Непревзойдённый Святослав Рихтер. Биографии, истории, факты, фотографии Биография рихтера пианиста

Главная / Любовь

Святослав Рихтер был не только выдающимся пианистом прошлого века, но и культурным деятелем, принимал активное участие в общественной жизни, основал фестиваль «Декабрьские вечера».

Великий, гениальный, выдающийся – именно так отзываются о пианисте Святославе Рихтере все, кто хоть раз слышал его виртуозное исполнение классических произведений. В его репертуаре сочинения Баха, Шуберта, Шопена, Листа, Прокофьева, Гайдна.

У него был свой, индивидуальный подход к музыке, он чувствовал время и стиль, а техника исполнения была доведена до абсолютного совершенства.

Детство

Родился Святослав Рихтер в Житомире на Украине, хотя в то время это была Российская империя, 20 марта 1915 года. Отец мальчика – талантливый немецкий пианист, органист, композитор Теофил Данилович Рихтер(1872-1941), преподавал музыку в консерватории Одессы и играл на органе в местной кирхе. Маму Святослава звали Анна Павловна Москалева(1892-1963)потомственная русская дворянка, по матери фон Рейнке. Всю Гражданскую войну маленький Святослав жил у своей тети Тамары, от которой племяннику в наследство досталась любовь к живописи, ставшей впоследствии одним из серьезных увлечений после музыки.

Фото: Святослав Рихтер в молодости

В 1922 году мальчик с семьей переезжает в Одессу, учится играть на фортепиано. Помогает ему в это время отец – знаменитый пианист, который свое музыкальное образование получил в Вене. Маленького Святослава очень привлекал оперный театр, он даже начинает писать театральные пьесы и мечтает выучиться на дирижера. Два года с 1930 до 1932 Святослав отдал Одесскому дому моряка, куда был принят в качестве пианиста-концертмейстера, после этого переходит в местную филармонию. В 1934 году Рихтер выступил со своим первым сольным концертом, исполняя преимущественно музыку Шопена. Вскоре после этого его принимают в Одесский оперный театр аккомпаниатором.

Консерватория

Мечта Рихтера о дирижерстве так и не сбылась. В 1937 году юноша становится студентом Московской консерватории по классу фортепиано, попав к знаменитому Генриху Нейгаузу, но в ту же осень его отчислили. Причина – Святослав наотрез отказался заниматься общеобразовательными предметами.

Молодой человек возвращается домой – в Одессу. Но Нейгауз сумел настоять на своем и Рихтер согласился вернуться в Москву, в консерваторию. Дебютом пианиста в Москве было выступление в ноябре 1940 года, прошедшее в Малом зале родной консерватории. В репертуаре молодого пианиста была Шестая соната Прокофьева, которая исполнялась до этого только ее автором. Спустя всего месяц Святослав дает свой первый концерт в сопровождении оркестра. Закончил консерваторию Рихтер в 1947 году, получив золотую медаль.

Война

В годы войны пианист выступает с концертами не только в Москве, но и в других городах Советского Союза. Посещал он и блокадный Ленинград. Он старался порадовать измученных войной соотечественников красивой музыкой, совершенным исполнением. В его репертуаре все чаще звучат новые сочинения, он непередаваемо сыграл Седьмую сонату для фортепиано С.Прокофьева.

Родители

В биографии Святослава Рихтера была одна трагедия, которую он тщательно скрывал от окружающих – предательство собственной матери. До войны семья жила в Одессе, отец служил в театре оперы, мама занималась шитьем. Перед самой оккупацией Одессы их семье предложили эвакуироваться, но мать отказалась. Отца мальчика арестовывают чекисты, ссылаясь на закон военного времени, и расстреливают, только потому, что он был немцем по национальности, а значит предателем, ждущим прихода фашистов. Мать в это время неожиданно для всех выходит замуж за Сергея Кондратьева, потомка чиновника Царской России, который люто ненавидел советскую власть и даже разрешает ему взять фамилию Рихтер.


Фото: Святослав Рихтер с матерью и отцом

Не дожидаясь, пока Одессу займут советские войска, Анна со своим новоиспеченным мужем бежит за границу и поселяется в Германии. Святослав в это время живет и учится в Москве и ничего не знает, всю войну ожидая встречи с любимой мамой, которая была для него и советчиком и другом. Узнав о происшедшем, молодой человек замкнулся – это была настоящая катастрофа, крушение всего, что раньше было святыней. Эта боль он так и испытывал всю жизнь, даже решил, что семьи у него не будет никогда – только творчество.

Он не видел маму целых двадцать лет. Их встреча состоялась тогда, когда Фурцева и Орлова добились разрешения для поездки Святослава за границу. Но увы, той близости, что была раньше, уже не получилось. Но тем не менее, когда Рихтер узнал о тяжелой болезни матери, он истратил на нее весь гонорар, который заработал на гастролях. О ее смерти Святославу сообщил Кондратьев перед самым выступлением в Вене – и великий пианист так и не смог справиться с волнением и провалил концерт. Это был его единственный провал за всю жизнь.

Творчество

Имя Рихтера зазвучало после войны, особую известность ему принес Третий всесоюзный конкурс, но котором он стал победителем, разделив первую премию с В.Мержановым. Его признали лучшим советским пианистом. Далее были гастроли на родине и в социалистических странах, а вот на Запад его не выпускали. Причиной тому стала дружба пианиста с попавшими в опалу Борисом Пастернаком и Сергеем Прокофьевым. Музыка Прокофьева была негласно запрещена, но это не помешало Рихтеру выступать с его произведениями. В 1952 году сбылась мечта Рихтера – он впервые дирижировал на премьере Симфонии-оркестра. Сольную партию играл М.Ростропович. Прокофьев даже посвятил Рихтеру свою Девятую сонату и пианист блестяще ее исполнил. Рихтер был первым исполнителем в Советском Союзе, которому вручили престижную премию «Гремми». Его концертная жизнь была очень интенсивной – до 70 концертов за год.

Творчество Святослава Рихтера хранят многочисленные записи и студийные и концертные, которые записывались в период с 1946 по 1994 год.

Общественная деятельность

Святослав Рихтер является основателем «Декабрьских вечеров», которые проводились в Музее изобразительных искусств им.Пушкина. Это были тематические фестивали музыки и живописи, на которых звучала популярная классическая музыка и проходила демонстрация картин, соответствующих по тематике. Эти вечера собирали самых лучших музыкантов, художников, режиссеров и актеров. Впервые фестиваль был проведен в 1981 году.

А еще Рихтер выступил с инициативой организовать фестиваль «Музыкальные празднества» в Турени в 1964 году и фестиваль музыки в Тарусе в 1993 году.

В начале 90-х годов Рихтер работает над созданием школы для молодых художников и музыкантов, где бы они могли не только обучаться, но и отдыхать. Идеальным местом для такой школы пианист считал город Таруса, там, где находилась его дача. Но чтобы осуществить свою мечту нужны были деньги. Так и возникла идея проведения ежегодных фестивалей, в которых будут участвовать художники и музыканты. Чтобы получить возможность их проведения, пианист организовывает фонд Святослава Рихтера, в котором становится президентом. Свою дачу пианист также подарил фонду.

Живопись

Еще одной большой любовью Рихтера была живопись. У него была целая коллекция картин и рисунков, которые подарили ему известные художники – К.Магалашвили, А Трояновская, В Шухаева, Д.Краснопевцева.

У него была даже картина великого Пикассо — «Голубь», на которой художник оставил дарственную надпись. Наставником Рихтера в искусстве живописи была А.Трояновская, он брал у нее уроки мастерства. Она считала, что у Рихтера какое-то особенное чувство света, он как-то по-своему воспринимает пространство, имеет яркое воображение и феноменальную память.

Личная жизнь

Свою будущую жену Святослав встретил в 1943 году. О личной жизни пианиста ходило множество слухов и сплетен, вплоть до того, что он был гомосексуалистом, несмотря на наличие жены. Музыкант никогда не рассказывал подробности отношений в семье – это было слишком личным. Его жену звали Нина Дорлиак(1908-1998).


Фото: Святослав Рихтер с женой Ниной Дорлиак

Она была дочерью популярной певицы К Дорлиак. Во время их знакомства Нина была певицей(сопрано), а после стала преподавателем в консерватории Москвы. Нина Львовна пережила своего мужа почти на год. Они прожили долгую жизнь – 50 лет, но так и не родили детей. Рихтер считал, что все эти тихие семейные радости ему не нужны, он был счастлив только в искусстве. У них был очень необычный брак – это обращение на вы, проживание в разных комнатах… По завещанию Н. Дорлиак их квартира перешла в собственность музея им.Пушкина.

Музей

С 1999 года, квартира, ранее принадлежавшая Рихтеру, стала музеем. Здесь все осталось так, как было при жизни великого пианиста. Все вещи на своих местах, рояль с нотами в той же комнате, в которой репетировал Святослав Теофилович. Сейчас это помещение используют для просмотра кинолент и прослушивания классической музыки. В шкафах по-прежнему разложены ноты, кассеты, пластинки, которые достались в дар великому маэстро от друзей и многочисленных поклонников.

Здесь же надежно хранится оригинал рукописи Прокофьева с Девятой сонатой, посвященной Рихтеру. Кабинет музыканта поражает изобилием книг, он увлекался русской классикой. И отдельное место занимает в музее живопись – еще одно серьезное увлечение пианиста. Здесь и его собственноручные произведения и картины его друзей–художников, именитых и не очень. Музей открыт для всех, кому хочется послушать хорошую музыку или самому принять участие в одном из музыкальных вечеров.

Признание заслуг величайшего из музыкантов

Творчество Рихтера было вознаграждено многочисленными званиями и наградами. Он народный артист СССР и РСФСР, получил Ленинскую и Сталинскую премию. Ему присвоили звание почетного доктора сразу два университета – Страсбургский и Оксфордский.

Он награжден орденами «Октябрьской революции» и «За заслуги перед Отечеством». Он лауреат многочисленных отечественных и зарубежных премий, является кавалером ордена Искусств и литературы, полученным во Франции, Героем Соцтруда и членом московской академии творчества.

Памяти пианиста

В 2011 году в г.Житомир, на родине великого музыканта, была установлена мемориальная доска. Имя Святослава Рихтера присвоено международному конкурсу пианистов. В г.Яготин на Украине и в г.Быдгощ в Польше есть памятники непревзойденному маэстро. Одна из улиц Москвы также носит имя Святослава Рихтера.

Последний раз Рихтер выступил на публике в Германии в 1995 году. Умер музыкант в Москве 1 августа 1997 года. Место захоронения – Новодевичье кладбище.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Родился 20 марта 1915 года в Житомире. Творческий потенциал Мастера не нуждается в каких-либо характеристиках и комментариях. Биографию знаменитого музыканта можно найти в любой энциклопедии, однако ее советская цензурированность противоречит многим важнейшим биографическим фактам музыканта, особенно одесского периода. Например, у многих биографов одесский период жизни Рихтера начался с 1921 года. По поздним воспоминаниям самого Святослава Теофиловича, его привезли родители младенцем в Одессу в 1916 году, после приглашения отца на должность профессора Одесской консерватории ректором Витольдом Малишевским. Отец музыканта Теофил Данилович Рихтер был одаренным пианистом и органистом, окончившим Венскую академию музыки и совмещавшим профессорскую должность в консерватории с местом органиста Одесской евангелической лютеранской церкви Св. Павла (Кирха).

Часто посещая Житомир (особенно в летний период), С.Т. Рихтер, все же, как творческая личность, в основном, формировался в Одессе, вплоть до 1941 года, когда уже был студентом Московской консерватории в классе прославленного профессора Г.Г. Нейгауза. Именно Нейгауз, впервые услышавший игру музыканта, приехавшего из Одессы в 1937 году и не имевшего формального музыкального образования, воскликнул: “По-моему, он гениален!” . Впоследствии Нейгауз неоднократно подтверждал эту оценку своего студента, а тот, в свою очередь, поражал своим дарованием С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Д.Б. Кабалевского и многих других.


С. Рихтер, А. Москалева, Т. Рихтер

Практически весь довоенный одесский период С.Т. Рихтера преисполнен коллизий и парадоксов, никак не резонирующих с честолюбивыми чаяниями его сверстников. Грандиозные лауреатские триумфы пианистов Э. Гилельса и Я. Зака (впрочем, как и других впоследствии именитых одесситов), скрипачей Н. Мильштейна, Б. Гольдштейна и, конечно, Д. Ойстраха , не волновали уже совсем не юного музыканта. Увлеченный разнообразнейшими, порой противоречащими друг другу творческими планами (драматургией, поэзией, композицией, концертмейстерством, дирижированием), Святослав Рихтер и не помышлял о карьере солиста-виртуоза, как его сверстники. Только в 19-летнем возрасте, услышав в Житомире на концерте Д.Ф. Ойстраха игру его концертмейстера В. Топилина (четвертую Балладу Ф. Шопена), он задумал провести сольный концерт из произведений гениального польского композитора.

Диапазон увлечений юноши, не проявлявшего столь важных для профессии виртуоза-инструменталиста амбиций, не импонировал ведущей фортепианной профессуре консерватории, прохладно относившейся и к отцу, и к сыну Рихтерам. В результате синклит фортепианной кафедры постепенно низвел Т.Д. Рихтера до должности преподавателя общего фортепиано, а одаренность сына просто игнорировал. Зато широкая общественность Одессы, как и ее музыкально-профессиональная часть, не ошиблись, обнаруживая в юноше невероятные потенциальные творческие задатки. Молодой концертмейстер сначала в филармонии, затем в опере демонстрирует чудеса читки с листа партитур и клавиров, претендуя на дирижерский пульт в балетном спектакле А. Глазунова “Раймонда”, восхищая артистов зрелостью и мастерством.

Возможно, в этот довоенный период и сложились предпосылки сложного, противоречивого отношения С.Т. Рихтера к родному городу, в котором перемежались взлеты и падения признаний и разочарований. Отъезд в Москву в класс Г.Г. Нейгауза, бурная столичная жизнь не вовлекли в свой водоворот одесского музыканта, он постоянно сбегал в Одессу к своим привязанностям, в значительной мере семейным, заставляя своего учителя Г.Г. Нейгауза прилагать немалые усилия для его возвращения в Москву.

Отдельной темой биографии музыканта служит его немецкое происхождение по отцу и частично по матери (А. Москалевой), также в немалой степени отдалявшее семью Рихтер от одесской музыкальной интеллигенции. Появившиеся материалы последнего десятилетия достаточно ярко иллюстрируют вовсе не просоветски настроенный круг знакомых и друзей семьи органиста кирхи, вынужденного бросить эту должность после “выразительных” намеков администрации консерватории, перейдя на место органиста оперы.

Наиболее спорным может быть личное отрешение С.Т. Рихтера от приездов в Одессу в послевоенный период с мотивировкой расстрела отца энкаведистами в августе 1941 года. Несмотря на то, что он прочно вошел в когорту известнейших музыкантов страны в 40-е годы, на его биографии оставалось пятно из-за репрессированного отца, а после отъезда матери в Германию в конце войны с антисоветски настроенным новым мужем С. Конд-ратьевым карьера Рихтера могла быть предрешена. Между тем, на Всесоюзном конкурсе пианистов в 1945 году немец Рихтер делит первую премию с фронтовиком В. Мержановым по повелению самого Сталина, постоянно находясь в поле зрения эстетствующего деспота. В 1950 году Рихтер получает Сталинскую премию, уже будучи известнейшим в СССР артистом, в биографии которого одесский период однозначно требовал официального отречения. Однако, по имеющимся данным, это было внешне выполненное обязательство и самим Рихтером, и в значительной мере его окружением. Вместе с тем Рихтер никогда не отказывался от старых одесских связей, друзей и коллег, проявляя теплоту и к любимым местам юности, и к очагам, где зрел его гений, правда, избегал это афишировать.

Не стоит замалчивать и тот факт, что образ его жизни и в стране, и за рубежом был под неусыпным оком спецслужб, находивших возможности для наблюдения за его особой со всех дистанций, о чем он всегда помнил. Тем не менее, Рихтер раскрывался в переписке с “людьми из одесского прошлого”, которым он полностью доверял, но которые не просматриваются ни в одной из официальных биографий. Такова семья Натальи Завалишиной-Вербицкой, с которой Рихтер переписывался все годы до ее смерти в 1974 году. А семья известного одесского педиатра Г.С. Леви, спасшего С. Рихтера в детстве от менингита, была для музыканта родным домом, как и другие близкие ему семьи. В гостиной С. Рихтера (в ныне мемориальной квартире-музее) по сей день сохранен подаренный музыканту гобелен с дарственной надписью от семьи Леви.

Был ли Рихтер в Одессе после войны? Вплоть до 90-х годов это были легенды, предположения, свидетельства отдельных лиц. Сам Рихтер об этом не говорил даже самым близким людям. Только в последнее десятилетие Рихтер признался Н. Журавлевой, дочери прославленного чтеца Дмитрия Журавлева, и некоторым другим особо близким о том, что он несколько раз был в родном городе, видел разрушенную, сгоревшую к тому времени кирху, квартиру первого периода жизни на Нежинской и некоторые другие важные для его памяти объекты.


Одесса, увы, оставалась прохладной к Ве-ли-кому Музыканту, не стремясь выяснять отношения, и тем более, подлинные факты рихтеровских привязанностей к опасному прошлому. Только с 2002 года усилиями Миссии Д. Ойстраха и С. Рихтера рихтериана вспыхнула с небывалой силой международными фестивалями “Рихтерфест” (2002, 2005) с открытием мемориальной доски музыканту на Пасторском доме возле кирхи.

Биография Великого Музыканта с годами становится все более полной и уточненной, раскрываясь шекспировским размахом, как отражение эпохи, породившей эту гениальную личность.

Юрий Дикий, пианист

2 сентября 2015 года, в рамках празднования Дня города, на Аллее Звезд Одессы была открыта новая звезда – в честь Святослава Теофиловича Рихтера.


Рихтер Святослав Теофилович

(Род. в 1915 г. – ум. в 1997 г.)

Выдающийся пианист, легенда музыки XX в. Потрясающий исполнитель-виртуоз. Один из организаторов знаменитого московского фестиваля «Декабрьские вечера».

По мнению критика Бориса Лифановского, «явление под названием “Святослав Рихтер” столь необъятно и величественно, что для того чтобы говорить о нем подробно и серьезно, вероятно, необходимо немалое мужество. Рихтер ушел из жизни недавно, мы все имели честь быть его современниками, можно сказать, привыкли к этому. Тем более удивительно наблюдать, как его имя и его творчество стремительно уходят из современности в историю музыки, становясь при этом одной из величайших ее страниц».

Святослав родился в Житомире, в семье с сильными музыкальными традициями. Его дедушка по отцовской линии, Даниил Рихтер, был настройщиком. Он был настоящим этническим немцем, но родом из Польши, и эмигрировал в Россию в поисках заработка. Мастер по фортепиано, он открыл собственную мастерскую в Житомире. Его сын Теофил был самым младшим из пятерых детей и единственным, кто связал свою жизнь с музыкой. Отслужив в армии, он был направлен на учебу в Вену, которая в то время была музыкальной столицей мира. Тогда там можно было запросто встретить на улице Малера или Грига, да и Брамс регулярно посещал оперу. Теофил Рихтер получил образование как композитор и пианист и подавал большие надежды.

По окончании консерватории он долго не возвращался на родину: играл при дворе королевы Драги, давал частные уроки для австрийских аристократов. Вернувшись в Житомир через 22 года, Теофил женился на дворянке Анне Москалевой. Ее отец Павел Петрович, одно время даже председательствовавший в земстве, был категорически против столь неравного брака, но свое согласие все-таки дал.

20 марта 1915 г. у Рихтеров родился сын, которого назвали Святославом. Через год они перебрались в Одессу, где отцу предложили место в консерватории. В 1918 г. разразилась страшная эпидемия тифа. Святослав в это время гостил у дедушки в Житомире. Там он и заболел, а вместе с ним – мамина сестра Елена. Тетка вскоре умерла, а из Одессы поступило известие, что отец тоже болен. Мать посчитала необходимым находиться рядом с мужем, и мальчик остался на три года на попечении многочисленных родственников (в семье Анны было семеро детей).

Наибольшее влияние на маленького Святослава оказала его тетка Мери, которой в ту пору было лет 16. Именно ей он обязан своими увлечениями живописью, театром и кино, пронесенными через всю жизнь. Если мать будущего пианиста была настоящей светской дамой, то тетка – взбалмошной, веселой женщиной, которая постоянно что-то выдумывала. Она все время рисовала и пыталась приобщить к живописи племянника, который был совсем не против. В то время маленький Рихтер абсолютно не интересовался музыкой и собирался стать художником.

По возвращении в Одессу в 1921 г. мальчик попал в совершенно другой мир. Здесь царила музыка. Отец не только преподавал, но и играл на органе в местной кирхе, куда все отправлялись слушать его по воскресеньям. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Все это привело к тому, что в возрасте примерно восьми лет мальчик сам сел за инструмент. Он никогда не играл гаммы, а взялся сразу за ноктюрн Шопена. Впоследствии юный талант еще не раз удивлял отца, занимавшегося его начальным музыкальным образованием. Например, Святослав сам выучился читать оркестровые партитуры. Правда, музыка еще не казалась ему выбором на всю жизнь. Просто по указанию матери он исполнял перед гостями что-то вроде обязательной программы, но по собственному выбору. Желание стать пианистом появилось после первого публичного выступления в доме сестер Семеновых в 1931 г.

С 15 лет влюбленный в театр Святослав начал аккомпанировать в различных концертах и даже три года проработал во Дворце моряков. Потом наступила пора оперы. Вначале его взяли репетитором балета. Однако вскоре он уже дебютировал в качестве сольного исполнителя. Произошло это 19 февраля 1934 г. в зале клуба инженеров. Публика с восторгом оценила исполнение довольно сложных произведений Шопена, Святослава даже вызывали на бис.

Поработав какое-то время концертмейстером Одесского театра оперы и балета и стремясь избежать службы в армии, Рихтер отправился на учебу в Москву. В 1937 г. его без экзаменов зачисляют в Московскую консерваторию, в класс Г. Г. Нейгауза. Вот как вспоминал впоследствии об этом событии великий учитель: «Он не получил никакого музыкального образования, нигде не учился, и мне сказали, что такой вот юноша хочет поступить в консерваторию. Он сыграл Бетховена, Шопена, и я прошептал окружающим: “По-моему, он гений”». Позже к такому же мнению будут приходить практически все, кто будет слышать игру Рихтера. Еще когда он был студентом, его услышал С. Прокофьев и был настолько покорен мастерством исполнения, что доверил в 1940 г. этому в общем-то молодому и малоизвестному пианисту премьеру своей Шестой фортепианной сонаты. Впоследствии музыкант станет первым исполнителем и остальных сонат Прокофьева, настолько тот будет восхищен его игрой. А Девятая соната была даже посвящена Рихтеру композитором.

Накануне войны в семье Рихтер произошла трагедия, о которой Святослав Теофилович долго не упоминал. Однако на склоне лет он поведал об этом в одном из документальных фильмов о себе. Позже этот рассказ был повторен им неоднократно в различных книгах и дневниковых записях. Видимо, это была очень болезненная тема, которая долго мучила музыканта. История была достойна дамского романа, и возможно, не воспринималась бы так печально, не произойди она в жизни.

Еще в годы революции в Одессу сбежал сын одного видного царского чиновника. Сам он был немцем, но во избежание преследования сменил фамилию на Кондратьев. Он подавал надежды как музыкант, но, опять же из опасения разоблачения, предпочел оставить консерваторию и симулировать костный туберкулез. Роль требовала быть прикованным к постели. Зарабатывал он себе на хлеб, давая частные уроки композиции. В число его учеников входил и Рихтер. Уроки мальчику не нравились, но он их исправно посещал. В результате с мнимым больным очень сблизилась его мать. Анна Павловна не была женщиной сердобольной и мягкотелой, но тут поддалась (по мнению Рихтера) внушению. Сергей Кондратьев был перевезен к ним в дом, и она за ним самозабвенно ухаживала. Рихтер, как мы помним, в то время находился в Москве и не догадывался о том, что происходило в семье его родителей. Меж тем, с началом войны всем предложили эвакуироваться, но мать отказалась. Отец, все прекрасно понимая, остался вместе с ней и был в 1941 г. расстрелян по доносу как немец, незадолго до прихода оккупантов. С приходом врага «больной» неожиданно выздоровел и спустя 20 лет встал и пошел. Анна Петровна бежала с ним в Германию, где они поженились, причем Кондратьев предпочел взять фамилию жены. Когда его принимали за отца великого пианиста, он совсем не возражал и даже пользовался этим…

Всю войну Святослав Рихтер проездил с концертами, исколесив как север России, так и Закавказье. Этот период он считал началом своей карьеры. Летом 1942 г. состоялся его первый сольный концерт в Малом зале Консерватории. Когда он играл в Ленинграде в 1944 г., в зале были выбиты окна, и публика сидела в шубах, поскольку было очень холодно. Рихтер же играл как всегда, утверждая, что его греет вдохновение.

В 1945 г. Святослав Рихтер стал победителем Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей. В 1947 г. он наконец окончил учебу в консерватории, прерванную войной, а в 1949 г. уже стал лауреатом Сталинской премии. В это же время кроме сольных выступлений он стал давать совместные концерты с Ниной Львовной Дорлиак. Они познакомились еще во время войны в 1943 г. на одной из многочисленных тогда панихид, где оба выступали. Вот как вспоминал об этом сам музыкант: «А потом вышла певица, она мне ужасно понравилась и выглядела, как принцесса. Пела замечательно, и только потом я понял, что это была Нина Дорлиак».

Нина Львовна происходила из довольно известной театрально-музыкальной семьи. Как и Рихтер, она закончила Московскую консерваторию с золотой медалью и подобно своей матери стала впоследствии одним из самых выдающихся ее профессоров. Они прожили вместе более 50 лет, при этом до конца своих дней называли друг друга только на «вы». Все началось в 1946 г., когда Рихтер не имея собственного жилья (по приезде в Москву он жил у Нейгауза), перебрался в квартиру Нины Дорлиак на Арбате. Это были две комнаты в коммуналке, где она проживала вместе с матерью и племянником. А последним их домом стала квартира на 16-м этаже по улице Неждановой, где теперь Музей-квартира Святослава Рихтера в составе Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Они часто устраивали там для друзей музыкальные вечера, карнавалы, просмотры фильмов и даже чтения оперных либретто.

До смерти Сталина в 1953 г. Рихтер за границу не выезжал. Он был удивительным человеком и никогда не скрывал, что играл на похоронах отца народов, куда его спешно доставили из Тбилиси на военном самолете. Святослав был настолько чужд политике, что на экзамене не смог ответить кто такой Карл Маркс, а об этом событии вспоминал буквально следующее: «Играл на пианино и близко видел мертвого Сталина, и Маленкова, всех руководителей. Сыграл и вышел на улицу».

После с концертами Рихтер объездит весь мир, начав с Праги и – до самого Дальнего Востока. Например, в 1986 г. он выступил 150 раз. Всего у него было 80 концертных программ, и все их он играл по памяти. Успех был безумный, но будучи серьезным музыкантом, Рихтер не зацикливался на гастролях. Для него было наиболее важным самосовершенствование и постоянный труд.

В 1964 г. Рихтер основал ежегодный фестиваль во Франции, в Турене, и принимал в нем постоянно участие. А в 1989 г. при его участии был организован проводящийся с тех пор ежегодно в Московском музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина фестиваль «Декабрьские вечера» (кстати пианист является автором этого названия).

Недостижимо великий на мировой сцене, маэстро был очень скромен, и никогда не отказывался выступить на самых маленьких площадках. Рихтер говорил: «Я готов сыграть и в школе без гонорара, играю в маленьких залах без денег, мне все равно».

Так в 1978 г. он с готовностью откликнулся на просьбу И. Т. Бобровской, директора московской ДШИ № 3. Между музыкантом и преподавателями школы сложились самые теплые отношения, и с тех пор концерты стали регулярными. Теперь это учебное заведение носит имя Святослава Рихтера.

Музыкант считал, что «публика всегда права» и «ни в чем не виновата», но при этом отмечал, что играет для себя и чем лучше играет для себя, тем лучше воспринимает концерты публика. Его мать признавалась, что, вынашивая сына, старалась смотреть и слушать только самое прекрасное, чтобы ребенок все это воспринял. Что ж, у нее получилось. Святослав Рихтер принес в этот мир свое удивительное искусство. Люди, слушая его игру, становились счастливее, лучше, чище и добрее. Он никогда не шел против своей совести. На первом конкурсе им. П. И. Чайковского он поставил Ван Клиберну 25 баллов, а остальным участникам ноль. С тех пор его в жюри не приглашали.

Из книги Знаменитые путешественники автора

Жак Ив Кусто (1910 г. – 1997 г.) «И что это вас так тянет в море?» – спрашивают нас практичные люди. Джорджа Меллори спросили как-то, почему ему так хочется влезть на Эверест. Он ответил: «Потому что он существует!» Пусть эти слова будут и нашим ответом. Ж. И. Кусто. «В мире

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

1997 год 63) Сергей Лесков. «По расчетам вышло: служил Иисус Христос римским папой». - Газета «Известия», 29 января 1997 года. НАШИ ПОЯСНЕНИЯ: Статья отрицательная. Содержательных возражений не приведено. Наш ответ, посланный в редакцию газеты «Известия», газета не

автора Люкимсон Петр Ефимович

1997. Бумеранг Не секрет, что обычно с течением времени яркие краски, в которые были окрашены для общества те или иные события, выцветают, как буквы на газетной бумаге, и вот уже самые гнусные, самые варварские преступления не кажутся такими уж жуткими и варварскими. И те

Из книги Разведка по-еврейски: секретные материалы побед и поражений автора Люкимсон Петр Ефимович

1997. Роковой провал В те дни 2006 года, когда к власти в Газе пришел ХАМАС, Израиль вновь вспомнил о том, кто такой Халед Машаль и какое место он занимает в иерархии данной организации.Вспомнил Израиль и о том, как 25 сентября 1997 года сотрудники «Моссада» совершили покушение на

Из книги История Русской мафии 1995-2003. Большая крыша автора Карышев Валерий

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

8. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК, 1914-1997 гг.

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

1997 15 января – в соответствии с директивой директора ЦРУ, директор Службы разведки и наблюдения ВВС США назначен руководителем всех структурных подразделений разведывательного сообщества, осуществляющих воздушную разведку США.20 января – Конгресс США одобрил план ФБР

Из книги «Господь да благословит решение мое...» автора Мультатули Петр Валентинович

Глава 5 Вильно-Молодеченская операция (3 сентября-2 октября 1915 года) и стабилизация фронта в конце 1915 - начале 1916 гг. Результатом первых решений Императора Николая II по улучшению положения в армии и в целом на фронте явилась Вильно-Молодеченская операции (3 сентября - 2

Из книги Командоры полярных морей автора Черкашин Николай Андреевич

Псков. Ноябрь 1997 года А в Пскове помнят, любят и чтят капитана Татаринова. Даже домик отважного капитана могут показать: старинный особнячок на Ольгинской набережной, что глядит своими окнами на реку Великую, на стены, купола и башни здешнего кремля. Впрочем, достоверность

Из книги Космическое время «Мира» автора Лесников Василий Сергеевич

1997 год На орбите. Январь С 12 по 22 января осуществлен полет американского космического корабля «Атлантис» (СТС-81), в ходе которого выполнена пятая стыковка с орбитальным комплексом «Мир». Совместный полет продолжался с 15 по 20 января. На орбите остался астронавт Джерри

Из книги Знаменитые актеры автора Скляренко Валентина Марковна

Юрий Никулин (род. 18.12.1921 г. - ум. 21.08.1997 г.) Популярный российский актер цирка и кино. Исполнитель комедийных и драматических ролей более чем в 40 фильмах.Ведущий телепрограммы «Клуб “Белый попугай”».Обладатель почетных званий и наград: народного артиста СССР (1973 г.),

Из книги Велика історія України автора Из книги Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Витебщина автора Татаринов Юрий Аркадьевич

ВИДЗЫ (август, 1997) СВЕДЕНИЯ ХЭДЕМАНАСведений о Видзах крайне мало. Лишь Хэдеман, польский писатель, Потрудился во благо этого городка. И вот что он сообщает…В начале XV в. сын великого князя Кейстута Сигизмунт передал видзовские владения сразу трем семьям: Довгердам,

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1997 См.: Laird, 2006, р. 170.

Святослав Рихтер, один из крупнейших пианистов ХХ века, родился 20 марта 1915 года в городе Житомир Российской империи (в настоящее время - Украина).
Его имя вписано в историю музыки, как имя пианиста, не только виртуозно исполнявшего классические музыкальные произведения, но и создавшего их авторские интерпретации, в свою очередь ставшие классикой.

Святослав Рихтер. Краткая биография

1915 - родился в семье немецкого пианиста и композитора, преподавателя Одесской консерватории Теофила Рихтера и русской дворянки Анны Москалёвой.

1930-1932 - Святослав Рихтер работал пианистом-концертмейстером в Одесском Доме моряка, а после этого - в Одесской филармонии.

1934 - первый сольный концерт Рихтера , на котором пианист исполнил сочинения Шопена, после чего он получил место аккомпаниатора в Одесском оперном театре.

1937-1947 - обучался в Московской консерватории в классе фортепиано Генриха Нейгауза, был отчислен после отказа изучать общеобразовательные предметы, но воследствии восстановился, диплом получил в 1947 году.

1940 - первое выступление Святослава Рихтера в Москве, в Малом зале консерватории - Рихтер сыграл Шестую сонату Сергея Прокофьева, впервые после самого Прокофьева.

1960 - гастроли в США, премия «Грэмми» (первый советский пианист, удостоенный «Грэмми»).

1960-1980 - многочисленные гастроли в разных странах, более 70 концертов в год.

1990-е - проживал в Париже.

1997 - ушел из жизни.

Святослав Рихтер - виртуозный пианист и мастер фортепианной интерпретации

Исполнение Святослава Рихтера отличается легкостью и техническим совершенством, авторским подходом к произведению, тонким музыкальным чувством.

Сохранилось достаточно мало студийных записей Рихтера , однако есть много обычных записей с концертов, в том числе, достаточно многие можно прослушать и увидеть на Youtube. Записи, на первый взгляд, производят впечатление глубоко любительских и даже некачественных, и причина тому - темнота, бывшая на сцене во время выступлений Рихтера , когда лампой освещались только ноты, стоящие на пюпитре фортепиано. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.

на фото: портрет Святослава Рихтера

Святослав Рихтер вместе с легендарным директором музея имени Пушкина в Москве придумали музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», который проводится в музее с 1981 года. Особенностью фестиваля является проведение объединённых одной темой концертов и удожественных выставок в залах музея.

«Он очень любил кинематограф, - вспоминает президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. - Прекрасно знал кино. У меня есть письмо, где он пишет из Парижа: "В этом месяце случилось что-то необычное. Я видел 40 фильмов". То есть, были дни, когда он ходил по два раза в кино. Он очень много посещал театры. Его видели в театрах всегда».

Рояль, когда-то подаренный Рихтеру , стоит сейчас в Пушкинском музее. В своё время тяжелый инструмент не прошел в дверной проем квартиры пианиста. Возможно было задействовать кран, но в итоге сделали проще - Рихтер подарил его музею, так как все равно играл там часто.

Святослав Рихтер - одессит, хотя родился он 20 марта 1915 года в Житомире, где прошло его раннее детство. Дедушка будущего пианиста был музыкальным мастером и настройщиком фортепиано. У него было двенадцать детей. Один из них — Теофил — стал профессиональным музыкантом, учился в Венской академии музыки, провел в Вене около двадцати лет. В памяти Святослава на всю жизнь сохранилось, как отец «хорошо играл на фортепиано, особенно романтические пьесы - Шумана, Шопена. В молодости, как пианист, давал концерты. Но панически боялся эстрады и из-за этого так и не стал концертирующим пианистом. Превосходно владел органом, часто на нем импровизировал. Его импровизации приходили слушать многие…». Мать Святослава - Анна Павловна Москалева «была художественно одарена, хорошо рисовала, любила театр, музыку. По своему характеру напоминала один из персонажей пьесы Булгакова «Дни Турбиных» - Елену Турбину. Вообще, когда смотрел этот спектакль, многое ассоциировалось у меня с детством»,- так вспоминал Рихтер. В Житомире и другом украинском городе - Сумы маленький Святослав прожил в семье дедушки пять лет, а затем до 1937 года его детство, юность и молодость прошли в Одессе. Здесь он закончил семилетнюю школу, начались его музыкальные увлечения. В доме Рихтеров часто собирались, чтобы поиграть трио, квартеты. По четвергам домашние музыкальные вечера устраивались в квартире профессора Одесской консерватории Б. Тюнеева.

Музыке Святослав прежде всего учился у своего отца, пианиста и органиста . Формально не имея музыкального образования, работал концертмейстером хора Одесской оперы.

Рихтер так вспоминал о начале своей музыкальной жизни: «Тем, что я стал музыкантом, я обязан главным образом своему отцу — он создавал в семье музыкальную атмосферу. Это получалось совершенно естественно: он был пианист, окончил Венскую консерваторию — очень давно! Он был довольно пожилого возраста, гораздо старше матери, на много лет. У отца были ученики. Как музыкант, он пользовался авторитетом, но сам я с ним не мог заниматься совершенно. У меня он не пользовался авторитетом — вероятно, именно потому, что я был его сыном. Трижды мы пробовали, и каждый раз кончалось тем, что он отказывался со мной заниматься. Отец было очень мягким человеком, а я почему-то делал все наоборот… Отец тогда еще играл на рояле, но когда мне исполнилось пятнадцать лет (1930 г.), он уже перестал играть на нем, теперь он был органистом… С пятнадцати лет я начал бесплатно работать в качестве концертмейстера-стажера в любительском кружке при Дворце моряков, где собирались преимущественно неудачники-артисты. С ними я разучивал оперные партии. Конечно, все это было ужасно, пели они ужасно! Тут очень много комических воспоминаний… После этого в шестнадцать-семнадцать лет я выступал как аккомпаниатор на концертах Одесской филармонии. Аккомпанировал в сборных концертах, в которых могли участвовать и скрипачи, и фокусники, и жонглеры. Там я был один год (до 1933 г.), потом рассорился, и меня уволили. На следующий год была договоренность, что меня опять возьмут, но я больше в филармонию не вернулся. Я поступил концертмейстером в Одесский оперный театр, но не в оперу, а в балет. И целый год (до 1934 г.) я аккомпанировал в балете. У меня тогда уже выработался свой собственный пианистический стиль, оркестровый несколько… На следующий год я перешел в оперу. Три года (до 1937 г.) работал в опере… Еще когда я поступил концертмейстером в балет, мне пришла в голову очень смелая мысль — дать свой концерт, за один год работы на рояле, может быть, за полтора-два года. В Одессе был , где я решился дать концерт из произведений Шопена. Конечно, это был странный концерт! Он был очень многолюдным и прошел с большим успехом (19 февраля 1934 г.)…»

В возрасте 22-х лет (1937 г.), фактически будучи самоучкой, Святослав поступил в Московскую консерваторию, где учился у Генриха Нейгауза. Вот как описывают современники поступление Рихтера: «…С самого начала явление Рихтера было подобно чуду. Этот чудесный факт запечатлен в воспоминаниях Генриха Густавовича Нейгауза: «Студенты попросили послушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить в консерваторию, в мой класс. «Он уже окончил музыкальную школу?» — спросил я. «Нет, он нигде не учился». Признаюсь, этот ответ несколько озадачивал… Человек, не получивший музыкального образования, собирался поступать в консерваторию! Интересно было посмотреть на смельчака. И вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым, удивительно привлекательным лицом. Он сел за рояль, положил на клавиши большие, мягкие, нервные руки и заиграл. Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто, строго. Его исполнение захватило меня. Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант». После Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа. И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще… С этого дня Святослав Рихтер стал моим учеником».

С 1937 по 1941 годы Святослав несколько раз приезжал в Одессу навестить родителей. Однако после начала войны связь Рихтера с Одессой была прервана, и, как оказалось, навсегда. Вот как рассказывает об этом Анатолий Вассерман: «…перед самым уходом советских войск из Одессы в начале октября 1941-го органы безопасности успели расстрелять церковного регента и органиста, профессора Одесской консерватории и концертмейстера Одесского оперного театра немца Теофила Даниловича Рихтера – отца выдающегося пианиста ХХ столетия Святослава Рихтера. Вместе с ним расстреляны другие 23 члена «немецкой» церкви. Об этом напоминает мемориальная табличка в кирхе. Святослав Теофилович, объездивший весь мир и дававший более 70 концертов в год, никогда не гастролировал в Одессе…»

Со студентами, Киев, 1948

Отец Рихтера был расстрелян перед входом в Одессу немецких войск только за то, что был немцем. Мать покинула Одессу вместе с отступавшими немецкими войсками. Из-за этого Рихтера много лет не выпускали на Запад, опасаясь, что он не вернётся. Его звала из Германии мать.

Вот что вспоминала об этом Вера Ивановна Прохорова, друг семьи Рихтеров:
«…[Вера Ивановна] упоминает о сложных отношениях Святослава Рихтера с матерью, которую он считал виновной в гибели отца в начале войны. Родители пианиста жили в Одессе, и в последние дни перед приходом в город немцев им предложили эвакуироваться. Но мать отказалась это сделать, так как в противном случае ее любовник - некто Сергей Кондратьев - вынужден был бы остаться в городе. Отец Рихтера - немец по происхождению - был арестован и убит НКВД вместе с тысячами своих соплеменников, которые, как считалось, симпатизировали фашистам. Мать же при отступлении немецких войск ушла с ними и впоследствии жила в Германии. Всю свою жизнь Рихтер ужасно переживал эту историю и, хотя он встречался и общался с матерью, был невероятно травмирован произошедшим.»

Святослав Рихтер за работой

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры