Экологическая культура. Экологическая культура История развития экологической культуры

Главная / Психология

Одним из ведущих аспектов науки с конца прошлого столетия становится экология. Сферу реальной жизнедеятельности человека, можно назвать экологической культурой. В понятие экологической культуры входят два компонента: экология и культура.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко культура понимается, как совокупность практических, материальных и духовных приобретений общества, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека, и воплощаются в результатах продуктивной деятельности . Культура личности - это такой уровень знаний, который позволяет ей жить в гармонии с окружающим миром. В наше время мы встречаем множество разных культур: духовную, физическую, нравственную и т.д.

Человек с первых минут своей жизни неразрывно связан с природой. Со временем люди накапливают экологические знания. Природу изучали во все времена, но ее значение как науки стали понимать лишь недавно.

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко дается следующее определение термина «экология». Экология (от греческого eikos - дом + логия) - раздел биологии, что изучает закономерности взаимоотношений организмов друг с другом, и с окружающей средой .

Загрязнение земли, воздуха и воды может привести к экологической катастрофе, что создает угрозу для жизни людей. Одним из направлений по преодолению загрязнения окружающее среды есть экологическое воспитание человека, в том числе и школьников. А. И. Кузминский А. В. Омеляненко рассматривают экологическое воспитание, как систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие в учащихся экологической культуры. Экологическое воспитание предусматривает вооружение человека знаниями в области экологии и формирование у него моральной ответственности за сохранение природной среды. Система экологического воспитания не может быть каким-либо эпизодом в жизни человека. Ведь это неотъемлемая часть культуры человека. Поэтому на протяжении всей жизни личности должен происходить процесс становления и усовершенствования культуры жизни человека в природной среде .

Экологическое воспитание школьников на современном этапе требует психологического включения личности в мир природы с дальнейшим конструированием системы личностного отношения к природе.

Цель экологического воспитания - формировать у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности, то есть воспитание экологической культуры личности.

Л. В. Кондрашова указывается, что экологическая культура - это совокупность экологических знаний, позитивного отношения к этим знаниям и реальная деятельности по охране окружающей среды .

Л. В. Авдусенко отмечает, что чаще всего понятие «экологическая культура» употребляется для характеристики уровня отношения человека к природе (идет речь о выработке экологического сознания, которое является регулятором всей деятельности и поведения людей). Человек, который овладевает экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что природа - это первооснова становления и существования человека. Она относится к природе как к матери: считает ее своим родным домом, который нужно беречь и о котором нужно заботиться; всю свою деятельность подчиняет требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения и разрушения. Один из основных показателей экологической культуры личности - реальный вклад в преодоление негативных влияний на природу .

Для формирования экологической культуры должны быть достигнуты следующие задания: усвоение научных знаний о природе, активизация практической деятельности школьников по охране окружающей среды, развития потребности учащихся в общении с природой.

В свою очередь И. Д. Зверев выделяет такие задания:

1. Усвоение ведущих идей, понятий и научных фактов, на базе которых определяется оптимальное влияние человека на природу;

2. Понимание ценности природы как источника материальных и духовных сил общества;

3. Овладение знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, предусматривать возможные последствия своих действий и не допускать негативных влияний на природу во всех видах общественно-трудовой деятельности;

4. Сознательно придерживаться норм поведения в природе, что исключает нанесение ей вреда, загрязнения или нарушения природной среды;

5. Развитие потребности в общении с природой, стремиться к познанию окружающей среды;

6. Активизацию деятельности по улучшению природной среды, нетерпимое отношение к людям, которые делают вред природе, пропаганда природоохранных идей .

Формирование экологической культуры личности следует начинать как можно раньше. Лучший период для этой работы - период обучения в школе.

Результативность экологического воспитания, а значит и формирование экологической культуры много в чем определяется совокупностью условий, среди которых выделяют такие: учет возрастных и психологических особенностей восприятия и познания природы школьниками; усиление межпредметных связей; реализация краеведческого подхода; тесная связь с жизнью и трудом; формирование знаний о взаимосвязи между природными компонентами.

Показателем экологической культуры школьников есть поведение на природе, гражданская ответственность за рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды.

Учитывая выше сказанное можно сказать, что экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Формирование экологической культуры - это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Н. А. Беневольская в своей статье указывает, что экологическая культура характеризируется разносторонними глубокими знаниями о окружающей среде, наличием мировоззренческих, ценностных ориентиров по отношению к природе, экологическими стилями мышления и ответственным отношение к природе и своему здоровью, приобретением умений и опыта решений экологических проблем непосредственно в природоохранной деятельности, предусмотрением возможных негативных последствий природонеперерабатываемой деятельности человека .

Содержание экологической культуры очень широко. Оно включает в себя большое количество аспектов. А именно, экологическая культура включает в себя: культуру познавательной деятельности учащихся по усвоению опыта человечества по отношению к природе, как к источнику материальных ценностей; культуру природоохранного труда, который формируется в процессе трудовой деятельности; культуру духовного общения с природой, развитие эстетических эмоций. Развитие экологической культуры - это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе. И делать это нужно с раннего детства.

И. И. Ващенко писал: «Детей, которые не умеют ходить нужно чаще вывозить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, разных животных. Все это останется в детской душе, освещенное чувством радости, и положит основу любви к родной природе» .

Проблему экологического воспитания рассматривали многие ученые и великие педагоги. Я. А. Коменский говорил, что природное в человеке обладает самодвижущей силой, а воспитание как деятельностное освоение мира. Ж.-Ж. Руссо определял идеи «естественного развития», которые обеспечивают совокупность трех факторов воспитания: природа, люди, общество. И. Г. Песталоцци констатировал, что цель воспитания - это гармоничное развитие всех сил и способностей человека. В непосредственной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л. Н. Толстой. Большого значения придавал природоведческому образованию и воспитанию Г. Спенсер, он считал природоведческое образование и воспитание наиболее полезным для надобностей каждого человека . К. Д. Ушинскому принадлежит идея народности в воспитании, в отношениях человека с его родной природой.

И. В. Базулина отмечает, что в наше время идея природосообразности широко находит применение в экологическом развитии детей, которая включает в себя следующие положения: следование природе детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, использование природной среды в целях развития детей, а также формирование у них экологической культуры .

М. М. Фицула в учебнике по педагогике отмечает, что целью формирования экологической культуры в учебно-воспитательном процессе используют эколого-психологическую терминологию, групповые и ролевые игры, «мозговой штурм» что направлены на актуализации личной причастности, эмоциональной сферы, формирование мотивов экологического содержания, что обеспечивают систематизация мировоззренческих установок учеников .

Таким образом, экологическая культура является результатом целенаправленного и высокоорганизованного процесса экологического воспитания. Этот процесс направлен на формирование у школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности. Развитие экологической культуры предусматривает, развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Довольно часто употребляя слова «экологическая культура общества» , «экологическая культура личности» , да и просто «экологически культурный человек» , всегда ли мы вкладываем истинный смысл в эти понятия? Сегодня я предлагаю в этих вопросах и разложить уже готовые ответы по соответствующим полочкам сознания.

Происходящие катаклизмы напоминают об истинном хозяине планеты

История возникновения термина «экологическая культура» уходит своими корнями к 20 в., когда уровень негативного воздействия на окружающую среду достиг таких вершин, что человечество, наконец-то спохватившись, задумалось о том, и будет ли что оставить потомкам (и будет ли кому оставлять потомков?). В это же время становятся очевидными последствия и бездумной жажды потребления «венца Природы» – уровень экологических проблем стремительно набирает обороты, а мониторинговые отчеты начинают напоминать кадры из фильма-катастрофы. Вот тут-то взоры общественности и сильных мира сего наконец-то обратили внимание на тщетные призывы снизить обороты безжалостной машины ненасытности, и в срочном порядке начали изучать талмуды научных исследований, заключений и прогнозов. Именно так возникает понимание того, что без тотального изменения своего места и роли в природном равновесии, невозможно придержать коней, несущихся прямиком в экологическую бездну. Так повсеместно и заговорили об экологической культуре, а воспитание экологически культурного члена общества стало задачей номер один.

Только от нас зависит, каким будет мир завтра

Так что же такое экологическая культура? Существует множество трактовок, различающихся, в первую очередь, многозначностью термина «культура». Очень удачно отражает суть определения Википедия: «экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом». Проще говоря, это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.

Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой буквально «впитывание с молоком матери» , рационального природопользования, осознанного выполнения экологических правил и требований, личной за сохранение окружающей среды.

Ваше отношение к миру передается детям

Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Весьма неправильна позиция многих родителей, перекладывающих ответственность за формирование экологических убеждений на систему государственного образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения просто-напросто угаснут.

В Украине, к сожалению, пока мало разработана нормативно-правовая база экологической культуры. Несмотря на ст.66 Конституции Украины , гласящую о том, что «каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненный им ущерб», на практике оказывается, что виновные остаются ненаказанными, либо вид наказания не так уж серьезен, чтобы повторно не причинить ущерб. Об этом можно судить, например, по повсеместно продающихся весной краснокнижных подснежниках… Или исчезающих

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившиеся тип деятельности.

Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры.

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Экологическая культура – это личная ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей.Экологическая культура человека является важным фактором устойчивого развития общества. 1

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, связанных с воздействием на природное окружение, с использованием природных ресурсов.

Основой экологической культуры и морали должна стать любовь к природной среде, в которой мы живем, следование главным принципам: «не навреди» и «мысли глобально, действуй локально». Следуя этим принципам, человек выполняет и завет любви к ближнему.

Экологическую культуру отдельного человека и общества в целом можно оценить, пользуясь структурой семи экологических сфер или уровней.

Первая сфера – одежда – первая искусственная оболочка, созданная человеком, она представляет собой часть окружающей его среды. Сейчас она превосходит естественные потребности, это нерациональное использование природных ресурсов и энергии.

Вторая сфера – дом. Можно сформулировать требования к жилищу с точки зрения экологии: рациональное использование материалов и земной поверхности, гармоничное включение дома в ландшафт, создание здоровых условий для жизни, минимума потребления энергии (теплоизоляция), хорошая освещенность, минимум выбросов в окружающую среду, рациональный интерьер, экологически чистые строительные материалы (без асбеста, радона и т. д.). Продукты питания (с одной стороны) и поток ресурсов (с другой) являются фрагментами жилища, так как их хранение и приготовление – важный фактор в определении его характера и размера.

Третья сфера – окружение дома. Экологическую культуру жителей отражают ухоженные и чистые газоны, аккуратная и разнообразная растительность.

Четвертая сфера – производство. Состояние этой сферы (наличие выбросов, захламленность и т. п.) характеризует экокультуру как отдельного работника, так и руководителя предприятия.

Пятая сфера – город, поселение. В отношении к городу как среде вокруг жилища достаточно просто руководствоваться принципом: не навреди, не захламляй. Очень просто выбросить на улицу бумагу, пакет, бутылку и довольно сложно и дорого все этой собрать. Поддержание города в экологически чистом состоянии требует больших затрат от городских властей, значительных усилий от жителей и большой культуры от тех и других. В понятие чистые города входит не только чистота его улиц и дворов, но и чистота воздуха, воды, санитарное состояние домов и т. п.

Шестая сфера – страна. Это мозаика, собранная из городов, поселков, дорог, производств, элементов ландшафта.

Экокультура страны определяется состоянием пяти предшествующих сфер. Если жилища, их окружение и город в целом плохо ухожены, завалены отбросами и плохо организованными свалками, а производства активно загрязняют окружающую среду, то такая страна находится только на начальной стадии формирования своей экологической культуры.
1

Седьмая сфера – биосфера. Благополучие биосферы складывается из состояния шести первых сфер. Пришло время, когда каждый человек должен заботиться о ней.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые, соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную» среду. На протяжении всей истории он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества в целом и человека в частности следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

С позиций культурологи экологическая культура человека представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
1

Сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая – позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая – удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая – создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная –– одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычислению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной, среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

2. ЭкологическАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ образование как базис формирования экологического мышления

Экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».

Вместе с социально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.
1

Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный,
междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования.

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

3. ЭкологическАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ воспитание

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, но Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса
природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

    всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек
    ответственен за все живое,

    Природа - была и всегда будет сильнее человека. Она вечна
    и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

    чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

    призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек
    оказывает на природную среду недопустимое по масштабам
    дестабилизирующее воздействие;

    если все оставить так как есть (или слегка модернизировать),
    то «уже скоро - спустя всего лишь 20-50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;

    сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира - эксцентрическим;

    люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к
    отказу от перепотребления
    (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран)
    от экологической безответственности и вседозволенности.

    Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы - в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направление в охране окружающей природной среды.

    Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится « человеческой сущностью человека», а сохранение природы – средством сохранения общества и человека как вида.

    Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

    В условиях усуглубяющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалистов к концу 70-х годов XXI века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и человечество уже сейчас нуждается в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления –– и в сознании, и на практике – этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.

    За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности.

    Главным фактором остановки деградации биосферы, последующего ее восстановления является формирование экологической культуры населения, в том числе экологическое образование, воспитание и просвещение подрастающего поколения. Ведь известно, что знать о грядущей беде значит быть предупрежденным, а следовательно, иметь возможность предотвратить ее. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1988. – 541 с.

    Андерсон Д.М. Экология и наука об окружающей среде. М., 2007.– 384 с.

    Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки // Российский экономический журнал. – № 7. – С. 55 – 69.

    Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: учебник для техникумов. М., 2005. – 651 с.

    Взаимодействие общества и природы / Под ред. Е. Т. Фаддеева. М., 1986. – 198 с.

    Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. –М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2007. – 498 с.

    Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1990. – 391 с.

    Горелов А. А. Человек — гармония — природа. М., 2008. – 251 с.

    Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. М., 2001. – 119 с.

    Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. М., 2001. – 291 с.

    Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология, экономика, политика. СПб., 2002. – 615 с.

    Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. –М.: ФАИР –ПРЕСС, 2005. – 386 с.

    Орлов В.А. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.– 411 с.

    Реймерс Н.Д. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. – 216 с.

    Тулинов В.Ф., Недельский Н.Ф., Олейников Б.И. Концепция современного естествознания. М., 2002. – 563 с.


Термин «культура» является одним из самых привычных и широко употребляемых в современных обыденном и научном языках. В то же время понятие «культура» относится к наиболее трудноопределяемым категориям науки. Многочисленные попытки ученых дать универсальное определение не были успешными в силу сложности, полифункциональности, полисемантичности и чрезвычайного многообразия явлений культуры.
В современной науке наиболее обобщенное понятие культуры мы встречаем у В.С. Степина: культура - это «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях» . Программы деятельности, поведения и общения, в своей совокупности составляющие содержание культуры, «представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций ит.д.» .
Культура обеспечивает воспроизводство многообразия форм социальной жизни и их развитие. В жизни общества она выполняет определенные функции. В.С. Степин выделяет три из них: хранение, транслирование и генерирование программ деятельности, поведения и общения людей .
Близка к такому же пониманию социальной роли культуры В.А. Игнатова, которая показывает, что культура выступает: как система, включающая практический опыт человечества и сферу его духовной жизни; как индикатор, показывающий качественный уровень его развития, отраженный в науке и искусстве, технике и технологиях, образовании и воспитании, в человеческих силах и способностях, реализуемых в знаниях, умениях, навыках, уровне интеллекта, нравственном и эстетическом развитии, ценностных ориентациях, мировоззрении, способах и формах общения; как транслятор опыта, знаний, творчества, традиций, верований предыдущих поколений; как механизм, регулирующий отношения человека к другим людям, к обществу, природе .
В науке широко представлено понимание культуры как совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии. Например, В.И. Добрынина выделяет такие объекты материальной культуры, как техника, орудия труда, жилище, средства сообщения, транспорт - то, что получило название искусственной среды обитания человека, и объекты духовной культуры: наука, искусство, право, философия, этика, религия. При этом следует учитывать относительность такого противопоставления с точки зрения рассмотрения культуры в качестве информационного аспекта жизни общества, понимания внутренней сущности культуры как социально значимой информации, закрепленной в знаковой форме. Культура, закрепленная в различных семиотических системах, одинаково охватывает ее материальный и духовный спектры. Предметы материальной культуры также выступают средствами хранения и передачи информации, как и учения, идеи, теории, ценности и другие формы духовной культуры. Они также могут функционировать в качестве определенных знаков. Только в этой своей функции предметы материального мира, созданные цивилизацией, выступают в качестве феноменов культуры .
Понятие «культура» отражает собственно человеческую, а не биологическую сущность человеческого сообщества. Выделение человека из мира животных существ характеризуется сознательной орудийной деятельностью, наличием языка и символов духовной стороны жизни. Они выступают регуляторами отношений человека с реальным миром. Культура - целостное явление и проявляется в различных видах отношений и аспектах социального опыта. В этом плане культура рассматривается как система отношений к себе, другому человеку, обществу и природе.
Термин «культура» в науке рассматривается прежде всего в общечеловеческом измерении, а затем - в национальном. Исследуя истоки нарождающейся культуры мира в трудах Ф.И. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова в России, Г. Торо и Р. Эмерсона в Америке, Тагора и Ганди в Индии, Утимара Кандзо и Окакура Какудзо в Японии, С.Н. Глазачев отмечает неодолимое стремление к внутренней гармонии Человека, единству Человечества, к осознанию Целостной Системы Жизни.
История науки накопила немало направлений исследования феномена культуры (упомянем еще такие, как рассмотрение культуры в аспекте развития человеческого разума и разумных форм жизни, культуры как развития человеческой духовности). Однако в разработке самых различных линий проблематики культуры можно выделить общее, заключающееся в том, что культура рассматривается: в плане исторического развития социального опыта; в соотношении воспроизводства, функционирования и эволюции социума; через призму накапливаемых обществом ценностей; в антропологическом аспекте, когда человек как творец культуры предстает в широком поле отношений, общения, взаимодействия с обществом и природой; как общечеловеческое достижение.
Эти общие характеристики исследований культуры позволяют прояснить сущность экологической культуры в ее отношении к культуре в целом.
Изначально термин «культура» обозначал процесс освоения человеком природы (латинское cultura - возделывание, обработка; относилось к возделыванию земли).
В древности человек был поставлен лицом к лицу с природой и черпал впечатления из таинственного для себя мира природы. Он был слит с природой, жил с ней одной жизнью, не мог ни отделить себя от природы, ни противопоставить себя ей. Все явления природы представлялись живыми существами; эмпирическое ощущение себя (чувств, мыслей) человек переносил на природные явления.
У древних славян также ярко выступал культ природы. ««Культ - служение божеству, сопровождающееся совершением обрядов» . В славянском язычестве боги - олицетворение явлений природы (неба, земли, солнца, грома, огня, леса, воды...). Исследователи отмечают, что слово «бог» - исконно славянское, основное значение которого - счастье, удача .
В народном сознании славян все лучшее, светлое, необходимое для жизни, исходившее от природы, ассоциировалось прежде всего с солнцем («Ра»), и сложился особый культ солнца («культ-у-ра»).
Во всех древних цивилизациях слово «культура» так или иначе соотносилось с общением человека с природой. История человеческих цивилизаций, осуществив гигантскую спираль жизни, на новом уровне культуры возвращается к проблемам взаимоотношения человека с природой через понятие «культура».
Во многих современных исследованиях экологическая культура рассматривается в качестве составной части общей культуры . Это традиционный подход в науке, заключающийся в выделении аспектов культуры и поиске их специфических характеристик (культура нравственная, эстетическая, физическая, правовая, технологическая...). Безусловно, такой подход продолжает сохранять свое теоретическое и практическое значение: в основе выделения любого аспекта культуры - специфические ценности (правила поведения, критерии красоты, нормы физического состояния, владение управляемыми процедурами...). Специфика экологической культуры - в ценностях этического стиля взаимодействия человека и природы.
Однако все более заметны иные подходы к сущности экологической культуры и ее отношению к общей культуре человека.
Н.Н. Моисеев считает, что экологическая культура представляет собой особый вид будущей общечеловеческой культуры, которая сознательно создается путем синтеза экологических потенций всех культур мира .
Несколько иное токование экологичекской культуры можно встретить у В.А. Игнатовой, которая полагает, что следует разделить узкое и широкое толкование экологической культуры. «В узком смысле экологическая культура выступает как часть общечеловеческой культуры, основным содержанием которой является грамотное природопользование и ответственное отношение к природе как общественной и личной ценности; в широком смысле экологическая культура есть новое содержание общечеловеческой культуры» .
У С.Н. Глазачева наблюдается более конкретное раскрытие нового содержания и экологической, и общей культуры. Он считает, что современная культура все в большей степени приобретает экологический характер. На наших глазах происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую культуру .
О неразрывности культуры и природы, о вступлении культуры в экологический этап своего развития, о культуре как «человеческом отношении человека к природе» убедительно пишут Н.Н. Киселев и другие ученые- экологи . Дополнительный штрих в такое понимание экологической культуры вносит Н.Ф. Ремерс , который считает экологическую культуру качественным состоянием общей культуры человека.
Развивая идеи Сеульской декларации о Целостной Системе Жизни - глубинном единстве Человека, Общества и Природы, опираясь на мнение ученых и политиков, деятелей образования, здравоохранения, культуры, Оргкомитет ВДОС (Всемирный день окружающей среды) - Москва-98 принял Московскую декларацию об экологической культуре, в которой она рассматривается как культура огромного усилия, совершаемого человечеством, народом, человеком ради сохранения окружающей среды, Земли и ради сохранения наиболее полноценного самосуществования. Экологическая культура предполагает диалог разнообразных национальных экологических культур, объединенных общностью стратегического развития и целостностью планеты Земля . Понимание экологической культуры как «культуры огромного усилия» человечества находится в логике идеи ноосферы и устремлено в будущее.
Таким образом, в науке наметились следующие взгляды на соотношение экологической и общей культуры: традиционный: экологическая культура - составная часть общей культуры; видовой: экологическая культура как особый вид будущей человеческой культуры; синкретический: экологическая культура как новое содержание общей культуры, как исторически новое, качественное состояние общей культуры; общая культура как экологическая культура; ноосферный: экологическая культура как общечеловеческая культура, создаваемая усилием разума и воли человечества ради сохранения биосферы и полноценного самосуществования.
Для многих исследований экологическая культура будущего представляется как общечеловеческое явление, через диалог и синтез национальных экологических культур. Следует отметить и то обстоятельство, что проблематика экологической культуры расширяется и появляются все новые ее смысловые оттенки, показывающие углубление осознания проблемы взаимодействия человека и природы.
Раскрытие сущности экологической культуры связано с достаточно полной типологией взаимодействия человека и природы.
Выше мы выделили типы взаимодействия на основе представленности в них этических основ: потребление, сохранение, восстановление.
На основе психологического стиля взаимодействия человека и природы можно определить следующие их типы: подчинение силам природы и учет их (например, выбросы солнечной энергии); согласование (например, разумное использование потенциальной энергии естественно текущей воды при строительстве гидростанции); управление (например, термоядерной реакцией).
Источником всякой типологии взаимодействия человека и природы является познание законов функционирования биосферы, ее саморегулирующих сил, границ возможностей ее самосохранения и условий сохранения человечеством себя. На основе познания природы, в процессе исторического движения цивилизации возникают те или иные ценностные ориентации. Поэтому всякая типология взаимодействия человека и природы имеет отношение к экологической культуре.
Обратим внимание на то, что выделенные выше общие характеристики исследований культуры вполне интерпретируются по отношению к экологической культуре.
Первая из них отражает тот факт, что феномен «экологическая культура» появился на определенном этапе развития социального опыта. В науке фиксируется, что родовое понятие «культура» в качестве термина «стало широко использоваться в европейской философии и исторической науке начиная со второй половины XVIII в.» . Появление термина «экологическая культура» связывается со всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем, осознанием необходимости прогнозирования экологической безопасности, обеспечения охраны и улучшения состояния окружающей природной среды . Например, изучение экологической культуры в педагогике и психологии в нашей стране начинается с 90-х годов XX в.
Вторая характеристика культуры применительно к экологической культуре отражает ее наличие в качестве условия и воспроизводства, и функционирования, и дальнейшей эволюции социума. Культура не в традиционном смысле, а в качественно новом ее состоянии - как экологизированная культура, именно она будет в дальнейшем служить в качестве вышеотме- ченного условия.
Третья характеристика отражает появление в аксиосфере культуры новых ценностей - ценностей экологической культуры: от ценности природы, ценности жизни до глобальной ценности гармонии человека и природы.
Четвертая характеристика обращает внимание на человека как на разумного и волевого творца экологической культуры через глубокое проникновение в закономерности природы, организации с ней разнообразных взаимодействий и выбора максимально позитивных для самосохранения себя и природы типов взаимодействий.
Пятая характеристика как продолжение предшествующей утверждает, что в соответствии с идеей ноосферы экологизированная культура может быть достигнута лишь усилиями разума и воли всего человечества.
Можно заключить, что экологическая культура есть разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармоничного развития общества и биосферы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы; в своем историческом развитии она наращивает синкретический потенциал, превращающий общую культуру в экологическую. Такое понимание экологической культуры отражает как ее специфическое содержание (что отвечает потребностям сегодняшнего дня и ближайшего будущего), так и тенденцию ее непрерывного «врастания» в общую культуру, тенденцию экологизации общей культуры.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Экологическая культура

слушателя курса повышения квалификации – учителей, преподающих предметы "Основы безопасности жизнедеятельности", "Основы здоровья"

Научный руководитель

Ширцов А.А.

преподаватель кафедры экономики и управления образования

Симферополь 2010


Введение

Литература


Введение

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.

До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения гармонического равновесия. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.

С развитием производительных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.

Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения.

Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия. Сложившаяся в настоящее время система образования включает недостаточный объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед учителями задачу развития личности школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития ученика, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда учитель будет иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Перспективным направлением экологического образования и воспитания учащихся считают интеграцию естественнонаучных знаний и нормативно-целостных ориентаций школьников, наиболее полно отвечающих их природным наклонностям и потребностям. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостным ориентациям.


1. Сущность экологической культуры

Две с половиной тысячи лет отделяют человечество от времени становления основных каналов развития современной культуры, определивших движение к покорению, отделению, отчуждению: общества от природы, людей друг от друга, обособляло внутри культуры сфер науки, искусства, нравственности, экономики, политики, духовности. Современный социальный мир, технократическая культура пришли в острый конфликт с природой, оказались неадекватны места человека в природе.

Зреет потребность перемен. Человеку во всех формах своего поведения в природе и социуме предстоит перейти от обособления, конфронтации, борьбы, преодоления к стилю сотрудничества, взаимодействия, диалога к экологическому, природосообразному мышлению и деятельности, проектировать новую траекторию развития. Убежденность в этом зреет среди ученых и политиков, находит отражение в общественном мнении, в международных документах, в реальной жизни: стираются границы между государствами, транснациональные корпорации объединяют рынки и технологии на разных континентах. Понятия "экология" и "культура" становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить из этимологии понятия. Слово "культура" происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально означало "возделывание почвы". Позднее оно стало пониматься как "почитание богов", что подтверждает доставшееся нам в наследство слово "культ". И действительно, на протяжении своего средневековья, да и поздней античности, "культура" была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под "культурой" понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, т.е. живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в разрешении этого понятия. Как показала жизнь человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека. Т.е. это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть, и др., у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, если не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна

Слово "экология" - слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает "учение о доме" или, если угодно "учение о родине". Сам термин "экология" возник примерно в середине ХХ века. Термин попал в большую науку благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю (1834-1919), издавшему в 1866 году труд "Всеобщая морфология организмов". В этом труде экологией названа наука об отношениях организмов и окружающей среды.

Наука же экология возникла в конце ХIХ столетия, но тогда она означала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела свое насущное значение.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой "глобального экологического кризиса". Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовая вырубка лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся нами процесс истощения и опустынивания земель привел к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Так что же такое культура экологическая? Это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Но отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой. Человек - явление одновременно природное и общественное. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. Необходимо однако учитывать соотношение этих форм – вторая накладывается на первую, пронизывает ее. В результате, культура человека определяет его природу. Во всех самых естественных действиях человека как живого существа, – части биосферы: в еде, сне, в передвижении, в размножении, в поселении, – во всем отражается, проявляется степень овладения культурой, т.е. культурность человека. Причем, проявляясь, культурность меняет естественность, может выражать более ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.

В процессе культурного изучения и отражения жизни происходит переход от целостного к "дробному" видению. И в период наибольшей дробности, "мозаичности" в культуре в ней возникает новая тенденция – постепенно совершается поворот от принципа раздельного видения жизни к принципу комплексного анализа, сосредоточенности на связях. Об этом повороте наиболее ярко свидетельствует возникновение в культуре экологии или экологического подхода к отражению действительности.

Суть обновления, вносимого экологическим проходом в культуру, заключается в переходе от анализа отдельно рассматриваемых явлений к анализу связей между явлениями, изучению явлений в их взаимосвязанности, взаимозависимости. На наших глазах происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую. Смысл этого перехода в выработки и использовании нового пути гармонизации жизни – социальной и биологической – через совершенствование связей между явлениями.

Нельзя не видеть, что первые сто лет развития экологии (начиная с Э.Геккеля) приходится на период "разобщенного знания". Неудивительно, поэтому, что с начала с экологические знания накапливались отдельно друг от друга в биологии, геологии, социологии и многих других наук. Стремление разобраться в воспроизводстве как отдельных "фрагментов" жизни (биологической и социальной), так и всей жизни в целом – биосоциального бытия – приводит к становлению современной экологии. Фрагменты экологического знания постепенно преобразуются в систему знания о процессе воспроизводства жизни, о геобиосоциальных условиях и механизмах воспроизводства жизни. Главным принципом, образующим из экологических фрагментов систему экологического знания, становится принцип взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимодополняемости всех форм и явлений жизни.

Экологическая культура – это не только современная стадия развития культуры, культура складывающаяся под влиянием экологического кризиса. Культура на всех стадиях ее развития выполняла – более или менее успешно – функцию взаимодействия общества с природой. Поэтому, в широком смысле, экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на всем протяжении истории человечества. Истоки экологической культуры нужно искать в периоде перехода глобальной экосистемы от природного к социоприродному состоянию, во времена зарождения социальной формы жизни. Начавшись, развитие культуры не могло быть остановлено. И поэтому нелепы сетования на прогресс. Но необходима его "экологическая экспертиза". Результатом такой экспертизы развития культуры будет выявление тенденции углубления противоречия между природой и обществом по мере ее развития. Постепенно, обеспечив свою защищенность от непосредственных негативных воздействий, общество от обороны переходит к наступлению на природу – уже на этапе Древней истории. При этом радость ощущения собственных сил чаще всего не позволяет обществу вовремя заметить и предотвратить разрушительное воздействие, которое оно оказывает на природу. Основной вектор внимания в культуре явно смещается с проблемой взаимодействия общества и природы на внутренние проблемы социальной жизни. Теряя чуткость, переставая руководствоваться естественными, природой заданными параметрами жизни, "цивилизованный" человек разрушал природу не только вокруг себя, но и в самом себе. Стремясь к комфорту, люди разрушали свое здоровье – и физическое, и духовное. В стремлении к самостоятельной устойчивости, независимо от природы общество дошло сегодня до критического состояния отчуждения от природы, создав тем самым реальную угрозу уничтожения глобальной социоприродной экосистемы. Прежде у человечества были конфликты с природой, но разрушить основы существования жизни на планете в целом оно не могло, что называется "руки были коротки". Начиная же с середины ХХ века в мире разворачивается научно-техническая революция, с использованием достижений науки создается новое поколение техники, обеспечивающей интенсификацию, усиление не только физической, но и умственной деятельности людей. Анализ прошлого помогает понять будущее. В культуре настоящего времени существуют два основных направления – на обособление общества от природы и на сближение, взаимное приспособление или коадаптацию общества и природы. Первая из этих двух тенденций имеет историю своего развития длиной в несколько тысячелетий. В настоящее время она достигла, казалось бы, предельного проявления, но все еще продолжает разворачиваться, стремиться реализоваться в будущем. Стратегическое, т.е. неограниченное, вероятное для неопределенно многих поколений людей будущее возможно лишь при доминировании уже в самом ближайшем будущем другой тенденции – коадаптации общества и природы. Эта тенденция лишь рождается на наших глазах в культуре. Она выглядит как революционно новая. Однако, предыдущий анализ позволяет видеть, что ее история еще длиннее, что большую часть существования Homosapiens люди интуитивно стремились к союзу с природой, к взаимодополнительному сосуществованию с ней.

Сложность, многообразие, богатство природы, в недрах которой возникло, оформилось общество, явилось причиной того, что процесс становления этого общества оказался длительным и насыщенным. Вдумчивое ответственное отношение к себе, к своему месту в мире – и природном, и социальном, сформировалось как важнейшая черта культуры, духовности. Весь мир признает, что степень развития нравственной жизни, глубина духовных исканий в культуре уникальны. Перед нами стоит задача не утратить, развить эту уникальность, не впадая в убогое бахвальство, а стремясь почувствовать, воссоздать в себе связь со своей землей и с историей своего народа, своей культуры.

Процесс воспроизводства жизни не прерывен, хотя жизнь всех живых существ не бесконечна. Эта непрерывность достигается за счет преемственности. Главная форма преемственности в естественных экосистемах – это генетическая наследственность. Сочетание преемственности и изменчивости обеспечивает приспосабливаемость вида, его устойчивое положение в экосистеме. Каждое поколение, с одной стороны, связывает прошлое и будущее развитие экосистемы, выступает как этап эстафеты жизни, форма преемственности. А с другой стороны, поколение – это относительно самостоятельная группа по своему неповторимо участвующая в воспроизводстве жизни, создающая особую культуру. "Преемственность – условие непрерывного развития. Одновременно сама перманентность в развитии есть конкретная проявление преемственной связи будущего с прошлым через настоящее. Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса народа. Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности поколений, предлагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитателем, педагогический оптимизм – опор на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.

Природная детерминация подразделяется на непосредственную и опосредованную. В самом общем плане к системе взаимодействия "природа-общество" применимо понятие "природные условия" как отражение необходимого основания для существования и развития общества. Однако, когда мы начинаем рассматривать влияние природы на конкретные стороны общественной жизни, где проявляется ее (природы) активный и даже в чем то определяющий характер, имеет смысл и основание использовать термин "природные факторы". Современная экологическая ситуация является тому подтверждением. Природные условия и факторы являются необходимой составной частью причинных факторов действующих в обществе и его структурах, как основных, так и не основных. Через эту систему, причинно следственных связей выявляется механизм "вхождения" природных детерминант в основные сферы общественной жизни.

Общество всегда, так или иначе, реагировало на изменения природных условий и факторов: оно не только поменяло местоположение, но и вырабатывало новые формы экологической культуры, изобрело новые технологии и т.д. И что особенно важно – люди вырабатывали новые формы взаимоотношения с природой и между собой. Общество формировало культуру и нравственность, необходимые для сохранения своего стабильного существования. Процессы взаимной адаптации природы и общества шли веками, составляющие порой целые эпохи. Данная адаптация носила взаимообусловленный характер, ибо общество подстраивало себя к окружающей природе под свои нужды.

Зависимость судеб человека от природных условий и факторов на протяжении всей истории воспринималась им как проявление каких-то высших сил. Его реакция на изменения характеристик окружающей среды нашли стихийный характер.

Изучение диалектической взаимосвязи общества и природы и влияние последней на социально-экономическое и культурное развитие, является давней традицией в истории философской мысли.

Если бы рассуждения Платона шли от частного к общему, он мог бы прийти к выводу, что именно люди изменили облик той земли, на которой они поселились.

Процессы деградационных изменений окружающей среды находят разнообразное отражение в сознании людей того времени: во-первых, в конкретном познании отдельных негативных экологических процессов и приобретений соответствующего опыта их преодоления; во-вторых, в попытках философского осмысления проблем, вытекающих из противоречивого процесса взаимодействия общества с природной средой.

Взгляды на отношения человека и природы содержат и все религиозные учения. Так, согласно Библии, Бог создал человека по своему замыслу и определил ему господствовать над его (божьим) творением. Христианство утверждало догму, что человек - божий избранник. По мнению католической, церкви, нельзя согласиться с тем, что все вещи, сотворенные Богом, имеют сродство с духом и ценны сами по себе, а не по их пользе для человека. Великие религии Азии (индуизм и буддизм) имели целью стереть чувства (ощущения) на границе между человеком и остальной частью природы. Человек открыл нирвану – полное блаженство – в отрицании желаний, в утверждении своей личности, в единстве с общим духом, окружающим всю природу.

Быстрое развитие производства сопровождалось все чаще нарушением экологического равновесия в природной среде, начинает выражаться в понимании природы как некоего поставщика, необходимого для удовлетворения потребностей человека и его желаний без ограничений. Поэтому в период развития индустриализации и урбанизации появилось больше тяжелых последствий для существования человека: начинаются деформация и разорение природной среды.

Но вместе с деградацией природной среды постепенно росло и сознание необходимости согласовывать экономическое развитие с экологическими возможностями среды человека и предусматривать соответствующие меры.

В современных условиях природная детерминация становится по существу детерминацией экологической, ибо речь идет о последствиях природно-социального взаимодействия. Зависимость человека от природных факторов многократно возросло, ибо экспоненциально растущее воздействие на природу меняет саму природу, а значит, и условия жизни людей. Это дает основание говорить об экологизация какой-то сферы общественной жизни как системе непосредственного (природные бедствия, катаклизмы) и опосредованного влияния природных факторов на различные ее стороны: экологическое и экономическое сознание, культуру, деятельность.

Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из–за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема "правильного" восприятие природы, равно как и "экологической культуры" входит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут "бить тревогу", тем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать свои цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экологической. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И.Вернадский; он впервые серьезнейшим образом проработал термин "биосфера", занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Сущность культурологического подхода к исследованию экологических проблем на современном этапе может быть осмыслена при условии интерпретации природы как ценности культуры.

Опираясь на определение культуры, как совокупности материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности обеспечивающих прогресс человечества, ученые функцию экологической культуры видят в обеспечении соответствия социальной деятельности требованиям жизнепригодности природной среды.

Система ценностей современной культуры включает в себя природу, и это получает образное отражение в ряде экологических принципов: благоговение перед жизнью (А. Швейцер) этики земли (О. Леопольд) природа знает лучше (Б. Коммонер), сотворчество человека с природой (В.Б. Согава), идея коэволюции человечества и природы (Н.Н. Моисеев).

Обществу становится необходимым, по выражению Н.Н.Моисеева своеобразный экологический императив как совокупность условий и запретов, выполнение которых обеспечит выживание человека, дальнейший прогресс человечества и его совместную эволюцию с природой.

Данный экологический императив возникает во многом благодаря такому социальному институту, как образование. Именно в процессе образовательной деятельности происходит познание объективных закономерностей развития системы " природа-человек".

Таким образом, поскольку человек – часть природы его жизнь неразрывно связана с окружающей средой. Посредством народной педагогики воспитывается здоровое отношение ко всему, что окружает человека от рождения до смерти.

2. Нарушение экологического равновесия

Сегодня нарушение экологического равновесия выражается во многих формах. Можно сказать, что существует единое мнение о том, что основными формами являются:

· нерациональная эксплуатация невозобновляемых природных ресурсов (источников сырья и энергии), сопровождаемая опасностью быстро исчерпаться;

· загрязнение биосферы вредными отходами;

· большая концентрация хозяйственных объектов и урбанизация, оскудение природных пейзажей и сокращение свободных территорий для отдыха и лечения.

Основными причинами этих форм выражения экологического кризиса являются быстрый экономический рост и форсированная индустриализация, приводящая к урбанизации.

Быстрый экономический рост, основанный на развитии производительных сил, обеспечивает и их дальнейшее развитие, улучшение условий труда, уменьшение бедности и увеличение общественного богатства, подъем культурного и материального богатства общества и увеличение средней продолжительности жизни.

Но в то же время следствием ускоренного экономического роста является деградация природы, т.е. нарушением экологического равновесия. С ускорением хозяйственного развития убыстряется экономическое освоение природы, интенсифицируется использование природных материалов и всех ресурсов. С экспоненциальным ростом производства растут и все производственные ресурсы, растет использование капитала, растрата сырья и энергии и твердых веществ и отходов, которые все более интенсивно загрязняют окружающую среду так, что загрязнение природы происходит по экспоненциальной кривой.

Последствия урбанизированного экономического роста для природной среды бывают многоплановые, прежде всего более интенсивное использование природных ресурсов, в первую очередь невосполнимых, ставит нас перед опасностью их полной выработки. В то же время с ростом эксплуатации природных ресурсов увеличивается количество отходов, вносимых в природу. Огромные растраты сырья и энергии, сопровождающие индустриальное развитие, направляют современную технологию и быстрый поиск природных ресурсов. А производство вторичных продуктов увеличивает массу и число новых веществ, которых нет в природе и которые не имеют природных ассимиляторах, таким образом, в экзосфере появляется все больше материалов, ей не присущих и которые она не может переработать или употребить в своих жизненных процессах. Можно свободно согласиться с тем, что специфичность современной экологической ситуации вытекает как из увеличивающегося воздействия человека на природу, так и из качественных изменений, вызываемых количественным ростом производительных сил в мире. И первый и второй моменты опираются на современный научно-технический прогресс, господствующую технику производства, которые преимущественно создаются развитыми капиталистическими странами. Развитие техники и технологии, прежде всего, ориентировано на одностороннюю эксплуатацию природных источников, а не на их обновление и расширенное воспроизводство, это ведет к ускоренной выработке редких невозобновляемых ресурсов.

Эти относительно стремительные перемены отличаются от ритма природных процессов, где мутации происходят в довольно большие временные промежутки.

Это несоответствие между эволюционным ходом природных макропроцессов и изменениями в результате деятельности людей в отдельных компонентах природной системы создает значительные нарушения в природной среде и является одним из факторов настоящего экологического кризиса в мире.

Деградация природной среды и вытекающие из нее экологические нарушения не являются продуктом только технологического развития и выражением временных и случайных нарушений. Напротив, деградация природной среды представляет собой показатель глубочайшей индустриальной цивилизации и сверхинтенсивного способа производства. Поскольку индустриальная система капитализма сильно увеличивает возможности производства и власть над природной, то она содержит и семена систематического распыления человеческих и природных сил.

В экономике, ставящей своей целью максимальное увеличение прибыли, существует комбинация факторов: природных источников (воздух, вода, минералы, которые были до сих пор бесплатными и для которых не существовало замены); средств производства, представляющих недвижимый капитал (которые изнашиваются и которые нужно заменять более мощными и эффективными), и рабочей силы (которая также должна воспроизводиться).

Нарушение экологического равновесия в современном мире приняло такие размеры, что произошло нарушение равновесия между природными системами, необходимыми для жизни и промышленных, технологических и демографических потребностей человечества. Признаками экологических проблем являются, проблема пищи, демографический взрыв, исчерпывание природных ресурсов (источников сырья и энергии) и загрязнение воздуха и воды. Поэтому современный человек находится, может быть, перед самым тяжким испытанием за все время своего развития: как преодолеть кризис человечества.

3. Экологическое воспитание в процессе образования

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания учеников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т.д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.

Таким образом, успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.


С наступлением ХХI века педагогов волнует вопрос: какой должна быть школа будущего, которой предстоит воспитывать и обучать подрастающее поколение? В связи с этим при выборе подходящей модели в экологическом образовании, очевидно, необходимо опираться на веками накопленный опыт. Активно внедряя в практику новые идеи, которые формируют экологически культурную личность, полезно использовать народную мудрость, заложенную в фольклоре, национальных традициях и обычаях. Народное творчество – неиссякаемый источник, неисчерпаемое богатство этнопедагогики, так как пословицы и поговорки, слова назидания, песни и сказки, скороговорки и загадки, колыбельные песни, ораторское искусство имеют огромное воспитательное и познавательное значение.

В условиях перехода современного общества к устойчивому развитию становится очевидным, что экологическое образование должно быть нацелено на формирование экологического сознания, способа мышления, деятельности, ориентированной на гармонизацию состояния биосферы и отдельных ее экосистем; экологической культуры, обеспечивающей развитие природосберегающих технологий, доминирование экогуманистических ценностей и идеалов, права человека на благоприятную окружающую среду и информацию о ней.

В итоге обучения учащимися должны быть усвоены этические нормы отношений с живыми существами и людьми: уважение, сочувствие, милосердие, помощь, сотрудничество; сформированы навыки экологической культуры, этические оценки прекрасного и безобразного в отношении к живой природе и человеку; выработаны практические умения по выращиванию растений и уходу за домашними животными, ведению простейших наблюдений за явлениями природы. У школьников еще нет достаточных экологических знаний, поэтому важно уделить особое внимание сочетанию этнопедагогической и научной практической деятельности учащихся с целью воспитания ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Именно средствами народной педагогики, на доступном учащимся уровне (через пословицы и поговорки, сказки и загадки, игры и игрушки, обычаи и традиции) рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Педагогическое этнокультурное наследие Украины, содержащее веками апробированные средства гармоничного существования человека в социуме, природе, при условии методологически грамотного и методически выверенного включения в универсальное культурное пространство становится в наше время способом интеграции личности в мировое целое. Необходимость специального преломления этнопедагогических знаний, в формировании экологической культуры, их изложения для учащихся назрела давно: традиционная культура воспитания всегда была "белым пятном" на мировом атласе педагогических знаний, в то время как нарастали насущные потребности в сборе, систематизации, каталогизации, описании и аналитическом рассмотрении основ народной педагогики.

Великий педагог Ян Амос Коменский считал необходимым воспитание у детей любви к людям и природе. Опыт человечества разнообразен и многообразен. Неиссякаемым источником является народная мудрость.

Осознание остроты экологической ситуации в стране и в мире пробуждает у ученика чувство сопереживания и ответственности за судьбу человечества и живой природы в целом. Личностный аспект экологической культуры характеризуется проявлением высокого уровня целесообразности и нравственности поведения в природной и социальной среде, прогнозированием различных видов деятельности в природе, восприятия ее ценностей, как одного из условий решения экологической проблемы.

Таким образом, целенаправленное использование всего потенциала народной мудрости в отношении окружающей природы формирует экологически культурную личность.


Литература

1. Буламбаев Ж. К истории осмысления воздействия природного фактора на жизнедеятельность общества. //Поиск., №3 за 2001г., с. 234-241.

2. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение,2005.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 2008.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 2004.

5. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2006.

6. Лэндрет Г.Л.. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Высшая школа, 2006.

7. Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: "Инфра-М", 2004.

8. Михеева А.А. Зарница. – Л.: Просвещение, 2007.

9. Петров К.М. Общая экология. – С-П.: Просвещение, 2008.

10. Под ред. Драча Г.Ц. Культурология в вопросах и ответах. Х: "Феникс" 2004.

11. Под ред. Зубаревой Е.Е. Устное народное творчество. – К., 1988.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры