Из чего построен мариинский театр. История - мариинский театр

Главная / Ссоры

Театры заняли важную ступень в истории формирования культуры и традиций России. Среди значимых и выдающихся театров и, уникальной исторической и архитектурной достопримечательностью страны стал Мариинский театр. Ценители искусства всегда относили его к числу лучших. Многих историков, архитекторов, да и обычных граждан интересует история создания Мариинского театра.

Она богата событиями и заслуживает внимания. Датой основания и началом существования Мариинского театра считается 1783 год, когда по непосредственному приказу Екатерины было принято решение об открытии Большого Каменного театра на Театральной площади, в те времена она носила название Карусельной площади.

В середине девятнадцатого столетия в 1859 году построенный сразу напротив известного Большого театра Театр-цирк был, к сожалению, полностью разрушен, причиной стал сильнейший пожар. Вместо сгоревшего строения было возведено новое здание – здание известного ныне Мариинского театра. Название он получил не случайно, его было принято назвать Мариинским. Такое название было ему присвоено недаром — в честь императрицы Марии Александровны (супруги Александра II).

В этом театре первый театральный сезон открылся немного позднее только в 1860 году. Чуть позже было решено его перестроить, а весь репертуар перенесли уже на сцену Мариинского театра.

Каждая эпоха в истории оставила свой исторический отпечаток. В революционный период театр сменил свое название на Государственный, а начиная с 1920 года был переименован в Государственный академический театр оперы и балета. Но и на этом не закончилось переименование театра — в середине тридцатых (1935 г) годов ему присвоили имя известного революционера Сергея Кирова.

Современный Мариинский театр

На данный момент он включает в себя три действующие площадки:

— основная площадка – само здание театра на Театральной;
— вторая сцена была открыта в 2013 году;
— третья сцена – Концертный зал, открытый на ул. Декабристов.

За все годы существования на сцене Мариинского театра было поставлено огромное множество уникальных произведений. Можно было купить билеты на балет «Щелкунчик», насладиться великолепной постановкой «Спящая красавица», «Питер Граймс» и др.

Всего за годы двадцатого века на его сцене прошли свыше тридцати опер и 29 балетов. Это очень высокий показатель. Здесь нашли свое вдохновение лучшие композиторы и художественные руководители страны. Сегодня здесь трудится огромное количество профессиональных актеров – настоящих асов театрального искусства.

Нельзя не отметить, что Великая Отечественная война оставила огромный неприятный отпечаток в истории самого театра. Помимо материального ущерба, коллектив театра потерял около трехсот деятелей искусства, которые, к сожалению, погибли на фронте.

Чтобы увидеть уникальную игру талантливых актеров в страну съезжалось немало гостей из других государств. Ежегодно театр принимал множество людей, желающих попасть на известные «Мариинские» постановки.

Многие артисты, участвующие в популярных и известных даже сегодня постановках, были отмечены особой благодарностью и наградами.

Будем надеяться, что таким строениям, как Мариинский театр, больше не грозят кардинальные изменения. Из-за небольшого финансирования со стороны государства, актерам приходится подключаться к развитию репертуара. Мы каждый год можем наблюдать, что старания наших предков не прошли даром – сцена Мариинского театра подарили довольно большое число выдающихся актеров и оперных исполнителей.

1917-1967

Государственный академический Мариинский театр - старейший русский музыкальный театр. В истории и развитии классического и советского оперного и балетного искусства ему принадлежит выдающаяся роль.

Оперные спектакли устраивались в Петербурге на протяжении XVIII века, но датой основания театра принято считать 1783 год, когда спектакли стали показывать в так называемом Каменном театре (впоследствии он был перестроен для консерватории). Здание, в котором ныне находится театр, построено в 1860 году архитектором А. Кавосом.

Как раньше, так и теперь формирование и пополнение труппы проводится в основном из числа выпускников старейшего учебного заведения - Санкт-Петербургской консерватории, основанной в 1862 году, и балетной школы, основанной в 1738 году, ныне называющейся Академией русского балета имени А. Я. Вагановой.

Деятельность блистательной плеяды представителей русской музыкальной культуры связана с Мариинским театром на протяжении всей его двухвековой истории. Это - дирижеры А. Кавос, К. Лядов, Э. Направник; режиссеры О. Палечек, Г. Кондратьев; балетмейстеры Ш. Дидло, М. Петипа, Л. Иванов, А. Горский, М. Фокин; художники К. Коровин, А. Головин, А. Бенуа. Его сцену украшали выступления прославленных певцов О. Петрова, И. Мельникова, Ф. Комиссаржевского, Е. Збруевой, Е. Мравиной, Н. Фигнера, Л. Собинова, Ф. Шаляпина. Слава русского балета многим обязана А. Истоминой, А. Павловой, Т. Карсавиной, В. Нижинскому, Н. Легату.

На сцене нашего театра впервые прозвучали гениальные творения классиков русской музыки: «Иван Сусанин» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) Глинки, «Русалка» Даргомыжского (1856), «Псковитянка» Римского-Корсакова (1873), «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Орлеанская дева» (1881), «Мазепа» (1884), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890) Чайковского, «Князь Игорь» Бородина (1890). Многие шедевры мировой оперной классики, в том числе «Севильский цирюльник» Россини (1822), «Дон-Жуан» Моцарта (1828), «Травиата» (1868), «Риголетто» (1878) и «Отелло» (1887) Верди впервые были исполнены на русском языке в постановке Мариинского театра. Специально для этого театра Верди написал оперу «Сила судьбы» (1862). Театр славился своими постановками вагнеровских опер, в особенности сценическим осуществлением всей тетралогии «Кольцо нибелунга» (1900-1905 гг.).

Своего расцвета на этой сцене достигло и балетное искусство в постановках «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892), «Лебединое озеро» (1895) Чайковского, «Раймонда» (1898) Глазунова, «Шопениана» (1908). Эти спектакли стали гордостью русского и мирового балетного театра и по сей день не сходят со сцены.

Новый этап истории театра, ставшего на путь подлинного служения народу, начался только после Великой Октябрьской революции.

С первых дней установления Советской власти государственные и партийные организации проявляют большую заботу о творческой жизни и условиях быта огромного коллектива театра. В 1920 году он получил наименование академического театра оперы и балета. В 1935 году ему присвоено имя С. М. Кирова, выдающегося деятеля Коммунистической партии и Советского государства. Из государственного бюджета ежегодно ассигнуются большие суммы для создания необходимых условий творческой работы театра. Важно, что решен пенсионный вопрос, и артисты, проработавшие 20-30 лет (в зависимости от их специальности), обеспечиваются пенсией. Освобождающиеся вакансии используются для привлечения в труппу новых талантливых исполнителей.

Очень важно отметить, что оберегая великие и прогрессивные традиции русской классической музыки, творческий коллектив театра, его выдающиеся артисты приумножили славу своих знаменитых предшественников.

Творческое содружество с советскими композиторами Б. Асафьевым, Ю. Шапориным, Д. Шостаковичем, С. Прокофьевым, Р. Глиэром, Т. Хренниковым, О. Чишко, А. Крейном, В. Соловьевым-Седым, А. Петровым. К. Караевым, И. Дзержинским, Д. Кабалевским, В. Мурадели, А. Холминовым и многими другими определило важнейшие идейно-художественные завоевания театра, его постоянное стремление закрепиться на позициях искусства социалистического реализма.

Исключительно большая роль в претворении партитуры в полноценные высокохудожественные музыкально-сценические произведения принадлежит В. Дранишникову, А. Пазовскому, Б. Хайкину, многие годы занимавшим пост главного дирижера. А рядом с ними - С. Ельцину, Д. Похитонову, Е. Мравинскому, Е. Дубовскому.

В послереволюционные годы свой вклад в работу театра внесли режиссеры Вс. Мейерхольд, С. Радлов, Э. Каплан. Большая же часть репертуара театра и огромная работа над овладением реалистическим стилем актерской игры обязаны деятельности Л. Баратова, И. Шлепянова, Е. Соковнина в качестве главных режиссеров.

В летопись балетной труппы театра яркие страницы вписали А. Ваганова, чью роль в истории хореографической педагогики трудно переоценить; балетмейстеры Ф. Лопухов, В. Вайнонен, В. Чабукиани, Л. Лавровский, Б. Фенстер. Их балетмейстерский талант раскрылся в интересном н глубоком воплощении лучших спектаклей постоянного репертуара. Ближайшими творческими соратниками режиссеров, дирижеров и балетмейстеров были художники В. Дмитриев, Ф. Федоровский, С. Вирсаладзе, С. Юнович, декорации и костюмы которых в таких спектаклях, как «Борис Годунов», «Легенда о любви», «Иван Сусанин», «Царская невеста» и др., органически слились с музыкой и ее трактовкой.

На протяжении нескольких десятилетий успехам нашего театра способствовала плодотворная работа выдающихся певцов И. Ершова, П. Андреева, Р. Горской, В. Касторского, С. Мигая, М. Рейзена, С. Преображенской, В. Сливинского, Г. Нэлеппа, О. Кашеваровой, И. Яшугина, Н. Серваль, К. Лаптева, А. Халилеевой, Л. Ярошенко; выдающихся солистов балета Е. Люком, М. Семеновой, Г. Улановой, О. Иордан, Н. Дудинской, Ф. Балабиной, Т. Вечесловой, В. Чабукиани, К. Сергеева, С. Каплана, Г. Кирилловой, Н. Анисимовой, А. Шелест, И. Бельского, В. Ухова и других.

Наличие таких творческих сил в составе театра позволило вести неустанную работу по сохранению лучших образцов оперной и балетной классики и введению в репертуар все новых и новых музыкально-сценических произведений. Показательно, что за период с 1924 по 1967 год театром поставлено 63 новых оперы и балета советских композиторов. Лучшие из них на многие годы вошли в постоянный репертуар. Опера Т. Хренникова «В бурю» была показана 74 раза, «Семья Тараса» Д. Кабалевского - 72, «Декабристы» Ю. Шапорина - 86; балеты: «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева - 386 раз, «Лауренсия» А. Крейна - 113, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - 100, «Медный всадник» Р. Глиэра - 321, «Спартак» А. Хачатуряна - 135 раз. Прочно вошли в репертуар и более «молодые» спектакли, такие как «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого, «Каменный цветок» и «Золушка» С. Прокофьева, «Легенда о любви» А. Меликова, «Ленинградская симфония» на музыку Д. Шостаковича, «Судьба человека» И. Дзержинского.

Готовясь к празднествам 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, театр разработал трехлетний план, в который вошли произведения советских композиторов и классиков русской и зарубежной музыки.

Уже поставлены оперы «Октябрь» В. Мурадели, «Повесть об одной любви» Д. Толстого, «Оптимистическая трагедия» А. Холминова, его же «Анна Снегина», «Питер Граймс» современного английского композитора Б. Бриттена, «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Волшебная флейта» В. Моцарта, «Гуняди Ласло» классика венгерской музыки Ф. Эркеля. Последняя балетная премьера - «Страна чудес» ленинградского композитора И. Шварца; близка к завершению работа над балетом «Горянка» дагестанского композитора М. Кажлаева. Мы многого ждем от творческого содружества с композиторами Д. Шостаковичем, И. Дзержинским, М. Матвеевым, Н. Червинским, В. Веселовым. Их работы - это ближайшее будущее нашей сцены.

Репертуар театра велик. Он включает 36 опер и 29 балетов. С радостью думается о том, что из 65 спектаклей 28 опер и балетов принадлежат перу советских композиторов.

Для того, чтобы этот большой репертуар был доведен до высокого художественного уровня и захватил зрительный зал, необходимо обеспечить каждый из многочисленных «цехов» нашего «производства художественных ценностей» высококвалифицированным руководством и соответствующим составом исполнителей. Главный дирижер театра - один из крупнейших дирижеров страны, народный артист СССР Константин Симеонов; главный режиссер - широко известный по своим работам в музыкальном театре и кино, заслуженный деятель искусств РСФСР Роман Тихомиров; главный балетмейстер - известный хореограф, в прошлом выдающийся солист балета, народный артист СССР Константин Сергеев; хором руководит опытный мастер - заслуженный артист РСФСР Александр Мурин; народный художник РСФСР Иван Севастьянов является главным художником театра.

Как бы высоко мы ни оценивали работу руководителей всех разделов художественной деятельности театра, для зрителей, заполняющих каждый вечер театральный зал, лицо театра определяют прежде всего артисты-исполнители. Достойно представляют художественный уровень прославленной труппы народный артист СССР Б. Штоколов, народные артисты РСФСР Г. Ковалева, Р. Баринова; заслуженные артисты РСФСР B. Атлантов, В. Кравцов, И. Новолошников, Т. Кузнецова; солисты Л. Филатова, В. Морозов, И. Богачева, Л. Морозов, В. Киняев, С. Бабешко, М. Черножуков, В. Малышев, А. Шестакова, К. Словцова, Э. Краюшкина, В. Топориков; известные солисты балета народная артистка СССР И. Колпакова; народные артисты РСФСР К. Федичева, А. Осипенко, Ю. Соловьев; заслуженные артисты РСФСР В. Семенов, C. Викулов, И. Генслер, О. Заботкина; солисты Н. Макарова, О. Соколов, Э. Минченок, К. Тер-Степанова и др.

Непременно следует отметить работу в театре народных артистов РСФСР В. Максимовой, И. Зубковской, Н. Кургапкиной, Н. Кривули, И. Алексеева, И. Бугаева, Б. Брегвадзе, А. Макарова; заслуженных артистов РСФСР Л. Грудиной, В. Пучкова, Н. Петровой, О. Моисеевой и др.; дирижеров Д. Далгата, В. Широкова, балетмейстеров Л. Якобсона, Ю. Григоровича, И. Бельского; педагогов-репетиторов Н. Дудинской, Т. Вечесловой, С. Каплана; хормейстера Б. Шиндер.

Росту молодых артистов театр уделяет большое внимание. Молодежь составляет треть нашей труппы. Поэтому регулярно проводятся смотры молодежи и планомерные вводы молодых исполнителей в оперные и балетные спектакли. Нас радуют успехи молодых артистов О. Глинскайте, М. Егорова, Г. Комлевой, П. Большаковой. В. Афанаскова, В. Бударина, Д. Марковского, Л. Ковалевой, Е. Евтеевой, дирижера В. Федотова и хормейстера Л. Теплякова. Недавно театр привлек к работе молодого талантливого балетмейстера О. Виноградова и принял в труппу способного, перспективного танцовщика М. Барышникова.

Оркестр театра представлен высококвалифицированными артистами, в числе которых немало лауреатов международных и всесоюзных конкурсов. В настоящее время он является одним из лучших оркестровых коллективов страны.

Хор, насчитывающий в своем составе сто артистов, отличается чистотой строя, ансамблевостью, четкостью дикции.

Из массовых коллективов необходимо отметить и наш кордебалет, по праву заслуживший высокую оценку зрителей в нашей стране и за рубежом.

Подготовка и проведение спектаклей требуют не только участия представителей музыкальных и хореографических профессий, но и огромной работы художественно-постановочной части и мастерских. Здесь трудятся опытные мастера - гримеры, костюмеры, бутафоры, осветители. монтировщики и др. Ими руководили многие годы старейшие специалисты Н. Иванцов (в театре), А. Беляков (в мастерских). Сейчас постановочную часть возглавляет Ф. Кузьмин, а театральные мастерские - Б. Корольков. Необходимо также отметить художников-декораторов Н. Мельникова, С. Евсеева, М. Зандина, отдавших работе в театре много лет.

Театр имени С. М. Кирова - одни из крупнейших в стране, его коллектив без театральных мастерских насчитывает более 1000 человек. В нелегком деле организации производственно-творческого процесса, охватывающего все стороны жизни театра, принимают участие управления оперы, балета, репертуарно-литературная часть, плановый отдел, группа по организации зрителей. Добрую память по себе оставили бывшие директора театра В. Асланов, В. Бондаренко, Г. Орлов и бывшие заведующие режиссерским управлением В. Кривалев и А. Пикар.

Значительную роль в установлении принципиальных линий развития репертуарной политики театра, в решении наиболее сложных творческих вопросов играет художественный совет театра, в состав которого входят главный дирижер народный артист СССР К. Симеонов, главный режиссер заслуженный деятель искусств РСФСР Р. Тихомиров, главный художник народный художник РСФСР И. Севастьянов, главный балетмейстер народный артист СССР К. Сергеев, главный хормейстер заслуженный артист РСФСР А. Мурин, заведующая репертуарно-литературной частью Т. Боголепова, ведущие солисты народные артисты СССР Б. Штоколов, И. Колпакова; народные артисты РСФСР Г. Ковалева, Р. Баринова, К. Федичева, Ю. Соловьев; солисты оркестра О. Барвенко, Л. Перепелкин, А. Казарина; педагоги-репетиторы народная артистка СССР Н. Дудинская, заслуженный артист РСФСР С. Каплан, представители творческих союзов - композиторы Б. Арапов, В. Богданов-Березовский, М. Матвеев, художник С. Дмитриева и др.

Коллектив тесно связан с широкими массами зрителей. Только в течение 1966 года в театре и на выездных спектаклях побывало около 600 000 человек.

В 1940 году театр успешно принимал участие в Декаде ленинградского искусства в Москве; в 1965 году провел большие гастроли в столице нашей Родины. На спектаклях, проходивших в Большом театре и Кремлевском Дворце съездов, побывало 140 000 зрителей. В 1964-1966 годах свыше 700 000 зрителей присутствовало на спектаклях и концертах наших артистов в Греции, Италии, Англии, Бельгии, Франции, США и Канаде. Множество зрителей ГДР, Болгарии, Чехословакии, Венгрии побывало на выступлениях ведущих солистов нашего театра.Таким образом, за прошедшие годы театр широко пропагандировал советское искусство среди зрителей Советского Союза и зарубежных стран, высоко оценивших его спектакли.

За заслуги в развитии советского искусства в 1939 году театр награжден орденом Ленина. Большая группа работников за прошедшие годы награждена орденами Советского Союза, шестидесяти шести деятелям театра присвоены почетные звания народных артистов, заслуженных деятелей искусств, заслуженных артистов, десять удостоены звания лауреатов Государственных премий, двенадцать награждены значками Министерства культуры «За отличную работу». За успешное участие в конкурсах шестьдесят артистов получили звание лауреатов международных и всесоюзных конкурсов.

Многие артисты и другие работники театра награждены боевыми орденами Советского Союза и медалью «За оборону Ленинграда». Защищая Родину в период Великой Отечественной войны, около 300 работников театра погибло на фронтах и при обороне Ленинграда.

В настоящее время коллектив ведет большую шефскую работу в частях Советской Армии. За активное участие и хорошие результаты по шефству театру передано на хранение переходящее красное знамя Министерства обороны СССР. Шестьдесят пять артистов награждены почетным значком «Отличник культурного шефства над вооруженными силами СССР». Театр проводит значительную работу по культурному шефству на предприятиях города и в сельской местности Ленинградской области.

Не останавливаться на достигнутом, настойчиво решать идейно-творческие задачи, выдвигаемые современностью, участвовать своим искусством в борьбе за построение коммунистического общества, за подъем музыкальной культуры - вот путь, по которому движется театр, вдохновляемый великими идеями партии Ленина, приведшей страну и народ к знаменательному 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

П. И. Рачинский. «Театр великих традиций и исканий», 1967 год

Здание Мариинского театра.

Мариинский театр Санкт-Петербурга – масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире.

За более чем двухсотлетнюю историю Мариинский театр подарил миру многих великих деятелей сцены – дирижеров, режиссеров, гениальных художников-декораторов. Достигли мировой славы артисты, оттачивавшие свое мастерство в труппе Мариинки: Федор Шаляпин, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Михаил Барышников, — и многие другие.

Высокие позиции мирового признания удерживаются и сегодня. Одним из лауреатов престижной премии влиятельного Нью-Йоркского журнала Dance Magazine 2017 года стала прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева.

История и общая информация

История театра начинается в конце далекого XVIII века, когда 5 декабря 1783 года был торжественно открыт Большой театр на Карусельной площади, которая стала называться в его честь – Театральной. Каменное здание, построенное по проекту Антонио Ринальди, не единожды подвергалось реконструкции и перестройке по мере того, как город рос, и облик его менялся в соответствии с архитектурной модой тех времен.

В первой половине XIX века Большой театр становится одной из популярнейших достопримечательностей Петербурга. Парадным и праздничным видом он обязан творческому гению зодчего Тома де Томону, затем архитектору Альберто Кавосу – сыну композитора и капельмейстера, восстанавливавших его после грандиозных пожаров и изменявших его пропорции и размеры в соответствии с требованиями времени.

«Золотой век» Большого театра приходится именно на этот период, когда на его сцене с большим успехом идут оперы Вебера, Россини, водевили Алябьева. Зарождение славы русского балета связано с легендарным Шарлем Дидло, руководившим петербургской театральной школой. Завсегдатаем театра становится Александр Сергеевич Пушкин.

Знаменательным событием стала премьера первой национальной оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» 27 ноября 1836 года. Ровно через 6 лет в тот же день состоялась премьера второй оперы русского композитора «Руслан и Людмила». Эти две даты навсегда вписали Большой петербургский театр в историю русской культуры.

Пламя пожара 1859 года открывает новую страницу истории. Как «птица Феникс» из пепла сгоревшего театра-цирка, расположенного напротив Большого, по проекту А. Кавоса возрождается новый театр, который и назван Мариинским в честь супруги императора Александра II – Марии Александровны. И вновь опера М. Глинки «Жизнь за царя» предстает перед его первыми зрителями 2 октября 1860 года.

В 1886 году на месте Большого театра построено здание Санкт-Петербургской консерватории, а все спектакли к этому времени переносятся на сцену Мариинского театра. Здание Мариинки неоднократно перестраивается и реконструируется в период с 1885 по 1894 год. Под руководством архитектора императорских театров Виктора Шретера фасад здания обретает монументальность, внутренние помещения расширяются, совершенствуется акустика зала, достраиваются боковые флигели, электростанция, котельная.

Императорский Мариинский театр продолжил традиции первой музыкальной сцены, развил и укрепил ключевые позиции в театральной культуре. С приходом на пост капельмейстера Эдуарда Направника в 1863 году связана целая эпоха, отмеченная премьерами оперных шедевров. «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Пиковая дама» П. И. Чайковского и другие — вошли в историю русской оперной музыки и до сих пор идут на сцене театра.

Балет на сцене театра.

Здесь произошла счастливая встреча балетмейстера Мариуса Петипа с великим композитором П. И. Чайковским. Результатом сотрудничества стали два замечательных балета «Спящая красавица» и «Щелкунчик», а «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь в постановке Петипа.

Балет на сцене театра.

В советский период театр объявлен государственным (1917г.) и ему присвоено имя С. М. Кирова (1935г.).

Репертуар обновляется современными операми С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», «Саломея» и «Кавалер розы» Рихарда Штрауса, с успехом идут драмбалеты «Пламя Парижа» Б. Астафьева, «Красный мак» Р. Глиэра и многие другие постановки.

В годы Великой отечественной войны театр эвакуируют в Пермь, а 1 сентября 1944 года он вновь открывает сезон по традиции оперой М. Глинки «Иван Сусанин» (послереволюционное название оперы «Жизнь за царя»).

Важный творческий этап развития театра связан с деятельностью Юрия Темирканова, который возглавил его в 1976 году. Его постановки опер П. И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» до сих пор сохраняются в репертуаре.

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. Под его руководством Мариинский театр вернул историческое название (1992г.) и реализует целый ряд масштабных проектов.

Любители классической музыки стремятся посетить открытый в 2006 году Концертный зал, получивший неофициальное название Мариинка-3. Построенный на месте сгоревшего в 2003 году склада театральных декораций зал – одна из лучших в мире концертных площадок. Для создания акустики был приглашен японец Ясухиса Тойота – специалист мирового уровня, а оформление интерьера выполнила группа дизайнеров под руководством Михаила Шемякина. Совмещение двух фасадов в одном здании – исторического 1900 года и современного — символизирует связь времен. В необычном зрительном зале, выполненном в форме колыбели, сцена расположена посередине, а места для зрителей – вокруг нее в виде террас.

Сцена концертного зала Мариинского театра.

Самый грандиозный проект – открытие новой сцены театра (Мариинки-2) на набережной Крюкова канала напротив старого здания в 2013 году. На первый взгляд постройка из стекла и металла не вписывается в образ Петербурга. Однако, по словам автора проекта Джека Даймонда, его замысел состоял в создании скромного фона для старинного здания Мариинского театра.

Фасад нового здания Мариинского театра.

На самом деле незамысловатый фасад прячет ослепительный интерьер. Лучшие традиции XVIII века воплощены в оформлении изогнутого в виде подковы большого зрительного зала на 2 тысячи мест. Акустика зала такова, что зрители наиболее удаленных мест хорошо слышат самые тихие ноты. Двухуровневое фойе облицовано ониксом и мрамором, одна из лестниц высотой 33 метра выполнена из уникального стекла и соединяет все уровни, а люстры фирмы Swarovski наполняют пространство теплым завораживающим светом.

Архитектура и интересные факты

Многофигурный силуэт старинного здания Мариинского театра, построенного в стиле неоклассицизма, впечатляет своей красотой и монументальностью. В зрительном зале — 1625 мест. Здесь необычно все: от голубого цвета стен и синего бархата кресел до рисунка занавеса, повторяющего узор платья императрицы Марии Александровны. Хрустальная люстра, выполненная в 1860 году из 23 тысяч подвесок, освещает плафон с портретами драматургов в окружении 12 нимф и амуров. Несомненно, в настоящее время театру требуется ремонт, и зрителям остается надеяться, что он будет проведен бережно и не лишит интерьер его неповторимого исторического обаяния.

Интересные факты, связанным с Мариинским театром:

  • Во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина» зрители слышат звон настоящего колокола, который находится за сценой. В период борьбы с религией колокол был сброшен с церкви и утоплен в Крюковом канале, позднее его достали со дна и подарили театру.
  • От царской ложи скрытая дверь ведет к гримеркам. По легенде потайным ходом пользовался наследник престола Николай, чтобы навестить подругу юности молоденькую танцовщицу Матильду Кшесинскую.
  • В 1970-х годах велась реконструкция, строители обнаружили под оркестровой ямой слой битого хрусталя. Только когда осколки выбросили, выяснилось, что этот слой выполнял функцию улучшения акустики.
  • Кстати об акустике. Оперу лучше всего слушать с третьего яруса, но балет смотреть предпочтительней с первого.

Где находится и как добраться

  • Основное здание расположено по адресу: Театральная площадь, 1.
  • Мариинка-2 находится на улице Декабристов, 34.
  • Концертный зал Мариинского театра (Мариинка-3) – улица Писарева, 20 (вход с ул. Декабристов, д. 37).

Ближайшее метро — транспортный узел из трех станций: «Спасская», «Садовая» и «Сенная площадь». Далее — пешком около километра.

Либо остановка общественного транспорта «Мариинский театр» (автобусы 2, 3, 6, 22, 27, 50, 70; маршрутные такси 1, 2, 6К, 124, 169, 186, 306).

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР - го-су-дар-ст-вен-ный ака-де-ми-че-ский, те-атр опе-ры и ба-ле-та, один из ста-рей-ших те-ат-ров Рос-сии (Санкт-Пе-тер-бург).

На-зван в 1860 в честь имп. Ма-рии Алек-сан-д-ров-ны - суп-ру-ги имп. Алек-сан-д-ра II. До Февральской ре-во-лю-ции 1917 вхо-дил в сис-те-му им-пе-ра-тор-ских те-ат-ров. Пра-ви-тель-ст-вен-ным дек-ре-том 9.11.1917 объ-яв-лен го-су-дар-ст-вен-ным и пе-ре-дан в ве-де-ние Нар-ком-про-са. С 1920 Гос. ака-де-мич. те-атр опе-ры и ба-ле-та, с 1935 Ле-нингр. ака-де-мич. те-атр опе-ры и ба-ле-та им. С. М. Ки-ро-ва. С 1992 вновь Ма-ри-ин-ский те-атр.

Ис-то-рия М. т. вос-хо-дит к при-двор-ным муз. спек-так-лям франц. (с 1720-х гг.) и итал. (с 1730-х гг.) трупп. В 1736 «Италь-ян-ская ком-па-ния» по-ка-за-ла пер-вую в Рос-сии опе-ру-се-риа - «Си-ла люб-ви и не-на-вис-ти» Ф. Арайи. По-сте-пен-но в «Италь-ян-скую ком-па-нию» ста-ли про-ни-кать отеч. ис-пол-ни-те-ли. Проф. тан-цов-щи-ки и тан-цов-щи-цы поя-ви-лись по-сле уч-ре-ж-де-ния имп. Ан-ной Ива-нов-ной в 1738 тан-це-валь-ной шко-лы (см. Ака-де-мия рус-ско-го ба-ле-та) под рук. Ж. Б. Лан-де. В 1783 от-крыл-ся Боль-шой (Ка-мен-ный) те-атр (зда-ние по-строе-но в 1775-83, арх. А. Ри-наль-ди, на мес-те ны-неш-ней Пе-тербургской кон-сер-ва-то-рии); ука-зом имп. Ека-те-ри-ны II ор-га-ни-зо-ва-на труп-па «не для од-них ко-ме-дий и тра-ге-дий, но и для опе-ры», 1-я по-ста-нов-ка - ко-мич. опе-ра «Лун-ный мир» Дж. Паи-зи-ел-ло (1783, итал. труп-па). В 1803 опер-ная и ба-лет-ная труп-пы от-де-ли-лись от дра-ма-ти-че-ской. В 1836 им от-да-но за-но-во от-стро-ен-ное зда-ние Боль-шо-го (Ка-мен-но-го) те-ат-ра (арх. А. К. Ка-вос); сезон от-кры-лся пер-вой по-ста-нов-кой опе-ры «Жизнь за ца-ря» М. И. Глин-ки . До 1860 на этой сце-не ста-ви-лись спек-так-ли Итал. опер-ной труп-пы; Рус. опер-ная труп-па с 1845 ра-бо-та-ла на имп. сце-не в Мо-ск-ве, с 1854 - в С.-Пе-тер-бур-ге на сце-не Те-ат-ра-цир-ка (по-стро-ен в 1847-49, арх. Ка-вос) на бе-ре-гу Крю-ко-ва ка-на-ла.

По-сле по-жа-ра 1859 зда-ние Те-ат-ра-цир-ка ре-кон-ст-руи-ро-ва-но тем же ар-хи-тек-то-ром; от-кры-то под назв. «М. т.» в 1860 опе-рой «Жизнь за ца-ря» М. И. Глин-ки. При пе-ре-строй-ке уси-ле-на слож-ная объ-ём-ная ком-по-зи-ция зда-ния, фа-са-ды в рус-ле эк-лек-тиз-ма со-хра-ни-ли го-ри-зон-таль-ные чле-не-ния и оформ-ле-ние по-этаж-ным ор-де-ром, зри-тель-но-му за-лу при-да-на под-ко-во-об-раз-ная фор-ма. Так-же уст-рое-ны до-пол-нит. вес-ти-бю-ли и фойе (для цар-ской ло-жи и др.), рас-ши-ре-но фойе для пуб-ли-ки. То-гда же зри-тель-ный зал по-лу-чил совр. оформ-ле-ние с бо-га-тым скульп-тур-ным и жи-во-пис-ным де-ко-ром (в т. ч. пла-фон худ. Э. Фран-чио-ли по эс-ки-зам К. Ду-зи). В 1885 про-ве-де-на сле-дую-щая ре-кон-ст-рук-ция зда-ния (арх. В. А. Шрё- тер; к ле-во-му кры-лу при-стро-ен 3-этаж-ный кор-пус под-соб-ных по-ме-ще-ний). В 1894 зда-ние вновь пе-ре-строе-но Шрё-те-ром: гл. фа-сад оформ-лен ко-лос-саль-ным ор-де-ром, де-кор экс-терь-е-ра зда-ния стал бо-лее дроб-ным, уве-ли-че-но про-стран-ст-во фойе и уст-рое-ны но-вые ле-ст-ни-цы, гл. фойе и па-рад-ные ле-ст-ни-цы по-лу-чи-ли со-хра-нив-шее-ся до на-ших дней оформ-ле-ние, де-рев. пе-ре-кры-тия и кир-пич-ные сво-ды бы-ли за-ме-не-ны ме-тал-лич. и бе-тон-ны-ми кон-ст-рук-ция-ми и т. д. В 1914 А. Я. Го-ло-вин соз-дал сце-ни-че-ский за-на-вес (ре-с-тав-ри-ро-ван в 1952 С. Б. Вир-салад-зе). Зда-ние по-стра-да-ло во вре-мя Вел. Отеч. вой-ны, ре-кон-ст-руи-ро-ва-но в 1943-44. В 1966-67 при-строе-ны но-вые кор-пу-са, уст-рое-ны но-вые ре-пе-ти-ци-он-ные за-лы и ма-лая сце-на (арх. С. М. Гель-фер). С нач. 2000-х гг. ве-дёт-ся строи-тель-ст-во зда-ния вто-рой сце-ны М. т. В ре-кон-ст-руи-ро-ван-ном зда-нии Де-ко-ра-ци-он-но-го ма-га-зи-на и за-ла быв. Ди-рек-ции имп. те-ат-ров (1900, арх. Шрё-тер) от-крыт кон-церт-ный зал М. т. (2004-06, арх. К. Фабр).

Опе-ра. В кон. 18 - нач. 19 вв. ос-но-ву ре-пер-туа-ра со-став-ля-ли опе-ры франц. (Ф. Бу-аль-дьё, А. Грет-ри, П. А. Мон-си-ньи и др.) и итал. (Дж. Паи-зи-ел-ло, Дж. Сар-ти, Д. Чи-ма-ро-за и др.) ком-по-зи-то-ров, ста-ви-лись пер-вые про-из-ве-де-ния рус. ком-по-зи-то-ров - M. M. Со-ко-лов-ско-го, Е. И. Фо-ми-на, В. А. Паш-ке-ви-ча, позд-нее С. И. Да-вы-до-ва и др. В 1803-1840 опер-ную труп-пу воз-глав-лял К. А. Ка-вос, ав-тор мн. опер, по-став-лен-ных на сце-не те-ат-ра, сре-ди них - «Иван Су-са-нин» (1815). В эти го-ды осу-ще-ст-в-ле-ны пер-вые на рус. сце-не по-ста-нов-ки опер «Вол-шеб-ная флей-та» В. А. Мо-цар-та (1818), «Воль-ный стре-лок» К. М. фон Ве-бе-ра (1824), «Нор-ма» и «Со-мнам-бу-ла» (1837), «Пу-ри-та-не» (1840) В. Бел-ли-ни, «Лю-чия ди Лам-мер-мур» Г. До-ни-цет-ти и др. Ве-ду-щи-ми отеч. со-лис-та-ми бы-ли П. А. Бу-ла-хов, Я. С. Во-робь-ёв, П. В. Злов, Г. Ф. Кли-мов-ский, А. М. Кру-тиц-кий, Е. С. Сан-ду-но-ва, В. М. Са-мой-лов и др. Вы-сту-па-ли итал., франц. и нем. труп-пы. Вы-даю-щим-ся со-бы-ти-ем ста-ла по-ста-нов-ка опе-ры М. И. Глин-ки «Жизнь за ца-ря», оз-на-ме-но-вав-шая ро-ж-де-ние рус. клас-сич. опе-ры. В 1842 по-став-ле-на вто-рая опе-ра Глин-ки - «Рус-лан и Люд-ми-ла». В обо-их спек-так-лях рас-кры-лось да-ро-ва-ние вы-даю-щих-ся рус. пев-цов О. А. Пет-ро-ва и А. Я. Пет-ро-вой-Во-робь-ё-вой. В опер-ную труп-пу во-шли так-же М. С. Ле-бе-дев, А. И. Ле-о-нов, М. М. Сте-па-но-ва, В. А. Ше-ма-ев, M. P. Ше-ле-хо-ва, С. С. Гу-лак-Ар-те-мов-ский, Е. А. Се-мё-но-ва и др. С 1843 под по-кро-ви-тель-ст-вом дво-ра вы-сту-па-ла Итал. опер-ная труп-па, в её со-ста-ве - пев-цы ми-ро-во-го клас-са Дж. Ру-би-ни, A. Там-бу-ри-ни, Джу-лия Гри-зи, Л. Лаб-лаш, П. Ви-ар-до-Гар-сия и др. Рус. труп-па бы-ла от-тес-не-на на вто-рой план, а в 1845-54 фак-ти-че-ски из-гна-на (вы-сту-па-ла на имп. сце-нах Мо-ск-вы).

В опер-ном ре-пер-туа-ре от-крыв-ше-го-ся в 1860 М. т. ак-цент был сде-лан на рус. му-зы-ке. Сре-ди наи-бо-лее зна-чит. по-ста-но-вок - «Рус-лан и Люд-ми-ла» М. И. Глин-ки (1861), «Ру-сал-ка» А. С. Дар-го-мыж-ско-го (1865). Бы-ли осу-ще-ст-в-ле-ны пер-вые в ис-то-рии по-ста-нов-ки рус. клас-сич. опер: «Юдифь» (1863), «Рог-не-да» (1865) А. Н. Се-ро-ва; «Ка-мен-ный гость» Дар-го-мыж-ско-го (1872); «Пско-ви-тян-ка» (1873), «Май-ская ночь» (1880), «Сне-гу-роч-ка» (1882), «Мла-да» (1892), «Ночь пе-ред Ро-ж-де-ст-вом» (1895) Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва; «Бо-рис Го-ду-нов» (2-я ред., с про-ло-гом) М. П. Му-сорг-ско-го (1874); «Оп-рич-ник» (1874), «Куз-нец Ва-ку-ла» (1876), «Ор-ле-ан-ская де-ва» (1881), «Ча-ро-дей-ка» (1887), «Пи-ко-вая да-ма» (1890), «Ио-лан-та» (1892) П. И. Чай-ков-ско-го ; «Де-мон» А. Г. Ру-бин-штей-на (1875); «Князь Игорь» А. П. Бо-ро-ди-на (1890); «Оре-стея» С. И. Та-нее-ва (1895), и др. Из зап.-ев-роп. ре-пер-туа-ра по-став-ле-ны «Про-рок» Дж. Мей-ер-бе-ра (1869); «Си-ла судь-бы» (1862; опе-ра на-пи-са-на для М. т.), «Тра-виа-та» (1868), «Аи-да» (1877), «Ри-го-лет-то» (1878), «Отел-ло» (1887), «Фаль-стаф» (1894, впер-вые на рус. яз.) Дж. Вер-ди; «Ло-эн-грин» (1868), «Тан-гей-зер» (1874), «Три-стан и Изоль-да» (1899) Р. Ваг-не-ра; «Кар-мен» Ж. Би-зе и «Ма-нон» Ж. Масс-не (обе 1885); «Ме-фи-сто-фель» А. Бой-то (1886), опе-ры К. М. фон Ве-бе-ра, В. А. Мо-цар-та, Дж. Пуч-чи-ни и др. ком-по-зи-то-ров. Гл. ди-ри-жё-ром в 1860-69 был К. Н. Ля-дов (отец ком-по-зи-то-ра А. К. Ля-до-ва), в 1869-1916 - Э. Ф. На-прав-ник, дея-тель-ность ко-то-ро-го сыг-ра-ла зна-чит. роль в ис-то-рии те-ат-ра: он ус-та-но-вил творч. свя-зи с из-вест-ны-ми рус. ком-по-зи-то-ра-ми, со-брал в те-ат-ре луч-шие ар-ти-стич. си-лы, под-нял проф. уро-вень опер-ных по-ста-но-вок. Сре-ди со-лис-тов те-ат-ра: пев-цы Ф. П. Ко-мис-сар-жев-ский, Е. А. Лав-ров-ская, Д. М. Ле-о-но-ва, И. А. Мель-ни-ков, Ф. К. Ни-коль-ский, Ю. Ф. Пла-то-но-ва.

В кон. 19 - нач. 20 вв. ре-пер-ту-ар те-ат-ра вклю-чал опе-ры Р. Ваг-не-ра («Валь-ки-рия», 1900; «Ги-бель бо-гов», 1903; «Зо-ло-то Рей-на», 1905), «Элек-тру» Р. Штрау-са, со-бы-тия-ми ста-ли по-ста-нов-ки рус. опер «Ска-за-ние о не-ви-ди-мом гра-де Ки-те-же и де-ве Фев-ро-нии» Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва (1907, впер-вые на сце-не), «Хо-ван-щи-на» М. П. Му-сорг-ско-го (1911, впер-вые в М. т.) и др. В М. т. вы-сту-па-ли круп-ней-шие мас-те-ра опер-но-го иск-ва: И. А. Ал-чев-ский, А. Ю. Боль-ска, М. И. До-ли-на, И. В. Ер-шов, Е. И. Збруе-ва, B. И. Кас-тор-ский, В. И. Ку-за, Ф. В. Лит-вин, Е. К. Мра-ви-на, Э. К. Пав-лов-ская, М. А. Сла-ви-на, Л. В. Со-би-нов, Ф. И. Стра-вин-ский, И. В. Тар-та-ков, М. И. и H. H. Фиг-не-ры, М. Б. Чер-кас-ская, Л. Г. Яков-лев и др.; час-то вы-сту-пал Ф. И. Ша-ля-пин. В те-ат-ре ра-бо-та-ли из-вест-ные ди-ри-жё-ры - Ф. М. Блу-мен-фельд, А. Ко-утс, ху-дож-ни-ки - А. Н. Бе-нуа, А. Я. Го-ло-вин, К. А. Ко-ро-вин, Б. М. Кус-то-ди-ев.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры