Виды личностных проблем. Психология решения личностных проблем

Главная / Психология

Каждый человек в течение своей жизни испытывает при контактах с окружающим миром психологические проблемы, которые являются отражением его внутреннего мира, убеждений, системой личных ценностей. Начинаются такие проблемы зачастую в детстве, а затем усугубляются во взрослом возрасте.

Психологические проблемы - что это?

Понятие психологической проблемы тесно связано с внутренним мировосприятием человека. Их сложно разграничивать, так как любая проблема, начавшаяся в семейных отношениях может влиять на всю личность. Они связаны с биологическими и социальными потребностями человека. Психологические проблемы бывают: явными (проблемные состояния и отношения), скрытыми и глубинными.

К проблемным состояниям относят страхи, зависимости, депрессию, потерю воли. Отношения – это ревность, одиночество, конфликты, привязанности. В отличие от явных проблем, скрытые не очевидны для человека, он их отрицает и ищет источник своих неудач в других. К скрытым относятся:

  1. Мстительность, демонстративное поведение, борьба за власть.
  2. Напряжение в теле, неразвитость и зажатость.
  3. Недостаток знаний, ответственности, привычка видеть во всем негатив, жалеть себя.
  4. Ложные верования, образы жизни – ночной, алкоголизм, курение.

Взаимосвязь болезней и психологических проблем

Выражение «все болезни от нервов» имеет научное подтверждение. И роль психики в возникновении болезней по данным ВОЗ - 40 %. При нарушении психологического равновесия организм запускает целую цепочку процессов, ведущих к болезни:

  1. Стресс и хроническое нервное напряжение стимулируют выделение гормонов надпочечниками, которые нарушают работу сердца, желудка, головного мозга.
  2. Длительные негативные эмоции ведут к спазмам сосудов, накоплению в крови токсинов, развитию аутоиммунных заболеваний. Психологическая проблема аллергии – непереносимость, неприятие ситуации, человека.

Причины психологических проблем

В основе психологических проблем лежит сложность для человека контроля за своим подсознанием. Бессознательная область - это та часть психики, в которой хранятся все негативные переживания, ситуации и поражения. Проблемы психологического характера появляются, если человек не использует свою активную часть – сознание. Например, при плохом настроении нужно вспомнить любое положительное событие из своей жизни, попытаться увидеть красоту всего, что нас окружает. Точно так же можно помочь другому человеку, переключив его внимание на позитив.

Психологические проблемы современного общества

Социальная психология, изучая психологические проблемы людей в современном мире выделяет общие для всех кризисные тенденции. Первоочередно – это утрата смысла жизни, подмена духовных ценностей сиюминутными удовольствиями. Второй общей чертой экономически развитых стран становится разобщенность и утрата связей с социумом. Формируется общество одиночек. Для коммуникации не нужно живое общение, человек вполне может жить один, ему для сохранения жизни не нужно создавать группы. Следствием нарушения контактов между людьми считают рост наркомании, алкоголизма.

Одиночество как психологическая проблема

Одиночество превращается в проблему не тогда, когда человек остается наедине с собой, а в случае, если при этом он чувствует себя брошенным и ненужным. Более остро эти психологические проблемы воспринимается в подростковом и пожилом возрасте. У подростков это чувство развивается при неуверенности в себе, неудачах в учебе, закомплексованности. У пожилых людей оно связано с отдалением детей, трудностью общения с друзьями, смертью ровесников.

В зрелом возрасте человек может чувствовать себя одиноким при увольнении с работы и потери связи с коллективом, это ведет к утрате смысла жизни и является причиной тяжелых депрессий. Проблемные психологические ситуации, связанные с одиночеством, делают людей пессимистами, малоразговорчивыми, они выглядят устало, злятся на коммуникабельных и счастливых людей. Для выхода из такого состояния зачастую требуется психологическая помощь.


Проблема развития интеллекта

Интеллект как способность к познанию, обучению, логическому мышлению приводит человека к пониманию последствий своих действий, способности избегать конфликты. Одной из особенностей человека с развитым интеллектом можно назвать интуитивное решение сложных задач. В обществах с тоталитарными режимами у людей может формироваться узкое целевое мышление, когда вся сфера интересов сужается до повседневных житейских целей. Проблема интеллекта в мышлении групп людей сводится к стандартным, стереотипным моделям поведения.

Агрессивность как социально психологическая проблема

Агрессия - это форма разрушительных действий человека, при которой он с помощью силы наносит вред другим как психологический, так и физический. Агрессивность человека как социальная и психологическая проблема имеет такие проявления:

  1. Склонность к превосходству над другими.
  2. Использование людей в своих целях.
  3. Разрушительные намерения.
  4. Причинение другим людям, животным, вещам вреда.
  5. Насилие и жестокость.

Выделяют факторы, которые способствуют проявлениям агрессии: стресс, влияние СМИ с видами насилия, большие скопления людей, алкоголь, наркотики, низкие , зависимости, зависть. Такие люди как правило боятся быть непризнанными, отличаются повышенной раздражительностью, подозрительностью, они неспособны испытывать вину, обидчивые и не могут приспосабливаться к новым условиям.


Страх как психологическая проблема

Страхи человека - это те эмоции, которые он не хотел бы никогда пережить. Панические атаки с необъяснимым внезапным чувством страха возникают чаще в больших городах и сопровождаются ознобом и потерей ориентации:

  1. Боязнь выступлений перед публикой.
  2. Страх смерти.
  3. Боязнь огня или воды.
  4. Фобия высоты.
  5. Боязнь закрытых или открытых пространств.

Главная причина этих состояний не страх, а боязнь страха. Человек начинает бояться того, что в действительности с ним случиться не может. Социально психологические проблемы таких людей решаются при осознании ними того, что все причины для страхов находятся внутри, всегда есть силы на их преодоление, а жизнь должна быть наполнена радостью, а не страхами.

Психологические проблемы виртуального общения

Виртуальное общение становится более популярным, чем реальное. Психологические проблемы общения возникают при коммуникациях в сети в случае формирования зависимости и прекращением социальных контактов в реальности. Общение через компьютер меняет психологию человека, он свои мысли начинает выражать по-другому. Пользуясь невидимостью может приписывать себе несуществующие качества и достоинства. Это ведет человека к оторванности от внешнего мира и к подмене чувств и эмоций их суррогатами.

Переедание как психологическая проблема

Ожирение является не только косметической проблемой, иногда причины его лежат в сфере психологии. Психологические проблемы ожирения проявляются как страхи перед агрессивным окружением. Одной из причин набора лишнего веса является попытка защитить себя от внешнего мира. Затем при наборе лишних килограммов человек перестает чувствовать свое тело, реальные потребности, перестает понимать окружающих его людей. Берет на себя много ответственности и пытается жить не своей жизнью. Избыточный вес делает людей неповоротливыми и в мыслях. Они с большим трудом отказываются от своих убеждений, с таким же трудом и избавляются от лишнего веса.


Психологические сексуальные проблемы

Психологические проблемы в сексе испытывают и женщины, и мужчины. Для женщин причинами невозможности достичь оргазм и половой холодности (фригидности) могут быть:

  1. Страх нежелательной беременности.
  2. Строгое воспитание.
  3. Сексуальное насилие.
  4. Негативный первый опыт.
  5. Несовпадение темпераментов.
  6. Конфликты в семье.
  7. Разочарования в партнере.

Психологические проблемы с эрекцией и преждевременной эякуляцией испытывают мужчины при таких переживаниях:

  1. Стрессовых ситуациях.
  2. Психологическом напряжении.
  3. Равнодушии к партнерше.
  4. Страхе перед невозможностью совершить половой акт.
  5. Конфликтах между партнерами.
  6. Волнении перед началом полового акта.
  7. Несоответствии сексуальных желаний и привычек партнеров.

Психологические проблемы и пути их решения

Проблемы, связанные с психологическими аспектами жизни для человека являются тяжелым грузом, препятствующим полноценному существованию. Нерешенные сложности и препятствия ухудшают здоровье и взаимоотношения. Решение психологических проблем проходит в несколько этапов. Эти же этапы нужны для любого вида задач:

  1. Постановка целей.
  2. Определение условий.
  3. Планирование решения.
  4. Реализация решения.
  5. Проверка результата.

Но даже человек с высоким IQ и самоорганизацией часто не знает, как избавиться от такого рода проблем. Это связано с тем, что, будучи непосредственным участником процесса и испытывая негативные эмоции самому себе в таких проблемах помочь трудно. Поэтому квалифицированная психологическая помощь будет полезной.

Личностная проблема и ее роль в формировании индивидуальных социально-перцептивных искажений субъекта.
Термин «проблема» понимается в литературе как «осознание невозможности преодолеть трудности и противоречия, возникающие в актуальной ситуации, средствами существующих знаний и опыта» личность - «конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием саморегулируемая динамическая функциональная система качеств, отношений и действий, непрерывно взаимодействуют, субъект социальных отношений и сознательной деятельности » Указанные сроки предусматривают активность сознательных аспектов психики, личностная проблема детерминируется неосознаваемыми тенденциями, а следовательно, не поддается самостоятельному рациональному познанию, поэтому определяется с позиций психодинамической теории как таковой, «которую субъект сам не может решить результате непонимания ее предпосылок, каузальных аспектов, связанных с внутренней, стабилизированным противоречием »

Термины «личностная проблема », «личностная проблематика » недостаточно освещены в научной литературе. Классический психоанализ для обозначения болезненных состояний психики, требующих психоаналитического лечения, пользуется понятием симптом. В психотерапии явления психики, подлежащих исправлению и лечению, называются психологических дисфункций, или дефекта «Я». К ним относят пограничные состояния психики, выраженные акцентуации характера, невротические проявления, а также психические отклонения. В практической психологии понятие личностной проблемы зародилось в психокоррекционной групповой работе с людьми, находящимися в пределах психического здоровья. В психоанализе существует понятие дефекта его. Это понятие связано с нарушением восприятия реальности, когда теряется адекватность оценки внешних явлений мира, реалистическое понимание межличностных отношений. В психологии выделяют также понятие деструктивное поведение, которое формируется в детстве под влиянием устойчивых отрицательных эмоциональных переживаний, обусловленных неудовлетворением важных психологических потребностей. Существует понятие дисгармоничная организация личности, находящейся в конфликте сама с собой. К. Хорни говорит, что внутренний конфликт нивелируется путем отрицания существования интрапсихический конфликтов, находит выражение в формировании идеализированного образа собственного «Я». При таких условиях тормозится гармоничное внутреннее развитие, так как человека интересует не личная жизнь, а собственный образ, который она стремится поддерживать. В литературе выделяют понятие деструкции, что определяется как разрушение, уничтожение, нарушение нормальной структуры чего-либо. Согласно исследованиям Фрейда, деструктивность имеет биологическую основу, связанную с природными инстинктами жизни и смерти: чтобы избежать саморазрушения, индивид разрушает внешнюю среду, другого человека. По утверждению Э. Фромма, человеческую деструктивность формирует общество, и одновременно она является выбором самого человека.
Понятие деструкции касается личностного аспекта человека и не является тождественным понятию личностной проблемы. Если личностная проблема является индивидуально-неповторимой тенденцией к определенной непродуктивной активности, связанной с инфантильным аспектом, то деструкция проявляется в шаблонные и ригидной поведении, направленном на причинение вреда другому человеку. Деструкции актуализируются в процессе межличностного взаимодействия. Т. Яценко утверждает, что «до личностных деструкций принадлежат стабилизированные образования психики субъекта, которые порождают барьеры общения и ослабляют контакты с другими людьми, что затрудняет самореализацию субъекта» 2. Такая активность порождена неосознанным стремлением избавиться внутренней напряженности, подкрепить собственное идеализированное «Я» за счет ожидаемого обратной связи от других людей.

Согласно психодинамической теории, личностная проблематика субъекта детерминируется последствиями эдиповой зависимости: осознание невозможности интимных (либидних) отношений с близкими людьми предопределяет вытеснение нежелательных (табуированных) импульсов, подкрепляется защитными тенденциями психики .

Сущность проблематики, детерминированной эдиповой зависимостью, заключается в том, что возникает эмоциональное напряжение, связанное с переживанием определенных эмоциональных состояний (депрессии, агрессии, фрустрации и т.д..), Которые актуализируются ситуацией общения. При этом наблюдается иррациональное поведение, последствия которого не могут быть прогнозируемыми самим субъектом. Интересна в этом смысле является мнение Л. Гозман: «... на интуитивном уровне эмоциональные отношения представляются абсолютно спонтанными, непредсказуемыми и ничем не детерминированными» . Продолжается закрытость для нового опыта в ситуациях, актуализируют инфантильные устремления. Таким образом, формирование личностной проблемы связано с закономерностями функционирования психики, которая, как известно, интегрирует два противоречия: принцип реальности и принцип удовольствия. Это выражается в трех глобальных противоречиях, выделенных Т. Яценко, - между силой и слабостью, между жизнью и смертью, между стремлением к единению с людьми и тенденцией «от людей».
Сложность осознания личностной проблемы связана с возникновением определенных иллюзий, которые появляются вследствие искажения самосознания и социально-перцептивной информации.

К проявлений личностной проблемы можно отнести такие психологические явления: ощущение дисгармоничности внутреннего мира; агрессивность как следствие заблокированности возможностей выражения конструктивных чувств; тревожность и немотивированный страх; актуализацию чувства неполноценности; эгоцентризм, концентрацию на собственных проблемах и интересах собственного «Я»; пассивность, блокирование творческого потенциала и способности к самореализации; депрессивные и аффективные состояния психики; блокирование адекватной саморефлексии и отображения объективной реальности, других людей. Как отмечает Т. Яценко, личностные деструкции связаны со стратегиями общения, среди которых выделяются авторитарная и манипулятивная. Авторитаризм предполагает прямое подчинение собственному интересов партнера по общению, захват его в своеобразный психологический плен. Манилулятивна стратегия характеризуется скрытым влиянием на партнера с целью удовлетворения собственных потребностей. Партнер не догадывается о манипулятивное воздействие и воспринимает общение со стороны манипулятора «как чистую данность». Деструкция может проявляться, например, о том, что психолог, отягощенный проблематикой, применяет личностные и профессиональные знания и достижения для манипулирования другими людьми.

Наличие внутренних противоречий связана с энергетическими перерасходами субъекта, требует пополнения за счет других людей (эффект «психологического вампиризма»). Наблюдается также явление погружения в себя вроде аутизма. Поведение при таких условиях подчинена активности болезненных точек «Я», актуализация которых побуждает к внезапным личностных изменений в пределах полюсов: плюс-минус, любовь - ненависть, активность-пассивность . Как утверждает Э. Берн, способом решения внутреннего конфликта является бессознательная тенденция, согласно которой доминирует то одно, то другое чувство (любовь и ненависть), который блокирует способность человека направлять свои внутренние силы на достижение
конструктивных цилей.

Т. Яценко отмечает, что личностная деструкция субъекта, которая проявляется в дисфункциях общения, может иметь замаскированные формы, и субъект их часто не распознает. При этом в поведении начинают доминировать иррациональные компоненты, немотивированные поступки. Деструктивные тенденции находят свое выражение в конкретной семантике проблематики
личности.

Следствием личностной проблемы есть искажения социально-перцептивной реальности в восприятии действительности. Категория искажения толкуется в психологической литературе как любой индивидуальный отклонения от стандартной интерпретации стимула, от объективно существующей реальности в аспекте ее субъективного восприятия, детерминируется не только глубинными предпосылками, но и социальной ситуацией взаимодействия. Теория личностного смысла в психологической науке подтверждает социально-психологический характер искажений, которые определяются как «субъективно воспринимаемая завышена значимость предмета, действия или события», «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к объектам, ради которых развертывается деятельность ». Подчеркнула центральную роль значимого события в формировании психологических искажений (влияние которой может не осознаваться субъектом), что связано с сознательным началом человека, которое находит свое отражение в поступках, социальных нормах, идеалах и ценностях. При наличии личностной проблемы (которую предприятие трудно самостоятельно решить результате непонимания ее глубинных истоков) приоритетности приобретают дезинтеграции психические процессы: в результате действия защитной системы происходит отсоединение интеллектуально-рационального от чувственно-эмоционального познания, вследствие чего создается почва для возникновения социально-перцептивных искажений. При этом наблюдается деструктивное влияние искажений на восприятие социально-перцептивнои информации.
Швейцарский психолог Э. Блейер крайней формой отступления от реальности называет аутизм, при котором наблюдается как погружение в мир собственных переживаний, так и гипертрофированная активность во внешнем мире. Т. Яценко справедливо отмечает, что «под искажениями следует понимать любые искривленные вследствие внутренних психологических причин отражение реального мира». Непонимание субъектом наличии собственных искажений предопределяет социальную дезадаптацию и психологическую незащищенность, а следовательно, чрезмерную трату энергии, пополнение которого требует дополнительных отступлений от реальности в процессе общения. Неуспехи и невзгоды относят при этом в неблагоприятных обстоятельств или противодействия со стороны других людей. Создается феномен хождение по заколдованному кругу: что в большей степени у лица выражена расхождение между внутренними логиками: «кто я есть» и «кем я хочу быть», то чаще и интенсивнее психика «вынуждена» отступать от реальности. Интересен рассуждения К. Роджерса: организм реагирует искривлениями опыта, чтобы сохранить собственную «Я-концепцию», которая несовместима с реальным опытом. На конкретно-поведенческом уровне незаметность искажений обеспечивается тенденциями рационализации собственных поступков (эффект «добрых намерений»).
Попробуем осветить некоторые индивидуально-неповторимые вариации искажений, которые, однако, являются распространенными и стереотипными последствиями действия защитной системы. В отдельных лиц значимость объективно-предметной деятельности максимизируется настолько, что приводит игнорирование ими самого человека как реальности (эффект «арийской крови»), а следовательно, нарушение принципа равенства и партнерства в общении. Неосознанное чувство неполноценности приводит тенденцию гиперболизации собственных предпочтений. Приведем пример: успехи в профессиональной деятельности лица абсолютизируются и генерализуються на другие сферы (например, общение с коллегами). При таких условиях наблюдается ожидания, что люди, окружающие человека, положительно относиться к ней соответственно ее «возвышения». Ярким примером искажения является эффект мегаломании, что проявляется, в частности, в аксиологических ценностных ориентациях: «я более значимый, чем вы», «я знаю больше, чем другой человек». Следствием такого искажения выступает деперсонализация других людей или соблюдения пренебрежительного («родительской») отношение, когда другому человеку не остается ничего другого, как занять позицию «неразумной ребенка». Искривление тормозят адаптацию к актуальной ситуации. Вследствие отступлений от реальности нередко происходит маскировки субъективного чувства собственной несостоятельности в профессиональной деятельности упрощением понимания профессиональных аспектов и понятий.
Условность ценности приобретения личностной независимости может вызвать проявление неблагодарности в отношении других людей. Если чувство благодарности, как критерий профессиональной откорректировки, присоединяется к идеалу «Я», приобретая условности, то происходит дезадаптация: наблюдается стремление выражать благодарность независимо от ситуационных нюансов, поскольку она выражается для собственного самоутверждения. Неспособность почувствовать и способствовать реализации интересов окружения маскируется проекцией таких тенденций на другого человека. Проблемная человек - иррациональная о перспективах удовлетворения собственным «Я».
Таким образом, личностная проблематика субъекта - сложный и емкий феномен, отражающий противоречивость и дисфункциональность психики . Глубинно-психологические истоки личностной проблемы обуславливают ее императивную силу, что без психологической коррекции может ослаблять и дезадаптировать практического психолога: именно внутренняя проблематика вызывает непроизводительные ошибки восприятия другого человека и ситуации общения, несоответствие конструктивных намерений субъекта его реальным действиям, закрытость для нового опыта. Эти тенденции имеют индивидуально-неповторимое выражение, что, однако, не снимает их деструктивного влияния на характер межличностного взаимодействия. Понимание взаимосвязи инфантильных факторов проблематики с характером социально-перцептивных искажений дает будущему психологу возможность не только нивелировать эмоциональной перегрузки, но и оптимизировать ситуацию общения, максимально приблизиться к принципу реальности, что способствует его профессиональному становлению, адекватному видению проблематики другого человека.

В течение всей нашей жизни мы сталкиваемся с возрастными кризисами, ощущаем неблагоприятные эмоциональные переживания, нас одолевают страхи, фобии, мы переживаем потерю интереса в жизни… Все это – личностные проблемы, которые могут приводить к ухудшению психологического состояния, эмоциональному выгоранию, депрессиям, потере сна и аппетита. Личностные проблемы связаны с тем, как человек себя ощущает, как он выстраивает отношения с собой, как взаимодействует с миром.

Виды личностных проблем

Индивидные личностные проблемы. К ним относятся тревожность, неудовлетворение своей жизнью, страхи, фобии, психосексуальные проблемы, следствия психотравм, включая сексуальное и физическое насилие.

Субъектные личностные проблемы. Здесь речь идет о проблемах, связанных с выполнением каких-либо задач. К примеру, недостаток знаний и навыков, силы воли и энергии.

Проблемы с положением в социуме. Неудовлетворенность статусом, проблемы в отношениях с близкими людьми и коллегами по работе, комплекс неполноценности, сложности с построением положительного имиджа.

Проблемы с реализацией. Возникновение проблемных ситуаций на работе, иррациональные страхи, неуверенность в себе, нежелание развиваться, повторяющиеся кризисы.

Причины личностных проблем

Все личностные проблемы, так или иначе, исходят из наших внутренних конфликтов, которые лежат в бессознательном. То есть, возникает такая ситуация, при которой человек не может понять причину, и, соответственно, изменить свое отношения к проблеме, решить ее. Часто ему кажется, что просто не хватает уверенности все, и как только он ее обретет, все изменится. Но на самом деле обретение уверенности может привести к тому, что человек перестанет сдерживаться и выплеснет свои эмоции, что не может не повлиять на отношение с окружающими. Поэтому, поиск настоящей причины личностной проблемы – это комплексная терапия, при которой раз за разом открываются новые грани и самой проблемы, и ее причин.

Решение личностных проблем

Если Вы ходите по кругу, замечаете, что Ваши проблемы не только не решаются, но и возвращаются с удвоенной силой, а Вы не знаете, как их решить, самым эффективным решением будет гипнотерапия. Почему именно она? Потому что она позволяет значительно сократить время на поиски причин личностных проблем. Она работает не только с Вашими ощущениями, переживаниями и эмоциями, но и с Вашим бессознательным. Именно там кроется корень личностных проблем, но увидеть его Вы самостоятельно не можете. Вы пытаетесь найти логическую причину в происходящем с Вами, а правда в том, что причиной может быть все, что угодно, о чем Вы даже не подумали бы.

И только поиск настоящей причины, устранение конфликта, обучение новым навыкам мышления и восприятия, позволит Вам, наконец, преодолеть то, что Вы так долго не могли самостоятельно преодолеть. Как гипнолог с многолетним стажем и постоянной практикой, я с уверенностью заявляю, что решить личностные проблемы можно и нужно! Только разобравшись с тем, что Вас сдерживает, что вызывает внутренние конфликты, что пугает Вас и обесценивает жизнь, Вы сможете изменить и себя, и окружающую Вас действительность.

Какими бывают психологические проблемы? Каковы существуют пути решения психологических проблем?

Психологической проблемой является внутренняя проблема человека, связанная с его картой мира, системой ценностей, потребностями, межличностными отношениями и т.п.

Несмотря на то, что психологические проблемы трудно делить на подвиды, поскольку любой внутренний конфликт имеет тенденцию к распространению на другие сферы, так семейные проблемы становятся личностными, а личностные превращаются в душевные, но мы все-таки постараемся классифицировать их.

– это проблемы, связанные с биологической сущностью человека – неконтролируемые страхи, тревожность, недовольство собой, своими физическими данными, переживания по поводу возраста, проблемы в сексуальной сфере и т.п.

Субъектные психологические проблемы – это проблемы, связанные с необходимостью выполнения какой-либо деятельности:недостаток умений, знаний, навыков или воли, знаний, недостаточный уровень способностей или интеллекта, нехватка энергии, иррациональность и т.п.Субъектные психологические проблемы очень часто маскируются под проблемы иного рода.Мало кто способен признать, скажем, что он глуп, вместо этого человек пытается найти проблему в межличностных отношениях, полагая, что люди относятся к нему предвзято или строят против него интриги.

– это проблемы, связанные с положением человека в социуме: комплекс неполноценности, нехватка статуса, сложности с имиджем, проблемы, имеющие отношение к общению с коллегами, членами семьи, друзьями, партнерами, любые ролевые проблемы.

Индивидуальностные проблемы – этопроблемы, связанные с достижением долгосрочных целей, самореализацией:экзистенциальные страхи, ощущение бессмысленности бытия, переживания нехватки времени, переживание непреодолимых препятствий, потеря самоуважения, внезапные кризисы, проблемы на работе и т.д.

Почему-то в нашей стране принято решать психологические проблемы самостоятельно, без помощи специалиста. Обращение к психотерапевту за помощью многие люди считают слабостью, и даже осмеивают ее. Мы чиним бытовые приборы у мастера, а душевные проблемы доверяем друзьям или родственникам, которые, к сожалению, далеко не всегда могут помочь.

Если на вашем жизненном пути возникло препятствие в виде психологической проблемы, мешающей вам жить, и вы не можете найти самостоятельно ключ к ее решению, не пытайтесь отложить проблему «на потом» или забыть, обратитесь за помощью к специалисту, ведь он не понаслышке знает, как запустить те механизмы, которые помогут справиться со многими психологическими проблемами.

Что собой представляет психоаналитическая терапия?

– это старейшая из существующих ныне техник психотерапевтической работы. Целью психоаналитической терапии является получение клиентом более глубокого понимания своих чувств, желаний, движущих мотивов, получение большей уверенности в себе и своих силах, достижение целостности личности, через опыт опробования взаимоотношений в безопасных условиях.

Следует различать психоанализ и психотерапию. Психоанализ предполагает частые встречи с аналитиком (4-5 раз в неделю), глубокую работу по изучению «лабиринтов» души клиента, использование кушетки. Психотерапия же направлена на более конкретные цели, частота встреч может варьировать от 2 раз в неделю до 1 раза в месяц. Во время психотерапии, терапевт и клиент, как правило, сидят лицом друг к другу, а уровень проработки проблемы не такой глубокий, как при психоанализе.

Какие психологические проблемы могут решиться с помощью психоаналитической терапии?

В ходе психоаналитической терапии пациент может разрешить следующие психологические проблемы: неуверенность в своих силах, тоска, одиночество, хроническое «невезение», невозможность построить дружеские или любовные отношения, навязчивые страхи, сложные внутренние переживания, соматические заболевания, возникающие на нервной почве, зависимости. Если говорить на медицинском языке, то работа психотерапевта – это, прежде всего, лечение неврозов, депрессии, психосоматических заболеваний и сексуальных расстройств.

Вопросы читателей

18 October 2013, 17:25 Здравствуйте! я хочу помочь другу разобраться с его проблемой, потому что он сам не хочет обращаться за помощью к профессионалам. у него случилась такая ситуация. Малознакомая девушка соблазнила его и уговорила не предохраняться, у них случился половой акт, после чего уже в течение месяца та девушка убеждает молодого человека что она беременна, но при этом она не хочет пойти вместе с ним к врачу чтобы сдать анализы на ХГЧ или хотя бы пройти тест при нем, чтоб он сразу посмотрел результат. Она убеждает его, что тест показа 2 полоски, но никаких доказательств не дает, всё время говорит это или в переписке в интернете или по телефону. А теперь я расскажу немного об этой девушке. Она живет одна, ей 20 лет, не учится, не работает, живёт то ли в ПГТ то ли в селе, судя по ее рассказам тому мч, она очень хочет ребенка, НО мы с другим моим другом практически уверены, что у неё проблемы с психикой или она просто-напросто издевается. Она врёт, что не может пойти сдать кровь из вены, потому что пришел к ней бывший парень и побил ее и у неё синяки, в то время как её близкая подруга говорит, что ее парень действительно приходил, но они сидели и пили чай. Также, эта девушка писала прощальные смс всем подругам и друзьям, говорила что собирается покончить с собой. Она не соглашается даже за деньги поехать с моим другом в больницу чтобы доказать факт беременности. Он студент, весь на нервах, ходит сам не свой. Скажите, пожалуйста, может ли быть так, что у неё дефицит внимания? может ей просто доставляет удовольствие издеваться на ним? Ведь она постоянно делает всё, чтобы он начал обращать на неё внимание, пишет ему, что мол всё, не пиши мне больше, а потом снова пишет ему про беременность. Говорит что поедет с ним в больницу, а потом в последний момент всё отменяет. Помогите, пожалуйста, разобраться в этой ситуации, мне кажется, что у нее психологические проблемы. Спасибо.

Основные психологические проблемы, которые мешают гармоничному развитию человека, бывают внешними и внутренними. Внешние проблемы могут проистекать из отношений с окружающим миром. Внутренние являются последствием психологического неблагополучия самого человека.

И те, и другие приносят в жизнь существенный дискомфорт, чувство неудовлетворения жизнью, напряженности, подавленности и часто требуют помощи психолога и психотерапевта. В работе с квалифицированным специалистом часто обнаруживается взаимосвязь трудностей психологического характера с внешними. Так, клиенты психотерапевтов, которых беспокоят отношения с другими людьми, практически всегда должны изменить свою линию поведения и отношение к ситуации.

Что такое психологическая проблема

Большинство причин дискомфорта, неуспеха, любого рода зависимостей, неудовлетворенности и стрессов находятся в психике (в сердце), а внешние события в жизни лишь усугубляют внутренние причины. Любые психологические проблемы причиняют человеку явные или латентные страдания. Человеку по этой причине с огромным трудом удается поменять себя и свое положение. Однако, даже что-то поменяв, не всегда удается добиться удовлетворения и душевной гармонии.

В этом случае можно открыто сказать, что проблема преимущественно психологическая, душевная, а не внешняя, общественная. В этом случае психотерапевт может помочь человеку стать уверенной и гармоничной личностью. Достаточно приложить определенные усилия, время и профессиональные знания специалиста, и данная проблема вполне возможно решится.

Возникновение психологических трудностей

Обычно психологические комплексы возникают тогда, когда у личности есть бессознательная психологическая фиксация на каком-либо объекте или субъекте, как бы связанных (по мнению самой личности) с достижением желаемого результата. А у любого всего два вида желаний:

  • что-то получить (обладание, развитие, реализация, стремление и прочее), другими словами "стремление к...";
  • от чего-то избавиться (побег, уничтожение, освобождение и прочее), иными словами "стремление от...".

Если этого не удается достигнуть, возникает проблема. Этот вопрос и есть основная проблема практической психологии.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, - низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Комплекс неполноценности

Комплекс неполноценности - это крайняя патологическая степень неуверенности в себе и является огромной психологической проблемой человека. По сути - это отсутствие ощущения самоценности, сомнение и очень низкая самооценка, а также чувство неспособности соответствовать стандартам.

Он часто подсознателен и, как считается, что люди, страдающие от этого комплекса, стараются компенсировать это ощущение, что выражается в высоких достижениях или же крайне асоциальном поведении. В современной литературе предпочтительно называть данное психологическое явление как «отсутствие скрытой самооценки». Комплекс развивается благодаря сочетанию генетических характеристик личности и воспитания, а также жизненного опыта.

Комплекс неполноценности может усиливаться, когда чувства ущербности провоцируется неудачами и стрессами. Лица, подверженные риску развития комплекса, обычно проявляют признаки низкой самооценки, имеют низкий социально-экономический статус, а также имеют симптомы депрессии.

Дети, воспитанные в таких условиях, где их постоянно критиковали или же не родителей, также могут получить комплекс неполноценности. Много разных есть предупреждающих знаков для тех, кто может быть более склонным к развитию комплекса неполноценности. Например, кто-то, склонный к вниманию и одобрению, может быть более восприимчивым.

Исследование психоаналитика Адлера

Согласно классической адлеровской психологии, повторно чувство неполноценности возникает, когда уже взрослые хотят достичь какой-либо нереальной цели или испытывают постоянную потребность в совершенствовании. Напряжение, связанное с чувством неполноценности, вызывает пессимистическое отношение к жизни и неспособность преодолевать трудности. По словам Адлера, у каждого человека в той или иной степени присутствует чувство неполноценности, но это - не болезнь, а, скорее, стимулятор здорового, нормального стремления и развития. Оно становится патологическим состоянием только тогда, когда чувство ущербности подавляет личность, а не стимулирует его к полезной деятельности. Комплекс делает личность подавленной и неспособной к дальнейшему личностному развитию.

Психологическая травма

Очень распространенная психологическая проблема - это последствия пережитых стрессовых ситуаций.

По своей природе это - разнообразные нарушения психики после аффективных (очень мощных и деструктивных) переживаний. Происшествия, которые вызвали такие сильнейшие переживания, могут быть весьма разнообразными: изоляция, заболевание, гибель родного человека, рождение ребенка, развод, стресс, конфликты, война и боевые действия, опасность для существования, изнасилование и другое. Эти события мощно воздействуют на психическое состояние, нарушая восприятие, мышление, эмоции, поведение, делая личность не вполне адекватной.

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология - это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:


Детские сложности

Психологические проблемы у детей возникают в разные периоды их жизни. Они имеют различную природу. Это могут быть следующие трудности:

  • детская агрессия и импульсивность;
  • замкнутость;
  • капризность и плаксивость;
  • робость и застенчивость;
  • низкая самооценка;
  • высокий уровень тревожности;
  • повышенная обидчивость;
  • упрямство;
  • страхи и всевозможные фобии;
  • невнимательность;
  • трудности с запоминанием информации;
  • различные проблемы психологического развития;
  • плохая успеваемость в школе;
  • сложности с адаптацией в школьном учреждении или садике;
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми;

В случае возникновения какого-либо рода психологических трудностей необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, поскольку психика ребенка - очень хрупкая структура.

Пирамида потребностей Маслоу

С позиции пирамиды потребностей великого американского психолога Абрахама Маслоу (пирамида, которая показывает основные человеческие потребности), очевидно, что вопрос безопасности и пищи не является актуальным для людей в настоящее время. Конечно, существуют исключения, однако подавляющее большинство людей могут себя прокормить. Продукты стали доступными, их многообразие велико, также на приличном уровне поддерживается безопасность в обществе. По теории Маслоу, если удается удовлетворить базальные потребности, то возникает желание удовлетворить высшие потребности, такие как общность или ощущать себя частью какой-либо общественной группы, самореализация, или желание реализовать себя как специалист, как личность. Именно на стадии удовлетворения высших потребностей и возникают основные социально-психологические проблемы современного общества.

Проблема выбора в современном мире потребления

Обобщая можно сказать, что личность, удовлетворив свои пытается направлять свои силы на удовлетворение высших психологических и социальных желаний. В этот момент мы сталкиваемся с современными проблемами. На данный момент существует огромный выбор различных товаров и услуг. Критерием выбора может стать цвет, внешний вид упаковки, отзывы, цена, а не только качество. Все товары априори исполняют свои функции, но их различия делаются на незначительных характеристиках.

В дальнейшем именно эти незначительные свойства навязываются человеку как критерии выбора, и от этого люди испытывают сомнения, когда покупка уже совершена. У большинства людей нет возможности приобрести все виды одного товара, и часто они остаются неудовлетворенными ввиду сомнений правильности своего выбора.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, - настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры