Свиридов годы жизни и смерти. Некролог георгию свиридову

Главная / Измена жены

Музыка Свиридова сочетает в себе самобытность и отточенность, выразительность, изысканную простоту и глубокую духовность. «Эта музыка — навсегда. В ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое продолжается вечно, вопреки всем историческим катастрофам, ударам судьбы и непоправимым потерям». Так высказался о ней кинорежиссер М.Швейдер. Едва ли сыщется сердце которого не замирало бы в восхищении от ее звуков. Краткая биография Свиридова дает представление о жизни и творчестве знаменитого композитора. Предлагаем ознакомиться с ней в данной статье.

Великий русский композитор Георгий Свиридов

Почитатели еще при жизни называли Георгия Васильевича Свиридова (03.12.1915-06.01.1998) великим русским композитором.

Музыкант награжден званием Народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, кроме того, он является лауреатом Ленинской и трижды лауреатом Государственных премий, а также обладателем многих государственных наград.

Краткая биография Свиридова: детство и юность

Родным городом Свиридова является Фатеж (Курская область). Отец композитора был почтовым работником, активно поддерживал большевиков, участвовал в гражданской войне. Мать работала учителем в школе и была настроена более либерально, никогда не разделяла политических устремлений мужа.

Когда мальчику исполнилось четыре года, его отец погиб в одном из столкновений большевиков с противником. Мать с сыном остались одиночестве, не имея кормильца и средств к существованию. Они переехали в Курск, ближе к дальним родственникам матери. Здесь будущий композитор пошел в первый класс.

В самом раннем возрасте у него проявился талант и страсть к литературе. Свиридов посещает занятия школьных кружков, активно участвует в театральных постановках и даже сочиняет стихи. Восьмилетнему ребенку были известны многие отечественные и зарубежные авторы, он был способен даже анализировать их творчество. Но литература не стала единственным увлечением юного Свиридова.

Музыкальный талант. Консерватория

Краткая биография Свиридова рассказывает о первых проявлениях его музыкального таланта. Однажды ему предстояло выступить в школьном спектакле в роли героя, играющего на балалайке. Будущий композитор в сжатые сроки выучился игре на этом инструменте. Так началась его любовь к музыке. Вскоре он стал сочинять собственные мелодии, подбирал известные мотивы на слух.

В 1936 году Георгий Свиридов становится студентом Ленинградской консерватории. Здесь он обучается музыкальному искусству у таких как Шостакович и Рязанов. Через год по рекомендации Рязанова его принимают в Союз композиторов России.

Война. Первые музыкальные композиции

В начале Второй мировой войны Георгий Свиридов поступает в Ленинградское военное училище, из которого его отчисляют в связи с плохим здоровьем. Он уезжает в Новосибирск, где сочиняет различные песни и мелодии, пишет произведения для эвакуированных театров, участвует во многих местных постановках.

Творчество

Георгий Свиридов в течение всей жизни боготворил поэзию и прозу Пушкина. Первые работы композитора были созданы как музыкальная иллюстрация к произведениям великого поэта. Самое известное из тех, на которые обратил внимание Свиридов, - «Метель».

Все произведения, созданные композитором, трудно перечислить. Это пьесы для фортепиано, романсы, сонаты, симфонические произведения. Широкой публике он известен в качестве автора музыки к более чем десяти кинофильмам. Среди них: «Пржевальский», «Поднятая целина», «Римский-Корсаков», «Время, вперед» и др.

По мнению библиографов и критиков, влияние Свиридова на русскую классическую музыку того времени поистине огромно. В своем творчестве он, как никто другой, умел подчеркнуть широту души, самобытность культуры русского народа.

Личная жизнь

Краткая биография Свиридова содержит сведения о личной жизни музыканта. Его супруга Эльза Густавовна в свое время покорила музыканта красотой и хорошим вкусом. Они познакомились на одном из его концертов. После окончания выступления композитора девушка подошла к нему, чтобы выразить восхищение его творчеством. Молодые люди с первого взгляда влюбились друг в друга. Через несколько месяцев они поженились и жили в браке долго и счастливо.

Умер музыкант в 1998-м. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

«Метель»

С середины 1950-х у композитора вырисовывается собственный яркий и самобытный стиль. Он старается писать произведения, носящие исключительно русский характер. По свидетельствам биографов, из всех времён года композитор больше всего любил именно зиму. Он считал, что зима - наиболее подходящее время для яркого выражения естества России. Прекрасные северные зимы он иллюстрировал в своих произведениях с особым вдохновением. Одно из наиболее ярких произведений, в которых музыкально отразил русскую зиму Свиридов, - «Метель».

«Зима непостижимо ощущается в его музыке…»

Музыка к кинофильму «Метель», созданному по повести Пушкина, была написана Георгием Свиридовым в 1964 году. Ее очень полюбили слушатели, произведение часто исполнялось в эфире радио- и телепрограмм.

В 1974-м, по совету супруги, истинного знатока и ценителя его творчества, Свиридовым была сделана основательная редакция партитуры. Композиция получила статус самостоятельного произведения и стала именоваться «Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина "Метель"». Мировая известность к нему пришла после исполнения симфоническим оркестром, управляемым знаменитым В.Федосеевым. Критики отметили, что в беге свиридовской «Тройки» (первая часть) «непостижимо ощущается присутствие зимы…»

Сюжет

Всем известен сюжет повести Пушкина, по которой, откликнувшись на просьбу режиссера фильма В.П. Басова, создал Свиридов «Метель».

Повесть является слегка ироничной и лукавой. Она считается одним из классических образцов русской литературы. Пушкиным пересказана анекдотическая история о провинциальной барышне, волею судьбы вышедшей замуж за случайного незнакомца, поскольку ее жених в метель заблудился. История, тем не менее, заканчивается счастливо: рождается новая любовь.

Георгий Свиридов ушел от пушкинского сюжета. Его музыка, казалось бы, не связана с сюжетной канвой повести. Она - самостоятельное действующее лицо картины, лишь иногда вплетается в кое-какие фрагменты. Из нее исчезла ироничность литературного произведения. Зато проявилось другое - поэтичность, душевность. Она стала настоящим шедевром и сразу же обрела свою собственную жизнь. Критики отмечали ее удивительную осязаемость. Общепризнано, что музыку «Метели» можно не только услышать, ее можно воочию увидеть: перед слушателем проходят жанровые сцены, открываются картины природы, разворачивается на фоне вальса бал.

Переработка для сюиты

В 1973-м композитор опять обратился к этой музыке. Он переделал разбросанные по фильму фрагменты в одно целое. Сюита была окончена в 1974 году.

Великолепную музыку Георгия Свиридова еще долго будут обсуждать и интерпретировать. У нее есть одно поистине величайшее качество: нарисованные ею картины словно бы произрастают из глубин нашей генетической памяти.

Музыка Свиридова - явление глубоко национальное и столь же современное. В ней первородная сила, убежденность, ясность и высота духовная, нравственная. Это музыка души. Даже самая звучная, - она тихая, всегда искренняя. Она настолько естественна, что, услышав ее однажды, трудно себе представить, что когда-то ее не было.

Музыка Свиридова рождается из потребности мыслить, слушая окружающий мир, мыслить как бы вместе с людьми, выражая их. Его песни - музыка внутренних состояний. Музыка, которую, услышав, нужно вобрать в себя и не петь самому на улицах, но сохранять, как охраняем мы душевные тайны от чужого глаза.

Музыку Свиридова, невозможно спутать ни с какой другой - ее образный мир, берущие за душу интонации, доступность покоряют слушателей с первых же звуков. Эта музыка проста, безыскусна. Но эта простота - следствие глубокого постижения сложности жизни и желания, да и умения тоже сказать о ней просто. Эта простота на фоне сложнейших исканий большинства современных композиторов кажется феноменальной, непостижимой.

Свиридов - один из самых замечательных композиторов второй половины XX века, и утверждать это позволяет, прежде всего, необыкновенное духовное богатство и содержательность его музыки.

Внешне жизнь Свиридова была обычной, без каких-либо необыкновенных дел и приключений. Главным событием в ней были бесчисленные часы, проведенные за роялем или столом, когда он писал партитуру.

Будущий композитор родился в небольшом городе Фатеже в Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей. Когда Георгию было всего четыре года, семья осиротела: отец погиб во время гражданской войны. После этого мать вместе с сыном переехала в Курск. Там Юрий (так Свиридова звали в детстве) пошел в школу, где проявились его музыкальные способности. Тогда же он освоил и свой первый музыкальный инструмент - обычную балалайку. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Он даже пробовал кое-что сочинять. Это и было рождение музыканта.

Руководитель оркестра, бывший скрипач Иоффе, устраивал концерты и музыкальные вечера, посвященные композиторам-классикам. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 года он решил поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене Георгий сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником В. Уфимцевой, жены известного русского изобретателя в области авиации и энергетики. Именно она стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Общаясь с семьей Уфимцевых, Свиридов полюбил литературу.

В 1932 году Георгий Свиридов поступает в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И. Браудо. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и ресторанах. Под руководством профессора Браудо Свиридов быстро совершенствовал исполнительскую технику. Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, а в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.

В то время под крышей первого музыкального техникума собралось много талантливой молодежи: Н. Богословский, И. Дзержинский, В. Соловьев-Седой. И по уровню преподавания техникум успешно конкурировал с Ленинградской консерваторией.

Здесь он написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано. Они до сих пор известны среди музыкантов и исполняются как учебный материал. Но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина.

Недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и заняться своим здоровьем. А летом 1936 года Свиридов поступает в Ленинградскую консерваторию и становится лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом был профессор П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович.

Под руководством своего нового наставника Свиридов завершил работу над фортепианным концертом, премьера которого состоялась во время декады советской музыки, одновременно с Пятой симфонией Шостаковича.

Шостакович стал для Свиридова не только учителем, но и старшим другом на всю жизнь. Закончил консерваторию Свиридов в 1941 году.

Успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы, он наконец-то получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом. Однако все эти планы нарушила война. В первые же ее дни Свиридов был зачислен курсантом военного училища и направлен в Уфу. Однако уже в конце 1941 года его демобилизовали по состоянию здоровья.

До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, где он пишет военные песни, а также музыку для спектаклей.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве. Он одинаково легко пишет и серьезную музыку, и легкую музыку. Его сочинения разнообразны по жанрам: это симфонии и концерты, оратории и кантаты, песни и романсы.

Вокальная музыка занимает центральное место в творчестве Свиридова, неразрывно связанная с миром поэзии. Работая со стихами самых разных поэтов, композитор по-новому раскрывает их облик.

Его привлек Сергей Есенин - поэт, чье обостренное чувство любви к Родине, ее природе и людям особо близко композитору.

Г.В. Свиридов говорит о поэме «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к народу делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось об этом сказать языком музыки.

Композитор не просто живописует русскую зиму, красавицу весну, необозримые просторы полей, чары колдовской летней ночи. За всем этим гулко бьется пульс истории: картины жизни дооктябрьской России меняются революционным вихрем, сметающим старое…

Послушайте отрывок из кантаты «Памяти Есенина» (1956г.), которая называется «Поет зима, аукает». Музыка живо рисует картину зимы, передает ощущение снегопада, зимней вьюги, ветра и постепенного наступления затишья.

Три темы становятся ведущими в творчестве Свиридова: одна связана с образами Родины, другая - революции, а третья - с образом поэта, который предстает как гражданин, художник, ум, глаза и совесть своего времени, своего народа.

Большое место в музыке Г.В.Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные, словно крупными мазками (как в «Поэме памяти Сергея Есенина»), то нежные, словно размытые, «акварельные» («Осенью», « Эти бедные селенья» на стихи Ф.И.Тютчева), то строгие, суровые («Деревянная Русь» на стихи С.А. Есенина). И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевленна, таинственно - непостижима. Такое обостренное восприятие природы идет от глубины натуры героя, его душевной тонкости, поэтической чуткости.

Кантату «Курские песни» (1964г). Г.Свиридов писал на основе изучения материалов творческой экспедиции по Курскому краю. Слушая записи песен, он сказал, что в песнях настолько все идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать. Композитор очень бережно отнесся к мелодическому материалу, который он старался сохранить в изначальной чистоте и красоте.

Г.В.Свиридов стремится отразить в своем творчестве наиболее значительные события и явления нашей истории и современной жизни, например Куликовскую битву («Песня о России» на стихи А.А.Блока), революционные события.

Но не только эпохальные явления нашли свое воплощение в свиридовской музыке, в ней - отражение простой, повседневной жизни людей. И в этом композитор, поднимаясь до больших социальных обобщений, создает образы необычайно многоплановые, а подчас и целые трагические судьбы.

Одним из первых композиторов Свиридов обратился к поэзии Велимира Хлебникова и Б.Л. Пастернака. Его маленькая кантата «Снег идет» (1965г.) отличается тонкостью средств выразительности, аккорды более изысканы, то и тут прорывается та же космическая всеобщность. Мелодия первой части построена всего на двух нотах, создавая ощущение оцепенелого падания снежных хлопьев. Завораживающая отрешенность неспешной мелодии поддерживается торжественными аккордами, создавая символ вечности природы.

Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это, прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина «Метель» (1974г.).

Она как нельзя более соответствует духу пушкинской повести ее простоте и безысходности, простодушию героев, их цельному гармоническому восприятию жизнью. Это музыка насквозь пронизана мелодическим началом, которая в ней решительно преобладает. Гармонии в произведениях достаточно просты, хотя подчас оригинальны и изысканы в своем роде.

Оркестровый колорит стилизует музыкальную эпоху Пушкина. Краски оркестра легкие, свежие акварельные. Преобладают тембры струнных и деревянных духовных инструментов, иногда возникает и полная оркестровая звучность.

Первая часть, «Тройка», служит своеобразной заставкой к произведению. На фоне непрерывного движения возникает напев ярко выраженного русского характера, как бы летящий над бесконечностью снежной равниной.

Музыка воссоздает образ снежной дороги (звучит музыка).

Сейчас мы предлагаем вам прослушать еще один фрагмент из сюиты «март». Обратите внимание на то, как выразительно и точно иллюстрирует музыка литературный текст А. Пушкина. Она врывается тембровым и динамическим контрастом, изображающая вступление гусарского полка в городок (на фоне музыки звучит отрывок из повести А.Пушкина «Метель»).

Ещё один отрывок - «Романс», стилизованный в манере любовной лирики начала XIX века. Это произведение сегодня очень популярно, и вошло в нашу жизнь, как золотые страницы русской музыки. Часто мелодия «Романса» звучит в Москве в подземных переходах.

Произведения Свиридова широко известные в нашей стране и за рубежом. Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы («Декабристы» на слова А.Пушкина и поэтов-декабристов, «Поэма памяти Сергея Есенина», «Патриотическая оратория» по В.Маяковскому, «Пять песен о России» на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте («Огоньки», «Раскинулось море широко»), в кино («Воскресенье», «Золотой теленок» и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Растнина «Дон Сезар де Базан» и др.).

Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами практически при всех властях: его трижды награждали Государственными премиями СССР (1946, 1968, 1980), Ленинской премией в 1960 году, в 1970 - присвоили звание народного артиста СССР, в 1976-м - Героя Социалистического труда. Во многом поэтому - когда грянула перестройка, и модным стало ругать прошлое - Свиридов и его музыка попали в опалу. Знаменитая заставка в программе «Время» («Время, вперед!» (1974) была снята с эфира как пример «тоталитарного прошлого»). Однако спустя несколько лет справедливость была восстановлена. Вот что писал по этому поводу кинорежиссер М. Швейцер: «Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизнь. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

Красоту музыки мы услышим. Сейчас заключается в ее неукротимой энергии, в стремительном движении вперед. Каждый из вас обязательно это почувствует. Возможно, вы ощутите в себе прилив сил, желание сделать что-то настоящее, хорошее, желание двигаться вперед к своим заветным мечтам.

В этой музыке композитор хотел выразить дух нашей эпохи, передать то, чем живут сегодня все добрые люди на земном шаре: стремление сделать жизнь как можно лучше, красивее, строить новые города, завоевывать космос, а главное - стремление сделать всех людей на земле свободными, счастливыми и радостными. В этой музыке слышится пульс современного мира. Она звучит, как гимн светлой жизни, к которой идет человечество. В этом и, правда, и красота, и сила этой музыки.

Из всех современных композиторов России Свиридов в наибольшей степени заслуживает звания «народного» в подлинном смысле этого слова.

Благородная простота и нравственный пафос искусства Свиридова, его бережное отношение к сокровищам русской поэзии снискали ему искреннюю любовь широкой аудитории.

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства 20 века благодаря ее глубине, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.

Творчество Г. В. Свиридова

Жизненный и творческий путь

Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.

С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.

В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение.
В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.

Удивительно простые, близкие традициям русской музыки, и вместе с тем самобытные, оригинальные пушкинские романсы Свиридова сразу полюбились и исполнителям, и слушателям.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки – Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра.

В июне 1941 года Свиридов закончил консерваторию. В первые же дни Великой Отечественной войны он был зачислен курсантом военного училища, но вскоре демобилизовался по состоянию здоровья.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта. С военной тематикой тесно увязана и написанная тогда же музыкальная комедия «Раскинулось море широко», посвященная балтийским морякам. Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. За три года он написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет.

Самое своеобразное в творчестве Свиридова 1940-х годов – его вокальные сочинения поэма «Песни странника», сюита на слова В. Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 году.

Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов.

В 1949 году Свиридов познакомился с творчеством великого армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». Поэма Свиридова – «эпическая песнь» наших дней о стойкости и мудрости народа, о величии его духа.

В 1955 г. Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в превосходном переводе С. Маршака. В отличие от поэмы «Страна отцов», в этом цикле нет монументальных образов и картин, отражающих события большого исторического значения. Вместе с тем у этих двух произведений много общего – серьезность замысла, умение композитора за частными явлениями видеть их большой, общечеловеческий смысл.

Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса – это галерея музыкальных портретов простых людей, вереница сценок из их жизни вокруг одного образа – молодого человека, «лучшего парня наших лет».
В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве.

Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын.

Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора.

Четко обозначилась основная линия творчества композитора – создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры – песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью.

Особое место в творчестве Свиридова занимает «Патетическая оратория» (1959) для солистов, хора и оркестра на стихи В. Маяковского. Очень многие советские композиторы писали на стихи Маяковского произведения самых различных жанров. Но, пожалуй, «Патетическая оратория» Свиридова является из них самым значительным и интересным.
«Патетическая оратория» – это монументальное художественное полотно, сотканное из множества интонаций. Особенно впечатляет последняя, заключительная часть оратории, в которой используются отрывки из поэмы «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Называется эта часть «Солнце и поэт». Яркая, ликующе-торжественная музыка сопровождается колокольным звоном, как бы передающим в звуках полыхание «ста сорока солнц».

Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» (1977), которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме А. Блока.
Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.

Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя.

Однако композитор не расстался и с крестьянской песенностью. В 1960-е годы пристрастие композитора к этой первооснове народной русской музыки обозначилось еще определеннее. Так, был создан вокальный цикл «Курские песни», который явился вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки.
Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце пятидесятых годов. Результатом творческой работы композитора стало это замечательное произведение современности. В «Курских песнях» не проступают черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.

Словно вещий Баян, не спеша, композитор разворачивает перед нами эту жизнь, показывая различные ее грани. Он рассказывает увлеченно, живо и вместе с тем строго, возвышенно, с объективной сдержанностью летописца.

В семи песнях единая драматическая линия с кульминацией и итогом. Причем итог – яркая народная сцена, оптимистическая по характеру.

Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью равноценно основной мелодической линии и способствует выявлению смысла, содержания всего целого.

В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность.

Примеры тому – «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова – Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.

Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) – своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца.
В поэме «Отчалившая Русь» (1977), напротив, много контрастов, есть и моменты величаво трагического характера. Но это не картины социальных битв. Все «действие» поднято как бы на космическую высоту. Отсюда и легендарность образов добра и зла, Христа и Иуды.
Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1974) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» – концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

В 1980 году Свиридов пишет маленькая хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории – сочинение яркое, сочное, праздничное. Та вечно живая народная стихия, без которой не мыслит себя ни один подлинно национальный художник.

Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Народная жизнь черпает мудрость и силу в природе, сама являясь ее частью.

Обращают на себя внимание сочинения на стихи Блока – кантата «Ночные облака» (1979) и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980). Свиридов открывает поэта причудливого, со своеобразной диалектикой становления, произрастания нового. Страстные молитвы о совершенстве жизни, картины ясной, светлой весны, зыбкой ночи, тайной любви и многого, что растет во мгле среди неустойчивости и неуютности быстро текущего бытия, все это перекрывается чувством торжественной таинственности и извечной причудливости жизни.

Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова – от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него!

В современной музыке все больше усложняется музыкальный язык, обостряется диссонантность звучаний. Потому Свиридовская кажущаяся простота в сочетании с новыми интонациями, порождая ясность мысли, прозрачность звучания, кажется особенно ценной. Поиски композитора именно в этом направлении снискали глубокое чувство признательности художнику – за внимание к тому, что есть лучшее в нашем национальном искусстве, в русской народно-песенной стихии.

За большие заслуги в области развития советской музыки Г.В. Свиридову присвоены звания народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда. Он лауреат Ленинской и Государственной премий СССР.

Умер Георгий Васильевич летом 1997 года в Санкт-Петербурге.

...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека - вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.
Г. Свиридов

Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-41), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры - народная песенность и духовное искусство, - жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.

Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы - заливными лугами, полями и перелесками. И тут же - трагедия гражданской войны, 1919 год, когда ворвавшиеся в город деникинцы убили молодого коммуниста Василия Свиридова. Не случайно композитор многократно возвращается и к поэзии русской деревни (вокальный цикл «У меня отец крестьянин » - 1957; кантаты «Курские песни », «Деревянная Русь » - 1964, «Лапотный мужик» - 1985; хоровые сочинения), и к страшным потрясениям революционных лет («1919» - 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом», «Смерть комиссара»).

Исходная дата искусства Свиридова может быть обозначена весьма точно: с лета по декабрь 1935 в неполные 20 лет будущий мастер советской музыки написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина («Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога», «Роняет лес...», «К няне» и др.) - произведение, прочно стоящее в ряду советской музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. Правда, впереди еще были годы учения, войны, эвакуации, творческого роста, овладения вершинами мастерства. Полная творческая зрелость и независимость пришли на грани 40 и 50-х гг., когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина). За первенцем этого жанра («Страна отцов» на ст. А. Исаакяна - 1950) последовали Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955), оратории «Поэма памяти Есенина » (1956) и «Патетическая» (на ст. В. Маяковского - 1959).

«...Многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна», - писал А. Блок в преддверии революции, - «но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным гулом...» И, призывая слушать «грозный и оглушительный гул революции», поэт замечает, что «гул этот, все равно, всегда о великом». Именно с таким «блоковским» ключом подошел Свиридов к теме Великого Октября, но текст взял у другого поэта: композитор избрал путь наибольшего сопротивления, обратившись к поэзии Маяковского. Кстати, это было первое в истории музыки мелодическое освоение его стихов. Об этом говорит, например, вдохновенная мелодия «Пойдем, поэт, взорлим, вспоем» в финале «Патетической оратории», где преображен сам образный строй известных стихов, а также широкий, радостный напев «Я знаю, город будет». Поистине неисчерпаемые мелодические, даже гимнические возможности раскрыл Свиридов в Маяковском. А «гул революции» - в великолепном, грозном марше 1 части («Разворачивайтесь в марше!»), в «космическом» размахе финала («Светить и никаких гвоздей!»)...

Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 - началу 40-х гг. относятся Симфония; фортепианный Концерт; камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.

Но главное в творчестве Свиридова - это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Он не только «распел» строки Маяковского (помимо оратории - музыкальный лубок «История про бублики и про бабу, не признающую республики»), Б. Пастернака (кантата «Снег идет »), прозу Н. Гоголя (хор «Об утраченной юности»), но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Кроме упоминавшихся авторов он положил на музыку многие строки В. Шекспира, П. Беранже, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, А. Прокофьева, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. - от поэтов-декабристов до К. Кулиева.

В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как «Душа грустит о небесах», в хоровых концертах «Памяти А. А. Юрлова» и «Пушкинский венок», в изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих»). Музыка этих произведений чиста и возвышенна, в ней заключен большой этический смысл. В документальном фильме «Георгий Свиридов» есть эпизод, когда композитор в музее-квартире Блока (Ленинград) останавливается перед картиной, с которой сам поэт почти никогда не расставался. Это - репродукция с картины голландского художника К. Массиса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (нач. XVI в.), где отчетливо противопоставлены образы тирана Ирода и погибшего за правду пророка. «Пророк - это символ поэта, его судьбы!» - говорит Свиридов. Эта параллель не случайна. Блок поразительно предчувствовал огненную, вихревую и трагическую будущность наступившего XX столетия. А на слова грозного блоковского пророчества Свиридов создал один из своих шедевров «Голос из хора» (1963). Блок многократно вдохновлял композитора, написавшего около 40 песен на его стихи: это и сольные миниатюры, и камерный цикл «Петербургские песни » (1963), и небольшие кантаты «Грустные песни» (1962), «Пять песен о России» (1967), и хоровые циклические поэмы «Ночные облака» (1979), «Песни безвременья» (1980).

Два других поэта, также обладавшие пророческими чертами, занимают центральное место в творчестве Свиридова. Это Пушкин и Есенин. На стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров «Пушкинского венка» (1979), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью («Зорю бьют»). Есенин - самый близкий и, по всем параметрам, - главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка «Я - последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» - произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Есенин, как и другие главные «соавторы» Свиридова, обладал пророческим даром - еще в середине 20-х гг. он прорицал страшную судьбу русской деревни. «Железный гость», грядущий «на тропу голубого поля», - это не машина, которой будто бы боялся Есенин (так когда-то считали), это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор. Среди его есенинских сочинений - волшебные по своей поэтической насыщенности хоры («Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун»), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь » (1977).

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения. И если современная наша литература, особенно устами В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Н. Рубцова, призывает в полный голос к спасению того, что еще можно спасти, то Свиридов заговорил об этом еще в середине 50-х гг.

Георгий Васильевич Свиридов - один из весьма своеобразных художников. Мощный революционный порыв, суровая героика революционных лет остро запечатлелись, в сознании будущего композитора, а позднее отразились и в его сочинениях. Своеобразие творческого облика Свиридова прежде всего выражено в ярко национальном, глубоко русском складе его натуры, в русском характере его дарования, выросшего из подлинно народного, крестьянского корневища.
Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.
Творчество Свиридова крепкими узами связано с поэзией, как классической, так и современной. Это - Пушкин и Лермонтов, поэты-декабристы, Бернс и Шекспир, Блок и Есенин, Маяковский и Исаакян, советские поэты - Твардовский, Прокофьев, Исаковский, а также поэзия фольклорной традиции - русская, болгарская, вьетнамская. Поэзию композитор понимает глубоко и тонко. Он умеет подметить особенности каждой поэтической индивидуальности, проникнуться ее своеобразием, сжиться с нею, а затем верно и ярко воплотить в музыке образы и настроения поэтического текста.
Именно Свиридову принадлежит честь «открытия» для музыки поэзии Маяковского, а также и Есенина, хотя среди композиторов он был не первым, обратившимся к их стихам. Верно, сильно прочел он и поэзию Бёрнса. Он «открыл» и воплотил в музыке некоторые грани пушкинской поэзии, не раскрытые ранее.
Сфера жанровых интересов Свиридова достаточно широка. Но художественная значимость его музыки в разных жанрах не одинакова. Талант Свиридова наиболее полно, ярко проявился в области вокальной музыки (и в этом тоже сказалась особенность его русского дарования!), сначала в камерной - романсе, песне, монологе, а позже, на рубеже 40-50-х годов и далее, - также и в вокально-симфонических жанрах - оратории, кантате и других произведениях хоровой музыки.
Одной из характернейших особенностей творчества Свиридова является его демократическая направленность, сознательное стремление говорить средствами музыки с широким кругом слушателей. Черта эта была заметна уже в ранних произведениях автора, свойственна ему на протяжении всего творческого пути, а с течением времени она проявляется все определеннее и сильнее. Свое художественное кредо композитор однажды сформулировал так: «Я хочу, чтобы моя музыка была проста и доступна, но говорила о вещах сложных и серьезных». И это - глубокое убеждение, определяющее отношение Свиридова к коренным проблемам художественного творчества.
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в тихом уездном городке Фатеже Курской губернии. С ним был он тесно связан и в последующие годы отрочества и юности, неизменно проводя в Фатеже каникулярное время. Окруженный слободами и деревнями, городок этот по характеру и укладу жизни мало отличался от них. Будущего композитора с детства питали здоровые и крепкие соки народной крестьянской жизни - простые, но строгие обычаи, привольные просторы среднерусской природы, удивительная неповторимость и красота народных песен, наигрышей, хороводов и плясок, своеобразие человеческих характеров.
Суровой и героической была атмосфера этих лет - периода Октябрьской революции и гражданской войны. В 1924 году, после смерти отца-коммуниста, убитого деникинцами, семья Свиридовых переехала в Курск. Здесь-то и возник интерес и влечение мальчика к музыке. В Курске, при Клубе торговых служащих, из любителей музыки организуется оркестр русских народных инструментов. Свиридов самостоятельно начал учиться игре на балалайке и вскоре стал участником оркестра. С увлечением разучивал новые произведения и даже пробовал кое-что сочинить. Это и было рождением музыканта, первыми шагами на пути его формирования.
А дальше, в 1929 году,- курская музыкальная школа. Несмотря на отсутствие подготовки, 14-летнего Свиридова приняли в школу и определили в фортепианный класс В. Уфимцевой. Она и ее муж, известный изобретатель в области авиации, энергетики, революционер с опытом подпольной работы, человек, хорошо знавший литературу, близко знакомый с М. Горьким, сыграли большую роль в общем развитии Свиридова.
Через год после окончания общеобразовательной школы (1932) Свиридов решает продолжить музыкальное образование и отправляется в Ленинград. Здесь он поступает в Центральный музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского) в класс фортепиано проф. И. Браудо.
Ему не было еще семнадцати лет. А жизнь в Ленинграде оказалась сурова и нелегка. Скудные заработки с помощью игры на рояле в кино и ресторане. Общежитие. Недоедание. Частые болезни...
В Ленинграде Свиридов узнает о существовании в техникуме класса композиции. А так как сочинять музыку было его заветной мечтой еще с детства, то в конце первого года обучения Свиридов, написав две пьесы для фортепиано, подал заявление о принятии его на теоретико-композиторское отделение и был зачислен в класс проф, М. Юдина.
Учился Свиридов с увлечением, проявляя к тому же замечательное трудолюбие. За три года композиторских занятий он сочинил много произведений в разных инструментальных и вокальных жанрах. Они исполнялись на ученических концертах техникума. Иные же получили и более широкую известность: звучали по радио, в открытых концертах Малого зала консерватории. Такова была судьба Квартета для скрипки и фортепиано, Сонаты для фортепиано.
Среди произведений тех лет совершенно особое место занял , созданный в конце 1935 года. Это была не просто большая удача учащегося последнего курса техникума. Пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности автора. Впервые ясно, с большой определенностью обнаружились в них особенности композиторской индивидуальности Свиридова.
Шесть романсов на стихи Пушкина еще в пору их рождения стали репертуарными, а автор их, 20-летний Свиридов, получил известность.
Романсы эти быстро приобрели популярность, обратили на себя внимание певцов. Их часто стали исполнять, особенно в 1937 году, когда страна наша отмечала 100-летие со дня гибели Пушкина.
Талант молодого композитора был замечен и оценен. В 1936 году Свиридова принимают в члены Союза советских композиторов. Тогда же он поступает в Ленинградскую консерваторию в класс композиции П. Рязанова, а после отъезда последнего из Ленинграда - Д. Шостаковича.
В эти годы Свиридов знакомится с современной музыкой, как зарубежной, так и русской, знания которой были у него тогда весьма ограниченными. Теперь музыкальные горизонты Свиридова день ото дня расширяются, композиторская техника совершенствуется, растет мастерство.
Из инструментальных произведений Свиридов сочинил в эти годы Концерт для фортепиано с оркестром, Фортепианную и Скрипичную сонаты, Первую симфонию (правда, уничтоженную им как неудавшуюся), Симфонию для струнного оркестра, фортепианные пьесы. Стилистически произведения эти были очень непохожи. Исполненный в 1937 году П. Серебряковым Фортепианный концерт тепло был принят публикой, но критика его оценила по-разному. Одни отзывы были резко критические, другие, отмечая недостаточный опыт и технику автора, с симпатией отзывались о его несомненном и ярком таланте. Созданный вскоре после пушкинских, романсов концерт стилистически близок им.
В студенческие годы Свиридов впервые обращается к кино-театральным жанрам: сочиняет оперетту «Настоящий жених», музыку к фильму «Поднятая целина» (режиссер Ю. Райзман). Новой была для него также и работа в области хоровых сочинений. Он пишет кантату в честь 20-летия комсомола, «Казачьи песни» и музыку к композиции «Десять дней под Касторной» для Ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа, сочиняет ряд хоровых песен, делает хоровые обработки народных мелодий. Хоровая музыка Свиридова тех лет крепко связана с традициями русской крестьянской песенности.
Обращение к новым жанрам - важная черта творческой биографии молодого автора. Но все же наиболее интересное, яркое и своеобразное он создает в камерном вокальном творчестве. Его привлекает поэзия М. Лермонтова, А. Блока, П. Беранже, А. Прокофьва. В вокальных произведениях автора этих лет тоже видны настойчивые поиски новых путей, иных средств выразительности. Есть интересные находки, яркие, совершенные романсы. Так, среди произведений на стихи Лермонтова несомненной удачей является «Соседка», своеобразен, целен по своему сурово-сосредоточенному настроению романс «Они любили друг друга». В целом же опус этот уступает первому, пушкинскому; он менее ровен и не так своеобразен. «Свиридовское» выражено в нем не так отчетливо.
Новой ступенью вокального творчества Свиридова стали . Прежде всего это связано с обращением автора к советской поэзии. В те годы стихи наших поэтов еще только начинали входить в советскую музыку: создаются романсы Н. Мясковского на стихи С. Щипачева, М. Коваля на стихи Л. Ошанина, И. Белорусца на ранние стихи В. Маяковского.
В июне 1941 года Свиридов окончил консерваторию. А через несколько дней над страной грянул гром Великой Отечественной войны. С начала 1942 года, после демобилизации, Свиридов живет и работает в Новосибирске, куда были эвакуированы некоторые ленинградские театры и филармония.
В трудных обстоятельствах военного времени молодой композитор продолжал интенсивно сочинять. Он написал ряд массовых песен для Ленинградского академического театра драмы имени А. Пушкина, сочинил музыку к пьесе К. Симонова «Русские люди», к «Кремлевским курантам» Н. Погодина, к «Отелло» У. Шекспира. Он создал оперетту «Раскинулось море широко» - первую музыкальную комедию героического содержания. (Пьеса эта была создана в осажденном Ленинграде тремя драматургами - В. Азаровым, Вс. Вишневским и А. Кроном - и рассказывала о героической борьбе в Отечественной войне балтийских моряков.)
Много работал композитор и в инструментальных жанрах камерной музыки. Она была тогда основной сферой его лирических высказываний. Таковы Фортепианная соната (1944), посвященная памяти известного музыканта-ученого, критика И. Соллертинского, старшего друга и наставника композитора; Фортепианный квинтет си минор (1944-1945) и ряд других произведений. Общий характер этой музыки - суровый, остродраматический. В ней раскрывается столкновение высоких гуманных человеческих порывов с враждебными силами.
Из произведений этого времени особенно выделяется Фортепианное трио ля минор (1945), за которое в 1946 году Свиридову была присуждена Государственная премия первой степени.
В годы войны продолжалась работа и над камерной вокальной музыкой. Это - «Песни странника», «Сюита» на слова Шекспира «Песни странника» (1943) написаны на слова китайских поэтов древней традиции и повествуют о судьбе поэта-изгнанника, томящегося тоской по родине, горьким одиночеством, вскипающего гневом, но вдохновенно творящего. Начинается произведение песней «Отплытие», завершается- «Возвращением на Родину».
«Сюита» на слова Шекспира состоит из вокальных фрагментов созданных композитором ранее к спектаклям «Отелло», «Гамлет» и «Двенадцатая ночь» (переводы Б. Пастернака и М. Лозинского)
Еще до окончания войны, в 1944 году, Свиридов возвратился в Ленинград. Творчество композитора первых послевоенных лет (1945-1949) близко сочинениям периода Отечественной войны. Интерес к камерной инструментальной музыке находит теперь продолжение в создании двух струнных квартетов (1945-1946 1947) Появляются две тетради фортепианных партит (1946), содержащие двенадцать пьес с жанровыми названиями. Возникает первое фортепианное сочинение детского репертуара: «Четыре легкие пьесы для фортепиано» (1948). Позднее они пополняются другими и в 1957 году выходит в свет «Альбом пьес для детей», содержащий уже семнадцать номеров. В 1949 году композитор работает над симфонией. Две части ее были исполнены на Пленуме Союза советских композиторов и встречены весьма одобрительно. Но работа эта осталась незавершенной.
Как и в годы войны, Свиридов сотрудничает с драматическими театрами (музыка к пьесе Дюмануа и Деннери «Дон Сезан де Базан» и к «Победителям» Б. Чирскова). Вместе с тем появляются новые произведения в области камерных вокальных жанров - три песни на слова советских поэтов (А. Прокофьева, М. Исаковского) и первые произведения на стихи армянского поэта А. Иссакяна «Открытие» Свиридовым для себя этого поэта, увлечение богатством его стихов не было мимолетным. На основе поэзии А. Исаакяна вскоре возникает одно из замечательных вокальных сочинений композитора - .
знаменует начало нового периода в творчестве Свиридова - периода зрелости. Творчество Свиридова 50-х и 60-х годов исключительно богато и ярко. Каждое новое произведение композитора - событие не только в его творческой биографии, но и в советской музыкальной жизни.
Жанровые интересы Свиридова 50-60-х годов кое в чем существенно изменяются. Почти исчезают сочинения инструментальной музыки. В этой области ведется лишь работа над совершенствованием сочинений прежних лет, над новыми редакциями Фортепианного трио, Квинтета, партит.
В начале 50-х годов создается еще одна оперетта - «За Нарвской заставой» по либретто Л. Трауберга и С. Полоцкого (1951), в которую введена совсем иная для этого жанра тема революционной борьбы питерских рабочих. Оперетта (второе название - «Огоньки») была впервые поставлена в Киеве, затем - в Ленинграде, Свердловске и других городах, всюду с большим успехом. В те же годы сочиняется музыка к драматическим спектаклям ленинградских театров: к пьесе В. Гюго «Рюи Блаз» в Большом драматическом театре имени М. Горького (1952) и пьесе Д. Храбровицкого «Гражданин Франции» в Ленинградском академическом театре драмы имени А. Пушкина. В дальнейшем интерес к этому виду сочинений, видимо, гаснет, новых произведений больше не возникает. Крепче и основательнее оказываются связи композитора с кино. Им написана музыка к кинофильмам «Пржевальский» (в постановке С. Юткевича, 1951), «Римский-Корсаков» (в постановке Г. Рошаля, 1952), «Великий воин Албании Скандербег» (в постановке С. Юткевича, 1953), «Поле-Полюшко» (в постановке В. Строевой, 1956), «Воскресение» (в постановке М. Швейцера, 1960-1962).
Основное же внимание и творческие силы Свиридов отдает теперь жанрам вокальной музыки: камерной, хоровой и особенно привлекающей его в эти годы вокально-симфонической. Творчество в этих областях богато открытиями «новых земель», созданием замечательных своеобразных произведений. Оно тесно связано с поэзией, преимущественно русской (исключение составляет Р. Берне).
Камерные вокальные и вокально-симфонические произведения Свиридова 50-60-х годов созданы, за некоторыми исключениями, в циклических формах, объединенных обычно текстами одного поэта и пронизанных одной мыслью. При этом автор всегда добивается цельности всего сочинения и органичности его музыкального развития. Такова вокальная поэма на стихи А. Исаакяна, , вокальный цикл «У меня отец - крестьянин» на слова С. Есенина, «Петербургские песни» на слова А. Блока. А в области вокально-симфонической музыки - оратория «Декабристы» на стихи А. Пушкина и поэтов-декабристов, поэма , на слова В. Маяковского, на народные тексты, кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака.
Интересна одна особенность творческого процесса Свиридова. В большинстве случаев еще до создания крупных сочинений на стихи того или иного поэта композитор как бы делает разведку в новую для него, поэтическую область. предшествуют романсы на стихи А. Исаакяна, - песня «Братья - люди!» на слова поэта; - интересный вокальный опыт - «История про бублики и про бабу, не признающую республики» на слова В. Маяковского, мир поэзии А. Блока был «разведан» еще в годы учения в консерватории.
Поэзия одного из талантливейших поэтов, классика армянской литературы А. Исаакяна входит в жизнь Свиридова в 1949 году.
Главной темой творчества А. Исаакяна, наряду с лирикой, является тема историческая, тема трудной судьбы Армении. Лирические стихи поэта давно уже сроднились с музыкой. Свиридов тоже первоначально обратился к ним - романсы «Страдания любви» и «Черный взор». Третье же произведение 1949 года - «Изгнанник» - свидетельствует об интересе композитора к другой теме поэзии Исаакяна, которая еще не претворялась композиторами. Это дума о Родине человека, разлученного с нею, воображение которого рисует вечер в родном доме, образ матери, качающей колыбель ребенка и шепчущей молитву: «...Пусть поможет господь тебе, мой бедный изгнанник, мой сын». На редкость прост и вместе своеобразен стиль печально-суровой песни-монолога. От него прямой путь к на стихи А. Исаакяна в переводах А. Блока и советских поэтов.
- одно из выдающихся произведений советской музыки.
Следующее сочинение Свиридова в жанре камерной вокальной музыки - , сочиненные в 1955 году. (Созданию этого произведения предшествовал небольшой период, когда внимание автора было поглощено сначала театральной музыкой - опереттой, музыкой к драматическим спектаклям и кинофильмам, а затем - ораторией «Декабристы».)
Интерес к великому шотландцу возник у Свиридова значительно раньше. Первая его бёрнсовская песня «В полях под снегом и дождем» была создана еще в годы войны (1944). Теперь, в середине 50-х годов, в связи с выходом в свет прекрасных переводов С. Маршака, интерес этот усиливается. И не только у Свиридова. В те же годы другие композиторы - В. Волков, Ю. Левитин, Б. Клюзнер, А. Пригожий, В. Шебалин - тоже обращаются к поэзии Р. Бёрнса.
Песни Свиридова появились на свет сразу после его знакомства с томиком стихов Р. Бёрнса в переводах С. Маршака.
Вслед за Бёрнсом в том же 1955 году в мир творчества композитора входит С. Есенин. Стихи поэта крепко приковали к себе Свиридова. В течение двух лет он работает только над его текстами. Есенинский «пласт» музыки Свиридова - явление исключительное: здесь-то и происходит подлинное рождение музыкального Есенина.
За два года возникает для тенора, хора и симфонического оркестра, два романса и цикл песен .
Сочинения эти являются новым прочтением стихов Есенина. В свое время, при жизни поэта, да и в первые годы после его гибели в творчестве Есенина обычно акцентировалась любовная лирика, поэзия сельской жизни и среднерусских пейзажей да жгучая тоска поэта по уходящей в прошлое старой деревне. Такой и осталась в памяти поколения 20-х, отчасти 30-х годов поэзия Есенина в последующие годы, почти полного его забвения. Композитор в своем прочтении подчеркивает другую тему, о которой в свое время не раз говорил и сам поэт. Это тема высокой гражданственности, тема Родины и родного народа русского, глубокой и страстной любви поэта к ним.
Мысль эта является главной в , завершенной в 1956 году, и в созданном тогда же цикле песен для двух солистов - тенора и баритона - с фортепиано.
С Есениным композитор не расстается и в дальнейшем. Вскоре появляется застольная песня «На земле живут лишь раз» (), хоры а саррellа - «Вечером синим», «Табун» () и затем еще один вокальный опус - «Русь деревянная» (1963).
В пору работы над музыкой на тексты Есенина () Свиридов оставляет Ленинград и переезжает в Москву. Здесь он активно включается в общественно-музыкальную деятельность. На Втором Всесоюзном съезде композиторов в 1957 году избирается в Правление СК СССР. Затем становится заместителем председателя Оргкомитета СК РСФСР, секретарем Правления СК СССР (1962), а 1968 году избирается первым секретарем Правления Союза композиторов РСФСР. Свиридов является членом редколлегии журнала «Советская музыка» и выполняет еще ряд общественных обязанностей.
В творческой жизни Свиридова середина 50-х годов ознаменована пристальным вниманием и активным интересом, наряду с камерной и вокальной музыкой, к крупным формам, к монументальным жанрам вокально-симфонической музыки. Работа в области вокальной лирики тоже продолжается. Во второй половине 50-х года композитор возвращается к некоторым камерным вокальным произведениям, созданным ранее. Делает новую редакцию романсов на слова М. Лермонтова, пересматривает и дополняет для переиздания песни на слова А. Прокофьева и М. Исаковского, готовит редакцию вокальной сюиты «Из Шекспира». В 1958-1960 годах сочиняется ряд новых произведений для голоса с фортепиано на стихи советских поэтов: «Лесная сторона» на слова Б. Корнилова, «Рыбаки на Ладоге» А. Прокофьева, «Осенью» М. Исаковского, «Смоленский рожок», «Станция Починок» А. Твардовского. А в 1962 году возникает новый цикл «Петербургские песни» на стихи А. Блока для трех солистов - баритона, баса, меццо-сопрано и фортепиано.
Первое произведение крупной формы - оратория «Декабристы». Сочинялась она в 1954-1955 годах, когда своеобразное дарование композитора так полно и ярко выявилось в области камерной вокальной музыки,- после и одновременно с .
Оратория создавалась на стихи поэтов-декабристов А. Одоевского, Ф. Глинки, В. Кюхельбекера, К. Рылеева, А. и М. Бестужевых. А заключительная часть - на стихи А. Пушкина «К Чаадаеву». Это произведение о России, о судьбе ее народа, о ее первых революционерах, посягнувших на монархию, об их трагедии, о надеждах на будущее обновление. «...Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена». Оратория «Декабристы», или «Песни вольницы», не исполнялась. Композитор тогда не завершил этой работы, хотя в клавире оратория была почти закончена. Опыт же ее сочинения имел огромное значение для дальнейшего творчества Свиридова в вокально-симфонических жанрах.
В том же 1955 году начинается, а в следующем завершается работа над . Через год созданы пять произведений для смешанного хора а саррellа. Во всех этих сочинениях тема Родины, сыновней любви к русской земле звучит в полный голос.
В 1959 году возникает поразившая необычайностью замысла, масштаба, своеобразием музыкально-выразительных средств Созданием композитор вносит новый и очень ценный вклад в советскую музыку. Произведение это весьма характерно для своего времени с его новым интересом к народному творчеству. (Вслед за Свиридова в советской музыке возникают другие сочинения такого рода в различных жанрах: «Русская тетрадь» В. Гаврилина для голоса с фортепиано, «Песни вольницы», Фортепианная соната и опера «Виринея» С. Слонимского, в которых различно и по-новому используются народно-песенные богатства.)
В 1960-е годы композитор работает преимущественно в жанре кантаты. Наподобие есенинских «маленьких поэм» у композитора возникает замысел «маленьких кантат» – «Деревянная Русь» и «Светлый гость» на слова С. Есенина, «Грустные песни», в 1970-е – «Барка жизни» и «Несказанный свет» (известной в другой редакции под названием «Ночные облака», все – на слова А. Блока). Среди завершенных кантат 1960-х – 1970-х гг. – и «Весенняя кантата» на слова Н. Некрасова.
В 1967 году создается маленькая кантата на слова Б. Пастернака «Снег идет» для женского хора, ансамбля мальчиков и симфонического ансамбля в трех частях.
В 1960-е гг. композитор пишет музыку к кинофильмам «Метель» по повести А. С. Пушкина и по роману В. Катаева, получившие поистине всенародное признание.
В конце 1950-х годов композитор впервые пробует себя в жанре хоровой музыки без сопровождения (Пять хоров на слова русских поэтов, 1958). В этом жанре особенно интенсивно композитор работает в 1970-е – 1990-е гг. В это время появляются несколько десятков отдельных хоровых миниатюр, хоровых циклов, поэмы и концерты для хора.
К позднему периоду творчества композитора относятся поэмы для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на слова С. Есенина (1977) и «Петербург» на слова А. Блока (1995), замыслы цикла для баса с оркестром «Из Пушкина» и кантаты «Золотой сон» на слова Н. Рубцова, концерт для хора и др. соч.
В последние годы своей жизни композитор работал над сочинением «Из литургической поэзии», куда должны были войти, наряду с хорами без сопровождения, части, написанные для солистов, хора и оркестра. Часть этого произведения – «Песнопения и молитвы» для смешанного, мужского, женского и детского хоров – была фактически завершена композитором и после его смерти опубликована. Это произведение получило высокую общественную оценку и было удостоено Государственной премии России в 1996 г. «Представляя собой собрание хоровых циклов композитора, – сказал в своем Первосвятительском слове Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, – «он отражает особую, и самую существенную грань внутреннего мира этого великого национального мастера – его глубинную духовную жизнь, неразрывно связанную с русской православной традицией». Болезнь и смерть (в ночь с 5 на 6-е января 1998 г.) застигли композитора в момент подготовки к печати рукописи этой последней работы, ставшей своеобразным «Реквиемом» Свиридова. Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридова состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны. Великий композитор похоронен на Новодевичьем кладбище.
На протяжении своего долгого творческого пути композитор неоднократно награждался высокими общественными и государственными наградами и премиями. Георгий Свиридов – народный артист РСФСР (1963), народный артист СССР (1970), Герой Социалистического труда (1975), лауреат Ленинской премии (1960), лауреат государственных премий СССР (1946, 1968, 1980) и Российской Федерации (1996). Награжден орденами Ленина (1967, 1971, 1975, 1985) и «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995). В 1962-1974 гг. – секретарь Союза композиторов СССР, с 1968 по 1973 г. – первый секретарь Союза композиторов РСФСР. Г.В. Свиридов неоднократно избирался депутатом Верховного Совета РСФСР (с 1968 по 1973 г.). Почетный гражданин г. Курска (1982 г.). Почетный гражданин гор. Москвы (1997 г.).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры