Умберто эко биография краткая. Биография

Главная / Измена жены

(Пока оценок нет)

Имя: Умберто Эко (Umberto Eco)
Дата рождения: 5 января 1932 года
Место рождения: Италия, г. Алессандрия

Умберто Эко — биография

Умберто Эко — выдающийся итальянский писатель, литературный критик, философ, историк-медиевист и семиотик. Его вклад в развитие науки так же велик, как и в художественную литературу.

Будущий писатель и ученый появился на свет 5 января 1932 года в небольшом итальянском городке Алессандрия в семье бухгалтера. Отец мечтал, чтобы его сын стал высококлассным юристом, однако Умберто выбрал другой путь. Он становится студентом Туринского университета и углубленно изучает средневековую литературу и философские трактаты. В 1954 году он вышел из стен Альма-матер с дипломом бакалавра философии. В студенческие годы Эко стал атеистом и отрекся от церкви.

Трудовая деятельность юного Умберто началась на должности телевизионного обозревателя крупного издания “Эспрессо”. Вскоре будущий писатель решил заняться преподавательской и научной деятельностью. Он работал в крупных итальянских ВУЗах, включая Болонский, Миланский и Туринский университеты, преподавая там семиотику, эстетику и теорию культуры. Эко имел звание почетного доктора многих европейских ВУЗов, а в 2003 году талантливый ученый был удостоен престижной французской награды — Ордена Почетного Легиона.

В сферу научных интересов Умберто входили исследования по средневековой и современной эстетике и других аспектов философии, изучение различных форм культуры. Итальянский ученый считается создателем теории семиотики — науки, исследующей особенности и свойства знаков и символов. Поздние научные труды Эко затрагивали проблему интерпретации литературы: ученый размышлял о взаимоотношениях между читателем и писателем, о роли читателей в творческом становлении авторов. Умберто Эко оставил после себя огромное научное наследие. На русском языке доступны около пятнадцати его работ, связанные с исследовательской деятельностью писателя.

Научные взгляды и интересы Умберто нашли отражение и в его художественных произведениях. Первой книгой, изданной в 1980 году, стал роман “Имя розы”, который сразу вошел в списки бестселлеров и принес его автору мировую популярность. Эта детективная история в колоритном средневековом антураже повествует о загадочном убийстве, которое постепенно раскрывается путем философских и логических умозаключений. Головокружительный успех дебютной работы побудил Умберто к созданию дополнения к роману под названием “Заметки на полях “Имени Розы”, в котором автор раскрывает подробности написания своего произведения и затрагивает философские вопросы взаимоотношения читателя и писателя.

Следующей художественной работой Умберто становится масштабный роман “Маятник Фуко”, увидевший свет в 1988 году. Здесь писатель также остается верен своему интеллектуально-философскому стилю изложения и описывает свою любимую эпоху Средневековья, начиная от деятельности тамплиеров и заканчивая отголосками фашизма. Это произведение — сигнал об опасности, которой подвергается современное общество из-за историко-культурной путаницы, прочно засевшей в головах людей. На фоне философских размышлений итальянский прозаик дает читателю возможность насладиться средневековыми тайнами и интригами вокруг загадочного маятника и посмотреть на мировую историю под другим углом. Эта работа талантливого итальянца также оказалась на вершине читательских рейтингов.

Следующая книга “Остров накануне”, опубликованная в 1994 году, повествует о драматичной судьбе молодого человека, его постоянных скитаниях по различным странам в поисках себя. Этот роман также может претендовать на философский труд, так как через него красной нитью прошли размышления писателя о многих вечных вопросах — смысле жизни и неотвратимости смерти, любви и внутренней гармонии.

В двухтысячных годах Умберто создал еще четыре романа. В некоторые свои работы писатель поместил элементы автобиографии. Последним произведением легендарного итальянца, изданным в 2015 году, стала книга “Нулевой номер” — история журналистского расследования одной из величайших тайн XX столетия. В общей сложности в творческой копилке автора собралось восемь романов и один рассказ под названием “Оно”. В 1981 году итальянский романист был награжден литературной премией Стрега за свою лучшую книгу “Имя Розы”. Кроме того, в 2015 году последний роман Умберто был номинирован на звание лучшего художественного произведения по версии одного из популярных литературных сайтов.
В 1986 году на телевизионных экранах появился фильм по произведению “Имя Розы”. Экранизация была удостоена ряда премий в 1987-1988 годах.

Выдающийся писатель и ученый ушел из жизни в 2016 году в возрасте 84 лет. Причиной его смерти стало онкологическое заболевание, с которым он боролся два года.
Все книги Умберто Эко — это сочетание фантастики и реальности, облаченное в символическую “обложку” и густо приправленное пронзительными афоризмами. Истории из жизни главных героев — это лишь верхний слой глубоких драм писателя. Вникая в суть его произведений, видишь трагизм современного общества и желание докопаться до исторических истин, отчаянное стремление возродить жизненные ценности и изменить восприятие мира современного человека.

Если вы хотите бесплатно читать онлайн книги Умберто Эко, приглашаем вас в нашу виртуальную библиотеку. На сайте вы сможете выбрать любое произведение из библиографии автора, последовательность книг которой находится в порядке хронологии. Для желающие скачать электронные книги писателя доступны материалы в следующих форматах: fb2 (фб2), txt (тхт), epub и rtf.

Итальянский писатель, историк и философ Умберто Эко скончался на 85-м году жизни у себя дома.

Наиболее известными произведениями Умберто Эко являются романы «Имя розы» (1980), «Маятник Фуко» (1988), «Остров накануне» (1994). В январе 2015 года был издан последний роман писателя - «Нулевой номер».

1. Итальянский писатель, историк и философ Умберто Эко скончался на 85-м году жизни у себя дома.

2. «Я родился в Алессандрии - том самом городишке, что известен шляпами-борсалино».

Эко в Италии считался довольно стильно одевающимся мужчиной, причем в его гардеробе чувствовался некий налет юмора.

3. В 1980 году вышел его роман «Имя розы», который стал бестселлером и прославил писателя на весь мир.

Эта книга впоследствии стала самым известным его литературным трудом и была экранизована в 1986 году. Главную роль в фильме сыграли Шон Коннери и Кристиан Слейтер.

4. Сам Эко считал писательскую деятельность не самой важной частью своей жизни. «Я философ. Я пишу романы только по выходным».

Умберто Эко был ученым, специалистом по массовой культуре, членом ведущих мировых академий, лауреатом крупнейших премий мира, кавалером Большого креста и Почетного Легиона. Эко был почетным доктором множества университетов. Он написал большое количество эссе по философии, языкознанию, семиотике, средневековой эстетике.

5. Умберто Эко — признанный эксперт в области бондологии , то есть всего того, что связано с Джеймсом Бондом.

6. В библиотеке Умберто Эко было около тридцать тысяч книг.

7. Умберто Эко никогда не бегал за транспортом.

«Однажды мой парижский одноклассник, будущий романист Жан-Оливье Тедеско, изрек, убеждая меня, что не стоит бежать, чтобы успеть на метро: «Я не бегаю за поездами»…. Презирайте свою судьбу. Теперь я не бросаюсь бежать ради того, чтобы уехать по расписанию. Такой совет может показаться очень немудрящим, но мне он подошел. Научившись не носиться за поездами, я оценил истинное значение изящества и эстетики в поведении, почувствовал, что это я управляю своим временем, расписанием и жизнью. Опаздывать на поезд обидно, только если ты бежишь за ним!».

Точно так же не добиваться такого успеха, какого ожидают от тебя другие, обидно, только если ты сам к нему стремишься. Ты оказываешься над мышиными бегами и очередью к кормушке, а не вне их, если поступаешь в соответствии с собственным выбором», — рассуждал Эко.

8. Для разминки, с утра, мистер Эко решал такие вот астрологические ребусы.

«Все всегда рождаются не под своей звездой, и единственная возможность жить по-человечески — это ежедневно корректировать свой гороскоп».

9. У Эко множество фанатов (именно фанатов, а не любителей книг) по всему миру.

Номер на машине фаната Эко из США.

10. «Лучший способ подойти к смерти — уверить себя в том, что вокруг одни дураки».

Умберто Эко писал: «Мысль, что, когда придет смерть, все это богатство утратится, — причина и страданий и страхов… Мне думается: какая растрата, десятки годов потрачены на строительство уникального опыта, и все это предстоит выкинуть. Сжечь Александрийскую библиотеку. Взорвать Лувр.

Заточить в пучине моря дивнейшую, богатейшую и полную знаний Атлантиду». — В этом эссе Эко приходит к выводу, что вечная жизнь, несмотря на всё это, отяготила бы его.

, .

УМБЕРТО ЭКО
(родился в 1932)

Итальянский прозаик, семиотик, культуролог, эссеист, узнаваемый итальянский теоретик, доктор семиотики Болонского института, доктор философских наук, культуролог, журналист, создатель всемирно узнаваемых романов «Имя розы» (1980), «Маятник Фуко» (1988), «Полуостров прежнего денька» (1995), «Баудолино» (2000), лауреат бессчетных литературных премий (Strega, Viareg-gio, Anghiari).

Кавалер французского ордена за награды в литературе, ордена Маршала Мак Люена (ЮНЕСКО), ордена Знатного легиона, греческого ордена Золотой звезды, ордена Огромного Креста Итальянской республики, член Интернационального форума ЮНЕСКО (1992-1993), президент Интернациональной ассоциации семиотики и когнитивных исследовательских работ, академик Академии мировой культуры в Париже, Академии Болоньи, Интернациональной академии философии искусств, знатный доктор в более 30 институтах Европы, Азии и Америки.

Умберто Эко родился 5 января 1932 в Алессандрии (Пьемонт), в маленьком городе к востоку от Турина и к югу от Милана. Отец Джулио Эко, бухгалтер по профессии, ветеран 3-х войн, мама — Джованна Эко.

Выполняя желание отца, который желал, чтоб отпрыск стал адвокатом, Эко поступил в Туринский институт, где слушал курс по юриспруденции, но скоро оставил эту науку и занялся исследованием средневековой философии. Закончив университет в 1954 году, представив как диссертационную работу сочинение, посвященное религиозному мыслителю и философу Фоме Аквинскому. В этом же году устроился на работу на RAI (Итальянское телевидение), где был редактором программ по культуре, печатался в периодике.

В 1958 — 1959 годах служил в армии.

Этот плодовитый литератор пишет как на итальянском, так и на английском языке. Добавляя несколько фактов для полного представления об этой незаурядной личности, можно вспомнить достойные внимания рассказы Умберто Эко про себя самого. Из их предстает несколько эксцентричный человек, который, чтоб обосновать, что он не суеверный, специально бегает навстречу черным котам либо назначает экзамены на 13-е, чтоб похохотать над перепуганными студентами. Каждую свою книжку писатель заканчивал до собственного дня рождения (он родился 5 января 1932 года), а если не успевал этого сделать, то специально оттягивал до будущего года.

Роман «Баудолино» У. Эко, увлекшись, окончил в августе, и, волею судьбы, в сей день родился его 1-ый внук, которому создатель и предназначил эту книжку. При переводах, которые он курирует, Эко делает бессчетные исправления, делает разные варианты, так что, в итоге, один текст очень отличается от другого. Бессчетные издания, вышедшие в мире (произведения Эко перекладывались европейскими и восточными языками), указывали на гиперактивную работу создателя. Эко участвует в различных проектах: форумах, общественных лекциях, разработке CD, посвященного культуре барокко, и др., но за свою долгую карьеру ученого и литератора он только дважды выступал на телевидении, исключив эту форму коммуникации из собственной жизни. Может быть, тут сыграло роль то, что дела Эко с телевидением сложились не очень успешно — в 1959 году он был уволен с RAI.

В 1959 году Эко становится старшим редактором раздела «литература нон фикшн» миланского издательства «Бомпьяни» (где работаер до 1975) и начинает сотрудничать с журнальчиком «Verri», выступая с ежемесячной колонкой. Статьи, написанные в «Verri», составили выборку «Diario minimo» (1963), спустя практически три десятилетия вышла в свет 2-ая выборка «Diario minimo» (1992).

Потом начинается и очень насыщенная преподавательская академическая деятельность Эко. Он читает лекции по эстетике на факультете литературы и философии Туринского института и на строительном факультете Миланского политехнического института в 1961 -1964 годах, в различное время был доктором зрительных коммуникаций строительного факультета Флорентийского института, доктором семиотики Миланского политехнического института, Болонского института в 1975 году, заведующим кафедрой семиотики Болонского института, директором программ получения ученой степени из семиотики Болонского института (1986-2002), членом Исполнительного научного комитета института Сан-Марино (1989-1995), президентом Интернационального центра семиотических и когнитивных исследовательских работ, доктором Коллежу де Франс в Париже (1992-1993), читал цикл лекций в Гарвардском институте, был избран президентом Высшей школы гуманитарных исследовательских работ Болонского института, Итальянского института гуманитарных наук. Не считая того, читал курсы лекций в Нью-Йоркском, Йельскому, Колумбийском институтах, в институте Сан-Диего. Не считая семинаров и лекций, прочитанных в итальянских институтах и разных учреждениях, выступал с лекциями и вел семинары в разных институтах всего мира, также в таких культурных центрах, как Библиотека конгресса США и Союз писателей СССР.

Такие напряженные академические занятия, как ни удивительно, не мешали научной работе. Популярность к Эко-семиотике пришла после публикации книжки «Opera aperta» (1962), где он рассуждает об общих дилеммах культуры.
Последующие книжки, что потом вышли, демонстрируют, каким широким был круг научных интересов создателя и какими глубокими были его знания в самых различных областях науки и культуры. Посреди их: «Запуганы и соединены» (1964), произведение, где рассматриваются вопросы теории массовой коммуникации, «Поэтика Джойса» (1965), «Символ» (1971), «Домашний обиход» (1973), исследование, посвященное дилеммам истории культуры, «Трактат по общей семиотике» (1975), «На периферии империи» (1977), сочинение, также посвященное дилеммам истории культуры, «Интерпретация и гиперинтерпретация» (1992), «Поиски безупречного языка в европейской культуре» (1993), «Отложенный Апокалипсис» (1994), сборник, объединивший избранные эссе «5 эссе по этике» (1997), «Кант и утконос» (1997), исследование, посвященное вопросам эпистемологии, «Меж ложью и драматичностью» (1998), где создатель анализирует парадокс ереси в различного рода практиках, «О литературе» (2002), сборник, куда вошли переработанные в статьи общественные выступления Эко и фактически статьи. В собственных научных трудах Эко рассматривал как особые, так и личные трудности семиотики. В научных трудах, которые нередко написаны с юмором, показывается необыкновенный нрав Умберто Эко и потому их всегда приятно читать. Естественно, не считая юмора, теоретик захватывает собственной эрудицией, вдохновляет собственными поисками и раздумьями, его исследования, обычно, являются научной «провокацией» в наилучшем смысле этого слова.

Много сделал ученый для осмысления таких явлений, как постмодернизм и массовая культура. Постмодернизм, согласно Эко, не столько явление, которое имеет строго фиксированные хронологические рамки, а, быстрее, определенное духовное состояние, особенного рода игра, роль в какого вероятна и в этом случае, если участник не принимает постмодернистской драматичности, интерпретируя предложенный текст в особенности серьезно. Для массовой культуры свойственны определенные схемы, в противовес модернистской практике, что делает ставку на новшество и новизну. По мнению Эко, высочайшая и массовая эстетика в постмодернизме сближаются. Научные награды Эко связанные с вопросом семиотики.

Но глобальная слава пришла не к Эко-ученому, а к Эко-прозаику. 1-ый его роман «Имя розы» (1980), сходу попал в перечень бестселлеров. По признанию создателя, он поначалу желал написать детективную историю из современной жизни, но позже решил, что ему будет ещё увлекательнее выстраивать детективный сюжет на фоне средневековых декораций. Действие романа разворачивается в бенедиктинском монастыре в XIV веке, где происходит ряд загадочных убийств, которые, как считают, являются дьявольскими кознями. Но францисканец Вильгельм Баскервильский, наставник молодого Адсона из Мелька, от имени которого ведется повествование, методом логических умозаключений сделал вывод, что если бес и причастен к убийствам, то только косвенно. Невзирая на то, что, в конце концов, много логических загадок этим средневековым двойником Шерлока Холмса (о чем свидетельствует не только лишь его логический способ, да и само имя) разгаданы, содержание ряда убийств он сообразил ошибочно, а поэтому и не сумел предупредить ни об одном из злодеяний, которые осуществились во время его пребывания в монастыре.

В общем, детективная составляющая — никак не основная в этом квази-историческом романе, где посреди иных персонажей находятся и реальные лица. Для создателя так же принципиально противопоставление 2-ух типов культур, что символизируют фигуры Вильгельма Баскервильського и слепого монаха Хорхе Бургоського.

Умберто Эко известен во всем мире как писатель, философ, исследователь и преподаватель. Общественность познакомилась с Эко после выхода романа «Имя розы» в 1980 году. В числе работ итальянского исследователя присутствуют десятки научных трудов, новелл, сказок, философских трактатов. Умберто Эко организовал в Университете республики Сан-Марино отделение исследований в области средств информации. Писателя назначили президентом Высшей школы гуманитарных наук в Болонском университете. Он также был членом Академии наук Линси.

Детство и юность

В небольшом городке Алессандрия, недалеко от Турина, 5 января 1932 года появился на свет Умберто Эко. Тогда в его семье даже подумать не могли, чего добьется маленький мальчик. Родители Умберто были простыми людьми. Отец трудился бухгалтером, участвовал в нескольких войнах. Отец Умберто происходил из многодетной семьи. Эко часто вспоминал, что особых денег в семье не было, но его тяга к книгам была безгранична. Поэтому он приходил в книжные лавки и начинал читать.

После того как владелец его прогонял, мужчина отправлялся в другое заведение и продолжал знакомиться с книгой. Отец Эко планировал дать сыну юридическое образование, но подросток воспротивился. Умберто Эко отправился в Туринский университет ради изучения литературы и философии Средневековья. В 1954 году молодой человек получил степень бакалавра философии. Во время учебы в университете Умберто разочаровался в католической церкви, и это приводит его к атеизму.

Литература

В течение продолжительного времени Умберто Эко изучал «идею Прекрасного», озвученную в философии Средневековья. Мысли мастер изложил в работе «Эволюция средневековой эстетики», увидевшей свет в 1959 году. Спустя три года вышел новый труд - «Открытое произведение». Умберто рассказывает в нем, что некоторые произведения не были завершены авторами сознательно. Таким образом, они сейчас могут быть интерпретированы читателями по-разному. В какой-то момент Эко заинтересовался культурой. Он долгое время изучал различные формы, начиная от «высокой» и заканчивая массовой культурой.


Ученый выяснил, что в постмодернизме эти границы существенно размыты. Умберто активно развивал эту тему. В сфере изучения писателя появились комиксы, мультфильмы, песни, современные киноленты, даже романы о Джеймсе Бонде.

В течение нескольких лет философ тщательно изучал литературоведение и эстетику Средневековья. Свои мысли Умберто Эко собрал в единую работу, в которой осветил свою теорию семиотики. Она прослеживается в других трудах мастера – «Трактат общей семиотики», «Семиотика и философия языка». В некоторых материалах писатель критиковал структурализм. Онтологический подход к исследованию структуры, по мнению Эко, является неверным.


В трудах на тему семиотики исследователь активно продвигал теорию кодов. Умберто считал, что существуют однозначные коды, к примеру, азбука Морзе, связь между ДНК и РНК, а есть более сложные, скрывающиеся в структуре языка, семиотические. Ученый выдвигал свое мнение по поводу социальной значимости. Именно ее он считал важной, а вовсе не отношение знаков к реальным объектам.

Позже Умберто Эко привлекла проблема интерпретации, которую автор тщательно исследовал в течение нескольких десятилетий. В монографии «Роль читателя» исследователь создал новое для себя понятие «идеального читателя».


Объяснил данный термин писатель так: это человек, который способен понять, что любое произведение можно интерпретировать множество раз. В начале исследований итальянский философ склонялся к общим классификациям и глобальным интерпретациям. Позднее Умберто Эко стали больше привлекать «короткие истории» об определенных формах опыта. По мнению писателя, произведения способны смоделировать читателя.

Писателем романов Умберто Эко стал в 42 года. Первое творение Эко назвал «Имя розы». Философско-детективный роман перевернул его жизнь: писателя узнал весь мир. Все действия произведения романа происходят в средневековом монастыре.


Книга Умберто Эко "Имя розы"

Через три года Умберто выпустил небольшую книгу «Заметки на полях «Имени Розы». Это своеобразное «закулисье» первого романа. В этом произведении автор размышляет по поводу взаимоотношений читателя, автора и самой книги. Пять лет потребовалось Умберто Эко для создания еще одного произведения – романа «Маятник Фуко». Читатели познакомились с книгой в 1988 году. Автор постарался сделать своеобразный анализ современных интеллигентов, которые могут из-за умственной неаккуратности породить чудовищ, в том числе фашистов. Интересная и необычная тема книги сделала ее актуальной, увлекательной для общества.


Книга Умберто Эко "Маятник Фуко"
«Многие думают, что я написал фантастический роман. Они глубоко ошибаются, роман абсолютно реалистический».

В 1994 году из-под пера Умберто Эко вышла проникновенная драма, вызывающая жалость, гордость и другие глубокие чувства в душах читателей. «Остров Накануне» рассказывает о молодом парне, который бродит по Франции, Италии и Южным морям. Действие разворачивается в XVII столетии. Традиционно в своих книгах Эко задает вопросы, волнующие общество долгие годы. В какой-то момент Умберто Эко переключился на излюбленные направления – историю и философию. В таком ключе был написан приключенческий роман «Баудолино», появившийся в книжных магазинах в 2000 году. В нем автор повествует о том, как проходили путешествия приемного сына Фридриха Барбароссы.


Книга Умберто Эко "Баудолино"

Невероятный роман «Таинственное пламя царицы Лоаны» повествует о герое, потерявшем память из-за несчастного случая. Умберто Эко решил внести небольшие коррективы в судьбу участников книги. Таким образом, главный герой не помнит ничего о родственниках и друзьях, но память о прочитанных книгах сохранилась. Этот роман представляет собой читательскую биографию Эко. В числе последних романов Умберто Эко - «Пражское кладбище». Только через год после публикации в Италии книга появилась в переводе на полках российских магазинов. За перевод издания отвечала Елена Костюкович.


Книга Умберто Эко "Таинственное пламя царицы Лоаны"

Автор романа признался, что хотел сделать книгу последней. Но через 5 лет выходит еще одна – «Нулевой номер». Этот роман стал завершением литературной биографии писателя. Не стоит забывать о том, что Умберто Эко научный деятель, исследователь, философ. Яркой получилась его работа под названием «Искусство и красота в средневековой эстетике». Философ собрал эстетические учения того времени, в том числе Фомы Аквинского, Уильяма Оккама, переосмыслил и оформил в единый краткий очерк. Выделяют среди научных трудов Эко «Поиски совершенного языка в европейской культуре».


Книга Умберто Эко "Нулевой номер"

Умберто Эко стремился познать непознанное, поэтому часто в трудах искал ответ на вопрос, что такое красота. В каждой эпохе, по мнению исследователя, находили новые решения этой задачи. Интересно, что в одном временном отрезке сосуществовали противоположные по смыслу концепции. Иногда позиции конфликтовали между собой. Мысли деятеля науки на этот счет ярко представлены в книге «История красоты», опубликованной в 2004 году.


Книга Умберто Эко "История красоты"

Останавливаться на изучении только прекрасной стороны жизни Умберто не стал. Философ обращается к неприятной, уродливой части. Написание книги «История уродства» захватило писателя. Эко признался, что о красоте пишут и размышляют много и часто, а об уродстве – нет, поэтому во время исследований писатель сделал много интересных и увлекательных открытий. Умберто Эко не считал красоту и уродство антиподами. Философ заявлял, что это смежные понятия, суть которых невозможно понять друг без друга.


Книга Умберто Эко "История уродства"

Джеймс Бонд воодушевлял Умберто Эко, поэтому автор с интересом изучал материалы на эту тему. Писателя признали экспертом в бондологии. По следам исследований Эко издает труды: «The Bond Affair» и «The Narrative Structure in Fleming». В списке литературных шедевров автора присутствуют сказки. В англоязычных странах и родной писателю Италии эти повести стали популярными. В России книги соединили в одно издание под названием «Три сказки».

В биографии Умберто Эко есть и преподавательская деятельность. Писатель читал в Гарвардском университете лекции о непростых взаимоотношениях реальной и литературной жизни, героев книг и автора.

Личная жизнь

Умберто Эко состоял в браке с немкой Ренате Рамге. Поженились супруги в сентябре 1962 года.


Жена писателя – эксперт в области музейного и художественного образования. Эко и Рамге воспитывали двух детей – сына и дочь.

Смерть

19 февраля 2016 года Умберто Эко скончался. Философу было 84 года. Трагическое событие произошло в личной резиденции писателя, расположенной в Милане. Причина смерти - рак поджелудочной железы.

На протяжении двух лет ученый боролся с болезнью. Церемонию прощания с Умберто Эко организовали в миланском замке Сфорца.

Библиография

  • 1966 - «Бомба и генерал»
  • 1966 - «Три астронавта»
  • 1980 - «Имя розы»
  • 1983 - «Заметки на полях «Имени розы»
  • 1988 - «Маятник Фуко»
  • 1992 - «Гномы Гну»
  • 1994 - «Остров Накануне»
  • 2000 - «Баудолино»
  • 2004 - «Таинственное пламя царицы Лоаны»
  • 2004 - «История красоты»
  • 2007 - «История уродства»
  • 2007 - «Великая история европейской цивилизации»
  • 2009 - «Не надейтесь избавиться от книг!»
  • 2010 - «Пражское кладбище»
  • 2010 - «Я обещаю жениться»
  • 2011 - «История Средневековья»
  • 2013 - «История иллюзий. Легендарные места, земли и страны»
  • 2015 - «Нулевой номер»

Интеллектуальный роман может быть бестселлером

Сейчас еще рано рассуждать о том, какие тексты Эко выдержат проверку временем, но ясно одно - первый роман писателя, «Имя розы», не только стал бестселлером, но и породил лавину исторических детективов, которые вслед за Эко принялись писать и Акройд, и Перес-Реверте, и Леонардо Падура с Дэном Брауном и Акуниным. В 1983 году, после публикации «Имени розы» на английском языке (оригинальный итальянский вариант вышел в 1980-м), роман разошелся тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров. Популярность книги повлекла за собой многочисленные переиздания академических трудов и публицистики Эко: даже самые серьезные из его книг («Поэтики Джойса», «Роль читателя», «Искусство и красота в средневековой эстетике» и другие) изданы тиражами в сотни тысяч экземпляров.

Про свою любовь к старым комиксам Умберто Эко много и подробно пишет в полуавтобиографическом романе «Таинственное пламя царицы Лоаны». В книге «Роль читателя» он, например, рассмотрел Супермена как воплощение комплексов современного читателя: обычный человек лишен возможности применить физическую силу в мире, наполненном машинами. Столь же привольно в текстах Эко чувствуют себя и герои массовой литературы. В «Острове накануне» живут и «Три мушкетера», и цитаты из Жюля Верна. В «Пражском кладбище» скрывается Эжен Сю, в «Имени розы» - Шерлок Холмс с Ватсоном. А в той же книге «Роль читателя» Эко о нарративной структуре романов про Джеймса Бонда.

Фашизм не так далек, как кажется

В 1995 году Умберто прочитал в Нью-Йорке доклад «Вечный фашизм», текст которого позже включил в книгу «Пять эссе на темы этики». В нем он сформулировал 14 признаков фашизма. Тезисы Эко легко найти в сети любым поисковиком, в том числе в кратком изложении. Этот список не слишком приятен для русскоязычного читателя. Можно провести (и многие проводили) хороший, отрезвляющий эксперимент: зачитать аудитории тезисы Эко, не упоминая слова «фашизм» и имени автора, - и попросить присутствующих загибать пальцы на каждом утверждении, которое согласуется с текущей политической ситуацией и настроениями в обществе. Как правило, у большей части аудитории не хватает пальцев обеих рук. И так не только в России: у наших ближайших соседей ситуация не лучше.

Дипломник должен знать несколько языков

Материал для книги «Как написать дипломную работу» (1977) писателю дали наблюдения за студентами разных стран, не только Италии. Поэтому советы и выводы Эко универсальны. Он, например, считает, что хороший диплом (по крайней мере на гуманитарную тему) невозможно написать без обращения к иноязычным исследованиям. Нельзя брать тему, которая требует знания иностранного языка, неведомого студенту, особенно если он не намерен этот язык учить. Нельзя писать диплом по автору, оригинальные тексты которого студент не может прочитать. Если же дипломник упорствует в своем нежелании изучать иностранные языки, ему остается писать только об отечественных авторах и их влиянии на нечто отечественное, но даже в этом случае будет лучше проверить, не существует ли на эту тему каких-нибудь зарубежных исследований - основополагающих и, к сожалению, не переведенных. Многие ли из российских дипломов выдерживают эти требования? Это риторический вопрос.

Европу ждет афроевропейский виток истории

Тему миграций, к которой столь навязчиво возвращаются российские публицисты, Умберто Эко затронул в под названием «Миграция, терпимость и нестерпимое» 1997 года, вошедшем в книгу «Пять эссе на темы этики». Эко утверждает, что Европа не в силах остановить поток переселенцев из Африки и Азии. Это естественный процесс, как Великое переселение народов в IV–VII веках, и «ни один расист, ни один ностальгирующий реакционер ничего тут поделать не сможет». В одном из публицистических выступлений 1990 года, опубликованных потом в книге «Картонки Минервы», Эко проводит ту же мысль: «Великие миграции неостановимы. И надо просто приготовиться к жизни на новом витке афроевропейской культуры».

Смех - враг веры и тоталитаризма

О средневековом смехе до Умберто Эко писали и Лихачев, Жак Ле Гофф и Арон Гуревич, но именно Умберто Эко в «Имени розы» столкнул смех и веру в трудноразрешимом конфликте - и сделал это настолько ярко, что у читателя не вызывает сомнений: вопросы, поставленные в романе, не ограничены описываемой эпохой. «Истина вне сомнения, мир без смеха, вера без иронии - это не только идеал средневекового аскетизма, это и программа современного тоталитаризма», - по прочтении «Имени розы» Юрий Лотман. А мы лишь приведем одну цитату из романа - и оставим ее без комментариев: «Ты хуже дьявола, минорит, - отвечает Хорхе. - Ты шут».

Современный антисемитизм порожден беллетристикой

В статье (1992), вошедшей позже в книгу «Картонки Минервы», Эко пишет о романе «Биарриц» (1868) немца Германа Гедше (скрывавшегося под английским псевдонимом Джон Рэдклифф). В нем двенадцать представителей колен Израилевых встречаются ночью на кладбище в Праге и сговариваются захватить власть во всем мире. Сюжетно эта сцена восходит к одному эпизоду романа Александра Дюма «Жозеф Бальзамо» (1846), в котором, правда, никакие евреи не упоминаются. Чуть позже фрагмент романа Гедше начинает распространяться как подлинный документ, якобы попавший в руки английского дипломата Джона Рэдклиффа. Еще позже дипломат Джон Рэдклифф превратился в раввина Джона Рэдклифа (на этот раз с одним «ф»). А уже потом этот текст лег в основу так называемых «Протоколов сионских мудрецов», в которых «мудрецы» беззастенчиво перечисляли все свои гнусные замыслы. Поддельные «Протоколы» были созданы и впервые изданы в России. История их происхождения была позже рассказана Умберто Эко в романе «Пражское кладбище» (2010). Так плод фантазии забытого немецкого литератора вернулся туда, где ему самое место, - в мир беллетристики.

В далеком 1962 году Умберто Эко, еще не помышлявший о писательской карьере, выпустил книгу «Открытое произведение». Этим термином он назвал такой литературный текст, в котором велика творческая функция «исполнителя» - интерпретатора, предлагающего ту или иную трактовку и становящегося настоящим соавтором текста. Книга была для своего времени полемической: в 1960-е годы структуралисты представляли художественное произведение как замкнутое самодостаточное целое, которое можно рассматривать вне его зависимости от его автора и читателя. Эко утверждает, что современное открытое произведение само провоцирует множественные интерпретации. Это касается Джойса и Беккета, Кафки и «нового романа», а в перспективе может быть применимо и к более широкому кругу литературных текстов - и Сервантеса, и Мелвилла, и самого Эко.

Паркетки - это пожилые нимфетки

Еще раньше, в 1959 году, молодой Умберто Эко откликнулся на появление романа Владимира Набокова «Лолита» (1955) «Нонита». Речь в нем идет о влечении Гумберта Гумберта к престарелым прелестницам - «паркеткам» (от мифологических парок). «Нонита. Цвет юности моей, тоска ночей. Я никогда не увижу тебя. Нонита. Но-ни-та. Три слога - как сотканное из нежности отрицание: Но. Ни. Та. Нонита, да пребудет память о тебе вечно со мной, пока не станет твой образ тьмой, а покоем твоим - гробница…» Справедливости ради скажем, что, в отличие от «нимфетки», термин «паркетка» в культуре так и не прижился.

Не надейтесь избавиться от книг

Такое название носит книга диалогов Эко и французского интеллектуала Жан-Клода Каррьера (автора сценариев для Годара и Бунюэля). Чем больше читаешь книг - тем больше их нужно прочитать; это бесконечный процесс. Вместе с тем у человека, испытывающего потребность в чтении, нет никаких шансов прочитать все, что он хотел бы прочитать. Однако это не значит, что непрочитанные книги зияют в нашем культурном багаже черными дырами: каждая важная непрочитанная книга влияет на нас опосредованно, через десятки других, испытавших ее влияние. Памятуя о том, сколько произведений написал Умберто Эко, кажется, что мало у кого есть шанс освоить все его наследие. Однако влияние на нас Эко все равно оказывает. Даже если мы его и не читали.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры