Аргументы к сочинению ЕГЭ. Проблема одиночества человека в этом мире - Сочинения, Рефераты, Доклады

Главная / Любовь

Одиночество – это чувство человека, находящегося отдельно от других не только физически, но и морально. Но часто одинокими становятся люди, мыслящие по-другому. Почему это происходит? К чему это приводит? Эти вопросы раскрывает в своем тексте В.В.Лаптев.

Публицист поднимает множество проблем, одной из которых является проблема одиночество человека, идущего по своему пути.

Данная проблема актуальна для нас всех, ведь каждый человек хочет выбрать свою дорогу и двигаться по ней, к собственной цели, но большинство людей останавливают фобии, одной из которых является страх одиночества.

Автор считает, что некоторые люди обречены на одинокое существование, ведь общество не может понять их целей и действий. Но «бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает». Главное для достижения своей цели необходима «вера в правоту своего решения», которое даст силы.

А все что отличается от самих людей, отвергается ими. Но иное мнение - не значит неправильное, поэтому главное идти по выбранному пути и не изменять самому себе.

В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произведение главного героя не печатают в журнале, так как данная история отличается от принятых канонов, и другой взгляд писателя не понятен современникам. Но Мастер не уступает и не переписывает свою работу, втискивая ее в отведенные рамки. Это и приводит к отторжению его обществом, к одиночеству. Но его спасает любовь, вера, поддержка Маргариты.

В произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин имеет иной взгляд на окружающий его мир. Но общество, хоть и манит эта экзотичность, не готово принять Григория Алексеевича и его взгляды. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

Поэтому даже в окружение своих приятелей он все также остается одиноким.

Матрена жила совсем одна. Ее муж Ефим пропал на войне (но похоронного не было), а шесть детей умерли совсем рано. У Матрены была только приемная дочь Кира. О Матрене никто не вспоминал. Все обращались к ней лишь только за помощью, а женщина никогда не отказывалась помочь. Ей же никто не помогал. Матрена не могла работать: по несколько дней она страдала от странного недуга. После смерти Матрены всем появилось дело до ее наследства. Люди для вида рыдали у гроба, представлялись близкими людьми. О Матрене Васильевне вспомнили не при жизни, а тогда, когда ей это уже было не нужно.

К.Г. Паустовский "Телеграмма"

Уехав в Петербург, Настя оставила в одиночестве Катерину Ивановну, свою старую мать. Девушка жила интересной жизнью, с головой ушла в работу. Она не думала, каково в одиночестве ее близкому человеку, находящемуся очень далеко от нее. Получая письма от матери, Настя радовалась, что мать ее жива. Просьба Катерины Ивановны приехать возмутила девушку: она даже не представляла, как хоть на несколько дней может бросить работу. Только после получения телеграммы о том, что мать умирает, Настя все поняла. Она осознала, что обрекла на одиночество единственного человека, который ее по-настоящему любит.

М. Шолохов "Судьба человека"

Война сделала Андрея Соколова одиноким. Попавший в дом снаряд убил его жену и дочерей, а в канун победы от пули снайпера погиб его сын Анатолий. Но потеря близких не убила в герое его лучшие качества. Андрей Соколов усыновил Ванюшку, родители которого погибли в годы войны. Два одиноких человека нашли друг друга в самое тяжелое для них обоих время.

Джек Лондон "Мартин Иден"

Когда Мартин Иден был обычным моряком и только начинал свой путь к славе, в него никто не верил. К молодому человеку не относились серьезно, считали его планы стать писателем глупыми мечтами. Вскоре Мартин Иден прославился. Но произведения, которые сделали его известным, были написаны давно. Однако только потом к герою начали тянуться люди. Причем те, кто совсем недавно смотрел на него с неодобрением. Деньги и слава сделали героя желанным гостем в любом доме. Но Мартин Иден понимал, что он ничуть не изменился с того времени, когда был на пути к славе. Будучи известным, он оказался еще более одиноким, потому что окружающий мир стал казаться герою отвратительным.

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

В чём состоит трагедия одинокой старости? Почему именно пожилые люди особенно беззащитны перед жизненными трудностями и нуждаются в заботе и доброте близких и окружающих? Именно эти вопросы возникают при чтении текста советского прозаика Сергея Алексеевича Воронина.

Раскрывая проблему одинокой старости, автор знакомит нас с судьбой одинокой женщины, которая продала свой дом, чтобы помочь дочери Татьяне, нуждающейся в дорогостоящем лечении. По сути дела, история этой женщины напоминает вечный сюжет - историю шекспировского короля Лира, который разделил королевство между двумя дочерьми, а потом стал им не нужен.

Хорошо хоть младшая дочь, лишённая им наследства, оказалась доброй и милосердной и приютила бедного отца. У героини же текста ни одна из дочерей, даже та, которой она помогла, не проявила сострадания к собственной матери.

Автор подводит нас к мысли о том, что ничего печальнее и трагичнее одинокой старости нет, так как именно пожилые люди больше всего нуждаются в заботе, внимании, поддержке и помощи близких людей, ведь немощные и больные старики больше всего чувствуют свою социальную незащищённость.

Самый яркий, на мой взгляд, рассказ, где раскрывается трагедия одинокой старости, - это "Телеграмма" К. Г. Паустовского. Не случайно немецкая актриса Марлен Дитрих, впервые приехавшая в Советский Союз, пожелала увидеть писателя, который создал такой трогательный рассказ, она преклонила перед ним колени и поцеловала руку от имени всех одиноких матерей, забытых детьми. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

Героиня этого произведения Катерина Ивановна доживает свой век в селе Заборье в мемориальном доме отца - художника и похожа на одинокий подсолнечник у забора, который поздней осеню отцветает и всё никак не может отцвести. Единственная дочь Настя уже три года не приезжает из Ленинграда, только иногда высылает матери деньги. Девушка не откликнулась на просьбу матери приехать повидаться хотя бы перед её смертью. Слабая, немощная Катерина Ивановна нуждается в заботе и поддержке дочери - самого родного человека. Печально, что одинокая женщина умерла, так и не повидав дочери.

Печальна судьба и другого литературного героя - Павла Петровича Кирсанова из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Он доживает свой век на краю чужого гнезда, так и не создав своего. В молодости светский баловень встретил роковую княгиню Р. и сошёл с привычной колеи. Горьким кажется его одиночество в имении брата, где он испытывает безнадёжную любовь к Фенечке.

Сочинение ЕГЭ:

Мне кажется, неслучайно текст немецкого писателя Г. Гессе назван "О старости" - автор затрагивает важные вопросы, связанные с этим периодом жизни человека. Глядя на пожилых людей, понимаешь, что старость бывает разной: бодрой, сильной духом и, наоборот, унылой, угрюмой. От чего это зависит? Автор текста отвечает на этот вопрос, поднимая проблему восприятия старости.

Анализируя столь важную для каждого человека проблему, известный писатель приводит примеры, которые помогают читателю по-иному увидеть старость, пересмотреть свои взгляды. От лица героя-рассказчика автор убеждает читателя в том, что «быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым». У известного писателя есть ответ на вопрос: «Что делать, чтобы в старости исполнить своё назначение?» , он находит много преимуществ в этом возрасте. Не случайно, думаю, особое место в тексте занимает воспоминание рассказчика о встрече с восьмидесятилетней женщиной, разговорах, благодаря которым оба героя чувствовали себя почти молодыми. Финальную часть текста я воспринимаю как обращение к молодым с просьбой терпимее, уважительнее относиться к пожилым людям, ценить их опыт, мудрость.

Г.Гессе глубоко убежден в том, что у стариков должна быть цель, придающая смысл их существованию. Писатель считает, что быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, и советует на этом этапе жизни помнить о своем назначении.

Трудно не согласиться с автором текста. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что даже в старости человек может заниматься какой-либо деятельностью, духовно и умственно развиваться, справляться со своей задачей. Попытаюсь доказать это.

Обосновать свою точку зрения я бы хотела, обратившись к роману Л. Н. Толстого « Война и мир». Перед нами один из персонажей произведения - старый князь Николай Андреевич Болконский. Казалось бы, возраст, жизненные трудности должны были лишить героя жажды жизни, но автор рисует очень деятельную личность. Князь умён, педантичен, малоэмоционален, резок, придирчив. Он постоянно занят: написание мемуаров, выкладки из высшей математики, точение табакерок на станке, работа в саду и наблюдение над постройками, которые не прекращались в его имении, - всё это делает героя по-настоящему живым, деятельным. Читая произведение Л.Н.Толстого, мы понимаем: старый князь Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой возраст, человек, для которого старость не является помехой.

В свое время я с удовольствием прочитала И. С. Тургенева « Отцы и дети». Особое впечатление на меня произвела часть книги, в которой описан Василий Иванович Базаров - отец главного героя. Это энергичный и трудолюбивый шестидесятилетний мужчина, который, даже находясь в отставке, продолжает лечить людей. Вызывает уважение его бесплатная помощь больным крестьянам, стремление читать современные журналы, чтобы не отстать от сына, передовые в то время мысли о том, что каждый должен собственными руками себе доставать пропитание, на других нечего надеяться: надо трудиться самому. Трудно назвать Василия Ивановича стариком: образ героя помогает понять, что старость - это стимул для новых дел.

Г. Гессе в своём тексте поднял очень важную проблему и заставил меня задуматься о том, что только от нас самих зависит, будет ли старость ярким продолжением жизни или тусклым, обречённым на уныние существованием.

Текст Г. Гессе

(1)Без сомнения, старость - это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем - стары мы или молоды - ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, - а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по Г. Гессе*)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры