Третьяковская галерея. Государственная третьяковская галерея Государственная третьяковская галерея коллекция которой насчитывает более

Главная / Чувства

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Сотни тысяч людей ежегодно знакомятся с собранием Третьяковской галереи, посвященным исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли большой вклад в историю русского искусства
Москвичи этот музей называют тепло и с любовью - «Третьяковка». Он для нас знакомый и близкий с раннего детства, когда мы начали приходить туда с родителями. Уютный, по-московски теплый, расположенный в тихом Лаврушинском переулке среди улочек и переулков Замоскворечья, древнейшего района Москвы.
Основателем Третьяковской галереи стал московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков. Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже в конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.
Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854-1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
П. М. Третьяков, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал П. М. Третьяков в 1860 году, добавляя при этом: ". . . я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников". Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, не имевшим специального образования в области живописи. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Со временем высокий вкус, строгость отбора, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему "привилегии", которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия. П. М. Третьяков покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на мнения критики и недовольство цензуры. Это было с такими картинами как "Сельский крестный ход на Пасху" В. Г. Перова, "Иван Грозный" И. Е. Репина. П. М. Третьяков ясно понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. И до сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

В 1892 году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи. В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя которым в начале был И. С. Остроухов, а с 1913 года - И. Э. Грабарь.
В начале 1913 года московская городская дума избирает Игоря Грабаря попечителем Третьяковской галереи.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь.
В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А.В. Щусев. В следующем году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.
В 1932 году Галереи было передано здание церкви Святителя Николая в Толмачах, которое стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837-1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции.
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания - так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А.А. Иванова. В 1980 году перед зданием галереи установили памятник П. М. Третьякову, созданный скульптором А.П. Кибальниковым и архитектором И.Е.Рогожиным.
За годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях.
Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Государственная Третьяковская галерея

Третьяковка. Именно так тепло и по-домашнему называют москвичи Государственную Третьяковскую галерею – одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова. Павел Михайлович начал коллекционировать произведения современных ему художников с 1856 года. Он ставил своей целью «собрать русскую школу как она есть в последовательном своём ходе». От 1856 года, когда Третьяков приобрёл первые картины, и принято отсчитывать историю музея.

Павел Михайлович пользовался особым доверием художников и получил право осматривать их новые работы ещё в мастерских, либо уже на выставках накануне вернисажа. Собиратель покупал заинтересовавшие его картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов. Но что самое удивительное, порой даже наперекор собственным художественным пристрастиям. Поэтому почти всё лучшее, что было создано членами Товарищества передвижных художественных выставок, вошло в собрание галереи ещё при жизни Павла Михайловича Третьякова.

Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (Третьяковка)

Уже в начале 1860–х годов в коллекции стали появляться работы живописцев XVIII – первой половины XIX века. А позднее – и памятники древнерусского искусства.

К концу 1860–х годов Третьяков задумывает привлечь художников к работе над портретной галереей лучших людей нации – «писателей, композиторов и, вообще, деятелей по художественной части». Это была попытка создать настоящую национальную портретную галерею.

Считается, что стимулом к созданию подобной портретной галереи стало открытие Национальной портретной галереи в Лондоне. Третьяков посетил её во время поездок в Великобританию.

Павел Михайлович привлёк к реализации этой идеи ведущих русских живописцев 1870–1880–х годов. Многие портреты Василия Григорьевича Перова, Ивана Николаевича Крамского, Ильи Ефимовича Репина, Николая Александровича Ярошенко исполнялись если не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его портретное собрание. Идея создания национальной галереи, безусловно, стимулировала развитие русской портретной живописи в последней трети XIX века.

Внимание Третьякова привлекали и значительные работы мастеров вне круга передвижников. Так, в 1874 году им была куплена Туркестанская серия выдающегося русского живописца и одного из наиболее известных художников-баталистов Василия Васильевича Верещагина.

Значительно меньше интересовали Третьякова работы художников-академистов, не разделял он и увлечения современников творчеством Ивана Константиновича Айвазовского.

Галерея была изначально задумана Павлом Михайловичем как национальный музей русского искусства, доступный широкому зрителю. Известно, что намерение передать собрание картин городу впервые было высказано Третьяковым ещё в 1860 году. Поэтому вполне закономерно, что в 1892 году Павел Михайлович Третьяков решил сделать дар Москве. Он передал городу своё собрание, а также коллекцию своего брата Сергея Михайловича, перешедшую к нему по завещанию. В коллекции Сергея Михайловича были картины и скульптуры, выполненные по преимуществу западноевропейскими мастерами.

Коллекция насчитывала 1287 живописных и 518 графических произведений, 9 скульптур русских мастеров, 75 картин и 8 рисунков европейских художников второй половины XIX века, главным образом французских и немецких.

В августе 1893 года музей открылся для всеобщего бесплатного обозрения. С этого момента и до 1918 года музей именовался Московской городской художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.

Павел Михайлович Третьяков был удостоен звания почётного гражданина Москвы.

Он оставался попечителем галереи до конца жизни. При этом продолжал приобретать произведения на деньги, ассигнованные для этих целей Московской городской думой и завещанные братом, Сергеем Михайловичем Третьяковым. Картины, купленные на собственные деньги, Павел Михайлович передавал в галерею уже в качестве дара.

Каталог собрания, составленный выдающимся коллекционером незадолго до смерти, содержал уже 1635 живописных произведений.

Изначально галерею работ русских художников Павел Михайлович организовал в здании, которое семья Третьяковых купила в Лаврушинском переулке Замоскворечья в 1851 году.

Вместе с ростом коллекции к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств.

Наконец, в 1904 году по проекту Виктора Михайловича Васнецова был сделан знаменитый фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи. И остаётся таковой по сей день.

В том же 1904 году Московская дума приняла «Положение о Третьяковской галерее». В документе закреплялась её роль музея русского искусства, отражающего все этапы его развития. Вскоре был приобретен ряд значительных полотен художников XVIII и первой половины XIX века, а также произведений рубежа столетий.

В июне 1918 года Третьяковская галерея была национализирована. В связи с общей перестройкой музейной системы Третьяковская галерея окончательно определилась как ведущий музей русского искусства.

В первое послереволюционное десятилетие собрание галереи пополнялось через Государственный музейный фонд, в который стекались национализированные частные коллекции. Уже в 1919 году из-за значительного притока работ музейные площади были разделены на экспозицию и запасник.

В 1925 году в её собрание вошли экспонаты Музея иконописи и живописи (бывшее собрание Ильи Семёновича Остроухова), Цветковской галереи, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников XVII–XIX веков, картины и рисунки русских художников из Румянцевского музея. Из того же Румянцевского музея поступила большая часть наследия художника Александра Андреевича Иванова, в том числе знаменитое полотно «Явление Христа народу». Поступили в галерею и две значительные частные коллекции – Фёдора Ивановича Прянишникова и Козьмы Терентьевича Солдатенкова. Коллекции были сформированы во второй половине XIX века.

После закрытия Музея живописной культуры галерея получила произведения мастеров русского авангарда.

Собрание музея не только выросло количественно, но и претерпело качественные изменения. Оформились самостоятельные коллекции графики и скульптуры, были созданы новые разделы – советского искусства, древнерусского искусства.

В настоящее время собрание Третьяковской галереи насчитывает более 130 тысяч экспонатов, в том числе свыше 50 тысяч произведений искусства ХХ века.

В 1985 году было принято решение об объединении Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи, располагавшейся в здании на Крымском валу, с сохранением исторического названия – Государственная Третьяковская галерея. Но, как и прежде, Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, остаётся для всех москвичей старой, доброй и уютной Третьяковкой.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Большая игра. Британская империя против России и СССР автора Леонтьев Михаил Владимирович

Галерея Абизейд Джон Филипп (р. 1951) - американский генерал (с арабскими корнями), в 2003–2007 гг. возглавлял центральное командование США, в настоящее время сотрудник Института Гувера.Апиханов-Аварский Максуд (1846–1907) - русский генерал, мервский и тифлисский губернатор. В

автора Платонов Олег Анатольевич

Масонская галерея России Словарь масонов XVIII - XIX веков (до царствования Николая II)· Ададуров В.Е., масон середины XVIII века, состоял в окружении гетмана Малороссии К. Разумовского - 3.· Адам Лев Александрович, именитый гражданин, ложа «Ключа к Добродетели» (1821, 3°) - 3.·

Из книги Тайная история масонства автора Платонов Олег Анатольевич

Масонская галерея России Словарь российских масонов с царствования Николая II до Второй мировой войны.· Абозин Яков Михайлович, офицер, ложа Великого Востока Франции - 13, 14, 56.· Абрамович Дмитрий Иванович, 1873 - ?, ложа розенкрейцеров (Смоленск, 1920-е) - 53.· Абрамович Л.,

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

Галерея Фото 1. Аладжа - Хююк. Сфинксы Фото 2. Аладжа - Хююк. Царь и царица, поклоняющиеся быку Фото 3. Хеттская иероглифическая надпись Фото 4. а - Оттиск хеттской цилиндрической печати, б - Золотое кольцо (Конья) Фото 5. Хеттские пленники на египетских памятниках Фото 6.

Из книги Повседневная жизнь Версаля при королях автора Ленотр Жорж

Зеркальная галерея Вне всякого сомнения, перед нами - самый дивный зал прекраснейшего в мире дворца. И когда мы восхищаемся его благородными пропорциями, его размахом (безо всякой претензии на колоссальность!), когда любуемся гармонией и продуманностью декора,

Из книги Русский капитал. От Демидовых до Нобелей автора Чумаков Валерий

Картинная галерея Слава о Третьякове как о великом знатоке российской живописи между тем росла. Его, человека, практически не умевшего рисовать, даже приняли в члены Академии художеств, сначала в почетные, а спустя несколько лет – и в действительные. Коллекция росла. Жена

автора Филип Ян

Галерея 1 I. Роскошные конские ярма из княжеских могил в Граденице у г. Колин в центральной Чехии (погребения на четырёхколёсных повозках). Могила №46 (длина 124 см) и могила №24 (длина 126 см). Музей в Колине II. Ловосице, Чехия. Конское ярмо из могилы биланской культуры (могила

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 2 XI. Викc (Кот–д’Ор), Франция Золотая диадема княгини из могилы с повозкой (золото, 24 карата, вес 480 г, диаметр самой широкой части 23 см). Музей в Шатильон–сюр–Сен XI. Гохмихеле, княжеский курган, один из самых больших в Средней Европе. В настоящее время высота 13 м,

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 3 XXI. Приллы (Ваадт). Швейцария. Голова швейцарского кельта. Работа римского художника. Бронза (глаза из меди), высота 27,5 см. Исторический музей в Берне XXII. Трихтинген, Вюртемберг. Кельтская шейная гривна (торквес с железной основой) с бычьими головами. Латенское

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 4 XXXI. Художественно обработанные фибулы из кельтских могил III-II вв. до н.э. Верхний ряд Ограда у г. Колин (длина 6 см), музей в Нолине. Пршемышлени (Прага, север), дл. 76 мм. Национальный музей в Праге - Велка Маня в Словакии, мог. №XIII (дл. 37 мм). Институт археологии в г.

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Византийская культура автора Каждан Александр Петрович

Галерея византийской культуры Корабль. Поливное блюдо. XIII в. Коринфский музей Шёлковая ткань с изображением слонов Императрица Ефросиния, жена Алексея III Ангела (1195-1203). Свинцоая вислая печать для скрепления документов. Государственный эрмитаж. Ленинград. Адам и Ева на

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

Картинная галерея на скалах О древнейшем населении Африки нам рассказывают наскальные рисунки центральной Сахары. В октябре 1957 года в Париже была открыта выставка копий, снятых с этих рисунков. Люди, делавшие рисунки, жили за 6–7 тысяч лет до нашей эры. Копии сняты в

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Галерея предков Многие ученые взялись предугадать судьбу королевского ребенка. Анна Австрийская пригласила астронома Жан-Батиста Морена составить его гороскоп. Доминиканский философ Томмазо Кампанелла, нидерландский юрисконсульт Гуго Гроций также принялись за

Днем основания Государственной Третьяковской галереи - национального музея русского изобразительного искусства 10-21 веков принято считать 22 мая 1856 года. В этот день коллекционер, купец и текстильный фабрикант Павел Михайлович Третьяков приобрел картины художников Шильдера «Искушение» и Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами».

Поставив себе еще в молодые годы цель создать музей русской национальной школы живописи, Третьяков посвятил этому свыше 40 лет жизни. Он был в дружеских отношениях с художниками-передвижниками, всячески их поддерживал, в том числе и материально, благодаря чему в коллекцию попали лучшие произведения передвижников.

В 1881 году галерея была открыта для всеобщего обозрения. А в 1892 году Третьяков принес свое собрание в дар Москве. В это время в состав коллекции входило 1287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур. Позднее в коллекцию вошли картины, принадлежавшие брату Третьякова - Сергею Михайловичу.

До Октябрьской революции галерея называлась Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых. В 1918 году вышел декрет о национализации галереи, и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи. В начале 20 века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших художественных музеев России и Европы. В ее состав влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С.Остроухова, картинная галерея Румянцевского музея.

Здесь находится уникальное собрание русских икон, представленное работами А.Рублева, Ф.Грека и Дионисия. Лучшими произведениями Кипренского, Тропинина, Васнецова, Брюллова представлена русская живопись начала 19 века. В коллекции галереи - лучшие произведения передвижников Крамского, Перова, Маковского, Ге. Украшением собрания являются залы Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Шишкина.

В настоящее время коллекция Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений искусства. Все это многообразие размещается в архитектурном комплексе в Лаврушинском переулке и в здании на Крымском валу. Указом президента РФ в 1995 году Государственная Третьяковская галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов российской культуры.

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье.

Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда молодой Третьяков приобрел первые работы современных ему русских художников, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", писал собиратель в 1860 году, добавляя при этом: "... . я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников". Пройдут годы, и благие намерения молодого коллекционера окажутся блистательно выполненными. В 1892 году Москва, а с нею и вся Россия, получили в дар от Третьякова большую (ок. 2 тысяч картин, рисунков и скульптур) и уже знаменитую галерею подлинных шедевров национального искусства. И благодарная Россия в лице ее ведущих художников заявит дарителю: "... . Весть о вашем пожертвовании давно облетела Россию и во всяком, кому дороги интересы русского просвещения, вызвала живейшую радость и удивление к значительности принесенных Вами в его пользу усилий и жертв".

Вместе с собранием Павла Михайловича в дар Москве была принесена и коллекция его брата Сергея Михайловича, незадолго перед тем скончавшегося, бывшего в 1880-е годы московским городским головой, тоже собирателем, но уже преимущественно работ западноевропейских художников середины и второй половины XIX века. Ныне эти произведения находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа. Кем же был Павел Михайлович Третьяков и чем руководствовался он в своих действиях и начинаниях? Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, и в славе и в безвестности он был достойным продолжателем торгового дела своего деда - московского купца 3-й гильдии, низшей в купеческой "табели о рангах". Третьяков умер именитым, почетным гражданином города Москвы, немало приумножив капитал своих предков.

Но "... . моя идея, - скажет он в конце пути, - была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня во всю мою жизнь... . " Как видим, идея общественного служения, типичная для его эпохи, по-своему им понятая и истолкованная, вдохновляла его.

Третьяков - коллекционер был в известном роде феномен. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. "Я должен сознаться, - писал в 1873 году художник И. Н. Крамской, - что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем". Нигде специально не учившийся (братья Третьяковы получили домашнее воспитание, по преимуществу практического характера), он обладал тем не менее широкими познаниями, особенно в области литературы, живописи, театра и музыки. "Третьяков по натуре и знаниям был ученый", - скажет в 1902 году в своей "Истории русского искусства" художник и критик А. Н. Бенуа.

Третьяков никогда не работал с "суфлерами". Будучи близко знаком с огромным числом художников, писателей, музыкантов и со многими очень дружен, Третьяков охотно выслушивал их советы и замечания, но поступал всегда по-своему и решения свои, как правило, не менял. Вмешательства в свои дела он не терпел. Крамской, пользовавшийся неоспоримо самым большим расположением и уважением Третьякова, вынужден был заметить: "Я давно его знаю и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния как в выборе картин, так и в его личных мнениях... . Если и были художники, полагавшие, что на него можно было влиять, они должны были потом отказаться от своего заблуждения". Со временем высокий вкус, строгость отбора и, конечно же, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему "привилегии", которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия.

Визит Павла Михайловича к художникам всегда был волнующим событием, и не без душевного трепета все они, маститые и начинающие, ждали от Третьякова его тихого: "Прошу Вас картину считать за мной". Что было для всех равнозначно общественному признанию. "Признаюсь Вам откровенно, - писал в 1877 году И. Е. Репин П. М. Третьякову, - что если уж его продавать (речь шла о картине Репина "Протодьякон". - Л. И.), то только в Ваши руки, в Вашу галерею не жалко, ибо говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи". Нередко художники шли Третьякову на уступки, а Третьяков никогда не покупал не торгуясь, и снижали для него свои цены, оказывая тем самым посильную поддержку его начинанию. Но поддержка здесь была обоюдной.

Художники и историки искусства давно уже заметили, что, "не появись в свое время П. М. Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может, мы не знали бы ни "Боярыни Морозовой", ни "Крестного хода... . ", ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею. (М. Нестеров). Или: "... . Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве" (А. Бенуа).

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П. М. Третьякова были поистине удивительны. Каждый год, начиная с 1856 года, в его галерею поступали десятки, а то и сотни работ. Третьяков, несмотря на свою расчетливость, не останавливался даже перед очень крупными тратами, если этого требовали интересы его дела.

Он покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на шум критики и недовольство цензуры, как это было, например, с "Сельским крестным ходом на Пасхе" В. Г. Перова или с "Иваном Грозным... . " И. Е. Репина. Покупал, если даже не все в картине отвечало его собственным взглядам, но соответствовало духу времени, как то было с полотном того же Репина "Крестный ход в Курской губернии", социальная острота которого не вполне импонировала собирателю. Покупал, если против выступали очень сильные и уважаемые авторитеты вроде Л. Н. Толстого, не признававшего религиозной живописи В. М. Васнецова. Третьяков отчетливо понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным (или чьим-либо) вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. Может быть, именно поэтому Третьяков-собиратель более других частных коллекционеров был лишен вкусовой узости и ограниченности. Каждое новое десятилетие вносило в его коллекцию новые имена и новые веяния. Вкусы создателя музея развивались и эволюционировали вместе с самим искусством.

Отдавая, вольно или невольно, предпочтение современному искусству, Третьяков тем не менее с первых до последних шагов своей собирательской деятельности упорно отслеживал и щедро приобретал все то лучшее, что было на тогдашнем художественном рынке из работ русских художников прошедших эпох XVIII - первой половины XIX века и даже древнерусского искусства. Ведь он создавал, по существу, первый в России музей, отражающий весь поступательный ход развития русского искусства. Что не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников, Третьяков почти не приобретал работы художников академического направления XIX века, и их искусство до сих пор слабо представлено в музее. Недостаточно внимания проявлял Третьяков и знаменитому Айвазовскому. В конце жизни собиратель явно с опаской присматривался к новым художественным тенденциям русского искусства 1890-х годов. Страстно любя живопись, Третьяков создавал в первую очередь картинную галерею, реже приобретая скульптуру и графику. Значительное пополнение этих разделов в Третьяковской галерее произошло уже после смерти ее создателя. И до сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства. Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже к конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.

С приобретением большой Туркестанской серии картин и этюдов В. В. Верещагина, вопрос о постройке специального здания картинной галереи был решен сам собой. В 1872 году началось строительство, а весной 1874 года произошло переселение картин в двухэтажное, состоящее из двух больших залов (ныне залы № 8, 46, 47, 48) первое помещение Третьяковской галереи. Оно было воздвигнуто по проекту зятя Третьякова (мужа сестры) архитектора А. С. Каминского в саду замоскворецкой усадьбы Третьяковых и соединено с их жилым домом, но имело отдельный вход для посетителей. Однако быстрый рост собрания скоро привел к тому, что уже к концу 1880-х годов количество залов галереи возросло до 14. Двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом со стороны сада вплоть до Малого Толмачевского переулка. С постройкой специального здания галереи собранию Третьякова был придан статус настоящего музея, частного по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого на протяжении почти всех дней недели для любого посетителя без различия рода и звания. В 1892 году Третьяков подарил свой музей городу Москве. По решению Московской городской думы, юридически теперь владевшей галереей, П. М. Третьяков был назначен ее пожизненным попечителем. Как и прежде, Третьяков пользовался почти единоличным правом отбора произведений, осуществляя покупки как на капитал, выделяемый думой, так и на свои собственные средства, передавая такие приобретения уже в качестве дара в "Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых" (таково было тогда полное название Третьяковской галереи). Продолжал Третьяков заботиться и о расширении помещений, пристроив в 1890-е годы к существующим 14 еще 8 просторных залов. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года. После смерти П. М. Третьякова делами галереи стал ведать Совет попечителей, избираемый думой. В его состав входили в разные годы видные московские художники и коллекционеры - В. А. Серов, И. С. Остроухов, И. Е. Цветков, И. Н. Грабарь. На протяжении почти 15 лет (1899 - нач. 1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича - Александра Павловна Боткина (1867-1959).

В 1899-1900 годах опустевший жилой дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд галереи (ныне залы № 1, 3-7 и вестибюли 1 этажа). В 1902-1904 годах весь комплекс построек был объединен по Лаврушинскому переулку общим фасадом, построенным по проекту В. М. Васнецова и придавшим зданию Третьяковской галереи большое архитектурное своеобразие, до сих пор выделяющее его среди прочих московских достопримечательностей

В начале XX века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Она активно пополняется произведениями как нового, так и старого русского искусства. В 1913-1918 годах по инициативе художника и историка искусства И. Н. Грабаря, бывшего в те годы попечителем Третьяковской галереи, реформируется ее экспозиция. Если раньше новые поступления выставлялись отдельно и не смешивались с основным собранием П. М. Третьякова, то теперь развеска всех произведений подчиняется общему историко-хронологическому и монографическому принципу, соблюдаемому и поныне. Новый период в истории Третьяковской галереи начался после национализации галереи в 1918 году, превратившей ее из муниципальной собственности в государственную, закрепив за ней ее общенациональную значимость. В связи с национализацией частных коллекций и процессом централизации музейных собраний количество экспонатов в Третьяковской галереи к началу 1930-х годов увеличилось более чем в пять раз. В состав галереи влился ряд малых московских музеев, таких, как Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова, частично Румянцевский музей. Одновременно с этим из состава галереи была выведена и передана в другие музеи коллекция произведений западноевропейского искусства, образованная из собраний С. М. Третьякова, М. А. Морозова и других дарителей.

За последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Научные сотрудники галереи активно участвуют в разработке вопросов истории и теории русского искусства, устраивают многочисленные выставки как в нашей стране, так и за рубежом, читают лекции, проводят экскурсии, ведут большую реставрационную и экспертную работу, внедряют новые формы музейной компьютерной информатики. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 200 тысяч томов книг по искусству; единственной в своем роде фото- и слайдотекой; оснащенными современной техникой реставрационными мастерскими.

Быстрый рост коллекции Третьяковской галереи уже в 1930-е годы остро ставил вопрос о расширении ее помещений. Пристраивались, где это было возможно, новые залы, перестраивались и включались в комплекс галереи примыкавшие к ее территории жилые дома и иные постройки. К концу 1930-х годов экспозиционные и служебные площади были увеличены почти вдвое, но и этого было мало для быстро растущего и развивающегося музея. Начали разрабатываться проекты реконструкции Третьяковской галереи, включавшие в себя то проект сноса всех соседствующих с галереей зданий и расширение ее вплоть до набережной Обводного канала (проект архитекторов А. В. Щусева и Л. В. Руднева, 1930-е), то постройки нового здания на новом месте и переноса в него всей коллекции Третьяковской галереи (здание на Крымском валу, архитектор Н. П. Сукоян и др. , 1950-1960-е). В результате многих дискуссий было принято решение о сохранении за Третьяковской галереей исторического помещения в Лаврушинском переулке. В начале 1980-х годов началась его реконструкция и расширение при активной поддержке директора Третьяковской галереи О. К. Королева (1929-1992). В 1985 году вступил в строй первый корпус депозитарий, где разместились просторные хранилища для произведений различных видов искусства и реставрационные мастерские; в 1989 году - второй, так называемый Инженерный корпус, с помещениями для временных выставок, лекционным и конференц-залами, детской студией, информационно-компьютерной и различного рода инженерными службами. Реконструкция основного здания, начавшаяся в 1986 году, была завершена в 1994 году и окончательно галерея открылась для посетителей 5 апреля 1995 года.

За годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях. В процессе перестройки здания галереи в Лаврушинском переулке новую жизнь обрели многие находящиеся в непосредственной близости к галерее историко-архитектурные памятники, включенные теперь в ее состав. Так, восстановленной после разорения 1930-х годов и отреставрированной церкви Святителя Николая в Толмачах (XVI-XIX вв.) придан статус "домовой церкви" при музее, то есть церкви и музея одновременно; в старинных городских постройках XVIII и XIX веков по Лаврушинскому переулку (дома № 4 и 6) будут располагаться дополнительные музейные экспозиции русской графики и древнерусского искусства. Разрабатываются проекты постройки нового выставочного зала на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной.

Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов); живопись XVIII - первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений); русская графика XVIII - начала XX века (свыше 30 тысяч произведений); русская скульптура XVIII начала XX века (ок. 1000 экспонатов); коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

Детство братьев Третьяковых.

Павел, старший сын купца Михаила Захаровича Третьякова, родился 15 декабря 1832 года, Сергей - в 1834 году.

Братья были совершенно различны по характеру: Павел - серьезный, застенчивый, молчаливый; Сергей - искрометный и озорной. Павел не любил ничего показного, шумных многолюдных собраний, безудержного веселья. Сергей обладал изящными манерами, любил семейные праздники, любил ездить в гости, любил и умел шутить. Но и общего у них было много: оба обожали ласкового отца и немного побаивались строгой матери, любили друг друга и младших сестер и братьев. Павел и Сергей зимой и летом - вместе. Вместе работали в лавке отца, постигая основы купеческого дела, вместе бегали на Москву-реку купаться, вместе любовались на кремлевские башни. Они любили свой город, знали в Замоскворечье каждую улочку, каждый дом, знали, у какого хозяина какие лошади, на какой церкви лучший звонарь, и в каком колодце вода вкусней…

В 1850 году ушел из жизни любимый отец. Согласно завещанию, все его торговые дела переходили в распоряжение его жены, Александры Даниловны. Руководить фирмой, ничего не меняя в делах, она должна была до тех пор, пока сыну Павлу не исполнится 26 лет, а Сергею - 25. обращаясь к сыновьям, Михаил Захарович велел выдать сестру Елизавету замуж за старшего приказчика Владимира Коншина, на помощь которого рассчитывал - и не ошибся. Владимир Дмитриевич стал надежным компаньоном и верным другом и Павлу, и Сергею. Обращаясь к нему в письмах, Третьяковы называли его братом. Все, что завещал Михаил Захарович, было исполнено. А к свадьбе Елизаветы братья решили купить для всей семьи новый дом. Они нашли в Замоскворечье красивый и вместительный двухэтажный особняк, переживший пожар 1812 года. Дом утопал в зелени большого фруктового сада и зарослей сирени. Места в доме хватило всей семье. На первом этаже поселились счастливые молодожены, а также Павел и Сергей. Две комнаты заняла торговая контора. А на втором этаже поселилась мама с младшими дочерьми Софьей и Надеждой. Там же были столовая, зала, гостиная. Забегая вперед, скажем, что со временем все члены семьи Третьяковых переехали в разные дома и районы. А Павел, женившись, прожил здесь до конца своих дней. Пять раз, по мере прибавления картин, он пристраивал к дому залы галереи.

До неузнаваемости изменился дом в начале XXвека. Когда здание полностью реконструировали, часть жилых помещений переделали под новые залы. А в 1904 году появился у дома новый фасад, выполненный по проекту Виктора Васнецова. Именно этот фасад и стоящий перед ним памятник Павлу Михайловичу Третьякову - визитная карточка музея. Над вратами-входами в галерею на белой ленте фасада древнеславянской вязью написано:

«Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых основана П. Третьяковым в 1856 году и передана им в дар городу Москве в 1892 году совместно с завещанным городу собранием С.М. Третьякова».

НАЧАЛО

Удивительно складываются судьбы художников! Имена и произведения некоторых мастеров известны практически всему миру. Полотна других - лишь узкому кругу специалистов…

Выпускнику Российской академии художеств Николаю Шильдеру счастливый случай позволил стать первым из самых лучших!

Весной 1856 года московский купец Павел Третьяков (двадцати четырех лет от роду) приехал в Санкт-Петербург. Не для дел купеческих, а исключительно для того, чтобы побывать в Эрмитаже и Мариинском театре, познакомиться с коллекционерами и художниками и, может быть, что-нибудь приобрести для своей будущей коллекции. Самым ярким впечатлением той поездки стало знакомство с живописными полотнами, которые четверть века собирал директор почтового департамента Федор Иванович Прянишников. Все 137 картин его коллекции были написаны русскими мастерами. И с этого момента Павел Третьяков твердо знал, что он будет собирать не случайные картинки, попавшиеся на городских рынках, а последовательно и серьезно подобранные произведения русской школы живописи.

Не откладывая задуманного в долгий ящик, Третьяков поехал по мастерским петербургских художников. В мастерской Николая Шильдера ему понравилась только что начатая небольшая картина «Искушение». Она-то и стала первой, которую Павел Михайлович попросил доделать для него. Честно говоря, картина далека от совершенства. И если бы она попалась на глаза Павлу Михайловичу через пару лет, он, скорее всего, не обратил бы на нее никакого внимания. А тогда, в 1856 году, эта печальная сценка тронула сердце начинающего коллекционера. Приглядитесь: бедной молодой девушке, стоящей у постели умирающей матери, какая-то старуха-сводня протягивает браслет. Должно быть, нечто подобное случалось в его родном Замоскворечье.

И последнее. Всего через четыре года, составляя первое в своей жизни завещание, Павел Третьяков среди прочих распоряжений повелел: капитал 8 тысяч «и что вновь приобретается торговлей употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей». Это еще один «штрих к портрету»…

Третьяков был, конечно, не единственным частным коллекционером . Приобретать произведения искусства и украшать ими кабинеты, гостиные и бальные залы, превращая свои дворцы в частные музеи, сначала стали российские дворяне. Эта европейская традиция укрепилась на Руси еще в эпоху правления Петра Великого. Самую большую и самую знаменитую в Российской империи коллекцию произведений мирового искусства начала собирать в 1764 году императрица Екатерина II. Однако она никогда не ставила своей целью сделать залы Зимнего дворца доступными для публики.

В середине XIXвека к сообществу русских частных коллекционеров присоединились именитые московские купцы. Благодаря им огромное количество произведений русской живописи было сохранено и передано потомкам. Сегодня это гордость российских национальных музеев.

В чем же уникальность собрания Павла Третьякова? В его удивительном художественном чутье, в точности выбора, в логике и продуманности коллекции. Никто, кроме Павла Михайловича, не был таким искренним другом молодых художников. Он прислушивался к их советам, часто бывал в их мастерских, вел финансовые дела многих друзей-художников. Письма с различными просьбами и приглашениями приходили в дом Третьяковых каждый день. А как ждали его на выставках! Как мечтали быть причастными к его коллекции! Почему? Да потому что понимали: попасть в коллекции. - э то значит навсегда остаться в русской истории живописи.

А знаете, как Третьяков посещал выставки? Как правило, он приезжал заранее и терпеливо ждал, когда распахнутся двери залов. Ходил всегда неторопливо, тщательно всматривался в каждую работу, но при этом ничего не говорил. Он не позволял себе делать публичные замечания или громко высказывать свое мнение. Иногда понравившуюся картину он приобретал сразу, и тогда на раме появлялась табличка: «Собственность Третьякова»; это было высшей похвалой для художников. Иную картину он мог купить недописанной, когда видел ее еще в мастерской. Всегда все картины осматривал по нескольку раз. А бывало и так: смотри, думает, разглядывает со всех сторон, вблизи и издалека, а потом придет - и купит совсем другую ! Кстати, он никогда не покупал картины «по дружбе». о днажды на выставке в Петербурге Третьяков обратил внимание на этюд Крамского «Полесовщик». На нем был изображен странный мужик в простреленной шапке. Нет, покупать его Павел Михайлович не собирался. Однако все никак не мог забыть пристального взгляда, каким смотрел на него этот старик с картины. Когда через некоторое время он увидел этот этюд на выставке в Москве, то уже не сомневался: купит! Но выбрать на московской выставке картину петербуржца было неловко. И тогда он попросил брата Сергея приобрести ее для себя.

Кстати, а каким коллекционером был Сергей Михайлович? Обладая хорошим художественным вкусом, он создал прекрасную коллекцию, большую часть которой составляли картины французских живописцев. Скажем прямо, такого благоговейного отношения к искусству, как у Павла Михайловича, у Сергея Михайловича не было. Картины он выбирал бессистемно, часто менял на другие, покупал и продавал, однако всегда прислушивался к мнению старшего брата. Так было и в их торговых делах: с первого дня их общего владения фирмой право подписи принадлежало Павлу Михайловичу. Авторитет братьев Третьяковых был непререкаем. В 1877 году Сергей Михайлович был избран московским городским головой . Вера Николаевна, супруга Павла Третьякова, однажды написала в своем дневнике: «Человек он пресимпатичный , весь пропитан порядочностью. Честный, исполнительный и весьма недурной городской голова …»

Поговорим о деньгах… Павел Третьяков всегда с художниками торговался . Недаром же он был купцом! Однажды никак не соглашался заплатить за портрет 1 000 рублей, но готов был купить его за 800. а на упрек, что несолидно торговаться из-за 200 рублей, ответил: «Я не располагаю такими средствами, какие некоторым могут казаться… В Москве многие много богаче моего брата, а мои средства в шесть раз менее, чем у него. Но я никому не завидую, я работаю…» Будем справедливы: Павел Третьяков имел обязательства перед всеми членами своей семьи, у него на попечении была школа для глухонемых, он жертвовал немалые суммы на жертвы армии, да и рабочие его костромской льняной мануфактуры получали зарплату, которая была побольше, чем на других фабриках… Т ак что, сэкономив по 200 рублей на четырех картинах, можно было купить пятую…

Между прочим:

Павел Михайлович любил сам ухаживать за картинами и лакировать их…

Никогда (за редким исключением) не водил экскурсии по своей галерее. Узнав, что ее собирается посетить какая-нибудь знатная персона, сбегал из Москвы «по делам»…

О том, какие картины его коллекции более всего нравятся публике, узнавал по тому, насколько вытоптан пол перед картиной…

Всю жизнь носил скромные сюртуки. Любил есть щи.

К 1872 году собрание Третьякова насчитывало 182 картины . Когда они заняли все стены кабинета, гостиной, детской, встал вопрос о том, куда девать следующие. На помощь пришел зять - архитектор Александр Степанович Каминский. Именно он составил проект специального помещения. Вместе с Павлом Михайловичем они подолгу обсуждали будущую постройку, чертили планы… Особое внимание уделили стеклянной крыше. Весь 1873 год строили и тщательно отделывали галерею. В марте 1874 года наступил долгожданный момент - развеска. Третьяков никому не мог доверить такую ответственную работу: каждой картине сам искал место, проверял освещениею он сутками пропадал в залах, а верная помощница Вера Николаевна только и успевала передавать рабочим его распоряжения… Свершилось: галерея превратилась в общедоступный музей.

В галерее всегда было много народа . Помимо публики, приходили студенты художественных училищ и работали в залах - копировали произведения мастеров. Вспоминая такие визиты, художник П.И. Нерадовский писал: «Прошло так много лет, а в памяти сохранилась дорога в галерею через Москворецкий мост и набережную канала… Бывало, спешишь прийти пораньше. Пройдешь из Лаврушинского переулка во двор, войдешь в садовую калитку, на ней прикреплена скромная вывеска «Картинная галерея». Сядешь на скамейку и дожидаешься, когда в дверном замке щелкнет. А пока сидишь, видишь: напротив из окна своего кабинета поглядывает Третьяков».

В июле 1892 года скоропостижно скончался Сергей Михайлович Третьяков. В своем завещании он писал о том, что по примеру старшего брата хотел бы сделать свою картинную галерею общедоступной для широкой публики. Сергей Михайлович знал о намерении Павла Михайловича передать свою коллекцию в дар родному городу. Как владелец половины дома в Лаврушинском переулке, он передал свою часть дома Москве вместе со всеми принадлежащими ему, Сергею Михайловичу, картинами. Кроме того, он жертвовал капитал в 100 000 рублей (а его сын увеличил пожертвование до 125 000 рублей), на проценты которого следовало пополнять галерею новыми произведениями русских художников.

После серьезных раздумий Павел Михайлович пришел к решению: он не будет завещать коллекцию Москве, а подарит ее немедленно вместе с коллекцией брата. Третьяков писал: «Чтобы сделать возможным утверждение завещания, я должен буду теперь же передать в дар городу и мою часть дома, и собрание русской живописи, разумеется, с условием пожизненного пользования квартирой и заведования учреждением».

15 сентября 1892 года Дума, обсудив заявление П.М. Третьякова, решила принять этот бесценный дар и благодарить Павла Михайловича. На следующий день Третьяков выехал за границу «по делам». Конечно, просто сбежал от похвал, благодарственных визитов и торжеств, которые должны были «обрушиться» на него…

Правда, от визита царской четы Третьяков сбежать не посмел. В Васнецовском зале был накрыт стол, а чай гостям разливала сама императрица. Николай Александрович высочайше пожаловал Третьякову дворянское звание. А в ответ услышал слова благодарности и отказ: «Я родился купцом, купцом и умру…»

Московская городская галерея имени братьев Третьяковых торжественно открыла свои двери 15 августа 1893 года. В ней было 22 зала, в которых размещались 1 276 картин, почти 500 рисунков, 10 скульптур (русская коллекция) и 84 картины европейских живописцев.

За последние полвека Третьяковская галерея превратилась не только в огромный музей с мировой известностью, но и в крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей. Научные сотрудники галереи активно участвуют в разработке вопросов истории и теории русского искусства, устраивают многочисленные выставки, как в нашей стране, так и за рубежом, читают лекции, проводят экскурсии, ведут большую реставрационную и экспертную работу, внедряют новые формы музейной компьютерной информатики. Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 200 тысяч томов книг по искусству; единственной в своем роде фото- и слайдотекой; оснащенными современной техникой реставрационными мастерскими.

Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII-XVIII веков - иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (ок. 5 тыс. экспонатов); живопись XVIII - первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (ок. 7 тысяч произведений); русская графика XVIII - начала XX века (свыше 30 тысяч произведений); русская скульптура XVIII - начала XX века (ок. 1000 экспонатов); коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.

Искусство

111289

Государственная Третьяковская галерея - один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.

При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!

Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.


Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.

Читать полностью Свернуть


В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.

Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.

Читать полностью Свернуть

Зал №17


В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.

К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №18


В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.

Читать полностью Свернуть

Зал №19


В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.

Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.

Читать полностью Свернуть

Зал №20


Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №25


В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.

Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.

Читать полностью Свернуть

Зал №26


В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.

Читать полностью Свернуть

Зал №27


В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.

Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.

Читать полностью Свернуть

Зал №28


Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры