Музыка легенд эдварда грига для детей. Партитуры не горят - эдвард григ Биография эдварда грига краткое содержание

Главная / Измена мужа

Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку.

Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки, виолончели.

Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти — тролль. Ощущение сказки, лабиринтов можно уловить в его музыке.

Самыми известными и узнаваемыми произведениями Грига можно назвать «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт. Предлагаем послушать эти произведения.

Слушать «Утро» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-Утро-из-Первой-сюиты.mp3

Слушать «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-В-пещере-горного-короля.mp3

Биография Грига

Полное имя: Эдвард Хагеруп Григ. Годы жизни: 1843 - 1907 гг. Рост: 152 см.

Родина : город Берген в Норвегии. Самый дождливый город в Европе. На сегодняшний день это 2 по величине город в Норвегии.


Берген — родина Грига

Отец Грига — Александр Григ был родом из Шотландии. В Бергене он исполнял обязанности британского вице-консула. Мать — Гесина Хагеруп была пианисткой — лучшей в Бергене. Она окончила консерваторию в Гамбурге, несмотря на то, что в это учебное заведение принимали исключительно юношей. У Грига было два брата и 3 сестры, которые с детства обучались музыке.

Гуляя однажды близ Бергена в горах, маленький Эдвард останавливался у сосны, выглядывающей из ущелья, долго смотрел на неё. Потом спрашивал у отца: «где живут тролли?» И хотя отец говорил ему, что тролли живут только в сказках, Эдвард не верил ему. Он был твердо уверен, что тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. В детстве Григ был фантазером и любил рассказывать удивительные истории своим близким. Свою мать Эдвард считал феей, ведь только фея может так играть на рояле.

Читая дневники маленького Грига, можно подчеркнуть, что феноменальные идеи рождаются в детстве. Григ, подходя к пианино, сразу заметил, что две соседние ноты звучат плохо. Но если через одну — то получается красиво. Об этом он писал в своем дневнике. Однажды, когда он подрос — нажал 4 ноты. А чуть позже, когда рука подросла – 5 нот через одну. И получился нонаккорд или димаккорд! И тогда в своем дневнике он написал что стал композитором!

В возрасте 6 лет мать начала обучать Грига игре на фортепиано. Играя гаммы и арпеджио – Григ представлял, как марширует взвод солдат.
Все детство он жил в мире фантазий. Делал скучные упражнения интересными, серую погоду, яркой, длинную дорогу в школу – сменой волшебных картин. Когда Григ подрос, ему разрешили посещать музыкальные вечера. На одном из таких вечеров, он слушал игру Моцарта.

Когда Григу было 8 лет в его дом, в качестве гостя, посетил Оле Булль – скрипач-виртуоз, получивший признание во всей Европе.
В 10 лет Григ стал посещать школу, но учеба для него была не интересной.

В 12 лет Григ написал свое первое сочинение: «В гостях у кобольдов».
Эдвард отнес в школу тетрадь со своим первым сочинением. Учитель, невзлюбивший мальчика за его невнимательное отношение к учебе, осмеял эти записи. Больше свои сочинения Григ не приносил в школу, но сочинять не перестал.

Семья Грига переезжает в предместье Бергена Ландос. Там вместе со старшим братом Эдворд часто ходил на соседний хутор — слушать песни крестьян и их игру на народных скрипках феле.

Норвежский мотив — национальный узор Норвегии — это танец, халиген, напевы – со всем этим Григ рос. И эти мелодии «прятал» в своих произведениях.


Когда Эдварду было 15 лет, его игру услышал Оле Булль и произнес пророческие слова: «Этот мальчик прославит Норвегию». Именно Булль посоветовал Григу ехать в Германию учиться в Лейпцигской консерватории.

В 1958 году Эдвард стал студентом консерватории.
Во время учебы Григ переболел плевритом и потерял одно легкое. По этой причини он перестал расти и остался рост — 152 см. В то время как средний рост мужчин в Норвегии было более 180 см.

Так или иначе Григ закончил консерваторию с отличными оценками и восхищёнными рекомендациями.

За годы учебы Эдвард посетил множество концертов, наслаждаясь произведениями великих музыкантов – Вагнера, Моцарта, Бетховена.
У самого Грига был интересные ритуал. Во время каждого своего выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1860-е Григ пишет первые произведения для фортепиано – пьесы и сонаты.
В 1863 году он стажировался в Копенгагене у Датского композитора Н. Гаде.

В то же период жизни в Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном. Автором всем известных сказок: Гадкий утёнок, Стойкий Оловянный солдатик, Огниво, Оле-Лукойе, Пастушка и трубочист, Принцесса на горошине, Русалочка, Свинопас, Снежная королева и т.д. Композитор написал музыку на несколько его стихов.

Нина Хагеруп

Все в том же Копенгагене Эдвард Григ встречает женщину своей жизни - Нину Хагеруп. Молодая успешная певица ответила взаимностью на страстное признание Грига. На пути к их безграничному счастью было лишь одно препятствие - родственная связь. Нина была двоюродной сестрой Эдварда по материнской линии. Их союз вызвал бурю негодования родственников, и на все последующие годы они стали изгоями в собственных семьях.

В 1864 Эдвард сделал предложение Нине Хагеруп в рождественский вечер, в обществе молодых деятелей культуры, преподнеся ей сборник своих любовных сонетов под названием «Мелодии сердца», которые были написаны его другом Гансом Христианом Андерсеном.

В 1865 году совместно с другим композитором из Норвегии Нурдроком Григ основал Общество Эвтерпы, которое должно было популяризовать произведения молодых композиторов.

В 1867 году он женится на Нине Хагеруп. Из-за неодобрения родственников паре пришлось переехать в Осло – столицу Норвегии.

С 1867 года по 1874 Григ работает дирижером в Филармоническом обществе в Осло.

В 1868 году Лист (идол всей Европы) знакомится с творчеством Грига. Он поражен. Послав ему поддерживающее письмо, в 1870 году они познакомились лично.

Григ в свою очередь пишет Листу, что сочинил концерт, и хочет исполнить его для Листа в Вейморе (город в Германии).


Лист ждет его — ожидает высокого норвежца. А вместо этого видит «карлика» в полтора метра ростом. Однако когда Лист услышал фортепианный концерт Грига, то поистине огромный Лист с огромными руками воскликнул маленькому человечку Григу: «Гигант!».

В 1871 году Григ основал музыкальное общество, которое занималось пропагандой симфонической музыки.
В 1874 году за заслуги перед Норвегией правительство страны выписало Григу пожизненную стипендию.

В 1880 году возвращается в родной Берген и является главой музыкального общества Гармония. В течение 1880-х пишет произведения, в основном, предназначенные для игры на фортепиано в 4 руки.

В 1888 году знакомится с Чайковским, знакомство перерастает в дружбу.

Позже Чайковский говорил о Григе: «…человек очень маленького роста и тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, взбитыми кудрями на голове, но с чарующими голубыми глазами невинного прелестного ребёнка…» Чайковский даже посвятил Эдварду свою увертюру «Гамлет».


В 1889 году получает членство во Французской академии изящных искусств, в 1872 – в Шведской королевской академии, а в 1883 – Лейденского университета.
В 1893 году получает степень доктора музыки Кембриджского университета. Одновременно учебу он совмещает с гастролями по Европе вместе со своей женой Ниной.

Между гастрольными поездками по крупнейшим европейским городам, он возвращался в Норвегию и уединялся в своём имении, названном «Холм троллей».


Воспользовавшись своей славой, в 1898 году он организовывает в родном Бергене музыкальный фестиваль норвежской музыки, куда съезжались лучшие музыканты и музыкальные деятели мира, и таким образом наконец-то включил Норвегию в активную музыкальную жизнь Европы. Данный фестиваль проводится до сих пор. Григ много выступает, организовывает концерты и
фестивали, где выступает в качестве дирижёра, пианиста, просветителя. Зачастую они выступают вдвоём с женой — одарённой камерной певицей Ниной Хагеруп, которая вдохновляла его на написание большого количества
романсов (естественно, что на тексты скандинавских поэтов).
С 1891 по 1901 годы Григ творит без отдыха – пишет пьесы и сборник песен, в 1903 году выпускает обработку народных танцев для исполнения на фортепиано.

Продолжая гастролировать вместе с женой по Норвегии, Дании и Германии, он простывает, и 4 сентября 1907 года умирает от плеврита.


Произведения Грига

Сюита Пер Гюнт

Одно из наиболее значительных произведений Грига является сюита «Пер Гюнт», написанная по мотивам драмы норвежского писателя Генриха Ибсена. Однажды к Григу пришла посылка от драматурга Генриха Ибсена. Это была новая пьеса, для которой он просил Грига сочинить музыку.
Пер Гюнт – так зовут парня, выросшего в маленькой деревушке. Здесь его дом, мать и девушка, которая его любит – Сальвейг. Но не мила стала для него родина – и отправился он на поиски счастья в далёкие страны. Через много лет не найдя своего счастья, он вернулся на родину.

Прочитав пьесу, Григ отправил ответ с благодарностью за предложение и о своем согласии.

После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес. И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.

Первая сюита состоит из четырёх частей:

  • «Утро»,
  • «Смерть Озе»,
  • Танец Анитры,
  • «В пещере горного короля».

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей:

  • «Жалоба Ингрид»,
  • Арабский танец,
  • «Возвращение Пера Гюнта»,
  • Песня Сольвейг.

По сути, Григ стал первым норвежским композитором, снискавшим мировую славу, к тому же продвинувшим народные скандинавские мотивы на новый уровень. Вспомним Сольвейг из Пер Гюнта. Там мы слышим норвежский мотив, а в теме танцующей Анитры все тот же мотив, но уже спрятанный. Там же мы слышим любимый аккорд из 5 нот — открытие детства. В пещере горного короля — снова этот народный норвежский мотив, но уже спрятанный — в обратную сторону.

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:

Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.

Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:

Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:

Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

- »Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! - в великом изумлении сказал Григ. —

Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

В рассказе «Корзина с еловыми шишками» Константин Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком.

Светлана Петухова

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала:

Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

Выход в 1997 году полнометражного 12-серийного отечественного мультфильма «Незнайка на Луне» открыл мир искусства Эдварда Грига, и без того популярного, ещё для одной части российской аудитории. Теперь даже совсем маленькие дети иногда задают вопрос: кто автор музыки песен из «Незнайки»? Прекрасных, легко запоминающихся мелодий, которые являются неотъемлемой частью доброй, остроумной и поучительной сказки о фантастических приключениях, о взрослении и мечте, наконец, о ностальгии и долгожданном возвращении домой.

«Где б ни были мы даже долгие года,
Сердцами домой устремляемся всегда»,

Поёт сказочная жительница Ромашка на мотив григовской «Песни Сольвейг». И сердце ноет, и слух пристрастно следит за меланхолическими вздохами обманчиво-простой и словно бы заранее знакомой мелодии. Когда-то она была сочинена для иного, но по смыслу родственного текста:

«Зима пройдёт и весна промелькнёт,
Увянут все цветы, снегом их занесёт,

И ты ко мне вернёшься - мне сердце говорит...». Песня Сольвейг - символ ожидания и тоски, бесконечной верности и вечной любви. Одна из немногих музыкальных тем, ассоциирующихся в представлениях слушателей всего мира именно с этим кругом образов.


ТАЛИСМАН ЭДВАРДА ГРИГА - ЛЯГУШКА, ПРИНОСЯЩАЯ СЧАСТЬЕ

Так же творчество и собственно имя Эдварда Грига в первую очередь и неразрывно связываются с Норвегией, самым крупным представителем музыкального искусства которой композитор является и поныне. Однако в целом продолжающийся сюжет русско-норвежских музыкальных взаимоотношений, исторических, концертных, стилевых переплетений, много шире и разнообразнее, чем повороты одной-единственной, хотя бы и выдающейся, биографии. Уже в 1838 году с гастролями в Петербург впервые прибыл замечательный виртуоз, скрипач Оле (Уле) Булл (1810-1880), чья деятельность также неотделима от возникновения в начале 1850-х знаменитого Норвежского театра в Бергене - первого театра, где спектакли шли на норвежском языке. В 1880 году по приглашению Николая Рубинштейна пост профессора фортепианного класса в Московской консерватории занял Эдмунд Нойперт (1842-1888) 1 - лучший пианист Скандинавии, первый исполнитель Фортепианного концерта Грига (весна 1869 г., Копенгаген) и первый в Норвегии исполнитель Третьего концерта Антона Рубинштейна (лето 1869 г., Кристиания, ныне Осло), спустя 15 лет (в апреле 1884) выступавшего в норвежской столице с фантастическим успехом 2 . Наконец, к рубежу XIX-XX столетий в России стали хорошо известны имена композиторов Юхана Свендсена (1840-1911), Кристиана Синдинга (1856-1941) и Юхана Хальворсена (1864-1935).

Бесспорно, что музыкальные современники Грига составили генерацию, впервые по-настоящему заинтересовавшую просвещённую Европу именно единством творческих убеждений. Это было поколение единомышленников, профессионально обученных 3 , честолюбивых и, главное, стремившихся вывести достижения искусства родной страны за её географические границы. Тем не менее с тех пор и до сих пор единственным норвежским музыкантом, добившимся широчайшего мирового признания, остаётся Эдвард Григ. Он был также и единственным из живших композиторов, кого П.И. Чайковский, с удовольствием с ним общавшийся, прямо назвал гениальным 4 , а М. Равель - правда, уже позже - отметил в качестве зарубежного мастера, значительно повлиявшего на современную ему французскую музыку.

С течением времени искусство Грига утратило отчётливый национальный статус: интонации, некогда воспринимавшиеся в качестве опосредованно-народных, теперь стали общемировым достоянием. Холодноватые и неожиданные гармонии; резкие, неравномерные, непривычные ритмы; остроумные переклички регистров; мягкие касания интервалов и свободная, охватывающая огромное пространство мелодия - всё это он, Григ. Поклонник итальянской природы и неагрессивного северного солнца. Заинтересованный путешественник, чьи дороги всегда вели к дому. Музыкант, добивавшийся известности и пропустивший важные премьеры своих сочинений. В жизни, в творчестве Грига достаточно противоречий и несоответствий; взятые в сумме, они закономерным образом уравновешивают друг друга, создавая облик художника, далёкий от романтических стереотипов.

Эдвард Григ родился в Бергене - старинном городе, «где всегда дождь», легендарной столице новежских фьордов - узких и глубоких морских заливов меж высоких крутых скалистых берегов. Родители Грига были достаточно образованными и материально обеспеченными, чтобы предоставить троим своим детям (двум мальчикам и девочке) выбрать дело по сердцу. Отец оплатил обучение в Лейпцигской консерватории не только Эдварда, но и его брата, отличного виолончелиста, а позже, когда Эдвард для получения всесторонних впечатлений отправлялся в заграничные путешествия, финансировал и их. Семья не препятствовала музыкальной карьере Грига; напротив, каждое достижение сына и брата искренне приветствовалось родными. На протяжении всей жизни Григ имел возможность плодотворного общения с друзьями и единомышленниками. Оле Булл посоветовал родителям мальчика отправить его в Лейпциг. Там преподавателями Грига были лучшие европейские профессора: выдающийся пианист Игнац Мошелес, теоретик Эрнст Фридрих Рихтер, композитор Карл Рейнеке, после выпуска оставивший знаменательную приписку в григовском аттестате - «обладает в высшей степени значительным музыкальным талантом, особенно к композиции» 5 .

Вернувшись в Скандинавию, Григ подолгу жил в родном Бергене, Кристиании и Копенгагене. Переписка композитора охватывает около двух десятков имён представителей скандинавского искусства - как широко известных ныне, так и позабытых. Безусловное влияние на формирование Грига оказало личное общение с композиторами старшего поколения Нильсом Гаде (1817-1890) и Иоганном Хартманом (1805-1900), ровесниками Эмилем Хорнеманном (1841-1906), Рикардом Нурдроком (1842-1866) и Юханом Свендсеном, знаменитым сказочником Хансом Кристианом Андерсеном (1805-1875), поэтами и драматургами Генриком Ибсеном (1828-1906) и Бьёрнстьерне Бьёрнсоном (1832-1910).

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ ПОЗНАКОМИЛСЯ С ЭДВАРДОМ ГРИГОМ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ 1888 ГОДА В ЛЕЙПЦИГЕ. «<...> В КОМНАТУ ВОШЁЛ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКОГО РОСТА ЧЕЛОВЕК, СРЕДНИХ ЛЕТ, ВЕСЬМА ТЩЕДУШНОЙ КОМПЛЕКЦИИ, С ПЛЕЧАМИ ОЧЕНЬ НЕРАВНОМЕРНОЙ ВЫ¬СОТЫ, С ВЫСОКО ВЗБИТЫМИ БЕЛОКУРЫМИ КУДРЯМИ НА ГОЛОВЕ И ОЧЕНЬ РЕДКОЙ, ПОЧТИ ЮНОШЕСКОЙ БОРОДОЙ И УСАМИ», - ВСПОМИНАЛ РУССКИЙ КОМПОЗИТОР НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ СПУСТЯ. ЧАЙКОВСКИЙ ПОСВЯТИЛ ГРИГУ УВЕРТЮРУ-ФАНТАЗИЮ «ГАМЛЕТ» ОР. 67A, ПОД УПРАВЛЕНИЕМ РУССКОГО МУЗЫКАНТА 5 НОЯБРЯ 1891 ГОДА В МОСКВЕ ПРОЗВУЧАЛ В ИСПОЛНЕНИИ А.И. ЗИЛОТИ ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ ГРИГА. И ДО СИХ ПОР ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ СЮЖЕТ ПОД НАЗВАНИЕМ «РУССКИЙ ГРИГ» ОБЯЗАН СВОИМ РОЖДЕНИЕМ ВЕЛИКОМУ ЧАЙКОВСКОМУ.

Ранняя известность Грига на родине - следствие столь же рано проснувшихся способностей к сочинительству и, конечно, немалых музыкально-общественных амбиций. В 10 лет Григ написал своё первое произведение (фортепианную пьесу), в 20 вместе с друзьями основал в Копенгагене музыкальное общество «Эвтерпа», в 22 встал за дирижёрский пульт, чтобы познакомить публику с двумя частями своей единственной симфонии, в 24 попытался создать первую в Норвегии Музыкальную академию, наконец, в 28 организовал там концертное Музыкальное общество (ныне столичное Филармоническое общество). Однако популярность «местного масштаба» не привлекала молодого человека: всегда дальновидный, он прекрасно понимал, что значительные художественные впечатления и истинное творческое развитие ожидают его лишь вне привычных границ - географических, коммуникационных, стилевых. Путешествия Грига отличаются от романтических странствований, подобных скитаниям его самого известного героя - Пера Гюнта, - прежде всего ясным осознанием цели. Вообще вся жизнь Грига и монолитность, неизменность, отчётливая направленность его мировоззрения - следствие раз и навсегда сделанного выбора между возможным и необходимым. Понимание собственных творческих перспектив и обязательных для них путей развития, скорее всего, пришло к Григу в период обучения в Лейпцигской консерватории (1858-1862). Именно там, где живы были традиции преподавания Феликса Мендельсона (её основателя), где к музыке несомненных новаторов - Р. Шумана, Ф. Листа и Р. Вагнера - относились пока настороженно, сложились основные приметы григовского музыкального письма. Сознательно усложняя гармонический язык и фактуру, отдавая предпочтение яркой, эмблематичной мелодике, активно привлекая национальный тематизм, уже в своих ранних сочинениях он искал индивидуальный стиль, ясность формы и структуры.

Длительное путешествие Грига в Италию через Германию (18651866) также имело конкретную задачу и также было связано с противоречивым этапом внешне благополучной биографии. Отправляясь в Лейпциг, Григ оставил в Берлине тяжело больного друга - Рикарда Нурдрока. После успешного премьерного исполнения в лейпцигском Гевандхаузе григовских сонат (фортепианной и первой скрипичной) композитор обещал другу вернуться, но изменил планы. «Бегство на юг» принесло Григу запланированное разнообразие впечатлений: там он посещал храмы и палаццо, слушал музыку Ф. Листа, В. Беллини, Дж. Россини, Г. Доницетти, познакомился с Г. Ибсеном, выступал в римском Скандинавском обществе и участвовал в карнавале. В разгаре удовольствий получил письмо: Нурдрок умер. Ни единым словом Григ не комментировал своё тогдашнее поведение, но создал на смерть друга единственный свой «Траурный марш», которым продирижировал в первом собственном абонементном концерте в Кристиании год спустя. (И отметил в письме: «звучало отлично».) А позже, принимая обрушившуюся славу, посвятил Нурдроку первое издание Фортепианного концерта.

НЕКОТОРЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ НАЗЫВАЮТ ПЕРВЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ ФОРТЕПИАННОГО КОНЦЕРТА ГРИГА В РОССИИ ПЕТЕРБУРГСКУЮ ПРЕМЬЕРУ, КОТОРАЯ СОСТОЯЛАСЬ 22 НОЯБРЯ 1876 ГОДА (ДИРИЖЁР Э.Ф.НАПРАВНИК, СОЛИСТ И.А. БОРОВКА). ВОЗМОЖНО, ДАННЫЙ ФАКТ ЗАКРЕПИЛСЯ В ЛИТЕРАТУРЕ ПОТОМУ, ЧТО НА ВЫСТУПЛЕНИИ ГИПОТЕТИЧЕСКИ МОГ ПРИСУТСТВОВАТЬ ЧАЙКОВСКИЙ. ОДНАКО В МОСКВЕ ЭТОТ КОНЦЕРТ СЫГРАЛИ РАНЬШЕ - 14 ЯНВАРЯ 1876 В ЗАЛЕ БЛАГОРОДНОГО СОБРАНИЯ НА СИМФОНИЧЕСКОМ ВЕЧЕРЕ РУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА. СОЛИРОВАЛ П.А. ШОСТАКОВСКИЙ, А ЗА ДИРИЖЁРСКИМ ПУЛЬТОМ НАХОДИЛСЯ НИКОЛАЙ РУБИНШТЕЙН - «МОСКОВСКИЙ РУБИНШТЕЙН», ОРГАНИЗАТОР МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВТОРОЙ СТОЛИЦЫ, ОСНОВАТЕЛЬ КОНСЕРВАТОРИИ, ЛЮБИМЕЦ РАЗНОРОДНОЙ ПУБЛИКИ И БАЛОВЕНЬ МЕСТНЫХ МЕЦЕНАТОВ. ФОРТЕПИАННЫЙ КОНЦЕРТ ГРИГА, В 1870-Х ПОКА ЕЩЁ НЕ ЧАСТО УКРАШАВШИЙ ЕВРОПЕЙСКИЕ КОНЦЕРТНЫЕ СЦЕНЫ, НЕ ТОЛЬКО ПРИСУТСТВОВАЛ В РЕПЕРТУАРЕ Н.Г. РУБИНШТЕЙНА - ПИАНИСТА И ДИРИЖЁРА, НО И ЗАНИМАЛ ОДНО ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ МЕСТ В ЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Переезд в Кристианию и начало самостоятельной жизни связано с женитьбой Грига на двоюродной сестре - Нине Хагеруп - и с длительным разрывом отношений с родителями. Они не приветствовали союз любимого сына со столь близкой родственницей и потому не были приглашены на свадьбу (как и родители невесты). Радости и страдания, связанные с семейной жизнью, также остались за гранью григовской переписки и дневниковых записей. И - по большому счёту - за границами григовского творчества. Жене - хорошей певице - композитор посвящал свои песни и с радостью выступал вместе с нею в концертах. Однако рождение и ранняя смерть (в возрасте года с небольшим) единственной дочери Александры, отсутствие у Григов других детей, по-видимому, мало отразились на его мироощущении. И дело здесь не в нордическом аскетизме характера, в принятой тогда сдержанности реакций. И не в желании утаить события частной жизни от публики (общеевропейскую славу Григ обрёл позже).

Осознание своих творческих способностей и больших перспектив принесло с собой громадную ответственность, под бременем которой композитор добровольно существовал до самой смерти. Григ всегда знал, что он должен делать. Великая цель - вывести норвежскую музыку на общеевропейский уровень, принести ей мировую известность и тем навсегда прославить родную страну - представлялась Григу достижимой в процессе отчётливого поступенного движения, при котором сочинительские амбиции должны были подчиняться как обязательным внешним влияниям, так и организации внутренних алгоритмов бытования музыкальной жизни Норвегии. В апреле 1869 года Григ не стал посещать премьеру своего Фортепианного концерта в Копенгагене, вылившуюся в триумфальный успех. По-видимому, композитор посчитал, что его присутствие в недавно открытой Музыкальной академии в Кристиании важнее. Но также именно поэтому, оставив в октябре того же года Академию, Григ отправился в Италию - по приглашению Листа, который лично исполнил тот же концерт в домашней обстановке, и пришёл в восторг.

ИСПОЛНЕНИЕ ФОРТЕПИАННОГО КОНЦЕРТА ГРИГА, СОСТОЯВШЕЕСЯ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ «КАЗИНО» В КОПЕНГАГЕНЕ, СТАЛО СОБЫТИЕМ ОБЩЕСКАНДИНАВСКОГО МАСШТАБА. СОЛИСТОМ ВЫСТУПИЛ ЭДМУНД НОЙПЕРТ, ЗА ДИРИЖЁРСКИМ ПУЛЬТОМ СТОЯЛ ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЁР КОРОЛЕВСКОЙ ОПЕРЫ ХОЛЬГЕР СИМОН ПАУЛИ, А В ЗАЛЕ НАХОДИЛАСЬ ПОЧИТАТЕЛЬНИЦА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА КОРОЛЕВА ЛУИЗА. ПРИСУТСТВОВАЛ НА ЭТОЙ ПРЕМЬЕРЕ И НЕОЖИДАННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ - В ГОСТЕВОЙ ЛОЖЕ РАСПОЛОЖИЛСЯ АНТОН РУБИНШТЕЙН. 4 АПРЕЛЯ 1869 ГОДА БЕНДЖАМИН ФЕДДЕРСЕН, ДРУГ КОМПОЗИТОРА, ОТПРАВИЛ ЕМУ СЛЕДУЮЩЕЕ ПИСЬМО: «<...> В ТО ВРЕМЯ КАК МОИ УШИ БЫЛИ ЦЕЛИКОМ ПОГЛОЩЕНЫ ТВОЕЙ МУЗЫКОЙ, ГЛАЗА Я НЕ ОТРЫВАЛ ОТ ЛОЖИ СО ЗНАМЕНИТОСТЯМИ, Я СЛЕДИЛ ЗА КАЖДОЙ МИНОЙ, КАЖДЫМ ЖЕСТОМ И СМЕЮ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ГАДЕ, ХАРТМАН, РУБИНШТЕЙН И ВИНДИНГ БЫЛИ ПРЕИСПОЛНЕНЫ РАДОСТИ И ВОСХИЩЕНИЯ ТВОЕЙ РАБОТОЙ. <...> НОЙПЕРТ СДЕЛАЛ СВОЁ ДЕЛО ПРОСТО ОТЛИЧНО <...> А РОЯЛЬ РУБИНШТЕЙНА В КАКОЙ-ТО МЕРЕ СПОСОБСТВОВАЛ УСПЕХУ СВОИМ НЕСРАВНЕННЫМ НАСЫЩЕННЫМ И КРАСОЧНЫМ ЗВУКОМ» .

Таких поворотов в биографии Грига немало; их нельзя оценить адекватно, не приняв григовскую систему ценностей: сначала музыка и музыкальная практика, а затем уже всё остальное. Может быть, по этой причине, несмотря на яркость и драматизм григов-ских сочинений, эмоциональный градус их авторского высказывания воспринимается скорее результатом продуманной, опосредованной реакции, чем непосредственного отклика. Неслучайно во время путешествий писал Григ мало; большинство произведений создано им дома, в уединении и тишине. Обретя материальную независимость, композитор построил дом на побережье бергенского фьорда, на вершине высокой скалы. Именно туда, в поместье Тролльхауген (дом троллей), возвращался маэстро после гастролей, которых с каждым годом становилось всё больше: в Германии, Голландии, Швейцарии, Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехии, Лифляндии. По иронии судьбы на премьере сочинения, сразу после исполнения принесшего Григу колоссальную известность, автор также отсутствовал, на сей раз по семейным обстоятельствам. Родители Грига умерли с промежутком в 40 дней осенью 1875 года, и похоронные хлопоты, отразившись на психике и настроении композитора, надолго задержали его в Бергене.

Музыка Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» удостоилась отдельных фундаментальных рецензий. Спектакль, показанный впервые 24 февраля 1876 года в Кристиании, шёл почти 5 часов. Для последовавших представлений композитор произвольно дописывал либо купировал номера и фрагменты музыкального текста. Поэтому понять во всех подробностях, как именно происходили эти представления, сейчас невозможно. Две авторские сюиты из музыки к «Пер Гюнту» идут в сумме 90 минут. Каждая из этих минут звучания известна большинству слушателей. А из всего написанного Григом - музыки к сценическим произведениям, симфонических опусов, камерных ансамблей, песен, хоров, фортепианных сочинений - в массовой памяти уцелели фортепианный концерт ля-минор, многочисленные страницы из десяти тетрадей фортепианных «Лирических пьес», немногочисленные романсы и отдельные фрагменты камерно-инструментальных опусов. За прошедшее столетие «фирменные» григовские интонации растворились в творчестве других мировых школ и композиторов. Однако даже сейчас Грига узнать нетрудно. Кажется, что лишь в его музыке мрачный колорит непроходимых лесов и глубоких пещер столь зримо оттенён скупыми лучами долгожданного солнца. Что только здесь следы морской стихии наложили столь несмываемый отпечаток на низвергающиеся линии грозных пассажей. Что прозрачность и тишина воздуха перед восходом лишь в этом оркестре переданы столь реалистично. Что громадность природного пространства, окружающего человека, только Григу удалось обернуть отголосками непреходящего одиночества.

Он умер не неожиданно, хотя планировал ещё многое. Не успел съездить второй раз в Лондон, не доехал до России, куда его настойчиво и долго приглашал пианист и дирижёр А. Зилоти. Причиной смерти стала эмфизема лёгкого - последствие перенесённого в юности туберкулёза. С таким заболеванием, возможно, легче жилось бы в другом климате. Совсем не там, где дожди, ветры и холодное лето. Но тогда это была бы иная история - без терпкого аромата хвои, фантастических тролльских плясок и тоскующего голоса Сольвейг, плывущего между фьордами.

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» БЛАГОДАРИТ МУЗЕЙ ЭДВАРДА ГРИГА, ТРОЛЛЬХАУГЕН, А ТАКЖЕ ПУБЛИЧНУЮ БИБЛИОТЕКУ В Г. БЕРГЕН ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Эдвард Хагеруп Григ

Эдвард Хагеруп Григ родился в июне 1843 года. Его предки были шотландцы (по фамилии Грейг - известные русские адмиралы С.К. и А.С. Грейги - так же принадлежали к этому роду). Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама научила детей музыке.

Берген, где родился Григ, славился своими национальными традициями, особенно в области театра; здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрснон; здесь же родился Уле Булль, именно он первым обратил внимание на одарённого мальчика(Григ сочиняет уже в 12 лет),и советует родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию.

Григ без удовольствия вспоминал потом годы консерваторского обучения - консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. Однако пребывание там дало ему немало: уровень музыкальной жизни был достаточно высок, и за пределами консерватории Григ приобщался к музыке современных композиторов, особенно полюбились ему Шуман и Шопен.

Творческие изыскания Григ горячо поддержал Оле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства. И вскоре уже отчётливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Недаром говорят - хотите приобщиться к фольклору Норвегии - слушайте Грига.

Всё более и более он совершенствовал свой талант в Христиании (теперь Осло). Здесь он пишет огромное количество своих наиболее известных произведений. Именно здесь появляется на свет его знаменитая вторая скрипичная соната - одно из самых его любимых произведений. Но работа Грига и его жизнь в Христиании были полны борьбой за признание в музыке народного колорита Норвежского искусства, он имел немало врагов, противников таких новшеств в музыке. Поэтому особенно запомнилась ему та дружеская мощь, которую оказал ему Лист. К тому времени, приняв сан аббата, Лист жил в Риме и лично не был знаком с Григом. Но, услышав первую скрипичную сонату, пришел в восторг от свежести и необычайной колоритности музыки, и послал восторженное письмо автору. Он сказал ему: "Продолжайте в том же духе….. - и не давайте себя запугать!..." Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила национальное начало в музыкальном творчестве Эдварда.



И вскоре Григ покидает Христианию и обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий, последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом.

Открывает этот период его жизни создание музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт". Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Всю жизнь Григ мечтал создать национальную оперу, в которой бы использовались образы народных исторических преданий и героика саг. В этом ему помогло общение с Бьёрстоном, с его творчеством (кстати, на его тексты было написано немало произведений Грига).

Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт. Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига, как человека и художника. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому Григ выступил в качестве одного из крупнейших реалистических художников своего времени. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий в Швеции, Голландии и других странах.

Со временем Григ всё более сторониться шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходиться посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живёт уединённо, преимущественно за городом, сначала в Люфтхусе, затем вблизи Бергена в своём имении, названном Трольдхауген, то есть "Холм троллей",и основное время посвящает творчеству.

И всё же он не бросает музыкально - общественной работы.

Летом 1898 года он организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль, куда съезжаются все крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля, привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы!

15 июня 1903 года Григ праздновал своё шестидесятилетие. Со всех сторон света он получил около пятисот поздравительных телеграмм (!) Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость.

К сожалению, с возрастом здоровье Грига сильно пошатнулось, лёгочные заболевания всё чаще и чаще одолевают его…

Список произведений Э. Грига

Фортепианные произведения
Множество небольших пьес (ор.1, издан в 1862 году);70 содержаться в 10 "Лирический тетрадях" (изданы с 1879 - х годов по 1901)
Соната e - moll ор.7 (1865)
Баллады в форме вариаций ор.24 (1875)

Для фортепиано в 4 руки
Симфонические пьесы ор.14
Норвежские танцы ор. 35
Вальсы - каприсы (2 пьесы) ор.37
Старонорвежский романс с вариациями ор. 50 (емть оркестровая редакция)
4 сонаты Моцарта для двух фортепиано в 4 руки (F - dur, c - moll, C - dur, G - dur.)

Песни и романсы
Всего - с посмертно изданными - свыше 140.

Камерно-инструментальные произведения
Три скрипичных сонаты (F - dur, G - dur, c - moll)
Виолончельная соната a - moll ор.36 (1883)
Струнный квартет ор. 27 (1877 - 1878)

Симфонические произведения
"Осенью", увертюра ор. 11 (1865 - 1866)
Фортепианный концерт a - moll ор. 16 (1868)
2 элегические мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор.34
"Из времени Хольберга", сюита (5 пьес) для струнного оркестра ор.40
2 мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор. 53
3 оркестровые пьесы из "Сигурда Йорсальфара" ор.56 (1892)
2 норвежские мелодии для струнного оркестра ор. 63
Симфонические танцы на норвежские мотивы ор.64

Вокально-симфонические произведения
"У врат монастыря" для женских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 20 (1870)
"Возвращение на родину" для мужских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 31 (1872)
"Одинокий" для баритона, струнного оркестра и двух валторн ор.32 (1878)
Музыка к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" ор.23 (1874 - 1975)
"Берглиот" для декламации с оркестром ор. 42 (1870 - 1871)
Сцены из "Улафа Трюгвасона" для солистов, хора и оркестра ор. 50(1889)

Хоры
Альбом для мужского пения (12 хоров) ор. 30
4 псалма на старинные норвежские мелодии для смешанного хора a cappella с баритоном или басом ор. 34 (1096)

Литературные сочинения
Среди опубликованных статей главные:"Вагнеровские спектакли в Байрейте" (1876), "Роберт Шуман" (1893), "Моцарт" (1896), "Верди" (1901), автобиографический очерк "Мой первый успех" (1905).

Клод Дебюсси (Claude Debussy, 1862–1918) - французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Ученик Л. Мармонтеля (фортепиано), Э. Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н. Ф. фон Мекк сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901).

Дебюсси - основоположник музыкального импрессионизма. В своём творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов (Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо), лирическая опера и романс (Ш. Гуно, Ж. Массне). Значительным было воздействие русской музыки (М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков), а также французской символистской поэзии и импрессионистской живописи. Дебюсси воплотил в музыке мимолётные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Своего рода манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую «Прелюдию к „Послеполуденному отдыху фавна“» (по эклоге С. Малларме; 1894), в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утончённость, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий Дебюсси - опера «Пеллеас и Мелизанда» (по драме М. Метерлинка; 1902), в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Дебюсси воссоздаёт сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки этого произведения обнаруживаются в операх Дж. Пуччини, Б. Бартока, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева. Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены 3 симфонических эскиза «Море» (1905) - самое крупное симфоническое сочинение Дебюсси. Композитор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую и фортепианную палитру. Он создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

В некоторых произведениях - «Бергамасская сюита» для фортепиано (1890), музыка к мистерии Г. Д’Аннунцио «Мученичество св. Себастьяна» (1911), балет «Игры» (1912) и др. - проявляются черты, присущие впоследствии неоклассицизму, они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в области тембровых красок, колористических сопоставлений. Дебюсси создал новый пианистический стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для фортепиано (1-я тетрадь - 1910, 2-я - 1913), снабжённые поэтическими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.), создают образы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцевальных движений, навевают поэтические видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало существенное влияние на композиторов многих стран.

Морис Жозеф Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции. Музыкальные способности мальчика обнаружились очень рано, и в 7 лет он начал заниматься фортепиано и гармонией.

В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию. Уже в студенческие годы Морис создал талантливые произведения. Многое он воспринял от музыки Э.Шабрие, Э.Сати, К.Дебюсси, а также русских композиторов – А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, М.Мусоргского.

Известность Равелю принесло произведение «Павана на смерть инфанты» (1899), а еще через два года он создал фортепианный цикл «Игра воды», который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы.

Непревзойдённый мастер оркестра, Равель создал замечательные образцы в различных жанрах. Композитора привлекали старинный и современный танец, джазовые ритмы и особенно испанская музыка. Такими шедеврами стали «Испанская рапсодия», опера «Испанский час», «Благородные и сентиментальные вальсы», «Дитя и волшебство» и другие. Равель – автор оркестрового переложения «Картинок с выставки» Мусоргского.

Музыка Равеля сочетает тонкую колористичность с мелодичностью линий, изысканную звукопись с ритмической определённостью, строгостью форм. Он упростил манеру изложения музыкальной мысли, но остался верным классическим идеалам – ясности стиля, чувству меры и красоты.

Во время Первой мировой войны Равель ушел добровольцем на фронте, где не переставал сочинять. Результатом стали глубоко драматические произведения, одно из которых – фортепианный концерт для левой руки, написанный по просьбе П.Витгенштейна, потерявшего на фронте правую руку; погибшим друзьям он посвятил фортепианную сюиту «Гробница Куперена».

В 1920-х годах Равель знакомится с русским постановщиком Сергеем Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны». Специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя» с В.Нижинским в главной партии. Тогда же Равель много гастролирует по странам Европы и Америки – дает концерты как пианист и дирижёр, исполняя преимущественно свои сочинения. Всюду его встречал восторженный приём благодарных почитателей.

Всё это происходит во время работы Мориса над самым известным его произведением «Болеро». В нём композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел и заказ этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн. 22 ноября 1928 года на сцене парижской «Гранд-Опера» состоялась премьера «Болеро».

Популярность этого сочинения не имеет границ. Его триумфальное шествие по концертным эстрадам мира началось сразу же после театральной премьеры. Оно вошло в репертуар подавляющего большинства оркестров и дирижеров мира. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар.

В последние годы жизни из-за тяжёлой прогрессирующей болезни мозга Равель прекратил творческую деятельность. Последним произведением композитора было «Три песни», написанные для Ф.Шаляпина.

Умер Морис Равель 28 декабря 1937 года в Париже, где и был похоронен на кладбище пригорода Леваллуа-Перре. В 1975 году в Лионе был открыт концертный зал «Аудиториум М.Равеля».
http://www.calend.ru/person/5439/

Список наиболее значительных сочинений Равеля выглядит следующим образом: Сонатина для фортепиано (1905); оперы Испанский час (L"heure espagnole, 1907) и Дитя и чудеса (L"enfant et les sortilges, 1917); балет Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chlo, 1909) – великолепное сочинение, которое появилось вслед за другим шедевром – большим фортепианным циклом Ночной Гаспар (Gaspard de la nuit, 1908); Благородные и сентиментальные вальсы (Valses nobles et sentimentales, 1911), первоначально написанные для фортепиано, но вскоре переложенные для оркестра; камерный опус Три поэмы Стефана Малларме (Trois pomes de Stphane Mallarm, 1913); Фортепианное трио (1914); хореографическая поэма Вальс (La valse, 1917); сюита Гробница Куперена (Le tombeau de Couperin, 1917), тоже написанная сначала для фортепиано, а потом инструментованная автором; вокальный цикл Мадагаскарские песни (Chansons madcasses, 1926); оркестровое Болеро (Bolero, 1928); два фортепианных концерта (один из них – для левой руки, 1931).

Имя: Эдвард Григ (Edvard Grieg)

Возраст: 64 года

Рост: 152

Деятельность: композитор, дирижёр, пианист, писатель

Семейное положение: был женат

Эдвард Григ: биография

Творчество норвежского композитора и дирижера Эдварда Хагерупа Грига – это 600 произведений, написанных в период романтизма, на которые музыканта вдохновил народный фольклор. Двадцать пьес Грига появились после его смерти, а многие песни, романсы и вокальные сочинения используются как саундтреки к популярным художественным и мультипликационным фильмам сегодня.


Композицию «В пещере горного короля» мы слышим в сериалах « » и «Интерны». Романс «Песня Сольвейг» есть в репертуаре , а отрывок из музыкальной пьесы Эдварда Грига «Пер Гюнт» британско-американская группа Rainbow взяла за основу для своей хард-рок композиции.

Детство и юность

Родился Эдвард летом 1843 года в Бергене. Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составной повседневной жизни. В жилах прадеда по отцу – купца Александра Грига – текла шотландская кровь. Григ стал британским вице-консулом в Бергене. Дед унаследовал должность и слыл профессиональным музыкантом – играл в городском оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера.


Вице-консульская должность «перекочевала» в третье поколение шотландского купца – к родителю композитора Александру Григу, взявшему в жены, как и отец, женщину с отличным музыкальным слухом.

Мама Эдварда – Гесина Хагеруп – профессиональная пианистка. Дома она играла детям – двум сыновьям и трем дочерям – произведения и . Эдвард Григ сыграл первые аккорды на фортепиано в 4-летнем возрасте. В 5 уже сочинял пьесы.


В 12 подросток написал первую фортепианную мелодию, а спустя 3 года по настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булля стал студентом Лейпцигской консерватории. Талантливый юноша оказался настолько требовательным к педагогам, что сменил наставника, показавшегося ему непрофессиональным исполнителем.

В Лейпциге Эдвард Григ посещал знаменитый концертный зал «Гевандхауз», где в исполнении музыкантов с мировыми именами слушал произведения , и . Последний композитор стал для Эдварда непререкаемым авторитетом и повлиял на раннее творчество Грига.

Музыка

В студенческие годы творческая биография Эдварда Грига развивается: юный композитор сочинил 4 пьесы для фортепиано и столько же романсов. В них заметно влияние Шумана, Феликса Мендельсона и .


В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием. Профессора и наставники прочили юноше блестящее будущее в искусстве, назвав «незаурядным пианистом с выразительной манерой исполнения». В том же году Григ дал первый концерт в Швеции, но в стране не остался – отправился в родной Берген. Дома Эдвард заскучал: уровень музыкальной культуры города показался ему низким.

Эдвард Григ поселился в эпицентре законодателя музыкальной «моды» – Копенгагене. Здесь, в Скандинавии, в 1860 годах композитор сочинил 6 фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.


В 1864 году Эдвард Григ вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа», которое познакомило меломанов с творчеством скандинавских композиторов. Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату.

Вместе с молодой супругой музыкант переехал в Осло, где его вскоре пригласили занять место дирижера филармонии. Это годы творческого расцвета норвежского композитора: Эдвард Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьернстьерне Бьернсоном Григ в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».

В 1870 году Эдвард Григ встретился с , который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом. Поддержку маэстро молодой композитор назвал бесценной.

В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом , чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт» (наиболее известная увертюра из наследия композитора). После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.

Эдвард Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.

Дочери лесника – 18-летней Дагни Педерсен – Эдвард Григ подарил мелодию «Утро». В ХХ веке американская компания «Уорнер Бразерс» неоднократно использовала мелодию в озвучивании мультипликационных фильмов.

В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» – это гимны лесистым горам и стремительным рекам края.

Эдвард Григ не закрывается на вилле: пожилой музыкант систематически совершает поездки в Европу, где дает концерты и собирает залы. Поклонники видят его как пианиста и дирижера, он аккомпанирует жене, издает десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчиваются возвращением в «Тролльхауген», любимое место на земле.


В начале 1888 года Эдвард Григ познакомился в Лейпциге с . Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Эдвард Григ получил членство академии изящных искусств Франции, королевской академии Швеции и университета в Лейдене.


В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант гения – литераторский. Легким слогом, с юмором Эдвард Григ описал жизненный путь и восхождение к творческому Олимпу.

Работал композитор до последних дней жизни. В 1907 году музыкант отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.

Личная жизнь

Окончив консерваторию, молодой музыкант отправился в Копенгаген. В столице Дании Эдвард Григ влюбился в двоюродную сестру, племянницу матери Нину Хагеруп. Последний раз он видел ее 8-летней девочкой, а в Копенгагене перед ним появилась юная красавица и певица с мелодичным и сильным голосом.


Родные и друзья были шокированы романом Эдварда и Нины, но на рождественские праздники в 1864 году Григ поступил, как счел нужным: предложил возлюбленной руку и сердце. Ни молва, ни близкое родство не стали преградой для скандального брака: Григ и Хагеруп поженились летом 1867 года. Не выдержав морального давления и сплетен, молодожены уехали в Осло. Спустя 2 года у них родилась дочь Александра.


Кажется, против этого брака ополчились и люди, и небо: через год Александра умерла от менингита. Смерть ребенка омрачила брак. Нина погрузилась в депрессию и замкнулась. Супругов связывала только концертная деятельность и творческие планы, но прежней близости не стало. Детей у Григов больше не было.

В 1883 году Нина ушла от Эдварда Грига, и композитор три месяца жил в одиночестве. Обострившаяся болезнь – плеврит, грозящий перерасти в туберкулез – примирила супругов. Хагеруп вернулась, чтобы ухаживать за мужем.


Чтобы поправить расшатанное здоровье Грига, супруги переехали в горную местность и построили виллу «Тролльхауген». В деревенской глуши, общаясь с рыбаками и лесорубами, гуляя по горам, композитор обрел покой.

Смерть

Весной 1907 Эдвард Григ отправился на гастроли по датским и немецким городам. Осенью вместе с Ниной собрался на музыкальный фестиваль в Британию. Супруги остановились в бергенском портовом отеле, ожидая корабль до английской столицы. В отеле композитор почувствовал недомогание, его срочно госпитализировали.


Умер музыкант 4 сентября. Кончина Эдварда Грига погрузила Норвегию в национальный траур. По завещанию Грига его прах нашел последний приют рядом с виллой, в скальной нише. Позже здесь похоронили Нину Хагеруп.


«Тролльхауген», где Эдвард Григ прожил последние 14 лет жизни, открыт для посещения туристов и поклонников таланта норвежского композитора. На вилле сохранились интерьер, скрипка, вещи музыканта. На стене, как и при жизни маэстро, висит шляпа. Рядом с усадьбой стоит рабочий домик, где Григ любил уединяться для работы, и его статуя в полный рост.

Дискография (произведения)

  • 1865 – Соната для фортепиано ми минор, оп. 7
  • 1865 – Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8
  • 1866 – «Осенью» для фортепиано в четыре руки
  • 1866-1901 – «Лирические пьесы», 10 сборников
  • 1867 – Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13
  • 1868 – Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16
  • 1875 – «Сигурд Крестоносец», оп. 22
  • 1875 – «Пер Гюнт», оп. 23
  • 1877-78 – Струнный квартет соль минор, оп. 27
  • 1881 – «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки
  • 1882 – Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36
  • 1886-87 – Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45
  • 1898 – Симфонические танцы, оп. 64

Эдвард Хагеруп Григ - норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.

Родился 15 июня 1843 года в норвежском городе Бергене. Это отец был купцом, а мать неплохой пианисткой. Эдварду с детства прививали любовь к музыке. Мать учила Эдварда игре на пианино уже с четырех лет. В двенадцать лет он сочинял музыку.

Затем же по совету Уле Булла родители Грига отдали его учиться в консерваторию Лейпцига. С 1858 по 1862 год Эдвард Григ проходил обучение в этом музыкальном учебном заведении. Первый концерт Григ дал в 1862 году в Карлсхамне.

Недолго побыв в Бергене, Григ направляется в Копенгаген. В 1864 году Григ стал одним из основателей общества «Эвтерпа», которое было призвано просвещать население страны. Григ путешествовал по всей Европе, давая концерты совместные с женой – певицей Ниной Хагеруп.

Пока Григ жил в Копенгагене он написал довольно много интересных произведений. Среди них увертюра «Осень», фортепианные и скрипичные сонаты. В 1866 году Григ переехал в Кристианию, ныне Осло. Там он выступил с концертом. Концерт имел огромный успех. В 1869-70 гг. Эдвард посетил Рим.

Именно в Риме Григ познакомился с Ференцом Листом, после чего написал одно из известнейших его произведений – «Сигурда Крестоносец».

Григ прогрессировал и в 70-е годы. От властей Норвегии он получил пожизненную пенсию. Он написал симфоническую пьесу «Пер Гюнт» в 1875 году. Именно это сочинение принесло композитору всемирную славу.

В 1893 году Эдварда Грига избрали почетным доктором музыки в Кембриджском университете. Григ считался таким же великим композитором как Сен-Санс, Чайковский и другие. Григ печатал весьма интересные очерки о Моцарте, Шумане, Верди. С Чайковским у Эдварда была дружба. В своих сочинениях Григ прибегал к норвежской народной музыке. Григ не раз доказывал свежесть своего ума в старости. В письмах 1900 года он иронизирует по поводу своего возраста. В 1989 году Григ учредил фестиваль норвежской народной музыки в Бергене. Кстати, это фестиваль проводится и до сих пор.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры