Необычные памятники россии.

Главная / Любовь

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

Предоставлю список памятников из раздела отечественной истории, т.к. о памятниках Шумера и Аккада и прочая, прочая, прочая, написано очень много.

  1. Рюриково городище в Новгороде

Больше тысячи лет назад на невысоком холме, неподалеку от центра современного Великого Новгорода стоял город - богатый административный, торговый и ремесленный центр всего Приильменья - Рюриково городище. Археологи обнаружили в его культурном слое множество вещей скандинавского происхождения. Городище стало предшественником столицы новгородского княжества; именно сюда, по легенде, пришел княжить варяг Рюрик.

2. Костенки

Один из самых знаменитых археологических памятников эпохи палеолита находится в России, в Воронежской области. Первые поселения человека в Костенках появились 45 тысяч лет назад. В Костенках находили груды костей животны - древние жители этих мест строили жилища из костей мамонтов. Среди 40 000 находок - орудия труда и произведения искусства.

3. Гнездово

По обе стороны Днепра в Смоленской области находится крупнейший памятник, относящийся ко времени зарождения древнерусского государства - Гнездовский курганный комплекс. Когда-то здесь были насыпаны 3500−4000 курганов. И славяне, и скандинавы в VIII-X вв. хоронили умерших одинаково: сначала помещали тело в погребальный костер, а зачем насыпали курган. Некоторые курганы насыпаны на сожженных погребальных ладьях; такие захоронения оказались особенно богатыми. В них находили ювелирные украшения, сломанные мечи и другие предметы.

Шлемы, найденные в Гнездовских курганах

4. Фанагория

Фанагория - одна из немногих древнегреческих колоний на территории современной России. Крупный портовый город служил второй после Пантикапея (совр. Керчь) столицей Боспорского царства. На территории современного города были раскопаны административные и жилые здания конца VI - первой половины V в. до н.э. Самой ценной находкой за историю раскопок стал деревянный корабль. Его удалось датировать благодаря металлическому тарану, на котором обнаружился отлитый знак царя Боспорского государства Митридата VI Евпатора (звезда и полумесяц). Судя по всему, корабль биремы (гребного военного судна с двумя рядами весел по каждому борту) входил в состав царского флота и был сожжен во время штурма Фанагории 63 г. до н.э.

5. Херсонес

В октябре 2015 года музей-заповедник Херсонес Таврический перешел к России, и, хотя ЮНЕСКО и отказалась признать этот факт, сейчас музей-заповедник находится под руководством российского министерства культуры. Единственный греческий полис в Причерноморье, Херсонес успел побыть римской колонией, войти в состав Боспорского царства, краткое время был независимым, вошел в состав Византии, пережил набеги войск Чингизхана, был дважды разрушен и разграблен литовскими князьями, видел генуэзских купцов. Его культурный слой хранит память о каждом периоде истории древнего города.

6. Селитренное городище (Сарай-Бату)

На территории Астраханской области находится основанная ханом Батыем столица Золотой Орды - город Сарай-Бату. Селитренным он стал намного позже, когда при Петре I здесь поставили заводы по производству селитры. На территории памятника найдены фундаменты множества зданий - общественных, жилых и производственных. Города Золотой Оржы строились покоренными народами, поэтому материальная культура Сел Сарай-Бату была очень эклектична.

Реконструкция жилищ города Сарай-Бату

7. Городище Старая Рязань

Один из самых богатых городов Древней Руси, столица Рязанского княжества находился совсем не там, где стоит современная Рязань. Городище Старая Рязань обнаружили в 1822 году благодаря случайной находке - кладу золотых украшений. После Великой Отечественной войны за раскопки взялись серьезно. На городище были найдены три храма, предметы искусства, дома и помещения, где люди занимались ремеслами, 16 кладов с монетами и ценными вещами.

За 3 тысячи лет до нашей эры на территории современной Челябинской области было построено огромный укрепленный город. В специальных мастерских его жители плавили бронзу и занимались гончарным ремеслом. Город был строго распланирован и имел ливневую канализацию.

Образованные остатками укреплений и жилищ круговые фигуры в степи привлекли не только историков, но и приверженцев оккультизма всех сортов: они называют памятник археологии «местом силы», «колыбелью человечества» и «прародиной ариев».

Введение

История человечества известна нам по сохранившимся остаткам материальной и духовной культуры различных эпох и народов: археологическим находкам, древним, старинным и старым зданиям и сооружениям, произведениям искусства, устного народного творчества, летописям, документам, книгам, образцам старой техники, предметам быта. Эти следы человеческой деятельности образуют комплекс историко-культурных памятников. Но при этом памятником истории и культуры является не всякий след жизни и деятельности человека, а лишь общественно значимый, несущий большую смысловую нагрузку, в котором воплощены характерные особенности целой эпохи, важного исторического события или периода, отражен определенный уровень развития культуры, науки, техники.

Актуальность темы работы состоит в том, что именно историко-культурные памятники содержат в себе ценные сведения о прошлом опыте человечества и повсеместно транслируют его в настоящее. Это способствует не только обогащению человечества исключительно научными сведениями о прошлом, но и используется им для влияния на мировоззрения современников. Тем самым памятники истории и культуры кроме сохранения информации о прошлом, безусловно, выполняют еще и определенные важные для развития современного общества социальные функции в настоящем. Рассмотрение многообразия этих функций и стало основной целью данной работы.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1. дать определение понятию «памятник истории и культуры»;

2. рассмотреть классификацию памятников, их свойства и характерные признаки;

3. охарактеризовать социальные функции памятников и их роль в современном обществе.

Понятие и классификация культурных памятников

Памятники истории и культуры являются объектами своеобразного и уникального эксперимента взаимодействия человека и окружающей природы. Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 27. Выделение памятников из предметного мира культуры базируется на способности человека выявлять и давать общественную оценку их свойствам, раскрывать их значение в развитии культуры, превращать предмет в объект ценностного восприятия. Только в этом случае предметы начинают выполнять функцию памятника. По мнению исследователя А.Н. Дьячкова, это дает возможность по-новому подойти к определению феномена памятника: «памятник истории и культуры - одна из функций предметного мира культуры, выделяемая людьми для осуществления передачи общественно значимых культурных и технологических традиций из прошлого в будущее». Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. С. 12.

Основные итоги современных представлений о памятниках истории и культуры получили дальнейшую разработку в монографии П.В. Боярского «Введение в памятниковедение». По формулировке, данной этим исследователем: «памятниками истории и культуры называется совокупность материальных объектов и памятных мест, составляющих условно-непрерывный ряд, отражающий все стороны исторического развития человеческого общества в системе биосферы». Боярский П.В. Введение в памятниковедение. М., 1990. С. 28.

Возникновение самостоятельной науки о памятниках, памятниковедения - это качественно новый уровень понимания места и роли памятников в обществе, более глубокое проникновение в понимание их свойств и функций. Памятники рассматриваются в рамках данной дисциплины как самостоятельный предмет научного познания вне зависимости от времени их функционирования, вида, отношения к какой-либо сфере научной деятельности. Гаврилов Б. «Надлежит вам беречь…» как охраняли памятники в России в XVIII-начале XX века. //История. 2003. № 38. С. 4.

Термин «памятник истории и культуры» появился не одновременно с возникновением памятникоохранительной деятельности в России. Каждой исторической эпохе соответствовал свой уровень отношения к историко-культурному наследию, свое понимание термина, которым обозначались памятники.

Термин «памятники истории и культуры» впервые в законодательном документе был употреблен в 1965 г. в связи с принятием правительственного постановления о создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и окончательно закреплён в Законе РСФСР 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Ведомости Верховного Совета РСФСР.1978. N 51.

Профессор A.M. Кулемзин в работе «Охрана памятников в России как историко-культурное явление» Кулемзин А.М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление. Кемерово, 2001., предлагает следующее определение: «памятники истории и культуры - это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений или несущие на себе следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации, прямых подлинных знаний». Там же. С. 7.

Вообще, памятники истории и культуры подразделяются на движимые и недвижимые. К первым относятся археологические находки, документы, книги, произведения искусства, предметы народного быта и т.д. Они хранятся в музеях, архивах, библиотеках, частных собраниях. Недвижимые памятники (различные постройки, здания, крупные инженерные сооружения, монументы, произведения садово-паркового искусства и т.д.) располагаются под открытым небом.

В зависимости от характерных особенностей и специфики их изучения все памятники подразделяются на группы: археологические, исторические, архитектурные, монументально-изобразительного искусства (памятники искусства), памятные исторические места и исторические ландшафты.

На практике это деление нередко оказывается условным, поскольку многие памятники выступают как комплексные, т.е. сочетают в себе различные типологические черты. Сами произведения монументального искусства становятся историческими памятниками по прошествии долгого времени (например, памятник Минину и Пожарскому в Москве) или если они как-либо связаны с важным историческим событием (первые памятники В.И. Ленину 1920-х гг.).

Памятники истории подразделяются по видам на памятники государственного и общественного устройства, производственной и научной деятельности, военной истории, политической борьбы и революционного движения.

К историческим памятникам относятся также памятные места выдающихся событий, сохранившие исторический облик (площадь в городе, место боев с воронками и котлованами блиндажей и землянок в лесу). Нередко такие памятные места отмечены памятным знаком (обелиском, стелой, мемориальной доской). При этом сам по себе памятный знак историческим памятником не является, ибо он лишь указывает на место события, но не имеет с ним прямой связи. Кроме того, памятный знак, в отличие от исторического памятника, можно в любое время заменить на другой, из любого материала и произвольной конфигурации.

Среди всех памятников истории и культуры в наиболее выгодном положении находятся памятники архитектуры и искусства: красивое здание или монумент привлекательны сами по себе, что в известной мере упрощает вопросы их охраны. В более сложном положении оказываются памятники археологии - они нередко расхищаются самозваными «черными археологами», да и научные раскопки иногда почти полностью уничтожают археологический памятник, т.к. нарушается порядок и расположение предметов и отдельных их фрагментов, к тому же нередко такой памятник просто рассыпается в руках, гибнет от воздействия неблагоприятной среды. И все же необходимость охраны памятников археологии, как и памятников архитектуры и искусства, традиционно у большинства людей сомнений не вызывает.

В середине 1980-х г.г. были обозначены основные признаки, свойства, качества и функции памятников истории и культуры. Было окончательно признано главное достоинство памятника - его подлинности, т.е. факта физического его существования как основного доказательства реальности исторического действия, имевшего место в прошлом.

Важные признаки памятников были выявлены и обоснованы А.Н. Дьячковым. Дьячков А.Н. Памятники в контексте историко-культурной сферы. М., 1990. Признавая свойство памятника быть источником историко-культурной информации, он выделяет признание памятником со стороны общества историко-культурного объекта: «не следует ли искать объяснения феномена памятника именно в способности человека превращать тот или иной предмет в памятник, присваивая ему это достоинство в силу познанной и признанной обществом историко-культурной ценности?». Там же. С. 13. Только при том условии, когда историко-культурные объекты становятся признанными обществом, они приобретают статус памятника и «начинают играть роль памятников или выполнять функцию памятников». Качество предмета определяется через его признаки и свойства.

При рассмотрении качеств памятников истории и культуры следует уточнить, что признаками являются отличительные приметы внешнего характера, по которым можно узнать или отличить объект (памятник) в ряду других объектов, близких по внешним признакам.

Признаки памятников:

1. Материальность памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры - это материальные объекты (дома, храмы, древние курганы, боевые машины, скульптуры), которые обладают материальными характеристиками - имеют размеры, вес, твердость, материал, цвет и т.д.

2. Антропогенность памятников. Памятники истории и культуры - это результат деятельности людей, т.е. они антропогенны по своей природе. Человеческое общество преобразует или влияет на изменение естественной среды своего обитания не только в процессе производственной, но и любой другой деятельности: военной, политической, духовной, культурной. В результате этого появляются объекты, которые впоследствии становятся для общества памятниками военной или политической истории, архитектуры или искусства, науки или техники.

3. Недвижимость памятника. Под недвижимостью понимается его единство с окружающей средой. Это главный признак памятников истории и культуры, который отличает их от предметов музейного фонда. Недвижимость памятников истории и культуры - это целесообразное, оправданное практикой их использования условие сохранения памятников, рекомендующее не отрывать их от своей естественной среды, места своего возникновения, где они являлись «участниками» или «свидетелями» событий. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 7-8.

Свойствами предметов являются их качества, проявляющиеся во взаимодействии с другими объектами. В рассматриваемом нами случае таковыми являются общество, люди, которые входят во взаимодействие с памятниками.

Свойства памятников:

1. Свойство сенсорного воздействия. Памятники истории и культуры являются материальными предметами и в силу этого обладают свойством воздействовать на органы чувств и вызывать у человека ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события.

2. Свойство быть источником информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию. Являясь результатом деятельности человека, они несут на себе следы его преобразующего воздействия, т.е. хранят информацию о том, результатом чего они являются сами.

Информация, содержащаяся в памятниках, бывает следующих видов: историческая, эстетическая, технологическая.

Под исторической информацией в широком её значение понимается всякая информация, заключённая в памятниках, т.к. все памятники отражают какую-либо из сторон истории человечества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в произведениях художественной культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, передаваемые в художественном образе. Из числа недвижимых памятников истории и культуры к первым относятся памятники монументально-изобразительного искусства, ко вторым - некоторая часть памятников архитектуры. Под технологической информацией понимается естественнонаучная информация, свидетельствующая о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком её законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Древние орудия служат источником информации о трудовой деятельности, развитии мышления, образе жизни древних людей и об их воздействии на изменение окружающей среды.

Таким образом, одним из основных свойств памятников истории и культуры является способность сохранять и передавать аутентичную (подлинную) историко-культурную информацию о прошедших событиях и явлениях, в результате которых и возникли памятники. Памятники истории и культуры как культурно-исторический феномен. Улан-Удэ, 2005. С. 10.

культурный памятник история

Россия славится своими монументами, среди которых встречаются очень необычные, смешные и нелепые. Есть памятники огромного размера, о которых все знают, но есть малоизвестные, миниатюрные.

Самый большой памятник Ленину

Среди известных памятников Ленину, самым большим в России и во всем мире является тот, что установлен в Волгограде. Его можно видеть стоящим непосредственно на берегу Волго-Донского канала. Он смотрит на город с высоты пятьдесят семь метров, из которых постамент составляет тридцать метров.

Волго-Донской канал строился в годы правления Сталина, поэтому изначально на постаменте стояла его фигура с 1952-го по 1961-ый год. За одну ночь этот памятник был снесен, и долгие годы постамент оставался пустым. Планировали поставить на его место бюст Ленина, но позже приняли решение установить памятник, который был бы выше прошлого. В 1973-ем году на постаменте была установлена двадцати семи метровая фигура Ленина. Среди памятников, установленных в честь реально живших людей, именно этот является самым большим. Это стало причиной того, что его занесли в Книгу рекордов Гиннеса.

Самые маленькие памятники России

Как бы это было не удивительно, но не все памятники представляют собой что-то большое. Есть совсем крошечные. Таковым является установленный в Ивановской области в поселке Лух десятисантиметровый бронзовый ополченец времен Минина и Пожарского.


Он создан на народные средства и установлен в нише ворот, находящихся у входа в древнюю крепость. Автор скульптуры – местный житель.

Санкт-Петербург богат маленькими памятниками животным. Это и Чижик-Пыжик, и скульптура зайцу, и «Хороший кот». В Тюмени установлен памятник бездомной собаке, а в Раменском есть совсем небольшие герои мультфильмов советских времен. Существует памятник шпротам, который установлен в Калининградской области. Символом Анапы является небольшой памятник Белой шляпе.


В Томске на двадцатисантиметровом постаменте установлен памятник домашним тапочкам, а в Краснодаре есть памятник потерянному кошельку, валяющемуся на асфальте. Миниатюрными размерами выделяется памятник человеку-невидимке, который установлен в Екатеринбурге.

Самые известные памятники России

В каждой стране есть самые известные памятники. Есть такие и в России. Один из них – это «Родина-мать зовет!». Он находится в Волгограде и входит в число самых больших в мире. Достопримечательность столицы – памятник Минину и Пожарскому, который известен, в том числе и за рубежом. Давно вошел в нашу жизнь и стал ее частью памятник «Рабочий и колхозница». Царь-колокол и Царь-пушка достопримечательности, которые осматривает каждый турист, отправившийся на экскурсию по Москве.


Одним из символов Санкт-Петербурга и его визитная карточка является «Медный всадник». В Великом Новгороде есть красивейший из известных памятников. Его название – «Тысячелетие России». Монумент был воздвигнут в 1862-ом году и приурочен к тысячелетнему юбилею легендарного призвания на Русь варягов.


За пределами России и в самой России известны некоторые значимые памятники Санкт-Петербурга. Так, находящиеся на Васильевском острове Ростральные колонны, высотой тридцать два метра, знают почти все в качестве символа морского величия этого города.

К числу известных относят памятник Пушкину в Москве и подобный памятник в Санкт-Петербурге. Недавно установленный памятник Петру Первому в Москве, являющийся самым большим в России, тоже очень быстро оказался среди известных.

Самый высокий памятник в России

Лидер по высоте в России – памятник Петру Первому, который в 1997-ом году был установлен в Москве. Открытие приурочили к 850-летию столицы. Надо сказать, что он вызвал немалый диссонанс в обществе, так как многие посчитали его уродливым и совершенно безвкусным.


«Гигант» установлен на специально сделанном искусственным острове в Москва-реке у самого берега. Его высота – девяносто восемь метров. Многие считают, что это сооружение уродует одно из красивейших мест столицы, устрашающая довлеющая фигура Петра не имеет никакой художественной ценности. Среди самых уродливых монументов мира этот установленный в Москве Петр занимает десятое место. В техническом плане московский памятник – уникальнейшее инженерное сооружение.


Бронзовые детали облицовки навешаны на выполненный из нержавеющей стали несущий каркас. Нижняя часть и сам Петр вместе с кораблем собирались отдельно, а потом монтировались в одно целое. Винты корабля, выполненные из нержавеющей стали, сплетены из нескольких тросов, что обеспечивает неподвижность массивной конструкции. Для памятника использовали высочайшего качества бронзу. Вполне возможно, что памятник будет совершенствоваться. Так, в нем может появиться смотровая площадка, подобно тому, как она устроена на многих даже более низких монументах и статуях в других странах. У туристов какая экскурсия, скорее всего, будет иметь успех.


Удивляют и другие творения рук человеческих. По данным сайта сайт, башни в разных городах мира могут подниматься выше облаков. Например, башня Бурдж Дубай взмыла ввысь более чем на 800 метров.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

В День памятников истории и культуры вспоминаем устрашающие и смешные - самые популярные среди туристов объекты архитектуры.

/www.wikipedia.org

Моаи на острове Пасхи

Каменные статуи, до 9 м в высоту, обитают на втором по удаленности от материка острове в мире - Рапа Нуи, или острове Пасхи, принадлежащем Чили. Всего на острове 887 статуй, некоторые остались незавершенными в каменоломнях - делали их между серединой 11-го и 14-м веками. Статуи выполнены в четырех разных стилях, и чем позже, тем изощреннее и их внешний вид, и способ их изготовления. А о том, каким же образом статуи передвигали и устанавливали, до сих пор ведутся споры.

Иисус-Искупитель в Рио-де-Жанейро

За более чем 80 лет существования (статую открыли в 1931 г.) над Христом надругались только раз - в 2010 г. на лицо и руки нанесли надпись "Кот из дома - мыши в пляс". Высота статуи - всего 38 м.

Статуя Свободы в Нью-Йорке

Символ Нью-Йорка стоит на Острове Свободы, к югу от Манхэттена, и является подарком французов к годовщине принятия Декларации Независимости. Статую изобразил французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, а все конструктивные вопросы (проектирование каркасов и опор) взял на себя Гюстав Эйфель, автор знаменитой башни в Париже.

Родина-мать на Мамаевом Кургане в Волгограде

Главная скульптура ансамбля Героям Сталинградской Битвы на Мамаевом кургане зовет сыновей в бой с врагом - именно поэтому у нее открыт рот. Одна из самых сложных с точки зрения технических расчетов устойчивости скульптур в мире. Творения гениального скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича.

Большой Сфинкс в Гизе

Голову льва, лежащего на песке, по мнению ученых, лепили с фараона Хефрена - и хотя науке до сих пор не известно время сооружения данной скульптуры, есть логика в том, что это было или во время жизни Хефрена, или после его смерти - в любом случае, мы приходим к приблизительной дате около 2400 г. до н.э. Также неизвестно, как этот памятник называли сами египтяне - слово "сфинкс" греческое, и появилось значительно позже сооружения в Египте.

Русалочка в Копенгагене

Русалочку изготовили в 1913 г. по заказу Карла Якобсена, сына основателя пивоварной компании Carlsberg - ему понравится балет по сказке Андерсена в театре Копенгагена, он даже попросил приму театра позировать скульптору, но она отказалась (не хотела позировать голой, а это было необходимо), и скульптору Эдварду Эриксону пришлось уговаривать свою жену. Это одна из самых многострадальных скульптур мира - что с ней только не делали: пару раз отпиливали голову и руку, дорисовывали лифчик, вставляли в руку фаллоимитатор и даже оборачивали в паранджу.

Статуя Будды в Лэшане

Одна из самых высоких статуй Будды в мире - высотой 71 м. Будда высечен в скале - работы длились 90 лет, начиная с 713 г. По бокам от Будды в скале высечены около ста изображений бодхисаттв - просветленных существ, которые решают стать буддой.

Писающий мальчик в Брюсселе

Высота одного из символов Брюсселя - всего 61 см. Мальчик Жюльен (так его зовут) окружен рядом традиций - в праздничные дни вода в фонтане заменяется на вино или пиво, время от времени Жюльена наряжают в костюмы. Список костюмов вывешивается регулярно на решетке возле скульптуры. В "гардеробе" мальчика уже около 800 костюмов, в том числе форма американских ВВС, наряд Дракулы, дзюдоиста, и даже украинского козака.

Будда Весеннего Храма в Китае

Самая высокая скульптура в мире, медное изваяние высотой в 128 м, вместе с пьедесталом 208 м. Возведение памятника в общей сложности обошлось в 55 млн. долл. и стало ответом Китая на систематическое разрушение буддийских реликвий в Афганистане - о строительстве этого Будды объявили после взрыва талибами двух статуй Будды в Бамианской долине, эти статуи начали строить во 2-м столетии, и закончили через двести лет.

Чингисхан в Монголии

Конная статуя Чингисхана недалеко от Улан-Батора является самой крупной конной статуей в мире - ее высота без постамента составляет 40 м. Памятник окружен 36-ю колоннами, согласно числу ханов Монгольской империи от Чингиса до Лигдэн-хана. Открыли памятник в 2008 г.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры