Как развить речь и научиться говорить красиво.

Главная / Измена жены

Грамотная устная речь очень поможет вам в жизни при выступлении на публике или в личной беседе, при трудоустройстве и защите диплома. Бедный словарный запас и трудности в связном изложении мыслей, наоборот, могут сослужить плохую службу.

Любой навык, как и навык грамотного разговора, можно приобрести. Этому помогает чтение качественной литературы. Не стоит уповать на чтиво, состоящее из книжек-однодневок. Их авторы, порой, сами грешат неграмотностью. Следует сосредоточиться на чтении классики, на произведениях лучших мировых авторов.

Приобрести грамотность речи помогает пересказ запавших в душу книг или фильмов. Старайтесь делать пересказ подробным и наблюдайте за слушающими вас, чтобы они не заскучали. Если это вдруг случилось, значит, вам не удалось донести до них свои впечатления от фильма. Возможно, слушатель запутался в личных местоимениях, с помощью которых вы пытаетесь изложить суть. Ему уже непонятно, кто такие «он» или «она» и почему их так много.

Засоряющие речь лишние слова нужно изъять из обихода. Они не имеют никакого смысла и не несут в себе полезной информации. Примерами таких слов и выражений является тавтология: «минута времени», «поднимать вверх», «не май месяц». Ведь май не может быть часом или годом, зачем же тогда рядом употреблять лишнее слово «месяц»?

Тавтология - это ненужное повторение близких по смыслу или имеющих один корень слов. Яркие примеры тавтологии: «спросить вопрос» и «масло масляное». Постарайтесь не применять подобных выражений. Понаблюдайте за речью телеведущих, политиков или своих ближайших знакомых. Проанализируйте их ошибки, постарайтесь найти замену их неудачным оборотам. Тогда вам станет проще уловить речевые казусы в своем разговоре.

Старайтесь избегать слов, смысл которых для вас непонятен. Иначе будете похожи на Щукаря, считавшего, что скромная девушка называется «абажур», а девушка легкого поведения именуется «бордюр». Превосходно обогащают лексикон словарь иностранных слов и толковый словарь русского языка. Но не забывайте о правильном ударении в словах!

Далеко не всегда уместен сленг, как профессиональный, так и молодежный. Если на работе или в кругу друзей он допустим, то в официальных беседах им вряд ли стоит пользоваться.

Постоянно следите за своей речью, и тогда она постепенно станет красивой и грамотной.

Алмазова А.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие

Качества грамотной речи

Речь – явление не только лингвистическое, но и психологическое и эстетическое. Коммуникативные качества речи во многом зависят от умения говорящего видеть системные отношения речи, её соотнесённость не только с языком, но и с мышлением, сознанием, действительностью, адресатом, условиями общения.

Выделяются следующие коммуникативные качества речи:

1) правильность – соответствие нормам современного литературного языка;

2) точность – строгое соответствие слов обозначаемым предметам, явлениям действительности;

3) логичность – соответствие смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в действительности;

4) чистота – отсутствие элементов (слов и словосочетаний), чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности;

5) выразительность – наличие особенностей, которые поддерживают интерес слушателя/зрителя;

6) богатство – лексическое и синтаксическое разнообразие;

7) уместность (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – такая организация языковых средств, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения.

8) ясность (понятность);

9) действенность (доходчивость), определяемая целью речевого сообщения и сменой видов деятельности.

Основным признаком правильной речи служит устойчивость и стабильность языковых форм. Правильная речь – это, прежде всего, речь литературная. Основные требования, предъявляемые к литературному языку, – единство, целостность и общепонятность. На страже этих требований стоит языковая (литературная) норма, которая исполняет роль своеобразного языкового фильтра и является как бы «паспортом грамотности».

Точность – соответствие сказанного коммуникативному намерению говорящего. Основные условия точности как коммуникативного качества – ясность мысли, знание предмета, знание языка и умение соотнести знание предмета со знанием языковой системы. Средствами, способствующими созданию точной речи, являются: верное словоупотребление, умение выбрать нужное слово из ряда синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Например, точность нарушается в таких случаях: «Моя семья никакого отношения к искусству не имела. Я родился в нормальной семье» (может быть, в обычной, обыкновенной, рядовой). «Отец зашел в мою комнату» (спутаны паронимы – вошел и зашел).



Понятийная точность требует правильного употребления терминов, особенно в научной речи. Например: «Что нужно сделать, чтобы был правильный дефект речи» (говорящий не понимает термина «дефект речи» – нарушение речи); «Печорин – личность самокопающаяся» (говорящий, видимо, не знал точно значения слов «рефлексирующая личность»).

От понятийной точности и логичности следует отличать предметную точность и логичность. Речевые структуры всегда соотнесены с какими-либо предметами, явлениями, событиями окружающего мира. И слушатели, и читатели заинтересованы в том, чтобы правильно, в соответствии с замыслом и намерением говорящего или пишущего, соотнести представляемую в своем воображении действительность с обозначаемой автором. Так, ошибочной является следующая фраза: «Чичиков поехал на колеснице к Собакевичу» (он ехал в бричке).

Точность нарушается:

Неправильной постановкой ударения (У динозавра крепкая броня);

Неправильным употреблением паронимов (нелицеприятный мошенник);

Неоправданным употреблением местоимения (Моя дочь не пойдёт в эту школу, потому что она недоделанная);

Субъектно-объектной (синтаксической) контаминацией (примеры см. ниже);

Употреблением слов, неизвестных аудитории, без пояснения;

Неправильным порядком слов (Солнце закрыло облако);

Некоторыми формами эллипсиса – сокращения предложения;

Модели синтаксической контаминации:

1) наличие двух слов, совпадающих в именительном и винительном падежах, с глаголом между ними (Мать (Им.п.) любит дочь (В.п.));

2) смешение причастий страдательного и действительного залога (сумка, разгружающаяся дома вм. разгружаемая; анонимная записка, оставшаяся после собрания вм. оставленная);

3) употребление существительного в форме родительного падежа вместо дательного (памятник (кому?) Пушкину, Гоголю; но памятник (чей?) Клодта, Церетели);

4) концентрированное употребление слов в родительном падеже, выражающем разные смысловые отношения (Уже критика декабристов была непосредственной формой общественно-политической борьбы; Работа над сочинениями учеников была замедлена приходом директора; Урок истории Сергеева был прерван звонком);

5) неверное использование деепричастных оборотов (Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. (Из А.П. Чехова)).

Логичность речи основана на связи «речь – мышление». Если точность соотносима с лексическим уровнем языка, то логичность – с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Значит, она может быть нарушена и при правильном употреблении слов. Нарушение логичности очевидно в примерах: «Одно из лучших стихотворений С. Есенин отдает „Собаке Качалова“; „Старуха Изергиль“ состоит из трех частей»; «На берегу реки девушка доила корову, а на воде отражалось наоборот»; «Тема крепостного права разоблачается в стихотворении Пушкина „Деревня“; „За хорошую работу меня наградили доской почета“; „Книга заставляет человека стать выше“; „Папа у нее хороший, мама добрая, и бабушка в деревне“» и т. д.

Б.Н. Головин условиями логичности на уровне предложения называет следующие:

1) непротиворечивость сочетания одного слова с другими;

2) правильный порядок слов;

3) правильное использование средств выражения логических связей и отношений между словами – служебных слов (предлогов, союзов, частиц), а также вводных слов и словосочетаний (следовательно, итак, значит, во-первых, во-вторых, иначе говоря и т. д.).

Определены условия логичности на уровне связного текста:

1) ясное и правильное выражение связи отдельных высказываний в тексте с помощью языковых средств;

2) обозначение переходов от одной мысли к другой;

3) членение текста на абзацы;

4) выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания;

5) продуманная композиция текста.

Посмотрим, как эти условия были нарушены в сочинении абитуриентки на тему «Образ русской девушки в произведениях Пушкина и Лермонтова»:

Образ русской девушки открывается и описывается почти в каждом из произведений писателей. Также к ним относится Пушкин и Лермонтов. Это одни из великих мастеров создавать образы и писать произведения. Они легко и быстро запоминаются.

В каждом из произведений писатели создают свой образ русской девушки в различных произведениях. Образы русских девушек могут проявляться в стихах, т. е. в поэзии Пушкина. Иногда он описывает образ Родины в роли русской девушки. Так же «мила, красива, но уныла». Спросили мы себя: «Кто?» Конечно, Родина в образе девушки.

В произведении «Евгений Онегин» он описывает Ольгу, Татьяну Ларину так отчетливо, что любой человек, прочитавший это творение, ясно представит образ пред собой:

До ужаса красива,

Прилежна и мила,

Бывает и уныла,

Мне нравится она.

Русская девушка всегда описывалась у поэтов как простое создание, у которого душа чище, чем небо в ясный солнечный день. Тяжелая крестьянская жизнь также отразилась в образе девушки. Ведь все, что окружает нас, влияет на нашу жизнь.

Еще одна интересная вещь проявляется в поэзии как у Пушкина, так и у Лермонтова. Это сравнение с природой русской девушки. В зависимости от времени года меняется и образ девушки. То есть летом она цветет, сияет, как цветок на лугу; зимой «засыпает» девушка под лютыми снегами, которые окружают всю Россию. Весной – цветет и радуется, ведь пришла пора любви вместе со всеми животными, птицами и другими живыми существами. Все поют, веселятся и сияют в своей красе. Вот некоторые цитаты, подтверждающие выше сказанное:

Осень! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю природу, увяданье,

В багрец одетые леса.

Некоторые строчки, связанные с временем года, – зима:

Мороз и солнце. День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Очнись, красавица, проснись,

Открой сомненья негой взоры,

Навстречу Северной Авроре

Звездою севера явись…

Образ девушки описывают многие советские писатели, но Пушкин и Лермонтов описывают свой идеал девушки. Говорят, что глаза – зеркало души, именно это и пытался Пушкин доказать и размыслить в некоторых стихах, которые посвящены разбитой любви, где ясно можно понять, что посмотрев в глаза любимому человеку, можно получить точный душевный ответ.

Я думаю, что образ русской девушки навсегда останется в произведениях Пушкина и Лермонтова. Этот образ «всегда жил и будет жить в наших сердцах».

Как видим, содержание сочинения не соответствует теме. Абитуриентка плохо знает предмет, о котором рассказывает, ее суждения примитивны, язык беден, нарушена логика повествования. Складывается впечатление, что одно предложение присоединяется к другому по мере того, как они хаотично «созревают» в голове в результате вынужденного умственного напряжения.

Таким образом, логичность нарушается:

– неверным структурированием текста;

– причинно-следственными несоответствиями;

– несоблюдением мотивационной последовательности;

– несоблюдением актуального членения предложения и текста (тема – известное, рема – новое);

– плеонастичностью речи, ее засоренностью лишенными смысла структурами (Я человек, потерявший как бы работу. Преступность – это как бы так сказать, ужасная вещь);

– фигурой силлепсиса – соединения несоединимого, различного по своим характеристикам (Москвич ищет девушку от 24 до 178).

Соотношение «речь – сознание» помогает понять, что стоит за словами «выразительность», «образность», «уместность», «действенность» речи. «Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка, знаковой структурой воздействует не только на ум, но на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной. Если структура речи, воздействуя на сознание (или выражая его), формирует конкретно-чувственные представления о действительности, она называется образной. Если речь, захватывая различные области сознания слушателя или читателя, подчиняет его автору, такая речь действенна».

Соотношение «речь – человек, её адресат» связано с таким коммуникативным качеством речи, как действенность. Автор заинтересован в том, чтобы получатель понял речь и, чтобы эта речь побудила его к изменению поведения, внешнего (поступка, действия) или внутреннего (мыслей, взглядов, настроений).

Уместность – особое качество в ряду других параметров речи. Она как бы регулирует соответствие темы сообщения, его содержания, языкового и эмоционального оформления конкретной коммуникативной ситуации (составу слушателей, месту, времени сообщения), информационным, воспитательным, эстетическим и другим задачам письменного или устного выступления. На неуместность, к примеру, в судебном выступлении отдельных качеств указывал П.С. Пороховщиков (Сергеич): «Красота и живость речи уместны не всегда: можно ли щеголять изяществом слога, говоря о результатах медицинского исследования мертвого тела, или блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки?»

Существует уместность стилевая, контекстуальная, ситуативная, личностно-психологическая.

Вопрос о допустимости того или иного слова, оборота решается часто в зависимости от стилевой принадлежности текста. В художественной речи бывают уместными отступления от литературной нормы, если они помогают писателю полнее раскрывать образ, представить его в карикатурном виде или вызвать комический эффект. Вот как, например, описывает встречу своего героя с невестой М. Зощенко в рассказе «Свадебное путешествие»:

«Сидит он (Володя Завитушкин) в трамвае и вдруг видит, перед ним этакая барышня стоит вырисовывается… И стоит эта самая барышня в зимнем пальто и за ремешок держится, чтобы не опрокинули. А другой рукой пакет к груди прижимает. А в трамвае, конечно, давка. Пихаются. Стоять, прямо сказать, нехорошо. Вот Володька ее и пожалел. „Присаживайтесь, – говорит, – ко мне на одно колено, все легче ехать“.

„Да нет, – говорит, – мерси“. „Ну так, – говорит, – давайте тогда пакет. Кладите мне на колени, не стесняйтесь. Все легче будет стоять“.

Нет, видит, и пакета не отдает. Или пугается, чтоб не упер. Или еще что. Глянул на нее Володя Завитушкин еще раз и прямо обалдел. „Господи, – думает, – какие бывают миловидные барышни в трамваях“».

Уместность регламентируется и контекстом, т. е. речевым окружением языковых единиц. Часто неуместными в контексте бывают отглагольные существительные: «потопление Муму», «поджигание дома Дубровских» и др. Однако на сближении в речи книжной лексики со словами, сниженными по экспрессивной окраске, строятся многие метафоры. Например, у Салтыкова-Щедрина: рыцари ломаного гроша, рыцари кулачного боя, литературное взяточничество, нравственные подзатыльники и др.

Уместность личностно-психологическая регулирует наше речевое поведение в той или иной ситуации общения, что проявляется в умении найти нужные слова, тон, интонацию. Так, слово врача должно лечить пациента, грубость продавца или любого работника сферы обслуживания может на целый день выбить человека из нормальной колеи и снизить работоспособность.

Чистой считается речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (диалектизмов, варваризмов, жаргонизмов, штампов и т. д.). Чистота как коммуникативное качество связана не только с соотношением «речь-язык», но и с нравственной стороной нашего сознания. Кроме того, чистую речь отличают хорошая дикция, поставленный голос, правильное дыхание.

Чистота речи давно беспокоит наших писателей, ученых-филологов, педагогов, общественных деятелей. Особую настороженность и неприятие в среде людей с достаточно развитой культурой вызывает бранная лексика и фразеология. Сквернословы нередко ссылаются на привычку, которую, якобы, им трудно преодолеть, однако если они понимают, что привычка дурная, то обязаны заставить себя отвыкнуть от нецензурных слов.

Канцеляризмы, необходимые в деловых бумагах, также становятся сорняками в художественном или разговорном стиле речи. Интересен пример, взятый из устного выступления на собрании:

«Товарищи! В данном собрании мне хочется осветить вопрос о главных задачах нашей работы на сегодняшний день. Я останавливаюсь на этом вопросе потому, что считаю необходимым подчеркнуть проблему подготовки кадров. И прежде всего я хочу поставить вопрос о том, что выступавшие до меня товарищи не уделили должного внимания вопросу о качественных показателях нашей работы. Они не остановились на вопросе о мероприятиях по организации помощи отстающим, о наведении должного порядка в деле налаживания обучения необученных кадров. А это на данный момент одна из неотложных задач. Поэтому мне и хочется заострить этот вопрос и остановиться на нем поподробнее».

Вместо сотни слов можно использовать двадцать семь, и мысль станет более ясной:

«Товарищи! Мне хочется сказать о подготовке кадров; выступавшие до меня об этом не говорили, они ничего не сказали о помощи отстающим, о недостатках в обучении рабочих».

«Валерка….это самое….Ты как: это самое… Да брось: вот мы тут – это самое. Да я, Машка, Тоська. А, брось…это самое…давай вместе! А? Ну, вот, это самое!.. Давай по-быстрому!».

Выразительность речи определяется как «точность словесного обозначения предмета или явления, представления или понятия» (Г.З. Апресян). «Говорить выразительно – значит выбирать слова образные, вызывающие деятельность воображения, внутреннее видение и эмоциональную оценку изображенной картины, события, действующего лица» (Л.А. Горбушина).

Выразительные возможности языка иногда сводят к так называемым изобразительно-выразительным средствам, т. е. тропам и поэтическим фигурам. Однако выразительность может быть произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, интонационная (просодическая), стилистическая.

Существуют условия, определяющие степень выразительности речи:

Самостоятельность мышления;

Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

Понимание свойств и особенностей языковых стилей;

Тренировка речевых навыков;

Использование языковых средств, способных сообщать речи выразительность.

Выразительность устной речи во многом зависит от умения говорящего использовать языковые средства и стилевые возможности языка. Она усиливается интонацией – совокупностью совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация фактически оформляет речь, помогает активизации ее коммуникативной функции, функции общения между людьми. С. Волконский писал: «Голос – одежда, интонация – душа речи».

Очень большое влияние на выразительность речи оказывают метафоры (мысли летят, рыбье молчание, деревянный взгляд, кошачья походка и т. д.), пословицы и поговорки (ум хорошо, а счастье лучше; горьким лечат, а сладким калечат).

Иногда встречаются примеры неудачного использования образных слов, что можно наблюдать в речи абитуриентов: «Есенин сравнивал березку с русской девушкой, описывая ее словами: грустная, плакучая, могучая, кипучая», «И литература, надев солдатскую шинель и сапоги, на долгие годы ушла в окопы и блиндажи» и т. д.

Богатство (разнообразие) речи проявляется в ее насыщенности разнообразными языковыми средствами. Существует лексическое, семантическое и стилистическое разнообразие, включающее в себя синонимические, антонимические, омонимические и другие выразительные средства.

Лексическое богатство проявляется в том, что в речи редко повторяются одни и те же слова. Этого можно достичь лишь при условии большого активного запаса слов. Так, словарь А.С. Пушкина превышал 21 000 единиц, а у современного взрослого человека не превышает 10 000 – 12 000 . Фразеологическое богатство русского языка нашло проявление в речи басен И.А. Крылова.

Семантическое богатство речи выявляется в многообразии и обновлении словесных связей, а синтаксическое создается применением разнообразных синтаксических конструкций: простых и сложных предложений.

Во-вторых, стиль общения тоже на многое влияет – каждый должен разговаривать так, как подобает ему по возрасту и положению, речь должна соответствовать аудитории, компании. Согласитесь, будет выглядеть странно и неуместно, если вдруг дети начнут подражать профессорам и ученым, точно так же, как неприятно будет услышать «блатную» речь, скажем, в театре.

Над красотой выражения своих мыслей надо работать, стараться сделать речь богаче, разнообразнее, вежливее.

Первое, что разнообразит речь и делает ее красивее, – чтение художественной литературы. Именно произведений искусства, а не бульварных романов и газет, потому что красиво написанное произведение впечатляет и заставляет подражать, вызывает вдохновение и сильные эмоции. И после прочтения хорошей книги уже не хочется возвращаться к косноязычию.

Хорошая книга погружает в себя, в свой мир, заставляет что-то поменять в себе, стать лучше, задуматься, что-то осознать и даже изменить. И, конечно, книги помогают развить грамотную устную и письменную речь.

Если говорить о конкретных авторах, в книгах которых действительная красивая и правильная речь, то стоит отметить Виктора Гюго, Льва Толстого, Федора Достоевского, Оноре Бальзака, Шарлотту Бронте, Джейн Остен, Антона Чехова. Конечно, это очень неполный список, ведь мастеров изящной словесности много, это авторы как российские, так и зарубежные.

Мотивация

Развитие грамотной речи предполагает большую работу над собой, а для этого нужен какой-то толчок, стимул. Как развить грамотную речь? Для начала надо решить, для чего это нужно именно вам. И в зависимости от силы собственной мотивации тренироваться как можно чаще.

Надо много упорства, чтобы изменить себя, неважно, в какой области. Чем более желанна цель, тем больше сил прилагается, тем больше времени тратится. Результат зависит от степени труда. Например, бизнесменам грамотно разговаривать необходимо для заключения важных договоров. А для вращения в определенных кругах это обязательное качество.

Критерии грамотной речи

Поговорим о критериях грамотной речи. Первое – правильное произношения слов, ударений, окончаний. В этом могут помочь «Словарь ударений» и «Орфографический словарь». Надо каждый день повторять правильное произношение трудных слов, запомнить, выучить их наизусть.

Второе – не торопиться, не «глотать» слова, не тараторить, говорить размеренно и четко. Даже самая правильная речь может выглядеть некрасиво, если разговаривать слишком быстро и сбивчиво. Поэтому над дикцией надо поработать особо.

Третье – научиться грамотно строить предложения, не нарушая правил русского языка. Надо помнить о таких, казалось бы, мелочах, как слова «надеть» и «одеть», а в письменной речи не забывать об орфографии и пунктуации.

Четвертое – это качество речи. Для этого надо быть человеком разносторонним и начитанным, иметь богатый словарный запас и уметь поддержать разговор в разных направлениях, употребляя нужные термины и понятия со знанием дела.

Пятое – последовательность в выражении мыслей своего повествования, красиво и правильно построенные предложения.

И, конечно же, не стоит забывать о том, что если вы хотите улучшить качество письменной речи, то мало просто выучить правила русского языка, ведь логичная последовательность и творческая составляющая играют иногда главную роль на письме в большей мере, чем орфография с пунктуацией.

Любить родной язык и уметь красиво на нем выражаться – это не только прекрасно само по себе, но и повышает культурный уровень нации. Истинный патриот своей страны должен правильно выражаться на своем языке. Ведь русский язык невероятно красив и имеет множество великолепных речевых оборотов, способных создать истинные шедевры слова!

Видео по теме статьи

Электронные письма мы пишем, наверное, каждый день. Или хотя бы получаем. И допускаем много неприятных, а иногда даже раздражающих ошибок. Попробуйте написать следующее письмо без этих фраз. Вам понравится.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно: добрый день / здравствуйте

Сразу нет. После любимого многими письменного обращения отвечать на письма почему-то не хочется. По речевому этикету (потому что приветствия регулируются нормами, а не правилами языка) лучше писать по старинке: доброе утро/день/вечер или здравствуйте. Да, мы живём все в разных часовых поясах, и странно писать «доброе утро», когда у адресата, возможно, глубокая ночь. Но для этого существует универсальное приветствие «добрый день» или «здравствуйте».

А ещё во фразе «доброго времени суток» банально неправильный падеж. Лингвист Максим Кронгауз в своей книге «Русский язык на грани нервного срыва» объясняет: в русском языке родительный падеж употребляется чаще при прощании («счастливого пути!», «удачи!»), а в приветствиях - именительный падеж («добрый вечер!» вместо «доброго вечера!»).

Правильно: уважаемый Аполлинарий Евграфович!

Правило с обращениями проходят чуть ли не в начальной школе, а вспоминать его приходится всю жизнь. Обращения действительно нужно выделять запятыми. Всегда. Но в нашем варианте слово «уважаемый» входит в обращение и запятой не отделяется. А вот если бы перед таким обращением стояло приветствие («здравствуйте, уважаемый Аполлинарий Евграфович!») - тогда запятая, конечно, нужна.

Правильно: я читатель «Мела» / я читаю «Мел»

Глагол «является» - аналог английского to be. И когда его употребляют в русском, это выглядит как плохой перевод с английского. Хотя у глагола много поклонников в деловой речи. Сравните: «Эта кофейня является лучшей в городе» или «Эта кофейня - лучшая в городе». Без «является» смысл остался прежним, а выглядит предложение человечнее. А являться может разве что привидение.

Правильно: сейчас

От употребления этого выражения лучше отказаться, если только вы не автоответчик («в настоящее время абонент недоступен») или рассылаете письма с пресс-релизами. Во-первых, канцеляризмы никогда не украшали наши тексты, а во-вторых - всегда можно заменить наречием «сейчас».

Правильно: хочу обсудить с вами…

Слово «касательно» и его разговорный вариант «касаемо» существует, и писать или говорить так не запрещено. Но не нужно. Вместо них лучше употреблять оборот «что касается». То же самое про «относительно». В мире и правда всё относительно. Но не так, чтобы в каждом письме и вопросе.

Правильно: я понял, что ошибся

Мы рады, что вы поняли «то, что». Но у нас вопрос: а зачем вам «то»? Последнее время всё чаще говорят «я считаю то, что…». И похоже, это какой-то новый союз. Да, есть предложения, когда по-другому просто нельзя сказать. Например, «то, что она не перезвонила, даже лучше». Но в остальных примерах этот «союз» всё явно портит (а ещё так даже говорят в устной речи!).

Правильно: с любовью читатель «Мела»

Правильно: с любовью, читатель «Мела»

Закончить письмо нужно тоже красиво (и грамотно). Можно написать просто своё имя. Но некоторые хотят добавить «с любовью» или «с наилучшими пожеланиями». Правила, где бы говорилось, что после слов «с уважением», «с любовью» или «искренне ваш» нужно ставить запятую, нет. И это вполне объяснимо, иначе получается, что вы будто бы с уважением и любовью вновь к кому-то обращаетесь (к себе самому, видимо). Но отделение запятой этих выражений уже закрепилось как языковая норма (как пишет «Грамота.ру») и стандарты написания деловых писем. Писать, как вы поняли, можно по-разному. Для примера скажем, что в конце писем запятые не ставили Довлатов, Солженицын и даже Розенталь.

Проверьте, справитесь ли вы с коварными правилами русского языка (не зря же вы нас читаете). Соревнуйтесь с другими читателями «Грамотности на „Меле“»

Грамотная деловая речь является неотъемлемым атрибутом современного успешного человека. В серьезных компаниях кандидатов с низкой грамотностью отметают еще на стадии резюме. Хорошее владение русским языком для успешной карьеры не менее важно, чем знание иностранного. Нужно обладать знанием о том, как именно общаться с клиентами, коллегами и конкурентами, чтобы постоянно оставаться востребованным и воплощать в жизнь лучшие идеи и мечты. Безусловно, тема повышение грамотности русского языка очень актуальна и заслуживает самого пристального внимания.

Цель семинара: повышение навыков владения грамотной письменной и устной речью в профессиональной деятельности. Семинар учит не только грамотной письменной речи, но и устному языку. Слушатели разберут самые распространенные орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки речи.

Аудитория: семинар будет полезен всем взрослым людям, которые хотят грамотно, красиво и правильно говорить и писать любые тексты.

Программа семинара «Грамотная письменная и устная речь: повышение грамотности»

Типология функциональных стилей в русском языке и их общая характеристика. Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Лексика, морфология и синтаксис в письменной и устной деловой речи.

Понятие речевой культуры и языковой нормы. Типичные ошибки, связанные с незнанием значений слов: нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность, речевая недостаточность и др. Специфика употребления разговорной лексики в профессиональной деятельности. Язык «интернет-общения» и опасность его употребления в деловой речи. Есть ли альтернативы?

Прописная и строчная буквы при обращении. Прописная и строчная буквы в наименованиях органов власти и управления; в наименованиях законодательных, нормативных и правовых актов; единицах административно-территориального деления; в названиях праздников и крупных памятных дат.

Правописание лексических аббревиатур и графических сокращений. Род и склонение аббревиатур. Правила употребления аббревиатур и графических сокращений в текстах официальных документов.

Особенности употребления предлогов, союзов и наречий. Конструкции с предлогами «в», «по», «с» и др. Родительный и винительный падеж при отрицании. Трудные формы множественного числа существительных. Единственное и множественное число сказуемого. Особенности употребления и склонения числительных.

Правописание не и ни со словами разных частей речи. Правописание наречий. Правописание н и нн в словах разных частей речи.

Простые и сложные предложения. Ошибки при построении сложных предложений. Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях. Пунктуация в конструкциях с составными подчинительными союзами. Пунктуация при оборотах с непервообразными предлогами. Пунктуация при вводных словах и словосочетаниях. Пунктуация при однородных членах предложения. Ошибки в сочетаниях однородных членов предложения.

Стоимость обучения

Услуги Полный пакет участия Эконом. пакет участия
Очное участие в семинаре X X
Возможность индивидуальной консультации X
Обеспечение питанием (кофе, обеды) X
Предоставление комплекта участника X X
Авторские методические раздаточные материалы X
Сертификат о прохождении обучения X X
Посттренинговая поддержка в течение полугода X
Возможность участия по гарантийному письму с постоплатой X
Стоимость обучения для юридических лиц 9000 7900
Стоимость обучения для физических лиц 7500 6000
Стоимость указана в рублях. НДС не облагается (применяется упрощенная система налогообложения (Информационное письмо (Форма № 26.2-7) от 11.10.2013 № 1235). Затраты списываются на себестоимость согласно 264 ст. НК РФ. При выборе полного пакета предоставляются скидки:
  • при участии двух и более сотрудников от одной организации;
  • при участии представителей ВУЗов, государственных организаций и органов государственной власти;
  • для физических лиц (оплата обучения за свой счёт).
Документ об обучении По окончанию обучения, после успешной сдачи итоговой аттестации, слушателям выдается Сертификат о пройденном обучении

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры