Иоганн Штраус-сын. Биография «короля вальса

Главная / Ссоры

В свое время гениального композитора и музыканта Иоганна Батиста Штрауса называли не иначе как «Моцартом вальсов». Он умер, когда ему было всего лишь 45. Он был родоначальником известной музыкальной династии. Но обо всем по порядку.

Тяжелое детство

Иоганн Батист Штраус, композитор, краткая биография которого будет представлена вашему вниманию в статье, появился на свет весной 1804-го в семействе собственника одной из венских гостиниц.

Когда Иоганну было семь, скончалась его мама. Причиной смерти стала лихорадка. А через несколько лет не стало и его отца. Он утонул в Дунае. По неподтвержденным источникам, коммерческое дело папы будущего композитора рухнуло буквально в одночасье. Он был должен многим кредиторам колоссальную сумму и, поняв, что не в состоянии вернуть деньги, решил покончить свою жизнь самоубийством.

Воспитывать юного Иоганна взялся опекун. Именно он отправил несчастного ребенка учиться настоящему и денежному ремеслу. А наставником стал переплетчик книг. Как ученик Иоганн оказался неважным. Он ненавидел это мастерство и вскоре бросил своего мастера. С этого момента он начал брать уроки игры на скрипке.

Новый Паганини

Дело в том, что с ранних лет юный Штраус был невероятно музыкальным. Друг семейства и первый педагог Иоганна рассказывал, как он, будучи совсем маленьким мальчиком, вылезал из-под стола, который находился в трактире отца, и хватал скрипку. Самое главное - ему удавалось безошибочно повторять на этом инструменте мелодию, которая только что была сыграна кабацкими музыкантами.

Немудрено, что при первой же возможности Штраус, биография которого поначалу была весьма непростой, начал пытаться самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. И это ему более чем удавалось. Он играл во многих трактирах столицы Австрии. По словам его современников, юное дарование играло виртуозно, в сумасшедшем темпе и с соответствующим темпераментом. Вскоре посетители венских питейных заведений уже начали сравнивать его с гениальным Паганини.

Женитьба

Логичным завершением карьеры Штрауса как непрофессионального музыканта стало его трудоустройство в известный профессиональный оркестр Йозефа Ланнера. Ему было двадцать лет, и он стал помощником этого дирижера.

В это же время, на этих танцевальных вечерах, он познакомился с некой девушкой Анной. На поверку ее отец оказался владельцем одним из многочисленных кабачков музыкальной Вены. В результате в 1824-м Иоганн и Анна стали мужем и женой. А всего лишь через год у них появился первенец, которого чета нарекла также Иоганном. Впоследствии супруга Штрауса подарила мужу еще четырех наследников. Впрочем, об этом - чуть позже.

Скандал

Тем временем окрыленный счастливым браком Штраус продолжал музицировать с именитым дирижером Йозефом Ланнером. Тандем был более чем успешным и на протяжении четырех лет музыканты дружно и плодотворно трудились на радость искушенной венской публике.

Однако разрыв между этими музыкантами был, скорее всего, предопределен. Дело в том, что талантливый скрипач сочинил свой первый вальс. Но вот на сцене он прозвучал как сочинение Ланнера. Говорят, именно этот факт стал причиной разрыва их отношений. По словам современников, это был настоящий публичный скандал в этом маленьком, но музыкальном государстве.

После этого Иоганн Штраус, биография и творчество которого стали предметом нашего обзора, решил пойти своим путем. Очевидный триумф этого вальса придал ему веру в собственные силы. Он довольно быстро смог собрать свой оркестр. И с упоением начал активно писать - польки, галопы, вальсы…

Апогей противостояния

Несмотря на то что ценители настоящей музыки признавали несомненный талант молодого Штрауса, они не собирались отказываться и от прежнего музыкального гуру - Ланнера. Соответственно, поклонники постоянно сравнивали этих музыкантов. А результатом этого недальновидного и непонятного многим противостояния стало то, что танцующая и поющая Вена раскололась на два противоборствующих лагеря. Речь идет о т.н. «штраусианцах» и «ланнерианцах».

Так, австрийский император Франц I принял сторону знаменитого дирижера. В результате он назначил Ланнера «управляющим придворными балами».

Тем временем талантливый Иоганн Штраус, краткая биография которого интересна многим его поклонникам, тоже не стал сидеть сложа руки. Именно он начал получать больше всего приглашений не только на праздничные мероприятия в Австрии, но и на выступления в других государствах.

Вагнер

Штраус начал играть буквально везде. В 1832-м, когда в стране была страшная эпидемия холеры, ценители классического искусства продолжали ходить на его выступления. Современники отмечали, что в этот тяжелый период для страны Штраус, в действительности, собирал аншлаги. По большому счету, свою славу он снискал непревзойденным стилем игры. Он успевал все - он музицировал и на своей любимой скрипке, и управлял целым оркестром.

Среди очевидцев тех концертов был и великий Рихард Вагнер. Он рассказывал, что каждая пьеса Штрауса стала для него поистине незабываемой. Игра музыканта, когда он дирижировал со своей любимой скрипкой в руках, повергала его в настоящий экстаз. Штраус, по его воспоминаниям, был истинным олицетворением музыкального народного духа Вены.

Триумфальное турне

В середине 30-х гг. XIX столетия Иоганн Штраус, биография которого знала и взлеты, и падения, предпринял большой концертный вояж по европейским странам. Поклонники принимали его с неподдельным восторгом. Газетчики сообщали, что продолжается триумфальное шествие великого композитора, скрипача и дирижера. В результате он давал концерты в таких городах, как Будапешт, Берлин, Лейпциг, Дрезден, Париж, Лондон. Также он выступал и в Бельгии, и в Голландии.

Как итог, акулы пера из западных изданий его начали называть не иначе как «Бетховеном котильонов» или «Моцартом вальсов».

А в 1838-м в столице Туманного Альбиона он был приглашен на коронацию королевы Виктории.

По сути, он стал пионером танцевальной музыки. Дело в том, что такие композиции в те времена вовсе не считались искусством. А Штраусу удалось окончательно сломать эти стереотипы, господствующие в публике.

Особенной популярностью тогда пользовались такие его вальсы, как «Плач Лорелеи» и «Висячие мосты». А его самым знаменитым творением считалось и считается «Марш Радецкого». Кстати, это произведение стало одним из самых известных и популярных сочинений.

Кстати, когда композитор Штраус, биография которого полна интересных фактов, давал концерты и находился в полнейшей эйфории от своего триумфа, он познакомился с некой Эмилией Трамбуш. В ее собственности была мельница. В результате эта женщина подарила Штраусу семь детей.

Любвеобильный отец

Была просто огромной семья Штраусов. Биография нам рассказывает, что у талантливого музыканта было двенадцать детей. Пять отпрысков, среди которых гениальный сын Иоганн Штраус-младший, было от первого брака, и семь - от брака с мельничихой. Честно говоря, отношения у него с детьми, мягко говоря, не сложились. Глава семейства оказался на волне успеха, и больше всего на свете он боялся, что кто-то превзойдет его в мастерстве. Соответственно, он запрещал своим наследникам заниматься музыкой вообще. Правда, у него было одно исключение. Он обязывал своих детей учиться играть исключительно на фортепиано. Он считал, что музицирование на этом инструменте является обязательным для всех образованных людей той эпохи.

Результат оказался более чем плачевным. Поскольку известный музыкант категорически запретил своим детям упражняться на скрипке, младший Иоганн в отместку начал учить игре своих братьев. Потом глава семейства отдал его в коммерческое училище, а тот получил разрешение на руководство настоящим оркестром. В ответ старший Штраус на концерты сына начал постоянно подсылать подкупленную публику с целью их сорвать. Также он пытался запретить агентствам заключать любые контракты с ним. Несмотря ни на что, Иоганн Штраус-сын, краткая биография которого свидетельствует о его таланте, впоследствии состоялся как композитор и музыкант. Он создал порядка 500 произведений. Его творениями восхищались многие композиторы, от Оффенбаха до Чайковского.

После этих семейных склок первая супруга подала на развод, а сам Штраус-старший сразу же отписал все наследство отпрыскам Эмилии.

Крах

Тем временем Йозеф Ланнер скончался. Это был 1843-й. Австрийский император назначил старшего Штрауса на освободившуюся придворную должность. Он стал ведущим виртуозом столицы Австрии.

А через пять лет в Европе разразилась революция, где старший сын и отец оказались по разным сторонам баррикад. Младший Штраус поддерживал повстанцев, а отец - Габсбургов. Как итог, концерты последнего начали игнорировать. Он находился в полнейшей депрессии. В результате глава семейства слег со скарлатиной, а вторая жена, которая испугалась инфекции, покинула дом вместе с детьми.

Анна же с младшим Штраусом, зная о состоянии бывшего мужа, тут же прибыла к нему. К сожалению, они не успели застать его в живых.

Вместо заключения

Иоганн Штраус скончался в 1849-м. Его похороны были поистине грандиозными. По словам современников, присутствовало порядка тридцать тысяч человек. На могиле старший сын Иоганн исполнил реквием Моцарта. Хотя отец и лишил его наследства, он после кончины Штрауса-старшего на собственные деньги смог издать полное собрание музыкальных творений своего гениального отца.

Ежегодно в европейских странах проходит знаменитый музыкальный фестиваль, который называется «Штраус-фестивале». Мероприятие посвящено всему этому творческому семейству.

Не все, наверное, знают, что каждый вальс Иоганна Штрауса – это на самом деле обычно пять вальсов, вальсовая сюита. Вот и мы построим рассказ о нем как сюиту, где вступление будет посвящено, собственно, не «королю вальса», а его родному городу, который Штраус воспел и остался его кумиром по сей день.
Итак, сначала несколько слов о Вене, – прежней и нынешней.

Город музыки

Те из наших соотечественников и современников, кто побывали в Вене, сравнивают ее с Петербургом. Не только из-за обилия достопримечательностей, а и из-за того еще, что сами жители города воспринимают себя как некую историческую достопримечательность. Вот уже скоро век пройдет, как Вена потеряла свою императорскую корону и стала столицей небольшой «альпийской республики». Однако имперский дух в венцах живет и поныне. Причем не в виде милитаристских, а именно в виде великосветских замашек. Только здесь дамы до сих пор прогуливаются в меховых манто, не рискуя подвергнуться нападенью «зеленых» с баллончиками несмываемой краски. Только здесь можно увидеть лакеев в ливреях и париках. Лишь здесь не только аристократы, но и простые буржуа считают СВОИМ ДОЛГОМ посещать оперу, а не матч по регби или футболу. Только здесь устраиваются знаменитые новогодние балы, билет на которые стоит примерно столько, сколько последняя модель «мерседеса». И на этих балах царит не президент республики, а представители одной из древнейших династий Европы – Габсбурги, а вместе с ними бесконечное число принцев, герцогов и прочих громко и длинно титулованных особ с немецкими, венгерскими, польскими, итальянскими, чешскими, французскими фамилиями, которые словно явились сюда со сцены опереточного театра.
Наконец, только здесь, войдя в кафе, вы рискуете полчаса прождать, прежде чем официант подойдет к вам, а потом еще полчаса – прежде чем он выполнит ваш заказ. Вальяжность, патриархальность и аристократизм – главные черты характера веселой старушки Вены.
И все же венцы гордятся не только былым имперским величием. Бесспорно, что в течение столетия (с середины 18 века) Вена была столицей европейской музыки. От Гайдна до Малера, от Моцарта до композиторов «новой венской школы» (Веберн, Берг, Шонберг, – и это уже 20-й век!)… А также Шуберт, Бетховен, Брамс, Брукнер, Сальери, Зуппе, Кальман, Легар. И, естественно, наверно, самый любимый из них ВСЕМИ венцами – Иоганн Штраус-сын.
Музыка пронизывала жизнь и быт венцев до такой степени, что ноты новых произведений подчас раскупались, как газеты, ведь многие умели читать их с листа. Во время одной из войн с Наполеоном начальник австрийского генерального штаба обратился к главнокомандующему императору Францу с вопросом, где провести военный совет. В маленьком замке, где они остановились, был только один поместительный зал. «Ничего страшного, совещайтесь в нем, господа! Старина Гайдн прислал нам на этот раз квартет. Мы отлично порепетируем и в малой гостиной», – ответствовал император.

Революция… в ритме вальса

«Новые времена – новые песни». И новые танцы, добавим мы. Вальс возник задолго до Великой французской революции на основе немецкого танца лендлера и считался крайне непристойным. Революция реабилитировала его. Правда, в России при императоре Павле он был запрещен строжайше. И поделом: вальс был не просто новомодным танцем, он отражал совершенно новое отношение людей друг к другу. Если в жеманном менуэте партнеры подавали друг другу два пальца, а в гавоте и полонезе к тому же требовалось соблюдать очередность пар согласно социальному статусу, то в вальсе люди были максимально раскованы. Это шокировало стариков, увлекало молодых и вообще было чем-то вроде бит-, рок- или панк-революции, только гораздо глубже и с несоизмеримо более выдающимися последствиями в плане музыки.
Вальсы писал еще Моцарт. Но танцевать их публично в массовом порядке стали в Вене лишь в начале 19 века. Тогда же открылись первые танцевальные залы. Если раньше балы устраивались в частных домах и дворцах знати, то теперь появилась возможность смешивать разные слои общества. Для сравнения: подобное танцевально-музыкальное смешение сословий у нас в России учредилось только лет тридцать спустя, в 30-е годы 19 века. (Это были публичные маскарады в доме Энгельгардта в Петербурге, – их нравы стали основой интриги лермонтовского «Маскарада»).
Демократическая публика и танцев жаждала современных, демократических. Конечно, прежде всего, тогда это был вальс.
Великолепные образцы вальса оставил Ф. Шуберт. Однако теми, кто писал именно вальсы для танцзалов, были в то время Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-отец.

Иога нн Штра ус (сын) (Johann Strauß Jr., 1825–1899) - австрийский композитор, скрипач, дирижёр. Старший сын Иоганна Штрауса (отца). В 1844 организовал собственный концертный ансамбль, который затем перерос в оркестр и скоро принёс известность Штраусу-дирижёру и композитору. После смерти отца Штраус объединил оркестр отца и свой и совершил концертные поездки по европейским городам; в 1856–65 и 1869 бывал в России, руководил летними концертными сезонами в Павловске, где исполнял произведения западноевропейских, русских композиторов и собственную музыку. В 1872 и 1886 выступал в Москве и Петербурге, в 1872 гастролировал в США. В 1863–70 дирижёр венских придворных балов. Штраус - крупнейший мастер венского вальса и венской оперетты. Написал около 500 произведений танцевальной музыки (вальсы, польки, мазурки и др.), которую поднял на высокий художественный уровень. Опирался на традиции Ф. Шуберта , К. М. Вебера, И. Ланнера, а также своего отца (в т. ч. развил форму 5-частного вальсового цикла с интродукцией и кодой), симфонизировал вальс и придал ему индивидуальную образность. Романтическая одухотворённость, мелодическая гибкость и красота, опора на австрийский городской фольклор, практику бытового музицирования обусловили популярность вальсов Штрауса «Прощание с Петербургом» (1858), «Жизнь артиста», «На прекрасном голубом Дунае» (оба - 1867), «Сказки Венского леса» (1868), «Венская кровь» (1873), «Весенние голоса» (1883), «Императорский вальс» (1890) как в Австрии, так и в других странах. Штраус начал писать оперетты под влиянием Ж. Оффенбаха в 1870-х гг. Однако, в отличие от драматургически насыщенной французской оперетты, в оперетте Штрауса господствует стихия танца (привлекается главным образом вальс, а также чардаш, галоп, мазурка, кадриль, полька и др.). Вершины творчества Штрауса в этом жанре - «Летучая мышь» (1874), «Цыганский барон» (1885). Штраус оказал сильное влияние на творчество Оскара Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, а также Рихарда Штрауса (опера «Кавалер розы»). Музыку Штрауса ценили И. Брамс , Н. А. Римский-Корсаков , П. И. Чайковский и др. Его братья: Йозеф Штраус (1827–70) - автор популярных оркестровых пьес; дирижёр в оркестре Штраусов с 1853, с которым гастролировал по европейским городам (в 1862 в Павловске), и Эдуард Штраус (1835–1916) - автор танцевальных сочинений; скрипач и дирижёр в оркестре Штраусов, с которым в 1865 и 1894 выступал с концертами в Петербурге и Павловске; в 1870 стал преемником Иоганна Штрауса на посту дирижёра венских придворных балов.

Сочинения: Комическая опера Рыцарь Пасман (1892, Вена); балет Золушка (доработан Й. Байером, 1901, Берлин); оперетты (16) - Римский карнавал (1873), Летучая мышь (1874), Весёлая война (1881; все - Вена), Ночь в Венеции (1883, Берлин), Цыганский барон (1885, Вена) и др.; для оркестра - вальсы (около 160), польки (117), кадрили (свыше 70), галопы (32), мазурки (31), марши (43) и др.

Штраусов по осени считают. Сегодня ты не только узнаешь, что Штраус был не один, но и научишься отличать одного Штрауса от другого по характерным приметам.

Семья Штраусов

№1 Иоганн Штраус (отец)

Основатель музыкальной династии Штраус. Обласканный публикой в переносном смысле и поклонницами в буквальном, Штраус-старший был категорически против того, чтобы трое его сыновей занимались музыкой. Он выдирал скрипку из пухленьких рук наследников и приходил в неописуемый гнев, если видел, что те, под видом эротических открыток, прячут под подушкой ноты. Дети, как известно, делают все назло родителям, а потому трое сыновей Штрауса стали знатными композиторами. Штраусу-старшему не оставалось ничего, как рассориться с ними, и уйти от их матери к хозяйке мельницы.



№2 Иоганн Штраус (сын)

Тот самый «король вальса». Нашел в себе силы простить отца - что характерно, уже после его смерти. Даже сыграл на могиле папы «Реквием» Моцарта. Несколько лет прожил в России, где имел роман с русской девушкой. Правда, женился в итоге на соотечественнице, оперной певице с фольклорным именем Йетти.



№3 Йозеф Штраус

Самый меланхоличный из трех братьев. Йозеф едва успевал отбиваться от заказов на выступления, которые на него скидывал старший брат. В конце концов, переутомление сломило Йозефа. Он «подал в отставку» самым эффектным для композитора способом - свалился в оркестровую яму посреди репетиции в Варшаве. Едва его, полуживого, доставили домой в Вену, Йозеф скончался.



№4 Эдуард Штраус

Схема «ну а третий был дурак» сработала не до конца. И публика, и музыкальные критики отмечали, что Эдуард наименее даровитый из всей семьи Штраусов. Зато, что скрывать, самый красивый. И, пожалуй, лучше любого другого дирижера в мире интерпретирует сочинения отца и братьев. Будучи уже в преклонном возрасте, Эдуард «интерпретировал» сочинения отца и братьев в стиле Гоголя: бросил их в печь. Как и его отец (впрочем, как и Гоголь), Эдуард мог бы стать отличным экземпляром для психоанализа.



Отдельные Штраусы

№5 Оскар Штраус

Развивать свое музыкальное дарование Оскару посоветовал Иоганн Штраус (сын). Вообще-то они даже не были однофамильцами, в немецком написании одна буква различается - Strauß и Straus. Оскар Штраус плотно сотрудничал с Голливудом, в частности с Бернардом Шоу.



№6 Рихард Штраус

Автор симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» - смотри «2001: Космическую Одиссею» Кубрика и слушай передачу «Что? Где? Когда?». Борец с Третьим Рейхом, защитник евреев и друг Стефана Цвейга. Славился партитурами, на фоне которых итальянцы и французы со своими Баттерфляями и Карменами казались детскими частушками.

У меня лично с Рихардом Штраусом связана милейшая история. Одним холодным апрельским днем я попала в полупустой зал Мариинского театра. Давали оперу «Женщина без тени» этого самого Штрауса. Давали, как нынче принято, в современной постановке. И вот, главный герой, красильщик тканей, отправляясь на рынок, сообщает жене о том, что пойдет пешком. Как и водится в опере, делает он это добрых 15 минут. Он поет: «Пойду пешком, поберегу осла!». Жена красильщика вторит: «Иди пешком, побереги осла!» Когда оба, наконец, укрепляются в мысли, что красильщик пойдет пешком и тем самым побережет осла, красильщик садится в машину, припаркованную прямо на сцене, и уезжает. Потому что, хоть постановка и современная, оригинальное либретто еще никто не отменял. Легкомысленных тебе выходных, Читатель!



Мирнова Надежда

Данная работа содержит биогафические сведения о семье Штраус, обзор творчества и его значение для мировой музыкальной культуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования
Кизеловского муниципального района

МБОУ ДОД Детская музыкальная школа
города Кизела Пермского края

Реферат

«СЕМЬЯ ШТРАУС»

Работу выполнила

учащаяся 7 класса фортепиано

Мирнова Надежда

преподаватель Овчинникова Марина Ивановна

г. Кизел, 2014 год

Введение………………………………………………………………………….2

Иоганн Штраус-отец……………………………………………………………3 Иоганн Штраус - старший сын Иоганна Штрауса…………………………..7

«Фирма Штраус. Торговцы музыкой оптом и в розницу»……………….…..9

Творчество Штрауса - создателя классического венского вальса. ….……...12

Штраус - родоначальник венской классической оперетты…………………..16

Значение творчества Штрауса………………………………………………….17

Список литературы……………………………………………………………..20

Семья Штраус.

Введение

Вклад каждой нации в развитие культуры человечества оценивается не по искусственно зажженным и раскручиваемым «звездам» и «звездочкам», память о которых недолговечна даже в одном поколении. А по количеству гениев, имена которых столетия вызывают у людей ассоциации с целыми направлениями в искусстве. И если в отношении живописи и скульптуры своими достижениями прославилась Италия, то в области музыки несомненное первенство принадлежит «миниатюрной» по площади и населению Австрии . Сам список талантливейших австрийских композиторов и музыкантов не просто впечатляет, а поражает количеством имен мирового масштаба. А перед десятком фамилий снимают с благоговением «шляпу» самые искусные мастера современности.

С воеобразие австрийской музыкальной культуры обусловлено тем, что в ней сочетаются немецкая музыкальная традиция и музыка множество других народов, в частности славянских (особенно чешская), в течение многих веков проживавших на территории Австрии. Австрия всегда была прославленным мировым музыкальным центром. Музыка в Вене звучала повсюду: в концертных залах, дворцах, театрах и просто на улицах. Самые знаменитые виртуозы стремились приехать в Вену, чтобы обрести европейскую славу.

Музыкальная жизнь современной Австрии тесно связана с немецкой музыкальной культурой. Композиторы старой венской школы способствовали расцвету венского классического стиля (Георг Кристоф Вагензейль - Wagenseil, (1715-1777). Главенствующее положение среди «подаренных» Австрией человечеству гениев, безусловно занимают представители Венской классической школы композиции Франц Йозеф Гайдн, Во́льфганг Амаде́й Мо́царт и немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Их сочинения являлись образцом для подражания для таких известных композиторов 19 века, как Франц Шуберт, Ференц Лист, Иоганесс Брамс, Карл Черни, Иоганн Штраус и другие.

Иоганн Штраус-отец.

В 19 веке в Вене, столице Австрии, появилась удивительная семья по фамилии Штраус. Отец Иоганн Штраус, и его три сына прославились как авторы танцев, главным образом – вальсов.

Родоначальник известной семьи музыкантов родился в Вене. Систематического музыкального образования не получил, брал уроки игры на скрипке. С 1817 года альтист танцевального оркестра в Вене. В 1825 году организовал собственный танцевальный оркестр, с которым в 1833 году совершил первую гастрольную поездку по Австро-Венгрии; в 1837-1838 гастролировал в Париже и Лондоне, где пользовался большим успехом. С 1835 года дирижёр придворного бального оркестра в Вене. Штраус был создателем нового типа вальса, так называемого венского вальса, получившего, благодаря ритмической гибкости и мелодической выразительности, широкое распространение и большую популярность. В музыке вальсов Штрауса заметна связь с австрийским городским фольклором, традициями бытового музицирования.

Иоганн Штраус (отец) - первый рано осиротел: мать он потерял в семь лет, отца - в двенадцать (тот утонул в Дунае, по-видимому, это было самоубийство из-за долгов). Опекун отдал его учиться переплетному делу, хотя Иоганн умолял отдать его учиться музыке. Он, впрочем, сам стал брать уроки игры на скрипке и при первой возможности забросил переплетную мастерскую, стал играть по трактирам. В 23 года он набрал свой первый оркестр. К 28 годам сделался так знаменит, что даже холера, гулявшая по Австрии в 1832 году и заставлявшая венцев сидеть по домам, чтобы не заразиться, не убавляла ему зал. «Сегодня играет Штраус!» - эти слова заставляли чрезвычайно музыкальных жителей Вены забыть даже о холере. Штраус играл виртуозно, в бешеном темпе и с африканским темпераментом, его сравнивали с Паганини - с той только разницей, что играл он вальсы и прочую танцевальную музыку, которую сам же и сочинял.
Он работал до изнеможения. Гастролировал по Европе, много сочинял - за старшим Штраусом числится больше 250 пьес, в том числе 152 вальса. Неудивительно, что ему было не до семьи. Единственное, за чем он следил и что он требовал от своей жены Анны, - это чтобы ни один из его пятерых детей не вздумал сочинять музыку и не брал в руки скрипку (для фортепьяно делалось исключение, ведь этим инструментом владел каждый уважающий себя венец). Что это было: ревность к возможным конкурентам? Или своеобразная инерция? (Раз уж ему самому в детстве чинили препятствия в занятии музыкой, так же должен поступать и он сам). Ясно только, что это меньше всего было заботой о будущем детей - до них Иоганну почти не было дела. Он давно уже имел вторую, неофициальную, но более любимую семью с модисткой Эмилией Трамбуш, родившей ему семерых детей (старшая из которых была ровесницей младшего законного), и дома появлялся лишь урывками. Вот в один из таких визитов домой Иоганн вдруг услышал из детской звуки скрипки. Играл - и очень неплохо играл - его старший сын Иоганн. Стоя перед зеркалом, в нарядном костюме, с бантом на шее, мальчишка явно подражал отцовской манере, и подражал хорошо. Выяснилось, что Иоганн-второй давно уже берет уроки скрипки у Франца Амона - одного из музыкантов отцовского оркестра. Гнев короля вальсов был велик. Он отобрал у мальчика скрипку и запер в сундук. Впрочем, Анна потихоньку купила сыну новую. И тот не только продолжил свои упражнения, но еще и пристрастил к скрипке своих младших братьев - Йозефа и Эдуарда, и теперь все трое азартно нарушали отцовский запрет, но уже старались не попадаться. Вскоре отец попытался пристроить Иоганна к делу: отдал в Высшее коммерческое училище, а по вечерам - подрабатывать счетоводом. Он вовсе не возражал и против того, что все свободные часы сын теперь проводил в церкви, в обществе аббата Йозефа Дрехслера. Если б отец знал, чем именно его первенец там занимается... Юный Иоганн брал у аббата уроки композиции и в результате узнал о гармонии и контрапункте куда больше, чем самоучка-отец. Правда, аббат заставлял юношу писать кантаты, а тот все норовил свернуть на вальсы. И даже однажды попробовал сыграть вальс на органе. «Опомнись, ты - в храме Господнем!» - возмутился аббат. «Я славлю Господа на том языке, которым одарен Его волею»,-возразил Иоганн. И вот он решился! Обратился в магистрат за лицензией на право дирижировать оркестром (делу весьма способствовала представленная кантата его сочинения). Мать во всем поддерживала его, и даже, опасаясь, как бы отец не наложил вето на выдачу лицензии, спешно подала на развод по причине многолетних измен мужа. Отец отомстил, лишив детей Анны наследства (он отписал все детям Эмилии, на которой вскоре женился). Теперь уж Иоганну-младшему не оставалось ничего, кроме как сделаться знаменитым музыкантом, оправдав, таким образом, надежды своей матери. И вот он набрал оркестр... Наутро после дебюта в казино Доммайера он послал отцу объяснительное письмо: «Дорогой отец, я полностью отдаю себе отчет в том, что в качестве преданного сына, искренне почитающего как отца, так и мать, мне невозможно принять участие в ваших так печально сложившихся взаимоотношениях. Вот почему я решил воспользоваться талантом, развитию которого я обязан моей матери, находящейся в данное время без поддержки и средств к существованию». Ответа не последовало. Выжить со сцены ненавистного сына сделалось для Штрауса-старшего навязчивой идеей. Он подсылал Иоганну клакеров - профессиональных «убийц» конкурентов, срывавших концерты свистом, шиканьем, а то и метанием гнилых помидоров. Это не помогло - публика выдворила хулиганов, мешавших слушать виртуозную игру Штрауса-сына. Тогда отец зашел через антрепренеров, которые не осмеливались ему перечить. И очень скоро Штраус-сын обнаружил, что, как бы горячо ни принимала его публика, никто не хочет заключать с ним контракт. Для выступлений ему оставались только казино Доммайера и еще одно небольшое кафе. Отец же играл на светских балах и при дворе. Все шло к тому, что Иоганну-младшему в скорости предстояло разориться и вернуться к будням счетовода, чтобы прокормить мать и братьев с сестрами. Но тут ему помогли. Видимо, кто-то из влиятельных людей, втайне сочувствовавший молодому музыканту… Словом, Иоганну пришло приглашение в капельмейстеры военного оркестра второго полка гражданской милиции. А ведь Штраус-отец уже много лет был бессменным руководителем оркестра первого полка. Теперь на военных парадах их оркестры стояли друг подле друга и играли по очереди - как бы это ни бесило всевластного короля вальсов… Пять лет отец и сын Штраусы с переменным успехом вели войну. В 1848 году, когда по Европе прокатилась революция, они в буквальном смысле оказались по разные стороны баррикад. Штраус-сын играл «Марсельезу» для повстанцев. Штраус-отец поддержал монархию Габсбургов, а в честь усмирителя венских беспорядков графа Радецкого сочинил «Марш Радецкого», сделавшийся со временем одним из двух неофициальных гимнов Австрии - так мастерски он передавал атмосферу венских военных парадов: гарцевание кавалерии, звуки духового оркестра, ликование толпы. (Вторым неофициальным гимном страны считается прелестнейший вальс «Голубой Дунай» Иоганна Штрауса-сына.) Но в те революционные дни венцы не пожелали оценить мастерство и осыпали короля вальсов упреками. Его концерты теперь игнорировались - он растерялся, сник. Однажды в порыве гнева сломал смычок, который, как ему показалось, перестал повиноваться. И на другой день слег в горячке. Опасаясь, что болезнь заразна, Эмилия сбежала из дому, увезя с собой всех семерых наследников состояния и оставив короля вальсов умирать в одиночестве. Узнав об этом, прежняя жена вместе с сыном Иоганном поехали к больному, но в живых его уже не застали. Похороны старшего Штрауса были грандиозны: собралось 30 тысяч человек. У могилы Штраус-сын играл «Реквием» Моцарта… А вскоре издал полное собрание сочинений отца - за свой счет, ведь по завещанию ему так ничего и не досталось. Впрочем, он получил кое-что поважнее денег, а именно оркестр Штрауса-отца. Лишившись своего главы, оркестранты избрали Иоганна своим новым дирижером. «Король вальса умер, да здравствует король!» - гласили газетные заголовки…

Иоганн Штраус - старший сын Иоганна Штрауса.

Самым талантливым из трех братьев оказался старший, названный в честь отца Иоганном. Он превзошел своего отца, братьев, современников, сочинявших этот модный танец. Его прозвали – «королем вальсов».

Иоганн Штраус (сын)- австрийский композитор, дирижёр и скрипач. Родился в Вене в 1825 г. Дети в этой семье все были музыкальны. Иоганн уже в шесть лет наигрывал на фортепиано мелодии собственного сочинения.

Отец хотел, чтобы его сын стал коммерсантом, но Иоганн решил идти по стопам отца; тайно от него он обучался игре на скрипке и композиции.

Вена издавна славилась своей любовью к музыке и танцам. В одном из венских ресторанов в октябре 1844 впервые выступил и Штраус, организовавший из 15 своих сверстников концертный ансамбль. Это был риск… Готовясь к своему первому публичному выступлению, 19-летний Иоганн доводил себя до изнеможения: как его примет публика? Да и вообще, придет ли кто-то его слушать? Заказывая афиши («15 октября 1844 года в казино Доммайера в 6 часов пополудни Иоганн Штраус (сын) представит музыку собственного сочинения. Иоганн Штраус (сын) рассчитывает на доброжелательность и покровительство уважаемой публики»), он в последний момент велел напечатать слово «сын» мелким шрифтом. В конце концов, послушать его отца, знаменитого и до сей поры единственного Иоганна Штрауса, короля вальсов, неизменно собирались полные залы… А уж когда молодой музыкант узнал, что на день его долгожданного дебюта назначен праздник по поводу открытия железной дороги, связавшей Вену с Грацем, он чуть было совсем не пал духом… Но его опасения были напрасны! Зал казино Доммайера оказался полон. Те, кому не досталось столиков, покупали билеты без мест, чтобы слушать концерт стоя. Причем вовсе не потому, что кто-то, не разглядев мелкий шрифт на афишах, пришел по ошибке. Напротив! Жители Вены ломились в тот вечер в казино, чтобы посмотреть, выдержит ли Иоганн Штраус-младший сравнение со знаменитым Иоганном Штраусом-старшим…И он выдержал! Вальс, первоначально называвшийся «Сердце матери» и посвященный Анне Штраус, но по ее же совету переименованный в «Надеющийся на благосклонность» (это должно было подчеркнуть скромность дебютанта и задобрить публику), вызвал шквал аплодисментов и был повторен на бис четыре раза. А другой, «Аллегорический вальс», зал бисировал… 19 раз! Это был триумф, равного которому Штраус-отец не видел за всю свою карьеру… Юный Иоганн, уставший, измочаленный, обводил счастливым взглядом бешено аплодирующую публику… На следующее утро венские газеты вышли с заголовками: «Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын!» Отец, не чаявший становиться основателем династии музыкантов и вовсе не желавший делить славу с сыном, был взбешен! Ему самому только 40 лет, он в самом расцвете своего таланта - какой еще, к шуту, «добрый вечер»! КОРОЛЬ УМЕР, ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!

Иоганн-младший добросовестно исполнял свои королевские обязанности и в Вене (где играл при дворе, на светских балах, в общедоступных танцевальных залах - буквально повсюду), и на бесконечных гастролях. Через семь лет такой жизни он почувствовал себя настолько измотанным, что вынужден был бросить все и сбежать в Гаштейн, на воды. Там его посетил русский господин в расшитом золотом мундире, представился директором Царскосельской железной дороги и сказал, что давно гоняется за Штраусом по городам и весям, да все никак не может его застать. А между тем у него к Иоганну деловое предложение: место постоянного дирижера летних концертов в Павловском вокзале с окладом 22 тысячи рублей за сезон. Это была огромная сумма! К тому же эти деньги предлагались за работу в одном месте, что измотавшемуся Штраусу представлялось особенно привлекательным. Концертно-танцевальный зал при Павловском вокзале был устроен для завлечения публики в Павловск: бывшую резиденцию Павла I его сын, император Николай, задумал превратить в место загородных прогулок петербуржцев. Правда, до того, как там водворился Штраус, затея с вокзальными концертами шла не слишком успешно. Но теперь… Публика наводняла концертную площадку с утра до вечера и готова была прихватить еще и ночь. Иной раз Штраус прерывал игру на середине музыкальной фразы, заслышав звонок на последний вечерний поезд из Павловска. Но
бывало, и это не помогало: последний поезд уходил пустым, а публика несмолкающими аплодисментами вынуждала маэстро продолжить концерт. Так продолжалось десять лет подряд, сезон за сезоном. Со временем он стал легко откликаться на Ивана Страуса (павловские мужички поступили с ним так же, как поступали со всеми обрусевшими немцами: переименовали на русский манер). Русской публике Штраус не надоедал, напротив: поклонников от сезона к сезону у него только прибавлялось. Да и поклонниц тоже (в газетах не без оснований появилась карикатура: Штраус в окружении сердечек в кринолинах). Случались и интрижки. Но воображение сентиментального австрийца неизменно волновала таинственная поклонница, присылавшая ему после каждого концерта по букету белых роз с запиской «Мэтру Жану в знак восхищения от незнакомки». Он не мог узнать, кто она, два года. И вот, наконец, ему представили Ольгу Васильевну Смирницкую, дочь отставного подполковника, помещика средней руки, снимавшего в Павловске дачу.

«Фирма Штраус. Торговцы музыкой оптом и в розницу».

В середине XIX века по Европе колесили с концертами одновременно трое Штраусов. Все они сочиняли вальсы, подписывая их одинаково - только фамилией. Имели схожую манеру исполнения. Многие считали троих братьев одним человеком, а то и путали их с четвертым Штраусом - отцом. В венских газетах острили: «Фирма Штраус. Торговцы музыкой оптом и в розницу».

Еще в 1853 году на семейном совете было решено, что Иоганн не может разорваться между гастролями, сочинительством и выступлениями в Вене. А поскольку без волшебного слова «Штраус» оркестр, доставшийся ему после отца, терял для публики всю свою ценность и очарование, то Иоганна должен время от времени подменять брат Йозеф. Тот совершенно не собирался делаться музыкантом - но выбора не оставалось. С тех пор на афишах писали просто «Штраус», без имени, и публика зачастую не знала, кого именно из братьев она будет слушать этим вечером. Да и не слишком интересовалась узнать: Йозеф был тоже очень талантливым скрипачом и дирижером и тоже писал вальсы, по стилю похожие на те, что сочинял брат. С тех пор как Иоганн стал по полгода проводить в России, работы у Йозефа поприбавилось. Он был слаб здоровьем и в конце концов переутомился. И тогда на помощь пришел еще и младший брат, Эдуард. Он тоже дирижировал, играл на скрипке и сочинял вальсы. Эдуард нравился публике еще и потому, что был чрезвычайно красив, и Иоганн теперь иной раз шутил, представляясь «старшим братом того самого красавца Штрауса».
Со временем, когда личный интерес к Павловску был утерян, Иоганн стал отправлять туда Йозефа. В одну из таких поездок музыканты по дороге взбунтовались, Йозеф наспех набрал новых. Дело кончилось трагически. На репетиции оркестр сбился с ритма, и с Йозефом случился обморок. Он упал с эстрады в зал, очень неудачно. Его едва довезли до Вены, где он и умер от сотрясения мозга. Вскоре и Эдуард покинул «семейную фирму Штраусов, торговцев музыкой оптом и в розницу» - ему показалось, что Иоганн приписал себе кое-что из произведений покойного брата...
С досады Иоганн на время забросил вальсы и взялся за сочинение оперетт. Его натолкнула на эту мысль жена, отлично знавшая мир венских музыкальных театров. Ведь к этому времени Иоганн был женат, причем счастливо.

Все-таки у Штрауса в характере была поразительная черта: он очень быстро отходил от потрясений и переключался на что-то новое. Казалось, он не переживет смерти Генриетты. А через два месяца снова женился. Причем по страстной любви - на молодой немецкой певице Ангелике Диттрих. Впрочем, до этого не дошло - Ангелика сбежала от Иоганна с его другом, директором театра, где шли оперетты Штрауса. И снова его одиночество не затянулось. Штраус получил развод и женился в третий раз - на своей однофамилице, Адели Штраус. Она была еврейкой и не собиралась переходить в христианскую веру. В католической церкви их бы никто, разумеется, не обвенчал. И тогда Штраус легко отказался и от австрийского гражданства, и от католицизма, сделавшись на старости лет протестантом-евангелистом и записавшись в подданные немецкого
герцога Саксен-Кобург-Готского, обещавшего договориться с пастором и, надо сказать, выполнившего свое обещание… «Чего не сделаешь ради женщины!» - смеялся неунывающий Штраус. Впрочем, с Аделью ему повезло - она была ему так же преданна, как и Генриетта, и последнее десятилетие Иоганна было безоблачно. Он по-прежнему много писал, давно превзойдя своего плодовитого отца по количеству произведений (всего за Иоганном-младшим числится 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурка, 16 оперетт, 1 комическая опера и 1 балет). Но уже не концертировал, и вообще редко выходил из дому. И все же по случаю 25-летия оперетты «Летучая мышь» его уговорили дирижировать увертюрой. Штраус слишком разгорячился, а по дороге домой его продуло - дело кончилось воспалением легких, в считаные дни сведшим композитора в могилу. Он умер 3 июня 1899 года в возрасте 74 лет.
В тот день в Народном саду, где некогда частенько играл и он сам, и его отец, и братья, давали концерт. Кто-то шепнул на ухо дирижеру печальную новость. И оркестр очень тихо, печально заиграл самый знаменитый вальс Иоганна - «Голубой Дунай». Зал мгновенно понял, что случилось, и встал. Многие плакали. Даже уличные фонари были повязаны черным крепом. Похоронами распоряжался секретариат музыкального общества, которому Иоганн завещал свое состояние - вдове досталась только рента. Ей, впрочем, хватало. Адель пережила мужа на 31 год, но весь смысл ее жизни состоял в устройстве музея Штрауса, публикации его произведений. Поразительно, но она даже разыскала письма мужа к Ольге Смирницкой и бережнейшим образом сохранила их, ничуть не смущаясь, что эти письма, полные нежности и страсти, были адресованы не ей… Единственное, что ей не удалось спасти, - те рукописи, что остались у Эдуарда Штрауса. Эдуард концертировал до глубокой старости, но писать у него выходило все хуже и хуже. И тогда, объявив, что эпоха венского вальса закончена, он сжег целый сундук рукописей отца и братьев в печах для обжига кирпича. Владелец кирпичной мастерской, увидев на пожелтевших нотных листах подписи двух Иоганнов и Йозефа Штраусов, умолял отменить этот варварский замысел. Но Эдуард был непреклонен, а заказ на «утилизацию макулатуры» заранее оплачен. Что для аккуратных в делах австрийцев - святое.

Творчество Штрауса

Иоганн Штраус вошел в историю музыки как «король вальсов», создатель классического венского вальса. Сочинять он начал очень рано; его первый вальс был написан в 6-летнем возрасте (впоследствии опубликован под названием «Первая мысль»). Всего Штраус написал около 500 танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. В отличие от распространенных тогда сочинений этого жанра, которые представляли собой лишь музыку для сопровождения танцев, вальсы Штрауса имеют и самостоятельное художественное значение. Большей частью это сюиты вальсов, состоящие из интродукции, 5-частного цикла вальсов и развернутой коды. Исключительная мелодичность и певучесть, жизнерадостность, бодрящие ритмы, тонкая и изящная оркестровка, а главное, неразрывная связь с венской бытовой песенной и танцевальной музыкой - таковы наиболее характерные черты вальсов Штрауса.

Исключительную популярность во всем мире приобрел вальс «На прекрасном голубом Дунае»(1867). Интересна история создания «Голубого Дуная». Он был написан по заказу венского Хорового общества. В отличие от Германии, где любительские хоровые кружки были широко распространены, в Вене нормальная деятельность Хорового общества стала возможной лишь после революции 1848 года. Репертуар хора был самым примитивным, однообразным, почти целиком состоящим из народных песен или самых простых песенных обработок. Новый руководитель общества, приятель Штрауса Иоганн Гербек, всячески старался оживить его программы, сделать их разнообразными, интересными. Под его руководством хор исполнял произведения Генделя, Баха, Гайдна, Шуберта, Шумана, Мендельсона. Особенно велика его заслуга в популяризации песенного творчества Шуберта. Однажды Гербек обратился к Штраусу с неожиданной просьбой написать вальс для очередного концерта хора. Для Штрауса это был необычный заказ, и он даже хотел отказаться. Иоганн считал, что вальсы, прекрасно звучавшие в исполнении инструментальных ансамблей, много потеряют, когда их запоет хор, тем более, такой как хор Гербека, насчитывавший более 100 певцов. Кроме того, композитор никогда не писал музыку по готовому тексту. Его вальсы исполнялись, конечно, и голосом, но во всех случаях подтекстовывалась уже готовая музыка. Гербек с трудом уговорил друга, обещая, что текст будет тщательно подобран им и его сотрудниками. Самым убедительным доводом явился недавний аналогичный случай. Композитор Лорцинг в бытность капельмейстером театра «Ан дер Вин» переложил для хора вальс «Елизавета» Штрауса-старшего. Исполнение прошло очень удачно. Иоганн решил попытаться. Композитор жил тогда неподалеку от Дуная и быть может частые прогулки по набережным воспламенили его фантазию. Недавно он перечитал стихи венского поэта Карла Века; они понравились ему богатством образов, изящным стилем, мелодичностью. Особенное впечатление произвела поэма «На берегу голубого Дуная», изобилующая яркими живописными картинками, правда, переданными не без налета сентиментальности. Решив написать вальс о Дунае, Штраус использовал мелодию вальса «Волны и водовороты», написанного им 14 лет назад. Этот вальс по праву можно считать первым наброском к бессмертному «Голубому Дунаю». Мелодия вальса «Голубой Дунай» (его полное название - «У красивого голубого Дуная») действительно напоминает течение великой реки. Элементы музыкальной изобразительности появляются уже во вступлении, музыка которого рисует картину утреннего пробуждения природы под лучами восходящего солнца, льётся Дунай, вначале - небольшая река, которая на пути с запада на восток постепенно ширится, делается полноводной, принимая бесчисленные притоки. Она течет все дальше и дальше, в ней отражаются леса и горы, поля и села, жизнь которых без Дуная кажется немыслимой. Здесь люди рождаются, трудятся, любят под мерный шум вечно текущих вод. На пути встречаются пороги. Исчезает плавное размеренное течение. Дунай шумит и пенится. Его воды устремляются вниз, покрываясь серебристой пылью в веренице небольших водопадов. Вдали виднеется красавица Вена, окруженная садами, виноградниками, лесами. В столицу Дунай входит чинно, спокойно. Легкая зыбь колышет притихшие, согретые солнцем воды. Иногда небольшие волны весело гонятся друг за другом и плещутся у берегов, словно приветствуя венцев. Дунай покидает столицу, он течет все быстрее и быстрее, бурлит и рокочет могучим потоком. В ответ ему раздаются мелодии вальсов. Вначале плавные и спокойные, они все убыстряются, словно спеша за рекой. Вот они уже догнали дунайские волны, слились с ними в едином всплеске, они кружатся вместе, в быстром, нескончаемом водовороте.

В «Голубом Дунае» особенно поражает неожиданность и в то же время органичность перехода от одного раздела к другому. Каждый из вальсов этого цикла, казалось бы, решен самостоятельно, но вместе они создают стройный, законченный образ произведения. «Голубой Дунай» привел Иоганна Гербека в восторг. Он не уставал восхищаться новым вальсом, его мелодичностью, пластикой, изумительной легкостью и непередаваемым словами чисто венским очарованием. «Я не знаю,- говорил он,- слышу ли я Дунай или вальс о Дунае. То ли река течет бесконечно, то ли вальс кружится безостановочно». К сожалению, опасения Штрауса относительно текста оказались не напрасными. Стихи к уже сочиненной музыке, написанные Йозефом Вейлем, постоянным поэтом Хорового общества, были крайне неудачны. Тяжеловесные, статичные, они не гармонировали с легким полетом мелодии. Хористы сразу почувствовали несоответствие между музыкой и текстом. Более того, трудно произносимые слова мешали хоровому исполнению вальса. Это и явилось главной причиной сравнительно прохладного приема, который слушатели оказали первому исполнению вальса 14 февраля 1867 года.

Другой шедевр этого же периода – «Сказки Венского леса» (1868).

«Сказки венского леса»- прообраз венской весны, властно вступающей в свои права; это сотни журчащих ручейков, стаи ласточек, возвращающихся из дальних стран строить гнезда под обжитыми старыми крышами; это радость пробуждающейся природы и человек, жадно вдыхающий весенние запахи; это веселые толпы горожан, направляющиеся после зимних холодов на первую загородную прогулку; это их танцы и песни, в которые вплетаются и пение птиц, и шелест молодой листвы, и теплый весенний ветер. На зеленой поляне под сенью вековых дубов весело танцуют влюбленные пары. Звенит радостный смех, острая шутка, льется молодое искрящееся вино. Из старого кабачка доносятся негромкие танцевальные наигрыши. Наступает вечер. Пора возвращаться в город. Вечер такой теплый, благоухающий, хочется его продлить хотя бы на несколько мгновений. То тут, то там опять звучит музыка, опять возникают танцы, но наступающая темнота прекращает их. Ночь входит в свои права.

Большое распространение получили и такие его вальсы, как «Жизнь артиста», «Вино, женщина, песня», «Венская кровь», «1001 ночь» (из оперетты «Индиго»), «Розы юга» (из оперетты «Кружевной платок королевы»), «Императорский вальс» и многое другое. Популярны и другие танцы Штрауса - польки («Тик так», «Пиццикато» - вместе с братом Йозефом), кадрили, галопы, а также «Вечное движение», «Персидский марш» и другие. Во время революции 1848 Штраус отразил свои настроения в вальсах «Песни свободы», «Песня баррикад», «Звуки единства», в «Революционном марше» и других. Свои впечатления от пребывания в России Штраус выразил в вальсе «Прощание с Петербургом», вальсе-фантазии «Русская деревня», польках «Воспоминание о Павловске» и «Нева», «Петербургской кадрили» и других танцах.

Штраус - родоначальник венской классической оперетты.

В 1870 начинается новый период творческой деятельности Штрауса: он обращается к жанру оперетты . Его первая оперетта «Веселые венские женщины» не увидела света, а третья оперетта Штрауса - одно из его самых блестящих произведений «Летучая мышь» - была холодно принята той самой венской публикой, которая боготворила Штрауса за вальсы. Неуспех оперетты один из критиков объяснял тем, что в «Летучей мыши», написанной по французской бытовой комедии А. Мельяка и Л. Галеви, либреттистов оперетт Ж. Оффенбаха и оперы «Кармен» Ж. Бизе, не было никаких экзотических принцев, венгерских магнатов, парижской богемы, то есть всего того, к чему привыкли зрители. Лишь после сенсационного успеха «Летучей мыши» в других странах эта оперетта, снова поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.

К лучшим образцам венской классической оперетты относится также и «Цыганский барон» (пост. 1885), написанный по повести знаменитого венгерского писателя М. Иокая «Саффи». Эти оперетты совершенно затмили произведения царствовавшего на венской сцене Оффенбаха. Среди других оперетт Штрауса выделяются «Веселая война» (пост. 1881) и «Ночь в Венеции» (пост. 1883; в 1925 переработана Э. Кшенеком). Другие же его оперетты не удержались на сцене; не помогли и многочисленные переделки и новые тексты. Неудача их объясняется в основном слабостью либретто и тем, что сам композитор недооценивал значение драматургии спектакля.

Наряду с Ф. 3уппе и К. Миллекером Штраус является родоначальником венской классической оперетты. (Лучшие произведения Зуппе и Миллекера «Боккаччо» и «Нищий студент» написаны после «Летучей мыши».) Но произведения Штрауса дали новое направление этому жанру - танцевальной оперетте. Подобно тому, как все оркестровые пьесы Штрауса написаны в танцевальных ритмах, так и его оперетты основаны на танцевальной ритмике. Вальс, полька, чардаш, галоп господствуют в его опереттах. Но зато в опереттах Штрауса полностью отсутствуют элементы сатиры, чем так блистал Оффенбах. Дальнейшее развитие венской танцевальной оперетты связано с именами выдающихся композиторов этого жанра Ф. Легара и И. Кальмана. «Благодаря Штраусу, - писал Кальман, - оперетта стала легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой и ярко звучащей музыкальной комедией».

Лучшим произведениям Штрауса свойственны сочность и простота образов, неисчерпаемое мелодическое богатство, искренность и естественность музыкального языка. Все это способствовало их огромной популярности среди самых широких масс слушателей.

Значение творчества Штрауса.

В 1827 г была основана Wiener Capelle Strauss Иоганном Штраусом в Вене и служила семье Штраусов до конца легендарной династии. После смерти последнего Эдварда Штрауса оркестр временно прекратил существование, но в 1977 был повторно воссоздан в Вене, как один из величайших культурных символов Австрии. Гастроли оркестра триумфально проходили во всех крупнейших залах того времени. Оркестр не раз давал концерты в Австрии, Германии, Англии, Великобритании, Франции, Польше, России и США. Wiener Capelle Strauss была первым всемирно-известным венским и европейским оркестром, объездившим весь цивилизованный мир того времени под управлением легендарного композитора, скрипача и дирижера Иоганна Штрауса- младшего - он сделал с танцевальной музыкой то, что позднее Гершвин сделал с джазом: поднял до симфонических вершин.
Именно в исполнении этого оркестра мир впервые услышал множество шедевров Штрауса. Дирижируют оркестром традиционно лучшие дирижеры Венской государственной Оперы «Wiener Staatsoper» и Венской государственной Оперетты «Wiener Volksoper».

Жизнеутверждающую, оптимистическую музыку Штрауса высоко ценили Вагнер, Брамс, Берлиоз, Лист и другие выдающиеся музыканты. Р. Шуман писал: «Две вещи на земле очень трудны: во-первых, добиться славы, во-вторых, ее удержать. Только подлинным мастерам это удается: от Бетховена до Штрауса, каждому в своем роде». Многие мотивы вальсов Штрауса, песен из его оперетт превратились в австрийские народные мелодии. В 1880-х гг. «Летучая мышь» и «Цыганский барон» были поставлены на русской сцене, и в конце 19 в «Цыганский барон» стал самой популярной опереттой в России после «Прекрасной Елены» На советской сцене и эстраде музыка Штрауса получила особое распространение с конца 30 х гг. после появления на экранах фильма «Большой вальс». По мотивам Штрауса написана оперетта А. Мюллера «Венская кровь». На русской сцене идут балеты «Штраусиана» и «Голубой Дунай», построенные на мелодиях Штрауса. Обработки его вальсов для фортепиано делали Брамс, Годовский, Таузиг, Грюнфельд и другие. Мажорность и жизнеутверждающая сила чарующей музыки сделали вальсы Штрауса бессмертными.

Трудно сказать, какой из только что перечисленных вальсов лучше. Штраус, как и его предшественники, мало заботился о правильном и точном названии своих детищ. В подавляющем большинстве случаев трудно заметить какую-либо связь между музыкой того или иного танца и его названием. Но в ряде новых произведений музыкальные образы настолько рельефны, конкретны, что в сознании слушателя они связываются с определенным заглавием, данным вальсу композитором. Сменилось не одно поколение, но и сейчас мелодии «Голубого Дуная» или «Сказок венского леса» вызывают в нас совершенно точные художественно-образные ассоциации.

Каждый год в Европе проходит знаменитый «Штраус-фестиваль», посвященный творчеству Штраусов. Испания, Италия, Австрия, Португалия, Франция, Германия - наслаждаются великолепными вальсами, польками, маршами ариями из оперетт известнейшей династии композиторов и дирижеров 19 века - Штраусов.

Штраусы вошли в историю музыки как мастера танцевальной музыки и оперетты, а И. Штраус, поднявшем вместе со своим отцом и братьями танцевальную музыку на уровень симфонической. В творчестве И. Штрауса венский вальс достиг вершины своего развития. Важнейшая заслуга И. Штрауса состояла в возведении жанров так называемой лёгкой музыки на высокий художественный уровень. Современники называли вальсы Штрауса «патриотическими песнями без слов».

Список литературы

  1. Друскин М. История зарубежной музыки,- М: «Музыка» 1980

Источники

  1. http://referat.day.az/dva-shtrausa-v21416
  2. http://www.libonline.ru/index.php?id=6618
  3. http://www.parta.com.ua/referats/view/4930/

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры