Работы малевича с описанием. Казимир Малевич – биография и картины художника в жанре Супрематизм – Art Challenge

Главная / Любовь

К азимир Малевич писал картины в разных стилях: неопримитивизме, импрессионизме, алогизме и кубизме. Однако ни один не отражал его взгляд на реальность, поэтому Малевич разработал новое направление - супрематизм. Позже идеи супрематизма стали использоваться не только в живописи, но и в других сферах - дизайне, архитектуре, кинематографе.

Эксперименты молодого художника: кубофутуризм и «картины в примитивном духе»

Казимир Малевич с супругой Натальей Манченко. Фотография: lavender.media

Казимир Малевич родился в 1878 году (по другим источникам - в 1879-м) в Киеве. Его отец работал на сахароваренных заводах вдали от больших городов, поэтому детство Малевича прошло в украинских деревнях. Живописная природа и колорит сельской жизни вдохновляли мальчика и повлияли в будущем на его творчество. «На плантациях работали крестьяне, от мала до велика, почти все лето и осень, а я, будущий художник, любовался полями и «цветными» работниками», - вспоминал Малевич.

В 1889 году отец взял Казимира Малевича на ежегодную ярмарку сахароваров в Киеве. Здесь мальчик впервые увидел живописные полотна. После поездки Малевич начал рисовать. Однако отец не поддерживал это увлечение: он хотел, чтобы сын продолжил семейное дело, и отдал его в агрономическое училище в селе Пархомовка. Мать же, напротив, поощряла стремление к искусству и даже покупала Казимиру краски. Позже 17-летний Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу художника Николая Мурашко, где проучился год.

Меня начала мысль о Москве сильно тревожить, но денег не было, а вся загадка была в Москве, природа была всюду, а средства, как написать ее, были в Москве, где жили тоже знаменитые художники... Я подвел денежную базу, и по моим расчетам мне должно было хватить на целый учебный год, весной же приеду в Курск и поступлю на работу. Еду. Это был 1904 год.

Казимир Малевич

Казимир Малевич. Плащаница (фрагмент). 1908. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Казимир Малевич. Садовник (фрагмент). 1911. Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Казимир Малевич. Пейзаж с желтым домом (фрагмент). 1906. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Летом 1905 года Малевич подал документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но его не приняли. Из Курска он приезжал поступать в училище еще два раза, в 1906 и 1907 году, - все безрезультатно.

В 1907 году Казимир Малевич окончательно перебрался из Курска в Москву. Он начал посещать школу-студию Федора Рерберга, где изучал историю живописи и пробовал новые художественные техники. В поисках собственного стиля художник подражал манерам рисования известных мастеров. В это время он создал несколько полотен на религиозные темы: «Эскизы фресковой живописи» и «Плащаница» - и картины в стиле импрессионизма «Портрет неизвестной из семьи художника» и «Пейзаж с желтым домом (Зимний пейзаж)». После первой выставки объединения «Бубновый валет» 1910 года Малевич написал свои первые авангардистские картины: «Купальщик», «Садовник», «Мозольный оператор в бане» и «Полотеры».

Казимир Малевич. Крестьянка с ведрами и ребенком (фрагмент). 1912. Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Казимир Малевич. Утро после вьюги в деревне (фрагмент). 1912. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, США

Казимир Малевич. Уборка ржи (фрагмент). 1912. Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

В этот же период Малевич создал первую крестьянскую серию. Ранние полотна этого цикла - «Жница», «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи» - художник выполнил в духе неопримитивизма. Фигуры крестьян были нарочито увеличены, искажены и упрощены. Завершающие крестьянскую серию работы - «Женщина с ведрами», «Утро после вьюги в деревне», «Голова крестьянской девушки» - Малевич написал уже в кубофутуристическом стиле. Силуэты селян в этих композициях образовали многочисленные повторения геометрических фигур.

Я остался на стороне искусства крестьянского и начал писать картины в примитивном духе. Сначала, в первом периоде, я подражал иконописи. Второй период был чисто «трудовой»: я писал крестьян в труде, жатву, молотьбу. Третий период: я приблизился к «пригородному жанру» (плотники, садовники, дачные места, купальщики). Четвертый период - «городской вывески» (полотеры, горничные, лакеи, служащие).

Казимир Малевич

Квадрат Малевича: супрематические полотна

Казимир Малевич. Супремус №56 (фрагмент). 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Казимир Малевич. Белое на белом (фрагмент). 1917. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Через несколько лет Малевич присоединился к петербургскому творческому объединению русских авангардистов «Союз молодежи». Финансовое положение художника в это время было плачевным: денег иногда не хватало даже на холст - тогда он использовал мебель. На трех полках этажерки художник написал полотна «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки», «Корова и скрипка». Первые две работы художник написал в духе кубофутуризма, а третью - в стиле, который он назвал «алогизм». Эта картина стала протестом против традиционной логики искусства. Мастер соединил в одном полотне сущности, которые по законам классической живописи были несовместимы: корову и скрипку. Он сделал акцент на цвете, линиях и их взаимодействии друг с другом.

В этом же году Казимир Малевич оформил оперу «Победа над Солнцем». Футуристический спектакль ставил «Союз молодежи». Малевич продумал освещение, создал декорации и эскизы костюмов. Он вспоминал, что во время работы над спектаклем даже придумал новые революционные картины.

В 1915 году на Первой футуристической выставке картин «Трамвай В» Малевич представил 16 работ. Большинство из них были классическими кубофутуристическими полотнами - «Дама у афишного столба», «Дама в трамвае», «Швейная машина». Но на одной из них, «Композиции с Моной Лизой» (название картина получила позже), уже появились черты нового стиля: глубокий белый фон, цветные геометрические фигуры и их особое расположение относительно друг друга.

После этой выставки Казимир Малевич начал готовиться к следующей. Он развивал свой новый стиль абстракций: беспредметные цветовые фигуры на белом фоне. Это художественное направление Казимир Малевич вместе с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых назвали супрематизмом, что в переводе означало «превосходство».

Основы супрематизма Малевич описал в брошюре «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В ней он провозглашал переход «к новому живописному реализму, беспредметному творчеству» и подчеркивал господство цвета над остальными аспектами живописи. По мнению Малевича, мастер должен был не копировать натуру, а создавать собственные художественные миры. За основу Малевич брал три фигуры - квадрат, крест и круг. На этих первоформах он и строил все последующие супрематические картины.

Казимир Малевич. Дама в трамвае (фрагмент). 1913. Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Казимир Малевич. Дама у афишного столба (фрагмент). 1914. Городской музей Стеделек, Амстердам, Нидерланды

Казимир Малевич. Композиции с Моной Лизой (фрагмент). 1915-1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Полотна в новом стиле художник представил в 1916 году на Последней футуристической выставке картин «0,10» - вместе со своей брошюрой. В экспозиции были картины «Дама», «Автопортрет в двух измерениях», «Живописный реализм футболиста - Красочные массы в четвертом измерении». Центральной работой стал «Черный четырехугольник» (позднее - «Черный квадрат»).

Участники выставки весьма резко отреагировали на революционные работы Малевича: они запретили художнику объявлять это направление одним из течений футуризма.

Черный квадрат в белом окладе - это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизод, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведет всех к гибели.

Александр Бенуа

Сам автор отвечал приверженцам традиционного искусства так: «Привыкшим греться у милого личика трудно согреться у лица квадрата» . О своих картинах он говорил как о «здоровой форме Искусства» , которую невозможно оценивать критериями «нравится» или «не нравится» . В 1919 году состоялась первая персональная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». Он выделил в супрематизме три стадии: черную, цветную и белую. На первой стадии художник исследовал соотношение форм, на следующей - цветов, на последней - фактур. «Черный» период представлял триптих «Черный квадрат», «Черный крест» и «Черный круг». «Цветной» период начался с «Красного квадрата», а завершился картинами «Supremus № 56», «Supremus № 57» и «Supremus № 58». «Белый» период супрематизма обозначила серия полотен «белое на белом».. Он переехал в Витебск и в 1919 году написал первый крупный теоретический труд «О новых системах в искусстве», а через три года - трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность».

Вскоре у художника появились последователи. Вместе с ними Малевич создал «новую партию в искусстве» - УНОВИС (Утвердители нового искусства). В объединение вошли Лев Юдин, Лазарь Лисицкий , Николай Суетин, Вера Ермолаева, Нина Коган. Вместе они оформляли городские праздники, проектировали мебель и посуду, рисовали плакаты и вывески - создавали «утилитарный мир вещей» в стиле супрематизм. Однако просуществовало объединение авангардистов недолго - до 1922 года. Вскоре советское искусство взяло антиавангардный курс, и условия работы резко ухудшились. Из Витебска Малевич и некоторые его ученики переехали в Петроград.

В 1927 году художник отправился в Европу - там устраивали выставку его картин. Это была первая и последняя поездка Малевича за границу: вскоре он получил приказ советского правительства вернуться на родину. Когда художник возвратился в СССР, его обвинили в шпионаже и арестовали. Домой отпустили только через три недели. Сразу же после освобождения он начал готовиться к персональной выставке в Третьяковской галерее : для нее художнику пришлось заново писать свои картины, так как большинство осталось за границей.

Со временем гонения на Казимира Малевича только ужесточились: после персональной выставки в Киеве в 1930 году его обвинили в антисоветской пропаганде и арестовали. На этот раз художник провел в тюрьме три месяца. После освобождения Малевич завершил второй, крестьянский цикл картин в постсупрематическом» стиле - сам автор называл его «супрематизм в рамках человеческой фигуры» . На полотнах фигуры крестьян были плоскими и располагались фронтально, а вместо лиц была белая или черная пустота. На обороте одной из работ автор написал: «Композиция сложилась из элементов, ощущения пустоты, одиночества, безвыходности жизни» .

В 1932 году в творчестве Казимира Малевича наступил переломный момент - он стал писать в основном портреты. В картинах соединялись традиции супрематизма, русской иконы и эпохи Возрождения. К этому периоду относятся полотна «Голова современной девушки», «Работница», «Портрет жены художника: Наталья Андреевна Малевич, урожденная Манченко», «Автопортрет». Вместо подписи мастер рисовал на них черный квадрат.

Казимир Малевич умер в 1935 году. Тело художника кремировали, и прах похоронили в подмосковном селе Немчиновка.

23 февраля 1879 года в Киеве родился российский и советский художник-авангардист, основоположник супрематизма Казимир Малевич. Он является одним из основателей абстрактного искусства. Стал известен своей трактовкой предметной формы как комбинации контрастных по цвету геометрических элементов. Мы решили вспомнить несколько знаменитых картин художника.

«Черный квадрат»

Эту картину Казимир Малевич создал в 1915 году. Она является самой известной его работой. «Черный квадрат» задумывался как часть триптиха, в составе которого «Черный круг» и «Черный крест». Картина была создана Малевичем для футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Картина «Черный квадрат» находилась на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах обычно вешают иконы.

Некоторые посчитали, что художник вводит их в заблуждение, скрывая изначальное изображение под черным квадратом. Однако проведенная позднее экспертиза не подтвердила наличие другого изображения на холсте.

Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Черного квадрата» так: «Квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством».

Существуют еще два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определенную Малевичем художественно-философскую триаду. Впоследствии Малевич с различной целью выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом.

«Черный круг»

Еще одна известная работа Малевича — «Черный круг». Эту картину он создал также в 1915 году, она также выставлялась на выставке «0,10». Является частью триптиха «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». «Черный круг» хранится в частной коллекции. Позднее учениками Малевича под его руководством был создан второй вариант картины. Второй вариант хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Скачет красная конница»

В период с 1928 по 1932 год Малевич создал еще одну картину, которая стала знаменитой. Она известна под названием «Скачет красная конница». Интересно, что эта картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, которая вошла в официальную историю советского искусства. Этому способствовало ее название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18-го года, хотя на самом деле она была написана позже. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба — в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается — возможно, конница из четырех рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

«Супрематическая композиция»

Картина «Супрематическая композиция» была создана Малевичем в 1916 году. Она выставлялась в Москве в 1919-1920 годах. В 1927 году Малевич выставлял картину на выставках в Варшаве, а позже в Берлине. После срочного отъезда Казимира Малевича в СССР в июне 1927 года картина была передана им на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. В целом после выставки Малевич оставил в Берлине в 1927 году более ста своих полотен. Позднее Геринг вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство».

Родился в семье выходцев из Польши, был старшим среди девятерых детей. В 1889-94 гг. семья часто переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.

Безработная

Женщина

Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: «Бубновый валет» (1910-11), «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом «Союз молодежи», членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах.

Яблоня в цвету

Жнец на красном фоне

Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского «сезаннизма». На выставках художником был представлен и его собственный вариант русского неопримитивизма — картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и ряд работ с сюжетами из «провинциальной жизни» («Купальщик», «На бульваре», «Садовник», все 1911, Стеделик музеум, и др.).

Две женщины в саду

Женщина в желтой шляпке

С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым Малевич оформил ряд изданий русских футуристов (А. Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1913; В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913; А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. изд. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1914; В. Хлебников. Ряв! Перчатки. Рис. К. Малевича. СПб., 1914; и др.).

На сенокосе

Мужчина

Его живопись этих лет демонстрировала отечественный вариант футуризма, получивший название «кубофутуризм»: кубистическое изменение формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом [«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912, и др.].Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы «Победа над Солнцем» (текст А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) впоследствии была осмыслена Малевичем как становление супрематизма.

Женщина-работница

Солдат первой дивизии

В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты «заумного реализма», использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную реальность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный разум своей непостижимостью («Дама на остановке трамвая», 1913; «Авиатор», «Композиция с Моной Лизой», обе 1914; «Англичанин в Москве», 1914, и др.).

Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)

Пловцы

После начала 1-й мировой войны исполнил ряд агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства «Современный лубок».Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование «супрематизм». Изобретенному направлению — регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую «белую бездну», где господствовали законы динамики и статики, — Малевич дал наименование «супрематизм». Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи.

Портрет дочери художника

Бегун

На выставке «О,10» в конце 1915 впервые показал 39 полотен под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе самое знаменитое свое произведение — «Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)»; на этой же выставке распространялась брошюра «От кубизма к супрематизму». Летом 1916 Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917.

Две мужские фигуры

Плотник

В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля.

Сбор урожая

Крестьянка

В марте-июне 1918 деятельно сотрудничал в московской газете «Анархия», опубликовав около двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную комиссию вместе с В. Е. Татлиным и Б. Д. Королевым.

Летчик

Корова и скрипка

В результате расхождения с членами московской коллегии переехал летом 1918 в Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку «Мистерии-Буфф» В. В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (1918). В 1918 были созданы полотна «белого супрематизма», последней стадии супрематической живописи.

На даче

Портрет Ивана Клюна

В декабре 1918 вернулся в Москву. Принял руководство живописными мастерскими в московских I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой).
В июле 1919 закончил в Немчиновке первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве».В начале ноября 1919 переехал в Витебск, где получил должность руководителя мастерской в Витебском Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом.

Станция без остановки. Кунцево

Портрет Уны

В конце того же года в Москве состоялась первая персональная выставка Малевича; представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ через неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, цветной, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковой. Витебский период (1919-22) был отдан сочинению теоретических и философских текстов; в те годы были написаны почти все философские произведения Малевича, в том числе несколько вариантов фундаментального труда «Супрематизм. Мир как беспредметность».

Три женщины

Садовник

В рамках деятельности созданного им объединения «Утвердителей нового искусства» (Уновис) Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма.

Купальщицы

Лесоруб

В конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал несколько образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923). Исполнил первые рисунки «планитов», ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма.

Супрематизм

Самовар

В 1920-е гг. возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Руководил также в Гинхуке формально-теоретическим отделом, впоследствии переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а также приступил к изготовлению объемных супрематических построений, «архитектонов», служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, «супрематического ордера», который должен был лечь в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля.

Голова

Портрет жены художника

После разгрома Гинхука в 1926 Малевич вместе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где руководил комитетом экспериментального изучения художественной культуры.

Крестьянин

Красная фигура

В 1927 уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухауз в Дессау, где познакомился с В. Гропиусом и Ласло Мохой-Надем; в том же году в рамках изданий Баухауза была опубликована книга Малевича «Мир как беспредметность».

На бульваре

Весна

Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении.

Высшее общество в цилиндрах

Портрет члена семьи

В 1928 началась публикация цикла статей Малевича в харьковском журнале «Новая генерация». С этого года, готовя персональную выставку в Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины 1908-10; постсупрематические полотна составили второй крестьянский цикл.

С коляской

Пейзаж

В конце 1920-х гг. был создан также ряд неоимпрессионистических произведений, чья датировка была сдвинута автором на 1900-е гг. Еще одну серию постсупрематических картин составили холсты, где обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа.

Жница

Спортсмены

В 1929 преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда каждый месяц. Персональная выставка в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована — осенью того же года художник был арестован и заключен на несколько недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ.

Желтый хаос

Супрематизм

В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту. В 1932-33 гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе русской живописи. В 1933 возникла тяжелая болезнь, приведшая художника к смерти. По завещанию он был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы. Живописец, график, педагог, теоретик искусства. В 1895-1896 занимался в Киевской рисовальной школе, в середине 1900-х посещал занятия в Московском училище ваяния и зодчества и Строгановском училище, учился в частной студии в Москве.

Пейзаж с белыми домами

Красная конница

Участвовал во многих выставках, инициированных Михаилом Ларионовым, а также в мероприятиях петербургского общества "Союз молодежи" (1911-1914).

В 1915 году на выставке в Петрограде показал тридцать девять полотен под общим названием "Супрематизм живописи", в том числе самое знаменитое свое произведение "Черный квадрат". Супрематическкую беспредметность рассматривал как новую ступень художественного сознания.

Цветочница

Весений пейзаж

С конца 1919 года по весну 1922 года жил и работал в Витебске. После переезда в Петроград (1923) возглавил Музей художественной культуры, впоследствии - Государственный институт художественной культуры (Гинхук, закрыт в 1926), где под его руководством учились и работали Николай Суетин, Константин Рождественский, Анна Лепорская.

Черный квадрат и красный квадрат

Черный крест

После поездки в Польшу и Германию (1927) возвратился к фигуративной живописи. В 1928-32 гг. создал более сотни живописных работ и множество рисунков, вошедших во "второй крестьянский цикл". Большую их часть показал на персональной выставке в Третьяковской галерее в 1929 году.

Черный квадрат

Казими́р Севери́нович Мале́вич (польск. Kazimierz Malewicz; 11 февраля 1879, Киев - 15 мая 1935, Ленинград) - российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

В соответствии с записью в метрической книге киевского костёла св. Александра, Казимир Малевич родился 11 (23) февраля, а крещён 1 марта 1879 года в городе Киеве. Ранее считалось, что годом его рождения является 1878.

Его отец, Северин Антонович Малевич (1845-1902) (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда), родом из местечка Турбова Подольской губернии служил управляющим на сахароваренных заводах известного промышленника Николая Терещенко. Мать, Людвига Александровна (1858-1942), в девичестве Галиновская, была домохозяйкой. Венчались они в Киеве 26 февраля (10 марта) 1878 года.

По происхождению родители поляки. Казимир стал их первенцем. В семье было ещё четыре сына (Антон, Болеслав, Бронислав, Мечислав) и четыре дочери (Мария, Ванда, Северина, Виктория). Всего у супругов Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста.

Семья Малевичей была польской, дома в семье говорили по-польски, в окружении - по-украински; впоследствии Малевич написал на украинском языке ряд статей об искусстве. Современники Малевича считали его поляком, и сам Казимир Малевич относил себя к полякам, но в 1920-е годы, в период т. н. коренизации, Малевич в некоторых анкетах писал о себе «украинец» и даже пытался склонить к этому своих родственников. В «Главах из автобиографии художника», написанных незадолго до смерти, он вспоминал о себе и своём лучшем друге курского периода Льве Квачевском: «Мы оба были украинцами». Также в некоторых источниках ищут белорусские корни отца художника.

Детские годы Казимира прошли в украинском селе. До 12 лет в Моевке Ямпольского уезда Подольской губернии, затем в Пархомовке, Волчке, Белополье; далее до 17 лет он преимущественно оставался в Конотопе. В 1895-1896 годах посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко , учась у Н. К. Пимоненко.

В 1894-1895 годы Малевич жил в Конотопе. По воспоминаниям самого художника (инициированным в 1933 году Николаем Харджиевым) первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет (по всей вероятности, в 1894 году). На картине под названием «Лунная ночь», размером аршин три четверти, была изображена река с лодкой на берегу и отражающая лучами Луна. Работа понравилась друзьям Малевича. Один из друзей (по-видимому, конотопских) предложил продать картину и, не спросив художника, отнёс её в магазин, где та была достаточно быстро куплена за 5 рублей. Местонахождение картины так и осталось неизвестным.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь - с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертёжником на железной дороге и с другой - жажда творчества.

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок» (хотя документальных сведений об этом не обнаружено).

В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (польск. Kazimiera Zglejc) (1881-1942). Венчание произошло 27 января 1902 года в Курске в католическом Храме Успения Богородицы.

В Курске семья Малевичей за 260 рублей в год снимала дом (пять комнат), по адресу ул. Почтовая, 13, принадлежавший Анне Клейн. Здание сохранилось до наших дней.

В 1904 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против, так как Малевич оставлял её с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Казимир Северинович Малевич (1878 - 1935) – художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма.

Биография Казимира Малевича

Казимир Малевич родился в Киеве 11 февраля (23 февраля) 1879 года. Его родители по происхождению были поляками. Отец его, Северин, работал в качестве управляющего в Киеве на заводе известного в ту пору сахарозаводчика Терещенко. А вот согласно другим данным отцом Казимира Малевича был белорусский фольклорист и этнограф Северин Антонович Малевич. Впрочем, если личность отца художника и вызывает вопросы, то доподлинно известно, что мать Казимира – Людвига Александровна – была обычной домохозяйкой.

В семье родилось четырнадцать душ детей, но до зрелого возраста дожили лишь девятеро, и Казимир был старшим среди этой шумной ватаги.

Рисовать он начал с легкой руки своей матери, в пятнадцатилетнем возрасте, после того, как она подарила сыну набор с красками. Когда Малевичу исполнилось семнадцать, он некоторое время занимался в Киевской художественной школе Н.И. Мурашко.

Малевичи решили всей семьей перебраться в город Курск в 1896 году. С чем было связано это решение о переезде – неизвестно, но известно то, что Казимир там какое-то время трудился в должности какого-то мелкого чиновника, изнывая от рутинной тоски.

Так продолжаться долго не могло, поэтому он все-таки бросил карьеру клерка ради живописи.

Его первые картины были написаны под влиянием французских импрессионистов и сами, конечно же, были созданы тоже в стиле импрессионизма. Спустя какое-то время, он со страстью увлекся футуризмом. Был чуть ли не самым активным участником всех футуристических выставок, и даже работал над костюмами и декорациями, одним словом, оформлял футуристическую оперу под названием «Победа над Солнцем» в 1913-ом году. Этот спектакль, прошедший в Петербурге, стал одним из самых важных этапов в развитии всего русского авангарда.

Именно геометризация форм и максимальное упрощение в оформлении и натолкнули Казимира Малевича на мысль о создании нового направления – супрематизма.

Творчество Малевича

Художник совершил революцию, сделал шаг, на который до него никто не мог решиться никто в мире. Он полностью отказался от изобразительности, даже от изобразительности раздробленной, которая до этого существовала в футуризме и кубизме.

Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году – «0,10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году (?), который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Впрочем, эти нападки не стихают и по сей день.

Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество.

Супрематизм в итоге оказал настолько огромное влияние не только на живопись, но и на архитектурное искусство Запада и России, что принес своему создателю воистину мировую славу.

Супрематизм Музыкальный инструмент Цветочница

Как и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время революции вел очень активную деятельность.

Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия – буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.

В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретать все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре.

В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее.

В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 – скончался.

С того момента, как Казимир Малевич создал знаменитый «Черный квадрат» прошло почти 100 лет, а шумиха вокруг него так и не утихает. К единому мнению, как именно знаменитая картина была создана, до сих пор не пришли. Об истории происхождения шедевра, на данный момент, существует две версии: прозаическая и мистическая.

Прозаическая версия гласит о том, как Малевич готовился к очень большой выставке. Но обстоятельства не складывались в его пользу и художник или не успел закончить работу, или просто испортил ее. И в панике, не зная, что делать, схватил краску темного цвета нарисовал по верх своей работы черный квадрат. В итоге, на полотне образовался так называемый эффект «кракле» - это когда краска растрескивается. Так выходит в результате нанесения краски на еще одну, не высохшую. Именно в таком хаотичном расположении огромного количества трещин люди находят разные изображения.

А вот мистическая версия гласит о том, что над этой работой Казимир работал не один месяц. Через философское осмысление мира, когда было достигнуто некое глубинное понимание и озарения, и был создан «Черный квадрат».

После того, как картина была, наконец, закончена, создатель не мог ни спать, ни есть. Как писал сам творец, он был занят тем, что вглядывался в загадочное пространство черного квадрата. Он утверждал, что он видит в этом квадрате то, что люди когда-то видели в лице Бога.

Почему же эта картина известна на весь мир? Мало найдется людей, которые о ней не знают. Может все дело в том, что до Малевича такого никто не делал? Может, дело именно в новаторстве?

Но! Все дело в том, что Казимир Малевич не был первым художником, который нарисовал черный квадрат на холсте.

В Париже, в 1882 году, проходила выставка, которая называлась «Искусство непоследовательных» и в выставке принимали участие работы шести художников. Самой неординарной картиной была признана работа, которая называлась «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхода. Догадайтесь, что было на ней изображено? Много художников терпят фиаско, только потому что не смогли правильно подать свою работу.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры