Александр зиновьев. Александр Зиновьев: биография

Главная / Любовь

  • Бескомпромиссное следование своим жизненным принципам возможно лишь в том случае, если ты вступаешь в открытый конфликт со своим окружением и идёшь на жертвы.
  • Большие массы людей никогда не внимают голосу разума и не извлекают никаких уроков как из чужого, так и из своего опыта. И поэтому они сами легко становятся жертвами демагогии и делают жертвами других.
  • Борьба тенденции коммунизма и цивилизации есть неизбежная судьба человечества, независимо от того, кто одержит верх в мире.
  • Будущее невозможно предсказать, но его можно запланировать. История же есть стремление в какой-то мере и форме соответствовать плану. Проблема не в том, что произойдёт, а в том, что надо делать, чтобы история шла желанным для нас путём. Это как руководство к действию, а не как предсказания.
  • В вопросах управления суть дела не в том, что не могут принять умное решение, а в том, что складывается система социальных отношений, вынуждающая принимать решения, которые кажутся глупыми даже с точки зрения тех, кто эти решения принимает.
  • В любом большом скоплении людей, образующим целое, с необходимостью происходит образование иерархии групп и должностных лиц, что заранее превращает в идеологические фикции всякие надежды на социальное равенство.
  • В реальных социальных отношениях реальной является лишь номинальная оценка личности, а реальная является лишь нереализованной возможностью.
  • Взбунтовавшийся человек или группа людей не имеет никакой программы своего поведения в период бунта. Бунт имеет причины, но не имеет цели. Вернее, он имеет цель в себе самом. Бунт есть явление чисто эмоциональное, проявление безысходного отчаяния. Бунт есть состояние безумия, но безумия не медицинского, а социального.
  • Вместо того, чтобы использовать слова лишь как средство для фиксирования результатов своих наблюдений реальности, люди самое реальность видят лишь в том освещении, к какому их вынуждают слова, через нагромождение слов, фраз, текстов, книг.
  • Враги делают жизнь осмысленной и интересной.
  • Все лучшие достижения цивилизации появились сначала как отклонения от нормы и изображались обычно как враждебные человеку. Цивилизация вообще есть уклонение, протест и защита от нормы.
  • Вся история - утешение для слабоумных. На самом деле, просто одни обделывают свои делишки за счёт других, из совокупности их мелких пакостей вырастают большие. Для них выдумывают подходящее оправдание, которое называют объективными законами. Выдумывают так, чтобы удобно было делать новые пакости, и называют это научным предвиденьем.
  • Гениальный писатель отличается от посредственного не глубиной и широтой понимания человека, а способностью выдумывать что-то своё и из себя и приписывать это любому человеку. А потом литературные критики действительно замечают это в людях, ибо в людях в потенции есть всё что угодно (поскольку в них нет ничего).
  • Главное не в том, что есть отклонения от нормы, а в том, что есть норма, с необходимостью рождающая эти отклонения.
  • Государственные интересы - это абстракция. Есть интересы определённых категорий людей, которые они маскируют под государственные.
  • Дело не в том, что запрещают, а в том, что ничтожно мало тех, кто требует разрешения.
  • Диалектика - это орудие идеологии, но не орудие науки.
  • Единственно, что способно поддерживать нравственность общества - это оценка поступков моральных и аморальных. Раньше это делалось в душе и выполнял эту функцию страх божий. теперь это должно делаться вовне путём гласности, правдивого описания и моральной оценки.
  • Если какой-то факт нашей жизни поражает своим несоответствием здравому смыслу, ищи в нём закономерную социальную основу.
  • Если человечество погибнет, то не от разъединения и драк, а от единения и однородности.
  • Естественной формой проявления подлинно народной демократии являются доносы и разоблачения.
  • Жизнь в уединении, без полной интеллектуальной и моральной деградации, возможна лишь в самом бурном потоке жизни.
  • Забота о ближнем всегда связана с насилием, а ослабление насилия всегда означает усиление равнодушия к человеку.
  • Западное общество является тоталитарным на клеточном уровне, и именно поэтому оно демократично в целом. Тут своего рода закон постоянства суммы демократизма и тоталитаризма.
  • Идеологический проект в принципе не может учитывать отрицательные последствия реализации своих идеалов, ибо он призван мобилизовать массы на достижение этих идеалов и поэтому должен сулить им златые горы.
  • Идея иерархии априори исключает различие личных достоинств индивидов.
  • Избегай быть жертвой твоих врагов и избегай того, чтобы они были твоими жертвами.
  • Искренность - это форма поведения, а не добродетель.
  • Истина о жизни не может быть выражена какой-то одной формулой и даже одной концепцией. Истина о жизни может быть достигнута лишь в борьбе различных, часто взаимоисключающих мнений. И дело тут даже не в том, чтобы в результате обсуждения или спора прийти к некоей окончательной истине. Дело в том, что сам процесс обсуждения и спора и есть процесс жизни самой истины.
  • Истину говорят одиночки. Если многие разделяют твои убеждения, значит, в них есть удобная дли них идеологическая ложь.
  • История идёт так, что идеи выдвигают одни, реализуют их другие, а плодами пользуются третьи.
  • История повторяется. Один раз как трагедия, а другой раз как катастрофа.
  • История подобна реке: она течёт туда, куда можно течь.
  • Каким бы ни был альянс искусства и политики, он рано или поздно обнаружит себя как мезальянс.
  • Когда есть что сказать, форма не играет особой роли. Она приходит сама собой. Причём адекватная содержанию.
  • Когда людей насилуют, им кажется, что они способны на многое. Дай им свободу, и всем станет ясно, что они неспособны ни на что.
  • Либерализм вырастает из сопротивления власти в массе населения.
  • Лист истории засиживают не слоны, а мухи.
  • Ложь есть абсолютно необходимая форма приспособления индивидов к условиям своей социальной среды. Человек, не умеющий лгать в общении с другими, есть существо не социабельное. Без лжи невозможен никакой социальный расчёт, без которого вообще нет социальной формы жизни.
  • Любой независимый крупный талант самим своим проявлением обречён на социальные акции.
  • Люди больше страдают не столько от своих пороков, сколько от того, что им мешают предаваться им.
  • Люди не властны выбирать тип общества, который образуется в новых условиях, созданных в результате их совокупной деятельности, и чем грандиозней перемены, тем они менее управляемы.
  • Люди не есть "совокупность общественных отношений", а они сами суть продукт истории и как таковые обладают такими свойствами, которые не зависят ни от каких социальных преобразований.
  • Марксизм - не догма, а руководство к ней. Идеология действительно играет роль руководства к действию, но лишь в догматической форме.
  • Марксизм, будучи идеологией, а не наукой, неуязвим для научной критики.
  • Масштабы учёного определяются тем, как много людей он ввёл в заблуждение и насколько долго.
  • Мелкие успехи никогда не ведут к крупной победе. Крупная победа складывается только из поражений.
  • Мир сам по себе сер и прост. Сложность мира есть только нагромождение и путаница из простого. Мир не содержит в себе мистической тайны. Последняя должна быть привнесена в него извне.
  • Можно жить с тайными пороками, но нельзя жить с тайными добродетелями. Порок сам себе есть вознаграждение. Добродетель же ищет вознаграждения вовне.
  • Наличие оппозиции есть признак правового общества. И отсутствие оппозиции есть признак того, что общество бесправно.
  • Народ несёт полную ответственность за деятельность своего руководства. Он соучастник всех его добрых и злых дел. Начальство у нас народно, а народ начальственен.
  • Насилие в современном государстве есть равнодействующая свободных воль, а не злой умысел тиранов.
  • Науку терпят лишь в той мере, в какой за её счёт может жить лженаука.
  • Начиная с некоторого момента любые решения руководства по поводу некоторой проблемы имеют один и тот же результат. Например, решение сократить штаты с таким же успехом ведёт к его увеличению, как и решение их увеличить.
  • Начиная с некоторого уровня руководитель становится лишь символом большой группы лиц, стоящих у власти.
  • Наш язык, сложившийся под влиянием нашей литературы и западной культуры прошлых столетий, нуждается в основательной переработке для того, чтобы можно было более или менее строго разговаривать о наших сегодняшних проблемах и хотя бы чуть-чуть понимать друг друга.
  • Не бывает преступных эпох. Бывают трагические эпохи, в которые совершается много преступлений.
  • Невежественный, глупый, бесчестный, бездарный человек является скотиной вследствие невежества, глупости, бесчестности, бездарности. Образованный, умный, честный, талантливый человек становится сверхскотиной вследствие образования, ума, честности, таланта.
  • Несвобода всегда начинается с облегчения и соблазна.
  • Ничто не является таким прочным в истории, как то, что не имеет внутренних основ, - мифы, религии, предрассудки.
  • Человек знает, что такое добро и что такое зло, и становится тем, что он есть в нравственном отношении, по собственной воле и по собственному желанию. Нельзя стать злодеем по принуждению или по неведению. Если человек - негодяй, он хотел стать таким и приложил к тому усилия.
  • Общие законы мира суть лишь соглашения о смысле слов. Общие законы общества суть лишь правила поведения, изобретаемые людьми.
  • Обычно дело терпят лишь в той мере, в какой отсутствие или плохое его состояние угрожает существованию имитации этого дела.
  • Одно дело - прекрасные идеалы, и другое дело - их реальность. В реальности появляется то, что нельзя предусмотреть в идеалах. Идеалы возбуждают массы людей на определённые действия. Но что получается в результате этих действий, зависит прежде всего от объективных законов организации масс людей в большие человеческие объединения.
  • Оппозиция неоднородна и не имеет объединяющих интересов. Она состоит из либералов, стремящиеся к власти и воображающие, что они организуют жизнь лучше, чем консерваторы. Из деловых людей, недовольные тем, что плохо идут дела с чисто производственной точки зрения. Из лиц, недовольных тем, что в рамках данной системы они не могут развернуться и добиваться своих целей. Они хотят, а им не дают. Из творческой интеллигенции, не имеющей возможности реализовать себя из-за высших установок и усилий выражающих установки коллег... Все эти группы рядятся в благородные одежды и все они борются с теми, кто их пытается сорвать с них.
  • Основная трудность понимания общественных явлений состоит не в том, чтобы обнаружить какие-то сенсационные факты, собрать статистические данные или получить доступ к тщательно скрываемым тайнам государственной жизни, а в том, чтобы найти способ понимания повседневности.
  • Отношение идеологии к реальности характеризуется не понятиями истинности и ложности, а тем, насколько хорошо идеология служит цели обработки сознания людей в желаемом направлении.
  • Понимание не приходит без усилия и есть сопротивление заблуждениям, которые навязываются под видом чего-то само-собой разумеющегося.
  • Порядочный человек отличается от подлеца тем, что, делая те же подлости, что и подлец, не испытывает от этого удовольствия.
  • Посредственность не может добиться больших успехов в творчестве, но может добиться больших успехов в смысле званий, почёта, денег.
  • Правда о прошлом возможна только тогда, когда она не вызывает эмоций. Если прошлое вызывает эмоции, оно непознаваемо.
  • Превращение марксизма в господствующую государственную идеологию сопровождалось превращением диалектики из орудия познания сложных явлений действительности в орудие идеологического жульничества.
  • Предводителем крыс не может быть лев. Предводителем крыс может быть только крыса.
  • Предоставленное самому себе и действию социальных законов право имеет тенденцию к разработке таких систем юридических норм, в которых неопределённость становится принципом.
  • Преодолевая сопротивление профессиональной среды и общей традиционности, человек постепенно принимает форму, приближающуюся к стандартам индивида этого общества. Иначе он не продавится сквозь дырочки в преградах.
  • Проблема заключается не в том, как построить земной рай, а в том, как жить в этом раю.
  • Прогресс изобретается, а не открывается как нечто заложенное в природе общества. Прогресс противоестественен и противозаконен.
  • Прогресс общества - это в значительной мере процесс изобретения средств, ограничивающих и регулирующих действие социальных законов.
  • Прогресс общества есть борьба против своего нормального состояния.
  • Разбросанные в пространстве и во времени фрагменты истории не являются историей чего-то одного, как бы эти фрагменты не упорядочивались теоретиками. Упорядоченный ряд возможных состояний различных обществ не есть ряд последовательных этапов эволюции одного и того же общества.
  • Регулярно повторяющийся фарс и есть трагедия.
  • Род человеческий живёт за счёт того, что в нём время от времени появляются точки роста, выдающиеся из массы людской отростки необычного.
  • Самую глубокую основу всех мерзостей образует не безнравственность средних и худших представителей рода человеческого, а ущербная нравственность его лучших представителей.
  • Самые глубокие тайны основных социальных явлений не спрятаны за кулисами политической сцены, а открыты для всеобщего обозрения в очевидных фактах повседневной жизни. В сенсационных сочинениях, разоблачающих некие скрытые пружины общественной жизни, содержится истины не больше, чем способен заметить здравомыслящий ум в самых заурядных житейских делах.
  • Слово не есть начало дела. Начало дела есть дело.
  • Социальный прогресс отчасти состоит в том, чтобы формировались индивиды, выполняющие более сложные функции, но имеющие более простое внутреннее (духовное) строение.
  • Способные, у которых нет возможностей и мужества реализовать свои способности, способны на любую пакость. Они мечутся и уничтожают всё, что может служить укором их совести.
  • Ставить проблемы важнее, чем их решать. Решённые проблемы исчезают в прошлое, поставленные рождают будущее.
  • Степень свободы определяется тем, в какой мере общество способно допустить фактическую свободу в отношении действий людей, считаемых оппозиционерами.
  • Страх правды в наше время есть страх не перед неведомым, а перед очевидно ведомым. Люди боятся самих себя, так как знают, кто они.
  • Страх смерти не имеет ничего общего с жаждой жизни. Тот, кто на самом деле жаждет жить, не боится смерти. Ожидающий смерти боится её.
  • Сумма жизни равна множеству нереализовавшихся возможностей и одной реализовавшейся нелепости.
  • Суть проблемы рабства состоит не в том, почему людей заставляют становиться рабами, а в том, почему они позволяют превращать себя в рабов.
  • То, что в политике называется беспринципностью, есть фактический принцип, согласно которому можно декларировать любые официальные принципы в зависимости от обстоятельств.
  • Наличие убеждений у человека есть признак его интеллектуальной недоразвитости. Убеждения суть лишь компенсация за неспособность быстро и точно понять явление в его конкретности. Это априорные установки на то, как поступать в конкретной ситуации без понимания её конкретности.
  • Человек с убеждениями не гибок, догматичен, зануден и, как правило, глуп. Но чаще убеждения не влияют на поведение людей. Они лишь украшают тщеславие, оправдывают нечистую совесть и маскируют глупость.
  • Умирание есть естественный процесс. А раз так, то если он проходит правильно, он должен доставлять умирающему удовольствие.
  • Фактически существующее право содержит норму и систему оговорок, позволяющую её обходить, т.е. завуалированная форма бесправия. Оно есть право, пока не угрожает власть имущим. Но как только появляется намёк на такую угрозу, оно превращается в форму бесправия.
  • Целое никогда не складывается из отдельных эпизодов. Оно лишь распадается на эпизоды, оставаясь при этом единым и неповторимым. Оно исчезает, оставив после себя, как развалины, отдельные эпизоды. И если хочешь его описать, бери его сразу и целиком, а не постепенно и по кусочкам.
  • Цивилизация вообще вырастает из сопротивления коммунальности и в своей основе есть прежде всего защита человека от самого себя.
  • Цивилизация, т.е. право, мораль, гласность, религия, гуманизм и пр., вырастает из сопротивления коммунальности, из защиты человека от прочих людей и от власти их объединений.
  • Человек выделился из животного мира благодаря каким-то уклонениям от биологических норм, а вся история цивилизации обязана своим прогрессом людям, которые были уклонением от общепринятых норм.
  • Чем глубже и серьёзнее социальные идеи, тем менее явно они проникают в сознание людей, чем поверхностные и конъюнктурные.
  • Чем ничтожнее творчество, тем мучительней муки творчества.
  • Чтобы иметь в науке учеников, надо иметь власть, т.е. способность устроить их и накормить.
  • Цель и функция идеологии - не познание реальности, не образование, а формирование у людей определённого и заранее планируемого способа мышления и поведения, формирование сознания людей и управление ими путём воздействия на их сознание.
  • Идеология извращает реальность, но она это делает не в силу дурных намерений и глупости, а в силу своей роли в жизни людей. Задача идеологии - приучить людей сходным образом думать о каких-то явлениях реальности и совершать какие-то поступки под воздействием такого понимания. А для этого реальность должна быть соответственным образом отражена.

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Апполинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями.

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, критикующих тоталитарный режим, донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. Перед повторным арестом он сбежал, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, избавившись таким образом от преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал истребительную специальность. Школу закончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как летчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в звании капитана.

Послевоенное время

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет Московского Государственного Университета, дав коробку конфет за нераскрытие запрета ему поступать в вузы. В 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 г.; в Кружок также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее - Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (диссертация издана в 2002 г. Институтом философии РАН). В 1955 году стал научным сотрудником Института Философии Академии Наук СССР. В 1960 году защитил докторскую диссертацию и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой, очевидно, за отказ уволить двух преподавателей, а затем и лишён профессуры. После этого он стал писать «ненаучные» произведения, и пересылать их на Запад. В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической, юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд. 6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета. С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. В 1999 г. выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. В поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от рака мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву. В Костроме в сквере Костромского государственного университета установлен памятник А. А. Зиновьеву работы скульптора А. Н. Ковальчука.

С 2007 года в память А. А. Зиновьева выходит общественно-политический онлайн журнал «Зиновьев», посвящённый злободневным проблемам общества и человеческого мировоззрения, авторами которого являются известные российские и мировые политики и мыслители.

С 1999 года работает Российско-Баварский исследовательский центр имени А.А.Зиновьева.

Семья

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий, от второго - дочь Тамара, от третьего брака две дочери - Полина и Ксения.

Общая характеристика творчества

Творчество А.Зиновьева разделяется на три основных периода:

  • 1-й, «академический» - до публикации «Зияющих высот» (1976) и высылки из Советского Союза. Основная сфера его занятий - логика и методология науки. Труды этого периода: «Философские проблемы многозначной логики» (1960), «Логика высказываний и теория вывода» (1962), «Основы логической теории научных знаний» (1967), «Комплексная логика» (1970), «Логика науки» (1972), «Логическая физика» (1972) и др.;
  • 2-й: 1978-1985 годы - исследование, описание и критика реального коммунизма в различных литературных жанрах: в публицистике, социальной сатире и социологическом эссе. В этот период 3иновьевым написаны следующие работы: «Светлое будущее» (1978), «В преддверии рая» (1979), «Жёлтый дом» (1980), «Коммунизм как реальность» (1981), «Гомо советикус» (1982), «Мой дом - моя чужбина» (1982), «Пара беллум» (1982), «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1983), «Иди на Голгофу» (в основном написана в 1982, обнародована в 1985) и др.;
  • 3-й: после начала перестройки в СССР - критика распада советской системы, поворот к критике современного западного общества

Александр Зиновьев являлся одним из наиболее известных и плодотворных авторов в жанре социологического эссе. В такой повести в художественном стиле описываются социально значимые аспекты жизни людей в данном обществе, иллюстрируемые характерными для него событиями и описаниями типичных явлений. Вымышленные действующие лица служат для описания качеств социальных типов людей и высказывают различные мнения. В таком жанре и была написана его книга «Зияющие высоты» и другие: «Светлое будущее», «В преддверии рая», «Записки ночного сторожа», «Жёлтый дом» в 2-х томах (1980), «Иди на Голгофу» (1985), «Живи» (1989), «Глобальный человейник» (1997), «Катастройка» (1988), «Искушение» (1991), «Русская трагедия (Гибель утопии)» (2002).

Кроме философских произведений, Зиновьев много времени уделял поэзии и живописи. Картины Зиновьева выполнены в экспрессионистской и сюрреалистической манере, несут сильный заряд эмоций, символизируют противостояние автора враждебному миру, одиночество. Даже в лирических стихотворениях чувствуется резкая, задиристая манера Зиновьева общаться с окружающим миром.

Критика

Известный немецкий славист и литературовед-русист Вольфганг Казак следующим образом охарактеризовал литературное творчество А.Зиновьева:

Зиновьев и «Новая хронология»

Александр Зиновьев высоко оценивал «Новую хронологию» Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, с которыми познакомился около 1999 года. В статье «Когда жил Аристотель» (2004) Зиновьев назвал «Новую хронологию» «одним из самых выдающихся открытий в науке двадцатого столетия».

Со школьных и студенческих лет Зиновьев был убеждён, что «человеческая история систематически фальсифицируется буквально на наших глазах, а описания прошлой истории в учебниках и учёных трудах не заслуживают безусловного доверия». С работами Н. А. Морозова, предшественника Фоменко и Носовского, он познакомился в 1930-х годах.

Международное признание

Международные премии

  • Лауреат премии Алексиса Токвиля за гуманизм, 1982 г.
  • Лауреат Европейской премии Шарля Вейонна 1977 года
  • Лауреат Литературной премии Тевере, выданной Итальянским центром распространения искусства и культуры (Centro italiano diffusione arte e cultura (Cidac) в 1992 г. (Corriere della Sera от 19.09.1992).

Членство в академиях

  • Член Российской академии социальных наук
  • Вице-президент Академии российской словесности
  • Член Международной академии наук Евразии

Почётные звания

  • Почётный гражданин города Авиньон (Avignon, 1986 г.)
  • Почётный гражданин Костромской области (2008 г., посмертно)
  • Почётный гражданин города Равенна (Ravenna, 1984 г.)
  • Почётный гражданин города Оранж (Orange, 1986 г.)
  • Почётный профессор Университета Сантьяго де Чили
  • Почётный профессор Московского гуманитарного университета
  • «Человек года - 2001» («За выдающуюся просветительскую деятельность» в номинации «Культура», Русский биографический институт)

Учёные степени и звания

  • Доктор философских наук (1960 г.)
  • Профессор философского факультета МГУ
  • Профессор Литературного института им. М. Горького

Государственные награды

Общественные награды

  • «Звезда Московского Университета» («За служение Истине», 2005 г.)
  • Медаль «250 лет МГУ» (2005 г.)
  • Медаль «Никиты Моисеева» (Московский гуманитарный университет, 2002 г.)
  • Медаль «Пушкина» («Ревнителю Просвещения», Академия российской словесности)
  • Медаль «Виктора Розова» («За вклад в отечественную культуру», 2001 г.)
  • Медали «65 лет обороны Москвы»
  • Медали «65 разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» (ЦК КПРФ)
  • Медали «60 лет взятия Берлина» (Межрегионального общественного фонда «Памяти народа»)
  • Медаль «50-летия „За нашу Советскую Родину“»
  • Орден Академии безопасности и правопорядка
  • Медаль «850 лет Костромы»

Память

Памятник Александру Зиновьеву (скульптор А. Ковальчук) установлен в Костроме на территории Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова по адресу: г. Кострома, ул. 1 Мая, 14. На историческом факультете университета открыта мемориальная аудитория Александра Зиновьева (фотоэкспозиция и выставка работ).

Основные работы

Научные труды

  • Зиновьев А. А. Логическое строение знаний о связях // Логические исследования. - М.: 1959.
  • Зиновьев А. А. Следование как свойство высказываний о связях // Научные доклады высшей школы. Философские науки. - 1959. - № 3.
  • Зиновьев А. А. Об одной программе исследования мышления // Доклады АПН РСФСР. - 1959. - № 2.
  • Зиновьев А. А. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному // Философская энциклопедия. - 1960. - Т. 1.
  • Зиновьев А. А. К вопросу о методе исследования знаний (высказывания о связях) // Доклады АПН РСФСР. - 1960. - № 3.
  • Зиновьев А. А., Ревзин И. И. К определению понятия связи // Вопросы философии. - 1960. - № 1.
  • Зиновьев А. А. К определению понятия связи // Вопросы философии. - 1960. - № 8.
  • Зиновьев А. А. Об основных понятиях и принципах логики науки // Логическая структура научного знания. - М.: 1965.
  • Зиновьев А. А. Философские проблемы многозначной логики. - М., 1960.
  • Зиновьев А. А. Логика высказываний и теория вывода. - М., 1962.
  • Зиновьев А. А. Основы логической теории научных знаний. - М., 1967.
  • Зиновьев А. А. Очерк многозначной логики. - М., 1968.
  • Зиновьев А. А. Логическое следование. - М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Комплексная логика. - М., 1970.
  • Зиновьев А. А. Логика науки. - М., 1971.
  • Зиновьев А. А. Логическая физика. - М., 1972.
  • Зиновьев А. А. Нетрадиционная теория кванторов. - М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Логика классов (множеств). - М., 1973.
  • Зиновьев А. А. Очерк эмпирической геометрии. - М., 1975.
  • Зиновьев А. А. Полная индукция и Последняя теорема Ферма. - 1979.
  • Зиновьев А. А. Очерки комплексной логики. - М., 2000. - 560 с. - ISBN 5-8360-0125-1
  • Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале Капитала К. Маркса). - М., 2002. - 312 с. - ISBN 5-201-02089-5
  • Зиновьев А. А. Логическая социология. - М.: Социум, 2006. - 260 с.

Социологические романы и повести

  • Зияющие высоты (1976)
  • Светлое будущее (1978)
  • Записки ночного сторожа (1979)
  • В преддверии рая (1979)
  • Без иллюзий (1979)

Алекса́ндр Алекса́ндрович Зино́вьев (29 октября 1922 года, Костромская губерния - 10 мая 2006 года, Москва) - советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ; писатель.
В последние годы жизни в СССР и в эмиграции А. Зиновьев считался «известным советским диссидентом». Сам Зиновьев утверждал: "Я диссидентом никогда не был... Меня упорно зачисляли в диссиденты".

"Я... родился в 1922 году, вырос на идеалах коммунизма. Я не был никогда апологетом того общественного устройства, какое складывалось в России после 1917 года. Но я рос в нем, усваивал его лучшие идеалы, делал из себя человека, которого можно назвать идеальным или психологическим коммунистом. Идеальным коммунистом мы считали тогда человека, живущего и трудящегося во имя интересов коллектива и всей страны, готового жертвовать ради своего народа всем личным, довольствующегося малым, не стремившегося к собственности и карьере и т. д. Я и сейчас придерживаюсь этих принципов. Для меня, например, до сих пор нет ничего ненавистнее собственности, хотя и живу на Западе. ("Завтра", 1993, № 2)

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями.

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, критикующих советский режим («…не как антикоммунист, я таковым никогда не был и не являюсь, - а как „настоящий“ (романтический) коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. Перед повторным арестом он подался в бега, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом сумев избежать преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал истребительную специальность. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.
В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; туда также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее - Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (впоследствии издана в 2002 году Институтом философии) и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ.

Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.
Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой, очевидно, за отказ уволить двух преподавателей, а затем и лишён профессуры. После этого он стал писать «ненаучные» произведения, и пересылать их на Запад.
В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд.
6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ.
По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета.
С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом.
В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако Зиновьев жестко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Грасс, Гюнтер. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло Зиновьева к возвращению в Россию.
В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве. В июне 1999 года возвратился в Москву.
До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. В поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.
В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.
Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву.

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий (р. 1944), от второго - дочь Тамара (р. 1954), от третьего брака две дочери - Полина (р. 1971) и Ксения (р. 1990).

Нам нужна мечта, надежда, утопия. Утопия – это великое открытие. Если люди не изобретут новую, на первый взгляд никому не нужную утопию, то они не выживут в качестве людей. Нам нужна сказка: людям важно, в какой они верят туман и какая им верится сказка.
- Одни из самых последних слов Зиновьева, по свидетельству вдовы Ольги

Верить в Бога и верить в существование Бога - не одно и то же. Я принимаю принцип: живи так, будто некое высшее существо наблюдает каждый твой шаг и помысел.
Иди на Голгофу


В Москве на 84-м году жизни после тяжелой болезни скончался Александр Александрович Зиновьев, логик, философ, социолог и писатель, человек, сформулировавший один из лучших оксюморонов XX века - "Зияющие высоты". Он справедливо называл себя "самостоятельным государством из одного человека": его книги раздражали и Восток, и Запад, почвенников и либералов, апологетов режима и диссидентов. Но отвернуться от него было невозможно.

У Александра Зиновьева замечательная биография, готовый роман. Он родился в 1922 году в большой крестьянской семье в Костромской области. Учился блестяще и в сельской, и в городской школе, поступил в 1939 году в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории), заменивший на десять лет (с 1931 по 1941 годы) гуманитарные факультеты МГУ. Сразу же будущий философ оказался в кружке антисталинской направленности, был исключен из института и, спасаясь от ареста, ушел в армию. Великую Отечественную войну он начал танкистом, а закончил летчиком-штурмовиком.

В 1946 году он вновь поступил в МГУ на философский факультет и окончил его в 1951 году; остался в аспирантуре и в 1954 году защитил диссертацию о логике "Капитала" Карла Маркса. Тогда же на факультете сформировался знаменитый Московский Логический Кружок, у истоков которого стояли Александр Зиновьев , Мераб Мамардашвили, Борис Грушин и Георгий Щедровицкий . В 1960 году Зиновьев защитил докторскую диссертацию и возглавил кафедру математической логики на философском факультете. В течение следующих полутора десятков лет он опубликовал несколько монографий - "Философские проблемы многозначной логики" (1960), "Логика высказываний и теория вывода" (1962), "Основы научной теории научных знаний" (1967), "Комплексная логика" (1970), "Логика науки" (1972), "Логическая физика" (1972), "Нетрадиционная теория кванторов" (1973), "Логика классов (множеств)" (1973), "Очерк эмпирической геометрии" (1975).

Система, конечно, такого сарказма снести не могла: в 1976 году после публикации "Высот" на Западе Зиновьева уволили с работы, лишили званий и наград, в том числе военных. В 1978 году ему позволили покинуть СССР, и философ перебрался в Мюнхен. Ему было 56 лет.

В Германии на первой же пресс-конференции Зиновьев сказал: "Я не считаю Запад царством свободы, я не считаю СССР царством рабства. Я не считаю себя жертвой режима. Я считаю режим своей жертвой. Режиму от меня досталось больше, чем мне от него". Это заявление, никоим образом не противоречившее ничему из предыдущей жизни философа, произвело, тем не менее, эффект разорвавшейся бомбы. Его даже назвали "агентом КГБ". Отношение Зиновьева к родине равно трудно было разделить как иностранцам, так и соотечественникам. Пожалуй, его позиция действительно была ближе всего Салтыкову-Щедрину: безусловная любовь вкупе с безжалостной критикой при полном отсутствии лицемерия.

Зиновьев прожил на Западе до 1999 года. Он с гордостью говорил потом: "Жил я все эти 20 лет на Западе за счет литературы и своих лекций. Я был единственным из "критиков режима", кто не получил ни копейки подачек". За эти годы он написал десятки книг и эссе: "Без иллюзий" (1979), "Коммунизм как реальность" (1980), "Желтый дом" (1980), "Мы и Запад" (1981), "Гомо советикус" (1982),"Ни свободы, ни равенства, ни братства" (1983), "Иди на Голгофу" (1985), "Горбачевизм" (1988), "Катастройка" (1989), "Русский эксперимент" (1994), "Глобальный человейник" (1997).

На формирование меня как мыслителя, как ученого влияли многие, но радикальным образом - никто. Все то, что я делал и в логике, и в литературе, и в социологии, это все, в основном, мои открытия. И делал я их как протест против того, что существовало и существует. Так что я никого не могу назвать в качестве такого, скажем, учителя или такого человека, последователем которого я являюсь.

Из интервью А. Зиновьева

В 1999 году философ вернулся в Россию: "Я решил, что в критический для моей страны момент я должен быть с ней... Я мог хоть сто лет прожить где угодно, и все равно Россия оставалась со мной. Поэтому когда я вернулся, это было так, будто только вчера выехал".

Желчный скептик и пессимист, Зиновьев, тем не менее, был человеком удивительно благодарным по отношению к своей эпохе. Он искренне любил 1930-е, несмотря на их ужас и абсурд. Он был убежден, что эти годы дали стране как общий высокий уровень культуры, предопределивший научные успехи второй половины XX века, так и систему воспитания, позволившую выиграть войну. Он полагал, что сущность ранних этапов советской страны до сих пор остается непонятой и неоцененной. Новейшее же время настоятельно требовало понимания эпохи, но мыслителей, способных справиться с такой задачей на государственном уровне, к сожалению, не нашлось.

Дисциплинированный философ, он не противоречил сам себе никогда. Его видение современной российской и общей геополитической ситуации было безрадостным, но не апокалиптическим. Он критиковал все режимы, потому что видел за ними букву и риторику, но не дух. Он не был реформатором, не терпел оценочных категорий "хорошо" и "плохо", отказывался давать прогнозы, хотя в действительности делал их часто и с удовольствием. Он любил, когда его слушали.

Отличительная особенность нашей жизни, сказал Заибан в речи по поводу приближающейся второй ступени псизма, - это неудержимая динамика. Мы идем вперед, намного опережая свой зад.

Зияющие высоты

В последние годы жизни Александр Зиновьев преподавал, читал публичные лекции, охотно давал интервью самым разным изданиям - от "Комсомолки" до газеты "Завтра", в общем, был публичной фигурой. Его голоса хватятся очень скоро: образовалась зияющая пустота, которую нечем заменить.

Александр Зиновьев называл себя "человеком из будущего". Наверное, так оно и есть: его время, когда каждый думающий человек захочет "эмигрировать на уровень высочайшей культуры, высочайшей мысли, высочайшей морали", еще не наступило.

В книге рассматривается превращение общества "западоидов" (термин Зиновьева) в один глобальный "человейник". Как изменится жизнь людей, их жизненные установки, их взаимоотношения друг с другом и окружающим миром.

В работе "Гомо советикус" автор в сатирическом ключе описывает современное ему советское общество. Яркий представитель этого общества - советский человек, а по Зиновьеву, человек нового типа, или, как его называли на Западе, "гомо советикус".

Желтый дом - это здание, в котором размещались гуманитарные институты Академии наук СССР. Проработав в нем больше двадцати лет, Александр Зиновьев знал всю его подноготную досконально. Место, откуда и происходила идеологизация всего общества, автор сравнивает с психиатрической лечебницей, которую и принято в народе называть желтым домом.

В своей "романтической повести" Александр Зиновьев дает сатирическое описание деятельности гуманитарных институтов Академии наук как самых идеологизированных учреждений советского общества брежневских времен.

В книге А.А.Зиновьева, состоящей из двух частей "Живи" и "Мой дом - моя чужбина", автор продолжает исследовать повседневную жизнь советских людей. В придуманном им городе Партграде живет безногий инвалид Горев Андрей Иванович, от чьего лица ведется повествование. О беспросветности его жизни, а также жизни всех остальных людей, живущих в этом городе, рассказывает автор.

Итак я - отщепенец. Это моя официальная кличка. Что такое отщепенец? Точное определение знает только начальство. Я могу дать лишь примерное описание. Отщепенец - это ибанец, который набрался наглости публично высказать свое мнение, не согласующееся с мнением начальства...

В своей книге всемирно известный писатель продолжает сатирическое описание советского общества, начатое им в романах "Зияющие высоты" и "Светлое будущее". Общественные отношения, образ жизни народа, его нравы, культура и быт в советский период становятся для писателя предметом научного исследования и осмысления.

Александр Зиновьев - ученый, мыслитель, художник, поэт, автор пророческих "Зияющих высот", впервые опубликованных в Швейцарии в 1976 году. Этот "социологический", по словам писателя, роман, хлестко и беспощадно обличающий пороки советского общества, принес ему ошеломляющую, сенсационную известность.

В своей книге выдающийся философ, социолог и политолог нашего времени Александр Александрович Зиновьев пытается найти выход из тупика новейшей истории. Он пишет, что сейчас наступила эпоха тотальной социальной реакции: под прикрытием демократических лозунгов насаждаются дремучие идеологии прошлого, происходит массовое помутнение умов.

В настоящий том вошла книга "Иди на Голгофу" и социологический роман "Гомо советикус", в которых очерчен духовный путь русского человека в непростую эпоху, когда советский строй вынуждал лучших мыслителей покидать страну.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры