Биография григоровича юрия николаевича. Последнее фуэте

Главная / Ссоры

Любимая профессия подарила Наталии Бессмертновой не только признание публики, но и настоящее женское счастье в лице ее мужа — гениального Юрия Григоровича . Они были невероятно красивой парой в жизни и чуткими, понимающими партнерами — на сцене. К юбилею артистки АиФ.ru вспоминает историю любви балерины и ее стремительный путь к признанию.

Любимица

Маленькая Наташа появилась на свет практически в самом начале Великой Отечественной войны. Несмотря на все ужасы того времени семье удалось выжить. День победы Бессмертновы в полном составе встречали в Москве: мама с дочкой приехали из эвакуации, отец — с фронта. Два года спустя у супругов родился второй ребенок — Татьяна. По решению матери обе девочки поступили в Московское хореографическое училище и стали балеринами. Однако Наталия добилась на этом поприще больших успехов, чем ее сестра.

Наталия Игоревна Бессмертнова, 1968 г. Фото: РИА Новости / Лев Носов

Первым педагогом Бессмертновой стала петербурженка Мария Кожухова . Строгая, дисциплинированная, она еще помнила легендарную Спесивцеву . Наташа была ее любимицей. Однако в 1959 году на 62-ом году жизни Мария Алексеевна умерла, и начинающая танцовщица попала в класс к Софье Николаевне Головкиной . На выпускном экзамене ученица блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.

В Большой театр балерина попала в 1961 году. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь его репертуар. Долгое время основным партнером артистки был Михаил Лавровский , творческий дуэт с которым сложился еще во время учебы. Вместе с Лавровским Бессмертнова начала осваивать одну из самых главных ролей в своей жизни — Жизель. Первоначально работать над образом ей помогала Галина Уланова, считавшаяся лучшей исполнительницей этой партии. Но ученица то и дело спорила с педагогом. Узнав об этом, главный балетмейстер Большого — Леонид Лавровский, который обожал Наташу, решил, что сам будет заниматься с ней. 20 ноября 1963 года «Жизель» в исполнении молодой балерины покорила московскую публику. За свою жизнь Наталия Игоревна станцевала эту партию почти 200 раз, и ей же закончила свою блестящую карьеру.

Наталья Бессмертнова в роли Жизель. Фото: РИА Новости / Максимов

Муза

Новый этап в жизни балерины начался после ее знакомства с Юрием Григоровичем . Бессмертнова стала не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все задумки Юрия Николаевича, будь то Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и др. При этом сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой. Он искренне гордился супругой: ее талантом, умом и самостоятельностью. Однако даже это не помешало ему уволить Наталию Игоревну в 1988 вместе с другими выдающимися танцовщиками — Плисецкой , Максимовой , Васильевым , Лавровским и Тимофеевой . Это был невероятный скандал. Но театру требовалась молодая кровь. К слову, легендарной Майе Михайловне к тому времени исполнилось 63 года! Уже тогда атмосфера в главном театре страны для балерины и ее супруга начала накаляться.

Балетмейстер Юрий Григорович и балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции. 1977 г. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

После увольнения Наталия Игоревна стала педагогом-репетитором в ГАБТ. Так же артистка разово принимала участие в отдельных спектаклях, ездила на гастроли. Но безумный успех, который в свое время буквально обрушился на чету Григоровича и Бессмертновой, сменился такой же безумной травлей. 7 марта 1995 года, после череды скандалов и противостояний художественный руководитель балетной труппы Большого написал заявление об уходе. Наталия Игоревна лично отвезла бумагу в Министерство культуры. Спустя всего несколько дней, 12 марта, сторонники Григоровича решили объявить забастовку и не выходить на сцену. Организатором протеста назвали Бессмертнову, что послужило поводом для ее увольнения. Однако узнав об этом, балерина решила не сдаваться без боя. Она обратилась в суд, и тот восстановил ее права. Документ об этом Наталия Игоревна принесла в театр. Но не для того, чтобы вернуться. Вместе с постановлением суда Бессмертнова положила на стол руководства заявление об уходе. Так артистка поставила жирную точку в отношениях с Большим театром, которые в общей сложности длились больше 30 лет.

Наталия Бессмертнова в роли Анастасии в сцене из балета С.С.Прокофьева «Иван Грозный». Фото: РИА Новости / Александр Макаров

В кругу семьи

Несмотря на крепкий брак, детей у балерины не было. Ее «сыном» стал родной племянник — Миша . Он, сестра Татьяна и муж — единственные люди, которых Бессмертнова допускала в больницу, когда начала сильно болеть. Долгое время врачи не могли поставить артистке диагноз. От болезни почек и без того довольно стройная Наталия Игоревна, очень сильно похудела. А вскоре у нее начались ужасные боли.

По признаниям Виталия Вульфа , который был хорошо знаком с семьей балерины, боль была настолько пронзительной, что сильная от природы Бессмертнова начала хотеть собственной смерти. Но и в этом жутком состоянии она не переставала думать о муже, жить его делами и заботами.

Близкие и сама Наталия Игоревна понимали, что ее дни сочтены. Но когда Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его от командировки, наоборот сказала, что он не должен забывать о делах. К сожалению, это был последний раз, когда хореограф видел свою музу живой. Бессмертновой стало плохо, практически сразу, после отъезда супруга. Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом. Но было поздно. 19 февраля 2008 артистки не стало.

Уже после похорон, на поминках балерины генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов зачитал приказ, который вернул Григоровича в ГАБТ. Он стал штатным хореографом балетной труппы. Это событие, наверняка, очень бы порадовало Наталию Игоревну. Она всегда близко к сердцу воспринимала все взлеты и падения своего супруга. Сам Юрий Николаевич в тот день никак не отреагировал на свое назначение, ведь он потерял единственную и любимую женщину, ради которой творил не один десяток лет.

Юрий Григорович, уроженец Ленинграда, появился на свет зимой 1927 года в семье служащего и домохозяйки.

Григорович Ю.Н. становится солистом балета

Такие, как я, на пенсию не уходят. Они, как деревья, падают.

Григорович Юрий Николаевич

Хотя родители Юрия не имели связи с искусством, их любовь и уважение к нему были абсолютно искренними. В немалой степени этому поспособствовал тот факт, что один из родственников матери мальчика был известным танцором, окончившим балетную школу и принимавшим участие Дягилевской антрепризе парижских сезонов.

Наблюдая за дядей, Юрий и сам начал проявлять интерес к искусству балета. Родители не стали противиться желаниям сына, и отдали мальчика в хореографическое училище (современная Вагановка).

Окончив обучение Юрий попал в балетную труппу современной Мариинки, а в те времена ГАТОБа им. Кирова. На протяжении 15 лет (до 1961) он был солистом балета, танцуя партии современных персонажей и героев бессмертной классики.

Юрий Григорович превращается в хореографа

Практически сразу после окончания хореографического училища Григорович начал пробовать себя в роли балетмейстера и хореографа. Его «пробами пера» стали «Славянские танцы» и «Аистёнок», поставленные в 1947 г. в студии балета горьковского Дворца культуры в Ленинграде. Спустя год в копилку добавились «Семеро братьев».

В ГАТОБе Юрий Николаевич дебютировал в роли постановщика танцев в оперных партиях, а в 1957 г. представил на суд зрителей свой первый полномасштабный «проект». Именно этот балет оказал серьёзное влияние на развитие искусства хореографии во второй половине XX-го столетия.

Достоинство артиста - в служении искусству.

Артист балета, выдающийся балетмейстер, хореограф, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1966).
Народный артист СССР (1973).
Народный артист Узбекской ССР (1981).
Заслуженный деятель Казахстана (1995).
Народный артист Республики Башкортостан (1996).
Герой Социалистического Труда (1986).

Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года вернулся в Большой театр и с 2008 года - постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Бессменный руководитель жюри:
Международного конкурса артистов балета в Москве;
Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве;
Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России».
Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии
В 1974-1988 - Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
В 1975-1989 - Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - его почетный президент.
С 1988 - Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.
С 1989 - Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии.
С 1990 - Президент фонда «Русский балет».
C 1992 - Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО.
C 1997 - действительный член Академии Гуманитарных наук.
C 2004 - Почётный член Российской академии художеств.
Почётный член Австрийского музыкального общества.
Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

Супруга - Наталья Бессмертнова (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ.

театральные работы

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова
1947 - «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер - Николай
1948 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского - Золотой божок
1949 - «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров - Акробат и Ли Шанфу
1949 - «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров - Шут
1950 - «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон - Шурале
1951 - «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина - Половчанин
1951 - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров - Нурали и Юноша
1951 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Шут
1951 - «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан
1951 - «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова- Украинский танец
1951 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа - Ганс
1952 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева - Кот в сапогах
1954 - «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен - Паяц и Китайский танец
1955 - «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер - Петро
1956 - «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон - Ретиарий - первый исполнитель
1957 - «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Григорович - Северьян

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова - Мариинском театре
1953 - танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
1954 - танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди
1957 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
1957 - танцы в опере «Мать» Т. Хренникова
1959 - танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
1959 - танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина

1994 - «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета

1961 - «Легенда о любви» А. Меликова
1962 - «Лебединое озеро» П. Чайковского
1977 - «Спартак» А. Хачатуряна, возобновление - 2011

Постановки в Большом театре
Оригинальные балеты
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
1965 - «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление - 2002
1966 - «Щелкунчик» П. Чайковского
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
1976 - «Ангара» А. Эшпая, возобновление - 1987
1979 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление - 2010
1982 - «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления - 1994 и 2006

Редакции классических балетов
1963 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 2-я редакция - 1973, 3-я редакция - 2011
1969 - «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция - 2001
1984 - «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление - 2003
1987 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа
1991 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
1994 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского
1994 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Постановки в Краснодарском театре балета
1996 - сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича
1997 - «Лебединое озеро» П. Чайковского
1997 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1997 - «Щелкунчик» П. Чайковского
1998 - «Раймонда» А. Глазунова
1999 - «Дон Кихот» Л. Минкуса
2000 - «Спартак» А. Хачатуряна
2000 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
2002 - «Золотой век» Д. Шостаковича
2002 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса
2004 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
2005 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
2006 - «Легенда о любви» А. Меликова
2006 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
2007 - «Жизель» А. Адана
2008 - «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах (в хронологическом порядке)
1955 - «Вальс-фантазия» М. Глинки - ЛХУ
1958 - танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского - МАЛЕГОТ
1961 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Шведская Королевская опера
1961 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Театр оперы и балета «Эстония»
1962 - «Легенда о любви» А. Меликова - Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова
1963 - «Легенда о любви» А. Меликова - Национальный театр (Прага)
1965 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Софийская народная опера
1973 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Венская государственная опера
1976 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - Опера де Пари, 2-я редакция - 2003
1978 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Опера де Пари
1981 - «Жизель» А. Адана - Оперный театр Анкары (Турция)
1981 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Римский оперный театр, возобновление - 1999
1983 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Датский Королевский балет
1985 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Финский Национальный Балет
1989 - «Раймонда» А. Глазунова - Ла Скала
1990 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Софийская народная опера
1992 - «Жизель» А. Адана - Софийская народная опера
1993 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля - Башкирский театр оперы и балета
1995 - хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского - Театр Вельки, Варшава
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Башкирский театр оперы и балета
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Башкирский театр
1995 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Башкирский театр
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Театр Вельки, Варшава
1997 - «Раймонда» А. Глазунова - Большой театр Республики Беларусь
1997 - «Легенда о любви» А. Меликова - Екатеринбургский театр оперы и балета
1998 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный театр оперы и балета Республики Молдова
1998 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный театр (Прага)
1999 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Кремлёвский балет
1999 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили
1999 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2000 - «Легенда о любви» А. Меликова - Оперный театр Стамбула
2000 - «Спартак» А. Хачатуряна - Римский оперный театр
2000 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный Балет Кореи
2001 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Оперный театр Стамбула
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 - «Раймонда» А. Глазунова - Национальный театр (Прага)
2001 - «Спартак» А. Хачатуряна - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - Кремлёвский балет
2004 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2007 - «Корсар» А. Адана - Кремлёвский балет
2007 - «Спартак» А. Хачатуряна- Красноярский театр оперы и балета
2008 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2008 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
2009 - «Спартак» А. Хачатуряна - Армянский театр оперы и балета
2009 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля - Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра
2010 - «Раймонда» А. Глазунова - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2012 - «Корсар» А. Адана - Башкирский театр оперы и балета

призы и награды

1957 - Медаль «В память 250-летия Ленинграда».
1959 - Орден науки и искусства Республики Египет.
1969 - Премия имени Сергея Дягилева Парижской академии танца.
1970 - Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
1970 - Ленинская премия
1972 - Почетный приз Парижской академии танца.
1976 - Орден Ленина.
1977 - Орден «Кирилл и Мефодий» 1-ой степени (Болгария).
1977 - Государственная премия СССР.
1977 - Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства».
1980 - Почётный гражданин Варны.
1981 - Орден Октябрьской революции.
1983 - Государственная премия Узбекской ССР.
1985 - Государственная премия СССР - за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Лужниках, Москва.
1986 - Орден Ленина.
1987 - Орден Народной Республики Болгария 1-ой степени.
1997 - Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши.
2001 - Орден искусств «Янтарный крест», высшая награда Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.
2001 - Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца»).
2002 - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
2002 - Орден «Знак пошани» (Знак Почёта), высшая награда мэра города Киева.
2002 - Знак отличия «370 лет Якутия с Россией».
2002 - Премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.
2003 - Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
2003 - Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия).
2003 - Почётный гражданин Кубани.
2003 - Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край).
2004 - Орден «За заслуги» (Украина) ІІІ степени.
2004 - Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря
2004 - Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства».
2005 - Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
2005 - Орден Достык.
2006 - Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха», медаль «За честь и доблесть».
2006 - Премия и медаль имени Людвига Нобеля.
2007 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
2007 - Орден Франциска Скорины.
2008 - Премия «Овация».
2009 - Орден Почёта (Армения).
2011 - Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Премия правительства РФ в области культуры (2011) - за постановку спектакля «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
III премия Международного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Токио (1976)
Премия имени Г. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2005)
Национальная премия «Россиянин года» в номинации «Триумф» (ООО «Российская академия бизнеса и предпринимательства», 2007)
Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина» в категории «За выдающиеся заслуги» (Позитано, Италия, 2013)
Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К.С.Станиславского, 2015)

«В его хореографических образах живет настоящая поэзия… Все выражено, все рассказано его богатейшим языком – образным, самобытным», – так говорил о балетмейстере Ю. Григоровиче.

Юрий Николаевич Григорович родился в 1927 году в Ленинграде. Представителей художественных профессий в семье не было, но искусство любили и ценили, и мальчик увлекся хореографией – он создавал в своем воображении балеты на сюжеты любимых книг.

Окончив в 1946 году хореографическое училище, молодой танцовщик стал первым исполнителем роли «Дона Карлоса» в балете «Каменный гость», поставленном . В Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова, где она выступал последующие 15 лет, Ю. Григорович прославился как исполнитель характерных ролей, но его влекла деятельность балетмейстера. Реализовывать себя в этом качестве он начал, работая с детьми в Ленинградском Доме культуры им. А. М. Горького. Там он поставил несколько балетов: «Аистенок» на музыку Д. Д. Клебанова, «Семеро братьев» по мотивам сказки «Мальчик с пальчик», бессюжетные балеты на музыку А. Дворжака («Славянские танцы») и М. И. Глинки («Вальс-фантазия»).

И вот в 1957 году представилась возможность проявить себя в качестве балетмейстера в театре им. С. М. Кирова: Юрия Николаевича назначают ассистентом балетмейстера при постановке балета «Каменный цветок», но он создает свой вариант хореографии, в котором с классическим танцем органично сочетаются элементы танца народного. Художественный совет театра такую версию одобрил.

Несмотря на успешный балетмейстерский дебют в «Каменном цветке», поставить следующий балет Ю. Н. Григоровичу доверили лишь четыре года спустя – и это была « » А. Меликова. Этот балет, созданный по драме турецкого поэта Н. Хикмета «Ферхд и Ширин», тоже располагал к фольклорной стилизации – на сей раз восточной. В некоторых моментах используются позы, вызывающие в памяти старинные персидские миниатюры. Оба балета, поставленные Ю. Н. Григоровичем, были перенесены на сцену Большого театра.

Ю. Н. Григорович взял курс на симбиотическое слияние драматического балета, характерного для советского искусства, и достаточно долго отвергавшегося балетного симфонизма. Не все приветствовали его искания, и это заставило балетмейстера отправиться в Новосибирский театр. Около двух лет спустя его пригласили в Большой театр, где он ставит «Спящую красавицу». С 1964 года Юрий Николаевич возглавлял балетную труппу театра.

В 1966 году балетмейстер создает новую редакцию балета « ». В отличие от некоторых других постановок, музыка звучала без перестановок и купюр, а сюжет разворачивался как путешествие героини по рождественской елке, символизирующей мир, к вершине, где сияет звезда. Многие номера слиты в единые хореографические сцены, что способствовало единству хореографически симфонического развития.

Та же тенденция наблюдалась и в балете « », поставленном Ю. Н. Григоровичем в 1968 году: крупные сцены, выражающие узловые моменты действия (страдания рабов, восстание и т.п.), сочетаются с хореографическими монолгами, раскрывающими образы героев. Сам балетмейстер называл свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». В 1970 г. спектакль был удостоен высшей государственной награды – Ленинской премии.

« », поставленное позднее, балетмейстер трактовал не как романтическую сказку, а как философскую драматическую поэму о борьбе Добра и Зла. Первая картина, сцена бала и последнее действие были переработаны полностью. Ю. Н. Григорович хотел восстановить трагический финал балета, но этому воспротивилась министр культуры Е. Фурцева.

Следующий оригинальный балет хореограф поставил в 1975 году – и это был « » на музыку к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Идею подал дирижер Л. Стасевич. Воплотить на сцене все противоречия эпохи Ивана Грозного было бы невозможно – но Ю. Н. Григорович и не пытался это сделать, сосредоточив внимание на эмоциональном мире героев.

От истории балетмейстер переходит к современности, поставив в 1976 году балет «Ангара» на музыку А. Эшпая по драме А. Арбузова «Иркутская история», а тремя годами позже ставит « » , вновь создав собственную версию хореографии. Даже финал балета отличался от общепринятой версии: на момент пробуждения Джульетты Ромео еще жив.

В 1980 году Ю. Н. Григорович демонстрирует свое искусство за пределами театра в очень важный для страны момент – он участвует в качестве балетмейстера в постановке церемоний открытия и закрытия Олимпиады, а в 1982 воскрешает балет « », не ставившийся после 1931 года.

Нельзя сказать, что в период работы Ю. Григоровича все в его жизни было безоблачно. Многим – в частности, и – не нравился его авторитарный стиль руководства. В 1995 году Юрий Николаевич уходит из Большого театра, после чего возглавляет балетную труппу в Краснодаре. Сотрудничество балетмейстера с Большим театром возобновилось лишь в 2001 году, а семь лет спустя он стал там штатным хореографом.

Юрий Николаевич Григорович, несмотря на почтенный возраст, продолжает творческую деятельность. Его приглашают во многие театры, он неизменно возглавляет жюри на балетных конкурсах и в России, и в других странах.

Музыкальные Сезоны

Юрий Григорович относится к числу выдающихся балетмейстеров с мировой славой. Он родился 1 января 1927 года в городе Ленинграде. Его отец был служащим, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. После получения среднего образования отправился поступать в хореографическое училище. Личная жизнь Юрия Григоровича интересует поклонников не меньше, чем его творческие достижения.

После окончания училища Юрий был принят в театр оперы и балета. Талантливому парню сразу же доверили характерные партии. Одновременно с карьерой артиста молодой талант начал заниматься собственными постановками, которые пользовались немалым успехом. Спустя некоторое время он стал главным балетмейстером страны. В то время на него была возложена огромная ответственность, но парень справлялся.

Юрия часто характеризовали как диктатора. В отношении подчиненных он вел довольно жесткую политику. Артиста даже в одно время обвиняли в преждевременной смерти и сломанной карьере Мариса Лиепы, который был танцовщиком в Большом театре.

В 1995 году многочисленные скандалы способствовали тому, что Юрий оставил Большой театр. Теперь он начал работать с отечественными и зарубежными коллективами, ставить свои спектакли. Вскоре он начал тесно сотрудничать с Краснодарским театром балета, а затем занял должность его художественного руководителя.

Личная жизнь Юрия Григоровича была связана с именем известной солистки Большого театра Натальи Бессмертновой . Именно она и была законной супругой балетмейстера. Разница в возрасте между супругами составляла четырнадцать лет, однако это их нисколько не смущало. Они поженились в 1968 году. В 2008 году Натальи не стало. К сожалению, у них не было собственных детей.

В настоящее время Юрий уже не может полностью отдаваться балету. Возраст дает о себе знать. Однако и в настоящее время он дает ценные советы молодому поколению, продолжает обучать молодых людей всему тому, чему годами учился сам. Он нисколько не сожалеет о том, что ушли времена Советского Союза и жизнь сильно изменилась.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры