Автор платонов рассказы фио полностью. Платонов краткая биография

Главная / Ссоры

Урожденный Андрей Платонович Климентов появился на свет в семье простых рабочих, проживающих в Воронежской губернии. Глава семейства большую часть времени проводил на железнодорожной станции, где работал машинистом. В это время мать была занята воспитанием одиннадцати детей, старшим из которых был Андрей.

С детства будущему писателю пришлось узнать все тяготы взрослой жизни, что в будущем нашло отображение в его повестях. Он вынужден был помогать по хозяйству, беря на себя львиную долю хлопот, поскольку суровый отец не слишком торопился заниматься семейными проблемами и заботами. А после окончания церковноприходской школы юноша вынужден был отправляться на поиски работы. В течении четырех лет он прошел большинство мастерских округи, где вынужден был браться за любую работу.

Самое главное из биографии Андрея Платоновича Платонова будет представлено вашему вниманию далее.

Мятежная юность

По достижении совершеннолетия Андрей поступил учиться в железнодорожный техникум, мечтая в будущем повторить путь родителя. Но получить образование ему помешало начало Гражданской войны. Эмоциональный и преданный своим идеалам юноша сразу же отправился на фронт, приближая победу Красной армии. Именно новое время дало толчок для начала творческого пути писателя. Он взял себе псевдоним Платонов, который вскоре стер его настоящую фамилию из памяти окружающих.

В 1920 году творческий человек начал сотрудничать со многими журналами и издательствами Воронежа. Ища свой особенный путь, Андрей пытался проявить себя в качестве публициста, поэта, критика и редактора одновременно. И такая сверхзанятость не помешала ему работать над вышедшей в 1921 году книгой "Электрификация".

Новое время

Краткая биография Андрея Платонова содержит сведения, что в 1922 году вышел поэтический сборник автора, который оказался не слишком тепло принят читателями. Поэтому последующие три года Платонов практически не работал на литературной ниве, переквалифицировавшись в мелиоратора. Несколько лет жизни публициста было отдано проблемам электрификации сельского хозяйства. И только после переезда в Москву Андрей Платонович вернулся к делу всей своей жизни. Именно в это время он выпустил сборник рассказов "Епифанские шлюзы", принесший известность и любовь читателей. Вдохновленный возможностью работать в удобном формате, и счастливый от того, что он близок современному читателю, писатель начал трудиться еще более интенсивно. В итоге за один год вышли несколько книг автора, особенно яркими среди которых стали "Луговые мастера" и "Сокровенный человек".

Болезненная критика

Писатель всегда остро переживал критику своих произведений, считая их максимально открытыми, искренними и честными. Будучи выходцем из простой семьи, он старался воссоздавать истории обыкновенных советских граждан. В большинстве произведений автора можно встретить описание тяжелого детства многодетных семей, о котором он знал не понаслышке. Ведь свое мировоззрение он сформировал именно в непростое и голодное время.

Поэтому, когда повесть "Происхождение мастера" получила отрицательные оценки критиков и коллег, писатель решил на время уйти в сторону. На протяжении следующих восьми лет он сотрудничал только с журналами, пряча в стол все наброски и наработки.

Главные произведения

Главные и знаковые произведения Андрей Платонович создал на рубеже 30-х годов. "Чевенгур" и "Котлован" оказались одними из самых талантливых работ автора. Но вышли в свет они только после смерти писателя и смены режима в стране из-за своей неоднозначности. В этот же период Платонов стал пробовать себя в роли драматурга, пытаясь создавать глубокие, серьезные и полные трагизма произведения.

Отношения с властью

Биография для детей Платонова Андрея Платоновича не содержит этой информации, но давление властей и постоянная критика были постоянным явлением в жизни писателя. Почти все его работы подвергались жесткому разбору и давлению со стороны властей. Неоднократное попадание в опалу усилилось после издания повести "Впрок", попавшей в зону внимания Сталина. Рассерженный диктатор не мог сдержаться от открытой критики автора. Каждый раз при прочтении его книг вождь оставлял на полях пометки, адресованные Платонову.

Просто так для литературного гения пройти это не могло. Сталин запретил издательствам и журналам работать с данным писателем под угрозой тюремного заключения. Поэтому на протяжении нескольких лет публицист мог работать только в стол, боясь даже просто так показывать результаты своих трудов.

Лишь спустя три года Андрей Платонович получил разрешение отправиться в путешествие по Средней Азии вместе со своими коллегами. Но по результатам путешествия литератор написал рассказ "Такыр", ставший поводом для новой волны критики и ругательств в адрес создателя.

Страницы личной истории

Первой и единственной женой писателя стала простая девушка Мария Кашенцева, любви которой он добивался долго и упорно. Барышня не торопилась замуж за грубоватого и немного агрессивного человека, от которого решила спастись бегством. На протяжении нескольких лет Маша жила в маленькой деревне, куда к ней приезжал ухажер. И кто знает, как бы сложилась история отношений молодых людей, если бы не беременность Марии. Поэтому самый главный вопрос был решен с помощью свадьбы. Вскоре после нее у пары родился горячо любимый долгожданный сын. Он получил имя Платон, в честь своего дедушки по отцу.

Но наслаждаться семейным счастьем после рождения наследника Платонов не мог из-за трагических событий с родственниками. После отравления грибами умерли его брат с сестрой. Понимая, что спасти их нереально, Андрей Платонович чувствовал себя глубоко несчастным и беспомощным в сложившейся ситуации.

Война любимых женщин

Супруга Мария Александровна была одной из самых важных женщин в жизни литератора. Он преклонялся перед ней и считал своей музой. Единственное, что безумно расстраивало мужчину, это постоянные конфликты между женой и матерью, которая так и не приняла ее до конца своих дней. Родительница автора ушла из жизни рано и неожиданно, навсегда оставив глубокую рану в сердце своего старшего сына.

Детская тема

Краткое содержание биографии Андрея Платоновича Платонова не вмещает всех любопытных фактов из его жизни. А исследователям известно, что безоглядная любовь родителей к единственному сыну Платону испортила его. В пятнадцать лет он связался с плохой компанией, благодаря которой пошел на совершение преступления. В итоге парень оказался за решеткой, где и заразился туберкулезом. Чуть позже он перешел в чахотку, которая стала причиной смерти молодого человека в возрасте двадцати лет.

Тяжело переживая потерю единственного сына, Платоновы искали спасения в обществе друг друга и работе. Только в 1944 году они решились дать себе шанс еще раз познать родительское счастье. Родившаяся Маша стала настоящей отрадой для родителей. Мать оберегала девочку от всех проблем, а отец старался сделать все для ее счастья, понимая, что ему самому осталось мало времени.

Годы войны

Во время Второй мировой войны Андрей Платонович активно трудился фронтовым корреспондентом в газете "Красная звезда". При этом смелый мужчина никогда не отсиживался в тылу, считая, что обязан быть в одном ряду с соратниками. Возможно, именно некоторое панибратство и жизнь в тяжелых условиях стала причиной заражения писателя чахоткой.

После окончания войны Платонов Андрей Платонович, биография, интересные факты из жизни которого теперь вам известны, был демобилизован в звании капитана из-за болезни. Теперь он мог вновь вернуться к созданию своих произведений, которыми жил всю жизнь. Но рассказы "Семья Иванова" и "Возвращение" оказались фатальными для Платонова. На этот раз правительство не было готово простить ему такое свободомыслие и неоднозначность. Критики сочли недопустимым трактовку происходящих событий и отношения к героям современности. Поэтому литератор был навсегда отлучен от печати.

Последние годы жизни

Крайне насыщенна и интересная биография Андрея Платоновича Платонова. Известно, что после повсеместной опалы он вынужден был искать другие возможности прокормить семью. Поэтому он начал трудиться над редактированием и переработками народных сказок. Кроме получения дохода, публицист получал настоящее удовольствие от занятия, потому как мог читать сказки маленькой дочери. В 1950 году свет увидели сказки "Неизвестный цветок" и "Волшебное кольцо". В будущем они стали сюжетами для советских мультипликаторов, давшим им новую жизнь.

Жизнь после смерти

Большинство произведений Андрея Платоновича Платонова, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, стали известны широкому кругу читателей уже после смерти писателя. Один из самых скандальных романов "Чевенгур" первый раз был опубликован в Париже в 80-х годах. Спустя несколько лет Андрон Кончаловский взялся за экранизацию произведений "Возлюбленные Марии" и "Три брата". Фильмы получились интересными, эмоциональными и глубокими.

В России новую жизнь в труды литератора вдохнул Иван Охлобыстин, снявший короткометражку "Разрушитель волн". После этого многие театры стали практиковать постановки по мотивам произведений Платонова. Мультипликаторы умело обыгрывали его детские сказки, давая им новую жизнь.

Неожиданный интерес к творчеству писателя Андрея Платоновича Платонова, краткую биографию которого мы изучаем, стал поводом для называния улиц, библиотек и школ его именем. В родном Воронеже силами активистов ему был установлен символичный памятник. Но настоящей неожиданностью стало решение дать имя Андрея Платонова далекому астероиду. Такой же неизученный, необъяснимый и при этом живой, он стал символом уникального автора. Всю жизнь он трудился с открытой душой и чувствами, пронеся все обиды, горечи и печали через всю жизнь. Поэтому для современников остается на сегодняшний день масса поводов постараться понять публициста через его жизненные и искренние произведения о жизни настоящих людей.

(1899–1951)

Настоящая фамилия Климентов.

Он родился в рабочем пригороде Воронежа в большой многодетной семье. Его отец работал слесарем, а потом помощником машиниста Воронежских железнодорожных мастерских. Андрей был старшим ребенком в семье, и у него было еще девять братьев и сестер. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать, чтобы помогать кормить семью. Так

с четырнадцати лет он и начал работать, сначала подсобным рабочим, а потом приобрел специальности слесаря-литейщика и помощника машиниста.

Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе «Семен»(1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. С 12 лет Платонов писал стихи. Впоследствии книга стихов Платонова «Голубая глубина» (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова.

До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п. По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

После революции Платонов оказался в Красной армии. Причем записался он туда добровольно. Там же в армии он впервые начал писать, публикуя свои стихи и небольшие очерки в различных мелких газетенках. После демобилизации Платонов решил осуществить свою давнюю мечту и поступил в Воронежский политехнический институт, однако своих литературных занятий не оставил. Он публикует свои материалы в местных газетах, выступает на литературно-журналистских собраниях.

После окончания института Платонов мечтал полностью посвятить себя литературе, однако жизнь заставила его изменить планы. Надо было заботиться о семье, поэтому писать приходилось урывками. В течение нескольких лет Платонов работает губернским мелиоратором и электротехником, ездит по колхозам и помогает налаживать хозяйство. Эту беспокойную жизнь он и отражает в своих рассказах, написанных в то время. В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой. После смерти писателя М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его

Сильным потрясением для молодого инженера была засуха 1925 года. Он много размышлял о ее трагических последствиях и тогда впервые осознал, что как писатель он может принести не меньше пользы в деле преобразования жизни, чем в качестве специалиста.

В 1926 году Платонов приезжает в Москву и привозит с собой рукопись первого сборника рассказов «Епифанские шлюзы», который вскоре был напечатан и удостоился благожелательной оценки М.Горького. За ним последовала повесть «Сокровенный человек» (1928). Сам писатель в это время работает в Тамбове в должности помощника заведующего отделом мелиорации. Его семья находится в Москве, и Платонов почти ежедневно пишет жене длинные письма. Постепенно,


Иллюзия №1 под влиянием трагических событий коллективизации, писатель расстается с иллюзией, что техника может решить все социальные проблемы.
Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа ЧИТАТЬ « Усомнившийся Макар» вызвали волну критики в адрес Платонова. Писателя обвиняли в искажении действительности и в самом страшном в то время грехе – проповеди гуманизма.

В том же году получил резко отрицательную оценку А.М.Горького и был запрещен к печати роман Платонова «Чевенгур» (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР). «Чевенгур» стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость.

Переустройство жизни является центральной темой повести «Котлован» (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В «Котловане» воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек постигает истину, пропуская через себя пространство.

Своеобразным зачинщиком развернутой против Платонова кампании был А. Фадеев, который незадолго до этого стал одним из руководителей Союза писателей. Выход в свет повести-хроники «Впрок» с разгромным послесловием А.Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной.

С этого времени в печати появлялись только небольшие рецензии и критические статьи Платонова. Платонов наряду с К. Паустовским начинает писать сказки и становится известен своими обработками сюжетов мирового фольклора. Эти произведения не запрещались, поэтому к своим переработкам классических авторов Платонов иногда присоединял оригинальные произведения.

В 1933 году в составе группы писателей Платонов совершил большое путешествие по Туркестану. В результате этой поездки появилась его фантастическая повесть «Джан».
К повести «Джан» примыкает и большой роман Платонова «Ювенильное море», в котором с горькой иронией писатель показывает нелепость столь популярных в тридцатые годы проектов преобразования пустыни. Написанные в 1930-е годы пьесы «Шарманка» и «14 Красных Избушек» не были опубликованы при жизни автора.

Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему («Броня», «Одухотворенные люди», 1942; «Смерти нет!», 1943; «Афродита», 1944 и др.; вышло 4 книги). Но когда в дом Платоновых приходит беда – погибает на фронте единственный сын, писатель снова испытывает горькое разочарование в жизни. Это настроение Платонова отражено в его рассказе «Семья Иванова». После того как его рассказ «Семья Иванова» (другое название – «Возвращение») в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы.

Написанный в 1930-е годы роман «Счастливая Москва» был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо» и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями.

После войны писателю негде и не на что жить, поэтому он устраивается во флигеле Литературного института и работает дворником. Правда, и в эти тяжелые годы в его жизни иногда случались радостные события, какими стало рождение долгожданной дочери. Впоследствии она станет хранительницей архива своего отца и основным публикатором его рукописей. Однако сам писатель к тому времени уже был тяжело болен. Зимой 1951 года он умер от туберкулеза. Основные произведения Платонова были опубликованы в России только после 1988года.

В 1918 году поэт Александр Блок написал статью "Интеллигенция и революция ". В этой статье были слова о том, что интеллигенция должна слушать революцию и усвоить одну очень важную вещь - есть в народе еще неразбуженные, спящие силы, которых революция разбудит и которые скажут такие слова, каких еще никогда не говорила наша усталая, несвежая литература. Так вот, если это пророчество и было когда-то и кем-то оправдано в полной мере, то, несомненно, человеком, который родился в последний год последнего века безмятежного русского царствования (в 1899 году) в Воронеже 28 сентября по новому стилю.

Родился мальчик, которого нарекли Андреем. Родовая фамилия его была Климентов. Платонов - это псевдоним, который он взял себе. Была такая крестьянская традиция, которой он последовал. Он как бы Андрей Платонов сын, поэтому Андрей Платонов.

Его отец был паровозным мастером. Он работал в железнодорожном депо. Мать была просто домохозяйкой, говоря современным языком. В семье было очень много детей, семья жила довольно бедно в пригороде Воронежа Ямской слободе. Тем не менее, это была семья, где образование очень высоко ценилось. Андрей закончил сначала церковно-приходскую школу, где обучение было бесплатное, затем городское четырехклассное училище. После этого некоторое время он работал в железнодорожной конторе, затем на заводе.

Когда произошла революция, Андрею было 18 лет. Это очень важный момент. Пожалуй, никто так глубоко не воспринял русскую революцию, как Андрей Платонов. Ни в чьей жизни она не сказалась так благотворно, так не разбудила человека, не стимулировала его к жизни, творчеству, как Платонова.

После революции он некоторое время учился в университете на историко-филологическом факультете, но очень быстро оттуда ушел и поступил в электротехнический техникум или институт в Воронеже. Для Платонова это был очень важный выбор. Он считал, что таким должен быть путь настоящего писателя - не через гуманитарные науки, не через историю, филологию, а через техникум. Именно таким должен быть пролетарский писатель 20 века.

В Воронеже в это время ситуация была очень сложная. Шла гражданская война, город переходил из рук в руки. Платонов принимал участие в гражданской войне, пусть не как солдат-красноармеец (он был мобилизован на железнодорожном транспорте как помощник машиниста). Но он реально видел гражданскую войну. Это тоже очень важный момент.

Уже тогда он начал писать. Поэт, прозаик, драматург, публицист - практически все эти виды словесного творчества одновременно заговорили в нем. Сначала, конечно, поэт. Юноша начал писать стихи. Они, надо сказать, поражают своей невероятной гладкостью, опытностью, умелостью, подражательностью и в дурном, и в хорошем смысле этого слова. Это тем важнее подчеркнуть, что проза Платонова совершенно другая. Она оригинальна, ни на кого и ни на что не похожа, он пишет своим языком. А вот поэт Платонов - продолжатель традиций классического русского стихосложения. Платонов-публицист - это ультрареволюционер, человек, который верит в то, что революция - это не просто политический переворот, не просто смена экономической формации. Такими мелкими категориями он не мыслит. Революция - это переворот космический, который откроет людям совершенно иные горизонты. Отсюда полеты в космос, перемещение человека по всей вселенной, завоевание вселенной... Какие только мечты не приходили в голову юного Платонова и о чем он только не писал в своей публицистике, ранней прозе. Не случайно он начал как фантаст. Такой неукротимой ярости, беспредельной смелости письма нельзя встретить, пожалуй, ни у кого из его собратьев.

Платонов в силу своего характера и особенностей своего таланта так и не мог примкнуть ни к одному литературному течению или направлению. Известный скандал, который произошел в РАППе (нападки Авербаха, который был главой РАППа на Платонова) заключался в том, что его обвиняли в гуманизме, излишней доброте к человеку вместо того, чтобы показывать классовую борьбу. Тактическая ошибка Платонова состояла в том, что он хотел воспевать революцию в одиночестве, а государство это не прощало.
А дальше произошла общенациональная российская катастрофа, которая сильно изменила биографию Платонова и склад его ума. В 1921 году в России случился страшный голод. Для Платонова это был большой удар, потому что ему-то казалось, что после победы революции не может быть таких катастроф, что революция - это рывок в счастливое будущее. И вдруг оказалось, что этот рывок не состоялся, что самым главным врагом человека оказались даже не белогвардейцы, а природа, которая устроила страшную засуху, следствием которой оказался голод. И тогда Платонов писал в своих публицистических статьях, что природа - белогвардеец, природа - враг, что ее надо уничтожать и с ней надо бороться.

И это было очень по-русски. Платонов вообще очень русский писатель. В нем понимание сути русского национального мышления, которое не знает пределов и удержу, сказалось в наиболее концентрированном виде. Но отличие Платонова от других писателей, ему современных, заключается в том, что ему мало было заклеймить словами голод или в своих статьях и произведениях призывать народ, коммунистическую партию или мировую общественность бороться с голодом. Платонов пошел руками бороться с этим голодом.

После блистательного старта он уходит из литературы, литературной жизни и начинает работать губернским мелиоратором, то есть человеком, который занимается оводнением края, строительством плотин, запруд. Он считает, что писатель должен сначала руками что-то сделать, заслужить право быть писателем, а потом уже что-то писать.

Ранняя проза Платонова кипит самыми фантастическими сюжетами. Устремленность в будущее, желание устроить будущее как-то иначе, но не так как хотели коммунисты (у Платонова был свой, какой-то очень личный коммунизм) - его яркая отличительная черта. И одновременно с этим, размышляя о будущем, что отразилось в повести "Эфирный тракт ", он думает и о прошлом.

В повести "Епифанские шлюзы " Платонов обращается к петровской эпохе. Главным героем этой повести оказывается английский инженер Бертран Перри, который должен по приказу царя Петра построить канал от Оки до Волги, он терпит неудачу и все заканчивается страшной казнью героя. Здесь хорошо видно, как катастрофа разрушает естественный ход вещей. Для Платонова нормой является катастрофа. Для него мир вне катастрофы невозможен.

В конце 1926 - начале 1927 года Платонов некоторое время работал в городе Тамбове мелиоратором. Там он столкнулся с невероятной степенью бюрократизации советской жизни. Об этой бюрократизации он написал повесть, которая называется "Город Градов ". Надо сказать, что эта повесть была опубликована. Она не была встречена таким ураганным огнем критики видимо по той причине, что Платонов был свой, рабочий. И поэтому ему больше сначала прощалось, на это смотрели сквозь пальцы. Это откровенно сатирическая повесть. Платонов при всем сатирическом направлении был сатириком лишь по той причине, что слишком глубоко любил революцию. Он слишком остро чувствовал, что отрицательные, уродливые явления жизни искажают суть революции, нарушают ее высокий смысл. И он очень хотел очистить русскую революцию от бюрократизма. Этим объяснялся его пафос.

Еще одно очень важное произведение этой поры - повесть "Сокровенный человек" . Эту повесть Платонов также написал в 1927 году. Произведение - о судьбе русского человека в революцию. В ней как раз сатирическое начало если и присутствует, то оно несколько ослаблено. Зато что есть в "Сокровенном человеке" - это герой, который не умирает. Это очень важно, потому что в большинстве произведений раннего Платонова все так или иначе заканчивается смертью, гибелью, катастрофой. А вот в "Сокровенном человеке" показан герой, который проходит через гражданскую войну, через голод, которого сто раз могли убить и который, тем не менее, остается жив. Здесь происходит временная победа над трагической, катастрофической картиной мира. Платонов показывает пример героя живучего, бессметрного. Одной из идей этой повести является то, что преодолением гражданской войны, выходом из нее должно быть воскрешение всех живых и всех мертвых.

Повесть "Сокровенный человек" была опубликована в 1927 году в журнале "Молодая гвардия". Затем она вошла в авторский сборник прозы, который так и назывался "Сокровенный человек". Еще раньше вышел сборник, который назывался "Епифанские шлюзы ". В этом смысле дебют молодого Платонова был очень успешным. Он входил уверенно.

Другое дело, что критика почему-то поначалу не очень обращала на него внимание. Однако невнимание критики было для писателя спасительно, потому что очень скоро все изменится в резко отрицательную сторону. Но пока что Платонов продолжал писать.

Что еще поражает в этом человеке - он ведь не просто был профессиональный писатель, который утром встает, садится к столу, пишет столько, сколько ему надо и так изо дня в день. Ничего подобного. Он писал в свободное от работы время какими-то урывками, какими-то часами. Но не только качество, но и просто количество написанного им в 1920-е годы поражает.

Так, в 1927-28 годах был создан один из самых великих русских романов 20 века "Чевенгур ". Это очень длинное, очень широкое, наполненное дыханием, ветром, пространством повествование о России эпохи революции и гражданской войны. В "Чевенгуре" очень сильны фольклорные мотивы. Одним из этих мотивов является мечта о том, что где-то есть блаженная страна Беловодье, град Китеж, некое утопическое место, где человеку хорошо живется. Ведь отчасти именно эта мечта о хорошей жизни на земле и была мотивом революции для большинства русских людей, особенно для русских мужиков, крестьянства. "Чевенгур" - это история о том, как социализм сам зарождается на русской земле. Не потому, что где-то был Карл Маркс и нам привили какую-то передовую теорию. Платонов понял сам этот эффект, как сама жизнь, революция зарождается в России. Этот революционный вирус, который движет русскими людьми. В его романе "Чевенгур" нет идеализации революции, но нет и ее проклятия. Это попытка понимания революции. Платонову очень дороги люди, которые делают революцию, которые верят в коммунизм. Но в то же время он хорошо понимал, что они исторически обречены. Итак, "Чевенгур" - это название города в степи, жители которого построили коммунизм или они решили, что его построили. Город "весь в коммунизме, как рыба в озере", как нечто естественное, что само собой возникло, далекое от механической жизни. Заканчивается все очень грустно, потому что этот коммунизм погибает, Платонов его хоронит. Соединение нежности и жестокости, любви и отчаяния создает поразительный эффект книги, которая глубже всего проникла в суть того, что происходит в русской истории.

Платонов продолжал внимательно вглядываться в русскую жизнь. Вслед за "Чевенгуром" наступает очень важная полоса в его судьбе, связанная с теми изменениями, которые происходили в советском обществе. Это 1929 год - год великого перелома, коллективизации. Коллективизации Платонов посвящает 2 очень важные художественные вещи. Это хроника "Впрок " и повесть "Котлован ". "Впрок " - это очерки, которые в той или иной степени выражали поддержку автором коллективизации. В них много гротеска, иронии, сатиры. Но сатира была направлена против издержек коллективизации. Сама по себе идея не подвергалась сомнению.

О "Котловане " очень хорошо сказал И. Бродский. Он отметил, что это очень мрачное произведение, что мы закрываем книгу в подавленном состоянии. Хочется отменить порядок, существующий в действительности, и объявить новое время. Это чистая правда, но та правда, которая не отвечала намерениям Платонова. Даже в "Котловане" он не подвергал сомнению общую идею правильности того, что делается в стране. Но он не смог преодолеть того метафизического ужаса, который он испытал, когда увидел реальную коллективизацию, то, как она происходит. Он много ездил по советской России. Он видел, какой ценой происходят изменения. И эмоционально, интуитивно, бессознательно он сказал "нет" тому, что происходит. А на уровне разума говорил да, это необходимо, потому что если не будет колхозов, кулаки все задушат.

В повести "Котлован" обращает на себя внимание противоречие между тем, что автор хотел сказать, и тем, что у него сказалось. Более того, сам Платонов это хорошо почувствовал. Не случайно повесть сопровождалась послесловием, постскриптумом. Сюжетно в этой повести есть девочка, которая умирает. Для героев ее смерть - крах всех надежд. Сами герои готовы умереть. Они люди старого мира и прежнего времени. Но девочка должна жить, потому что ради нее происходит все то, что происходит в стране. Строится огромный дом, вырывается котлован, происходит коллективизация. Вся эта жестокость, вся эта кровь ради этой девочки. И вдруг она умирает. Для героев наступает своего рода конец света. Они ни во что не верят, они разуверились. Автор заканчивает послесловием о том, погибнет ли СССР, как эта девочка, или вырастет. Платоновым двигала невероятная тревога. Он понимал, что страна куда-то не туда идет, что-то не так. Именно эта тревожность диктовала лучшие страницы его прозы.

Повесть "Котлован" не была опубликована при жизни писателя. Действительно, более антисоветское произведение трудно себе представить именно по той причине, что автор не ставил никаких антисоветских целей. Он как раз хотел как лучше, а получилось то, что получилось.

Еще одна очень важная особенность этой повести - ее поразительный язык. Наверное, каждый, кто начинал читать это произведение, спотыкался о его язык. Он цепляет, это может быть то главное, что есть в его произведении. Фраза Платонова устроена особым образом. У него много слов, взятых из плакатов, советских радиопередач. Например, повесть "Котлован" начинается фразой: "В день 30-летия личной жизни Вощеву сообщили, что...". А на другом конце этой фразы обычно бывает философское понятие.

Была опубликована хроника "Впрок". Она вызывала дикий гнев. Причем Платонов не первый раз попался под горячую руку Кремля. Первый раз это произошло в 1929 году, когда он написал рассказ "Усомнившийся Макар ". Рассказ, в котором никакого криминала не было. Просто говорилось про бюрократизацию советской жизни, невнимание к конкретному человеку, торжество сухой теории над зеленеющим древом жизни. Этот рассказ был ничем не страшнее, чем, например, "Город Градов". Но если последний тихо прошел, то за "Усомнившегося Макара" Платонов получил резкий пинок от власти. За хронику "Впрок" его ударили еще сильнее. Для Платонова эта критика была тем страшнее, что он хотел помочь стране, партии.

Но руки у него не опускались, он продолжал писать. Была создана пьеса "Шарманка " - крайне интересное произведение, действие которого происходит в СССР, но одним из героев этой пьесы является датский капиталист, который приехал за тем, чтобы покупать советскую душу. Произведение - попытка диалога между Советским Союзом и Западной Европой. Но Платонова после хроники "Впрок" фактически изгнали из советской литературы, однако это отлучение не было абсолютным. Небольшую лазейку ему оставили.

В 1934 году Платонова включили в бригаду писателей, которая отправлялась в Туркмению для того, чтобы написать коллективную книгу о том, что происходит в этой республике. И Платонов привез оттуда (он был дважды в Туркмении - в 1934 и 1935 годах) 2 произведения. Одно - это рассказ "Такыр ", а другое - повесть "Джан ". Произведения очень нежные, лирические, глубокие по смыслу, не имеющие ничего общего с примитивным социальным заказом, который был распространен в советской литературе в 20-30-е годы.

Платонов хотел написать про лучших людей в Туркмении, про социалистическое строительство и т.д. А в результате "Такыр" - это история женского рода в Туркмении, книга о положении женщин в этой среднеазиатской республике. Главная героиня рассказа - пленница, персиянка, которую увезли из родины, захватили в плен. Она живет в Туркмении, она невольница, рабыня. Понятно, что ее положение ужасно. Платонов описывает ее чувства. Ей представлялось, что где-то растет дерево, на ветке которого сидит птичка и напевает свою песню. Караваны верблюдов идут мимо нее, скачут всадники, гудит поезд. Однако птичка поет умно и тихо, практически про себя. Неизвестно, сила кого победит - птички или гудящих поездов и караванов.

Когда это было опубликовано, на Платонова взъелись на самом верху. А ведь для него это был символ веры. Он действительно верил в слабый голос человека, в творчество, в нежность, в человеческие чувства. И этот гуманистческий пафос особенно проявился в прозе Платонова 2-й половины 30-х годов, когда он уже не писал больших романов и повестей, а писал рассказы.

Один из лучших - это рассказ "Фро ", в котором довольно мало политики и очень много любви. "Фро" - это история молодой женщины, муж которой уехал на Дальний Восток заниматься какими-то важными советскими социалистическими делами. А она этих дел не понимает и просто по-женски очень тоскует, не может без него жить. Это очень сложный рассказ, в нем сложный психологический рисунок и авторская позиция. С одной стороны, Платонов глубоко сочувствует героине, которая глубоко тоскует по мужу и ждет его. С другой стороны, Платонов все-таки был убежден в необходимости социалистических преобразований. В нем настолько сильно болело человеческое страдание на земле, что он считал, что от этого страдания надо уходить, избавляться. Поэтому замыкаться в мире любви, человеческих чувств нельзя.

Для Платонова главное - тема народа. Что будет с народом? И поэтому он все-таки считал, что время, в которое он живет, не располагает к личному счастью, требует от человека борьбы, усилий.

Атмосфера ужаса, которая давлела над 30-ми годами, предгрозовая атмосфера войны Платоновым с его невероятным чутьем и интуицией ощущалась очень остро. Когда началась война, вряд ли он был удивлен. Он хорошо понимал, какой ужасной будет война для советского народа, что если и будет победа, то она будет ценой невероятных народных жертв.

Во время войны он работает корреспондентом, писателем. Он очень много пишет рассказов. И после войны Платонов написал рассказ "Возвращение " о том, как трудно людям после войны возвращаться в мирную жизнь. Его главный герой, капитан Иванов, возвращаясь с фронта домой, на некоторое время задерживается у своей боевой подруги. А вернувшись в родной дом, узнает, что его жена, мать троих детей была ему не верна. Обиженный Иванов решает бросить семью, вернуться к своей подруге. Но он так и не смог это сделать, когда в окно отходящего поезда увидел, как за поездом бегут его дети. Прежде он ощущал жизнь через преграду самолюбия, теперь же коснулся ее обнажившимся сердцем. Война спишет все - это ложное представление, по мнению Платонова, сломало не одну судьбу, разрушило не одну семью. Но Платонов напоминает, что заслуга в этой победе в равной степени лежит и на тех, кто сражался на фронте, и на тех, кто в нечеловеческих условиях ковал победу в тылу.

В 1951 году Андрея Платоновича не стало. Его смерть тогда не произвела большого впечатления, и только в 60-70-е годы наследие Платонова стало возвращаться в наше сознание.
Лекция Алексея Варламова

Платонов, Андрей Платонович уродился в Воронеже 28 августа 1899 года. Русский писатель времен СССР, поэт, драматург и критик. Его отец – Климентов Платон Фирсович (1870 – 1952 года) слесарь, машинист паровоза, который два раза удостаивался звания героя труда, в 1920-ом и 1922-ом годах, а после пошел в партию, в 1928-ом году. Мать Платонова – Лобочихина (девичья фамилия) Мария Васильевна – хозяйка, дочь мастера по часовым механизмам.

Андрей Плотонов рос в семье с 10-ю братьями и сестрами, причем был старшим и соответственно помогал родителям в воспитании младших детей, далее и обеспечении. И мать, и отец похоронены в кладбище у Воронежа, Чугуновском.
За время получения образования Платонов сменил 2 школы, а далее в 1918 поступил в техническое училище, работать стал примерно в 14 лет. Также он сменил и много профессий: помощник машиниста, литейщик на заводе, пробовал себя в страховой сфере и так далее.

Когда началась гражданская война, Андрей Платонович пошел в военные корреспонденты и там уже стал писателем и все больше выражал свое творчество. В начале 1920-ых годах выпускает первую книгу “Электрификация” и сборник своих стихов “Голубая глубина”, эти произведения очень полюбились народу, и их одобрили критики. В это же время Андрей и меняет свою фамилию с Климентова на Платонов.

Уже ближе к 30-ым годам того века Платонов пишет наиболее успешные произведения: это “Котлован” и “Чевенгур”. Далее все меняется. Повесть “Впрок”, после печати, было сильно раскритиковано Сталиным, а после произведения Андрея Платонова вовсе запрещают печатать. Однако после значимого перерыва, когда шла Великая Отечественная война, повести, романы и рассказы снова публиковались.

Выпускается рассказ “Возвращение” и из-за негативных отзывов критиков, произведения Платонова снова перестают печатать, и уже навсегда.

Умер писатель в Москве, 5 января 1951 года, заразившись туберкулезом, живя с сыном, отсидевшим срок в тюрьме, у которого тоже был сын, то есть умер Платонов уже дедом. Похоронили его на Армянском кладбище.

Творчество для детей

Биография Платонова самое главное

Платонов Андрей Андреевич – неординарный, своеобразный писатель, чьи труды и творчество не были признаны при жизни. Но несмотря на это они были настолько глубокими, честными и прямолинейными, что все-таки получили одобрение и успех.

Детские и юношеские годы

Андрей Платонович родился 16 августа 1899 года в городе Воронеж. Андрей воспитывался в большой, дружной многодетной семье и уже с 14-летнего возраста начал работать на железнодорожной станции, чтобы помочь родителям прокормить семью.

Обучение Андрея Платоновича ограничилось минимумом – церковно-приходской школой и городским училищем, что не помешало ему стать образованным, культурным и грамотным человеком.

Творческий путь

Работая корреспондентом во время гражданской войны, Андрей Платонович пишет свои первые произведения. Октябрьская революция дает мощный толчок для творческого становления честного автора. Дебютным произведением писателя стала его книга «Электрификация», которая была издана в 1921 году, а в 1922 году издается его сборник стихов «Голубая глубина».

Переехав в 1926 году в Москву, Платонов начинает писать с еще большим вдохновением и упоением. Так, издаются его новые произведения – «Сокровенный человек», «Ямская слобода».

Самые известные и нашумевшие произведения были созданы Платоновым в 1927-1930 г. Среди них – повесть «Котлован», рассказывающая о первой пятилетки СССР, глубокий, сатирический, философский труд, вызвавший много осуждений со стороны властей, и роман «Чевенгур», также принадлежащий к разряду социально-философского произведения. Однако признанию и публикации не подлежало ни одно из них.

Творчеству Платонова противостояла власть. Так, его повесть «Впрок» вызвала сильное недовольство и негодование Иосифа Сталина. Именно он лишил Платонова возможности печатать свои произведения. Издавались лишь те, которые Андрей Платонович писал, будучи военным корреспондентом.

Вопреки противостоянию властей Платонову удалось в 1936 году напечатать еще несколько рассказов, среди которых «Третий сын», «Бессмертие» и неоконченный роман «Македонский офицер».

Семья

В 1921 году Андрей Платонович женился на Марии Кашинцевой. Именно ей он посвятил рассказ «Песчаная учительница», который был основан на некоторых фактах ее биографии.

Первенец, родившийся в 1922 году, был назван в честь дедушки – Платоном. В 1944 году у писателя родилась дочь Мария.

События семейной и личной жизни находили отражение в творческих работах писателя, через них он описывал собственные внутренние переживания.

Последние годы жизни

Серьезное испытание творчеству писателя выпало в 1946 году, когда вышел рассказ Платонова «Возвращение», который снова отказались печатать, но уже окончательно. Тогда писателю пришлось зарабатывать деньги, занимаясь переводом сказок.

Жизнь Платонова закончилась в январе 1951 года. Писатель умер от туберкулеза. Армянское кладбище – место захоронения Андрея Платонова. Литературное творчество писателя продолжила его дочь Мария Платонова, которая занималась подготовкой его книг к печати.

Также в Воронеже, в самом центре улицы, расположен красивейший памятник выдающемуся русскому писателю, сделавшему значительный вклад в развитие отечественной литературы и показавшему читателям настоящий мир со всеми его недостатками.

Его труды сочетали в себе элементы христианства, коммунизма и гиперболизации. Кроме того, произведения имеют свой уникальный язык, с помощью которого создается еще более ясная картина мира, которую писатель старался передать читателю.

Интересные факты и даты из жизни

ПЛАТОНОВ, АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899–1951), настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился 16 (28) августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе Семен (1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах Очередной (1918) и Серега и я (1921). По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

В 1918 Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум, реализовав проявившийся в нем с детства интерес к машинам и механизмам. Некоторое время, прервав учебу, работал помощником машиниста. В 1921 написал брошюру Электрофикация и по окончании техникума (1921) называл электротехнику своей основной специальностью. Потребность учиться Платонов объяснил в рассказе Река Потудань (1937) как желание «поскорее приобрести высшее знание», чтобы преодолеть бессмысленность жизни. Героями многих его рассказов (На заре туманной юности , Старый механик и др.) являются железнодорожники, жизнь которых он хорошо знал с детства и юности.

С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова (Ночь , Тоска и др.), вышел его рассказ Очередной , а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп.Баклажанов, А.Фирсов и др). В 1920 Платонов вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

Книга стихов Платонова Голубая глубина (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова . Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В автобиографии 1924 он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом – литературой». В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. Выступал в печати с многочисленными статьями о мелиорации и электрификации, в которых видел возможность «бескровной революции», коренного изменения к лучшему народной жизни. Впечатления этих лет воплотились в рассказе Родина электричества и др. произведениях Платонова 1920-х годов.

В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которой посвятил повесть Епифанские шлюзы (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа Песчаная учительница . После смерти писателя М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.

В 1926 Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Образ этого «обывательского» города, его советской бюрократии узнается в сатирической повести Город Градов (1926). Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором.

Первой серьезной публикацией в столице стала повесть Епифанские шлюзы. За ней последовала повесть Сокровенный человек (1928). Описанные в Епифанских шлюзах преобразования Петра I перекликались в творчестве Платонова с современными ему «головными» коммунистическими проектами глобального переустройства жизни. Эта тема является главной в очерке Че-Че-О (1928), написанном совместно с Б.Пильняком после поездки в Воронеж в качестве корреспондентов журнала «Новый мир ».

Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа Усомнившийся Макар вызвали волну критики в адрес Платонова. В том же году получил резко отрицательную оценку А.М.Горького и был запрещен к печати роман Платонова Чевенгур (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР).

Чевенгур стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных образах (для революционера Копенкина – в образе неведомой ему Розы Люксембург). Пытаясь постичь тайны жизни и смерти, герои романа строят социализм в уездном городе Чевенгуре, избрав его как место, в котором благо жизни, точность истины и скорбь существования «происходят сами собой по мере надобности». В утопическом Чевенгуре чекисты убивают буржуев и полубуржуев, а пролетарии питаются «пищевыми остатками буржуазии», потому что главной профессией человека является его душа. По словам одного из персонажей, «большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туда все могло поместиться». В финале романа главный герой Александр Дванов погибает по собственной воле, дабы постичь тайну смерти, поскольку понимает: тайна жизни не поддается разгадке теми способами, что применяются для ее преобразования.

Переустройство жизни является центральной темой повести Котлован (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В Котловане воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек – в данном случае безработный Вощев – постигает истину, пропуская через себя пространство. В послесловии к американскому изданию Котлована И.Бродский отметил сюрреализм Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности».

Выход в свет повести-хроники Впрок с разгромным послесловием А.Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. Исключение составил сборник прозы Река Потудань (1937). Повести Джан (1935), Ювенильное море (1934), написанные в 1930-е годы пьесы Шарманка и 14 Красных Избушек не были опубликованы при жизни автора. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему (Броня , Одухотворенные люди , 1942; Смерти нет !, 1943; Афродита , 1944 и др.; вышло 4 книги). После того как его рассказ Семья Иванова (другое название – Возвращение ) в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы. Написанный в 1930-е годы роман Счастливая Москва был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга Волшебное кольцо и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры