История, традиции и обычаи аварцев – самой многочисленной нации Дагестана. История аварцев

Главная / Измена мужа

Аварцы - это храбрый и независимый горный народ, на протяжении всей своей истории сохранявший независимость: завоевать его не удалось никому. В древности их тотемными животными были волки, медведи и орлы - сильные духом и телом, свободные, но преданные родным краям.

Название

Точное происхождение названия народа неизвестно. По одной из версий, оно связано с древним кочевым народом авары из Центральной Азии, который в VI веке мигрировал в Центральную Европу, а затем на Кавказ. Эта версия подкреплена археологическими находками на территории современного Дагестана: богатыми захоронениями людей азиатского типа.

Другая версия связана с правителем раннесредневекового государства Сарир по имени Авар. Часть исследователей сходится во мнении, что предками царей Сарира были те самые аварские племена. В период расселения по Европе они прошли до Кавказа, где и основали Сарир или, по крайней мере, оказали значительное влияние на его становление.

По третьей версии, название народности дали тюркские племена, которые и донесли его до русских. В тюркском языке слова «авар» и «аварала» значат «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий». Определения соответствуют аварскому характеру, однако в тюркском языке эти слова были нарицательными и могли относиться к любым людям, предметам или группам.
Первое достоверное упоминание названия относится лишь к 1404 году. Дипломат, писатель и путешественник Иоанн де Галонифонтибус в своих заметках причислил «авар» к народам Нагорного Дагестана, наряду с аланами, черкесами и лезгинами.
Сами же аварцы назвали себя маарулалами (на аварском языке магIарулал). Происхождение слова неизвестно, и большинство исследователей считает его непереводимым этнонимом. Однако существует версия, что слово переводится как «горец» или «верховный».
Интересно, что сами аварцы так себя никогда не называли. Они либо использовали общее для всех кавказских народов слово «магIарулал», либо представлялись по названию местности или общины, в которой проживают.

Где живут

Подавляющее большинство аварцев проживает в Республике Дагестан, которая является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Они занимают большую часть горного Дагестана, где обитали исторически. Часть аварцев живет на равнинах в Кизилюртовском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. 28% народности проживает в городах, однако основной зоной расселения можно считать бассейны рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и Андийское Койсу.
Значительная часть аварцев проживает в других регионах России и иностранных государствах. Среди них:

  • Калмыкия
  • Чечня
  • Азербайджан
  • Грузия
  • Казахстан

Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции и Сирии.


Хотя аварцы считали себя единым народом, они выделяли внутри общности более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания. Из сохранившихся до сегодняшних дней выделяются в том числе:

  • багулалы, хваршины и чамалинцы - живут в селах Цумадинском районе;
  • ботлихцы и андийцы - живут в Ботлихском районе;
  • ахвахцы - живут в Ахвахском районе;
  • бежтинцы и гунзибцы - села Бежтинского участка.

Численность

В мире насчитывается более 1 миллиона представителей аварской нации. Большая часть нации находится на территории Российской Федерации: 912 000 человек. 850 000 из них проживают на своей исторической родине - в Дагестане.
Около 50 000 человек обитает в Азербайджане - это одна из крупнейших зарубежных диаспор. Диаспора аварцев в Турции насчитывает порядка 50 000 человек, однако подтвердить это документально сложно, поскольку законы страны не обязывают указывать национальную принадлежность.

Язык

Язык аварцев относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности.
Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы.
Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.

История

Первые люди появились на территории современного Дагестана еще 8 тыс. лет до н.э. в эпоху верхнего палеолита-мезолита. В неолитическую эпоху у них уже были каменные жилища, активно развивалась скотоводство, животноводство и земледелие. Считается, что предками аварцев были племена албанов, легов и гелов, которые входили в состав древнейшего государства на Восточном Кавказе - Кавказской Албании.


Первый этап, заложивший основу национальной принадлежности аварцев, относится к VI веку новой эры. В этот период зарождается государство Сарир (также Серир), которое существовало до XIII столетия, считалось крупнейшим и самым могущественным в раннесредневековом Дагестане. Здесь активно процветали ремесла, сельское хозяйство, проходили торговые пути. Соседние государства платили правителям Сарира дань золотом, серебром, тканями, мехами, продовольствием, оружием. Объединение аварцев в этот период происходило и по религиозному признаку: взамен языческой мифологии пришло православие.
Начиная с XII-XIII столетия все большее влияние на Сарир начинают оказывать исламские проповедники, которые вскоре обращают в новую веру практически все население. В это же время Сарир дробится на небольшие феодальные поселения, живущие самостоятельно и объединяющиеся лишь в случае войны.
Аварские земли неоднократно пытались захватить монголы, однако встретили серьезный отпор и сменили тактику. В 1242 году во время похода Золотой Орды на Дагестан был заключен союз, подкрепленный династическими браками. В результате аварцы сохранили собственную независимость, однако под влиянием союзников образовали новое Аварское ханство, просуществовавшее более пяти веков.

Период войн

В XVIII столетии над аварцами нависла новая угроза: вторжение Надир-шаха, правителя мощнейшей персидской империи, занимавшей территории от Ирака до Индии. Персидская армия быстро захватила весь Дагестан, однако сопротивление аварцев не удавалось сломить несколько лет. Итогом противостояния стала битва осенью 1741 года, продолжавшаяся 5 дней и закончившаяся победой аварцев. Потери Надир-шаха были огромны: из 52 тысяч в живых осталось лишь 27 тысяч солдат. Сражение широко описывалось в народном эпосе. Поразителен и тот факт, что армия персов использовала весь арсенал вооружения тех лет, аварцы же - лишь мушкеты и сабли.


В 1803 году Аварское ханство перестало существовать, и часть аварских территорий вошла в состав Российского Государства. Однако русские не учли свободолюбивую ментальность народа: резко обложили его налогами, стали вырубать леса и осваивать земли. В итоге произошла национально-освободительная революция, в результате которой народ вновь обрел независимость. Аварцы и другие народы Кавказа сплотились под знаменами шариата, а роль лидеров взяли на себя верховные имамы. Одним из народных героев, начавших священную войну против русских, стал Шамиль, руководивший движением 25 лет.
Со временем его популярность стала падать, и аварцы вновь вошли в состав России. Помня прошлый неудачный опыт, российские правители всячески поощряли народ, смягчали для него налоги. А специальное аварское подразделение даже входило в состав элитного караула, охранявшего покои монаршей семьи.
После революции часть кавказских народов была объединена в Дагестанскую АССР. Представители республики храбро проявили себя на полях сражений ВОВ, внесли значительный вклад в развитие промышленности и культуры республики.

Внешность

Аварцев относят к кавкасионскому антропологическому типу, который относится к балкано-кавказской расе. К основным внешним признакам этой группы относят:

  • белую кожу;
  • глаза зеленого, карего или голубого цвета, а также переходных оттенков, например, зелено-карего;
  • «орлиный» или ровный высокий нос;
  • рыжие, темно-каштановые, темно-русые или черные волосы;
  • узкая и выступающая челюсть;
  • большая голова, широкие лоб и средняя часть лица;
  • высокий рост;
  • крупное или атлетическое телосложение.

Многие аварцы до сегодняшних дней сохранили внешность, не похожую на облик других кавказских народностей. Однако влияние соседних аланцев, чеченцев, лезгинов не могло не сказаться на облике аварцев. Гаплогруппы I, J1 и J2 относят предков аварцев к семитским народностям и «северным варварам», которые позже оказали значительное влияние на формирование наций хорватов и черногорцев.

Одежда

Одежда мужчин-аварцев схожа с костюмами других дагестанских народностей. Повседневный наряд состоял из простой нательной рубашки с воротником-стойкой и просторных штанов. Облик обязательно дополнял бешмет - стеганый национальный приталенный полукафтан. Широко использовалась и черкеска - более длинный кафтан приталенного типа с вырезом на груди. В качестве зимней одежды выступали бурки, овечьи шубы, в межсезонье пристегивали к бешмету подкладку. Дополняла облик папаха - высокий головной убор из меха.


Женская одежда значительно различалась в зависимости от региона: по ней можно было определить не только место жительства, но также социальный и семейный статус. Чаще всего наряд состоял из длинной просторной рубахи, скроенной из прямых кусков материи, с присборенными рукавами и округлым вырезом у шеи.
В некоторых районах его подпоясывали ярким кушаком, длина которого доходила до 3 м. Богатые аварки использовали для этого кожаный пояс с серебряными застежками, надевали поверх рубахи расклешенные шелковые накидки. Молодые девушки предпочитали ткани зеленого, синего, красного оттенка, а женщины в возрасте и замужние выбирали черные и коричневые цвета. Традиционный головной убор - чухта: чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок.

Мужчины

Мужчина занимал главенствующее положение, решал всех общественные и финансовые вопросы. Он полностью обеспечивал семью и отвечал за детей, в том числе за их воспитание, выбор невесты и будущей профессии. Голосовать имели право только мужчины, совершеннолетие наступало в 15 лет.

Женщины

Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось.
Царство женщины - дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.


Семейный уклад

Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда.
В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

Жилище

Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха.


В некоторых селениях дом состоял из одной комнаты площадью 80-100 м2, в центре которой стоял очаг и украшенный резьбой столб, вокруг которого ели и принимали гостей. В многокомнатных домах обязательно оборудовали комнату с камином, коврами и резным диваном: здесь отдыхали и принимали гостей.
Селились аварцы родственными общинами - тухумами. Они, в свою очередь, объединялись в крупные поселения - от 30-60 дворов в высокогорье до 120-400 в предгорьях и горах. Во главе каждого села стоял старейшина, решения принимали сообща на совете. В нем участвовали все мужчины, решающие голоса были у глав тухумов.
Большая часть селений была огорожена стенами и укреплена оборонительными башнями. В центре села располагалась центральная площадь, на которой проводились общие собрания и гулянья.

Жизнь

Начиная с эпохи неолита предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стад составляли овцы, порядка 20% - крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз, птицу.
Земледелие было террасное, пахотное. В высокогорье было гораздо труднее возделывать землю, чем на равнинах, и из-за ограниченной территории она ценилась выше. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.


Процветали ремесла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделие аварских мастериц:

  • теплые шерстяные носки
  • шали и платки
  • перекидные сумки из войлока
  • сукноделие
  • вышивка золотыми нитями
  • плетеные ковры

Особую роль в жизни аварцев занимала военная подготовка. Мальчики с раннего детства обучались бою на палках и саблях, ближнему бою, тактике. Позднее все виды тренировок перешли в направление вольной борьбы, популярной во всем Дагестане.

Культура

Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:

  • любовными
  • военными
  • плачами
  • героическими
  • историческими
  • лироэпическими
  • колыбельными

Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:

  1. Струнные инструменты: чагур и комуз.
  2. Язычковые: зурна и ясты-балабан.
  3. Ударные: бубен и барабан.
  4. Смычковый: чагана.
  5. Свирельного типа: лалу.

Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

Религия

До принятия христианства аварцы верили в белых и черных духов. У первых просили милости, выздоровления, удачи, а от вторых носили обереги. Тотемными животными разных этнических групп были волки, медведи и орлы. Волка называли «Божьим сторожем», уважали за его смелость, независимость и стремление жить по своим правилам. Орлов почитали за их силу и свободолюбие, и говорили, что, как орлы не улетают зимовать в теплые края, так и аварцы никогда не покинут родину.
Во время господства христианства народ придерживался православной веры. До наших дней дошли руины храмов и православных захоронений: один из хорошо сохранившихся находится у села Датуна и относится к X столетию. Сегодня большая часть аварцев исповедует ислам суннитского и шафиитского толка.

Традиции

Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:

  1. По сговору родителей. Практиковали «люлечные браки», однако чаще сватались за двоюродных братьев и сестер, предпочитая жениться в пределах тухума.
  2. По выбору юноши. Для этого он приходил в дом избранницы и оставлял в нем свою вещь: нож, папаху, пояс. Если девушка отвечала согласием, начиналось сватовство.
  3. Против воли родителей. Если молодые полюбили друг друга, но их родители не одобрили выбор, жених и невеста сбегали и венчались. Приходилось молить о родительском благословлении постфактум: хотя такая свадьба и считалась позором, прощение новая семья получала.
  4. По настоянию общества. Засидевшихся в девках и вдов выводили на центральную площадь и просили назвать имя свободного мужчины, который ей нравится. Выбранному приходилось жениться, если он не был в сговоре ни с кем другим.

В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй - в доме виновника торжества. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.


Особый обряд вхождения в новую семью существовал у невесты и назывался «обряд первой воды». На утро 3-5 дня сестры и снохи жениха давали невестке кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. После этого она была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.

Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село, старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.


Еда

Ошибочно считать, что основной рацион аварцев занимало мясо: оно выступало лишь дополнением к другим блюдам. Основное из них - хинкал, ничем не похожий на грузинские хинкали. Блюдо состояло из крупных кусков теста, сваренных в мясном бульоне с зеленью и овощами. Во многих селениях вместо хинкала варили супы, главным из которых была чурпа на основе щавеля, фасоли или чечевицы.
В каждом доме были лепешки из тонкого теста - ботишалы. В качестве начинки использовали мясо, творог с зеленью, брынзу с приправами. Есть у аварцев и аналог пельменей: курзе. Они отличаются каплевидной формой, большим размером и обязательным защипом косичкой, который позволяет начинке не вытекать.


Известные аварцы

Известный аварец - поэт и прозаик Расул Гамзатов, сочинивший своеобразный аварский гимн: «Песню аварцев». Его произведения переведены на десятки языков, за особый вклад в культуру в 1999 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.


Аварцы всегда славились отличной физической подготовкой и владением боевыми искусствами. Эти звания подтверждает боец Хабиб Нурмагомедов - действующий чемпион в легком весе по боям без правил UFC.


Видео

Аварцы – коренной народ Дагестана, большая часть которого проживает на территории республики, также многие представители этой народности называют своим домом восточную Грузию и Азербайджан. Жилые комплексы аварцев, в основном, расположены в горной части. Впервые народ был упомянут Ананием Ширакаци в его труде «Армянская география». Аварцы исповедуют ислам, чем и объясняются многие традиции в их поведении и жизненном укладе.

Свадебные обычаи

1 день. По приглашению весь аул собирался в доме друга жениха за праздничным столом, который накрывался за счет гостей. Здесь же сразу выбирали главу застолья и тамаду: они должны были возглавлять торжество и развлекать публику.

2 день. Все гости переходили в дом жениха и продолжали праздник. В вечернее время ко двору жениха направлялась процессия во главе с невестой, которую поверх свадебного наряда укутывали покрывалом. Несколько раз свите невесты преграждали путь и требовали выкуп. Свекровь встречала невестку первой, дарила ей ценные вещи, затем отводила девушку с подругами в отдельное помещение, куда никто из мужчин не смел входить. За женихом в это время пристально следили друзья, дабы его не «украли» подружки невесты, если же такое случалось, приходилось платить выкуп. Свадьба проходила весело под сопровождение танцев и музыки. Поздней ночью невеста встречала жениха у себя в комнате.

3 день. Последний день свадьбы – день подарков от родственников мужа невесте. После процедуры дарения гости ели традиционное блюдо – обрядовую кашу.

Таинство рождения

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребенка. Желанием каждой аварской женщины было – родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало ее авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала.

Односельчане узнавали о рождении ребенка по звукам выстрелов из ружья: они доносились со двора родителей новорожденного. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Имя ребенку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

Кровная месть

За такие преступления, как убийство, похищение человека, супружеская измена, осквернение фамильной святыни можно было впасть в немилость целого рода аварцев. Месть при этом не знала границ и порой превращалась в бесконечное кровопролитие и вражду между родами.

С 19 века ритуал кровной мести был «подогнан» под нормы шариата. Данные правила предусматривают мирное урегулирование вопроса посредством выплаты пострадавшей семье компенсации за причиненный вред.

Некоторые обычаи гостеприимства

Гость – всегда желанный человек в доме аварца. Во многих домах есть специальное помещение для приезжих друзей и родственников мужского пола. В любое время суток гость мог приехать и поселиться там, даже не уведомляя хозяина о своем прибытии.

Безопасность – прежде всего. Все гости при входе в дом сдавали хозяину свое оружие, разрешалось оставить при себе только кинжал. Этот ритуал ни в коем случае не унижал приезжих, наоборот, хозяин тем самым указывал на то, что берет на себя всю ответственность за здоровье и жизнь своих гостей.

Застолье. За один стол нельзя было усаживать младшего и старшего брата, отца и сына, тестя и зятя. Как правило, гости делились на две группы согласно возрасту. Родственники по материнской линии имели больше привилегий за столом, нежели родственники по отцовской линии. Во время застолья велись вежливые разговоры «ни о чем». Правилами аварского этикета хозяину запрещалось спрашивать у приезжего о цели визита, необходимо было подождать, пока гость сам не затронет эту тему.

Табу для гостя. За столом гость не должен был выражать свои пожелания по поводу блюд. Приезжим не разрешалось посещать женские комнаты и кухню, а также оказывать влияние на семейные дела хозяина. Гость не имел права уехать без разрешения главы дома. Если гостю понравилась в доме какая-либо вещь, хозяин должен был отдать ее ему, поэтому было весьма нетактично со стороны гостя расхваливать понравившиеся предметы.

Выдающиеся личности

Ты перед нами, время, не гордись,

Считая всех людей своею тенью.

Немало средь людей таких, чья жизнь -

Сама источник своего свеченья.

Будь благодарно озарявшим нас -

Мыслителям, героям и поэтам.

Светилось ты и светишься сейчас

Не собственным, а их великим светом.

Расул Гамзатов

Среди аварцев много известных личностей, деятелей политики, науки, искусства, спорта. В столь любимом вами Интернете я нашла их фамилии. Приведу лишь некоторых, чтобы вы, мои дорогие, знали их и гордились ими. Надеюсь, в будущем этот список будет пополнен вашими именами! Дерзайте!

Из книги Лезгины. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Выдающиеся личности При своей богатой истории, насчитывающей не одну тысячу лет, среди лезгин выросло немало величайших личностей, деятелей науки, культуры и искусства, спортсменов, которые своими делами прославили наш Дагестан. Приведу лишь некоторых из них, чтобы вы,

Из книги Древний Рим автора Миронов Владимир Борисович

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

Выдающиеся имена Из трех мастеров, последователей Джамболонья, создавших рельефы соборных дверей в Пизе, Пьетро Такка (около 1580–1640) особенно служил переходу тосканского искусства в XVII век. На цоколе медной конной статуи Фердинанда I в Ливорно, работы ученика Бандинелли

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Наиболее выдающиеся авторы Любопытно будет составить список имен знаменитых писателей Исландии согласно их месту в литературе страны, поскольку, как мы уже говорили, обычно они оставались анонимными, особенно когда речь идет о прозаических трудах. Не следует забывать о

Из книги Книга назидания автора ибн Мункыз Усама

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЖЕНЩИНЫ Я упомянул о некоторых деяниях мужчин и теперь упомяну также о деяниях женщин, но предварительно сделаю небольшое предисловие.Антиохия принадлежала дьяволу из франков по имени Роджер. Он отправился в паломничество в Иерусалим, властителем которого

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

3.8.7. Народные массы и выдающиеся личности С открытием классов и классовой борьбы в историологию впервые вошел народ, причем не как пассивная страдающая масса, а как активная действующая социальная сила. Одна из работ О. Тьерри называлась «Подлинная история Жака Простака,

автора

1.7. Выдающиеся, знаменитые женщины 1.7.1. Драма жизни княгини Рогнеды Рогнеда уже несколько дней была заперта в своих покоях и ожидала решения своей участи. Она ни о чем не жалела и готовилась принять смерть. Но что же ее остановило, задержало на секунды удар кинжала? Она

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.7. Выдающиеся, знаменитые женщины 2.7.1. Софья Палеолог в мнениях современников и потомков Выражение «первая леди» применительно к супруге высшего руководителя страны появилось в нашей стране во второй половине 80-х гг. XX в. Первой настоящей «первой леди» в истории России

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.7. Выдающиеся, знаменитые женщины 3.7.1. А Елену Глинскую все-таки отравили Второй женой великого князя Василия III стала Елена Глинская из Литвы. Она была на 25 лет моложе Василия Ивановича. Увлеченный молодожен даже сбрил бороду в угоду молодой жене. Только на пятом году

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

5.7. Выдающиеся, знаменитые женщины 5.7.1. Философова у истоков российской эмансипации Карл Маркс предлагал уровень цивилизованности того или иного общества или страны определять по отношению к женщинам, по тому положению, которое в конкретном обществе, данной стране

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

6.7. Выдающиеся, знаменитые женщины 6.7.1. Женщины революции В XVIII в. пять женщин восседали на российском престоле. В XX в., как и в XIX, ни одной женщине не удалось занять самый высший государственный пост в своем отечестве.Женщины на протяжении второй половины XX в. возглавили

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.7. Выдающиеся, знаменитые женщины 7.7.1. «Пол женщины – это ее потолок!» Галина Старовойтова Высказывание Галины Васильевны Старовойтовой, приведенное в заголовке, большинству женщин не нравилось. Саму Старовойтову это, похоже, нисколько не беспокоило.Галина Васильевна

Из книги Правители России автора Гриценко Галина Ивановна

Выдающиеся ученые ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (05(17).09. 1857 – 19.09.1935 гг.) – ученый в области воздухоплавания и ракетной техники.Родился в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего. В десятилетнем возрасте из-за осложнений после скарлатины потерял слух и

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Выдающиеся реформы Екатерину II от всех предыдущих правителей отличало необыкновенное трудолюбие. Ранними утренними часами она работала над проектами законов и указов, над литературными сочинениями, письмами и переводами. С первых же месяцев ее царствования ежедневная

Из книги Россия в середине XIX века (1825-1855 гг.) автора Коллектив авторов

ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛЮДИ ЭПОХИ 19 век в России отмечен всплеском духовной жизни. Практически во всех сферах видно движение вперед. Например, количество периодических изданий выросло с 1800 года до 1850 года с 64 до 250 наименований. В конце 50-х годов печаталось ежегодно около двух тысяч

История аварцев

Они в горах живут высоко…

И выше всех вершин Востока

Считают собственную честь.

Расул Гамзатов

Аварцы (магIарулал – горцы) и четырнадцать родственных им небольших народов (андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, цезы, хваршины, гунзибцы, бежтинцы, гинухцы, арчибцы) издревле живут на севере, северо-западе нагорного Дагестана, занимая большую ее часть, по берегам рек Авар-ор (Аварское Койсу), Андиор (Андийское Койсу) и Чеэр-ор (Кара-Койсу), а также на севере равнинной части Дагестана.

Считается, что предками аварцев были племена легов, гелов, албанов. Эти племена входили в состав Кавказской Албании – древнейшего государства на Восточном Кавказе I–X в. до н. э.

Земля, населённая аварцами, с V–VI в. до н. э. известна как царство Сарир (Серир). Впервые в исторических документах Сарир упоминается в VI веке.

На севере и северо-западе Сарир граничил с аланами и хазарами. Крупным политическим государством в раннесредневековом Дагестане Сарир стал в X–XII вв. Это была горная и степная область с большими природными богатствами.

Жители страны имели высокую земледельческую культуру, развитое скотоводство и ремесла: гончарное, кузнечное, ювелирное, ткацкое.

Это было могущественное образование с главной столицей в городе Хумрадж, нынешний Хунзах.

На гербе Хунзаха был изображен волк – символ смелости и отваги.

Царя Сарира, который правил в V веке, звали Авар. Ученые предполагают, что именно от его имени пошло общепринятое название народа.

Но каждое общество имело свое название. Горец так и представлялся: андалалец, карахец, хиндалалец, нахбалIав (гумбетовец), хунзахев (аварец), гьидалъев (гидатлинец).

А все наречия в общем назывались «магIарул мацI » (язык горцев). К началу XII века, после арабских завоеваний на Восточном Кавказе, на месте Сарира образовалось Аварское ханство, которое в средневековом Дагестане считалось одним из сильных владений. Существовали и так называемые «вольные общества»: независимые друг от друга мини-республики. Их было около сорока.

Представители «вольных обществ» отличались боевым духом и военной выучкой.

Эти времена были неспокойными как для Аварии, так и для всего Дагестана. Не прекращались войны между Турцией и Ираном за Кавказ, шахи и султаны вовлекали народы Дагестана через феодальных владетелей в свои военные действия. И дагестанцы всегда объединялись против общего врага.

Нашествия иноземцев приносили страдания и бедствия горцам, мешали развитию. Но общая беда сплачивала, а в борьбе укреплялось единство.

Ярким примером тому стало Андалалское сражение с иранским царем Надир-шахом и его многочисленным войском – значительное событие в истории дагестанцев.

На месте разгрома армии Надир-шаха в Гунибском районе у подножия горы Турчи-даг построен мемориальный комплекс «Ватан».

В то время Андалал считалось одним из самых многочисленных и воинственных обществ Дагестана. Андалалское общество состояло из таких крупных селений, как Чох, Согратль, Ругуджа. К ним примыкали аулы Гамсутль, Салта, Кегер, Кудали, Хоточ, Хиндах, Гуниб, Мегеб, Обох, Карадах.

Это была народная война, партизанская, днем и ночью. Даже погода помогала: шел холодный дождь, ущелья окутались туманом, и горцы, хорошо знавшие местность, добивались успеха.

Прибегали и к различным уловкам. Так, согратлинский кадий, руководивший боем, решил пойти на хитрость: велел женщинам и детям, оставшимся в селе, спускаться друг за другом по открытому склону, а затем сразу возвращаться по обходной тропинке, скрытой от глаз персов. Складывалось впечатление, что по склону бесконечной вереницей движутся люди.

Наблюдавший за этим Надир-шах стал вводить в бой все новые и новые силы, в том числе и конницу. Их скопилось так много, что они мешали друг другу, не имея возможности развернуться. Горцы тем временем налетали на них, наносили удар и немедленно отступали, что позволяло без особого вреда для себя уничтожать противника.

Расскажу об одном предании. Надир-шах постоянно пополнял войско, а силы горцев были на исходе. В сражение вступили все, кто мог держать оружие. От звона сабель и кинжалов не было слышно человеческого голоса. Потекли кровавые ручьи, и местность Хициб усеялась телами погибших и раненых. Андалалцы стали отступать.

Вдруг путь им преградил седобородый певец («кочIохъан» ). Он был без оружия. Старец ударил по струнам своего пандура, и зазвучала призывная боевая песня. Воодушевленные горцы снова решительно бросились на врага. Персы в панике бежали.

Когда закончилось сражение, стали звать мужественного кочIохъана . Но никто не откликнулся. Нашли старика с вражеским мечом в груди…

Горцы похоронили его на том самом холме, где старец пел свою песню. Благодаря ему аварцы смогли продержаться до прибытия подкрепления из других аулов Дагестана.

Представляете, если снять фильм про это сражение со всевозможными спецэффектами? Не хуже «Гарри Поттера» получится!

С первых дней в сражениях участвовали и женщины. Потеряв за неделю более десятка тысяч воинов, почти всех коней, казну, Надир-шах понял, что ему не покорить Дагестан: все дагестанцы объединились с аварцами и выступили против шаха. Это была победа, имеющая великое историческое значение для всех народов Дагестана.

Говорят, что после разгрома персов сложилась поговорка: «Если шах сошел с ума, пускай идет войной на Дагестан».

В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства добровольно вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть царских чиновников и местных ханов и богачей. Поэтому в начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Руководителем движения стал Газимухамад из Гимры. Через два года, во время сражения возле села Гимры, Газимухамад погиб, и вторым имамом стал Гамзат-бек. После его гибели народно-освободительную борьбу в Дагестане возглавил имам Шамиль.

Ярким событием в Кавказской войне стала героическая оборона крепости Ахульго. В бою горцы проявили мужество и верность долгу. Пали почти все защитники Ахульго, пали шахидами – борцами за веру. Среди них было немало женщин, детей, стариков.

Особенно прославился в годы войны наиб Шамиля – Хаджи-Мурат из села Цельмес. Если Шамиль был знаменем борьбы, то Хаджи-Мурат стал его душой. Его имя вдохновляло на борьбу, с ним связывали успех и удачу, его боялись враги. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой написал про него одноименную повесть, прославив храброго аварца на весь мир.

История – тарих

Эпоха – кIудияб заман

Мир – рекъел

Земля – ракь

Родина – ватIан

Страна – улка, бакI

Государство – пачалихъ

Народ – халкъ

Люди – гIадамал

Нация – миллат

Неприятель – тушбабазул аскарал

Крепость – хъала

Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.

В 1917 году в России свергают царя, происходит революция, создается первое в мире государство рабочих и крестьян – Союз Советских Социалистических Респуб лик (СССР).

А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Сейчас Дагестан входит в состав Российской Федерации.

Немалый вклад внесли аварцы в становление и развитие Республики Дагестан. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Аварцы мужественно сражались в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Многие из них полегли на полях сражений.

Но и в наше время пришлось встать на защиту родного края. 7 августа 1999 года банда террористов Басаева и Хаттаба вошла в Ботлихский район и захватила ряд сел.

На борьбу с боевиками вместе с российскими войсками и добровольцами со всего Дагестана встали жители из аварских районов. За проявленное мужество и героизм троим уроженцам Ботлихского района присвоили звание Героя России (двоим посмертно, о них я еще расскажу вам). Многие отмечены высокими наградами России и Дагестана.

В памяти людской навсегда останутся те, кто, не жалея своей жизни, дал отпор боевикам. Так, в разгар боев за гору Ослиное ухо бывший афганец-танкист Магомед Хадулаев совершил свой очередной подвиг. Когда военные не смогли найти склады врагов с боеприпасами, он вместе с другими добровольцами под огнем вражеских минометов сумел не только найти, но и лично уничтожить два склада, которые были спрятаны в пещерах. Враги даже назначили цену за его голову.

А в одном из боев пятеро русских и один аварец оказались в окружении бандитов. Забирая русских солдат в плен, дагестанцу-аварцу предложили уйти: «Ты мусульманин, дагестанец, мы тебя отпускаем, иди». Но он сказал, что не уйдет, и до конца был с братьями по оружию. Вот пример истинного интернационализма и искреннего патриотизма!

Одним из самых опасных участков в дни войны был Андийский, в тридцати километрах от Ботлиха. Этот участок защищали лишь двадцать дагестанских милиционеров. Видя такую ситуацию, жители сел Анди, Гунха, Гагатли, Риквани, Ашали и Зило организовали оборону против крупного отряда боевиков и, несмотря на потери, не пропустили боевиков. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять аварский народ.

Справка

В Дагестане аварцы живут в Шамильском, Казбе-ковском, Ахвахском, Ботлихском, Гумбетовском, Хунзахском, Цунтинском, Цумадинском, Чародинском, Гергебильском, Унцукульском, Тляратинском районах и Бежтинском участке. Частично – в Буйнакском, Хасавюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском Республики Дагестан, Шаройском, Шелковском районах Чеченской Республики.

А еще в Грузии, Казахстане, Киргизии, Турции и других государствах, в Азербайджане в основном в Белоканском и Закатальском районах.

Численность аварцев в России к 2010 году составляла 910 тыс. человек. Это самый многочисленный народ Дагестана.

Реки: Аварское Койсу, Андийское Койсу, Сулак. Горы: Аддала-Шухгельмеэр 4151, Диклосмта 4285, Шавиклде 3578.

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора

Одежда аварцев Шарфы, башлыки и перчатки, Из козьего пуха платки, Жакеты на теплой подкладке И вязки цунтинской носки. Расул Гамзатов Мужская одежда в Аварии была такой же, как у горцев всего Дагестана. Она состояла из нательной рубахи с воротником-стойкой и простых

Из книги Аварцы. История, культура, традиции автора Гаджиева Мадлена Наримановна

Поселения аварцев Дом родной мой выше гор, Он дороже мне всего. Неба синего простор - Крыша дома моего. Расул Гамзатов Поселения предгорной части Аварии располагались на северных склонах Гимринского и Салатавского хребтов. Здесь были прекрасные пастбища и

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

6.3. ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКОГО ИСХОДА - ЭТО ИСТОРИЯ ОСМАНСКОГО = АТАМАНСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ЕВРОПЫ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА 6.3.1. БИБЛЕЙСКИЙ ЕГИПЕТ ЭПОХИ ИСХОДА - ЭТО РУСЬ-ОРДА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА Н. Э Библейский исход начинается из Египта. Спрашивается, что такое библейский Египет

автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Английская история 1040–1327 гг. и византийская история 1143–1453 гг. Сдвиг на 120 лет (А) Английская эпоха 1040–1327 гг.(Б) Византийская эпоха 1143–1453 гг. Обозначена как «Византия-3» на рис. 8. Она же = «Византия-2»(А) 20. Эдуард Исповедник Монах (Edward «The Confessor») 1041–1066 (25)(Б) 20. Мануил I

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

История мира - это история противостояния тайных обществ (Вместо предисловия) С момента возникновения первой организованной человеческой общности наверняка почти сразу же внутри нее образовалось общество заговорщиков. История человечества не мыслится без тайных

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

3. История библейского Исхода - это история османского=атаманского завоевания Европы XV века Библейский Египет эпохи исхода - это Русь-Орда первой половины XV века н. э.Учитывая, что многие древние географические названия помещены на современных картах совсем не в тех

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

2.12.3. Всемирная история в работе У. Мак-Нилла «Подъем Запада. История человеческой общности» До появления мир-системного подхода была по существу лишь одна серьезная попытка создать полную картину истории цивилизованного человечества, в которой учитывались бы по

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

2. История Словакии в центральноевропейском контексте: Словацкая история как геополитическая проблема Однако «Словацкая история», или «История Словакии», заключает в себе и принципиальную проблему историко-геополитического характера, которая в последнее время

Из книги Природа и власть [Всемирная история окружающей среды] автора Радкау Йоахим

6. TERRA INCOGNITA: ИСТОРИЯ СРЕДЫ – ИСТОРИЯ ТАЙНОГО ИЛИ ИСТОРИЯ БАНАЛЬНОГО? Нужно признать, что в истории среды мы очень многого не знаем или лишь смутно распознаем. Иногда кажется, что экологическая история Античности или неевропейского мира до Нового времени состоит в

Из книги Екатерина II, Германия и немцы автора Шарф Клаус

Глава VI. История русская и немецкая, история всеобщая: научные опыты императрицы и немецкие ученые –

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Часть 1 ИСТОРИЯ ГЛАЗАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНАЛИТИКИ Глава 1 История: больной, который ненавидит врачей (Журнальный вариант) Книги должны следовать за наукой, а не наука - за книгами. Фрэнсис Бэкон. Наука не терпит новых идей. Она с ними борется. М.М.Постников. Критическое

Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Устная история и история повседневности: методические и методологические перекрестки История повседневности (everydaily или every day life story), как и устная история, является новой отраслью исторического знания. Предметом ее изучения является сфера человеческой обыденности во

Из книги История России до ХХ века. Учебное пособие автора Лисюченко И. В.

Раздел I. Отечественная история в системе социогуманитарного знания. История России до начала XX

Величественный строгий Кавказ - это самобытная природа, захватывающие дух пейзажи, строгие горы и цветущие равнины. Народы, заселяющие его территорию, такие же строгие, сильные духом и одновременно поэтические и богатые духовно. Один из таких народов - люди, чья национальность – аварцы.

Потомки древних племен

Аварцы – это русское название народности, которая в основном заселяет север Дагестана. Сами себя они называют «маарулал», что переводится очень просто и точно: «горцы». Грузины звали их «леками», кумыки – «тавлу». Статистика насчитывает более 900 тыс. аварцев, в том числе 93% из них проживает в Дагестане. За пределами края небольшая часть этого народа обитает в Чечне, Грузии, Азербайджане, Казахстане. Есть община аварцев и в Турции. Аварцы - национальность, которая генетически родственна с евреями. Согласно летописи султан древней Аварии приходился родным братом правителю Хазарии. А хазарские ханы, опять же по летописи, были князьями еврейскими.

Что говорит история?

В первых упоминаниях в исторических манускриптах эти северо-кавказские племена представляются как воинственные и могущественные. Их место поселения высоко в горах способствовало ряду успешных побед над хазарами, которые селились на равнинах. Небольшое царство называлось Серир, позднее переименованное в Аварию по имени уважаемого в округе царя. Своего расцвета Авария достигла в XVIII веке. В дальнейшем мусульманская национальность аварцы создала теократическое государство Имамат, которое в таком виде существовало до присоединения к России. Ныне это самостоятельная Республика Дагестан со своими культурными, политическими и религиозными особенностями.

Язык народа

Аварцы – национальность со своим отдельным языком, который относится к аваро-андо-цезской подгруппе кавказской группы. Южным и северным областям территории проживания свойственны два своих наречия, отличающиеся по некоторым фонетическим, морфологическим и лексическим признакам. Оба наречия имеют целый ряд диалектов, свойственных отдельным регионам республики. Литературный аварский язык сформировался в слиянии двух основных наречий, хотя значительным стало все же влияние северного. Ранее аварцы пользовались алфавитом из латинской графики, с 1938 года аварский алфавит – это буквы на основе русской графики. Основная масса народности свободно владеет русским языком.

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Быт горного народа

Те, чья национальность – аварцы, проживали издавна в горах. Основным занятием было и остается в этих районах и сейчас овцеводство, а также все промыслы, связанные с обработкой шерсти. Потребности в пропитании заставили аварцев понемногу спускаться на равнины и осваивать земледелие и животноводство, которые и стали основными занятиями равнинного населения. Дома свои аварцы строят вдоль бурных горных речек. Их строения очень интересны и необычны для европейцев. В окружении скал и камней дома выглядят их продолжением. Обычное поселение выглядит так: одна большая каменная стена тянется вдоль улицы, из-за чего она выглядит как тоннель. Разные уровни высоты способствуют тому, что часто крыша одного дома служит двором для другого. Современные влияния не обошли и эту национальность: аварцы нынешние строят большие трехэтажные дома с застекленными террасами.

Обычаи и традиции

Религия народа – ислам. Аварцы относятся к религиозной конфессии мусульман-суннитов. Естественно, правила шариата диктуют все традиции и семейные правила, которых строго придерживается аварец. Народ здешний в целом приветливый и гостеприимный, но свои верования и обычаи, вопросы чести отстаивает незамедлительно. Кровная месть в этих местах - дело привычное и поныне. Верования местного населения несколько разбавлены некоторыми языческими обрядами – так часто бывает на территориях, народы которых долгое время вели обособленный образ жизни. В семье главенствует муж, но по отношению к жене и детям его обязанность оказывать уважение и материально обеспечивать. Аварские женщины обладают настойчивым характером, который не прячут от своих мужчин, и всегда добиваются своего.

Культурные ценности

Каждый аварец, народ которого очень привязан к своим национальным традициям, почитает своих предков. Культурные традиции уходят корнями в века. На горных просторах родились своеобразные мелодичные песни, зажигательные танцы и мудрые сказания кавказских долгожителей. Музыкальные инструменты аварского народа - чагчана, чагур, лапу, бубен, барабаны. Традиционная аварская культура является истоком и первоосновой для современного дагестанского искусства и живописи. Живя в отдалении, вдалеке от торговых путей и центров, жители Аварии изготавливали предметы быта, одежду, украшения для себя и дома своими руками, из подручных материалов. Эти ремесленные поделки стали настоящими шедеврами, основой для теперешних мастеров.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры