Что означают черепа на одежде. «Череп» — значение и трактовка символа

Главная / Психология

Изображение черепа многие считают знаком смерти. Это восприятие вполне объяснимо, потому, что поддерживается самой жизнью и некоторыми историческими фактами. Например, все видели рисунки черепа и костей на трансформаторных будках и столбах для электропроводов. Иногда с помощью трафаретов под этими картинками делаются надписи: "Не влезай - убьет!" . Не менее красноречиво смотрятся знаки черепов на шкафах или пузырьках с ядами. В таких случаях рисунки черепа являются недвусмысленным предупреждением о возможной смерти из-за неосторожного поведения.

Исторический факт, который однозначно связал символику черепа со смертью, - использование образа мертвой головы на шевронах, фуражках и касках войск СС в фашистской Германии. В этом случае и не скрывалось, что череп - свидетельство готовности этих людей к безжалостному уничтожению всех, кто мешает торжеству идей нацизма.

И все же не стоит сводить символику мертвой головы лишь к идее уничтожения. На самом деле мировая культура предоставляет гораздо больше свидетельств совсем другого. Образ черепа изначально трактовался самыми разными народами как знак скорее бессмертия, силы жизни, плодородия, божественной мудрости, знаний, защиты предков. Воины воспринимали его как эмблему доблести и готовности отдать жизнь в бою за Родину.

Древняя жизнеутверждающая символика мертвой головы

берет свое начало еще с раннего палеолита. Люди каменного и бронзового веков почитали черепа мертвых как сильные обереги, вместилища особой энергии. К таким выводам пришли этнографы после анализа древнейших могильников и святилищ, найденных в процессе раскопок в Европе, Азии, Африке, Австралии и обеих Америках. Люди прошлого делали из черепов предмет поклонения. Они обрабатывали их с помощью травяных отваров, полировали, украшали резьбой, обтягивали кожей, оправляли в золото и серебро. После этого черепа помещались в родовые усыпальницы и священные места. Там они должны были охранять почитающие их племена от болезней и гибели, неурожаев, падежа скотины, женского бесплодия и прочих бед и неприятностей.

Языческие поверья многих народов утверждали, что именно в голове, то есть в черепе, сосредоточены все жизнеобеспечивающие качества личности. Поэтому такой желанной добычей для любого воина был череп врага, который часто использовался в качестве пиршественной чаши. Это означало взять себе силу и доблесть погибшего. Недаром печенежский князь Куря сделал себе роскошную чашу из головы убитого им великого воина князя Святослава, сына Ольги. Кроме того, у многих племен головами (часто - предков) было принято охранять свои поселения, амбары, загоны для животных. Считалось, что череп, зарытый в поле, поможет земле дать хороший урожай и убережет ее от засухи.

В более поздние времена поклонение черепу приняло более сложные формы. Он стал ассоциироваться с тем или иным божеством, делаясь его атрибутом.

Финикийская богиня луны, природы, материнства, урожая и изобилия Астарта (Иштар) иногда изображалась стоящей на груде черепов. Это подчеркивало ее связь с подземным миром мертвых, который становится источником жизни.

Древнеегипетская сестра и супруга Осириса Исида , которая была одной из вариаций Астарты, на редких рисунках тоже стоит рядом с мертвыми головами и как будто беседует с ними.

У древних греков одной из наиболее почитаемых олимпийских богинь была Афина , которая ассоциировалась с мудростью и законом, покровительствовала носителям знания, являлась персонификацией знаний, которые лежат в основе мироздания. Она родилась из головы Зевса, на ее щите была изображена тоже голова - Медузы Горгоны .

Скандинавский громовержец Тор носил кольцо, на котором, кроме всего прочего, была выбит череп. У викингов вообще чрезвычайно часто встречались рисунки и орнаменты, частью которых были бородатые мертвые головы предков, которые дают разные предсказания и советы склонившимся над ним людям.

Кельты тоже почитали черепа как священные предметы поклонения. Они считали их вместилищами души, самой сутью бытия. Кельты верили, что голова даже после смерти тела может продолжать полноценно жить, становясь особого рода божеством.

Древнеславянский бог солнца и плодородия Ярило в одной из рук держит череп. Наши предки считали мертвую голову превосходным оберегом от нечистой силы и болезней, поэтому не только насаживали черепа на колья около жилищ, но и клали их в постели.

Человеческий череп, инкрустированный металлом и бирюзой.

Изображение богини Астарты. Каменный барельеф.

Череп - символ бога Тора

Христианская символика адамовой головы

тоже говорит не только о смерти, но и о вечной жизни через воскрешение. Всем известно, что на традиционном христианском распятии, кроме фигуры распятого Спасителя, изображен череп. Он находится внизу всей композиции и обозначает Адама, грехи которого Иисус омыл своей жертвенной кровью и тем самым искупил. Такая изобразительная традиция характерна как для православных, так и для католических и протестантских крестов, в том числе и могильных. Подробнее об этом, и многих других погребальных традициях, Вы можете прочитать на сайте компании "Данила-Мастер".

Само слово Голгофа (название горы, где был распят Христос) переводится с древнееврейского как "место лба (черепа)". Христианские отцы церкви, ссылаясь на древних раввинов, в один голос утверждали, что это название дала горе именно могила Адама. Кровь Иисуса освятила череп, и с этого момента адамова голова стала символом спасения человечества от грехов, знаком искупления и воскресения из мертвых. На старых христианских фресках можно увидеть рисунок черепа, наполненного кровью. Так он ассоциируется еще и со Святым Граалем.

Черепа украшают кресты и облачения православных монахов схимников, которые отказались от материального мира, чтобы возродить свою душу к вечной жизни. Один из общеизвестных исторических примеров такого рода - это рассказ о русских воинах-черноризцах Пересвете и Ослябе, которых Сергий Радонежский дал Московскому великому князю Дмитрию Ивановичу для битвы с монгольским войском на Куликовом поле. Их видели издалека благодаря не только черному облачению, но и ярким белым знакам черепов на ней. Оба монаха погибли за веру и землю Русскую.

Католическое христианство тоже почитало адамову голову не только как знак смерти и бренности, но и в качестве священного предмета, дающего жизнь и здоровье, укрепляющего веру. Особенно ярко это проявилось в период раннего Средневековья. Нередко в западных монастырях и церквях черепа местных святых употреблялись в качестве чаш, из которых пили для излечения от эпилепсии, лихорадки, для предотвращения эпидемии чумы. Эти священные сосуды оковывались серебром, орнаментировались узорами и покрывались символическими знаками.

Старец Зосима (в схиме Захария)

На Востоке

религии которого признают бренную жизнь злом, а смерть благом, череп воспринимается вместилищем интеллекта, духа и энергии жизни. Древние шаманы использовали настоящие мертвые головы и их изображения во время отправления культов. После распространения буддизма поклонение черепам прекратилось, но они остались в атрибутике новой религии как особого рода священные предметы, с помощью которых можно общаться с душами. Индуизм тоже почитает изображение черепа. Богиня Кали часто изображается с ожерельем из 50-ти (по количеству букв в санскритском алфавите) черепов, которые символизируют череду перевоплощений человеческой души. Кроме того, на буддистском Востоке смерть через отсечение головы считалась священной инициацией, наилучшим выходом души из тела в конце ее земного существования.

Сибирский шаман. Восковая фигура.

Символика тайных сообществ

тоже нередко включает в себя рисунок мертвой головы. Монахами ордена тамплиеров череп воспринимался вместилищем тайного знания. Он изображался в центре восьмиконечного креста, который вручался новопосвященному в братство храмовников. У различных масонских лож череп использовался в обряде посвящения или геральдике как воплощение стойкости при хранении тайны, знаний о бренности бытия, смерти. Некоторые ложи и называются соответственно: "Мертвая голова" (в Москве и Петербурге), (Йель, США).

Общество "Череп и кости". 19в. Йель, США.

Веселый Роджер

Это еще одна знаковая ипостась мертвой головы. Многие считают его символом пиратства. Но этот улыбающийся череп с перекрещенными под ним саблями на самом деле был характерным знаком совсем не многих пиратских экипажей и их предводителей. Пожалуй, точно его использовали только Калико Джек Рэкхам, Эммануэль Уинн, Кристофер Кондента и Эдвард Инглэнд. Остальные предводители вольных разбойничьих судов предпочитали другие узнаваемые картинки. Пиратские черепа выглядели по-разному, но у всех был один повторяющийся признак: улыбка. Она говорила о том, что ходящие под флагом Веселого Роджера джентльмены удачи берут на абордаж чужие суда не убийства ради, а всего лишь для грабежа и взятия пленных, за которых можно получить хороший выкуп.

Современная стилизация символа пиратства.

Воинская символика разных времен и племен

тоже многократно воплощала образ черепа. В Европе впервые он появляется в XII веке на знамени и шлемах духовно-рыцарского ордена Благой Смерти . А с середины XVIII века этот знак приобретает огромную популярность в разных европейских армиях. После смерти прусского короля Фридриха-Вильгельма I в его честь были сформированы полки Королевских лейб-гусар, эмблемой которых были череп и кости. Впоследствии она перешла в наследство Веймарской армии и войскам Третьего Рейха . В XIX веке символ мертвой головы появился на штандартах Черного легиона - гусар Брауншвейгского полка, которые воевали с наполеоновской армией. Во время Крымской войны британские уланы героически сражались под Балаклавой и в награду получили эмблему с черепом и надписью "Слава или Смерть". Она сохранилась в полку до сих пор. Подобная символика неоднократно использовалась разными родами европейских войск как во времена 1-ой, так и 2-ой Мировых войн, причем обеими сторонами конфликтов.

Гербовая нацистская символика.

В России адамовой голове всегда придавали большое духовное значение и связывали ее с православием. Ее изображение использовали не только сражавшиеся с врагом монахи, но и обычные воины.

На Куликовом поле черное знамя с черепом развевалось над Засадным полком князя Владимира Серпуховского Храброго.

Михаил Воротынский (воевода Ивана Грозного) победил малым войском под Молодями огромные силы крымского хана Девлет Гирея. Храбростью отличился передовой полк опричника Хворостинина, который бился под стягом с адамовой головой.

Из этой статьи вы узнаете:

    Почему символ черепа привлекает так много внимания

    Какие тайны и легенды связаны с черепами

    Какие обряды проводились с магическими черепами

    Как используются магические черепа в настоящее время

    Где можно приобрести магический череп

По древним поверьям, именно в голове было вместилище души, и тревожить черепа усопших не рекомендовалось. Даже в сказках есть доля правды. Возможно, поэтому уже много столетий череп – человечий ли, звериный – относят к магическим предметам, внушающим трепет и даже страх. Изображение «адамовой головы» (черепа со скрещенными костями под ним) указывает на опасность – так маркируют ядовитые вещества, места, где существует вероятность получить травму. Символом бренности земного бытия череп стал у иконописцев. А магические черепа в понимании адептов колдовских культов помогают властвовать над потусторонними силами.

Жуткие легенды про магические черепа

У черепа сложилась гнетущая слава. В европейской культуре он стал бесспорной эмблемой самой Смерти, и у людей мнительных и суеверных вызывает первобытный страх. Жутковатый застывший оскал, темные пустые глазницы, безжизненная белизна голой кости – магический или нет, но череп для большинства из нас стал напоминанием о скоротечности и хрупкости жизни. Но эти ассоциации свойственны не всем: восточная культура свойства магического черепа видит в его связи с мозгом, а значит, отождествляет его с разумом, духом, жизненными силами человека.

Еще одна смысловая параллель в магическом смысле для сего предмета – жертва. Не только в темные и жестокие для Европы Средние века, но и в иных – азиатских, африканских культурных традициях считалось, что при закладке новых построек нужно умаслить потусторонние силы, чтобы те обеспечили долговечность и прочность возводимых стен. Не гнушались и человеческими жертвами, потому при раскопках древних замковых, оборонительных зданий и культовых сооружений, во время реконструкции старинных мостов частенько находят такие магические черепа.

От такого варварства страдали младенцы или девицы, а бывало, что и случайные путники. Многие сказания, относящиеся к Средним векам, основаны на реальных событиях, когда живые жертвы закапывались под фундамент или замуровывались в каменную кладку. По одной из легенд, строящиеся копенгагенские укрепления спасла от постоянных обрушений такая жертва – ребенок.

Голодную девчушку отвлекли разложенными на столе в каменной нише сластями и игрушками, а дюжина каменщиков быстро и хладнокровно заложили вход. По легенде мост греческого города Арта осыпался недостроенным, пока в его кладке не была замурована супруга каменщика. Есть мнение, что славянские крепости получили название «детинцы» из-за замурованных живьем в фундаментах мальчиков, которых по велению князя брали прямо на улице.

Увы, исторические документы подтверждают многие такие предания. Например, европейские хроники повествуют, что на территории современной Польши на реке Ногат сооружали плотину. Было это в 1463 году. Средневековые нравы не покинули еще крестьянские умы, и долговечность плотины была «оплачена» жизнью опоенного и зарытого в ее основании бродяги.

В жертву людей, конечно, приносили в самых крайних случаях, в основном проливалась кровь животных – быков, ягнят, лошадей, кур. Но все же немало старинных построек стоит, как и заявляется в легендах, на костях, на крови и жизнях «строительных» жертв.

В древнейших обычаях многих народов (германцев, индейцев, скифов) встречаем своеобразный оберег – магические черепа таких жертв, венчающие постройки, ворота или ограду селения. По поверьям, «мертвые головы» берегли хозяев от недругов. В своей магической деятельности порой черепа применяли ведьмы и знахари.

Традиции иконописи используют череп как аллегорию бренности земного бытия. Его мы встречаем в канонических изображениях святых, раскаявшихся грешников – Франциск Ассизский, св. Иероним, Мария Магдалина. В стремлении достигнуть духовного совершенства святые уходят в молитвенное отрешение и сосредоточение на черепе перед ними (или в их пальцах), отвергая земные тлен и суету.

«Адамова голова» заслуживает отдельного внимания. Классикой иконописи является изображение Голгофы, где у основания креста Спасителя белеет череп с перекрещенными костями. Церковные источники утверждают, что прародитель всех людей, погребенный на этом холме, перед отходом в мир иной сделал предсказание о том, что здесь «будет распято Слово Божье» и череп его омоет каплями своей невинной крови.

Поэтому на средневековых изображениях смерти Христа кровавые капли из его ран стекают на скалящийся в ногах Спасителя череп – символ очищения от грехов. Порой Адамову голову показывали перевернутой, словно чаша, собирающая драгоценную влагу из христовых ран – это уже явная аллегория Священного Грааля, символизирующего в христианстве полное очищение от греха и самопожертвование.

Символика черепа в искусстве вполне самостоятельна, но входит и в неизменную атрибутику некоторых персонажей, являясь по-прежнему намеком на скоротечность человеческой жизни. Барочный жанр живописи под названием «ванитас» (от латинского Vanitas – тщета, суетность; один из видов натюрморта) обязательно включал изображение черепа как нравоучительного элемента и часто дополнялся изречениями вроде «Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum (все разрушается смертью, смерть – последняя мера всех вещей)».

Отчасти репутация черепа, имеющего магические свойства, коснулась в живописи периода Возрождения и барокко. Например, в изображении аллегорий Мудрости, Старости или Меланхолии. Для последней это намек на тщетность ее усилий в постижении глубин мироздания.

Символизм черепа в портретном жанре более прямолинеен: лежащая на черепе рука портретируемого – почтение умершему, венец на черепе – посмертная слава.

Черты магические черепа приобретают и в символике масонства. Так, помещение для обряда принятия нового члена ложи украшалось черными драпировками с изображением Адамовой головы и светильником из человечьей черепной коробки. Это призыв для новопосвященного избегать суеты в жизни и не страшиться последующих испытаний.

Мистические и магические учения нередко подавали идеи даже признанным научным дисциплинам. Так, австрийский анатом и мистик Ф. Й. Галль создал френологию, весьма популярную в первой половине XIX столетия, пытался посредством этого учения найти соотношения между формой черепных «шишек» и психическими отклонениями.

С ней перекликается теория Ломброзо о врожденных свойствах преступников, отражающихся на внешности человека. Стремясь антропологию и медицину поставить на службу криминалистике, опубликовал ряд работ, посвященных исследованию признаков преступников, в том числе «L’Uomo delinquente» («Человек преступный», 1876), где среди научных выводов было и выявление сходных отклонений в развитии черепов у отбывающих наказание.

По теории Ломброзо (кстати, перекликающейся с магическими учениями), психическое влияет на физические параметры тела. Склонность к преступлениям, в его понимании, есть вырождение, что сказывается и на форме головы: мощные челюсти, крупные лобные шишки, асимметрия черт и прочее придают преступникам сходство с древними видами человеческих предков. У душегубов голова укорочена (брахицефалы), удлиненная – у склонных к воровству (долихоцефалы). Классификация преступлений Ломброзо сохранилась и поныне (мошенник, вор, убийца, насильник), но его выводы нынешними криминалистами отвергнуты.

В наши дни возрождается интерес к магическим и психологическим наукам прошлого. Увлеченные френологией, наши современники вывели для себя ряд закономерностей, помогающих составить психологический портрет человека по форме черепной коробки. Считается, что обладатели вытянутой узкой головы талантливы в науках, любят познавать мир. Голова, зауженная вверх от висков, с широкой нижней челюстью принадлежит человеку с низким IQ. Любит мистику и магические истории, неисправимый фантазер – владелец головы, расширенной выше висков. У математиков затылок выступающий, округлый; у замкнутых эгоцентриков – плоский; центрально или в углах расположенные лобные «шишки» выдают философов, теменные – политических деятелей, а центральные затылочные – покорителей сердец.

Зато идеальной формой отличаются древние магические черепа, искусно вырезанные из хрусталя для отправления жреческих ритуалов ацтеками и майя. Возможно, они виделись простому народу средоточием темных сил, удерживаемых жречеством при помощи магических действий. Теперь это экспонаты всемирно известных музеев Великобритании, Франции, США и гордость нескольких частных коллекций. Желая приобщиться к древнейшим магическим тайнам, усилить свое могущество, некоторые современные мистики, экстрасенсы к другим вспомогательным атрибутам (зеркалам, стеклянным шарам) заказывают череп из стекла или прозрачного камня.

Череп издревле считался символом страха смерти и часто применялся для устрашения: на одеждах, ритуальных предметах магических и тайных сообществ и испанских инквизиторов; пиратский «Веселый Роджер» – везде, где присутствовала тайна, где предательство грозило смертным приговором.

Есть магические черепа и в современной символике. Например, он популярен у военных, чаще всего появляется на шевронах, наградных знаках, эмблемах подразделений, «несущих смерть» (элитные войска, спецназ, карательные отряды). Белая гвардия нередко демонстрировала таким образом свое превосходство над врагом: «мертвая голова» украшала знак корниловцев и кавалерийского дивизиона Гершельмана, знамена бригады Пепеляева, один из крестов Авалова-Бермондта и учрежденный атаманом Булак-Балаховичем «Крест храбрых». Кровопролитный и воинственный, полный смертей воинов и мирных жителей XX век пронес этот пугающий образ через себя.

Пронизанная духом оккультизма, нацистская Германия применяла устрашающие и магические черепа в своей символике. Эмблема «мертвой головы» присутствовала на кокарде головного убора и петлицах солдат СС, но к началу войны с Советским Союзом осталась на петлицах только дивизии TotenKopf («Мертвая голова»). Об этом подробнее расскажем в отдельной статье.

Подобные знаки со всеми дополнениями (крыльями, языками пламени) присуща некоторым воинским подразделениям Соединенных Штатов, как и череп с удлиненными зубами, – эмблема Карателя, персонажа комиксов.

У нас же символ мертвой головы использовался гражданскими службами. Знак смертельной опасности рисовали на этикетках отравляющих веществ, хранилищах взрывчатки, а дополненный молнией – на объектах, где есть риск поражения электрическим током высокого напряжения, например, вышках ЛЭП.

Многие древние племена считали голову вместилищем жизненной и магической силы, это роднит первобытные культы из разных уголков земли. Кельтские воины несли в святилища отсеченные головы поверженных противников, их использовали в ритуалах увеличения воинской доблести и магического могущества. С той же целью индейцы Северной Америки снимали с врагов скальп.

Вера в свойства черепа, витальные и магические, стали основой для традиции изготовления кубков из вражьих голов: пьющий из такого кубка забирал себе и магические жизненные силы, хранящиеся в нем. Старинные хроники свидетельствуют, что подобное практиковалось и на Руси: так, в «Повести временных лет» описывается гибель киевского князя Святослава на порогах Днепра от рук печенегов и говорится о том, что из отсеченной его головы князь печенежский Куря сделал окованную серебром чашу.

На Тибете также была традиция изготовления чаш из черепов, но не врагов, а усопших родственников. Богато украшенные сосуды как бы магическим образом передавали мудрость ушедших поколений молодым членам семьи. Об этом свидетельствуют записи францисканского монаха Гийома де Рубрука, посланника короля Франции Людовика IX в Монгольскую империю.

Эхо магических традиций долго напоминало о себе. Но постепенно качества магические черепа теряют актуальность, важнее становится его способность сеять страх. Для средневекового человека это были военные трофеи или наглядный способ устрашения преступников. Головы умерщвленных врагов и казненных размещали на шестах у ворот или крепили на городских стенах – в назидание непокорным. Порою в итоге получались внушительные конструкции, издалека приметные путникам смрадом и бликам на оголившихся костях.

В Южной Америке, в легендарном городе Чичен-Ица есть такой монумент – Цомпантли, каменная плита, на которой изображены ряды черепов, словно бусы, нанизанные на тонкие жерди. Это изображение реальной деревянной стойки, куда выставлялись головы жертв магических церемоний и казненных пленников. Более впечатляющими, судя по описаниям, были пирамиды отсеченных голов, которые оставляли воины Тамерлана после битвы. Как и деяния армии Тимура в Систане, где живые пленные с кирпичом и глиной вперемежку складывались для основания минаретов, словно магические жертвы, описанные выше.

Слава Багдада померкла на долгие столетия, утопленная Тамерланом в крови и, по сведениям, воины сложили 120 огромных курганов из голов пленных. Такие же «памятники» войско Тамерлана оставило после себя при взятии индийского Дели и персидского Исфахана. «Малая пирамида» находилась, по сведениям, под троном Тимура в Самарканде. Словно силы магические, черепа поверженных им властителей поддерживали его престол и славу.

Действительно, это сооружение было хорошей демонстрацией для посланников и подданных «Железного Хромца», и самому Тамерлану напоминало о цели – мировом господстве. Не хуже магического артефакта было это зрелище, заранее сеявшее в людских сердцах ужас и панику, а значит, заранее ослабляющее противника. А вести о жестокости Тамерлана разносились во все концы мира.

Магические черепа и их загадки

Согласно «Повести временных лет», Вещий Олег погиб от яда змеи, прятавшейся в черепе его павшего коня. Быть может, магический конский дух призвал к себе своего непочтительного хозяина?

Дикие народы создавали целые коллекции из костей убитых противников и сильных животных, чтобы владелец этого собрания черпал из него силы. Вдовы в Папуа-Новой Гвинее делали из черепа супруга магический охранный амулет, порой в них держали пищу, словно в посуде. Древние германцы превращали головы убитых врагов в чаши, чтобы выпивать их силы с вином. А у кельтов магические черепа были священны.

Средневековье, время религиозных фанатиков, алхимиков и ведьм, возродило веру в магические черепа. В 1612 году британка Анна Чатокс обвинялась в краже мертвых голов с кладбища при церкви с целью превратить их в свой магический инвентарь.

Немало преданий посвящено черепам. В британском графстве Ланкашир в резиденции католических епископов Уордли-Холл хранят один из «визжащих черепов» (принадлежал св. Амброузу Берлоу, казненному в 1641 г.). Считается, что череп будет душераздирающе кричать, если попробовать его переместить, и всегда возвращается в родные стены.

Вспоминается и случай XVII столетия. По легенде, умирающая от побоев грабителей дочь сэра Генри Грифитса, владельца Бартон Агнес Холла, Анна просила замуровать после смерти ее голову в доме. Но воля ее не была исполнена. Домочадцев начали беспокоить шумы и потусторонние голоса. Они исчезли только после того, как голову девушки из кладбищенской могилы перенесли в особняк и замуровали в Большом зале.

Англия славится историями про «визжащие» магические черепа. Еще одна случилась столетием позже в Дорсете. Чернокожий слуга мистера Пинни, которого владелец поместья привез из своих странствий, заболел и вскорости умер, перед кончиной просил отправить его прах на родину – остров Невис в Карибском море. Но беднягу схоронили на церковном погосте, где покойник начал проявлять беспокойство, хотя его несколько раз переносили на новое место. В итоге череп слуги оказался в доме хозяина и, по легенде, выносить его нельзя – поднимется жуткий крик, а вор сам умрет через несколько месяцев.

Хрустальные магические черепа

Всего было найдено 13 таких артефактов – точные копии черепа человека, искусно вырезанные из горного хрусталя. Правда, среди подлинного магического наследия культуры ольмеков, ацтеков и майя есть как минимум два новодела.

С середины позапрошлого века на рынке антиквариата доколумбовой эпохи появились маленькие «магические черепа майя» в качестве коллекционных редкостей. Продавцы заверяли, что каждому из них минимум пять сотен лет.

Находка американца Фредерика Митчелла-Ходжеса в 1927 году стала одной из известнейших и получила название по месту обнаружения – «череп из Лубаантуна» (города майя на территории современного Белиза в Южной Америке). Магический череп хранили руины храма, и изготовлен он был более 10 тысяч лет назад. Казалось, что этот тонко обработанный кусок кварца излучает внутренний свет.

Говорят, что потусторонние и магические силы черепа влияют на людей, с ним контактировавших: несколько исследователей артефакта внезапно и загадочно скончались, самого Митчеса-Ходжеса стали посещать галлюцинации, а реставратор Френк Дорланд решил, что конструкция черепа столь точна и сложна, что он явно создан не в нашем мире (например, челюсть от легчайшего прикосновения начинает двигаться.

Есть мнение, что у этого черепа есть сверхъестественные возможности. Но магические черепа в мире не столь редки: по преданию, которое сохранилось в Южной и Центральной Америке, нужно собрать все 13 черепов из магического круга древних майя, чтобы повелевать всеми народами земли.

Действительно, хрустальных черепов найдена чертова дюжина и загадок в них немало: где, когда и для чего они изготовлены, как удалось древним мастерам достичь тех эффектов, которыми явно обладает часть находок? Только три черепа оказались в музейных коллекциях (Национальный музей естественной истории в США, Британский национальный музей и Музей примитивного искусства во Франции). Остальные – у частных коллекционеров. Музейные артефакты из Франции и Англии точно копируют человеческий череп. В научный оборот их ввел советник по археологии при последнем императоре Мексики Э. Бобан. Но исследователи из Англии и США доказали, что эти «магические черепа» – хорошие подделки и датируются концом XIX – началом XX столетий, а сам Бобан был, скорее всего, просто мистификатором.

А история найденного в Боварии черепа такова. Интересовались магией и в Аненербе. Генрих Гиммлер, заразившийся страстью к мистике, поддержал идею экспедиции на Тибет (1938–1939 гг.), откуда и была привезена находка, названная «Куаутемок». Свойства магические черепа не доказаны, но исследователи подтвердили, что вещице более одной тысячи лет. К последнему владельцу, Томасу Риттеру, историку и коллекционеру, предмет попал окольным путем. Известно, что у плененного рейхсфюрера СС его забрал один из британских солдат.

Не так давно в лаборатории саксонского города Глаухау, где проводился ряд исследований, культурная ценность получила повреждения. Из-за оплошности сотрудников при падении на нижней челюсти черепа появились сколы. Рассуждения о последствиях повреждения магической вещи пресек сам Т. Риттер, на правах владельца прокомментировавший ситуацию. Он верит, что мстить за досадную случайность магические черепа точно не станут.

Магические черепа животных

Язычники древности применяли в своих обрядах части звериных тел – это одно из проявлений тотемного культа. Магические черепа животных, дарующих силы и оберегающих род или племя, считались обителью духа зверя-предка. Через них получали связь с этим магическим родоначальником – верили, что животное одного с ним вида послужит своеобразным каналом, через который можно спросить совета, получить мистического наставника.

Один из известнейших тотемных животных – белая лошадь, символизировавшая солнечный диск, магические силы добра, божественный дар. Кочевники в погребение вместе с усопшим отправляли коня, а конские головы на символической ограде стояли на страже могилы. У скифских племен конские черепа почитались как мистическое вместилище глубинной магической силы этого животного, принесенная в жертву лошадь была проводником для души человека в загробный мир. Подобный обычай характерен для племен, населявших равнинную часть Европы в бронзовом и железном веках.

При закладке дома в том месте, где будет располагаться красный угол, наши предки клали череп коня, стремясь создать в этом месте «канал» для общения с богами. А жилище получало магического духа-покровителя. Традиция сохранялась до XIX в. Лошадь или быка жертвовали при закладке крупных построек, например, крепостей, а для избы крестьянина годился и петух. Магические черепа домашних животных, развешенные на ограде, становились оберегами от любого лиха.

Еще одно животное-покровитель – корова. У многих народов на территории Евразии, начиная с III тысячелетия до н. э. и кое-где до наших дней, существовал культ Божественной Матери, символом которой является корова. У древних скандинавов для некоторых обрядов на коровьи магические черепа наносились рунические ставы для защиты домашнего очага и урожая, плодовитости, усиления женской магической силы. А иногда и для черных дел – наслать порчу на семью.

Череп козла с соответствующей символикой на нем, как символ Люцифера, использовали средневековые маги для чернокнижных ритуалов. Так что за черепом этого животного закрепилась прочная слава дьявольского инструмента.

Магические черепа весьма почитаемы у шаманов севера. В череп подселяют духов-покровителей и помощников, часто используют череп своего тотема (ворона, волка, лисы, рыси, куницы и др.). А у входа в жилище обычно зарыт череп хищного зверя – защитника семьи.

В некромантии череп – один из важнейших инструментов: он становился «якорем» для призванных духов, через него шло общение с мертвыми, использовали и для экзорцизма.

Звериные скелеты колдуны вуду считают магическими якорями своих духов-помощников. Для создания такого амулета годятся останки всех принесенных в жертву животных – кур, овец, собак.

В наши дни магические черепа животных также делают сосудом для оберегающих хозяина духов, вмуровывают в фундамент постройки или делают частью алтарной экспозиции. Их усиливают начертанием магических знаков, например, руноскриптов. Как обереги для жилья применяют черепа домашнего скота и коней (лучше светлой масти), а тотемные – в зависимости от «внутреннего зверя» (черепа волков, куниц, медведей). Главное при этом – получить прощение умершего животного, дать откуп жертвенному зверю. Если прежний хозяин спокойно уйдет, можно использовать череп для магических целей.

Где купить магические черепа

В определенный момент приверженцы магического мира задумываются о приобретении черепа. Обывателю такие мысли покажутся странными, а колдунам временами нужно с его помощью создать неизгладимое впечатление на клиентов или незваных посетителей, использовать в магических обрядах или медитативных размышлениях. Можно сделать заказ на страничке интернет-магазина «Ведьмино счастье», правда, не обещаем, что на складе действительно найдутся части человечьего скелета. Но наш ассортимент и цены вам придутся по вкусу!

С успехом выполняют функции эстетические и магические черепа с рогами – столько же вы заплатите за кабинетные часы, но впечатления они произведут гораздо меньше.

К тому же напоминаем, что это древний магический защитный знак. Вам не нужно прибегать к средневековым мерам и живьем замуровывать в основании новой постройки животное или людей, поступите проще. Закажите качественное изделие из керамики или композита, которое с успехом заменяет магические черепа для обрядов, выполняет функции эффектного светильника, тайника или реликвария.

Наш интернет-магазин «Ведьмино счастье» по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России. В нем вы найдете то, что подойдет именно вам, человеку, который идет своим путем, не боится перемен, ответственен за свои поступки не только перед людьми, но и перед всей Вселенной.

Кроме того, в нашем магазине представлены различные эзотерические товары. Вы можете приобрести все необходимое для проведения магических ритуалов: гадания на картах Таро, рунических практик, шаманизма, викки, друидкрафта, северной традиции, церемониальной магии, а также многое другое.

У вас есть возможность приобрести любую заинтересовавшую вас продукцию, заказав ее на сайте, работающем круглосуточно. Любой ваш заказ будет выполнен в кратчайшие сроки. Жители и гости столицы могут посетить не только наш сайт, но и магазин, находящийся по адресу: ул. Маросейка, 4. Также наши магазины есть в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Таганроге, Самаре, Оренбурге, Волгограде и Шымкенте (Казахстанн).

Посетите уголок истинной магии!


.

"Адамова голова" — символ армии

В христианской культуре изображение черепа с крестом из костей получило название "Адамова голова". Существует предание, что прах Адама находился на Голгофе, где произошло распятие Христа. И вот когда Христос был распят, его кровь просочилась сквозь землю и омыла череп Адама.

Таким образом, все человечество в его лице освободилось от грехов и получило возможность спасения. Так это было на самом деле или нет, но такова легенда, и вот поэтому-то она и приобрела символическое значение освобождения от смерти и спасения среди христиан. Но этот же символ использовался также и по всему миру, причем… преимущественно в армии.
.

Причем это отнюдь не были армии каких-нибудь "диких народов", а самых что ни на есть цивилизованных: британской, французской, финской, болгарской, венгерской, австрийской, итальянской и… русской! - короче, всего мира
.

"Адамова голова" как элемент военной формы

Впервые "мертвая голова", как элемент военной формы, начала использоваться с середины XVIII века в гусарских полках прусской армии Фридриха Великого. Форма прусских гусар состояла из чёрных чикчир с белым шитьем (штаны в обтяжку), доломана и ментика, и чёрной шапки-мирлитон с вышитыми серебряным черепом и костями, которые должны были символизировать мистическое единство войны и смерти на поле битвы.
.

Корниловцы
.

.

.

.

Символика "смерти-бессмертия" в XVIII веке появилась и в британской армии, а именно — в 17-м уланском полку, в память о генерале Вольфе, убитом в Квебеке в 1759 году во время войны с французами. В1855году в ходе Крымской войны после самоубийственной атаки британской легкоконной бригады, истреблённой огнём русской пехоты и артиллерии (и потому именуемой в британских военных источниках "атакой в долине Смерти") в сражении под Балаклавой, эмблема "мёртвой головы" получила дополнительное звучание.
.

Череп и кости были наложены на скрещенные уланские пики, опирающиеся на ленту с надписью " DEAF OR GLORY" -"СМЕРТЬ ИЛИ СЛАВА". Через некоторое время пики с эмблемы были удалены, однако череп и кости остались. Боровшийся против французских захватчиков вплоть до сражения при Ватерлоо в 1815 году "Чёрный легион" герцога Брауншвейгского в качестве эмблемы также использовал "Адамову голову" и она же была эмблемой "гусар смерти" (houssards de la mort) у французов-роялистов, боровшихся против революционного режима во Франции, и числе и в рядах русских войск.
.

Мертвая голова в Русской Императорской армии как символ бессмертия впервые была использована во время Отечественной войны 1812 года одним из конных полков Петербургского ополчения, который назывался "Смертоносным" или "Бессмертным" полком. На головных уборах чинов этой части крепился серебряный череп над скрещенными костями. Этот символ, как следует из самого названия полка, использовался не столько как символ смерти, а скорее как символ бессмертия.
.
На фотографии - офицеры Партизанской дивизии атамана Анненкова (1918-1920г.г.)
Оба одеты в парадную форму - мундиры с настежными лацканами и газырями.
У полковника (слева) хорошо виден свисающий с правой стороны меховой шапки
шлык, к которому прикреплен большой череп со скрещенными костями.
У есаула на левом рукаве отчетливо видна анненковская эмблема - "адамова голова"... stomaster.livejournal.com

Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале XX века и для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка.

"Баклановский значок"

Как пишет "Военная Энциклопедия" Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, "с оказией" получил неизвестно от кого и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок" (как издавна назывались в русской армии "малые флаги"). На этом значке была вышита белая "Адамова голова" (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь". "Этот мрачный значок наводил ужас на чеченцев, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни".
.

На могиле героя на Новодевичьем кладбище в Петербурге на добровольные пожертвования (генерал умер в бедности и был похоронен за счёт Донского войска) был поставлен памятник. Памятник изображал "скалу, на которую брошена бурка и папаха, а из-под папахи выглядывает этот чёрный "Баклановский" значок".
.

"Сбил самолет — получи "череп и кости"!"

В русской армии периода Первой мировой войны эмблема с "Адамовой головой" широко использовалась в русской военной авиации. Было принято решение установить, в качестве дополнительной награды, или знака отличия, для лётчиков, сбивавших вражеские аэропланы, георгиевскую ленту, на которой черепами со скрещенными костями должны были отмечать число уничтоженных самолетов противника: золотыми черепами должны были отмечаться — десятки, серебряными — единицы.
.
Череп на киле американского истребителя

Многие из этих проектов воплотились в жизнь, сохранились подобные знаки, равно как и другие, в форме "мёртвой головы", наложенной на пропеллер самолета. Этот символ использовался в ударных частяхРусской армии в период революции 1917 года. Причем наибольшую известность получили "Корниловский ударный полк" и "Женская боевая команда (батальон) смерти" Марии Бочкарёвой, защищавшая от большевиков Зимний дворец в октябре 1917 года. Для их награждения летом 1917 года был учреждён особый знак в виде черепа с костями на чёрно-красной ленте.
.

Парад на Исаакиевской площади. Марш Марии Бочкарёвой со знаменем "батальона смерти"

Череп и кости в огне революции и гражданской войны

Во время Гражданской войны "мёртвая голова" использовалась обеими сторонами, но чаще белогвардейцами. Белые сочетали в своей символике "череп и кости" с выражением готовности умереть за своё дело. К примеру, на украшенном "мёртвой головой" знамени "Царскосельского батальона смерти" было написано: "Лучше смерть, чем гибель Родины". На знамёнах красногвардейцев "мёртвая голова" встречалась реже, но тоже встречалась, и обычно сочеталась с угрозой уничтожить своего врага ("Смерть буржуям", "…врагам трудового народа", "…контрреволюционерам", и т. п.).
.

Вскоре после окончания первой мировой войны, капитуляции Германии и начала вспыхнувшей там Ноябрьской революции 1918 года, эмблема "мёртвой головы" появилась на форме бойцов добровольческих корпусов, мобилизованных республиканским правительством Фридриха Эберта, Филиппа Шейдемана и Густава Носке на борьбу с немецкими большевиками-спартаковцами.
.
Знак 5-го Гусарского Александрийского Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны полка

"Адамова голова" от казаков до байкеров

Во время Второй мировой войны изображение черепа и скрещенных костей использовали бойцы 1-й казачьей кавалерийской дивизии, позднее XV (XIV) казачьего кавалерийского корпуса генерала Гельмута фон Паннвица и других казачьих частей и подразделений в составе германского вермахта, а также войск СС (например, 3-я танковая дивизия СС "Тотенкопф"). И по сей день " мёртвая голова" продолжает оставаться военной эмблемой и используется подразделениями ряда государств. Также череп с костями часто используется наёмниками в различных конфликтах.
.

Татуировки не только украшают тело, но и имеют определенное значение для владельца, несут особый смысл. А что значит изображение черепа?

Общая информация

Череп – это человеческая кость, и для многих он, конечно, связывается со смертью. И это на самом деле так, но в разных культурах окончание мирской жизни расценивается по-разному. Так, немало практик, предполагающих переход души человека после его смерти в иное состояние, иной мир или иную субстанцию.

То есть смерть может расшифровываться не только как конец, но и как перерождение, начало чего-то нового и неизведанного. И именно такие взгляды определили современные трактовки татуировок с изображением черепа.

Кому это идёт?

Кому подойдёт татуировка в виде черепа? Многие считают, что такое изображение предназначено для мужчины, так как является довольно брутальным и даже устрашающим. Причём владелец непременно должен быть жёстким или даже жестоким, мрачным.

Но нередко такие рисунки наносят молодые парни, причём, как говорят, «лёгкие на подъём», рискованные, раскрепощённые или азартные, и это связывается с некоторыми вариантами трактовки.

Череп вполне может подойти и девушке, если будет изображён не устрашающе, а более мягко, элегантно или даже забавно.

Значения

Итак, что значит тату череп? Трактовки могут быть самыми разными, причём порой кардинально противоположными. Вот некоторые из них:

  • Для многих такое изображение ассоциируется со смертью и напоминает о том, что все когда-нибудь умрут. С одной стороны, это может показаться пессимистичным, но, с другой, ведь такова жизнь. В итоге череп становится символом быстротечности жизни, невечности бытия.
  • Такой символ может служить напоминанием того, что нужно жить и радоваться жизни, ведь когда-нибудь она закончится. Часто те, кто выбирает такое изображение, стремятся попробовать всё, чтобы жалеть о том, что сделали, а не о том, чего сделать не успели.
  • Байкеры часто наносят черепа для защиты от смерти. Таким образом, они показывают, что сталкиваются с ней практически каждый день и не боятся её.
  • В криминальном мире черепа обычно наносят на свои тела воры. А если череп к тому же проткнут кинжалом, то это говорит о том, что преступник оказывал сопротивление правоохранительным органам при задержании, ранил кого-то из сотрудников полиции или же поклялся им отомстить.
  • Многие символизируют череп как угрозу, причём зачастую смертельную. По этой причине таким изображением свои флаги украшали пираты. А владелец тату может пытаться донести до окружающих, что с ним шутки плохи, он очень опасен.
  • Череп может рассматриваться как освобождение от чего-то, обретение настоящей свободы.
  • Некоторые такое изображение наносят на удачу и используют как оберег или талисман. Кстати, в Мексике празднуют День Мёртвых, в который черепа можно увидеть повсюду. А Святую смерть (так называют покровительницу праздника) просят о помощи, чаще всего преступники.
  • Череп может быть символом мужского шовинизма, то есть крайне негативных и радикальных взглядов по отношению к женщинам, а также превосходства и главенствующей роли мужчин.
  • Такие рисунки часто используют мошенники, карточные игроки или просто азартные люди, тем самым показывая, что их жизнь всегда связана с определённым риском и может закончиться в любой момент.
  • Значение черепа может быть связано с символом горькой правды, прощением своих врагов.
  • Если череп изображается с розой, например, в зубах, то этого говорит о том, что владелец татуировки беззаботен, не боится смерти, стремится к постоянному движению, куражу и драйву. Его не беспокоит то, что будет потом, он живёт сегодняшним днём. Также череп с розой может быть олицетворением любви и смерти или же бессмертия чувств.
  • Изображение так называемого «Весёлого Роджера» (или Адамовой головы) может связываться со спасением души и свободой от смерти.
  • Данный рисунок может ассоциироваться с бессмертием.
  • Череп со змеёй, обвивающей его или выползающей из глазницы, может расцениваться как мудрость. Такое изображение будто бы говорит о том, что его владелец даже после смерти оставит след на земле и завещает свой опыт потомкам.
  • Череп с крыльями – олицетворение свободы, беззаботности, освобождения от мирских дел и рутины.
  • Череп с короной – это стремление к власти и мощи.
  • Череп козла или другого рогатого животного, что удивительно, символизирует жизненную силу и изобилие.
  • Ворон на черепе непременно принесёт разрушения.

Несколько советов для тех, кто пока не может решиться на столь необычную тату:

  1. Для начала выберите подходящее место для нанесения. Если вы хотите, чтобы ваша красивая татуировка оставалась незаметной, то сделайте её, например, на спине или на лодыжке. Если вы, напротив, хотите рисунок демонстрировать, то нанесите его на руку. Часто такие тату делают на икрах или бёдрах. А некоторые выбирают спину. А вот наносить такое изображение на грудь не рекомендуется, так как считается, что рядом с сердцем должно находиться только всё самое сокровенное.
  2. Даже самую мрачную татуировку более живой и интересной сделают яркие тона, поэтому внесите в череп немного сочных красок, и он будет восприниматься совершенно по-другому!
  3. Чтобы выбрать подходящий вариант, можно изучить примеры, представленные в интернете или в каталогах тату-мастеров.

Теперь вы знаете о такой татуировке всё!

«Череп» - значение и трактовка символа Череп относится к разряду наиболее мрачных и угрожающих символов, вызывающих невольный трепет у впечатлительных натур. В глубоких провалах пустых глазниц, в мертвенной желтизне, в жутком неподвижном оскале суеверному человеку мерещилась затаившаяся Смерть, поэтому череп с давних пор стал символом смерти и бренности бытия. Однако символизм черепа не исчерпывается только этими значениями. Во многих традициях, особенно на Востоке, череп рассматривался как вместилище духа, жизненной энергии и интеллекта. В религии многих народов Европы, Азии и Африки символическое значение черепа тесно связывалось со строительной жертвой. В эпоху мрачного Средневековья существовало широко распространенное поверье, что для обеспечения прочности возводимого сооружения необходимо принести кровавую жертву богам или духам земли. С этой целью при закладке замков, крепостей, соборов или мостов употреблялись человеческие жертвы. Невинных детей, красивых женщин или просто случайных прохожих зарывали живьем в землю либо замуровывали в стенах строящегося здания. Отголоски этого варварского обычая звучат во многих средневековых легендах. Согласно одной из них, стены Копенгагена во время постройки несколько раз обрушивались, пока в жертву не была принесена маленькая девочка. Дитя усадили за стол со сладостями и игрушками, и пока ничего не подозревающий ребенок играл и ел, двенадцать каменщиков сложили над ним свод. Итальянская легенда повествует о том, что возводимый мост через реку Арту то и дело обрушивался, пока в него не заложили жену строителя. Славянские князья во время строительства крепостей приказывали хватать первого попавшегося мальчика и замуровывать его в стену, и потому будто бы крепости славян называли детинцами. Эти жуткие легенды, к сожалению, находят подтверждение в хрониках. Так, в одной немецкой хронике запись, датированная 1463 годом, бесстрастно повествует о жителях Ногаты, решивших построить новую плотину. Желая укрепить ее строительной жертвой, они до бесчувствия напоили одного нищего, а затем зарыли его в основании постройки. Приведенные примеры позволяют понять, почему в Средние века часто упоминалось о зданиях, стоящих на костях или на «мертвых головах». Впрочем, человеческие жертвы приносились лишь в исключительных случаях. Гораздо чаще в качестве строительных жертв выступали животные или птицы: быки, лошади, олени, петухи и т.д. Древние германцы, славяне, индейцы и другие нецивилизованные народы имели обычай увенчивать свои жилища черепами строительных жертв, которые служили им оберегами от зла. С той же целью на частокол, окружавший древнее поселение, водружались черепа животных - считалось, что подобная мера предохранит его жителей от нападения врагов. В иконографии череп прежде всего символ земной суеты и бренности жизни. Череп является атрибутом некоторых святых отшельников: Иеронима, Ромуальда, Франциска Ассизского, а также кающейся грешницы Марии Магдалины. Погруженные в молитву, святые внимательно рассматривают лежащий перед ними череп или держат его в руках - это духовное упражнение помогает им отрешиться от земной суеты. Особое значение в иконографии имеет символическое изображение «головы Адама» - черепа со скрещенными костями рук, лежащего у основания Голгофско- го креста. По церковным преданиям, первый человек, похороненный именно на Голгофе, там, где впоследствии был распят Иисус Христос, пророчествовал перед смертью: «На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит своею кровью мой череп». Опираясь на это предание, средневековые иконописцы часто изображали капли крови, вытекающие из ран Христа и падающие на череп Адама, что символизировало смывание его греха. Иногда череп Адама изображали перевернутым, в виде своеобразной чаши, где накапливается стекающая кровь Христа. В этом случае голова Адама фактически отождествляется со Святым Граалем. Череп, наполненный кровью, символизировал в иконографии самоотречение и искупление грехов. В изобразительном искусстве череп выступает и как самостоятельный символ, и как главный атрибут персонифицированных фигур. Все тот же символизм бренности существования передан в цикле картин, объединенных латинским наименованием «Vanitas» (суета), где череп иллюстрирует известное выражение «memento mori» (помни о смерти). Череп как атрибут персонифицированной Меланхолии, сидящей над раскрытой книгой, выражает бесплодность ее усилий овладеть познаниями и мудростью. Дряхлый старик, рассматривающий череп, представляет аллегорическую фигуру Старости. В портретной живописи рука персонажа, возложенная на череп, указывает на глубокое почтение к покойному. Венок, увенчивающий череп, красноречиво свидетельствует о посмертной славе умершего. В масонстве перед обрядом посвящения ложа драпировалась черной тканью с изображениями черепов и скрещенных костей. Эти изображения, а также фонарь, сделанный из черепа, в котором огонь светился через глазные впадины, призваны были напомнить кандидату об осторожности, несуетности поведения и неустрашимости перед предстоящими суровыми испытаниями. В оккультизме изучением особенностей строения человеческого черепа занимается френология - наука, отцом которой считают французского мистика Галля. Большую популярность во 2-й половине XIX века приобрела теория его последователя, итальянского врача Чезаре Ломброзо, посвященная особенностям строения черепа преступника. Основав школу криминальной антропологии, Ломброзо в 1876 году опубликовал книгу «Человек преступный, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения», в которой попытался обосновать свои выводы. Если верить Ломброзо, череп любого преступника развит ненормально, он больше напоминает черепа низших доисторических рас. Убийцы обычно брахицефалы (короткоголовые), а воры - долихоцефалы (длинноголовые), но при этом и для тех, и для других характерны уродливый череп, развитые скулы и челюсти, узкий и скошенный лоб, сильно выдающиеся лобные бугры и ассиметрично расположенные глазные впадины. Современные последователи Галля и J1 омброзо продолжают разрабатывать эту «богатую жилу». Френологи убеждены в том, что строение черепа человека может многое поведать о его характере. Вот некоторые из их наблюдений: узкий удлиненный череп говорит о любознательности и способностях к наукам; череп, сдавленный выше висков и расширяющийся у челюстей, выдает человека с низким интеллектом; череп, расширяющийся над висками, указывает на богатую фантазию и склонность к мистицизму. Выпуклый затылок отличает личность с развитыми математическими способностями, а уплощенный - эгоцентричную и малообщительную натуру. Выпуклость посередине или по углам лба присуща философам, на темени - политикам, в центре затылка - сердцеедам и пр. Хрустальные черепа, изготовленные с большим искусством, жрецы майя еще в глубокой древности использовали для своих мистерий. Простые индейцы, запуганные ими, считали эти черепа материализованным воплощением зла, которое жрецы с помощью магии удерживают в повиновении. Один из таких удивительных черепов хранится сейчас в Британском музее, другой - в Парижском Музее человека. Как в древности и Средние века, так и в наши дни всевозможные гадалки, прорицатели и ясновидящие наряду с хрустальными шарами и магическими кристаллами используют в своих ритуалах хрустальные черепа - символ их власти над потусторонними силами. В эмблематике череп прежде всего - символ опасности, призванный устрашать. В этом значении эмблема черепа употребляется издавна. Изображение че- Череп на пиратском флаге со скрещенными берцовыми костями присутствовало на балахонах испанских инквизиторов, на пиратских флагах, на эмблемах многих тайных обществ, чьи секреты не подлежали разглашению, а лица, нарушившие клятву, карались смертью. В военной эмблематике изображение черепа, отличавшего карательные или элитарные подразделения, помещалось на кокардах, шевронах, жетонах, медалях, орденах и полковых знаках. Большую популярность эта эмблема приобрела в XX веке - эпохе жесточайших крупномасштабных войн, характеризовавшихся тотальным уничтожением не только солдат противника, но и мирного населения. У белогвардейцев эмблема черепа была изображена на знаке Корниловского ударного полка и Врангелевского Русского корпуса; на кресте Вермонт-Авалова, на «кресте храбрых» атамана Булак-Булаковича, а также на знаке конного дивизиона полковника Гершельмана, где череп со скрещенными костями располагался под перекрещенными саблями. Нацисты в 1935 году ввели эмблему черепа для особых подразделений СС, ведавших концентрационными лагерями, а в 1940 году распространили ее на элитарные части СС, получившими с тех пор наименование дивизий СС «Мертвая голова». Со второй половины XX века устрашающую эмблему черепа с некоторыми второстепенными элементами - молниями, крыльями и т.д. - начали использовать в своей символике «коммандос» и военизированные подразделения спецслужб США. В нашей стране эмблема черепа, как знак, предупреждающий об опасности, применялась не военными, а техническими службами. С этой целью череп изображался на бутылях с ядовитыми веществами, на складах боеприпасов, а в сочетании с зигзагом молнии, как знак опасного напряжения, - на высоковольтных столбах и трансформаторных будках. В истории древних народов череп долгое время являлся символом преемственности жизненных сил. Кельты приносили в свои храмы черепа поверженных врагов, чтобы подчинить себе жизненную силу погибших, и этому примеру следовали многие другие народы, находившиеся на низшей стадии развития. Ту же цель преследовали и некоторые племена североамериканских индейцев, у которых существовал обычай скальпировать пленных врагов. Довольно широкое распространение у древних получил и обычай изготавливать из черепов чаши. Когда человек пил из такого сосуда, он вместе с напитком, содержавшимся в нем, как бы поглощал и жизненную силу, сохранявшуюся в черепе. Примеры такого варварского обычая мы можем почерпнуть даже из отечественной истории. Лаврентьевская летопись так сообщает о гибели знаменитого русского князя Святослава Игоревича на днепровских порогах: «И напал на него Куря, князь печенежский; и убили Святослава, и отрезали голову его, и сделали из черепа чашу, оковав череп (серебром), и после пили из него». Папский легат Гийом де Рубрук, возглавлявший посольство к монгольскому кагану в 1253- 1255 годах, между прочим, упоминает и о существовании подобного обычая у тибетцев, делавших красивые чаши из черепов умерших родителей - таким образом у них сохранялась память о предках и преемственность поколений. С течением времени на первый план постепенно выходит другая функция черепов, призванная устрашать еще не побежденного врага. В Средние века черепа стали рассматривать как трофеи, наводящие ужас на противника, хотя отголоски прежних верований сохранялись еще довольно долго. Черепа казненных врагов или преступников, насаженные на колья либо помещенные в железные клетки, выставляли у городских ворот для предупреждения и устрашения. Иногда создавались настоящие монументальные сооружения из сотен и тысяч скелетированных голов. Один из таких жутких памятников сохранился до наших дней в Чичен-Ице, главном городе древних майя. Это Цомпант- ли, т.е. Стена Черепов, сложенная из многих тысяч отрубленных во время жертвоприношений голов. Стену украшают три ряда рельефов, изображающих множество черепов, насаженных на длинные шесты. Однако тем, кому пришлось пережить нашествие войск Тамерлана, Стена Черепов майя могла бы показаться сущей безделицей, ибо подобного страшного «зодчего», использовавшего в качестве строительного материала отрубленные головы или даже живых людей, не знала история. После взятия Багдада по велению Железного Хромца, как прозвали Тамерлана, из голов пленников сложили 120 громадных пирамид. В самой большой из них насчитывалось до 70 тысяч черепов. Ту же страшную картину можно было наблюдать и в Индии после падения Дели, и в Персии после захвата Исфахана. Особую «честь» Тамерлан оказал владыкам покоренных им народов: «малая пирамида» из их черепов подпирала высокий трон этого чудовища во дворце Самарканда. По-видимому, назначение «малой пирамиды» двоякого рода: во-первых, вся былая сила и власть побежденных правителей должна была перейти к бесчеловечному властителю среднеазиатской державы, а во-вторых, послы иностранных государей, побывавшие при его дворе, становились невольными орудиями политики Тамерлана. Рассказывая о виденных ими ужасах, они повергали в трепет собственных правителей и распространяли зловещую славу Тамерлана далеко за пределы его империи.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры