Волк в русских народных сказках характер. Животные в русских народных сказках

Главная / Измена мужа

сказка животное моральный поучение

Волк достаточно популярный персонаж русских народных сказок, но в сознании русских людей его образ наделен по большей части отрицательными характеристиками. Чаще всего в русских народных сказках волк - это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно все обманывают и подставляют (Лисичка-сестричка и Волк, Волк и Коза, Волк-дурень, Зимовье зверей). Но надо отметить то, что даже когда волка в сказках представляют дурнем, он никогда не бывает подлым и низким, в отличии от лисы.

Ранее уже было сказано, что сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. И, например, воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость - глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники вроде специально ставят волка в условия, оправдывающие его поступки, которые должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему, но этого не происходит, потому что нет места в жизни глупости, жестокости и жадности - вот главный тезис сказок.

Одна из самых знаменитых сказок про волка - сказка Волк и семеро козлят. Мать-коза, отлучаясь из дома, предупреждает своих козлят остерегаться волка, который бродит неподалёку. Тем временем, волк, воспользовавшись удачным моментом, стучится к козлятам и заявляет, что он - их мать. А козлята в ответ говорят, что голос их матери мягкий, в то время как его голос грубый. Чтобы смягчить свой голос, волк съедает кусок мёда, но козлята всё равно не пускают его, потому что лапы у их матери белые, а не чёрные, как у волка. Тогда тот идёт на мельницу и пачкает свои лапы в муке. Козлята впускают волка, который тут же съедает их всех, кроме самого маленького, спрятавшегося в печке. Вернувшись домой, мать-коза видит разгром, который устроил волк и спасшегося самого маленького козлёнка, который рассказывает ей о произошедшем. Она отправляется за волком и находит его, спящего с набитым желудком, в котором что-то копошится. Мать-коза вспарывает волку живот, и оттуда появляются живыми шесть козлят. Вместо козлят их мама заполняет живот волка камнями. На следующее утро, коза встретила волка и предложила ему посоревноваться в прыжках через костёр, коза перепрыгнула, волк тоже прыгнул, но камни его потянули вниз. Так волк сгорел. Еще один вариант финала - волк, проснувшись с камнями в желудке, захотел пить, пошел к ручью, поскользнулся, упал в воду и от тяжести утонул.

В этой сказке волк жесток и беспощаден, ради своей добычи он способен обмануть маленьких козлят, которые остались одни дома. Обманом (говорит голосом мамы-козы) он говорит козлятам, что именно он их мама и просит впустить его домой. И, когда его впускают, волк съедает всех козлят кроме одного, которого не заметил. Именно благодаря маленькому козленку в этой сказке и наказывается зло, жадность и беспощадность.

В Сказке про волка и лису волк предстает перед читателями немного в другом образе - глупым и наивным зверем, которого легко провести. Лиса в его доме манипулирует и управляет волком, ловко заговаривая его. В самом начале сказки рассказывается, что лиса жила в ледяной избушке, а волк - в хворостяной, и, когда пришла весна, избушка лисы растаяла, и стала она проситься к волку в дом пожить. Волк сжалился над ней и по глупости впустил её к себе. Каждый день лиса умудрялась обмануть волка: говорила, что к ней приходят гости и выходила к ним, чтобы съесть его сметану, масло, потихоньку меняла свое спальное место так, чтобы оно было ближе к печке. Так, лиса перебралась спать на печку, а волка переселила под печь. Сказка закончилась тем, что, продолжая обманывать волка, лиса осталась жить в его доме навсегда, став там хозяйкой, а волка сделав прислугой.

Глупость волка так же описана в сказке Как лиса шила волку шубу. Глупый волк попросил у хитрой лисы сшить ему шубу. Лиса получала от волка овечек: мясо ела, а шерсть продавала. А когда у волка закончилось терпение, и он запросил свою шубу, лиса обманом сгубила его.

Итак, из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод, что волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден - вот основные его качества. Он съедает коня у бедного старика, вламывается в зимовье зверей и нарушает их мирную жизнь, хочет съесть козлят, обманывая их песенкой. Но такие качества никогда не поощряются в сказках, поэтому волк всегда получает по заслугам.

В культуре восточных славян волк - это животное - миф.
Волк принадлежит к "чужому" миру.

Возникновение волка в легендах связывается с землёй. Согласно легенде, Чёрт позавидовал Богу, лепившему человека. Чёрт вылепил из глины волка. Но создав форму, не смог его оживить.

Чёрт предположил, что если волка направить против Бога, то он оживёт. Чёрт стал бегать вокруг волка и кричать: "Куси его!" Но волк не ожил. Это продолжалось до тех пор, пока Бог не крикнул: "Куси его!"

Оживший волк накинулся на Чёрта. Чёрт испугался и залез на ольху.

Но волк успел схватить Чёрта за пятку. Кровь из раненой пятки Чёрта попала на ствол дерева. С тех пор древесина у ольхи красноватая.

А Чёрт стал беспятым. Его в народе так и называют Антипкой (Анчуткой) Беспятым или Беспалым.

В народной культуре образ волка соотносится со смертью и миром мёртвых.

Волк выступает как посредник между миром людей и и силами других миров.

Пословицы и поговорки о волке.

Волков бояться - в лес не ходить.
И волки сыты - и овцы целы.
Сколько волка не корми - он в лес смотрит.
Волка видно и в овечьей шкуре.
Волк волка не съест.

Стихи о волке.

"Волк" Саша Чёрный

Вся деревня спит в снегу.
Ни гу- гу.
Месяц скрылся на ночлег.
Вьётся снег.
Ребятишки все на льду,
На пруду.
Дружно саночки визжат -
едем в ряд!
Кто - в запряжке, кто - седок.
Ветер в бок.
Растянулся наш обоз
До берёз.
Вдруг кричит передовой:
"Черти, стой!"
Стали санки. Хохот смолк.
"Братцы, волк!.."
Ух, ка брызнули назад!
Словно град.
Врассыпную все с пруда -
Кто куда.
Где же волк? Да это пёс -
Наш Барбос!
Хохот, грохот, смех и толк:
"Ай, да волк!"

Считалки о волке.

Раз, два, три, четыре, пять.
Негде зайчику скакать.
Всюду ходит волк, волк.
Он зубами - щёлк, щёлк!
А мы спрячемся в кусты.
Прячься, заинька и ты!

Волки рыщут,
Пищу ищут.
Мы вначале их поймаем,
А потом и поиграем

Сказки о волке.

Волк - герой многих сказок. Все их знают.
Владимир Пропп в книге "Мифология волшебной сказки" пишет о том, что в русских сказках присутствует восхищение и уважение к волку. Волк помощник и друг в "Сказке об Иван - царевиче, Жар - птице и Сером волке".


В сказке "Сказка о Лисичке - сестричке и Волке" простодушный волк обманут лисой. В сказке "Волк и семеро козлят" волк кровожадный, хочет съесть козлят. В сказке "Теремок" волк как и все звери просится в теремок и дружно живёт с другими зверями.

Подвижная игра "Волки и Колобки"

Для группы детей

Цель игры : развитие речи, развитие ловкости и внимания, соблюдение правил очерёдности.

Ход игры:

Все дети встают в единый большой круг. Каждый ребёнок держит в руках предмет (кубик, круг из картона, маленький обруч для кольцеброса, крышку круглой или овальной формы яркого цвета или другое.) Одна половина круга детей – это «Волки», а вторая - это «Колобки». И между ними идёт диалог.

Волки: Колобочки – колобки,

Знаем мы, что вы робки.

Полезайте в наш мешок,

Рты закройте на замок,

Ждите тихо свой итог.

Колобки: Не полезем мы в мешок.

Знаем мы, что волк жесток!

Исследовательская работа «Волк –образ русских народных сказок и его прототип»

Подготовила ученица КГУ СОШ №9 Тюкова София

Творческий руководитель Евдокимова И.Е.


  • Задачи:
  • познакомиться с историей народных сказок, с особенностями сказок о животных;
  • изучить народные сказки, в которых действует волк, проанализировать образ волка;
  • изучить повадки волка из разных источников;
  • сравнить образ волка с его прототипом.

Объект исследования: тексты русских народных сказок, научно – популярная литература.

Предмет исследования: волк из сказок и его прототип.

Методы: опрос, изучение литературы, наблюдение, классификация, обобщение.

Гипотеза: мое предполагаемое суждение, что образ волка в сказках, его характер не всегда совпадает с повадками его прототипа.


Образ волка в сказках. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»

Волк – добрый, верный помощник.


Русская народная сказка «Лиса и Волк»

В этой сказке наш герой не совсем привычный для нас. Он добрый, доверчивый, наивный, прямодушный, глупый. Он не может отличить ложь и правду, лесть и здравый смысл.


Сказка братьев Гримм «Волк и семеро козлят»

В этой сказке волк превратился

в символ ненасытности и опасности.

Волк зол, жаден, прожорлив.


Русские народные сказки «Волк-дурень», «Глупый волк»

  • В этих сказках он наделен отрицательными чертами. Это придурковатый и простоватый зверь, которого постоянно обманывают. Он представлен дурнем.
  • «Волк стал под горою и разинул свою широкую пасть, а козел себе на уме, полетел с горы как стрела, ударил волка в лоб, да так крепко, что он с ног свалился. А козел и был таков!»


В " Этимологическом словаре школьника" Г.Н. Сычёвой слово "волк" определяется как общеславянское, индоевропейского характера. Существует мнение, что название "волк" образовано от глагола волочить , т.е. "тащить". Волк - хищное животное, он часто уволакивает, утаскивает домашний скот. Поэтому буквально – "таскающий" (домашний скот).

Слово " волк" широко употребляется в прямом и переносном значении, например: к волку в пасть не лезь – общаясь с кем-нибудь, подвергать себя опасности, неприятности. Но тем не менее, волк символизирует свободу, самостоятельность в животном мире, бесстрашие. В природе волк – животное опасное, хищное, умное, изворотливое, вызывающее страх и почтение.


Сравнительная таблица.

Волк в жизни

Волк в сказках

Необычайно умен, способен на многоходовые комбинации.

Наивен, простодушен. Заканчивает жизнь в качестве глупца.

Верен в семейной жизни, коллективное животное. Заботлив.

Одиночка.

Считает лису злейшим врагом, душит ее.

Жалостлив, всегда обманут лисой.

Объект питания –больные слабые животные. Крупная дичь только от голода.

Вечно голодный, готов съесть всех. .

Сильный. Смелый зверь.

Невезучий


Во всём мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг, и даже письменности.

Учёные по-разному толковали сказку. Ряд исследователей фольклора сказкой называли всё, что «сказывалось». Известный сказковед Э. В. Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. Русский сказочный эпос о животных не очень богат: по данным Н. П. Андреева (этнограф, искусствовед), имеется 67 типов сказок о животных. Они составляют неполных 10% всего русского сказочного репертуара, но вместе с тем этот материал отличается большой самобытностью. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери: хитрая «лиса – при беседе краса», глупый и жадный «волк-волчище – из-под куста хватыш», «мышка-погрызуха», «трусоватый заюнок – кривоног, по горке скок». Всё это неправдоподобно, фантастично.

Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представителей животного мира, который характерен для нашей территории. Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями лесов, полей, степных просторов (медведь, волк, лиса, дикий кабан, заяц, ёж и т. д.). В сказках о животных животные сами являются главными героями- персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Цель моей исследовательской работы – сравнить образы диких животных из русских народных сказок с повадками настоящих животных.

Гипотеза – моё предположительное суждение, что образы диких животных, их характеры соответствуют повадкам их прототипам.

1. Персонажи в животном эпосе.

Наблюдая за составом животных, выступающих в качестве действующих персонажей в животном эпосе, я отмечаю преобладание диких, лесных животных. Это – лиса, волк, медведь, заяц, и птицы: журавль, цапля, дрозд, дятел, ворона. Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные или ведущие персонажи. Примеры: кот, петух и лиса; овца, лиса и волк; собака и дятел и другие. Ведущими персонажами, как правило, являются лесные животные, домашние же животные играют подсобную роль.

Сказки о животных строятся на элементарных действиях. Сказки построены на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк. Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом. Действующими лицами являются только одни животные.

Излюбленным героем русских сказок, сделалась лиса: Лиса Патрикеевна, Лисица- красавица, лисица - масляна губица, лиса- кумушка, Лисафья. Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул её, не ворохнётся. Обрадовался мужик, взял лису, положил её в воз с рыбой: «Будет старухе воротник на шубу»- и тронул лошадь, сам пошёл впереди. Лисица выбросила всю рыбу и ушла. Когда лиса стала обедать, прибежал волк. С чего бы это лисе угощать волка! Пускай сам наловит. Лисицу мгновенно осеняет: «Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепляется, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка»

Предложение несуразное, дикое, и, чем оно страннее, тем охотнее верится в него. Но волк послушался. Лиса чувствует полное превосходство над доверчивым и глупым кумом. Образ лисы дорисовывают другие сказки. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью, играет на слабых струнах друзей и недругов. Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы, уносит петуха, выманивая его песней, путём обмана меняет скалочку на гусочку, гусочку на индюшку и т. д. вплоть до бычка. Лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, льстивая, ловкая, хитрая, расчётливая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера. Её хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но и в этом случае она нередко пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде.

Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказках о животных одним из главных персонажей является волк. Это прямая противоположность образу лисы. В сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беды, в какую бы ни попал этот незадачливый, вечно избиваемый зверь. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь. Козёл предлагает волку разинуть пасть и стать под гору, чтобы он мог впрыгнуть в пасть. Козёл опрокидывает волка и убегает (сказка «Волк-дурень»). Образ волка в сказках вечно голодный и одинокий. Он всегда попадает в смешное, нелепое положение.

В многочисленных сказках выведен и медведь: «Мужик, медведь и лиса», «Медведь, собака и кошка» и другие. Образ медведя, оставаясь по-прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, доверчивым неудачником, часто глупым и неповоротливым, косолапым. Он постоянно хвастает своей непомерной силой, хотя с толком применить её может не всегда. Он давит всё, что попадает ему под ноги. Его тяжести не выдержал и хрупкий теремок – дом, в котором мирно жили самые разные лесные зверюшки. В сказках медведь не умён, а глуп, он воплощает в себе большую, но не умную силу.

Сказки, в которых действуют мелкие звери (заяц, лягушка, мышь, ёж), преимущественно юмористические. Заяц в сказках скор на ногу, несмышлён, труслив и боязлив. Ёжик медлительный, но рассудительный, не поддаётся на самые хитроумные уловки своих противников.

Мысль сказочных историй о зверях переходит в пословицы. Лисица со своими сказочными чертами плутовки, хитруньи-пройдохи предстала в пословицах: «Лисица хвоста не замарает», «Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна, от ястреба». Глупый и жадный волк тоже перешёл из сказок в пословицы: «Не клади волку пальца в рот», «Быть тебе волком за твою овечью простоту». А вот пословицы о медведе: «Силён медведь, да в болоте лежит», «В медведе думы много, да вон нейдёт». И здесь медведь наделён огромной, но неразумной силой.

В сказках постоянная борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение.

Прототипы сказочных героев.

А теперь мы рассмотрим повадки и образ жизни настоящих животных. Я руководствовалась книгой «Жизнь животных» немецкого зоолога Альфреда Брема. Благодаря живым описаниям «образа жизни» и «характера» животных, труд Брема стал для многих поколений лучшим популярным руководством по зоологии. Так вот он отрицает преимущественную хитрость лисы и утверждает исключительную хитрость волка. Волки охотятся не в одиночку, а сообща. Они бродят обычно небольшими стаями по 10-15 особей. В стае соблюдается строгая иерархия. Вожак стаи почти всегда самец (волк-«альфа»). В стае его можно узнать по приподнятому хвосту. Среди самок также есть своя волчица-«альфа», которая обычно идет впереди вожака. В моменты опасности или охоты вожак становится во главе стаи. Далее на иерархической лестнице располагаются взрослые члены стаи и одиночные волки. Ниже всего стоят подросшие волчата, которых стая принимает только на второй год. Взрослые волки все время проверяют силу вышестоящих волков. В результате, молодые волки, взрослея, поднимаются выше по иерархической лестнице, а стареющие волки опускаются все ниже. Столь развитая социальная структура значительно повышает эффективность охоты. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы. Добыча делится между членами стаи соответственно рангу. Старые волки, не способные участвовать в совместной охоте, следуют за стаей в отдалении и довольствуются остатками ее добычи. Остатки пищи волк зарывает в снег, а летом прячет про запас в укромном месте, куда позже возвращается, чтобы доесть несъеденное. Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое.

Когда я изучила материал о повадках лисы, то я нашла некоторые сходства со сказочной лисой. Например, настоящая лиса, как и сказочная, любит наведываться в курятник. Она избегает глухих таёжных лесов, предпочитая леса в районе сельскохозяйственных угодий. И норку себе ищет уже готовую. Может занять нору барсука, песца, сурка. Хвост лисицы тоже упоминается в сказках. И действительно, пушистый хвост можно считать её особенностью. Лиса действует им как рулём, делая резкие повороты во время преследований. А ещё она им укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком и уткнув нос в его основание. Оказывается, в этом месте расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки. Предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обаяние лисицы, но точнее его назначение пока остаётся невыясненным.

6 Лисица-мать охраняет лисят и не подпускает никого близко. Если, например, около норы появится собака или человек, то лисица прибегает к «хитрости»- старается отвести их от своего жилища, завлекая за собой

А вот герои сказок журавль и цапля. О не сказочном, настоящем сером или обыкновенном журавле в книге А. Брема «Жизнь животных» говорится: «Очень чуток журавль к ласке и обиде – обиду он может помнить месяцы и даже годы». Сказочный журавль наделён чертами реальной птицы: ему и скучно, он памятлив на обиду. О цапле в этой же книге говорится, что она злобна и жадна. Это объясняет, почему цапля в народной сказке думает прежде всего о том, чем будет её кормить журавль. Она зла, как настоящая, не сказочная цапля: недобро приняла сватовство, ругает сватающегося жениха: «Ступай прочь, долговязый!»

В сказках, в поговорках говорится – «труслив, как заяц». А между тем зайцы не столько трусливы, сколько осторожны. Им необходима эта осторожность, так как в ней их спасение. Природное чутьё и способность быстро убегать большими прыжками в сочетании с приёмами запутывания своих следов компенсируют их беззащитность. Впрочем, заяц способен давать отпор: если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног. Мать-зайчиха кормит не только своих детёнышей, а вообще всех обнаруженных зайчат. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчат, притворяясь раненой, больной, старается привлечь к себе внимание, стуча ногами о землю.

Медведь в сказках предстаёт перед нами медлительным, неповоротливым. А между тем, неуклюжий на вид медведь исключительно быстро бегает – со скоростью свыше 55 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотно). И, оказывается, медведь активен в течение всего дня, но чаще по утрам и вечерам. У них хорошо развито чувство обоняния, а зрение и слух довольно слабые. В сказках медведь воплощает в себе большую силу и его прототип одним ударом лапы способен сломать спину быку или бизону.

Изучая животный эпос, мы должны остерегаться очень распространённого заблуждения, будто сказки о животных действительно представляют собой рассказы из жизни животных. До исследования этой темы, я тоже придерживалась такого суждения. Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей. Правда, до некоторой степени животные действуют согласно своей природе: лошадь лягается, петух поёт, лиса живёт в норе (впрочем, далеко не всегда), медведь медлителен и сонлив, заяц труслив и т. д. Всё это придаёт сказкам характер реализма.

Обрисовка животных в сказках иногда настолько убедительна, что мы с детства привыкли подсознательно определять характеры животных по сказкам. Сюда относится представление, будто лиса – животное исключительно хитрое. Однако всякий зоолог знает что это мнение ни на чём не основано. Каждое животное хитро по-своему.

Звери вступают в содружество и водят компанию, какая невозможна в природе.

Но всё-таки я хочу заметить, что в сказках есть и множество таких деталей в изображении зверей и птиц, которые подсмотрены народом из жизни настоящих зверей.

Прочитав литературу о сказках, о жизни и поведении животных и сравнив образы и их прототипы, у меня появились две версии. С одной стороны, образы животных похожи на свои прототипы (злой волчище, мишка косолапый, лисичка - таскающая кур и т. д.). С другой стороны, изучив, наблюдения зоологов я могу сказать, что образы и их прототипы имеют мало общего с действительными повадками зверей.

Искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок птиц и зверей.

И ещё: изучив историю сказок о животных, я пришла к выводу: сказки о животных чаще всего принимают форму рассказов о людях под личиной животных. В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с её страстями, алчностью, жадностью, коварством, глупостью и хитростью и в то же время с дружбой, верностью, благодарностью, т. е. широкая гамма человеческих чувств и характеров.

Сказки о животных – «энциклопедия жизни» народа. Сказки о животных – детство самого человечества!

Отдел образования Администрации Юстинского районного муниципального образования

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Харбинская средняя общеобразовательная школа»

Районный заочный конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Номинация «Гуманитарно-экологические исследования»

Образ волка в калмыцких и русских народных сказках.

Ангариков Ангрик Алексеевич,

учащийся 7 класса МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа» Юстинского района

Руководитель: Ангарикова Байн Анатольевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Харбинская средняя общеобразовательная школа» Юстинского района

Харба, 2015 год.

Содержание:

Введение. 2.

1.1. Актуальность темы.

1.2. Область исследования, объект исследования.

1.3. Цели и задачи исследования.

1.4. Этапы исследования. Методы исследования.

1.5. Обзор литературы

Основная часть. 4.

2.Теоретические исследования. Сказки о животных. 4.

3. Практические исследования:

3.1. Образ волка в сказках о животных. 8.

3.2. Сравнительный анализ образ волка в калмыцких и русских народных сказках о животных 10.

Заключение 12.

Список литературы. 13.

Введение

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».
А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»

Сказка – удивительный мир, где причудливо переплетаются реальные и вымышленные события, персонажи, есть своя необычная поэтика, красота языка и непременно находится мораль, скрыто или явно звучащая в сказке.

Знакомясь со сказками, мы замечаем, калмыцкие и русские сказки очень похожи. Что общего в сказках разных народов? А чем они отличаются? У меня возникли вопросы, на которые захотелось найти ответы.

Исследование посвящено анализу и сравнению образу волка в сказках о животных – русских народных и калмыцких народных сказках. Выполнение поставленной цели началось со знакомства с историей сказок: определения жанра, собирания и изучения сказок, с их классификации.

Я провел исследование, целью которого было сравнение образа волка в русской народной и калмыцкой народной сказках о животных

Объект исследования – образ волка в народных сказках о животных.

Предмет исследования – общие и отличительные черты образа волка в русских народных и калмыцких народных сказках о животных.

Задачи исследования :

    Познакомиться с историей народных сказок.

    Проанализировать особенности народных сказок о животных.

    Установить общие и отличительные черты образа волка в русских и калмыцких народных сказках о животных.

Методы работы:

    Изучение литературных источников по проблеме.

    Поисковый метод.

    Сравнение двух сказок (аналогия, противопоставление, обобщение).

    Анализ результатов.

План работы над проектом:

    Выбор темы, составление плана работы

    Работа с литературой, поиск информации по вопросу

    Чтение сказок.

    Сравнение сюжета, композиции и особенностей языка русской народной сказки «Звери в яме» и калмыцкой народной сказки «Барс, волк, лиса и верблюд »

    Сравнение и анализ результатов, описание.

Обзор литературы:

В учебных пособиях для школ Моисеева А.И., Моисеева Н.И «История и культура калмыцкого народа (XVII – XVIII вв.)» и В.Т. Сарангова «Калмыцкое народное поэтическое творчество: Сказки» раскрывается форма бытования, структура калмыцкой сказки

Книга В. Я. Проппа (1895-1970), крупнейшего фольклориста XX века, «Русская сказка» своего рода пособие по сказковедению, популярная энциклопедия сказки. В итоговую работу о сказке входит свод информации о собирании, изучении, структуре и развитии, форме бытования всех видов русской сказок.

Для сравнения взяты русская народная сказка “Звери в яме” из сборника «Русские народные сказки» (составление и вступительная статья Аникина В.П.) и калмыцкая народная сказка Барс, волк, лиса и верблюд из книги «Калмыцкие сказки о животных. Мышь и верблюд. Перевод с калмыцкого» (составитель В.Д. Бадмаева)

Практическая ценность работы: результаты исследования могут быть использованы при изучении фольклора русского и калмыцкого.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении указываются цели и задачи исследования, обосновывается актуальность выбранной темы. В основной части исследуется образ волка в сказках народов мира в целом, рассматриваются образы волка в русских и калмыцких народных сказках, выявляются похожие черты и особенности волка в сказках разных народов. В заключении даны выводы на основании исследованного материала.

Основная часть.

2.Особенности сказок о животных.

В «Большом толковом словаре современного русского языка» Д.Н. Ушакова сказка определена как повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Сказка – это душа народа, воплощённая в слове, богатейший источник народной мудрости.

Современная наука различает следующие жанры сказок:

1) о животных;

2) волшебные;

3) новеллистические;

4) легендарные;

5) сказки-пародии;

6) детские сказки.

В калмыцком фольклоре исследователи отмечают четыре основных сказочных жанра: а) волшебные, б) богатырские, в) бытовые, г) сказки о животных.

В.Я. Пропп дает следующее определение сказок о животных: “Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования”.

Сказками о животных называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже – домашние животные. Эти сказки возникли в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто сталкиваться со зверями, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. В эту эпоху борьба со зверями была очень опасна, вследствие плохого вооружения человека; человек казался самому себе слабым сравнительно с целым рядом хищных зверей; наоборот, многие звери должны были представляться ему необыкновенно могучими. Под влиянием анимистического мировоззрения человек приписывал зверям человеческие свойства даже в преувеличенных размерах: крик зверя или птицы был человеку непонятен, но человеческая речь зверям и птицам понятна; зверь и птица знают больше, чем человек, и понимают стремления человека. В эту эпоху возникло убеждение в возможности превращения в зверя и обратно. Рост человеческого могущества должен был постепенно ослаблять эти взгляды и убеждения, и это должно было отразиться на содержании сказок о животных.

Вначале складывались простые рассказы о животных и птицах и рыбах, об их отношениях между собой и с человеком. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности.

Выделение сходных особенностей у животных и человека (речь - крик, поведение - повадки) послужило основой для совмещения в образах животных их качеств с качествами человека: животные говорят и ведут себя, как люди. В.Я. Пропп писал: «Сила художественного реализма настолько велика, что мы не замечаем, что, несмотря на тонко подмеченные свойства животных, животные в сказке часто поступают вовсе не как животные и их действия не согласуются с их природой. В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с её страстями, алчностью, жадностью, коварством, глупостью и хитростью и в то же время с дружбой, верностью, благодарностью, т.е. широкая гамма человеческих чувств и характеров, равно как и реалистическое изображение человеческого, в частности, крестьянского быта». Это совмещение привело и к типизации характеров животных, которые стали воплощением определенных качеств: лиса - хитрости, волк - глупости и жадности, медведь - доверчивости, заяц - трусости. Так сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали разуметь людей определенных характеров. Но едва ли есть основания считать, что во всех сказках в образах животных изображаются человеческие черты. Своеобразие образа животного в сказках как раз в том и состоит, что черты человеческие в нем никогда не вытесняют полностью черт животного.

В сказках о животных фигуры животных реалистические; они резко отличаются от фантастической жар-птицы волшебных сказок: такой птицы нет в действительности, но лиса, волк, медведь, заяц, журавль взяты из реальной жизни.

Однако следует подчеркнуть, что основной смысловой аспект сказок о животных - моральный. В моральном плане можно выделить две основных идеи сказок о животных: прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых и сильных, и прославление самой победы, которая приносит слушателям моральное удовлетворение.

Структура сказок о животных довольно проста. Самая примечательная особенность строения этого типа сказок - нанизывание эпизодов. Весьма характерна для развития действия встреча животных друг с другом. Пожалуй, только в сказках о животных композиция отличается такой ярко выраженной функциональностью. Все звенья сюжета построены таким образом, чтобы с предельной быстротой в коротком эпизоде вскрыть сущность явлений, передать характер взаимоотношений персонажей.

Каждому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

2.1. Русские сказки о животных

Сказки о животных – один из древнейших видов русских сказок. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

В.Я. Пропп в своей книге «Русская сказка» (глава 6 «Сказки о животных») выделяет шесть групп сказок о животных:

1) сказки о диких животных;

2) сказки о диких и домашних животных;

3) сказки о человеке и диких животных;

4) сказки о домашних животных;

5) сказки о птицах, рыбах и др.;

6) сказки о прочих животных, растениях и др.

В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.

Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов ("Лиса и Тетерев", "Бобовое зернышко"). В них диалоги преобладают над повествованием. Они двигают действие, раскрывают ситуации, показывают состояние персонажей. В текст включаются небольшие песенки ("Колобок", "Коза-дереза"). Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений.

Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно ("Бобовое зернышко", "Звери в яме"). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.

2.2. Калмыцкие сказки о животных.

Калмыцкие сказки о животных просты по сюжету, несложны по композиции и по объему небольшие. В них действуют дикие звери и животные - волки, лисицы, барсы, львы, слоны, зайцы; домашние животные - бараны, верблюды, козлы; птицы - воробьи, вороны, павлины, петухи, совы; грызуны - суслики, мыши; из насекомых чаще всего фигурирует комар.

Сказки эти аллегоричны: под видом хищников выведены ханы, нойоны, зайсанги. В образе барса, льва, волка изображаются глупые, безжалостные люди, в образе лисы - обманщики, хитрецы, лжецы, в образе слона и верблюда - сильные, но ленивые и не любящие трудиться. Совершенно ясно, что в этих сказках осуждаются дурные, несправедливые дела и несовместимые с народной моралью отрицательные поступки представителей эксплуататорского класса. В образе птиц, очевидно, выведены люди невинные, попадавшие по своей наивности в сети обманщиков, угнетателей, различных притеснителей в классовом обществе того времени.

Сказки, написанные на калмыцком языке, дают возможность познакомиться с традициями, культурой и устным творчеством. Например, бурятские сказки, в которых главными героями являются животные, учат читателя отличать доброе, светлое начало от злого, сопереживать и помогать слабому, верить в справедливость. Ждать счастливого завершения испытаний.

Весь сюжет сказки построен на постоянном столкновении добра и зла. Силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации. Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо.

Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории. У каждого народа свой путь и своя судьба, свой язык и условия обитания. В сходстве исторической народной жизни и следует искать ответ на вопрос о том, в чём же причины схожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.

2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.

3. Сказки могут передаваться и через книгу.

3. Образ волка в народных сказках

Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный?

Волк – хищный зверь, распространенный в северном полушарии планеты Земля. Вид у волка достаточно свирепый и устрашающий. Волк является традиционным героем народных сказок и эпосов большинства народов мира. В нашем сознании образ волка наделен по большей части отрицательными характеристиками:

Вы – холодные снежные звери.

Неисчислимы ваши потери…

Жутким плачем расколется ночь.

Все, никто мне не сможет помочь.

Застынет под окнами бешеный вой –

Это снежные волки пришли за мной.

В. Бутусов «Снежные волки»

В "Этимологическом словаре школьника" Г.Н. Сычёвой слово "волк" определяется как общеславянское, индоевропейского характера. Существует мнение, что название "волк" образовано от глагола волочить , т.е. "тащить". Волк - хищное животное, он часто уволакивает, утаскивает домашний скот. Поэтому буквально – "таскающий" (домашний скот).

Слово " волк" широко употребляется в прямом и переносном значении, например: к волку в пасть не лезь – общаясь с кем-нибудь, подвергать себя опасности, неприятности. Но тем не менее, волк символизирует свободу, самостоятельность в животном мире, бесстрашие. В природе волк – животное опасное, хищное, умное, изворотливое, вызывающее страх и почтение.

3.1.1. Образ волка в русских сказках о животных.

В русских волшебных сказках существует образ волка мудрого, волка помощника героям сказок. В таких сказках волк предстаёт неведомой силой, неким ведуном (даёт советы Иван – царевичу), Знахарем (излечивает от болезней), например, в сказке "Иван-царевич и серый волк". Волк олицетворяет таинственные, наделённые огромным знанием силы.

Волк в сказках о животных выступает уже со злыми чертами: он зол, жаден, прожорлив, но глуп и недогадлив. В древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («»). Но в итоге

А. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек». Социальный прототип волка довольно ясен. Народ знал немало лиходеев и преступников, от которых ему приходилось тяжко. Сказка о том, как волк зарезал свинью («Свинья и волк»), рисует в образе волка жестокого и неумолимого господина, который взыскивал с крестьян за потраву.

Добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка: волк пожирает козлят и погибает («Волк и коза»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Волк-дурень»).

Чаще других зверей волка обманывает и жестоко смеется над ним лиса. Но в русской сказке мы можем почувствовать симпатию и сочувствие, выражаемое по отношению к волку, даже если он «остался в дураках» («Сказка о Лисичке-сестричке и Волке», «Как лиса шила волку шубу», «За лапоток – курочку, за курочку - гусочку», «Лиса-повитуха», «Звери в яме»). То, как обманывает Лиса Волка, на самом деле говорит лишь в пользу последнего – да, он слишком наивен и простодушен (хотя в природе это не так), потому что верит Лисе-плутовке на слово. Ни дать, ни взять – простой деревенский мужичок.

3.1.2. Волк в калмыцких сказках.

Волк у многих монгольских народов считался древним и одним из основных тотемов. В составе калмыков есть этническое подразделение «чонос» («волки»): «ики чонос» (большие волки) и «бага чонос» (малые волки). О происхождении этого рода в народе сохранилась легенда, действие которой происходит «в дочингисхановской Монголии, когда племена и роды жили разрозненно». Сюжет этой легенды не нов. Ромул и Рем из римской мифологии тоже были вскормлены молоком волчицы. Легенда о происхождении рода Чонос была литературно обработана и использована в романе народного писателя Калмыкии Алексея Бадмаева «Зултурган – трава степная», написанном в советские годы.

В сказках о животных волк сильный, но глупый, недалекий и зачастую одураченный.

Злой, жадный, прожорливый волк в сказке «Братья-мыши», но мыши в сказке смогли победить страшного зверя. глуп и недогадлив. В сказке «Слон и волк» волк пытается обмануть простоватого и трусливого слона, но в итоге сам погибает.

Часто волк изображен глупым, недогадливым. Подшучивает над волком и проводит его лиса, но волк всякий раз снова дается ей в обман: «Волк и лиса», «Хитрая лиса», «Лисица, волк и медведь», «Волк, лиса и заяц», «Барс, волк, лиса и верблюд».

Сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, шутки высмеивают пороки. Волк нередко является воплощением глупости. Его глупость - глупость жестокого и жадного зверя.

Из рассмотренных выше сказок можно сделать вывод, что волк нередко глуп, но это не основная его черта: он жесток, свиреп, зол, жаден - вот основные его качества. Но такие качества никогда не поощряются в сказках, поэтому волк всегда получает по заслугам.

3.2. Сравнение русской и калмыцкой народных сказок

Наша задача сравнить русскую народную и калмыцкую народную сказки . Для примера сравним русскую народную сказку “Звери в яме” и калмыцкую народную сказку Барс, волк, лиса и верблюд .

Сравнение русской и калмыцкой народных сказок.

Элементы сказки

Русская народная сказка «Звери в яме»

Калмыцкая народная сказка «Барс, волк, лиса и верблюд»

Место действия

В яму попали звери.

Время действия

Наступила зима

Действующие лица сказки

петушок и курочка, заяц, волк, лиса и медведь

Барс, волк, лиса и верблюд

Действия животных

Разговаривают, думают.

Думают, разговаривают.

Проблемы, которые решают герои

Все хотят выбраться из ямы, и нужно утолить голод

Запасы еды закончились, и нужно утолить голод

Зачин

Жили-были петушок и курочка.

Давно это было. Жили четыре брата: барс, волк, лиса и верблюд.

Завязка

Вот пошел град. Курочка испугалась, побежали петушок с курицей.

Кульминация

Лиса обманом съедала с другими кого-нибудь.

Лиса съела часть верблюжьего мяса, а обвинила во всем волка. Барс убил его, но и сам погиб

Развязка

Лиса всех съела и с помощью птички выбралась из ямы.

Лиса съела верблжье мясо, обманула всех зверей и прожила долго и счастливо.

Диалог, движущий действие.

Звери разговаривают друг с другом. Лиса поет песни, приводящие к гибели кого-нибудь

Звери разговаривают друг с другом. Лиса всегда первая начинает разговор, обманывает других.

Повтор ситуаций и слов

1) Бежали, бежали. Им навстречу - заяц:

- Куда, петушок, бежишь?

- Ай, не спрашивай меня, спрашивай курочку!

2) И запела лиса:

- Медведь-медведýхно - имечко хорошее…

Кура-окурáва - имя худое!

Тут курочку и съели.

Лиса съела рубец.

Что ты делаешь? Барс проверит и убьет, - нас закричал волк.

Верблюд был глупый, а у глупых рубца (сальника) не бывает.

Художественные средства языка: суффиксация

Петушок, курочка, имечко, медведýхно, птичка-синичка.

Выводы.

    Волк широко представлен в сказках разных народов.

    В сказках волк может играть как главную, так и второстепенную роль, но образ волка от этого не меняется.

    В традициях обоих народов волк показан как жестокий, но глупый зверь.

    Чаще всего волка в сказках обоих народов волка обманывает лиса.

    В калмыцких сказках практически нет столкновения диких и домашних животных.

    Русская сказка при внешней схожести сюжета и героев с калмыцкой сказкой, более живая, яркая, образная. В ней больше эпитетов, звукоподражаний, песенок. Это связано с древней традицией рассказывания сказки под музыку и её театрализацией.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки. Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярко. И это не случайно, сказка – совершенное произведение народного духа, оттачивается веками или даже тысячелетиями.

Сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы, от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями.

Форма сказки, компактная, ёмкая, и манера изложения сказки, неназидательная, с виду такая незатейливая, обычно освещённая мягкой улыбкой рассказчика, позволяет передать не только наиболее характерные качества человека, но и выхватить самые глубинные, самые скрытые его черты и в общедоступной форме для любого слушателя или читателя показать, что хорошо, а что плохо. Сказка – вечно ищущая правды и справедливости, любви и счастья душа народа, воплощённая в слове.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи были решены, на все интересующие нас вопросы мы получили ответы. В своей работе мы сравнили русскую народную и калмыцкую народную сказки о животных и увидели, что в них очень много общего, так как народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории. Но сказки одновременно демонстрируют национальное своеобразие фольклора каждого народа. И животные – герои сказок – напоминают и своей речью, и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. Иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни.

Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а, следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

Литература:

    1. История и культура калмыцкого народа (XVII – XVIII вв.): учебное пособие для ОУ./ Моисеев А.И., Моисеева Н.И. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, – 2002. С. 151-163.

      Калмыцкое народное поэтическое творчество: Сказки: Учебное пособие/ В.Т. Сарангов; Калм. Гос. Ун-т; Элиста, –1998. С. 3-11.

3. Мышь и верблюд. Калмыцкие сказки о животных. Перевод с калм.: сборник. Сост.

В.Д. Бадмаева. – Элиста: АУ РК «Издательский дом «Герел», – 2012.

    Пропп В.Я. Русская сказка.

    Русские народные сказки. Составление и вступительная статья Аникина В.П. – Москва: Издательство «Правда», 1990

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры