Рекомендации по организации и проведению занятий. Рекомендации по занятию лечебной физкультурой

Главная / Измена жены

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Колледж сферы услуг №3

Составитель:

Методист Ларионова И.Е.

Москва

2016

Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.

Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ЭВМ, обобщение приемов научной организации и контроля учебного процесса.

Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы с обучающимися. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.

В начале учебного года составляются графики проведения открытых занятий по каждой предметно-цикловой комиссии, на основании которых учебная часть составляет единый график проведения открытых занятий в колледже по семестрам. При планировании проведения открытых занятий целесообразно поручать их проведение, в первую очередь, опытным, творчески работающим преподавателям. Могут привлекаться к проведению открытых занятий и начинающие (молодые) преподаватели, если у них есть интересные педагогические находки.

При планировании открытых занятий необходимо определить конкретную методическую цель каждого из занятий. Выбор темы открытого урока предоставляется преподавателю, который проводит занятие. При прочих равных условиях, преимущества должно быть отдано более сложным темам программы, которые необходимы для осуществления межпредметных связей, недостаточно освещены в методической литературе, требуют педагогических находок в методике их изложения и др.

При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебным группам. Нецелесообразно планировать открытые уроки на сентябрь (время организационных мероприятий), январь, июнь (время сессий).

Уровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач. Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие. Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности орбучающихся, являются основными требованиями к открытому занятию. Открытое занятие должно служить иллюстрацией выводов, к которым пришел преподаватель в результате педагогического эксперимента или на основании многолетнего опыта работы. До проведения открытого занятия рекомендуется обсудить на заседании ПЦК вопросы, связанные с его проведением.

Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей обучения конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия.

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия, которую в обязательном порядке следует обсудить с коллегами. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия. В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть методику, которая составляет основу его педагогического мастерства. При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, использовать результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий, организаций. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит обучающимся быть в курсе современных достижений. К открытому занятию необходимо составить план с четким и разумным распределением времени занятия. Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует испытать в действии приборы и оборудование, вычислительную технику, ТСО, ЭВМ и продумать последовательность их использования на занятии.

Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применение давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Следует помнить, что слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание обучающихся.

Предметно-цикловая комиссия должна оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия, в обсуждении плана его проведения, методического и технического оснащения занятия.

Полный комплект материалов, определяющих методическое обеспечение открытого занятия, включает следующие документы:

  • календарно-тематический план;
  • план учебного занятия, конспект лекции;
  • комплект материалов по разнообразным видам контроля;
  • дидактический и раздаточный материал;
  • задания для самостоятельной работы;
  • презентации и другие материалы на электронных носителях;
  • варианты задач или вопросов для выдачи домашнего задания;
  • методическую разработку или рекомендации по проведению конкретного открытого занятия.

В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.

Преподаватель, готовящий открытое занятие, рассматривает это занятие в свете тех педагогических задач, которые положены в основу его деятельности, чтобы используемые методы и средства воздействия на студентов, способы организации из работы на занятии помогли другим педагогам критически оценить увиденное, и вызвали желание использовать отдельные элементы в преподавании своей дисциплины. Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями. Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать методическим требованиям.

Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании ПЦК представляется на рассмотрение методического Совета и сдается в методический кабинет.

Открытое занятие проводится в обычной деловой обстановке.

Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание обучающихся. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии группы своего отношения к работе преподавателя, ведущего занятие. Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.

Обсуждение открытого занятия проводится, как правило, в день его проведения. Цель обсуждения – оценка правильности постановки цели занятия, целесообразность выбранных методов и средств, оказание помощи преподавателю в акцентировании внимания на отдельных использованных методических приемах, рассмотрение их эффективности с точки зрения поставленных задач. При обсуждении занятия вопросы к преподавателю, проведшему занятие, должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методах работы, о конкретных явлениях данного занятия), не уводить обсуждение от поставленной цели.

Выступления присутствующих на обсуждении проведенного занятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  • преподаватель, проводивший открытое занятие;
  • приглашенные преподаватели;
  • председатель ПЦК;
  • заместитель директора по учебной работе, методист.

Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил открытое занятие. Он должен четко дать свою оценку уроку, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие цели, которые лежат в основе его работы.

Выступающие преподаватели должны детально разобрать достоинства и недостатки открытого занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования мультимедийной компьютерной техники. В ходе обсуждений следует отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя. В заключении выступают заместитель директора по учебной работе и методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности дальнейшего использования представленного опыта. При анализе выступающие должны оценить не только учебную, но и воспитательную роль занятия, его значение для освоения специальности. Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим творческий обмен мнениями, дискуссия, которые вызовут желание не только оценить критически работу коллег, но и творчески использовать его опыт в работе.

После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, отстаивает свою точку зрения.

Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.

Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива.


Ирина Дуденкова
Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Прививать интерес к физкультуре нужно с раннего детсва. Но как же это сделать в домашних условиях ?. Можно оборудовать спортивный уголок дома . Сделать это очень просто : одни пособия можно купить в специализированном магазине, другие смастерить самим. Спортивный уголок дома помогает организовать свободное время детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в детском саду, развитию ловкости, самостоятельности, уверенности. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложными предметами различного назначения.

Существует много способов, которые обеспечивают физическое развитие детей : совместные подвижные игры и физические упражнения , закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях и др.

Но наиболее хороших результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться , сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно -оздоровительном комплексе, которое включает разнообразные спортивные снаряды и тренажеры. При этом ребенок получает уникальную возможность тренировки вне зависимости от погоды, наличия свободного времени у родителей .

Главное назначение спортивного уголка - развитие практически всех двигательных качеств : силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе :

Делают каждодневные занятия физкультурой более эмоциональными и разнообразными;

Воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;

Позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

Подсказки для родителей .

Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств : игрушек, воздушных шариков и т. п. Они привлекут внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

Одежда для занятий не играет большой роли. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в шортах и хлопчатобумажной майке.

Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему : «Умница, ты уже до самого верха лесенки долез!»

Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит : «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам, затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики, затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.

Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений .

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.

Также обязательно нужно заниматься с детьми дыхательной гимнастикой. Ниже приведём несколько комклесов.

Примерные комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс 1.

Послушаем свое дыхание

Цель : учить детей прислушиваться к своему дыханию, оп-ределять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

(как удобно в дан-ный момент) . Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному ды-ханию и определяют :

Куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

Какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно) ;

какое дыхание : поверхностное (легкое) или глубокое;

какова частота дыхания : часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой) ;

Тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической на-грузки или после , чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель : учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от пре-дыдущей физической нагрузки ) . Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз) .

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы да-же подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрей

Цель : учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание) .

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а ле-вую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка» .

3-4. То же другими ноздрями.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой) . Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель : учить детей укреплять мышцы органов брюшной по-лости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытя-нуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка : на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - жи-вот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивает-ся к спине.

Повторить 4-10 раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель : учить детей укреплять межреберные мышцы, концен-трировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель : учить детей укреплять и стимулировать верхние ды-хательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку поло-жить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным под-нятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб-лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель : учить детей укреплять дыхательные мышцы всей ды-хательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаб-лено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Исходное положение - стоя или в движении.

2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

3. Задержать дыхание на 3-4 секунд.

4. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с» , выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» .

Комплекс 2.

Цель данного комплекса : укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движе-нии.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из ком-плекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновре-менно с каждым поворотом вдох носом : короткий, шумный (как ёжик, с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается) . Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой» , резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух) .

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

Дыхательная гимнастика совместно с физической культурой хорошо влияют на здоровье детей.

В заключении скажем, нужно как можно чаще хвалить ребёнка даже за, казалось бы, незначительные успехи. И тогда у него появится стимул быть ещё сильнее, ещё быстрее, ещё лучше.

Современная система ДОД представляет собой специфическую ветвь в отечественной педагогике развития. Именно дополнительное образование детей представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых. Содержание образования в ОУ ДОД обычно определяется образовательной программой, учебным планом и образовательными программами педагогов дополнительного образования, разрабатываемых педагогическими работниками самостоятельно. При организации образовательного процесса педагоги дополнительного образования реализуют собственные индивидуально — авторские, модифицированные, развивающие программы, а также программы углубленные по определенным образовательным направленностям для одаренных детей и другие, используя основную форму организации образовательного процесса занятие.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает целым рядом особенностей:

Менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу участ­ников, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятель­ности;

Более динамично, носит элемент опережения; имеет другую систему оценивания.

В данной работе представлена методика и технология проведения занятия художественно – эстетической направленности в системе дополнительного образования детей. Методическая разработка может быть использована в работе педагогов дополнительного образования, учителями школ, занимающиеся внеурочной деятельностью, кружковой работой.

Занятие — основной элемент образова­тельного процесса в МБУ ДО «Центр «Луч», но се­годня существенно меняется его форма организации. Глав­ное не сообщение информационных знаний, а выявление опыта обучающихся, вклю­чение их в сотрудничество, активный поиск необходимых знаний. Занятия в учреждении посещают дети и подростки в возрасте от 4 до 18 лет, развивая свой творческий потенциал. А педагоги Центра «Луч», ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, на занятиях осуществляют целостный образовательный процесс (развитие, воспитание, обучение детей и подростков в соответствии с их природными задатками, склонностями и интересами).

Занятие в учреждении, прежде всего, это то время, которое проводят с детьми педагоги, организуя различную образовательную и досуговую деятельность. Оно характеризуется тем, что личностный компо­нент является приоритетным в содержании образовательной деятельности, и основное внимание педагогом уделяется развитию личностно-смысловой сферы ребенка (отношение к действительности, переживание, сопереживание, осознание ценностных ориентиров в жизнедеятельности детского коллектива и пр .).

Каждое учебное занятие является запланированным и проводится педагогом дополнительного образования в соответствии с учебно — тематическим планом реализуемой образовательной программы.Поэтому любое занятие представляет собой цепочку одного связующего звена образовательной программы, реализуемой в конкретном детском творческом объединении.

Творческое объединение «Юный художник» МБУ ДО «Центр «Луч »работает по комплексной общеразвивающей образовательной программе «Школа художественного творчества». Главной задачей этой программы является приобщение детей к эмоциональному восприятию предметно – пространственного окружения и к самостоятельной деятельности по художественной организации среды. Отличие от других подобных программ в том, что художественная организация среды в ней рассматривается как процесс, объединяющий в себе законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно – прикладного искусства и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего и внешнего окружения человека. Каждое занятие в данном объединении имеет четкую структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, выбранной формы.

В своей деятельности педагоги руководствуются методикой подготовки к учебным занятиям, которая включает в себя:

1. определение темы занятия;

2. продумывание общего хода занятия;

3. продумывание и отбор содержания теоретической части за­нятия;

4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

5. подбор методических материалов по теме занятия;

6. выполнение практической работы;

7.составление плана занятия (при необходимости).

Рассмотрим Методические рекомендации педагогу художественной направленности МБУ ДО «Центр «Луч» по проведению занятия на тему «Изменение цветового пространства в разное время суток», представленного в образовательной программе в разделе «Пейзаж».

Педагогу, прежде всего, следует продумать специфическую особенность занятия, логику построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определиться с объемом образовательного компонента учебного материала.

Целевые установки занятия должны быть направлены на определенные конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.

Педагогу следует обратить внимание по постановку задач, направленных

на развитие реальных творческих способностей детей, нравственной и эмоциональной областей личности ребёнка.

В данном занятии на развитие творческих способностей следует обратить внимание на самостоятельную индивидуальную работу обучающихся при создании пейзажа. А нравственное и эмоциональное воздействие на детей необходимо отследить в процессе просмотра и обсуждения наглядного материала по теме.

При разработке содержания данного занятия педагогу необходимо обращать внимание на:

  • четкость в определении содержательных компонентов занятия в соответствии с целями и возможностями, определяемыми данной возрастной ступенью развития обучающихся;
  • связь данного занятия с предыдущими и последующими занятиями
  • единство воспитательной, развивающей, обучающей целей занятия;
  • применение принципа ценностной ориентации;
  • применение необходимых методов образования;
  • сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы с обучающимися.

Очень важно при организации учебного занятия педагогу следует придерживаться технологической цепочки:

— организации работы обучающихся на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемле­мом для них темпе;

— чёткое, поэтапное объяснение на высоком профессиональном уровне теоретического материала по данной теме образовательной программы;

— установки не на механическое запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;

— обязательный контроль или итоговая проверка, осуществляемые в контексте объяснения новой темы, после ее изу­чения и как итоговая проверка;

— реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии.

На первоначальном этапе занятия педагогу необходимо создать благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе — проанализировать все выполненные детьми работы.

По теме занятия «Изменение цветового пространства в разное время суток», педагогу следует подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио — видеотеку и дидактические средства: наглядные пособия, учебные задания для индивидуальной и групповой работы, дифференцированные упражнения, итоговые задания, тесты и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала. А также подготовить индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определить объем и формы самостоятельной работы с детьми. Педагогу необходимо обратить внимание на выбор методов обучения, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых

Для решения учебно-воспитательных задач.Методы обучения на занятии должны соответствовать:

·задачам занятия;

·характеру и содержанию учебного материала;

· уровню знаний, умений и навыков обучающихся;

·материальному обеспечению занятия;

·личным качествам педагога, его подготовленности и уровню методического мастерства;

· индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности обучающихся;

· регламенту времени.

В течение всего занятия в работе над темой педагог обязан осуществлять психолого — педагогическую поддержку обучающихся, направленную на:

  • создание благоприятных перспектив учебной деятельности;
  • гуманизацию обучения (оптимизация нагрузки в соответствии с индивидуально — психологическими особенностями учащихся (подбор индивидуальных заданий в процессе обучения);
  • оптимизацию нагрузки в связи с учетом динамики работоспособности; и в соответствии с мотивацией к обучению.

Педагогу не следует забывать о соблюдении государственных санитарно- гигиенических норм, временном режиме занятия в данной возрастной категории детей, о методике здоровье сбережения.

Поскольку в запланированном занятии обучающимся предъявляются для личностного осмысления и проживания, следующие ценности: природа, красота, труд, свобода выбора., то педагогу необходимо продемонстрировать и рассказать о своих работах по теме проводимого занятия.

Данное занятие разработано в системе личностно – ориентированного образования и направлено на инициирование субъективных свойств и потенциалов личности ребёнка, развитие её универсальных функций через самостоятельную творческую работу. Поэтому педагогу ещё раз важно обратить внимание на использование форм организации работы на занятии:

· педагог – детский коллектив

· индивидуальная работа каждого обучающегося (изображение на плоскости по впечатлению или воображению).

А также на методы работы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.

Обоснованность выбора именно этих методов наилучшим образом будут способствовать достижению поставленной цели, обеспечивать развитие познавательной деятельности. Выбор этих методов позволит педагогу учитывать возрастные возможности обучащихся, поскольку дети в возрасте 8 – 9 лет наблюдательны, творчески активны, эмоционально отзывчивы.

Педагогу также важно соблюдать демократический стиль общения с обучающимися. Не следует забывать технологию построения занятия, подразделяющегося на ряд этапов, которые логически взаимосвязаны:

·организационный;

·проверочный;

·подготовительный;

·основной;

·контрольный;

·рефлексивный;

·итоговый;

А каждый последующий этап отличается от другого этапа сменой видов деятельности, содержанием, конкретными задачами.

2.План-конспект занятия художественной направленности по теме «Пейзаж»

В качестве практического материала предлагается план – конспект занятия педагога живописи МБУ ДО «Центр «Луч» по теме: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток» и анализ проведённого педагогом занятия.

Тема занятия: «Изменения цветовой гаммы пространства в течение суток».

Вид занятия: учебное занятие – рисование по впечатлению (воображению).

Цели занятия:

1. развивающая цель — развивать воображение, творческую фантазию;

2. воспитательная — воспитывать эстетическое отношение к природе;

  1. обучающая — учить подбирать цветовую гамму для изображения разного времени суток в пейзаже, закрепить знание о контрастных цветах, об этапах создания пейзажа.

Методы проведения занятия: словесный : рассуждение, беседа; наглядный : демонстрация репродукций картин, презентации; практический : практическая работа красками; частично – поисковый : самостоятельная работа по подбору цвета

Материально- техническое оснащение:

· презентация «Природа родного края», подготовленная педагогом

· работы педагога по данной теме

· пособия: «Затемнение и разбел цвета», «Цветовой круг».

· гуашь, акварель (по выбору),

· кисти, палитра,

· ватман (формат А- 4).

Зрительный ряд : И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»,

А. Ромадин «Последний луч», К. Моне «Дама в саду»,

К. Фридрих «Утро в горах», Л.В.Пискунова «Вулканы в солнечных лучах»

Музыкальный ряд : К. Дебюсси «Вечер в Гренаде», Л. Бетховен «Лунная соната», Гершвин «Летний день».

Литературный ряд : стихотворения А. Кондратьева, Ф. Тютчева

Ход занятия по теме:

« Изменение цветового пространства в течение суток».

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию (приложение1).

Создание морально-психологического климата на занятии в детском творческом объединении. Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой целей.

2.Беседа . « Изменение цветового пространства в течение суток».

2.1 Повторение пройденного материала по теме «Пейзаж»:

что такое «пейзаж», «линия горизонта», «воздушная перспектива»?

2.2 Вводное слово педагога. Побудить интерес можно через аналогии, способствующие концентрации внимания и сохранению интереса. Свет и цвет – неотъемлемые элементы пейзажа. Педагог акцентирует внимание детей на особой атмосфере пленяющих нас картины природы: рассвете, различных оттенках летних цветов, тенистых долинах, вершинах гор, освещённых заходящим солнцем, туманом в лесу, неподвижной поверхности воды в озере ранним утром. Сегодня мы узнаем, как передать всю эту красоту красками.

2.3 Диалог – обсуждение цветовой гаммы, звуков, запахов утра, дня, вечера, ночи.

Звучит стихотворение А. Кондратьева (приложение1). Дети рассказывают о своих ощущениях от каждого времени суток. Выбирая определённое время для написания пейзажа, художник стремится изобразить на картине игру света и цвета. Эта игра определяет связь между человеком и природой, пробуждая эмоции, которые художник пытается передать на картине.

Рассматриваем картины художников.

Примерные вопросы к картинам:

·По каким признакам мы узнаём то или иное время суток?

·Какие цвета для неба использовали художники на каждой картине?

·Как изменяется цвета листвы, травы в течение суток?

·Какое настроение вызывает каждая картина? При помощи чего это выразил художник?

·Какое время суток вам больше нравиться? Почему?

Слушаем музыкальные произведения и сопоставляем с картинами. Какое музыкальное произведение вызывает настроение, соответствующее настроению одной из картин? Читая стихотворения Ф. Тютчева и

И. Никитина, воздействуем на фантазию и воображение детей. Просмотр работ педагога, его рассказ о замысле и подборе цвета для изображения определённого времени суток.

Находим общие черты в описании разного времени суток в стихотворениях и картинах.

2.4 Просмотр презентации о природе родного края.

После просмотра обсуждение с детьми природы родного края в разное время суток.

Примерные вопросы:

— Видели ли вы подобные пейзажи?

— В чем их красота?

— Кому какое время суток больше нравиться? Почему?

— Как надо относиться к родной природе?

Изображая природу, можем ли мы способствовать её сохранению? Каким образом?

2.5 Игровой момент «Представь себе». Предлагаем детям закрыть глаза, представить каждому свой пейзаж (утренний, вечерний, ночной, дневной), используя полученные впечатления, и рассказать о нём. Словесные образы настроят на изобразительное повествование, подскажут цветовое решение. 2.6. Подводим итог беседы .

Обобщение . Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

Вывод : Утро, вечер, день, ночь имеют разную цветовую гамму.

Так, ночь – это не черное, бесцветное пространство, это переплетение всех красок с чёрной или серой краской. Оживляется ночной пейзаж за счёт лунного света (если ночь лунная) или электрического освещения (в городском пейзаже).

Утро – время первого солнечно луча, пробуждение природы. Все цвета нежные, туман как бы окутывает дымкой все краски (пособие «Разбел цвета»)

День характеризуется насыщенными цветами. В солнечный день на освещённых местах цвета немного «выбеливаются», а тени – резкие, контрастные (что такое контрастные цвета повторяем по пособию «Цветовой круг»). Небо в такой день пронзительно ярко.

Вечер же богат тёплыми, земляными цветами, на небе оттенки от светло – жёлтого цвета до бордового. Чем ближе к эпицентру заката, тем лучше освещены предметы, и чем дальше, тем они больше погружаются в темноту (пособие «Затемнение цвета»)

2.7 Обобщени е. Итог общему рассуждению. Советы и рекомендации по практическому применению полученной информации

3.Физкультпауза (приложение1).

4. Практическая работа.

Самостоятельная работа обучающихся. Изображение пейзажа (утреннего, вечернего, дневного, ночного) по воображению или впечатлению.

Этапы работы:

1. Начинаем работу с выбора сюжета (что конкретно будет изображено в пейзаже). Делаем установку на творчество, индивидуальность.

2. Карандашом делаем разметку композиции: изображаем линию горизонта и обозначаем основные элементы пейзажа (подразумевается, что обучающиеся имеют первоначальные навыки построения пейзажа).

3. Составляем на палитре оттенки неба, травы, листвы, водной поверхности и других объектов, соответствующие выбранному времени суток. Вспоминаем, что теплые цвета «приближаются», холодные – «отдаляются».

4. Работа красками над фоном неба и водной поверхностью (если она присутствует в пейзаже). Учитываем, что вода сама по себе прозрачна и приобретает цвет отражающихся в ней предметов, неба или элементов ландшафта.

5. Изображение других элементов пейзажа с учётом воздушной перспективы. Вспоминаем, что по законам воздушной перспективы при удалении к линии горизонта все предметы уменьшаются в размерах, а цвета бледнеют и становятся более холодными, тени удалённых предметов – синеют.

5. Подведение итогов занятия. Выставка работ. Положительная оценка работы каждого обучающегося; самоанализ и самооценка детьми результатов своей деятельности на занятии; анализ характерных ошибок.

Выбираем наиболее удачные работы. В качестве стимулирования они будут размещены на выставке кружка.

В заключение занятия поблагодарим детей за творчество, хорошее настроение и увлечённость живописью.

6. Анализ эффективности занятия. Используются методы: самоконтроля, устный контроль (вопросы), письменный контроль

(опросный лист). Самоконтроль проводится с целью выявления тех сторон методики и организации своей работы на занятии, которые приведут обучающихся к успеху или, наоборот, к неудаче, с тем, чтобы на следующих занятиях повторять и развивать удачно найденные приёмы и методы, а неудачные – изменить.

Вопросы для детей:

·Что узнали нового на занятии?

·Что понравилось, что нет?

·Что хотелось бы сделать по – другому?

·Был ли воспитательный эффект на занятии?

Обучающие заполняют «Опросный лист», в котором оценивается деятельность педагога (приложение1)

Критерии оценки детских работ:

·детский рисунок должен заключать в себе эстетическое отношение к миру, его личный выбор;

·детский рисунок должен отражать индивидуальные особенности творческого развития автора определённого возраста в конкретно – историческом времени.

·в детском рисунке должна чувствоваться родственная причастность к природе.

2.1 Анализ проведённого педагогом занятия по теме «Пейзаж»

На данном занятии присутствовали следующие этапы:

Организационный этап.

Задачей организационного этапа были: постановка целей, сообщение темы и плана занятия, первоначальную проверка имеющихся у обучающихся знаний и умений по данной теме, создание мажорного психологического настроя обучающихся на познавательную деятельность, применение приемов активизации внимания обучающихся к готовности восприятия информационного материала по новой теме.

Подготовительный этап ( подготовка к новому содержанию).

Сообщение педагогом темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности (познавательная беседа, проблемное задание, учебный кроссворд и др.) На занятии мотивации учебной деятельности способствовала познавательная беседа.

Основной этап

Усвоение новых знаний и способов действия, первичная проверка понимания, закрепление знаний и способов действий, обобщение и систематизация знаний. На данном занятии новым знанием была цветовая гамма разного времени суток в пейзажах, разбел и затемнение цвета; были закреплены знания о тёплых и холодных цветах, контрасте. После беседы и просмотра наглядного и видео — материала были сделаны выводы и обобщение, выработан алгоритм выполнения практической работы.

Итоговый.

Педагог проанализировал образовательную деятельность обучающихся, поощряя их за определенные выполненные задания. На занятии в качестве поощрения лучшие работы размещались на текущей выставке.

Рефлексивный этап

Педагог оценивал работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность работы. На занятии в форме диалога проходил самоанализ детских работ. А так же самоанализ педагогической деятельности.

Распределение времени на занятии:

1 этап – 2 минуты

2 этап – 2 минуты

3 этап- 15 минут

4 этап — 20 минут

5 этап — 2 минуты

6 этап- 2 минуты

7 этап – 2 минуты

Всего занятие -45 минут

Выводы

Проанализировав посещённое занятие, можно сделать вывод, что методические рекомендации на подготовительном этапе педагогом были учтены. Цели занятия и запланированный объём занятия в целом были выполнены. Дети были активны, показали хорошую работоспособность на занятии, заинтересованность темой, коммуникативность, сформированность навыков живописной работы и навыков изображения пейзажа. Научились наблюдать в природе и подбирать цветовые оттенки для передачи разного времени суток в пейзаже, эстетически откликаться на красоту окружающего мира.

В качестве педагогического контроля творческого развития детей использовалось наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков в процессе работы. Важнейшая функция оценки на занятии – этическая (поддержать, стимулировать творческую активность, в тактичной форме указать на недостатки работы).

Характер общения обучающихся и педагога был положительно – эмоциональным. На занятии поддерживался благоприятный для обучения климат. Распределение времени на отдельных этапах было оптимальным. Доказательством всему этому стали интересные детские работы, творческие пейзажи. Творчество детей и творчество педагога – это путешествие во времени в мир изобразительных, реальных и представляемых образов, это гармоничная, духовная связь и деятельность поколений.

Представленное в данной работе занятие — один из пунктов этого увлекательного путешествия.

Список литературы

1. Иванченко В.Н., Занятие в системе дополнительного образования

Детей. – Ростов — н-Д, изд- во « Учитель».

2. Ермолинская Е.К., Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей. – М., Просвещение, 2004г.

3. Лободина Н.В., Изобразительное искусство. – Саратов, Саратовский полиграфический комбинат, 2006г

Приложение №1

Приложение. СтихотворениеА. Кондратьева

Весенний лес хранит в секрете

Что он увидел на рассвете,

КАК ЛАНДЫШ ДЕРЖИТ НА ВЕСУ

В СТЕКЛЯННЫХ ЧАШЕЧКАХ РОСУ.

День работал целый день –

Переделал много дел:

И жалел под вечер,

Что заняться нечем.

Постукивает поезд вдалеке,

Плеснула рыба в розовой реке,

Присело солнце за притихший лес…

День погрустил немного и исчез.

Звезд полно на небе – и в небе, и в воде

На земле – ни огонька нигде.

Звери и букашки спать легли.

Тишина от неба до земли.

Приложение. Приветствие

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приложение. Физкультпауза.

Я вышел в сад, осенний сад (ходьба на места),

На ветках яблоки висят (круг руками),

Качает ветер ветки (взмах руками).

Я в руки яблоко беру – (потянутся вверх на носочках)

Весёлые, как лето….

Закаты на одном боку (наклон туловища влево),

А на другом — рассветы (наклон туловища вправо)

Приложение.

Опросный лист.

1. Насколько прошедшее занятие было тебе интересно?

Баллы- 0 1 2 3 4 5

2. Насколько тебе понравилась организация проведения занятия? . .

Конспектирование лекции – важный шаг в запоминании материала, поэтому конспект лекций необходимо иметь каждому студенту. Задача студента на лекции – одновременно слушать преподавателя, анализировать и конспектировать информацию. При этом как свидетельствует практика, не нужно стремиться вести дословную запись. Таким образом, лекцию преподавателя можно конспектировать, при этом важно не только внимательно слушать лектора, но и выделять наиболее важную информацию и сокращенно записывать ее. При этом одно и то же содержание фиксируется в сознании четыре раза: во-первых, при самом слушании; во-вторых, когда выделяется главная мысль; в-третьих, когда подыскивается обобщающая фраза, и, наконец, при записи. Материал запоминается более полно, точно и прочно.

Хороший конспект – залог четких ответов на занятиях, хорошего выполнения устных опросов, самостоятельных и контрольных работ. Значимость конспектирования на лекционных занятиях несомненна. Проверено, что составление эффективного конспекта лекций может сократить в четыре раза время, необходимое для полного восстановления нужной информации. Для экономии времени, перед каждой лекцией необходимо внимательно прочитать материал предыдущей лекции, внести исправления, выделить важные аспекты изучаемого материала

Конспект помогает не только лучше усваивать материал на лекции, он оказывается незаменим при подготовке экзамену. Следовательно, студенту в дальнейшем важно уметь оформить конспект так, чтобы важные моменты культурологической идеи были выделены графически, а главную информацию следует выделять в самостоятельные абзацы, фиксируя ее более крупными буквами или цветными маркерами. Конспект должен иметь поля для заметок. Это могут быть библиографические ссылки и, наконец, собственные комментарии.

Практические занятия являются одним из видов занятий при изучении курса дисциплины «Экономическая теория» и включают самостоятельную подготовку студентов по заранее предложенному плану темы, конспектирование предложенной литературы, составление схем, таблиц, работу со словарями, учебными пособиями, первоисточниками, написание эссе, подготовку докладов, решение задач и проблемных ситуаций.

Целью практических занятий является закрепление, расширение, углубление теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, развитие познавательных способностей.

Задачей практического занятия является формирование у студентов навыков самостоятельного мышления и публичного выступления при изучении темы, умения обобщать и анализировать фактический материал, сравнивать различные точки зрения, определять и аргументировать собственную позицию. Основой этого вида занятий является изучение первоисточников, повторение теоретического материала, решение проблемно-поисковых вопросов. В процессе подготовки к практическим занятиям студент учится:

1) самостоятельно работать с научной, учебной литературой, научными изданиями, справочниками;

2) находить, отбирать и обобщать, анализировать информацию;

3) выступать перед аудиторией;

4) рационально усваивать категориальный аппарат.

Самоподготовка к практическим занятиям включает такие виды деятельности как:

1) самостоятельная проработка конспекта лекции, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы;

2) конспектирование обязательной литературы; работа с первоисточниками (является основой для обмена мнениями, выявления непонятного);

3) выступления с докладами (работа над эссе и домашними заданиями и их защита);

4) подготовка к опросам и контрольным работам и экзамену.

Собранные сведения, источники по определенной теме могут служить основой для выступления с докладом на занятиях по дисциплине «Экономическая теория».

Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает сущность исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Различают устный и письменный доклад (по содержанию, близкий к реферату). Выступление с докладом выявляет умение работать с литературой; способность раскрыть сущность поставленной проблемы одногруппникам, ее актуальность; общую подготовку в рамках дисциплины.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные ориентиры работы над докладом, студент должен ответить на следующие вопросы:

ТЕМА → как это назвать?

ПРОБЛЕМА → что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

АКТУАЛЬНОСТЬ → почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ → что рассматривается?

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ → как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

ЦЕЛЬ → какой результат, работающий над темой, намерен получить, каким он его видит?

ЗАДАЧИ → что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

ГИПОТЕЗА И ЗАЩИЩАЕМЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ → что не очевидно в объекте, что докладчик видит в нем такого, чего не замечают другие?

Отличительной чертой доклада является научный стиль речи. Основная цель научного стиля речи – сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания.

Этапы работы над докладом:

    подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата, рекомендуется использовать не менее 4–10 источников);

    составление библиографии;

    обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений;

    разработка плана доклада;

    написание;

    публичное выступление с результатами исследования.

Общая структура такого докладаможет быть следующей:

1) формулировка темы выступления;

2) актуальность темы (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам уделялось недостаточное внимание в данной теме, почему выбрана именно эта тема для изучения);

3) цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы выступления и может уточнять ее);

4) задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие);

5) методика проведения сбора материала (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов);

6) результаты. Краткое изложение новой информации, которую получил докладчик в процессе изучения темы. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым мыслям. Желательно продемонстрировать иллюстрированные книги, копии иллюстраций, схемы;

7) выводы. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. В заключении выводы должны быть пронумерованы, обычно их не более четырех.

При подготовке к сообщению (выступлению на занятии по какой-либо проблеме) необходимо самостоятельно подобрать литературу, важно использовать и рекомендуемую литературу, внимательно прочитать ее, обратив внимание на ключевые слова, выписав основные понятия, их определения, характеристики тех или иных явлений культуры. Следует самостоятельно составить план своего выступления, а при необходимости и записать весь текст доклада.

Если конспект будущего выступления оказывается слишком объемным, материала слишком много и сокращение его, казалось бы, невозможно, то необходимо, тренируясь, пересказать в устной форме отобранный материал. Неоценимую помощь в работе над докладом оказывают написанные на отдельных листах бумаги записи краткого плана ответа, а также записи имен, дат, названий, которыми можно воспользоваться во время выступления. В то же время недопустимым является безотрывное чтение текста доклада, поэтому необходимо к нему тщательно готовиться. В конце выступления обычно подводят итог, делают выводы.

Способы заинтересовать слушателей доклада:

    Начать выступление:

– с проблемного или оригинального вопроса по теме выступления;

– с интересной цитаты по теме выступления;

– с конкретного примера из жизни, необычного факта;

– с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью;

– начать с истории, интересного случая;

    Основное изложение:

– после неординарного начала должны следовать обоснование темы, её актуальность, а также научное положение – тезис;

– доклад допускает определенный экспромт (может полностью не совпадать с научной статьей), что привлекает слушателей;

– используйте образные сравнения, контрасты;

– помните об уместности приводимых образов, контрастов, сравнений и мере их использования;

– рассказывая, будьте конкретны;

    Окончание выступления:

– кратко изложить основные мысли, которые были затронуты в докладе;

– процитировать что-нибудь по теме доклада;

– создать кульминацию, оставив слушателей в размышлениях над поставленной проблемой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………… 2

Почему занятие утвердилось в роли основной формы дополнительного образования? ..... 3

Что необходимо для проведения результативного занятия?.................................................... 3

Каковы правила организации занятия? ………………………………………………………. 3

Каков план действия педагога при разработке структуры занятия?....................................... 4

Памятка начинающему педагогу …………………………………………………………….…. 5

Наблюдение за занятием должно охватывать………………………………………………..... 6

Лист наблюдения и оценки учебного занятия …………………………………………….…. 8

Технологическая карта занятия …………………………………………………………..…… 9

Анализ учебного занятия (дидактический аспект) …………………………………………. 10

Примерная памятка для самоанализа занятия педагогом дополнительного образования … 11

Карта выявления уровня организации и проведения практических занятий …………….... 12

Анализ занятия педагога дополнительного образования обучающимися ………………….. 13

Примерный вариант анализа учебного занятия …………………………………………….….14

Анализируем занятие ……………………………………………………………………….… 15

В помощь педагогам ……………………………………………………………………………. 16


Очень часто к методисту с вопросами идут педагоги. Что их волнует, тревожит? У кого-то сложная педагогическая проблема, требующая скорейшего разрешения, кому-то нужна методическая консультация, а кто-то сегодня просто не в духе и ему нужен добрый совет…

Представленный материал содержит рекомендации, памятки, образцы анализов и самоанализов занятий. Здесь можно найти позитивный и своевременный совет, неожиданный взгляд на привычные вещи, народную мудрость – все то, что помогает нам в стремительном потоке времени и дел сохранять душевное равновесие и здравый смысл.

Занятие является «ядерным», основополагающим элементом системы дополнительного образования. С каких бы позиций мы не рассматривали дополнительное образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение эффективного занятия.

Почему занятие утвердилось в роли основной формы

дополнительного образования?

Во-первых, на занятии присутствуют все участники данного образовательного объединения. Во-вторых, занятие обладает гибкостью, адаптивностью, позволяющей изучать самый разнооб­разный по содержанию и беспрерывно обновляющийся материал. В-третьих, только на заняти­ях возможно изучать систематически весь курс программы. В четвертых, занятие позволяет сочетать индивидуальную работу учащихся с коллективной.

Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, которые стоят перед ним: передает учащимся новые знания, формирует у них умения и навыки, развивает их познавательные интересы и творческие способности, во­лю, характер и другие жизненно ценные качества личности.

Что необходимо для проведения результативного занятия?

Чтобы провести эффективное занятие, необходимо знать функции занятия и конечную цель деятельности педагога по организации занятия, потом установить средства ее достижения, что поможет достижению цели, а затем определить способ, как действовать, чтобы достичь резуль­тата.

Каковы правила организации занятия?

Первое - определить цель, заранее запланированный конечный результат (чего надо дос­тичь).

Второе - отобрать содержание материала занятия, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь содержания с жизненным опытом учащихся и способами умственных и практических действий; определить систему заданий и самостоятельных работ учащихся.

Материал занятия делится на более обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов. Второстепенные же вопросы и мелкие детали группируются вокруг главных. Таким образом, изложение материала развертывается не как ровная нить, а имеет узлы. На этих узлах сосредоточивается внимание обучающихся и делаются выводы.

Третье - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с по­ставленными целями и задачами и содержанием материала.

В зависимости от содержания материала занятия планируется и деятельность обучающихся. При одних методах активность детей на занятии ограничивается пониманием и запоминанием учеб­ного материала. При других - обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения добывать их, самостоятельно работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил. Именно такие ме­тоды обучения развивают познавательные интересы учащихся. Вызывают максимальную ак­тивность, удовлетворяют их разнообразные запросы.

Четвертое - оснащение занятия разнообразными средствами обучения. Оснащение тесно связано с методами занятия и оказывает существенное влияние на их эффективность.

Пятое - управление деятельностью учащихся со стороны педагога. Педагог - не только ис­точник знаний. Он обучает и воспитывает всеми качествами своей личности, оказывает всесто­роннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

Успех занятия зависит от педагога как личности: насколько широко он образован и методи­чески опытен, как относится к своему делу и к детям, хорошо ли он подготовлен к занятию, с каким настроением ведет занятия, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их переживания, тактично влиять на каждого. Все это вместе характеризует стиль работы педагога, его педаго­гическое мастерство и определяет силу воспитательного воздействия его на личность ребенка.

Шестое - педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

Каков план действия педагога при разработке структуры занятия?

План действия педагога при разработке структуры занятия представляется в следующей по­следовательности:

Формулировка цели и задач занятия.

Выбор модели структуры занятия.

Выделение смысловых блоков.

Формулировка познавательных задач к каждому блоку.

Планирование познавательной деятельности учащихся применительно к каждой познава­тельной задаче (т.е. отбор методов, методических приемов и форм организации деятельности: фронтальная, индивидуальная и коллективная).

Анализ хода занятия с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и за­дач.

Внесение необходимых корректив.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией:

Четкое продуманное педагогом распределение времени, а также своих обязанностей и обя­занностей учащихся.

Руководство и управление познавательной деятельностью всех учащихся.

Сочетание коллективной работы с групповой и индивидуальной.

Систематическая обратная связь.

Обеспечение дисциплины и порядка в течение занятия.

То есть без хорошей организации занятия никакая структура не обеспечит реализацию цели.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий.


Наблюдение за занятием должно охватывать:

1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит педагог в учебное помещение, (кабинет), имеется ли в наличии план занятия, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к занятию, санитарное состояние кабинета, дежурство и общий порядок;

2) Содержание занятия . Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, система стимулирования;

3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система педагогических требований. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону занятия:

а) руководитель (присутствующий методист, коллега) обращает внимание на методы опроса (если таковой необходим), приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов обучения используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения проблемных задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий (если таковые необходимы и используются);

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы (если таковые необходимы);

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя (методиста, коллеги) представляет и роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающимися.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение – это лишь первый этап контроля, второй – разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все учебные занятия были комбинированными, включали все “элементы” - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия , нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы . Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке.

Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

а) состав данной учебной группы, уровень развития и способностей обучающихся (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, контрольных и практических работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);

б) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Кроме того, мы считаем односторонний анализ занятия (только со стороны методистов, коллег или только самоанализ) недостаточно достоверным и недостаточно надежным и, в итоге, нерациональным и неэффективным. Наиболее точный диагностический срез мы можем получить, исходя из соотношения результатов анализа занятия как можно большим числом категорий лиц, участвующих в образовательном процессе: самоанализа занятия педагогом; наблюдающими коллегами, методистами, руководителями образовательного учреждения; анализа занятия обучающимися как потребителями образовательного процесса; анализа занятия родителями (попечителями) как основными заказчиками образовательного процесса.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как кажется, такая схема:

1. Во время занятия присутствующие (коллеги, методисты, руководители образовательного учреждения, родители) анализируют занятие по критериям, отражаемым в бланке «Лист наблюдения и оценки занятия». По окончании занятия они сдают бланки с результатами анализа присутствующему специалисту.

2. По окончании занятия сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет. Начиная с этого этапа и далее, дети не присутствуют;

3. Затем присутствующий специалист (коллега, методист, руководитель – один уполномоченный представитель) анализирует положительные стороны занятия, выявленные как специалистами, так и заказчиками образовательного процесса;

4. Затем присутствующий заказчик образовательного процесса (родитель, попечитель – один уполномоченный представитель) вносит поправки и добавления, предложения по организации и содержанию занятия со своей точки зрения;

5. Только после этого следует разбор отрицательных моментов, выявленных специалистами (в случае общего отрицательного результата занятия родители на этом этапе не присутствуют);

6. Наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

7. После разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Лист наблюдения и оценки учебного занятия

Проверяющий___________________________________________________________________________________________

Дата________________ Объединение_______________________________________________________________________

Ф.И.О.педагога__________________________________________________________________________________________

Количество детей в группе_____________ на занятии__________________________________________________________

Тема: __________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

Технологическая карта занятия приложена

Требования к

деятельности педагога

оценка

Требования к деятельности

обучающихся

оценка

уд.

хор.

отл.

уд.

хор.

отл.

1. Начало занятия

1.Внимание детей на различных этапах:

В начале

В середине

В конце

2. Повторение и проверка знаний

2. Интерес к теме

3.Теоретический уровень

изложения:

Научность

Логичность

Систематичность

Последовательность

Доступность

3 .Активность детей при опросе:

при изучении

при закреплении

4.Раскрытие темы

4.Прочность знаний, умений, навыков

5. Отбор материала

5.Самостоятельность суждений

6. Организация внимания

детей

6.Отношение к педагогу

7.Воспитательная сторона занятия

7.Культура труда

8. Использование ТСО, наглядности,

дидактического материала

8.Речь

9.Индивидуальный подход

9.Вопросы к педагогу

10. Эмоциональность

10. Самоконтроль

11.Педагогический такт

11. Дисциплина:

готовность к занятию

во время занятия

во время самостоятельной работы

во время объяснения

во время объяснения д/з

12.Речь

Мнение педагога, проводившего занятие и рекомендации проверяющего:

13. Расчет времени

14. Организация самостоятельной

работы:

методика

15. Объективность

16. Домашнее задание

/подпись проверяющего/__________________________________

Технологическая карта занятия

Педагог_______________________________________________________________________

Тема занятия__________________________________________________________________

Дата проведения_______________________________________________________________

Возраст детей_________________________________________________________________

Цель занятия__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задачи занятия_________________________________________________________________

Тип занятия, форма проведения__________________________________________________

Методы, используемые в процессе занятия_________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предполагаемый результат:_____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА

ДЕЙСТВИЕ ДЕТЕЙ

Анализ учебного занятия

(дидактический аспект)

Умение ставить понятную и посильно трудную для детей цель, разбивать ее на реально достижимые задачи

Соотнесение цели с конечным результатом

Воспитательные ценности учебного материала

Использования методов обучения, их соответствие выдвинутым задачам

Эффективность методов и приёмов, используемых педагогом для развития мыслительных операций и деятельно-практической сферы ребенка

Оптимальное сочетание словесных, наглядных, практических, репродуктивных и креативных методов обучения

Положительная реакция детей на используемые методы (понимание, активное включение…)

Структурная организованность, логическая упорядоченность учебного занятия

Соответствие содержания данного занятия плану, что дает возможность определить степень подготовленности данного занятия, умение педагогом планировать свою работу и использовать импровизацию

Предъявление четких требований к учебной деятельности

Достаточность предложенного материала, заинтересованность им детей

Направленность учебной деятельности на реально достижимый результат

Последовательность и системность в решении задач

Использование специально разработанных технологий для достижения результата

Побуждение обучающихся к активному самостоятельному добыванию знаний и приобретению умений

Введение элементов проблемности, развитие навыков научного поиска

Постановка неоднозначных вопросов

Желание детей полученные знания применить на практике

Индивидуальные творческие и исследовательские задания

Самостоятельная работа детей с учебными пособиями и литературой на занятии и дома

Оценка учебных достижений обучающихся, поддержка ребенка в ситуации преодоления учебных трудностей

Индивидуальный подход к результату каждого

Оценка является анализом выполненной работы

Использование стимулирующих методов оценивания

Формирование адекватной самооценки

Контроль за отрицательными мотивами в обучении

Умение видеть и исправить свою ошибку

Ценностно-смысловая насыщенность учебного занятий

Наличие образовательной составляющей занятия

Учебно-тематическое согласование с предметами школьного курса

Практическая направленность учебного занятия

Воспитание культуры межличностных взаимоотношений в учебной группе

Педагогическая культура самого педагога

Организация работы в микрогруппах

Помощь старших детей в разновозрастных группах

Коммуникативные умения детей

Создание эмоционально-положительной атмосферы на занятии

Побуждение детей к выражению положительных эмоций

Использование различных форм поощрений

Создание перспективы успешной деятельности

Уютный кабинет и доброжелательность педагога

Минутки отдыха или расслабления на занятии

Учет индивидуальных и возрастных познавательных возможностей детей

Знание возрастной психологии ребёнка

Использование индивидуальности каждого в подборе творческих заданий

Стимулирование различных точек зрения у ребят

Развивающая направленность учебного занятия

Личная и общественная значимость занятий

Перспектива дальнейшей деятельности

Развитие высших психических функций личности

Творческий характер деятельности


Примерная памятка для самоанализа занятия

педагогом дополнительного образования

1. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

2. Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?

3. Какие задачи решались на занятии:

а) образовательные,

б) воспитательные,

в) задачи развития?

4. Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?

5. Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в занятии для опроса, изучения нового материала, закрепления и.т.п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы занятия? Логичны ли «связки» между этапами занятия?

6. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на занятии и почему? Выбрано ли главное, существенное?

7. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

8. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

9. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

10. Как использовался на занятиях учебный кабинет (иное пространство), какие средства обучения? Почему?

11. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия и обеспечивалась ли вообще?

12. За счет чего на занятии поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

13. Как и за счёт чего обеспечивалось на занятии и в домашней работе обучающихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузок обучающихся?

14. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

15.Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему? Когда педагог планирует восполнение нереализованного?

КАРТА

выявления уровня организации и проведения практических занятий педагогами дополнительного образования детей

Проанализируйте занятие по следующим параметрам в зависимости от степени их выраженности по 10-бальной шкале. Обведите кружком соответствующую оценку, при этом один балл соответствует минимальной выраженности параметра, а десять – максимальной.

Соответствие темы и содержания занятия образовательной программе педагога

Направленность занятия на выполнение поставленной цели воспитания и развития личности ребёнка

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Последовательность и взаимосвязанность отдельных этапов, обеспечение целостности и завершённости занятия

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Соответствие применяемых методов содержанию материала, типу и цели занятия, возрастным особенностям детей

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Умение владеть группой и организовать работу детей с учётом их индивидуальных особенностей

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Применение познавательных, поисковых, эвристических, исследовательских, творческих заданий

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Мотивация учения в течение занятия, применение с этой целью особых приёмов

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Уровень усвоения детьми знаний, умений и навыков, а также умение применять их на практике.

10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 - 1

Анализ занятия

обучающимися

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у инструктора.

    Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

а) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

    Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

    Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

а) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

    Когда тебе было особенно интересно?

а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

    Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

а) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

    Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо тебе за твои ответы!

Примерный вариант анализа учебного занятия

педагога дополнительного образования

(Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования)

 постановка и комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

 глубина, полнота, научность;

 соответствие поставленных задач и содержание занятия;

 структурированность материала по сложности, объему;

 наличие занимательных фактов.

2. Методы и средства обучения. Технология.

 проблемность изложения материала;

 способы мотивации;

 технология организации деятельности;

 характер заданий;

 соответствие заданий целям и задачам.

3. Характер общения на занятия

 гуманистическая направленность учебно- воспитательного процесса;

 взаимодействие педагога и ребенка;

 привлекательность личности педагога на занятии;

 способность к творчеству, импровизации, нестандартность мышления;

 интеллектуальный уровень, педагогическая культура, эрудиция.

4. Результативность занятия

 уровень достижения цели занятия;

 завершенность задуманного;

 обратная связь на занятии;

 активность детей на занятии.


Анализируем занятие

Анализ занятия как процесс осознания и самопознания формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес, определяет необходимость изучения проблем обучения, повышает качество преподавания.

    Каково место данного занятия в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия? В чем его специфика?

    Какова характеристика реальных возможностей обучающихся данной группы? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?

    Какие задачи педагог решает на занятии (общеобразовательные, воспитательные, развивающие)? Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для педагога главными, стержневыми, как учёл педагог в задачах особенность группы?

    Почему выбранная структура занятия была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса, изучения нового материала, закрепления? Логическая связь между различными этапами занятия.

    На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на занятии и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т. е. из всего рассказанного выделить главное ясно и четко, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?

    Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к обучающимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось? Только объем, или только содержание, или степень помощи, оказанной обучающимся, или все в совокупности?

    Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков обучающихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?

    Как использовался на занятии учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?

    За счет чего на занятии поддерживалась психологическая атмосфера, в чем конкретно проявлялась культура общения с группой? Как педагог поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

    За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность обучающихся в течение всего занятия?

    Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации?

    Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие?


Мякинченко Л.П., Ушакова Т.В. Современный урок. Схемы анализа урока.//Настольная книга завуча школы.– 2006.– С.293-299.

Гребёнкина Л.К., Анциперова Н.С. Критерии эффективности наблюдения, анализа и оценки урока //Технология управленческой деятельности заместителя директора школы.– 200.– С. 125-130.

Плешакова Л.В., Савельев В.В. Анализ и самоанализ занятия педагога дополнительного образования //Методические рекомендации и разработки по изготовлению мягкой игрушки. -2003.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры