Художник Зинаида Серебрякова. Жизнь в картинах

Главная / Бывшие

Зинаида Лансере, по мужу Серебрякова, родилась под Харьковом. Ей было суждено родить четверых детей, овдоветь, сменить Харьков нв Петроград, а потом и на Париж и там успокоиться на кладбище Сен-Женевьев- де-Буа.

Она родилась и выросла в семье, где не одно поколение поклонялось искусству. Прапрадед Катерино Кавос - родом из Италии, музыкант, автор опер, симфоний; прадед, Альберт Кавос - архитектор; родной дед - Николай Бенуа - зодчий, академик. Отец Зинаиды - известный скульптор Николай Лансере.

После смерти отца Зина жила у деда, Николая Бенуа, где царила творческая атмосфера, а духом искусства пронизана сама обстановка дома. Столовую украшали картины, написанные ее матерью, ученицей Академии художеств. В комнатах стояла антикварная мебель работы старинных мастеров. В доме собирались известные люди: Бакст, Сомов, Дягилев и другие.

Сама Зина с детства любила рисовать. Она нигде основательно не училась рисованию: всего два месяца в частной школе рисования под руководством И.Репина, два года занималась в мастерской О.Э.Браза. Но она так умела учиться, впитывать в себя все полезное и уже в 17 лет легко научилась работать акварелью в два-три цвета, добиваться чистоты и красоты тона.

По состоянию здоровья в 1901 году ее увезли в Италию, где она увлеченно и много рисовала горные пейзажи с богатой растительностью, море с прибрежными камнями, узкие, залитые солнцем улицы, дома, интерьеры комнат.

В 1905 году Зина вышла замуж за инженера-путейца Серебрякова и отправилась с ним в свадебное путешествие в Париж. Там она поступила в школу-мастерскую, где упорно занималась, подражала импрессионистам. Но кроме улиц и домов Парижа ее интересовал быт крестьян, зарисовывала скот, телеги, сараи.

Вернувшись в Москву, Зинаида много пишет, особенно любит писать портреты. В журналах о ней стали говорить, что у нее "большой, красочный темперамент". Она стала выставляться среди уже известных живописцев, и ее заметили. Позже А.Бенуа так писал о выставке работ Серебряковой:" ...она одарила русскую публику таким прекрасным даром, такой "улыбкой во весь рот", что нельзя ее не благодарить..."

В картинах Серебряковой были отмечены полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное. Все ее работы поражают жизненностью, прирожденным мастерством. И деревенские парни, и студенты, и комнаты, и поля - все у Серебряковой выходит ярким, живущим своей жизнью и милым.

Перед первой мировой войной художница побывала в Италии, в Швейцарии, где написала множество пейзажей. Вернулась домой летом 1914 года, где ее встретили хмурые и растерянные мужские лица, причитающие солдаты и ревущие девки.

В 1916 году Александру Бенуа предложили роспись Казанского вокзала в Москве, тогда он привлек к работе признанных мастеров - Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева и среди этих избранных оказалась и Зинаида Евгеньевна Серебрякова.

В 1918 году имение Нескучное, где жили Серебряковы, сгорело. Семья переехала в Харьков. Борис Анатольевич, муж Зинаиды, в 1919 году заразился сыпным тифом и умер.

Серебряковы жили скудно, иногда на грани нищеты. Художница была вынуждена подрабатывать на рисовании наглядных пособий. Тянулась безрадостная жизнь. Тогда Серебряковы переехали в Петербург, поселились в пустующую квартиру деда Н.Л.Бенуа. Хоть как-то прожить, художница поступает на службу в мастерскую наглядных пособий за нищенское жалованье.

А тем временем в 1924 году в Америке была выставка Серебряковой, на которой было продано около 150 картин. По тем временем это были очень большие деньги, особенно в разрушенной Стране Советов. Поселившийся В Париже с семьей Александр Бенуа звал их к ним. Тем более, что ей поступил заказ на панно из Парижа. Что сделает мать четверых детей, живущих в "невыездном" Советском Союзе? Оставит их и метнется во Францию? Или все-таки останется с ними? На руках кроме детей у Серебряковой еще больная мать. Средств к существованию - ноль.

Серебрякова решила ехать. Биографы утверждают:"Впоследствии она раскаялась и хотела вернуться в Россию, пусть даже в СССР. Но это ей не удалось." Но почему не удалось? Или все-таки не хотелось? Например, Марине Цветаевой это удалось. Зинаиде Серебряковой - нет. Хотя к ней, во Францию, приезжал старший брат, Евгений Лансере, советский профессор. Он работал в Тбилиси и был командирован в Париж решением Наркомпроса Грузии. Двоих детей удалось-таки отправить к ней во Францию, еще двое остались в России - Серебрякова увидится с одной из дочерей лишь через 36 лет, во время хрущевской оттепели.

Франция не принесла Серебряковой счастья. Денег было мало, жила почти нищей жизнью. Детям отсылала копейки. И очень раскаивалась в своем решении уехать из России. И творчество периода эмиграции было не таким ярким, брызжущим красками, темпераментом. Все лучшее осталось дома.

Зинаида Серебрякова (1884-1967) , урождённая Зинаида Евгеньевна Лансере, – одно из самых громких женских имён в российской . Она была яркой представительницей символизма, и ар-деко, участницей объединения «Мир искусства», а также просто женщиной с сильным характером, перенесшей все тяготы двух войн и революций.

В открывшемся в юном возрасте таланте будущей великой художницы не было ничего неожиданного – он достался ей по наследству как представительнице творческой династии Бенуа-Лансере: знаменитый архитектор Николай Бенуа был её дедом, отец, Евгений Лансере - скульптором, а мать - художником-графиком.

В 16 лет Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу княгини Тенишевой. Позднее её образованием занимался талантливый портретист Осип Браз. А в 1905-1906 годы Серебрякова обучалась живописи в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже.

Долгие годы художница провела в эмиграции, однако стиль её сформировался ещё в юности, в Петербурге. Всей душой Зинаида была влюблена в Россию, и тяжкие испытания, выпавшие на долю страны, терзали её гораздо больше, чем разлука с родиной.

К раннему периоду её творчества относятся картины «Крестьянская девочка» (1906) и «Фруктовый сад в цвету. Нескучное» (1908), которые наполнены любовью к простоте и естественной красоте окружающего мира и русской земли. Эти произведения выполнены твердой рукой мастера, что говорит об очень раннем формировании профессиональных художественных навыков девушки - на тот момент ей было немногим больше 20 лет.

Однако мастерство художницы не подталкивало её создавать сложные шедевры, наполненные изощрёнными приёмами и изобилующие деталями. Напротив - картины Зинаиды отличают простота и приятная лёгкость изображения действительности. Практически никогда она не обращалась к холодной гамме цветов, в её работах преобладали светлые пастельные оттенки тёплой палитры.

Известность Серебряковой впервые принёс её собственный автопортрет, написанный в 1909 году – он носит название «За туалетом». Именно эта работа стала самой узнаваемой в творчестве художницы. На картине изображена молодая девушка, которая смотрится в зеркало, расчёсывая длинные каштановые волосы.



Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Её образ одновременно сочетает в себе аристократичность представительницы известного рода и простоту обычной русской девушки, в душе которой порой кипят страсти, а в глазах прячутся лукавство и смех. Лямка легкой кофточки небрежно спущена с одного плеча, на столике в беспорядке лежат туалетные принадлежности, вязание и украшения – автор картины не стремится приукрасить себя и не боится показаться смешной в глазах зрителя. И внешний облик красавицы, изображённой на автопортрете, и окружающая её обстановка говорят об энергичности и жизнерадостности героини.

Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась», изображая саму себя. В этой склонности её нельзя упрекнуть - какая современная девушка упустит шанс сделать собственную фотографию? У Зинаиды же под рукой всегда были все необходимые инструменты для увековечивания своего образа в разные временные промежутки, в разном настроении, в разной одежде, с родными и друзьями. В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году.

Надо отметить, художница не стеснялась впускать зрителя не только в свою комнату, но и в семью. Ей было свойственно изображать свой быт. Члены семьи очень часто оказывались на холсте.

Ещё одна не менее известная работа Зинаиды, относящаяся к домашним жанровым портретам – «За завтраком» (1914). На ней художница мастерски изобразила теплую атмосферу домашнего уюта и покоя. Зритель невольно попадает в гости к семье Серебряковой во время обеда.



Её дети – Женя, Саша и Таня – сидят за покрытым белой скатертью столом, на котором расставлены тарелки с едой. На их нежных лицах написаны неподдельно искренние эмоции - скука, любопытство, удивление. Мальчики одеты в похожие синие рубашки, а на Тане домашнее платье с приятными кружевами у воротника и на плечах. В углу картины можно также заметить присутствие взрослого человека – бабушки, чьи руки заботливо наливают кому-то из детей суп. Судя по накрытому столу, семья живёт в достатке, но не стремится к излишествам.

Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год. В это время её особенно интересуют русские мотивы, темы народной жизни, крестьянского быта и культуры. Любовь к родине переосмысливается художницей - вероятно, из-за сгущающей краски Первой мировой войны, отразившейся на судьбах многих русских людей. Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917).

Революция и последовавшие за ней события обернулись для Серебряковой чередой драматических событий. От тифа умер её муж, и Зинаида осталась одна с четырьмя детьми и больной матерью на руках. Ей пришлось сражаться с голодом и нехваткой самого необходимого для жизни. Остро встал вопрос продажи работ.

В тот период Зинаида написала свою самую трагичную картину - «Карточный домик» (1919). И снова главными героями стали дети художницы. Карточный домик, который под чутким руководством братьев и сестры строит Катя, разумеется - метафора. Она отражает непостоянство и хрупкость жизни России в то время. Даже дети забывают счастливые игры и принимаются со всей серьёзностью строить домик из карт, боясь его крушения в любой момент.



Говоря о творчестве художницы, нужно отметить её любовь к жанру портрета. Пожалуй, ни одно другое направление живописи в творчестве этой художницы не в силах сравниться со страстью к изображению лиц окружающих.

Она писала не только членов своей семьи, но и знакомых, в том числе и достаточно известных и состоятельных людей – среди них, например, поэтесса Анна Ахматова, балерина Александра Данилова, искусствовед Сергей Эрнст и княгиня Юсупова.

Портретам кисти Серебряковой свойственно частичное или полное отсутствие фона - его художница прописывала детально очень редко. Все внимание она акцентировала на персонажах своих работ. Ей удавалось передать индивидуальность каждого и «познакомить» зрителя с их индивидуальными особенностями.

Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. Удивительно, как женщина способна со столь пылкой страстью изображать прекрасные изгибы девичьих тел. Но факт неоспорим: работы в стиле ню удавались Зинаиде так же успешно, как портреты и жанровые зарисовки на тему крестьянской жизни. Прекрасные юные девушки изображались ею в самых различных позах - стоя, сидя, вальяжно раскинувшись на постели. Серебрякова мастерски подчеркивала достоинства своих моделей, о особым любованием она выписывала их женственные изгибы.

В 1924 году Серебрякова отправилась в Париж, оттуда она получила заказ на создание большого декоративного панно. Разлука с семьёй, пусть и временная, сильно тревожила Зинаиду. Но поездка была необходима, так как давала возможность прокормить детей. И тяжелые предчувствия не обманули: вернуться на родину художнице не удалось. Долгие годы она была оторвана от двоих детей и матери. Правда, Сашу и Катю удалось переправить во Францию почти сразу.

За это время художница посетила огромное количество стран - не только европейских, но и африканских. Марокканская серия работы Серебряковой заслуживает отдельного внимания. Часть из них выполнена пастелью, остальные же - масляной краской.

Неизгладимое впечатление на Зинаиду произвели быт местного народа и его обычаи. В своём письме брату Евгению она рассказывает о том, как сильно её поразило, что местные жители ежедневно проводят огромное количество времени, сидя в кругу и наблюдая за танцами, фокусами и укрощением змей.

Однако ни одно самое яркое представление не позволяло Зинаиде забыть стою тоску по родине. Лишь с наступлением оттепели страна опять стала «благосклонна» к Серебряковой. В последние годы жизни она снова обрела популярность на родине и в союзных республиках. Её работы особо ценились, поступали всё новые предложения о выставках, вышла даже серия марок с её картинами, но художница так и не смогла окончательно вернуться. До последних дней она жила в Париже, принявшем её когда-то в трудное время.

С 5 апреля 2017 по 30 июля 2017 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи пройдёт масштабная монографическая .

28 декабря 2015, 15:39

Биография Зинаиды Евгеньевны Серебряковой

Зинаида Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Ее отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Ее братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики.

Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа - брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве.

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.

В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.

В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова - своего двоюродного брата. После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры.

Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает - создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью». Ее пейзажи великолепны - чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914-1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.

Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию. Она отправляется во Францию. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.

Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.




Зинаида Евгеньевна Серебрякова (28 ноября(10 декабря) 1884 год, с. Нескучное(в разное время относилось к Курской и Харьковской губерниям), Российская империя — 19 сентября 1967 год, Париж, Франция) — русская художница, участница общества« Мир искусства», после революции эмигрировавшая в Париж. Представительница неоклассицизма.

Особенности творчества художницы Зинаиды Серебряковой: простота и изящество линий, сдержанность, пластичность, ясность. Зинаида Серебрякова писала в период возникновения множества авангардных течений, но ни одно из них ее не захватило. Ее творчество стоит особняком. Особенно выделяются в наследии Серебряковой многочисленные автопортреты , портреты детей, ню, а также сцены народного быта, которые в ее исполнении приобретают мифологичность, выходят с бытового уровня на бытийный.

Известные картины Зинаиды Серебряковой: «За туалетом. Автопортрет» , «Купальщица »,
«За завтраком », «Карточный домик », «Беление холста ».

Две судьбы суждено было прожить Зинаиде Серебряковой. В первой она — потомок художественного семейства, счастливая, любимая и любящая жена, мать обожаемых детей и талантливая художница, вошедшая в русскую живопись со своим автопортретом перед зеркалом, в котором, кажется, сконцентрировались счастье, любовь, довольство, свежесть и радость жизни. Вторая судьба — вдова, разлученная с детьми, выбивающаяся из сил, чтобы заработать на кусок хлеба, не нашедшая места на чужбине и утратившая родину, раздираемая тревогой и снедаемая безысходной тоской.

Счастливая жизнь Зинаиды Серебряковой

Рисовать Зинаиде Лансере было предназначено — судьбой не судьбой, а уж семьей — точно. Отец Зины, Евгений Лансере, был известным питерским скульптором, мать — урожденная Екатерина Бенуа, родная сестра Александра Бенуа . Зина — младший ребенок, ей не было и двух лет, когда отец умер от чахотки. Из имения Нескучное(тогда — Курская губерния Российской империи, сейчас — Харьковская область Украины) мать с детьми переехала в Петербург в родительский дом.

На фоне общительных жизнерадостных братьев и сестер Зина казалась диковатой, замкнутой. Кажется, она единственная пошла нравом в отца, а не в веселую дружелюбную материнскую родню. Она училась в гимназии, ходила с мамой на художественные выставки и театральные премьеры, рисовала, конечно, — в этой семье не могло быть иначе. Единственное, что тревожило мать — слабое здоровье девочки. Из всех детей она росла самой болезненной.

В восемнадцать лет Зинуша, как ее называли родные, уехала с матерью в Италию для восстановления здоровья. Вскоре к ним присоединился Александр Бенуа, для Зины — «дядя Шура». И он устроил дамам великолепные художественные и культурологические экскурсии! На обратном пути специально ради посещения музеев поехали через Вену. В Петербурге Зинаида, последовав совету« дяди Шуры», посещала мастерскую Осипа Браза — известного портретиста, академика императорской Академии художеств. К парадному портрету, столь любимому Бразом, душа у нее не лежала, поэтому ничего хорошего по поводу этого этапа своего обучения Серебрякова впоследствии не говорила. А вот время, проведенное в Эрмитаже, где бывала почти ежедневно, считала очень важным.

Помимо радости от живописи, жизнь девушки озаряла еще одна большая радость — любовь. Лето семейство проводило в Нескучном, где в соседнем имении жили их родственники Серебряковы. С Борисом, своим двоюродным братом, Зина была знакома с детства, со временем дружба переросла в любовь. Молодые решили пожениться, но удалось им это не сразу. Родители были за, а вот церковь воспротивилась из-за родства влюбленных. Впрочем, 300 рублей и обращение к третьему, после двух отказов, священнику позволили решить проблему. В 1905 году они обвенчались. Очень красивая пара! Высокие, статные, задорные, влюбленные, немного идеалисты. Кажется, им предстояла очень счастливая жизнь. И она у них была, но не так долго, как мечталось.

Вскоре после свадьбы молодые уехали в Париж. Зинаида ждала рождения первенца и повышала живописное мастерство в академии де ла Гранд Шомьер(снова-таки по совету Бенуа). Она с упоением любовалась картинами Моне и Мане, Сислея, была в восторге от Дега — и пронесла любовь к последнему через всю жизнь, вступив с ним в диалог серией своих балерин( , , , ).

С самого своего замужества и до революции Зинаида Серебрякова была счастлива, как больше никогда. Их жизнь протекала просто, спокойно и радостно. Зимой жили в Петербурге, в теплое время — в Нескучном. В светских развлечениях особо не участвовали, интересы Зинаиды вращались вокруг ее детей, горячо любимого мужа и живописи. Даже гуляя с детьми, она непременно брала с собой альбом.

В 1910 году на выставке Союза русских художников в Петербурге Зинаида Серебрякова поразила не только публику, но и родных, в том числе« дядю Шуру». Ее автопортрет« За туалетом» произвел фурор. Такая свежесть, такая искренность и радость молодости исходили от картины, что ни у кого не осталось сомнений: в России появился новый художник. Ее стиль определяли как неоклассицизм.

К 1913 году у Серебряковых уже было четверо детей: старшие мальчики Женя и Саша и девочки Тата и Катя . Зинаида очень любила имение в Нескучном, даже детей предпочитала рожать там, вопреки беспокойству матери. В Нескучном она вела простую жизнь, носила широкие юбки и светлые блузки и рисовала в каждую свободную минуту — детей, мужа, крестьян, пейзажи.

Зинаида и Борис ладили с крестьянами. Если Борис обнаруживал, что кто-то стащил с хозяйского двора колесо или кадушку для засолки, то мягко журил виновника: «Да что ж не попросил, я бы тебе и так дал» . А когда прогремел роковой залп с «Авроры», Зинаида, улыбаясь, искренне радовалась за крестьян в имении: «Ну, Никитишна, поздравляю, теперь ты не просто крестьянка, теперь ты гражданка!» .

И грянул залп

После революции в России с изменениями в жизни столкнулись, наверное, все. Но в случае Серебряковой — это не «изменения», это до и после, две разные жизни. Счастье осталось в той, что была до залпа. Борис арестован, имение в Нескучном сожгли. К счастью, свои крестьяне предупредили, поэтому Серебряковы вовремя уехали в Харьков. Выпущенный на свободу Борис умер на руках жены от сыпного тифа, оставив ее в строящейся« стране народной» с четырьмя детьми.

В Харькове Зинаида устроилась в археологический институт, делала эскизы археологических находок и изнывала от желания выйти из этого морока, в который превратилась ее еще недавно счастливая жизнь. «Жалкая, беспомощная и одинокая. Говорит, что жизнь кончена, и живет только своим прошлым», — так описывают современники впечатления от встречи с ней. Впрочем, возможности целиком погрузиться в тоску у нее нет — нужно кормить детей и мать. Большим подспорьем была помощь крестьян: они привозили иногда сало, крупы, морковку — из последней заваривали чай и согревались им.

Только в декабре 1920 года удается уехать в Петроград. Становится немного легче. Дети идут в школы, картины Серебряковой участвуют в выставках, ей иногда заказывают портреты. Но жизнь все равно проходит на грани выживания. Удивительно, что как бы тяжело ни складывалась ее жизнь, картины ее в большинстве своем светлые, радостные, хотя ранние она создавала от избытка радости, а в поздние сбегала от тяжкой действительности.

Александр Бенуа выхлопотал племяннице свободный пропуск в Мариинский театр. Там занимается ее дочь Татьяна, там Зинаида пишет своих прелестных балерин. В 1923 году ее работы участвуют в проходящей в США выставке русских художников. Она выручила 500 долларов, но они не могли залатать прорехи в семейном бюджете. Зинаида решается уехать в Париж, чтобы улучшить финансовое положение.

Клетка захлопнулась

Татьяна Серебрякова вспоминала, что ей было 12 лет, когда уезжала мама. Уезжала ненадолго, но Тате было очень страшно. Словно она предчувствовала, что в следующий раз они смогут увидеться только через 36 лет.

Вопреки заверениям Бенуа, золотой дождь на Серебрякову в Париже не пролился. Во-первых, в моде был авангард, ценности которого она совершенно не разделяла, придерживаясь классического подхода к живописи, во-вторых, Серебрякова весьма неловко вела дела и совершенно не умела« вращаться» — отголоски жизни счастливой женщины, живущей семьёй и своим искусством. Как не похож был этот Париж, населенный эмигрантами, на город, в который она отправилась после свадьбы с мужем и мамой, беременная старшим сыном!

Художник Константин Сомов , неоднократно помогавший в Париже Зинаиде Серебряковой, рассказывал: «Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все ее обижают» . Нелюдимая в жизни, в творчестве она не оставила прямых последователей. Современники упоминают тяжелый характер художницы. Но надо учитывать обстоятельства ее жизни. Заработать денег за год, как планировала, ей не удалось. «Никто не понимает, что начать без копейки безумно трудно. А время идет, и я бьюсь все на том же месте» , — в отчаянье пишет она матери. Она очень скучает по детям. Вскоре удается выписать к себе Катю, в 1927 году приезжает и Саша. А потом падает железный занавес.

Серебрякова не решается вернуться, потому что в Париже двое ее детей, и везти их в СССР, где они могут быть объявлены« врагами народа», она не рискует. В Париже она не может полностью включиться в новую жизнь, потому что половина ее сердца осталась там — с Женей, Таней и с мамой, которых правительство отказывается выпустить за границу.

При малейшей возможности Серебрякова отправляет им деньги, но и это удается далеко не всегда. В 1933 году ее мать в Союзе умирает от голода.

Самым светлым событием этой« жизни после жизни» для Зинаиды Серебряковой стали, пожалуй, поездки в Марокко. Бельгиец барон Броуэр увидел на одной из выставок ее картины и предложил оплатить поездки с тем, что сможет забрать себе любые понравившиеся из написанных там картин. В 1928 и 1932-м году Зинаида путешествовала по Марокко. Впоследствии она напишет дочери Татьяне: «Вообще 34 года жизни здесь — одна суета, одна нервность и отчаянье… А как же художнику творить без „радостного волненья“? Вот разве что один месяц, проведенный в Марокко в 1928 году, и затем полтора месяца там же захватили меня всецело своей непосредственной живой красотой…»

Только во время хрущевской оттепели, в 1960 году Татьяна, а спустя несколько лет и сын Евгений смогли приехать к матери. А через шесть лет — организовать ее выставку в Москве. Успех был оглушительным! Но сама Серебрякова не решилась приехать в СССР. И возраст давал о себе знать, да и возвращаться туда, где когда-то была очень счастлива, зная, что тех мест более нет, не каждому по силам.

Зинаида Серебрякова: каково быть одной из семьи гениев

Репродукция автопортрета Зинаиды Серебряковой “За туалетом”

12 декабря 1884 года в селе Харьковской губернии родилась девочка, которой предстояло стать знаменитой художницей Зинаидой Серебряковой. Тогда её звали просто Зиной Лансере.

Да, выдающаяся русская художница была Лансере по отцу и Бенуа по матери. Другими словами, этот цветок расцвёл не в пустыне: вся династия Лансере-Бенуа-Серебряковых отличалась талантливыми людьми. Невероятно, но все люди, о которых мы напишем ниже – родственники друг другу!

Зинаида Серебрякова

Новорождённой неминуемо предстояло стать женщиной блестящей судьбы – ведь в ней слились гены Лансере и Бенуа – но оказалось, что судьба её ещё и трудна.

После гимназии Зинаида поступила в основанную женщиной, княгиней Тенишевой, художественную школу. Она стала ученицей выдающегося портретиста Осипа Браза. Обучение продолжила в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В общем, Зина была не самородком, а очень хорошей ученицей очень хороших учителей. В промежутке между Бразом и Парижем Зина вышла замуж за студента Бориса Серебрякова, и то было преодолением первой большой трудности в её жизни. Борис приходился Зине двоюродным братом. Против столь близкородственного союза были все, паре прочили рождение уродов, но в конечном итоге, к добру или худу, любовь победила.

Итак, Зина начала обучение живописи как Лансере, а закончила уже как Серебрякова. И вскоре стала “той самой” Серебряковой. Одна-единственная её картина, автопортрет “За туалетом”, выставленный в 1910 году, полностью порвал, как сейчас говорится, весь мир живописи, искусствоведения и просто любителей искусства. Серебрякова туда не вошла – ворвалась. И надолго стала одной из лучших среди художников, рисующих женские портреты. Может быть, потому, что она смотрела на женщин не оценивающим мужским, а родственным женским взглядом, и этот ракурс для живописи был внове. В 1916 году она принимает участие в росписи Казанского вокзала – проекте её дяди, Александра Бенуа. Рисует, конечно, женские образы: очеловеченные Индию, Японию, Турцию и Сиам. А в 1917 году происходит революция.

Красок нет. Зинаиде приходится перейти на карандаш, на уголь – совсем не рисовать она не может. Голод, холод, тиф. От тифа умирает муж, оставив Зинаиду с четырьмя детьми на руках. В 1920 удаётся перебраться в Петроград в квартиру деда. Её уплотнили, то есть – подселили ещё жильцов, превратив жилье в коммуналку. Жильцы Зинаиде нравились – артисты МХАТа. Она стала много рисовать на тему театра.

В 1924 году Серебрякова получает большой заказ в Париже, выезжает туда… и тут в СССР опускается железный занавес. Каким-то чудом получается переправить во Францию, к матери, дочь Екатерину и сына Александра, но ещё двое детей со своей бабушкой так и остаются в России. Всё, что может художница – высылать им заработанные деньги. Разрыв угнетает её. Живёт при этом художница по паспорту негражданина, гражданкой Франции она станет только после войны. Чтобы отвлечься, Серебрякова путешествует по северу Африки, много работая над образами местных жителей и, особенно, жительниц. Во Франции пишет цикл картин с рыбаками Бретани. Её вообще привлекает свет, как других – цвет или фактура. Свет солнечных бликов на море, свет, облизывающий и выжигающий улицы городов Марокко, свет на лицах. Если на картине Серебряковой нет света – как в “Карточном домике”, как на портрете дочки Кати с куклами – значит, людям на картине плохо.

Только через почти сорок лет разлуки, в период оттепели, дочка Татьяна, сама теперь художница – театральная, во МХАТе – посещает, наконец, маму. В СССР вдруг вспоминают о Серебряковой, организовывают большие выставки, печатают альбомы… и, словно только того и дождавшись – увидеть ещё раз вторую дочь, быть снова признанной на родине – Серебрякова умирает. Впрочем, ей уже 87 лет, так что ничего удивительного.

Евгений Лансере

Отец Зинаиды Серебряковой происхождения был не очень богемного: сын статского советника, внук майора наполеоновской армии. Евгений был увлечённым скульптором-анималистом, после поездок по Центральной Азии, Кавказу, Северной Африке увлёкся этникой. В отличие от дочери, Евгений художественного образования не получил – был по диплому юристом – лепкой занимался самостоятельно. И тем не менее, как скульптор представлял Россию неоднократно, посещая одну за другой Всемирные выставки – в Лондоне, Вене, Париже, Антверпене.

Евгений Александрович умер, когда дочери Зине было полтора года, так что ничего, кроме генов и фамилии, передать ей не успел. Гораздо сильнее на Зину повлияли мама и мамины родственники.

Евгений Лансере-младший

Старший сын Евгения Лансере, брат Зинаиды Серебряковой также был выдающимся художником, заслуженным деятелем искусств Грузинской ССР и лауреатом Сталинской премии второй степени. После гимназии был учеником питерской Рисовальной школы Общества поощрения художеств, затем, как и сестра, совершенствовал мастерство во французских художественных академиях. В 1905 году уехал на Дальний Восток, где принялся издавать иллюстрированный журнал политической сатиры «Адская почта». Но с журналом не сложилось – он пережил только три выпуска. Продолжал рисовать и искать себя, стал одним из создателей легендарного “Старинного театра” в Санкт-Петербурге, но и это начинание не прожило долго. Наконец, в 1912 году остепенился, пошёл на должность художественного руководителя фарфоровой фабрики, руководил и мастерскими по гравировке стекла. Однако с началом Первой мировой войны снова бросил налаженную жизнь, уехал военкором (тогда ещё художники были за современных фотографов) на Кавказский фронт. Тогда он уже был, конечно, женат.

Революция застала его в Дагестане. Там он осел с семьёй на три года, поступил преподавателем рисования в женскую гимназию. В какой-то момент начинает сотрудничать с Деникиным как пропагандист, так что неудивительно, что, когда Дагестан переходит под советскую власть, Евгений с семьёй переезжает сначала в белогвардейский Ростов, потом в Тбилиси. В конечном итоге он становится советским гражданином. Сотрудничает с Музеем этнографии, потом становится преподавателем Тбилисской академии художеств.

В 1934 году переезжает в Москву; в моде неоклассика, она поощряется правительством, и Лансере, всегда тяготевший именно к классическому стилю, преуспевает. Продолжает работу над росписью Казанского вокзала, к которой ещё до революции привлекал его дядя. Во время войны тоже активно работает, восстанавливает театр им. Вахтангова, выполняет и другие правительственные заказы. Но здоровье его подорвано, моральный дух – тоже, отъездом сестры и племянников, арестом брата с обвинением в шпионаже в пользу Франции. Хуже становится с каждым днём. Казанский вокзал в 1945 он дооформлял уже через силу, будучи глубоко больным – его понукало правительство, и отказываться было нельзя. В 1946 году пожилой художник скончался. Его сын и внук, все Евгении, также стали художниками.

Николай Лансере

Ещё один брат Зинаиды Серебряковой был архитектором – не великим, но очень успешным. Поток заказов не иссякал. Активно работал и при царе, и при советской власти, оформлял правительственные дачи, зал заседаний в Кремле. В 1931 году уже немолодого архитектора арестовали и осудили за шпионаж в пользу Франции (шпионаж – одна из самых “модных” статей того времени). В местах заключения продолжали привлекать к архитекторской работе, в том числе он продолжал оформлять помещения в Кремле, фасад ОГПУ, правительственные дачи и многое другое. Здоровье Николая Евгеньевича становилось всё хуже, и в 1942 году во время пересылки он умер. Реабилитирован был только после смерти Сталина. Архитекторами также стали его сын Николай и дочь Наталия, внуки от Николая, Алексей и тоже Николай. Последние двое всё ещё живы, как и дочь Наталии, также Наташа, искусствовед по роду занятий.

Николай Бенуа

Сын крестьянина из-под Парижа, сумевшего сделать карьеру при российском дворе, и немки также совсем не знатного происхождения, Николай Леонтьевич (почему Леонтьевич? а вы попробуйте образовать отчество от Луи!) большое значение придавал труду. Сам трудился много и детей воспитывал в трудолюбии. Да, а ещё он был архитектором, причём с 1850 года – главным архитектором Петергофа, и действительным статским советником.

Образование Николай Леонтьевич получил отменное, благодаря своей крёстной матери, императрице Марии Фёдоровне, и сумел использовать хороший старт для высокого полёта. В общем, Зинаиде было в кого вырасти такой упорной. Академию художеств закончил с Большой золотой медалью. А дальше вы уже знаете. Трое из детей и четверо племянников Бенуа прославились на ниве искусства. Ещё один племянник, Александр, стал военным, дослужился до генерал-майора, был героем Первой мировой войны. Ему не повезло эмигрировать в 1920 году именно в Германию. Он умер там в 1944. В Германии зарабатывал тем, что изготавливал и продавал открытки.

Алексей и Юлий Бенуа

Двоюродные братья, племянники Николая Бенуа, оба они были, конечно же, архитекторами. Алексей стал известным благодаря своим работам в Ташкенте и Алма-Ате. Умер в 1902 году в почтенном, как большинство Бенуа, возрасте. Юлий творил в Санкт-Петербурге, после революции работал в Министерстве продовольствия РСФСР и скончался в 1929 году. И к лучшему – не увидел расстрела одного из своих сыновей. Но успел пережить гибель другого сына на фронте. Остальные дети и внуки, по счастью, были преимущественно долгожителями во вполне семейном духе.

Александр и Альберт Бенуа

Ещё два племянника Николая, лучшие друзья и художники-акварелисты. Чтобы не путали с собственным двоюродным братом, Александр взял псевдоним Конский. Альберт, конечно, был ещё и архитектором. В отличие от самоучки Александра, он получил профильное образование, но воспринимать творчество кузена так же серьёзно, как своё, ему это не мешало. После революции Александр остался на родине и умер – в 1928 году. Альберт эмигрировал одновременно с Зинаидой в Париж, остался там и дожил там до 1936 года. То есть, тоже умер. В общем-то, оба сделали это в глубокой старости, но французская часть семьи Бенуа видит в разнице в восемь лет прямую связь с фактом эмиграции. Дети Альберта от талантливой пианистки Марии Бенуа, Альберт и Камилла, также стали художниками. Альберт Альбертович прожил удивительно для этой семьи мало, умер в 1930 году в Шанхае. Камилла пережила столетие своего отца. Сына Александра “Конского” Бенуа тоже звали Альберт, в честь лучшего друга. Стал он живописцем и архитектором, как и его тёзка, переехал во Францию ещё в 1910 году и так там и остался. Занимался преимущественно храмовой архитектурой. Жил долго.

Александр и Леонтий Бенуа

Дети Николай Леонтьевича, дяди Зинаиды, Александр и Леонтий, несмотря на большую разницу в возрасте (14 лет), были дружны. Леонтий, как и отец, стал известным архитектором, редактором журнала “Зодчий”, педагогом – ввёл ряд улучшений в образование для архитекторов. Двое из трёх его сыновей стали офицерами. Один из них погиб во время Гражданской войны, второй был арестован, но сумел бежать через Финляндию во Францию. Все четыре дочери Леонтия интересовались искусством, но художницей стала только младшая, Надежда. Зато внуки-близнецы от дочери Екатерины стали архитекторами, как и внучка Мариана от неё же. Ещё одна дочь Екатерины, Галя, стала художницей-мозаичисткой, пойдя по стопам своего дяди, выдающегося мозаичиста Владимира Фролова.

Сам Леонтий был также арестован в 1921 год по подозрению в шпионаже вместе с дочерьми Ниной и Катей, но вскоре выпущен на волю. Стал заслуженным деятелем искусств РСФСР в 1927, за год до смерти – на своё семидесятилетие.

Александр Николаевич был русским художником, историком искусства, художественным критиком, основателем и главным идеологом объединения «Мир искусства». В 1926 году был отправлен в зарубежную командировку во Францию, откуда решил не возвращаться. В Париже сотрудничал с Дягилевым, работал как театральный художник и сценограф. Дожил до 1960 года.

Надежда и Николай Бенуа

Двоюродные брат и сестра Зинаиде и друг другу, дети наших предыдущих героев, Надежда и Николай, конечно же, были художниками, притом театральными.

Надежда Леонтьевна получила художественное образование (конечно), в 1920 году вышла замуж за иностранного журналиста, эмигранта, барона Иону Устинова и уехала с ним в Лондон. Там успешно работала как художник театра, сценограф и книжный иллюстратор. Жила долго и счастливо. Её сын, Пётр Устинов, был актёром, режиссёром и драматургом, лауреатом премий “Оскар”, “Грэмми”, “Эмми” и других, прожил 83 года. Сын Петра Игорь стал известным скульптором – он и сейчас жив и творит. Работы Надежды как художницы выставлены в самой галерее Тейт, не считая других музеев.

Николай Александрович Бенуа был младше Надежды на пять лет, но они, как и все в этой обширной семье, были в хороших отношениях. И он получил – конечно! – художественное образование. После революции сотрудничал как театральный художник с новой властью, но в 1924 году по приглашению Национальной оперы уехал в Париж и остался там. В 1925 переехал на постоянное место жительства в Италию, сотрудничал с Ла Скала; гражданство получил только в 1937 году. С развитием киноискусства стал художником и кино тоже. Во время оттепели начал вновь сотрудничать с советской властью, создавал декорации для Большого театра. Счастливо дожил до глубокой старости. Сестра Николая Елена также была художницей, хотя большой известности и не получила.

Евгений, Александр, Татьяна и Екатерина Серебряковы

Репродукция картины Зинаиды Серебряковой “Серебряковы Женя, Саша, Таня и Катя (карточный домик, 1919)”

Все дети Зинаиды Серебряковой сделали карьеру в искусстве – если так вообще можно говорить об искусстве.

Евгений Серебряков стал архитектором и реставратором. После войны помогал восстанавливать Петергоф. Смерть отца, расставание с матерью – ничто не могло его сломить, он прожил типичную для династий Бенуа и Лансере длинную, насыщенную творчеством жизнь в Ленинграде.

Александр Серебряков стал дизайнером интерьеров (тогда это называлось – формитель или художник), без работы никогда не оставался и тоже прожил длинную, насыщенную творчеством жизнь, только в Париже.

Татьяна Серебрякова (в замужестве Николаева) стала, как её тётя Надежда и ряд других родственников, художником театра. И прожила долгую, насыщенную творчеством жизнь, но в Москве. Её старший сын Иван тоже стал художником, как мать и отец; он до сих пор жив, ему больше 70 лет. Особенно известен он стал в связи с оформлением станции “Достоевская” – оформление Николаева сочли столь мрачным, что опасались волны суицидов. Но в конце концов оставили таким, как есть. Оформлял он также – совместно с женой, художницей Мариной Дедовой-Дзедушинской – Боровицкую и Отрадное. Художницы и их дочери, Анастасия и Елизавета. Вторая пишет иконы.

Екатерина Серебрякова стала художницей, сделала всё для сохранения наследия своей великой матери. Как принято в семье Бенуа, много сотрудничала с братом Александром над его заказами. Прожила долгую, насыщенную творчеством жизнь, умерев в прошлом году в возрасте 101 года.

Мы счастливы сказать, что так и не перечислили в этой статье всех ставших художниками, искусствоведами и просто хорошими людьми родственников Серебряковой и добавим, что желаем им всем прожить… ну, вы поняли. Как всегда было у них в семье.

Текст: Лилит Мазикина

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры