняло участие 17 тысяч человек из 144 стран.

XVII фестиваль успешно прошёл в Претории , ЮАР 13-21 декабря 2010 года, а XVIII - в Эквадоре в декабре 2013 года, собрав свыше 8 тыс. участников из 88 стран.

Следующий XIX Фестиваль состоится в России в 2017 году . Решение о его проведении было принято на прошедшем в Москве 7 февраля 2016 года международном консультативном совещании ВФДМ и международных студенческих организаций по заявке российских молодёжных организаций - членов ВФДМ. Только одна из российских организаций-членов ВФДМ - Революционный Коммунистический Союз Молодёжи - отказалась подписать эту заявку, выразив опасения, что правительственные чиновники попытаются превратить фестиваль в выражение лояльности российским властям. Ранее заявку поддержали администрация президента России и Федеральное агентство по делам молодёжи , она была презентована делегацией Росмолодёжи во время Генеральной Ассамблеи ВФДМ на Кубе 10 ноября 2015 г. К заявке присоединились Российский союз молодёжи, Международный молодёжный центр и др. При этом сроки Фестиваля и даты его проведения не были определены .

Даты и место проведения Фестиваля, а также логотип и девиз «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!» были определены на первом заседании международного подготовительного комитета в Каракасе (Венесуэла) 5 июня 2016 г. Решено, что Фестиваль пройдёт 14-22 октября 2017 г. в Москве (торжественный парад делегаций) и Сочи (сам фестиваль) .

Гимн

Музыкальная эмблема фестиваля - Гимн демократической молодёжи мира (музыка Анатолия Новикова , текст Льва Ошанина). Гимн впервые исполнен на Страговском стадионе в Праге на открытии I фестиваля .

Хронология

Дата Место Участников Стран Девиз
25 июля - 16 августа 1947 17 000 71 «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру!»
14-28 августа 1949 20 000 82 «Молодёжь, объединяйся, вперёд к будущему миру, демократии, национальной независимости и лучшему будущему для людей»
III 5-19 августа 1951 26 000 104 «За мир и дружбу - против ядерного оружия»
2-16 августа 1953 30 000 111 «За мир и дружбу»
31 июля - 14 августа 1955 30 000 114 «За мир и дружбу - против агрессивных империалистических союзов»
28 июля - 11 августа 1957 34 000 131 «За мир и дружбу»
VII 26 июля - 4 августа 1959 18 000 112 «За мир и дружбу и мирное сосуществование»
VIII 27 июля - 5 августа 1962 18 000 137 «За мир и дружбу»
28 июля - 6 августа 1968 20 000 138 «За солидарность, мир и дружбу»
X 28 июля - 5 августа 1973 25 600 140
XI 29 июля - 7 августа 1978 18 500 145 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XII 27 июля - 3 августа 1985 26 000 157 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XIII 1-8 июля 1989 22 000 177 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XIV 29 июля - 5 августа 1997 12 325 136 «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу»
XV 8-16 августа 2001 6 500 110 «Глобализуем борьбу за мир, солидарность, развитие, против империализма»
XVI 4-19 августа 2005 17 000 144 «За мир и солидарность, мы боремся против империализма и войны»
XVII 13-21 декабря 2010 15 000 126 «За победу над империализмом, за мир во всем мире, солидарность и социальные изменения»
XVIII 7 - 13 декабря 2013 8 000 88 «Молодёжь объединилась против империализма, за мир во всём мире, солидарность и социальные перемены»
XIX 14 - 22 октября 2017 ~20 000 ~150 «За мир, солидарность и социальную справедливость, мы боремся против империализма - уважая наше прошлое, мы строим наше будущее!»

Ровно через год в Сочи пройдет XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов: в пятницу 14 октября начинается обратный отсчет времени до старта.

Последний раз этот довольно нерегулярный фестиваль проходил в 2013 году в эквадорском городе Кито. Судя по размаху, на сей раз организаторы намерены повторить успех VI фестиваля, который состоялся в Москве в 1957 году.

Тогда, несмотря на свой идеологический характер, фестиваль стал настоящим событием в жизни столицы. В Москву приехали 34 тысячи человек из 131 страны. К наплыву иностранцев готовились все городские службы, очевидцы вспоминают, как преобразился город: центральные улицы были приведены в порядок, появились венгерские автобусы "Икарус", достроили "Лужники" и гостиницу "Украина". Об удивительной атмосфере открытости, которая тогда царила, много сказано и написано.

Но что сегодня осталось от фестиваля 1957 года?

О том фестивале сегодня нам напоминает прежде всего московская топонимика: Проспект Мира, названный так именно в год фестиваля, непосредственно Фестивальная улица, появившаяся на карте уже в 1964 году. Именно по этой улице можно пройти или доехать до парка Дружбы, который был создан молодыми архитекторами, выпускниками Московского архитектурного института, к фестивалю 1957-го года.

Один из проектировщиков, архитектор Валентин Иванов вспоминал о том, как создавался парк, как они — группа молодых архитекторов — придумывали рисковые решения, чтобы успеть в срок. Например, ночью накануне открытия из цветов в стеклянных банках была выложена ромашка, символ фестиваля.

В день открытия парка туда приехали около 5 тысяч гостей, которые в том числе высаживали специально приготовленные саженцы. Традиция эта была продолжена и во время XII фестиваля, проходившего в Москве в 1985 году.

Главным завоеванием фестиваля 1957 года стало общение между простыми москвичами и "гостями столицы". Общение это происходило прямо на улицах. Очевидцы рассказывают, что уже в первый день машины с участниками опаздывали на торжественное открытие в Лужники. Ввиду нехватки транспорта было решено посадить делегатов в открытые грузовики, и толпа людей просто блокировала движение машин по улицам.

Среди приехавших была и делегация США. Знатоки утверждают, что именно тогда в Советском Союзе узнали о том, что такое рок-н-ролл, джинсы и юбки клеш.

Фестиваль проходил в разгар оттепели. Через два года был возобновлен Московский кинофестиваль, который открыл советским зрителям мировой кинематограф. Тогда же, в 1959 году, в столице прошла Американская выставка, на которой продавали, например кока-колу. До разгрома Хрущевым выставки абстрактного искусства в Манеже оставалось еще несколько лет.

После фестиваля 1957 года в обиходе прочно укоренилось выражение "дети фестиваля" или "фестивальные дети". Считалось, что спустя 9 месяцев после "праздника молодежи" в Москве произошел "цветной" бэби-бум. Известный джазовый саксофонист Алексей Козлов в своих воспоминаниях описывает атмосферу раскрепощенности, которая царила по вечерам. Считается, что особый интерес у советских девушек вызывали выходцы из африканских стран.

Возможно, впечатления эти были несколько преувеличены, и все это — не более чем стереотип. По словам историка Натальи Крыловой, цифры рождаемости метисов были небольшие. Но так или иначе, именно после фестиваля в стране стали повсеместно в ВУЗах создавать факультеты для обучения иностранцев.

Именно в фестивальные дни на телевидении появилась передача "Вечер веселых вопросов" (или сокращенно ВВВ). В эфир она вышла всего три раза, а спустя 4 года эта же команда авторов придумала КВН.

Написанные в 1955 году "Подмосковные вечера" стали официальной песней VI Фестиваля молодежи и студентов. Запись была сделана актером Московского художественного театра Михаилом Трошиным, а автор музыки, композитор Василий Соловьев-Седой, получил даже Первую премию и Большую золотую медаль фестиваля.

С тех пор песня стала чем-то вроде неофициального гимна Москвы. Ее часто с удовольствием исполняют и иностранцы. Например, ее любил петь и аккомпанировать себе пианист Ван Клиберн. Особо колоритно, конечно, в произношении иностранцев звучит фраза "смотришь искоса, низко голову наклоня"… если, конечно, исполнитель добирается до этого места.

Символом Фестиваля молодежи и студентов, не только московского, стал голубь мира. В 1949 году знаменитый рисунок Пабло Пикассо стал эмблемой Всемирного конгресса сторонников мира. Этот же образ перекочевал на эмблему Фестиваля молодежи и студентов. К VI фестивалю в Москве власти города специально закупили голубей, которых потом участники выпустили в небо. Считается, что в тот год число голубей в столице превысило 35 тысяч.

Поколения москвичей, которые помнят фестиваль 1957 года, с удовольствием рассказывают о нем и сегодня. И — да, это был идеологический фестиваль, но это был настоящий праздник, и люди могли радоваться происходящему вне зависимости от своих взглядов и убеждений. Мамы, надев каблуки и модные юбки, брали своих детей за руки и шли гулять по центральным улицам. Просто для того, чтоб посмотреть на происходящее вокруг.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры